Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель. Своё призвание Корчак видел в том, чтобы помогать людям.
Он составил 10 принципов воспитания детей, которые стоит знать каждому:
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано всё.
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Януш Корчак работал в детской клинике, где лечил не только тела, но и души детей. Он делал всё, чтобы защитить детей от одиночества, отчаяния и боли. Янушу удалось создать для тысяч детей такие условия жизни, воспитание и образование, на которые они не могли рассчитывать по праву своего рождения. Всё своё время Януш Корчак посвятил детям городских низов, которые жили в подвалах и бедных домах.
Когда началась Вторая мировая война и была оккупирована Варшава, Корчак остался со своими воспитанниками. В 1940 году его арестовали, несколько месяцев он просидел в тюрьме, откуда его выкупили его бывшие воспитанники. После тюрьмы он вернулся в «Дом Сирот», который находился на территории Варшавского гетто. Положение детей там с каждым днем ухудшалось, но Корчак до самого конца стремился поддержать дух детей.
5 августа 1942 года детей «Дома Сирот» отправили в концлагерь в Треблинку. Когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:
— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
— А дети?
— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.
Через несколько дней в концлагере Януш Корчак вместе с детьми из «Дома сирот» вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.
Незнание закона не освобождает от ответственности. Все знают это выражение? Такой закон есть в правовой деятельности, а подобный постулат есть и у психологов. Именно этот закон моральных качеств и нравственных ценностей координирует и контролирует всю работу образованного психолога.
1. Принцип компетентности психолога. Специалист имеет право бороться с проблемными вопросами. Ведь именно он профессионально осведомлен и умеет работать с психокоррекционными техниками.
2. Принцип беспристрастности психолога говорит о необходимости и умении непредвзято относиться к клиенту. Благодаря этому постулату работа психолога исключает суждение человека по его внешнему виду, моральным качествам, социальному положению. Психолог – человек, к которому обращаются за помощью, а значит он, подобно врачу, должен помогать и не отказывать в работе с трудностями обратившегося.
3. В основу главных правил входит и всем известный принцип неразглашения. Конфиденциальность не требует много слов и представлений, поэтому от тайн психолога и клиента переходим к четвертому принципу.
4. Взаимоуважение психолога и человека, обратившегося за помощью. Психологом правит уважение личного достоинства, прав и свобод, а значит и работа допускается только после обращения и согласия людей получать помощь психолога.
5. Пятое правило – безопасность применяемых методик. Хороший и образованный психолог всегда применяет только те методики исследования, которые не являются опасными для здоровья людей.
6. Шестое правило делает работу с проблематикой эффективнее и скоротечнее. Ведь при руководстве законом о профессиональном общении, во-первых, используются специальные методики, а не «сказки братьев Гримм»; во-вторых, человек, общающийся с таким «правильным» психологом, будет чувствовать поддержку и внимание со стороны специалиста.
7. Правило обоснованности результатов исследований психолога. Именно когда этот принцип использует специалист, к которому обращается человек, можно видеть его компетентность. Психолог должен формулировать результаты исследования с помощью профессиональной лексики и обозначений. Конечно, мы не забываем о важности общения, поэтому в работе с человеком психолог имеет право и должен общаться на простом, доступном языке.
8. Адекватность методов. Возраст, религийная принадлежность, пол и статус – важные нюансы, которые необходимо учитывать в психологической работе. Беря в расчет все эти показатели, хороший специалист сможет выбрать наиболее подходящую программу для решения поставленной задачи.
9. Кодирование сведений. Да, мы всё ещё говорим о постулатах, с которыми работают психологи. Мало кто знает, но хороший профессионал использует кодирование файлов клиента. И код, конечно, знает только он.
10. Десятое правило психолога – хранение сведений. Психолог всегда обязан согласовывать с клиентом список лиц, которые могут иметь доступ к файлам. Так что всё может быть не так и секретно. Всё зависит лишь от решения клиента. Помните – клиент всегда прав?
Психологи – профессионалы чести и охраны морального и физического спокойствия людей, руководствующиеся особыми принципами. Именно благодаря им можно распознать хорошего специалиста.
Януш Корчак — выдающийся польский педагог, писатель, врач и общественный деятель, который отказался спасти свою жизнь трижды.
В первый раз это произошло, когда Януш принял решение не эмигрировать в Палестину перед оккупацией Польши, чтобы не оставлять «Дом сирот» на произвол судьбы накануне страшных событий.
Во второй раз — когда отказался бежать из варшавского гетто.
А в третий — когда все обитатели «Дома сирот» уже поднялись в вагон поезда, отправлявшегося в лагерь, к Корчаку подошел офицер СС и спросил:
— Это вы написали «Короля Матиуша»? Я читал эту книгу в детстве. Хорошая книга. Вы можете быть свободны.
— А дети?
— Дети поедут. Но вы можете покинуть вагон.
— Ошибаетесь. Не могу. Не все люди — мерзавцы.
Через несколько дней в концлагере Треблинка он вместе с детьми из «Дома сирот» вошел в газовую камеру. По дороге к смерти Корчак держал на руках двух самых маленьких деток и рассказывал сказку ничего не подозревающим малышам.
Этот потрясающий человек составил 10 принципов воспитания детей, которые стоит знать каждому:
- Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
- Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
- Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
- Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
- Не унижай!
- Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
- Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
- Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
- Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
- Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.