1 календарь

Система счета длительных промежутков времени называется календарем. За

многовековую историю человечества было разработано (и использовалось) много

различных систем календарей. Но все календари можно разделить на три главных

типа: солнечные, лунные и лунно-солнечные. В основе солнечных календарей лежит

продолжительность тропического года, в основе лунных календарей —

продолжительность лунного, или синодического, месяца, лунно-солнечные календари

основаны на обоих этих периодах.

Современный календарь, принятый в большинстве стран, является солнечным

календарем.

Примером лунного календаря является магометанский календарь, лунный год которого

состоит из 12 лунных месяцев и содержит 354 или 355 средних солнечных суток.

В еврейском лунно-солнечном календаре год состоит то из 12 месяцев (354 дня), то

из 13 месяцев (384 дня). Кроме того, есть годы «недостаточные» (353 дня и 383

дня) и «избыточные» (по 355 и по 385 дней).

Основной единицей меры времени солнечных календарей, как уже было сказано,

является тропический год. Продолжительность тропического года в средних

солнечных сутках равна 365,2422 (365d5h48m46s).

При составлении солнечного календаря необходимо выполнить два условия:

1) продолжительность календарного года, в среднем за несколько лет, должна быть

как можно ближе к продолжительности тропического года;

2) календарный год должен содержать целое число суток, так как неудобно было бы

начинать один год ночью, другой — утром, третий — вечером и т.д.

В юлианском календаре (старый стиль), разработанном александрийским астрономом

Созигеном и введенном Юлием Цезарем в 46 г. до н.э., эти условия выполняются

соблюдением следующего простого правила:


продолжительность календарного года считается равной 365 средним солнечным

суткам три года подряд, а каждый четвертый год содержит 366 суток.

Годы продолжительностью в 365 суток называются простыми, а в 366 суток —

високосными. Високосными годами в юлианском календаре являются те годы, номера

которых делятся на 4 без остатка. В високосном году в феврале 29 дней, в простом

— 28.

Таким образом, продолжительность года в юлианском календаре в среднем за 4 года

равна 365,25 средних солнечных суток, т.е. календарный год длиннее тропического

всего лишь на 0,0078 суток.

Счет времени юлианскими годами за 128 лет даст расхождение со счетом

тропическими годами приблизительно в 1 сутки, а за 400 лет — около 3 суток

(например, день весеннего равноденствия через 400 лет по юлианскому календарю

наступит на три дня раньше). Расхождение это практического значения не имеет и

юлианским календарем пользовались все европейские страны около 16 столетий.

Григорианский календарь (новый стиль) возник в результате реформы юлианского

календаря, произведенной в 1582 г. римским папой Григорием XIII из религиозных

соображений.

Дело в том, что указанное выше небольшое расхождение юлианского календаря со

счетом тропическими годами оказалось неудобным для церковного летосчисления. По

правилам христианской церкви праздник пасхи должен был наступать в первое

воскресенье после весеннего полнолуния, т.е. первого полнолуния после дня

весеннего равноденствия. В год, когда было установлено это правило на Никейском

Соборе (325 г, н.э.), день весеннего равноденствия по юлианскому календарю

приходился на 21 марта. В 1582 г., т.е. через 1257 лет он стал приходиться уже

на 11 марта. Этот переход дня весеннего равноденствия (за 128 лет на одни сутки)

на более ранние даты вносил путаницу и неопределенность в определение дня пасхи

и других христианских праздников. Реформа календаря, произведенная по проекту

итальянского математика и врача Лилио, предусматривала, во-первых, возвращение

календарной даты 21 марта на день весеннего равноденствия и, во-вторых,

изменение в правиле счета простых и високосных лет с целью уменьшения

расхождения со счетом тропическими годами. Поэтому в булле папы Григория XIII

имелись два принципиальных пункта:

1) после 4 октября 1582 г. было предписано считать не 5, а 15 октября.

2) не считать в дальнейшем високосными те годы столетий, у которых число сотен

не делится без остатка на 4 (1700, 1800, 1900, 2100 и т.д.).

Первым пунктом этого постановления устранялось расхождение в 10 суток юлианского

календаря со счетом тропическими годами, накопившееся с 325 г., и день весеннего

равноденствия в следующем году наступил снова 21 марта.

Вторым пунктом продолжительность календарного года в среднем за 400 лет

устанавливалась равной 365,2425 средних солнечных суток. Таким образом, средний

календарный год стал длиннее тропического всего на 0,0003 суток и счет времени

по григорианскому календарю и тропическими годами даст расхождение в 1 сутки

только лишь через 3300 лет. Поэтому дальнейшее совершенствование григорианского

календаря в этом направлении нецелесообразно.

Григорианский календарь был введен в большинстве западных стран в течение

XVI-XVII вв. В России перешли на новый стиль только в 1918 г. В этом году, по

декрету Советского правительства, вместо 1 февраля стали считать 14 февраля, так

как расхождение юлианского календаря со счетом тропическими годами к 1918 г.

составило уже 13 суток. Это различие в 13 суток будет сохраняться до 15 февраля

2100 г. по старому стилю, или до 28 февраля 2100 г. по новому стилю. После этой

даты оно увеличится на одни сутки и станет равным 14 суткам.

Начало календарного года (Новый год) понятие условное. В прошлом в некоторых

странах Новый год начинался и 25 марта, и 25 декабря и в другие дни. В России,

например, до XV в. первым днем года считали 1 марта, а с XV в. до 1700 г. — 1

сентября. И только постепенно за начало календарного года стали повсеместно

считать 1 января, как и при введении юлианского календаря в 46 г. до н.э.

Условным является и выбор начала счета годов, т.е. установление эры. В прошлом

существовало до 200 различных эр, связанных либо с реальными событиями

(возведением на престол монархов, войнами, олимпиадами), либо с легендарными

(основание Рима), а чаще всего религиозными событиями («сотворение мира»,

«всемирный потоп» и т.п.).

Начало счета годов от «рождества Христова» было предложено ученым монахом

Дионисием в 525 г. н.э. (в 1284 г. от «основания Рима»).

Без всяких доказательств он объявил, что Христос родился 532 года назад, и

поэтому следующие годы стали нумероваться как 533, 534, 535 и т.д. от «рождества

Христова». Таким образом, наша эра является такой же условной, как и эра «от

сотворения мира», и ведется она от такого же нереального события. Монах же

Дионисий выбрал 532 года потому, что праздник пасхи через этот период снова

приходится на те же даты. Действительно, 532 = 4 ´ 7 ´ 19, где 4 — период

високосных лет, 7 — число дней недели, а 19 — число лет, через которые лунные

фазы приходятся опять на те же календарные числа (метонов цикл).

Установление двенадцати месяцев в году и семи дней в неделе, хотя и имеет

астрономическое обоснование, но, по сути дела, также является условным и

сохраняется до сих пор по традиции.

Можно придумать (и придуманы) календарные системы еще более точные, чем

григорианский календарь. Но так как точность последнего более чем достаточна, то

в изменении средней продолжительности календарного года (т.е. в изменении

правила счета високосных годов) нет необходимости. Желательна лишь реформа в

распределении дней по месяцам. В григорианском календаре месяцы имеют различную

продолжительность — от 28 до 31 дня. Это неудобно. Такое же неудобство имеют и

кварталы года.

Предложено несколько проектов реформы григорианского календаря,

предусматривающих устранение или уменьшение этих недостатков. Один из них,

по-видимому самый простой, заключается в следующем.

Все кварталы года имеют одинаковую продолжительность по 13 недель, т.е. по 91

дню. Первый месяц каждого квартала содержит 31 день, остальные два — по 30 дней.

Таким образом, каждый квартал (и год) будет начинаться всегда в один и тот же

день недели.

Но так как 4 квартала по 91 дню содержит 364 дня, а год должен содержать 365 или

366 дней (високосный), то между 30 декабря и 1 января вставляется день вне счета

месяцев и недель — международный нерабочий день Нового года. А в високосном году

такой же нерабочий день, вне счета месяцев и недель, вставляется после 30 июня.

Однако вопрос о введении нового календаря может быть решен только в

международном масштабе.

ЛЕТОСЧИСЛЕНИЕ — способ указания даты, выражающийся в той или иной системе последовательного счёта лет.

В ос­но­ве Летоисчисления мо­жет ле­жать: 1) эпо­ни­ми­че­ская мар­ки­ров­ка отдельных го­дов; 2) слу­чай­ный или ре­гу­ляр­ный от­ре­зок вре­ме­ни (срок прав­ле­ния, пе­ри­од); 3) оп­ре­де­лён­ная эпо­ха, при­ня­тая за аб­со­лют­ное на­ча­ло от­счё­та (эра). При пе­ре­во­де из од­ной сис­те­мы Летоисчисления в дру­гую не­об­хо­ди­мо учи­ты­вать не­сов­па­де­ние на­ча­ла го­да (т. н. сти­ля) в различных ка­лен­да­рях.

В древ­но­сти основным спо­со­бом Летоисчисления был счёт лет прав­ле­ния ца­рей и иных вер­хов­ных пра­ви­те­лей. При не­сов­па­де­нии на­ча­ла прав­ле­ния и на­ча­ла го­да не­пол­ный год при­чис­лял­ся к го­дам ли­бо ста­ро­го пра­ви­те­ля, ли­бо но­во­го. Для рас­чё­тов боль­ших пе­рио­дов в ан­тич­ной ас­тро­но­мии при­ме­нял­ся «ка­нон ца­рей»: таб­ли­ца го­дов прав­ле­ния ца­рей Ва­ви­ло­на (на­чи­ная с На­бо­нас­са­ра, 747 год до н. э.), Пер­сии, Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го, Пто­ле­ме­ев и римских им­пе­ра­то­ров. В Ки­тае, Япо­нии, Вьет­на­ме и других стра­нах для Летоисчисления ис­поль­зо­ва­лись т. н. де­ви­зы прав­ле­ния, не сов­па­даю­щие с пе­рио­да­ми отдельных цар­ст­во­ва­ний.

В ря­де древ­них го­су­дарств го­ды ука­зы­ва­лись по еже­год­но сме­няе­мым долж­но­ст­ным ли­цам, власть ко­то­рых мог­ла быть ре­аль­ной (лим­му в Ас­си­рии, кон­су­лы в Римской рес­пуб­ли­ке) или но­ми­наль­ной (ар­хон­ты-эпо­ни­мы в Афи­нах, кон­су­лы в Римской им­пе­рии). В позд­не­рим­скую и ви­зантийскую эпо­хи офи­ци­аль­ное Летоисчисление по кон­су­лам или (c 537 года) по го­дам им­пе­ра­то­ров со­сед­ст­во­ва­ло с цик­лическим счё­том по т. н. ин­дик­там — 15-лет­ним пе­рио­дам на­ло­го­вой от­чёт­но­сти. Ин­дикт был основным официальным ви­дом Летоисчисления в Римской. им­пе­рии (Ви­зан­тии) с IV века н. э. до 1453 года (в Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии до XIX века). Другим ва­ри­ан­том цик­лического Летоисчисления яв­ля­ет­ся китайский 60-лет­ний цикл, рав­ный 5 цик­лам Юпи­те­ра (12-лет­ний «жи­вот­ный цикл») и 2 цик­лам Са­тур­на, по­лу­чив­ший рас­про­стра­не­ние у многих других на­ро­дов (мон­го­лов, тю­рок, япон­цев, ко­рей­цев, вьет­нам­цев и др.).

С III века до н. э. в греческих ис­то­рических со­чи­нени­ях поя­ви­лась сис­те­ма Летоисчисления по олим­пиа­дам, с 4-лет­ним цик­лом и на­ча­лом от­счё­та (эпо­хой) 776 годом до н. э. Древнеримские ис­то­ри­ки при­ме­ня­ли сис­те­му Летоисчисления «от осно­ва­ния го­ро­да (Ри­ма)» (753 или 754 до н. э.). В эл­ли­ни­стическую и римскую эпо­хи в прак­тическое упот­реб­ле­ние ста­ли вхо­дить т. н. эры — сис­те­мы счё­та лет от какого-либо круп­но­го ис­то­рического со­бы­тия. В IV-I веках до н. э. поя­ви­лось мно­же­ст­во ре­гио­наль­ных эр, при­уро­чен­ных к эпо­халь­ным бит­вам и за­вое­ва­ни­ям (Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го и диа­до­хов, Гнея Пом­пея, Гая Юлия Це­за­ря, Ок­та­виа­на Ав­гу­ста). Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние на Вос­то­ке по­лу­чи­ла эра Се­лев­ки­дов (с 312/311 годов до н. э.), из­вест­ная так­же как «эра Дву­ро­го­го» (у ара­бов), «эра до­ку­мен­тов» (у иу­де­ев) или «эра гре­ков» (у хри­сти­ан-си­рий­цев, при­ме­няв­ших её до XIX века). В Егип­те рас­про­стра­ни­лась эра Ди­ок­летиа­на, или «му­че­ни­ков» (с 29 августа 284 года н. э.), по ко­то­рой счи­та­лись го­ды в пас­халь­ных таб­ли­цах (до сих пор ис­поль­зу­ет­ся коп­та­ми и эфио­па­ми). В Ар­ме­нии и Гру­зии су­ще­ст­во­ва­ли осо­бые эры, так­же свя­зан­ные с пас­ха­ли­ей.

С рас­про­стра­не­ни­ем хри­сти­ан­ст­ва поя­ви­лись эры, бе­ру­щие на­ча­ло от Со­тво­ре­ния ми­ра, ро­ж­де­ния или вос­кре­се­ния Ии­су­са Хри­ста. Из боль­шо­го ко­ли­че­ст­ва их ва­ри­ан­тов в прак­тическое упот­реб­ле­ние во­шли эры от Со­тво­ре­ния ми­ра ви­зан­тий­ско­го (с 5509/5508 годов до н. э.) и алек­сан­д­рий­ско­го (с 5492 года до н. э.) ти­пов, а так­же эра от Ро­ж­де­ст­ва (или Во­пло­ще­ния) Хри­сто­ва, изо­бре­тён­ная в 525 году латинским пас­ха­ли­стом Дио­ни­си­ем Ма­лым. По­след­няя с VIII века рас­про­стра­ни­лась в Бри­та­нии и Фран­ции, а к XV веку при­об­ре­ла об­щезапад­но­ев­ро­пей­ский ха­рак­тер. Ны­не эра Дио­ни­сия под названием но­вой или об­щей (common era) ис­поль­зу­ет­ся для Летоисчисления в боль­шин­ст­ве стран ми­ра. В Рос­сии пе­ре­ход на неё про­изо­шёл в 1700 году по ука­зу ца­ря Пет­ра I; преж­нее, ви­зан­тий­ское, Летоисчисление от Со­тво­ре­ния ми­ра со­хра­ни­лось в цер­ков­ном оби­хо­де.

В стра­нах ис­ла­ма при­ме­ня­ет­ся Летоисчисление от хид­жры (622 год н. э.). Го­ды хид­жры счи­та­ют­ся как по арабскому лун­но­му, так и по иранскому сол­неч­но­му («сол­неч­ная хид­жра») ка­лен­да­рю. В современной иу­дей­ской тра­ди­ции при­ме­ня­ет­ся эра от Со­тво­ре­ния ми­ра (с 6/7 октября 3761 года до н. э.). Индийский национальный ка­лен­дарь (1957) ис­поль­зу­ет т. н. эру Са­ка (с 78 года н. э.) как по арабскому лун­но­му, так и по иранскому сол­неч­но­му («сол­неч­ная хид­жра») ка­лен­да­рю.

100 лет назад РСФСР перешла с юлианского календаря на григорианский. Зачем это было нужно, и почему РСФСР оказалась в числе последних стран, совершивших переход, рассказывает «Газета.Ru».

Как и в других христианских странах, с конца Х века на Руси употреблялся юлианский календарь, основанный на наблюдениях за видимым движением Солнца по небосводу. Его ввел в Древнем Риме Гай Юлий Цезарь в 46 году до н. э.

Календарь разработал александрийский астроном Созиген на основе календаря Древнего Египта. Когда Русь в Х веке приняла христианство, вместе с ним пришел и юлианский календарь. Однако средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365 суток и 6 часов (т.е. в году 365 дней, и в каждый четвертый год добавляется дополнительный день). В то время как продолжительность астрономического солнечного года равна 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам. То есть юлианский год был длиннее астрономического на 11 минут 14 секунд и, следовательно, отставал от реальной смены лет.

К 1582 году разница между юлианским календарем и реальной сменой лет составила уже 10 суток.

Это привело к реформе календаря, которая была осуществлена в 1582 году особой комиссией, созданной римским папой Григорием XIII. Разница была ликвидирована, когда после 4 октября 1582 года было предписано считать не 5, а сразу 15 октября. По имени папы новый, реформированный календарь стал называться григорианским.

В этом календаре, в отличие от юлианского, завершающий год века, если он не делится на 400, не является високосным. Таким образом, григорианский календарь имеет в каждое четырехсотлетие на 3 високосных года меньше, чем юлианский. Григорианский календарь сохранил название месяцев юлианского календаря, дополнительный день в високосном году — 29 февраля и начало года — 1 января.

Переход стран мира на григорианский календарь был длительным. Сначала реформа прошла в католических странах (Испании, итальянских государствах, Речи Посполитой, чуть позже во Франции и др.), затем в протестантских (в Пруссии в 1610 году, во всех германских государствах к 1700 году, в Дании в 1700 году, в Великобритании в 1752 году, в Швеции в 1753 году). И лишь в ХIХ—ХХ веках григорианский календарь был принят в некоторых азиатских (в Японии в 1873 году, Китае в 1911 году, Турции в 1925 году) и православных (в Болгарии в 1916 году, в Сербии в 1919 году, в Греции в 1924 году) государствах.

В РСФСР переход на григорианский календарь осуществился по декрету Совнаркома РСФСР «О введении в Российской республике западноевропейского календаря» от 6 февраля 1918 года (26 января по старому стилю).

Календарная проблема в России обсуждалась неоднократно. В 1899 году при Астрономическом обществе работала Комиссия по вопросу о реформе календаря в России, в состав которой входили Дмитрий Менделеев и историк Василий Болотов. Комиссия предлагала модернизировать юлианский календарь.

«Принимая во внимание: 1) что в 1830 году ходатайство Императорской Академии наук о введении в России григорианского календаря было отклонено императором Николаем I и 2) что православными государствами и всем православным населением Востока и Запада отвергались попытки представителей католицизма ввести в России григорианский календарь, Комиссия единогласно постановила отклонить все предложения о введении в России григорианского календаря и, не стесняясь выбором реформы, остановиться на той, которая совмещала бы в себе идею истины и возможной точности, как научной, так и исторической, применительно к христианскому летосчислению в России», — гласило постановление Комиссии по вопросу о реформе календаря в России от 1900 года.

Столь длительное использование в России юлианского календаря было обусловлено позицией православной церкви, которая относилась к григорианскому календарю отрицательно.

После того, как в РСФСР церковь оказалась отделена от государства, привязка гражданского календаря к церковному утратила актуальность.

Разница в календарях создавала неудобства при отношениях с Европой, что и послужило причиной принятия декрета «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени».

Вопрос о реформе был поднят осенью 1917 года. Один из рассматриваемых проектов предлагал постепенный переход от юлианского календаря к григорианскому, каждый год отбрасывая по суткам. Но, так как разница между календарями к тому времени составляла 13 дней, переход занял бы 13 лет. Поэтому Ленин поддержал вариант одномоментного перехода на новый стиль. Церковь переходить на новый стиль отказалась.

«Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февраля, а 14 февраля, второй день — считать 15-м и т. д.», — гласил первый пункт декрета. В остальных пунктах указывалось, как следует рассчитывать новые сроки исполнения каких-либо обязательств и в какие числа граждане смогут получить зарплату.

Смена дат создала путаницу с празднованием Рождества. До перехода на григорианский календарь в России Рождество отмечалось 25 декабря, теперь же оно переместилось на 7 января. В результате этих изменений, в 1918 году Рождества в России не было вовсе. В 1917 году встречали последнее Рождество, которое пришлось на 25 декабря. А в следующий раз православный праздник отмечался уже 7 января 1919 года.

Почему существуют високосные годы, и какой год считать таковым? Посмотрите на календарь високосных лет с 1600 по 2400 годы, плюс немного теории.

Год — это время, необходимое Земле для пути по орбите Солнца, которое длится ровно 365 дней, 5 часов, 48 минуты и 45,252 секунды, или около четверти суток дольше, чем наш календарный год.

Без високосных лет времена года в нашем календаре постоянно сдвигались бы. Чтобы астрономическая весна не начиналась по нашему календарю когда-нибудь в декабре и был введён високосный год.

Он сближает наш календарь с солнечным (астрономическим) календарём.

Для компенсации разницы между календарями каждые 4 года в февраль добавляется 29 число — високосный день. Такой год называется високосным.

Правило високосного года хорошо приближает современный (юлианский) календарь к солнечному (астрономическому), но тем не менее уже к 3200 году среднее отклонение нашего календаря от солнечного будет составлять около суток.

Что такое тропический год?

Календарь високосных лет

Здесь вы найдете все високосные года в виде простой таблицы:

Високосные годы 20 века

Список високосных лет с 1950 года 1952, 1956, 1960, 1964, 1968, 1972, 1976 Список високосных лет с 1980 года 1980, 1984, 1988 Високосные года с 1990 1992, 1996, 2000

Високосные года 21 века

Когда похожей таблицы нет под рукой, вы сможете легко вычислить високосный год по следующему алгоритму.

Как определить, какой год високосный?

В астрономическом году 365,24219 суток. То есть 365 суток + 1/4 суток ≈ 365,25 суток.

Логично, что каждые 4 года получаем 1 дополнительные сутки, так как 4*0,25 ≈ 1 сутки.

Если рассматривать отклонение от 0,25 к 0,24219 в течении многих лет, можно утверждать, что оно относительно высокое. Поэтому существуют исключения в правилах вычисления високосных лет.

Високосный год не только должен быть кратен 4 (делиться на 4), но и:

  1. Исключение первое: если год при кратности четырём делится на 100 — он не високосный
  2. Исключение второе: если год при кратности четырём делится на 400 без остатка — он всегда високосный

Пример: 2000, 2400 и 2800 — високосные

Подведём итоги.

Какой год является високосным?

Как видим, можно вычислить три признака високосного года:

  • год является високосным, если год делится на 4 без остатка
  • год не является високосным, если он полностью делится и на 4, и на 100
  • год является високосным, если он делится и на 4, и на 100, и на 400

Приведем несколько примеров:

  • 2008 год является високосным, он делится на 4, но не на 100 или 400 без остатка
  • 1900 год не был високосным, он делится на 4, а также на 100, но не на 400
  • 2000 год был високосным, он делится на 4 , на 100 и на 400 полностью

1900 год високосный? Если нет, то почему?

Читатели статьи не оставили 1900 год без внимания. Мнения в комментариях разделились. Давайте разберёмся?

По приведённому выше алгоритму 1900 год не считается високосным. Да, он кратен четырём, но делится на 100 (признак невисокосного года) и не делится на 400.

Список високосных лет с 2000 года

Какие года високосные, если считать с 2000 года?

Какой год будет високосным после 2018?

Последний високосный год был в 2016. 2018 и 2019 не являются високосными. Следующий високосный год наступит в 2020.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *