10 фраз которые нельзя говорить

Если родитель не лезет за словом в карман, это еще не повод для радости. На поверку выражения взрослых могут оказаться обидными и жутко вредными для детей. Проверьте фразы по списку и в случае обнаружения чего-то подобного в своем репертуаре, замените их деликатным покашливанием. Расшифровать психологический смысл ядовитых фраз нам помогала психолог и педагог Ирина Беляева.

1. «Будешь так себя вести, тебя унесет соседская собака/зубная фея/работник РОНО».

Особенно неприятно ребенку слышать запугивания перед сном. Дети отчего-то верят взрослым, а раз тебе авторитетно сообщают о тревожном явлении, скорее всего, это что-то может значить. Спать становится неспокойно: то ли из-за звуков фильма ужасов из-за стенки, то ли из-за пророчества родителя. Недалеко и до неврозов. Кстати, с четырех до шести лет у дошкольника — возраст иррациональных страхов, поэтому последующие похлопывания по плечу: «Да ты чего, у вампиров по средам выходной!» — успеха не принесут.

2. «А я догадался, откуда у тебя руки растут!»

Русский язык очень выразителен в отношении не самых приятных эпитетов для частей тела: «руки-крюки» и «пустая голова» — казалось бы, невинные словечки в адрес человека, который перевернул на диван сгущенку. А потом полез везде своими лапами и даже не помыл копыта. Это опасный путь: дети формируют собственный образ исходя из наших слов о них. Гораздо лучше постоянно указывать, что сердце — доброе, голова — светлая, руки — умные, ноги — быстрые… Согласно законам психологии, так оно и будет. «Ванечка, ну зачем же твои светлые добрые ладони снова разобрали будильник!»

3. «Ну-ка не реви! Ты же мальчик/девочка/потомок Чингисхана!»

Ай-ай-ай. Такой большой родитель и не знает, что отрицание чувств ребенка вылезает боком всем участникам. Ему/ей/потомку Чингисхана сейчас очень плохо, и лучше всего пожалеть их всех вместе и выяснить причину огорчения. Второй минус этой фразы в том, что она формирует невозможность достижения некоего эталона. Как будто бы этот эталон где-то висит и светит, ребенок должен к нему тянуться, но, увы, заплакал и осрамился.

4. «Да мы с отцом все для тебя… Всю жизнь посвятили, все деньги вбухали! Вот этими самыми мозолистыми руками!»

Многие удивятся, но никто никого не просит посвящать ему жизнь. Эта ноша великовата для человека любого размера — знать, что кто-то пожертвовал для тебя самым ценным. Особенно если расплатиться нечем. Чувство вины подобными сентенциями впивается в ребенка намертво и сильно отравляет жизнь, а также ваши отношения. Наверное, у вас тоже не задалась бы беседа с кем-то, кто продал свою почку, чтобы подарить вам на день рождения коньки.

5. «О, господи… На! Бери свои конфеты с апельсиновыми канцерогенами, только отстань!»

Это неудачная реакция на просьбы хотя бы потому, что в следующий раз, когда ставки вырастут, вам могут устроить более качественный налет. Оно же работает. Кроме того, сама по себе фраза настолько грубая, что ее неловко приносить домой. Дети часто такое слышат. Представьте, что начальник вам повышает оклад с такими словами — неприятно, ей-богу.

6. «Эх, я-то в твои годы! Побеждал на соревнованиях по метанию ведра. Вся школа меня боялась!»

Несмотря на то, что хвастаются родители обычно какими-то идиотскими вещами, детям хочется быть на них похожими, особенно если они все время подчеркивают важность «похожести» подобными словами. Это снова попытка установить эталон, на этот раз и вовсе недостижимый: папа в твои годы мог, а вот тебе не светит, ты нехорош. Отсюда и до выученной беспомощности рукой подать: когда уверенность «я не могу» перерастает в убеждение «мне не стоит и пытаться». Кстати, из той же оперы фразы-сравнения: «Погляди-ка на Машеньку, она-то никогда не стирает ластиком оценки из электронного дневника — вот тебе пример!»

7. «Пока Машенька еще здесь, заметь — она еще и компот весь допила, не то, что ты!»

Наверное, не самое актуальное замечание для людей, которые разглядывают в фейсбуке, как другие похудели перед отпуском, но все же: сравнивать себя человек может и должен только с собой вчерашним. В противном случае нас всегда будут окружать более крутые, успешные и подтянутые люди. Примериваясь к другим товарищам, более благополучным в разных сферах, мы обречены на заведомый провал. Человечество пока не изобрело ни одного героя, который был бы самым лучшим во всем, значит, и ребенку не стать самым-самым. Какая ужасная мысль!

8. «Все равно поедем на каникулы в тундру. И меня не волнует, что ты там хочешь»

Логика ребенка такова: «Если маму не волнуют мои ожидания, значит, они и правда не важны. А если они не важны, то и сам я вроде как-то не очень важен». Между тем в психологии принято считать, что родители должны формировать у детей обратные вещи, например, базовое доверие к жизни, чувство собственной ценности и значимости. Так что фразу лучше переформулировать: «Я знаю, что тебе хотелось бы в Диснейленд, и мне очень важно твое мнение, но, к сожалению, мы можем себе позволить посмотреть лишь красоты северного мха!» И вот еще круто, если из другой комнаты никакой прочий член семьи не будет кричать: «Потому что я так сказал! И точка!»

9. «Еще раз схлопочешь двойку, приставки тебе не видать!»

Вместо джойстика вы можете грозить лишением карманных денег, выходных дней или порций мороженого — не суть важно. Здесь происходят две печальные вещи: во-первых, подмена мотивации (человек как будто должен учиться лишь для того, чтоб ему разрешили поиграть с джойстиком), а во-вторых, возведение этой сомнительной награды в культ и высшее удовольствие. Если у ребенка есть проблемы, то выражать заботу следует иначе: «Раз ты проводишь с приставкой все свое время, вместо того чтобы учиться, и не можешь победить соблазн, я должен помочь тебе, как взрослый человек, который понимает, что пока ты не способен регулировать зависимость. Давай вместе подумаем, как это сделать». Не следует валить в одну кучу оценки и приставки. Подобная беседа должна проходить отдельно от эмоционально насыщенного разговора о двойках.

10. «Ну-ка крошки собрал! Вышел из-за стола! Поклонился гостям, я сказал!»

Так с ребятами разговаривают в армии, в школе и некоторые папы. Когда глаголы стоят в прошедшем времени, ослушание не подразумевается. Другой эффект от таких слов заключен в том, что они унижают человеческое достоинство и напрямую бьют по личности, ломая ее. Воспитанный на глаголах прошедшего времени ребенок привыкает к тому, что силе надо подчиняться, а еще он может на скорость приносить родителю тапочки. Но это, пожалуй, единственный плюс.

11. «Давай-ка, сынок, я сейчас докажу, что ты врешь. Во-первых, твой воображаемый друг гораздо меньшего размера, чем следы на ковре…»

Ловить на лжи и доказывать, что ребенок обманул — верный путь спровоцировать его на новые лжепостроения. Не придирайтесь, не уличайте, это мелочно. Тактично дать понять, что вы в курсе, но не давите на больное — гораздо более тонкая работа. А если ребенок часто и настойчиво обманывает, это знак, что у него какие-то проблемы, может быть, касающиеся самооценки или отношений в семье. Имеет смысл разобраться с причинами, по которым воображаемые друзья приходят к вам в дом с актами вандализма.

12. «Что? Ты боишься спать в палатке? Да брось! Ты даже не дрожал, когда я вчера показал тебе «Техасскую резню бензопилой»».

Отрицая страхи ребенка, вы не избавляете его от них. Вы просто отправляете недвусмысленное послание: «Родитель в упор не видит твоих проблем». Да, может быть, дракончик в шкафу кажется вам ерундой, но для ребенка он реален, как и те 22 привидения под раковиной. Здорово, если обращаясь к вам, ребенок любого возраста будет находить поддержку и сопереживание.

13. «Как размножаются одуванчики? Ну уж нет! Тебе это знать рановато!»

Произнося что-то похожее регулярно, вы навсегда избавитесь от разных неудобных детских вопросов, потому что их он станет адресовать кому-то более компетентному, вроде чумазого товарища по дачному участку. Если вопрос о том, что такое «оргазм» застал вас врасплох, можете сказать: «Я сейчас не готов ответить, мне нужно некоторое время». После чего стоит обложиться специальной литературой, прослушать парочку тематических вебинаров «Как рассказать детям про это» и выйти, наконец, к ребенку с нарисованной схемой. Там вы, скорее всего, обнаружите, что он давно потерял интерес к оргазму и теперь поглощен проблемами взаимосвязи между религией и терроризмом. Домашние будут немало удивлены, когда вы станете пытаться свернуть разговор обратно к сексу. Но это лучше, чем ничего.

Неосторожные фразы родителей нередко сильно ранят и остаются с нами во взрослой жизни в форме комплексов и страхов. Недавно мы спрашивали у читателей про слова родителей, которые больше всего раздражали в детстве, и затем разбирали ответы с точки зрения психологии. А сегодня решили уделить отдельное внимание самому травмирующему виду таких фраз — словесным посланиям, которые заставляют ребёнка чувствовать вину за то, что он появился на свет. Мы редко говорим, что чего-то делать нельзя, но здесь это кажется уместным: такие слова приносят слишком много боли.

Родительские послания или установки — те сигналы, которые транслировали нам мама и папа, когда мы были маленькими. Это не только сказанные фразы, но и интонация, взгляд, жесты, движения тела — все моменты, по которым мы понимаем, чего от нас в данный момент хотят и ждут.

Эти послания могут быть положительными, поддерживающими, опорными — и в будущем они станут ресурсом для человека.

А могут быть отрицательными и разрушающими — настолько, что во взрослом возрасте человек сталкивается со множеством комплексов, обид, страхов и психологических травм.

Ребёнок приходит в мир неподготовленным и ничего о нём не знает. Именно родители (или замещающие взрослые) рассказывают, как устроен мир, что собой представляет сам ребёнок и как ему в этом мире жить.

Эти знания ребёнок принимает на веру: если мама говорит, что я плохой, — значит, так и есть.

Послание «не живи»

«Мне не нужен такой плохой ребёнок!»

«Что ты за ужасный мальчик / ужасная девочка»

«Я карьерой пожертвовала ради тебя»

«Глаза бы мои на тебя не смотрели»

«Мы с отцом всю жизнь на тебя положили»

«И слушать тебя не желаю!»

«Я ночами не спала — тебя нянчила»

С этими фразами ребёнок получает сигнал: лучше бы тебе не родиться. Они вызывают глубинное чувство вины просто за то, что он появился на свет. Ребёнок чувствует, что своим рождением разочаровал родителей, нарушил их планы и ожидания.

Почему родители так говорят

Для родителей такие фразы — способ переложить ответственность. Страшно признаться самому себе, что ты не получил того, что хотел, не потому, что у тебя появился ребёнок, а потому что ты не потянул, испугался, не справился.

Куда проще обвинить в своих неудачах более слабого и зависимого, чем посмотреть правде в глаза и принять её.

Это не позиция взрослого, а позиция инфантильного ребёнка. А дети не рожают детей. Поэтому и получается бессознательное отрицание собственного ребенка.

К чему это приводит

Во взрослом возрасте человек с такими установками не может найти в жизни самое главное — её смысл. Он не чувствует себя нужным, важным для мира, не понимает ценности жизни.

Такой взрослый склонен к саморазрушению посредством алкоголя, наркотиков, экстремального спорта. Крайняя степень переживания послания «не живи» — суицид или его попытки.

Кроме того, человек с такими установками склонен к частым болезням и травмам: тело с детства как бы запрограммировано на разрушение.

Отсутствие смысла и значимости жизни приводит к тому, что человек не может «найти себя»: понять, чем бы ему хотелось заниматься, кем быть, к чему стремиться.

Вина, которая сопровождает человека по жизни, мешает этой самой жизнью наслаждаться. Что бы ты ни делал, что бы ни сказал, ты постоянно ощущаешь, что ведёшь себя как-то не так, неправильно, неугодно. И часто это ощущение приводит к социально неодобряемому поведению, нарушению закона — ведь если и испытывать вину, то пусть уж будет за что.

Для взрослого с установкой «не живи» жизнь — постоянная борьба. Нужно доказывать, что ты имеешь право занимать место под солнцем, что ты имеешь значение. То, что другим даётся с лёгкостью, по праву рождения, человек с установкой «не живи» пытается заслужить.

Что делать, если вы — ребёнок, выросший с такой установкой

  • Понять, что все эти фразы на самом деле не имеют к вам никакого отношения. Они не имеют ничего общего с правдой. Это не про вас, это про проблемы ваших родителей и их нереализованность. Вы же — отдельный человек с абсолютным правом на жизнь и со всеми привилегиями, которые полагаются каждому по праву рождения.
  • Проработать чувство вины. Это сложно сделать самостоятельно, если оно уже стало частью вас. С таким запросом желательно идти на терапию.
  • Принять свою самоценность. Вам важно вернуть себе ощущение, что вы — важная часть окружающего мира и он в вас нуждается. Здесь тоже будет легче с помощью психолога.

Самостоятельно вы можете начать с дневниковых записей: утренних страниц, дневника благодарности, анализа прожитого дня.

Для снятия напряжения и при работе с эмоциями можете использовать дыхательные упражнения и успокаивающие медитации.

Пример упражнения

Для внутреннего ощущения опоры и чтобы войти в ресурсное состояние — заземляйтесь. В буквальном смысле: встаньте на пол (или землю) голыми ногами, упритесь ступнями в пол, почувствуйте каждую их клеточку, ощутите, как взаимодействуют ноги и пол.

Представьте, будто из ваших ступней прорастают корни и уходят глубоко под землю. Вы — её часть. У вас надёжная опора.

Положите руку на живот, найдите точку на два пальца ниже пупка. Обратите внутреннее внимание на эту точку. Это — ваш центр.

Глубоко дышите, представляя, как дыхание направляется в этот центр. Одновременно чувствуйте свои ступни и их корни.

Выполняйте упражнение каждое утро и в ситуациях, когда чувствуете себя ненужным и неважным.

Что делать, если вы — родитель, который транслирует установку «не живи»

Если вы поняли, что сами используете в общении с ребёнком подобные фразы, то будьте честны с собой: от чего вы бежите? Что предпочитаете не замечать? За что перекладываете ответственность?

Попробуйте понять, какую проблему вы решаете за счёт психики вашего ребёнка. Это могут быть сложности с партнёром или, например, боязнь выходить на работу после декрета. Прикрываясь ребёнком, вы снимаете с себя ответственность за решение этих проблем.

Найдите действительную причину вашего недовольства своей жизнью. Примите ответственность на себя. Это довольно болезненный вариант, но в конце концов от этого станет лучше и вам, и вашему ребёнку.

Детские психологи советуют не произносить некоторые фразы, чтобы не травмировать малыша, неважно сколько ему от роду – он всё уже понимает, даже по интонации.

1. У тебя ничего не получается — дай сделаю я!

Психологи утверждают, что эта фраза травмирует малыша и заранее программирует на неудачу. Он чувствует себя глупым и неловким и в будущем боится уже проявить инициативу, думая, что мама снова будет кричать.

2. Возьми, только успокойся!

Тяжело некоторым родителям выдержать многочасовое заунывное «ну пожалуйста, ну дай». Но, согласившись дать малышу то, что он просит, родители, сами того не желая, дают понять: нытьем и уговорами можно добиться всего, и мамино «нет» не стоит воспринимать всерьез.

3. Еще раз такое увижу — ты у меня получишь!

Как показала практика, дальше угроз дело не доходит. Ни мама, ни папа не осуществят наказание, а ребенок будет только напуган. Подобная фраза у детей вызывает лишь обиду и недоумение. Не пугайте своего кроху. Ребенок должен точно знать, чего стоит ожидать в том или ином случае. А внезапные срывы родителей ни к чему хорошему не приведут.

4. Я сказал(а) немедленно перестань!

Не стоит так резко говорить с малышом! Это же ваш ребенок! Если вы сорвались, лучше извиниться. Ребенок ведь обижается, чувствуя себя абсолютно бесправным. И вместо того, чтобы «перестать» начинает протестовать — малыши плачут и капризничают, подростки молча уходят и замыкаются в себе. В общем, как ни крути, это фраза никак не поможет добиться желаемого.

5. Ты должен понимать, что …

У многих детей возникает защитная реакция на эту фразу и ее занудное продолжение. Малыш не понимает нравоучений и, не слушая вас, переключается на что-то другое. Хуже всего поучения воспринимаются ребенком, когда он взбудоражен, расстроен или разозлен. Помните, он тоже человек, у которого возникла какая-то «проблема», и в данный момент он озабочен ею, и никак не принимает ваши даже самые здравые и правильные рассуждения.

6. Мальчики (девочки) так себя не ведут!

Постоянно повторяя это, родители прививают ребенку определенные стереотипы. И во взрослой жизни, выросший уже мальчик будет воспринимать собственную эмоциональность как что-то недостойное, а девочка — испытывать комплексы по поводу «неженской» профессии или недостаточно убранной квартиры.

7. Не расстраивайся из-за ерунды!

Возможно, для малыша это не ерунда! Вспомните себя в детстве! Да, ребенка может расстроиться, что ему машинку не дали или дом из кубиков рассыпался. Ведь в его маленьком мире именно машинка и домик – самое важное! Демонстрируя пренебрежение к проблемам ребенка, вы рискуете потерять его доверие и в дальнейшем не узнать о других, совсем не ерундовых проблемах своего малыша.

8. Побереги мое здоровье!

Нередко некоторые мамы говорят это малышам. Но поймите, рано или поздно все это перестает восприниматься всерьез, как в сказке про пастуха и волков. И на действительно плохое самочувствие мамы ребенок по привычке может не обратить внимания. Он подумает, что мама жалуется лишь бы он перестал шуметь, прыгать, играть и т.д.

9. Нет, это мы не купим — денег нет (дорого)!

Тяжело объяснить малышу, почему не стоит покупать всё подряд. Но получается, если у мамы или папы будут деньги – можно купить в магазине всё! Малыш именно так понимает эту фразу. Не лучше ли сказать, мамы и папы: «такая игрушка у тебя уже есть», «шоколада много вредно». Да, объяснять всегда трудно! Но ребенок должен понимать, почему родители ему это не покупают.

10. У всех дети как дети, а ты…

…господнее наказание, неряха, растяпа и т.п. Не надо подобные ярлыки «вешать» на детей! Это понижают самооценку, и ребенок действительно начинает им соответствовать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *