Содержание
- Сколько лет в году
- Век — это сколько лет
- Введение
- Понятие о патрологии, предмет ее, задачи, метод и значение
- Отношение патрологии к другим богословским наукам
- Понятие о святых отцах церкви и авторитете их творений
- История изучения святоотеческих творений
- Издания и переводы на русских язык творений святых отцов
- Курсы патрологии
- Периодизация истории святоотеческой письменности
Сколько лет в году
Год состоит из весны, лета, осени и зимы.
Точно также как «день» и «сутки» мы используем как слова синонимы, «год» и «лет» обозначают один и тот же промежуток времени в 365 (366) дней.
«Лет» — это «лето» в родительном падеже множественного числа. От него произошло «летоисчисление», «летопись», «Новолетие».
«Новолетие» — это Новый год славян. Его праздновали в день осеннего равноденствия (22-23 сентября) после сбора урожая. «Как встретишь Новый год, так его и проведешь». Хороший урожай собрал, так сытый год будет до следующей осени, скудный — голодным ходить будешь. Поразительно, насколько сильно это выражение засело у нас в головах, что даже по прошествии стольких лет мы его активно используем.
«Год» тоже имеет производные слова: «годовщина», «година».
Как правильно писать
- равен 100 годам, но составляет 100 лет
Век — это сколько лет
«Десятилетие» — это 10 лет. Текущее десятилетие: 2011—2020 гг. включительно.
«Век» или «столетие» — это 100 лет. Сотая часть века — это 1 год. Четверть века = 100/4 = 25 лет. Половина века = 100/2 = 50 лет. Текущий век: 2001—2100 гг. включительно.
«Милле́ниум» или «тысячелетие» — это 1000 лет или 10 веков. Текущее тысячелетие: 2001—3000 гг. включительно.
Священник Михаил Викторович Легеев
Патрология. Период Древней Церкви. Хрестоматия
© Издательство Санкт-Петербургской православной духовной академии, 2015
Патрология. Период Древней Церкви
Тема 1
Предмет патрологии: отцы и учителя Церкви
1.1. Что такое патрология? Общее понятие о предмете
Слово «патрология» происходит от греческих слов «πάτερ» (отец) и «λόγος» (слово, учение, наука) и по своей прямой этимологии, таким образом, имеет следующее значение: наука об отцах. Интуитивно ясные в общих чертах понятия «отцы», «святые отцы», «отцы Церкви», как очевидно, составляют некий корень предметной области патрологии, которая, однако, этими понятиями не исчерпывается. Патрология – это не только наука об отцах; ее предмет требует существенного пояснения.
Прежде чем дать определение патрологии как науке, следует обозначить ее предметную область во всех важнейших подробностях. В схематическом виде она имеет в своем составе три элемента, или звена, каждый из которых и связан теснейшим образом с двумя другими, и имеет самостоятельное значение:
1. Историческая динамика церковной мысли и церковных задач как целого.
2. Школы и тенденции мысли; их участие в осмыслении исторических задач Церкви.
3. Отцы и учителя Церкви – отдельные личности; их вклад и участие в жизни школ и решении исторических задач единой Церкви.
1.2. Отцы и учителя Церкви – начальное «звено» предметной области патрологии
Так сказать, предметным «кирпичиком», непосредственным, основным и незаменимым объектом всякого патрологического исследования или учебного пособия являются конкретные исторические личности, люди, персоналии, которых мы называем «отцы и учителя Церкви».
1.2.1. Понятие о духовном отечестве. «Отцы», «святые отцы», «отцы Церкви»
Понятие «отцы» присуще далеко не только одной науке патрологии, но имеет широкое и даже повсеместное употребление в святоотеческой и вообще церковной литературе, начиная с самой глубокой древности и до наших дней. Отцами именуются духовные наставники прошлого, святые, опыт и наследие которых есть для всяких настоящих и последующих поколений членов Церкви свидетельство бытия самой Церкви и жизнь церковного Предания, созидающего Церковь в истории. Изначальным источником такого духовного отечества является Сам Отец Небесный; через Сына Божия (Который есть не только Царь, Пастырь или Друг, но также и отец всем христианам, братьям во Христе), а затем через апостолов это духовное отечество непрерывной нитью распространяется в исторической ткани Церкви вплоть до наших дней. Отсюда, из словоупотребления самих же «отцов», это слово органическим образом приходит и в патрологическую науку, и даже формирует сам наиболее внешний облик этой науки, выраженный в ее наименовании.
Следует заметить, что в патрологической науке чаще и даже как правило принято говорить не «отцы», а «святые отцы» или «отцы Церкви». Между этими тремя понятиями нет существенной или, по крайней мере, точно определенной разницы. Все они отсылают к святым прошлого. Существует, однако, важная особенность специфически патрологического смысла, вкладываемого в эти понятия. «Святыми отцами» или «отцами Церкви» в патрологическом смысле называются не все святые, но только те, которые внесли существенный вклад в церковную жизнь своего времени, решая вопросы, которые оно ставило перед Церковью. Этот вклад закреплялся в наследии святых, то есть в конкретных текстах, которые по большей части дошли до наших дней.
1.2.2. Учителя Церкви
Такой вклад и такое наследие оставили после себя не только святые люди. Были среди них те, кого Церковь по каким-либо причинам не почтила за святых – как правило, по причине богословских ошибок, которые соседствовали с тем благотворным влиянием, какое имели их идеи для Церкви (как, например, у Оригена), а порой даже и из-за явного отступления от Церкви в конце жизни (каков был Тертуллиан). Этих людей патрология называет «учителями Церкви», подчеркивая этим названием как раз то значение, какое они сыграли в церковной истории. Безусловно, «удельный вес» значения учителей Церкви во всем объеме ее Предания и перед святыми отцами невелик; абсолютно доминирующее значение для патрологии, как и для самой Церкви, имеют церковные отцы, святые – им, следовательно, и будет уделено здесь главное внимание и место.
Характерное описание двойственности исторической роли одного из «учителей Церкви», принесшего Церкви и великое благо, и великие беды, дает святой V века, прп. Викентий Леринский:
«Чего темного для уразумения не сделал он ясным своими истолкованиями? Чего трудного для совершения не сделал он таким, чтобы представлялось весьма легким?… Никогда не было такого учителя, который бы употреблял столько доказательств из Божественного закона, сколько он <…> Не достало бы у меня времени, если бы я решился исчислить хотя малейшую долю заслуг Оригена, которые впрочем все относились не к одной славе религии, но и к великости искушения <…> Сила в том, что искушение от столь знаменитого лица, учителя, пророка, не обыкновенное какоенибудь, но, как последствия показали, чрезвычайно опасное, весьма многих отторгло от целости веры» (Викентий Леринский, прп. Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков. I:17)
Следует отличать понятие «учитель Церкви» в патрологической науке и в широком общецерковном употреблении. В широком смысле «великими учителями и святителями» могут быть названы даже самые выдающиеся из святых отцов, и здесь, совершенно напротив, нежели в патрологическом значении, выражение «учитель» будет указывать на величие святости, а не на его недостаток.
1.2.3. Подведение итогов темы
Итак, мы видим, что начальное звено предметной области патрологии, первичный и основной предмет ее изучения, составляют отцы и учителя Церкви – те люди, которые внесли и оставили по себе в письменном наследии (как правило, но не обязательно сохранившемся до наших дней) существенно значимый вклад в церковную жизнь, решали ее насущные задачи, способствовали осуществлению ее исторического бытия.
Традиционною и практически неизменною схемою изучения отцов и учителей Церкви в патрологической науке выступает следующая последовательность:
1. Жизнь (жизнеописание);
2. Труды (творения);
3. Учение (богословие).
Все это, разумеется, относится к предметной области патрологии, более того, к наиболее очевидной, видимой и легко идентифицируемой ее стороне.
1.2.4. Понятие об отцах Церкви в православной и в «западной» (римо-католической, протестантской) церковной науке; их отличия
Понятие об отцах Церкви в западной патрологической науке отличается от такового в православной патрологии. Основным отличием (могут быть и другие нюансы в определениях) является хронология. Если понятие о святых отцах, или отцах Церкви, в православной патрологии не ограничено какими-либо временными рамками и к таковым могут быть с равным успехом причислены, например, свт. Афанасий Великий, живший в IV веке, и прп. Иустин Попович, живший в XX веке, то таковое же понятие в патрологии, например, Римо-Католической Церкви, ограничит «эпоху отцов Церкви» определенным историческим периодом, как правило, заканчивающимся в VIII веке. В некоторых, особенно старых, курсах патрологии православных авторов можно встретить отголоски западного определения отцов Церкви. Это объясняется именно влиянием западной церковной науки на того или иного автора; сегодня церковная наука отказалась от такого подхода.
Введение
Понятие о патрологии, предмет ее, задачи, метод и значение
Отношение патрологии к другим богословским наукам
Понятие о святых отцах церкви и авторитете их творений
История изучения святоотеческих творений
Издания и переводы на русских язык творений святых отцов
Курсы патрологии
Периодизация истории святоотеческой письменности
I. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода Раздел I. Мужи апостольские Святой Климент епископ Римский Житие Творения Учение Святой Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский Житие Творения Богословие Святой Поликарп, епископ Смирнский Житие Творения Учение. Послание святого Поликарпа имеет главным «Учение двенадцати апостолов» («Дидахи») Послание Варнавы Учение «Пастырь» Ерма Нравственное и догматическое учение Общие замечания о памятниках послеапостольского периода Раздел II. Апологеты Апология Аристида Афинагор Сочинения Богословие Святой Милитон, епископ Сардийский Творения Святой мученик Иустин Философ Житие Творения Богословские взгляды Татиан Сочинения Святой Феофил, епископ Антиохийский Творения Учение О Ермии Философе Минуций Феликс Учение Общие замечания о рассмотренных сочинениях Раздел III. Борьба Церкви с гностицизмом Святой Ириней, епископ Лионский Житие Творения Богословие Святой Ипполит, епископ Римский Житие Творения Богословие Раздел IV. Возникновение научного богословия А. Североафриканская школа Тертуллиан Жизнеописание Сочинения Богословие Святой Киприан, eпископ Карфагенский Житие Творения Догматическое учение Христианская наука (III в.) Александрийская и Антиохийская школы богословия Б. Александрийская школа О Пантене Климент Александрийский Жизнеописание Сочинения Воззрения Богословие Ориген Жизнеописание Сочинения Учение Святой Дионисий Александрийский Житие Творения и учение Святой Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский Житие Творения и богословие Святой Мефодий Патарский Творения и богословие Развитие святоотеческой мысли в первые три века II. Золотой век святоотеческой письменности (IV – первая половина V вв.) Общая характеристика посленикейского периода Восточные святые Отцы Святой Афанасий Великий Житие Творения Богословие Отцы-каппадокийцы – святые Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский Святой Василий Великий Житие Творения Святой Григорий Богослов Житие Творения Учение Святой Григорий Нисский Житие Творения Догматическое учение Святой Кирилл Иерусалимский Житие Творения Учение О Святой Троице Святой Иоанн Златоуст Житие Творения Богословие Западные святые Отцы Святой Амвросий Медиоланский Житие Творения Богословие Блаженный Иероним Стридонский Житие Творения и богословие Блаженный Августин Иппонский Житие Творения Догматико-апологетические произведения против язычников и иудеев Учение Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин – отец востока и запада Житие Творения Богословие Золотой век святоотеческой письменности Библиография
Введение
Понятие о патрологии, предмет ее, задачи, метод и значение
Патрология есть наука, имеющая своей задачей историческое изучение развития церковной письменности и постепенного раскрытия в ней церковного сознания (христианского вероучения, нравоучения и церковной дисциплины).1
Предмет изучения Патрологии – церковная письменность: творения святых отцов Церкви и церковных писателей. В этих творениях, как и в жизни их авторов, раскрывается церковное учение о христианской вере и жизни.
Задачи Патрологии. Церковная письменность является предметом научного изучения с двух сторон: со стороны её содержания и литературной формы. Важнейшая сторона церковной письменности – это её содержание. Оно ценно для нас как в историческом отношении, поскольку отражает состояние церковного сознания в области христианского вероучения, нравоучения и церковной практики в определённый период, так и в догматическом, поскольку сохраняет в себе Священное Предание. В последнем отношении ценность церковной письменности особенно велика. Для догматических определений она является, с одной стороны, источником содержания, а с другой – критерием, устанавливающим непрерывную нить Предания между каждым отдельным Собором и апостольским временем; для церковных установлений она служит основанием их точной хронологической датировки.
Таким образом, церковная письменность преимущественно поставляет материал, относящийся к Священному Преданию, хранимому в кафолическом вселенском церковном сознании. Поэтому задача патрологии заключается в оценке содержания церковной письменности по степени верности и точности выражения в нём Священного Предания.
Со стороны формы церковная письменность изучается, как всякий литературный памятник, на основе обычных принципов историколитературного исследования: определяется объём рассматриваемой литературы, время её возникновения, устанавливается подлинность отдельных сочинений и правильность дошедшего до нас текста.
Для верного понимания произведений церковной литературы нужно изучить условия и обстановку, в которых они возникли, в частности, ознакомиться с личностью авторов, их жизнью, характером, духовной атмосферой, в которой они жили, и влияниями, под которыми они находились. Это задача церковно-историческая. В связи с этим при изучении жизни и деятельности каждого писателя выделяются три главных момента: 1) биографический (жизнь его); 2) библиографический (творения); 3) систематический (воззрения).
Метод Патрологии – историко-критический: каждый литературный факт должен быть точно установлен, с указанием степени его достоверности и исторической ценности.
Значение Патрологии обусловливается важностью её предмета – церковной письменности. Для святых отцов Церкви и церковных писателей христианство не было чем-то повседневным, обычным; они живо чувствовали и сознавали всю его благодатность, а потому их творения помогают лучше понять силу и величие христианства и проникнуться его духом; чтение их творений вселяет дух церковный, развивает привычку жить и мыслить в согласии с Истиной.
Огромное значение церковная письменность имеет и для богословских дисциплин – она является их источником. В ней, прежде всего, можно найти богатый материал для экзегетики, истолкования Священного Писания как в смысле буквально-грамматическом, так и в духовно-аллегорическом. Важна, далее, церковная письменность для систематического богословия (догматического и нравственного), в частности, на ней зиждется история догматов, которая знакомит нас с выражением церковного учения; в ней сохраняется Священное Предание. Важно также изучение церковной письменности для церковной истории, ибо церковная письменность проливает свет на внутреннюю жизнь Церкви.
Наконец, и практическое богословие во всех своих разветвлениях (церковное право, пастырское богословие, гомилетика, литургика) пользуется также произведениями церковной письменности.
Отношение патрологии к другим богословским наукам
Из всех богословских наук наибольшее родство патрология имеет с догматикой и церковной историей. Однако её нельзя смешивать с упомянутыми науками. Догматика излагает христианское вероучение в систематическом порядке, осуществляя свою задачу главным образом теоретически. Патрология в своей догматико-исторической части показывает, как постепенно раскрывалось христианское вероучение, как воспринималось и в какой степени усваивалось оно церковным сознанием. Далее, в патрологии отводится место не только общепринятой кафолической догме и постепенному закреплению её в церковном сознании в виде определённых формул, как это делается в догматике, но и вообще богословию церковных писателей с его характерными особенностями, частными мнениями и философскими воззрениями. Наконец, в патрологии святоотеческие творения не подбираются отдельными отрывками к каждому определённому догмату, как в догматике, а рассматриваются в целостном единстве и органической связи с богословием того или другого писателя.
Что касается церковной истории, то она рассматривает главным образом внешнюю сторону жизни Церкви (эпоха гонений, Вселенских Соборов, догматические споры, богослужение). Патрология же изучает внутреннюю религиозно-нравственную жизнь Церкви, её сознание.
Понятие о святых отцах церкви и авторитете их творений
«Отцами Церкви, – говорит Патриарх Московский и всея Руси Сергий, – признаются не те из писателей церковных, которые были наиболее учёны, наиболее начитанны в церковной литературе, но писатели святые, то есть воплотившие в себе ту жизнь Христову, хранить и распространять которую Церковь получила себе в удел».
Таким образом, первым признаком, который позволяет считать того или иного церковного писателя святым отцом, является святость его жизни, почему круг церковных писателей, относимых к категории отцов, не может быть ограничен каким-либо хронологическим порядком (также и курс патрологии). Жизнь Церкви едина во все периоды её истории, и потому всегда возможно достижение состояния святости её членами, сочинения которых будут иметь особый авторитет и могут быть предметом соответствующего исследования и изучения.
Второй признак – чистота догматического и нравственного учения, определяющая достоинство творений святых отцов.
Третий признак – свидетельство Церкви. Оно является той необходимой проверкой чистоты жизни и учения отдельного писателя, после которой его творения получают высокий авторитет для православного богословия.
Часто эти признаки называются латинскими терминами: sanctitas vitae, sanctitas doktrinae, declaration Ecclesiae.
Следует заметить, что против православного понимания достоинства святоотеческих творений имеется со стороны инославных писателей ряд возражений, что в православном богословии святоотеческие творения как бы подменяют Священное Писание или противополагаются ему, что в творениях отцов имеются разногласия, противоречия и т. д.
Прежде всего, необходимо категорически отвергнуть первое возражение. Утверждать о каком-либо противоположении в Православии святоотеческих творений Священному Писанию можно лишь по недоразумению или незнанию православного богословия. Отцы никогда не противополагали своих творений слову Божию, но указывали, что источник их учения и путь к «мысленному просвещению» заключён в Священном Писании, что оно «свет для души», «возводит ум к чудесам» и т. п. Значительную часть святоотеческих творений составляет истолкование Священного Писания. Признавая за этими истолкованиями преимущественное значение по сравнению с истолкованиями других писателей, Церковь лишь свидетельствует о пребывании в отцах того благодатного «помазания», о котором говорил святой Апостол Иоанн Богослов (1Ин. 2, 27). И, при всём уважении к святоотеческим творениям, Церковь никогда – ни в своей литургической жизни, ни в жизни отдельного христианина – не заменяет ими чтения и непосредственного изучения слова Божия.
Более обоснованным представляется, на первый взгляд, утверждение, что в творениях отцов имеются известные разногласия и т. д. Наличие частных мнений у отдельных отцов никогда не отрицалось православным богословием, но эти частные мнения, высказывавшиеся отдельными отцами, не могут уменьшить достоинства их творений. Нетрудно установить, в чём проявляется единство и какого рода разногласия имеются в святоотеческих творениях. Отцы были едины в отношении к догматам и в своём нравственном учении, то есть в самом главном. Что же касается самих разногласий, то они действительно имели место в отношении богословской терминологии, особенно в ранний период, когда эта терминология ещё не была разработана. Известно также, что отцы допускали неодинаковое истолкование отдельных мест Священного Писания. Но это никогда не приводило к противоречию в отношении к догматам или к извращению нравственного учения. Различное истолкование объясняется в основном неодинаковым использованием аллегорического метода. Кроме того, в творениях отцов имеется известное количество сведений исторических и представлений естественно-научных, в которых отцы оставались людьми своего времени.
Наконец, нужно ещё иметь в виду, что отцы далеко не сразу достигли той святости, с которой бывает соединено состояние «мысленного просвещения», придающего авторитет их творениям. Часть содержания святоотеческих творений составляют сведения, даже и в области богословия, полученные путём рационального изучения, логических умозаключений и т. д.
В этом случае может возникнуть ещё один вопрос: как же отличить в творениях отцов ту часть, которая имеет действительный авторитет, от частных мнений и отдельных высказываний, которые такого авторитета не имеют? Ответом на этот вопрос может быть понятие, имеющее большое значение в православном богословии, – согласие отцов (consensus patrum).
Творения отцов известный русский мыслитель позапрошлого века И. Киреевский назвал «известием очевидцев» о той стране духовной истины, которую не всякий может изучить непосредственно. Даже путём простого сравнения этих «известий» – высказываний отцов – нетрудно увидеть их согласие в главном. «Отец не противоборствует отцам, ибо все они были общниками Единого Духа» (св. И. Дамаскин).
«Согласие отцов» по какому-либо богословскому вопросу всегда есть положение, с которым богослов должен считаться, если остаётся верным традициям Православной Церкви. Ибо, по словам блаженного Августина, «кто отступает от единодушного согласия отцов, тот отступает от всей Церкви». Определяя богословские критерии для выделения круга писателей, творения которых подлежат изучению в курсе патрологии, следует заметить: в настоящий курс включено изучение отдельных писателей, не признанных Церковью отцами, например: Тертуллиана, Оригена и др. Это допущено по причине большого влияния их, особенно Оригена, на развитие богословия.
История изучения святоотеческих творений
Патрология как специальная богословская дисциплина возникла в конце 30-х годов XIX века вместе с разделением богословских знаний на отдельные дисциплины с более узким содержанием. Но изучение святоотеческих творений и их использование в богословской науке имело место ещё в древней Церкви.
Начиная с IV века, сохранились особые сборники расположенных по определённым темам выдержек из творений отцов (катены). Наиболее известен из них сборник, составленный святым Иоанном Дамаскиным, «Священные параллели», послуживший материалом для составления его книги «Точное изложение православной веры».
Сведения о жизни отцов включались в церковные истории и составили содержание ряда специальных сочинений, например, «De viris illustribus» блаженного Иеронима.
Издания и переводы на русских язык творений святых отцов
Святые отцы Церкви писали в основном на языках греческом, латинском или сирийском. Но ещё в древний период большое количество их творений было переведено на языки грузинский, коптский, армянский, эфиопский и др. В раннехристианскую эпоху и в средние века распространялись они в рукописной форме и сохранялись в различных собраниях, библиотеках и архивах при монастырях, крупных архиерейских кафедрах, средневековых учебных заведениях. Но далеко не все творения дошли до настоящего времени. Часть их была по разным причинам утрачена, и сведения о них получены по упоминаниям о них или цитатам из них в сочинениях других авторов. Это относится особенно к произведениям авторов более раннего периода. Но в то же время не так давно был открыт ряд сочинений, считавшихся утерянными («Дидахи», греческий текст апологии Аристида и др.)
Издание отдельных произведений отцов в подлиннике и переводах началось сразу после изобретения книгопечатания. На Западе большинство рукописей издали мавриниане-«мауристы» (монахи, принадлежавшие к ордену св. Бенедикта, жившие в пригороде Парижа, в монастыре св. Мавра), получившие материальную поддержку от французского короля Людовика XIV (1643–1715). Король, стоявший за независимость от папы («галликанство»), покровительствовал изданию тех творений святых отцов, которые появились до возникновения папского абсолютизма. Мавриниане собрали и издали творения святых Афанасия Великого, Кирилла Иерусалимского, Григория Назианзина, Иоанна Златоуста, блаженного Августина и др. В ХVII-ХVIII веках появились подобные издания и на Востоке. В 1675 году в г. Яссах (где жили греки) было опубликовано собрание святоотеческих творений (главным образом антикатолического характера), составленное Патриархом Иерусалимским Досифеем. В 1782 году в Венеции, где также находилась греческая колония, было выпущено «Добротолюбие» – составленное святым Никодимом Свя- тогорцем собрание духовных сочинений.
Из изданий ХIХ-ХХ веков необходимо отметить следующие.
1. Издание французского аббата Миня (Migne) «Patrologiae Cursus completus» (Paris, 1844–1866), в двух сериях: греческой (Series Graeca) – 161 том (доведено до 1439 г.) и 2 тома указателей; и латинской (Series Latina) – 217 томов (доведено до 1216 г.) и 4 тома указателей. Этим изданием пользуются и в настоящее время. При этом применяют следующие сокращения в ссылках: PG или PL, t., col., обозначающие соответственно название издания, серию, том и колонку (страница состоит из двух колонок).
2. Издаваемая с 1866 года Венской академией наук серия «Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum» («Свод латинских церковных писателей» – «Венский корпус»). Опубликовано около 70-ти томов.
3. Издаваемая с 1897 года Берлинской академией наук серия «Die Griechischen Christlichen Schriftsteller der ersten drei Jahrhunderte» («Греческие христианские писатели первых трёх веков»). Позднее название немного изменилось: «Греческие христианские писатели первых веков». Вышло в свет более 50-ти томов.
4. Издаваемая с 1903 года в Париже серия «Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium» («Свод восточных христианских писателей»), включающий в себя серии: сирийскую, коптскую, арабскую, армянскую, грузинскую и эфиопскую. Вышло более 100 томов.
5. Издаваемая с 1907 года в Париже серия «Patrologia Orienlalis» («Восточная патрология»). Публикация и переводы отдельных произведений и памятников церковной литературы Греческой и восточных Церквей (Коптской, Армянской и др.) Вышло более 30-ти томов.
6. С 1944 года католики издают во Франции серию «Христианские источники» («Sources Chretiennes»). Это издание святоотеческих творений на французском языке (параллельно обычно даётся оригинальный текст) с обширными комментариями. Кроме святоотеческих текстов сюда входят и произведения более поздних католических и некоторых других авторов (например, Филона Александрийского, гностиков). Комментарии, как правило, даются католиками, но иногда и богословами других исповеданий (например, «Слова» святого Симеона Нового Богослова изданы при участии архиепископа Василия (Кривошеина). Для издания выбираются более характерные тексты, чтобы таким образом познакомить со святоотеческими сокровищами самые широкие круги. Издано уже более 400 томов.
7. С 50-х годов XX столетия бенедиктинцы аббатства Штеенбрюгге в Бельгии начали издавать «Corpus Christianorum» – «Свод христианских авторов» в четырёх сериях: латинская серия (Series Latina), издано более 180-ти томов; «Средневековое продолжение» (Continuatio Mediaevalis), издано более 70-ти томов; греческая серия (Series Graeca), вышло более 30-ти томов, и апокрифическая серия (Series Apocryphorum); в последней изданы апокрифические «Деяния Иоанна», «Армянские деяния Апостолов» и др.
8. С 1955 года Миссионерская служба Элладской Православной Церкви выпускает на греческом языке серию «Библиотека греческих отцов и церковных писателей». Изданы творения мужей апостольских, апологетов, а также Климента Александрийского, Оригена, святого Дионисия Александрийского, святого Григория Неокесарийского, святого Мефодия Олимпийского, святого Афанасия Великого, святого Кирилла Иерусалимского, святого Василия Великого, святого Антония Великого, святого Пахомия Великого, святого Макария Египетского, Дидима Александрийского, Евсевия Кесарийского и др.
Кроме того, имеются издания творений отдельных отцов, выходящие при научных центрах в разных государствах.
В России перевод произведений отдельных отцов на славянский язык начался непосредственно со времени принятия христианства, а на современный русский язык, в основном при духовных академиях, – с середины позапрошлого века.
Московской Духовной Академией были переведены и изданы творения ряда греческих отцов, Киевской – сочинения латинских отцов, Петербургской – творения святых Иоанна Златоуста, Феодора Студита и Иоанна Дамаскина (только один том), Казанской – труды Оригена (не полностью).
Переводы святоотеческих творений аскетического содержания издавались Оптиной пустынью, афонским Пантелеймоновым монастырём и в меньшей мере – Киево-Печерской Лаврой.
Сочинения древнейших христианских писателей были переведены священником Петром Преображенским и опубликованы частным издательством.
Следует заметить, что не все святоотеческие творения имеются в русском переводе (см. разд. «Библиография», источники доникейского периода).
Курсы патрологии
Курсы Патрологии, исторические обзоры и монографии, посвящённые изучению творений отдельных Отцов, начиная с XIX века издаются при всех богословских академиях и факультетах на Западе.
В России такие издания и курсы имели место при духовных академиях. Из курсов на русском языке можно указать следующие.
«Историческое учение об Отцах Церкви» архиепископа Филарета (Гумилевского), 3 тома. Издание вышло в середине XIX века и во многом устарело. Но принципиальные установки автора сохраняют своё значение. Автора с полным основанием можно считать первым русским патрологом.
«Конспект лекций по Патрологии» (начало XX в.) профессора Московской Духовной Академии И. В. Попова. Лекции охватывают творения Отцов первых четырёх веков. В основном сохраняют своё достоинство.
«Курс Патрологии: Возникновение церковной письменности» профессора Московской Духовной Академии А. И. Сидорова. – Учебное пособие, написанное в наши дни (1996 г.) и состоящее из двух разделов: «Мужи апостольские» и «Греческие апологеты II века». Важность курса несомненна. «Восточные Отцы IV века» и «Византийские Отцы V- VIII веков» – два тома лекций, прочитанных в 30-е годы XX века в Парижском богословском институте протоиереем Г.В. Флоровским.
Периодизация истории святоотеческой письменности
Для удобства изучения святоотеческих творений необходимо выделить следующие исторические периоды, стоящие в связи с условиями жизни Церкви, во многом повлиявшими на содержание этих творений:
1) доникейский период (до I Вселенского Собора), то есть первые три века христианства;
2) период Вселенских Соборов, с IV по VIII век;
3) период после Вселенских Соборов, начиная с IX века.
Каждый из этих периодов можно по отдельным признакам
подразделить ещё на несколько периодов, к которым относятся творения определённых групп Отцов. Так, в доникейском периоде рассматриваются:
а) творения мужей апостольских;
б) сочинения апологетов;
в) произведения противогностические;
г) творения представителей Североафриканской и Александрийской школ.