12 франков

Хильперик I и Фредегонда. Фредегонда (ок. 545 — 597)предположительно происходила из малозначительного франкского семейства. Попав ко двору в свиту королевы Авдоверы (Audovera, Одоверы), первой жены короля франков Хильпериха I, где была простой служанкой, а то и сервом, в скором времени стала любовницей короля и, как утверждают, путем интриг способствовала удалению королевы. Предание гласит, что Фредегонда «подговорила её, в отсутствие короля, когда не нашлось подходящей крестной матери для новорожденной их дочери, держать младенца у купели. Жена короля обратилась, таким образом, в его куму, а по правилам церкви женщине запрещался брачный союз с тем, чьего ребенка она была восприемницей. Король, постоянно нарушавший своими действиями самые основные принципы христианства, но суеверно боявшийся пойти против мелочного требования церковного обычая, удалил от себя Авдоверу и заключил ее в монастырь». После этого Хильперик, по словам Григория Турского, «этот Нерон и Ирод нашего времени», женился на сестре Брунгильды, жены своего брата Сигиберта I, носившей имя Галесвинта. Но Фредегонда вернула свое влияние над королем и, вызвав его охлаждение к жене, довела любовника до того, что тот приказал задушить Галесвинту во время сна (567 год). Григорий Турский пишет: «после того, как король оплакал смерть Галесвинты, он спустя немного дней женился на Фредегонде». Сестра Галесвинты, Брунгильда, спровоцировала военный конфликт между мужем и Хильпериком. Началась серия продолжавшихся полвека династических «войн Фредегонды и Брунгильды», в основе которой лежала кровная месть, усугубляющаяся в геометрической прогрессии. Свадьба Сигиберта с Брунгильдой. В 569 году при посредничестве третьего брата, короля Гунтрамна, было созвано общенародное судебное собрание, которое постановило, что в качестве пени за убийство виновный в нём Хильперик должен передать королеве Брунгильде, как сестре Галесвинты покойной, Morgengabe (свадебный подарок) — пять городов в Аквитании: Бордо, Лимож, Каор, Беарн и Бигор. Хильперик решил возместить свои потери, заняв города брата — Тур и Пуатье. Начались военные столкновения, и Сигиберт начал выигрывать. Но тут он погиб — Фредегонда подговорила двух убийц, и те, пройдя через австразийский лагерь, добились приёма у Сигеберта и закололи его смазанными ядом кинжалами, сами пав от рук его стражников (575 год); Брунгильда была захвачена в плен и содержалась в Руане. Перечисляются многочисленные смерти, которыми Фредегонда была обязана своим влиянием на мужа: сын Хильперика от Авдоверы, Меровиг (Меровей) был умерщвлен по приказанию короля и Фредегонды, так как влюбился в Брунгильду и женился на ней (таким образом, на счету Фредегонды было уже два мужа Брунгильды). Сама Брунгильда вернулась в свое королевство. Погибла в монастыре и сосланная королева Авдовера. Был отправлен в изгнание Претекстат, епископ руанский, обвенчавший Меровига с пленной Брунгильдой. Григорий, епископ турский, чуть не подвергся той же участи по обвинению в непочтительных отзывах о королеве — в 580 году он подвергся судебному преследованию по обвинению в оскорблении королевы, однако не только смог отвести от себя обвинения перед церковным советом в Берни, но и завоевал доверие короля, став в результате его советником. В 580 году один за другим умерли (видимо, от эпидемии) два её сына; наследником престола остался последний сын Хильперика от Авдоверы — Хлодвиг. Фредегонда обвинила Хлодвига в причастности к колдовству, из-за которого умерли её дети; колдуньей якобы была мать его наложницы. Женщину сожгли на костре (одно из первых известных сожжений «ведьм»), а принц был выслан под стражей. Вскоре его нашли убитым. Фредегонда снова рожает сына, но, когда через три года он умирает, в его смерти были заподозрены префект Муммол и несколько женщин, действовавших под «влиянием дьявола». Муммол был подвергнут пытке и сознался, что получил от колдуний мазь и напитки с целью удержать милость короля и королевы. За это преступление он был сослан в Бордо, женщины же признали свою вину, назвали себя колдуньями, подверглись колесованию и сожжению. То был наиболее громкий колдовской процесс эпохи Меровингов Когда король Хильперик скончался, его смерть также приписывали Фредегонде (рассказывали, что он был убит любовником королевы, палатным мэром Ландерихом). После смерти мужа (584 год) правила, отстаивая права своего сына Хлотаря II, который унаследовал престол в возрасте 4-х месяцев. Для защиты престола она призвала короля Гунтрамна, брата её мужа. Он прибыл в Париж, удостоверился в законнорождённости Хлотаря, признал его своим племянником и королём Нейстрии, взяв мальчика под свою опеку, и присутствовал на его крещении, которое состоялось в приходской церкви Нантерра (Nanterre) (там же присутствовал советник Гунтрамна Еферий Лионский). Но Фредегонде оставаться в Париже не позволил, королева была выслана на виллу Болей в окрестности Руана. После смерти Гунтрамна (592 год) вернулась в Париж и сосредоточила фактическую власть в своих руках. Она лично участвовала в сражениях, и хронисты, возмущавшиеся её злодействами, восхищаются её военными хитростями, которые помогли отразить нашествие австразийцев. В частности, она посылала убийц к королю Хильдеберту, сыну Брунгильды, — правда, безуспешно: «Фредегонда все-таки приказала сделать два железных ножа, в которых она велела еще сделать желобки и наполнить их ядом — разумеется, для того, чтобы, если удар окажется не смертельным, ядовитая отрава могла бы скорее исторгнуть жизнь». Кроме того, средневековый хронист пересказывает интересную историю победы королевы франков Фредегонды над королем Хильдебертом. Войско королевы зажгло фонари и среди ночи выступило против врага. Воины Фредегонды, шедшие впереди, несли в руках ветви деревьев. На шеях их коней были колокольчики (чтобы коней приняли за коровье стадо). Часовые Хильдеберта решили, что накануне многовато выпили, так как это место казалось им раньше равниной. Войско королевы незамеченным подошло к лагерю неприятеля и совершило там резню. Тогда же по её приказанию прямо в церкви был смертельно ранен епископ руанский Претекстат (586 год), ранее отправленный её стараниями в изгнание (после смерти был канонизирован). «Фредегонда приходит навещать умирающего Претекстата», картина Л.Альма-Тадемы, ГМИИ им. А.С.Пушкина. В 596 — 597 гг. Фредегонда предприняла наступление на сыновей Хильдебера II, но война закончилась с её смертью, которая произошла мирно, в собственной постели. Фредегонда была похоронена рядом с супругом, в парижской церкви St-Germain des prés, где до XVIII века можно было видеть её могилу. Надгробный камень её — один из древнейших средневековых погребальных памятников Франции. Он теперь находится в Базилике Сен-Дени и представляет мозаику, изображающую королеву в царском одеянии, с покрывалом на голове в знак вдовства. В 597 году Брунгильда, изгнанная австразийскими вельможами, искала убежища у своего младшего внука Теодориха II, получившего при разделе наследства Бургундию, и уговорила его к войне против его брата Теодеберта Австразийского; последний был разбит и умерщвлён вместе со своим сыном в 612 году. Теодорих затем объявил войну Хлотарю II, королю Нейстрии, сыну Хильперика, но вскоре умер. В 613 году Брунгильда, которой было уже 70 лет, хотела снова управлять государством — за малолетством старшего из четырёх сыновей Теодориха, но австразийцы, утомлённые междоусобными войнами, провозгласили Хлотаря королем всей Франкской монархии, схватили Брунгильду и, обвинив её в убийстве десяти членов королевского дома, после трёхдневных истязаний, на виду у всего войска привязали к хвосту дикой лошади, которая и волочила её до смерти.

Таким обра­зом, Рейн можно считать границей римских владений. Как раз на этих пог­раничных землях, в низовьях Рейна, образовался приблизительно в III веке племенной союз франков, переросший к V веку в устойчивую этническую об­щность. После 476 г. земли Западной Римской империи поделили различ­ные германские племена, образовав ряд варварских королевств. Франки тоже создали свое королевство. Но в отличие от других германских племен, дошедших в своих странствиях до Ис­пании и Северной Африки, они созда­ли его на исторической родине, в ниж­нем течении Рейна. В средневековых источниках эти земли называют Fracia Antiqua, что значит «Древняя Фран­ция». Именно в связи с исторической родиной видят одну из причин долго­летия Франкского королевства, значи­тельно пережившего другие государс­твенные образования такого рода.

Карта Франкской империи — териториальные расширения от 481 до 814 г.

Традиция утверждает, что первым королем франков был некто Меровей, персонаж полумифический, сын смер­тной женщины и морского чудовища, чье имя означает «рожденный морем». Он стал основателем королевской ди­настии Меровингов. Внуком Меровея считается король Хлодвиг, личность вполне историческая. Годы его прав­ления 481 — 511, и его деяния хорошо известны. Он объединил под своей властью всех франков, и, победив в сражениях соседний народ алеманов, заставил тех платить франкам дань. Затем в военных походах Хлодвига на­ступил перерыв. В 496 г. он вместе со своей дружиной принимает креще­ние от римского папы. Этот шаг имел в дальнейшем большое влияние на судьбу народа франков. Многие гер­манские вожди, военные соперники Хлодвига, усвоили христианство в его еретической форме и исповедовали так называемое арианство, в то время как старое население завоеванных ими территорий, находясь во власти римс­кой культуры, были приверженцами ортодоксального католичества. Это порождало бесконечные религиозные конфликты, угрожая прочности вар­варских королевств. Хлодвиг сделался не арианином, а католиком. Такой вы­бор принес ему поддержку римского папы, и терпимое отношение со сторо­ны галло-римского населения. Обес­печив, таким образом, свой тыл, он ус­тремился к новым завоеваниям. В 507 г. франки разбили вестготов, а к концу правления Хлодвига захватили 2/3 Галлии. Сам византийский император Анастасий прислал королю-варвару приветственное письмо, как новому могучему властителю и единоверцу.

Но, возникшее государство не было, несмотря на все свое могущес­тво, государством в полном смысле слова, а рассматривалось современ­никами как личное достояние коро­ля, что достаточно типично для опи­сываемого времени. Хлодвиг поделил все подвластные ему земли между своими четырьмя сыновьями, и пос­ле его смерти начались междоусоби­цы. Все же наследники умели забы­вать вражду, когда у них были общие интересы. В последующие годы под властью франков оказался Прованс, и таким образом, они вышли к среди­земному морю. Иногда все франкские земли вновь объединялись под властью одного короля. Например, в царствование Дагоберта I (629 — 639 гг.).

Но Дагоберт — последний дееспособный король из славной династии Меровингов. После него начинается эпоха «ленивых королей». К власти приходит другая ди­настия, но приходит посте­пенно и неофициально. Эй­нхард, придворный историк Карла Великого, так описы­вает этот период: «Счита­ют, что род Меровингов, из которого франки избирали своих королей, пресекся на Хильдерике, низложенном и заточенном в монастырь по приказу римского первосвященника Стефана. В действительности же род этот давно был бессилен.

Богатства и власть находи­лись в руках придворных сановников, называемых майордомами. А королю оставалось довольствовать­ся своим титулом и являть видимость власти, когда, восседая на троне, длинно­волосый и длиннобородый, выслушивал он иноземных послов и давал им, как бы от себя, ответы, в действительности предписанные, продиктованные и заученные. Кроме пустого титула и скудного содержания, которое опреде­лял ему майордом, имел он всего лишь одно, да и то крошечное, поместье, слу­жившее ему жилищем и поставлявшее немногочисленную прислугу. Куда бы король ни отправлялся, он ехал в по­возке, запряженной, по деревенскому обычаю, парой волов, которыми пра­вил пастух. Так ездил он во дворец, на народные собрания, проводимые еже­годно для пользы государства, и так же возвращался домой. Об управлении же королевством и обо всех внутренних и внешних делах заботился майордом».

Хлодвиг I и его семья, миниатюра из «Больших хроник Франции»

С некоторых пор важная госу­дарственная должность майордома во Франкском королевстве стала пе­редаваться по наследству. Они сосре­доточили в своих руках всю власть, и образовали династию в начале назы­вавшуюся династией Пипинидов, а потом получившую звучное имя Ка­ролингской, т.к. два наиболее выда­ющихся ее представителя носили имя Карл.

Первым из них был пришедший к власти в 715 г. майордом Карл Мар­телл (Мартелл — значит «молот»). Его называют изобретателем феодализ­ма. Изобретение Карла Мартелла за­ключалось в том, что реформируя ар­мию, он ввел в употребление систему бенефиций, земельных пожалований за военную службу. Земли раздава­лись не в собственность, а в условное держание, и могли быть отобраны в случае прекращения держателем воен­ной службы. По наследству они переходили тоже лишь в случае продолжения службы наследниками. В этом слу­чае договор о пожаловании земель возобновлялся. Такая система очень благотворно сказалась на боеспособности франкской армии, но едва не поссорила франкского пра­вителя с католической церко­вью, так как земельный фонд для бенефиций был, отчасти, образован землями, конфис­кованными у монастырей. Но выход был найден. До сих пор франкская экспансия шла на юг, на христианизированные земли бывших римских про­винций. Мартелл направил ее на восток, в языческую Германию. Утверждая свою власть на этих землях, он ос­новывал новые монастыри, и христианские миссионеры вели здесь свои проповеди под защитой его могучей ар­мии. То, что католическая церковь потеряла в Галлии, она с успехом компенсирова­ла в Германии.

Камея с изображением Хлодвига I

Еще одно направление полководческой деятельнос­ти Мартелла помогло ему за­служить славу верного сына церкви. Начиная с VII века, объединенные под знаменем ислама арабские народы Средиземноморья, составляли постоянную угрозу для Ев­ропы. Они захватили восточные про­винции Византии, Северную Африку, Испанию и серьезно угрожали север­ному побережью Средиземного моря. В 732 г., в битве при Пуатье, франки, возглавляемые Карлом Мартеллом, разбили арабское войско. Эта победа утвердила за Мартеллом ореол героя, спасителя Европы от мусульманско­го нашествия. Некоторые современные историки, высказывают мысль, что последствия победы при Пуатье были сильно преуве­личены, и реально мусуль­манское нашествие было остановлено благодаря во­енным успехам на востоке византийского императора-иконоборца Льва Исавра.

Трудно судить, кто прав, но в западноевропейской традиции была, по крайней мере, создана легенда о Пу­атье воодушевлявшая мно­гие поколения.

Битва Хлодвига с вестготами. Миниатюра XIV в.

Тем временем в Ита­лии происходили события немаловажные для судеб франкского королевства.

Большую часть полуост­рова захватило германское племя лангобардов, и лангобардские короли угро­жали светской власти пап, забирая под свою руку все больше земель и городов Италии. Начиная с IV века, когда христианство ста­ло официальной религией Римской империи, римские епископы укрепляли свое влияние, используя покровительс­тво императоров. Но после гибели Западной империи в Риме фактичес­ки не осталось другой власти, кроме власти пап. И, как бы ни был высок их духовный авторитет и экономи­ческая эффективность монастырских хозяйств, они нуждались все же в содействии светских государей. Снача­ла они считали главным защитником христианства и наследником римс­ких цезарей византийского импера­тора, но Константинополь был далеко, а Византия не достаточно сильна, чтобы удержать власть над Италией. Затем она и вовсе погрязла в «ереси» — в VIII веке там процветало иконоборчество. Папа был поставлен перед необ­ходимостью искать себе нового союзника. Этим союзником мог стать могущественный правитель Франкского королевства. Римский первосвященник отправляет по­сольство к Карлу Мартеллу, вос­хваляя его деяния, и прося оказать помощь в борьбе с лангобардами. Мартелл принимает посольство с большими почестями, но оказать требуемую помощь не может по независящим от него причинам. Тем не менее, начало отношений положено. В правление сына Мар­телла эти отношения получат свое развитие.

Крещение Хлодвига

Сына Карла Мартелла, как и мно­гих его предков, звали Пипин, а про­зван он был Короткий из-за маленького роста. Несмотря на такое негероичес­кое прозвище, Пипин Короткий ос­тался в памяти потомков, как умный и энергичный правитель, выдающийся военачальник и государственный де­ятель. Успешно управляя Франкским королевством, он решил, наконец, по­кончить с неясностью своего положения и направил пись­мо папе Стефану, в котором спрашивал, как нужно отно­ситься к королям, которые во Франции не имеют власти, и одобряет ли папа подобное положение вещей. Глава ка­толической церкви понял, о чем спрашивает его майордом Франции, и ответил, что луч­ше называть королем того, кто имеет власть, чем того, кто ее не имеет. Вскоре епископы ко­роновали Пипина Короткого, и он стал первым королем из династии Каролингов. После этого он начал войну с ланго­бардами, изрядно потеснил их и, прибыв в 754 г. в Рим, вру­чил папе дарственную на от­воеванные у лангобардов зем­ли. С этого момента ведет свое начало светское государство пап, а франкский король на­зывается любимым сыном ка­толической церкви.

В 768 г. Пипин Короткий умер, и королевство, как это было тогда принято, поде­лили между двумя его сы­новьями, двадцатишести­летним Карлом, и младшим Карломаном. Вскоре Карломан умер, и Карл унас­ледовал его земли, став королем всех франков. В историю он вошел под именем Карла Великого.

О его царствовании рас­сказывались легенды, о нем и его рыцарях напи­сано столько же романов, сколько о мифическом короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.

В начале правления Карла в Италии вновь ак­тивизировались лангобар­ды. Жена и дети его брата Карломана нашли приют у лангобардского короля Дезидерия, и тот пытался вынудить папу провозг­ласить наследниками Кар­ломана его сыновей, а не брата. Но глава католичес­кой церкви проявил твердость: отказал Дезидерию и обратился к Карлу с про­сьбой вновь поддержать папский престол против короля лангобардов.

С этого момента на­чинается история беско­нечных войн Карла Вели­кого. В 774 г. он одержал победу над лангобардами и на Пасху прибыл в Рим.

Ему устроили невиданную по торжес­твенности встречу, а он вручил папе дарственную на земли, намного пре­вышающую по щедрости дар Пипина Короткого. После этого Карл стал на­зываться королем франков и ланго­бардов. Потом пришлось сражаться с союзником Дезидерия, герцогом Баварским. Франкский король присо­единил к своим владениям Баварию, после долгой, кровопролитной, много раз возобновлявшейся войны, затем завоевал и крестил языческую Саксо­нию. Чтобы покорить эту страну, ему пришлось переселить на эти земли франков, и превратить в крепостных две трети ее жителей, а также устроить невиданное по жестокости избиение сакских пленных в городе Вердене. В течение одного дня там было казне­но четыре с половиной тысячи саксов, отказавшихся принять христианство. На востоке Карл воевал с аварами, и в результате этих войн народ авары перестал существовать. На этот раз ему не удалось даже никого крестить, ибо население было истреблено пол­ностью. Вот как описывает эту войну Эйнхард: «Самой значительной из всех проведенных Карлом войн, если не считать саксонской, была та, которая последовала за походом в страну вильцев, а именно война против аваров, или гуннов.


Карл Великий

Она была особенно ожесточенной и потребовала очень больших изде­ржек. Сам король возглавил, правда, всего лишь одну экспедицию в Паннонию — так называлась земля, которую населял тогда этот народ, руководство же остальными доверил сыну своему Пипину, правителям областей, а также графам и особым уполномоченным. И хотя война эта проводилась ими весьма деятельно, окончилась она только на восьмом году от ее начала. Сколько здесь было дано сражений, сколько пролито крови, можно судить по тому, что в Паннонии не осталось в живых ни одного ее обитателя, а мес­то, в котором находилась резиденция кагана, не сохранило и следов челове­ческой деятельности. Вся знать гуннов в этой войне была перебита, вся их сла­ва — предана забвению. Все деньги их и накопленные за долгое время сокро­вища были захвачены. Нельзя указать другой войны, объявленной франкам, во время которой они смогли бы столь­ко приобрести и так обогатиться».

В поле деятельности Кар­ла попали также племена южных и западных (полабских) славян. Некоторые из них были его противниками, другие— союзниками. Кро­ме того, он обложил данью Бретань, и, помня о славе своего деда Карла Мартелла, отправился за Пиренеи, сра­жаться с испанскими араба­ми. Тут его постигла неудача в сражении под Сарагосой, и он вернулся в Галлию, а на обратном пути арьергард его армии, которым коман­довал граф Роланд, был пе­ребит устроившими засаду горцами-басками. Событие это, расцвеченное фантази­ей неизвестного автора XII века, изображено в «Пес­не о Роланде», знаменитом памятнике средневековой французской литературы. После этой неудачи Карл пос­тарался прочнее закрепиться на примыкающих к Испании территориях. Он выделил Аквитанию в отдельное ко­ролевство, и поставил коро­лем своего сына Людовика. В Пиренеях была образована укрепленная область, так на­зываемая Испанская марка. В конце концов, франкам уда­лось отбить у арабов города Барселону и Памплону.

За время правления Карла Велико­го подвластная ему территория вырос­ла в 2 раза и почти достигла размеров Западной Римской империи. Все населявшие эту территорию народы долж­ны были обязательно исповедовать христианство, и не просто христианс­тво, а католицизм. Перед сном король любил читать сочинение святого Ав­густина «О Граде Божием» и, считал своей миссией создание мировой хрис­тианской державы. Ради успешного выполнения этой миссии он готов был пойти даже на притеснения папы, если тот, как казалось Карлу, справлялся со своими обязанностями не достаточно хорошо.

Карл Великий и папа Адриан I. В 772 г. папа Адриан I призвал его для защиты от лангобардского короля Дезидерия

Крупный специалист по истории каролингского периода Анатолий Левандовский пишет следующее: «Со­средоточив максимум усилий на стро­ительстве новой церкви, Карл вместе с тем стремился обеспечить безуслов­ную власть над нею. Проявляя вся­ческое уважение к Риму и папе, он никогда бы не допустил, чтобы власть апостольского наместника была выше его собственной. Роль архиепископов, епископов, аббатов и священников свелась им к чисто служебным обязан­ностям. От них он требовал постоян­ных отчетов, наставлял их и смещал, если они не отвечали его требованиям. Церковную иерархию он строил таким образом, чтобы все нити сходились не к папе, а лично к нему. Он созывал цер­ковные соборы и диктовал их реше­ния. Он, безусловно, считал себя круп­нейшим специалистом в области веры, разбирающимся во всех ее тонкостях и, будучи ее строгим ревнителем, ви­дел себя достойным поучать всех ос­тальных, включая и первосвященника Рима». Папе Адриану случалось полу­чать нагоняй от Карла за недостаточ­но усердное искоренение еретических учений.

Коронование Карла Великого

Несмотря на то, что франкский король распространял «истинную ре­лигию» вширь поистине варварски­ми методами, его занимало не только количество, но и качество христиан. Сохранилось следующее его высказы­вание: «Не умея хорошо писать, люди могут извращенно понимать Священ­ное Писание, причем ошибки легко приведут к крайней опасности. Ведь в Писании много сложных смысло­вых фигур, и кто поймет их, не изучая древних авторов излагавших ритори­ку?». Исходя из этих соображений, ко­роль развернул весьма широкую для своего времени образовательную про­грамму, и добился определенных успе­хов. В популярной литературе и даже в школьных учебниках можно встре­тить утверждение, что Карл Великий был неграмотен. Это неверно. Он был весьма образованный человек, знал несколько языков, свободно изъяснял­ся по латыни, понимал греческий. Был прекрасным оратором, высоко ценил книжную культуру, часто заставлял читать себе вслух во время обеда и, как уже было сказано, любил читать перед сном. Миф о его неграмотности осно­ван на том факте, что Карл Великий не умел писать, хотя и пытался, по словам того же Эйнгарда, освоить эту премуд­рость в зрелом возрасте. Речь, видимо, идет о том, что король не умел писать тем изящным стандартизированным шрифтом, которым переписывались манускрипты в монастырских мастер­ских. Нацарапать некое подобие букв, как это делают сейчас многие из нас, он, скорее всего, был способен.

После страшного упадка, в котором находилась европейская культура в первые века средневековья, в царство­вание Карла наметился определенный подъем, получивший название Каро­лингское Возрождение. Король собрал вокруг себя мудрецов, ученых и по­этов со всех подвластных ему земель, и даже из неподвластной Британии и Испании, и создал в 782 г. Придворную Академию. Ученые мужи из Академии, иногда играли роль политических советников короля, который обсуждал с ними свои планы. Особенно это каса­лось председателя Академии, личного друга Карла Великого, Алкуина Йорк­ского. Но в целом, Возрождение каса­лось не столько элитарного, сколько начального, базового образования. По стране была создана сеть школ, и Карл настаивал, чтобы аристократы посы­лали туда своих сыновей. Создавались также библиотеки, и король лично за­казывал для них книги в монастырс­ких скрипториях. Основным видом искусства, получившим развитие в каролингскую эпоху, стало искусство создания рукописной книги, главным живописным жанром — жанр книж­ной миниатюры. Переплет книги мог быть шедевром ювелирного искусст­ва. В это же время выработался особый рукописный шрифт, более или менее единый для всей Европы. Его называли каролингским минускулом. В ХI-ХII веках он начал сменяться готическим шрифтом, лучше экономящем место на пергамене, и более отвечающем эстетике эпохи, но до этого времени господс­твовал повсеместно. Особое внимание уделялось рестав­рации рукописей. Множество античных авторов были из­влечены из небытия именно при Карле Великом.

Историки отмечают, что законы каролингского пери­ода часто носят морализатор­ский характер и не слишком похожи на законы в нашем понимании этого слова. Преступления там путаются с грехами. Королевским ука­зом поданным предписыва­ется быть добродетельными и возбраняется испытывать ненависть. Любопытно, что ка­ролингское законодательство запрещало веру в колдовство. Считалось, что истинный христианин не может допускать возможность того, что кто-то кроме Бога способен тво­рить чудеса. Средневековая охота на ведьм началась в более позднюю эпоху, а пик ее вообще приходится на период Ренессанса и Реформации.

На Рождество 800 г. произошло важнейшее событие: Карл, находив­шийся в это время в Риме, прибыл на праздничное богослужение в Собор Святого Петра, и преклонил колени перед алтарем. В этот момент к нему приблизился папа и надел на него ко­рону римских императоров. Все же присутствующие в соборе воскликну­ли: «Да здравствует император Карл Август!». Так, через 324 года после ги­бели Западной Римской империи в Западной Европе снова появился импе­ратор. Впрочем, задолго до рождения Карла, еще в VII веке, была высказана мысль, что миссия римского государс­тва будет переходить от одного народа к другому. Между прочим, Карлу Ве­ликому чуть было не удалось осущест­вить мечту византийского императора Юстиниана — восстановить и объеди­нить под своей властью и Западную и Восточную империи. Он сделал брач­ное предложение византийской им­ператрице Ирине, но произошедший на Востоке династический переворот расстроил свадьбу. После этого отно­шения Карла с Византией становятся натянутыми, ведь константинополь­ские императоры не без основания считали себя единственными закон­ными наследниками римской импе­раторской короны. Но и они, в конце концов, признали императорское до­стоинство короля франков, правда, лишь спустя 12 лет после коронации.

Людовик I Благочестивый и Карл Великий

Карл поднялся так высоко над други­ми европейскими королями, что даже не считал их достойными женихами для своих дочерей и предпочел оста­вить дочерей старыми девами. Слава о великом монархе распространилась за пределами Европы. В 801 г. к импе­раторскому двору прибыл необычный подарок. Багдадский калиф Гарун-аль- Рашид, герой сказок «Тысячи и одной ночи», прислал императору живого слона. Все франкские хроники упо­мянули об этом событии, и жители империи стекались в столицу, чтобы посмотреть на чудо. Десять лет слон сопровождал своего господина в воен­ных походах, и, в конце концов, нашел свою смерть в Саксонии, чем поверг в печаль всех франков.

Лотарь

После провозглашения империи Карла заботило не завоевание новых земель, а то, как удержать завоеванное. Экспансия закончилась. Вдоль гра­ниц создается ряд особых укреплен­ных областей — марок. Но сохранить империю не гак то легко. Кроме вне­шних врагов ей угрожают внутренние неурядицы, ведь прирост земельных владений прекратился, значит нужно делить то, что есть. Однако империя пока держалась. Держалась не в последнюю очередь благодаря магии лич­ности Карла, его энергии, его непоко­лебимой уверенности в себе, наконец, благодаря его славе победоносного полководца. Но Карл был уже не мо­лод. В год получения императорского титула ему было 58 лет, а десятилетие спустя его мощное тело, до сих пор никогда не нуждавшееся во врачах, начало сдавать. Стало ясно, что пора позаботиться об устройстве посмерт­ных дел. Карл вызывает к себе своего сына Людовика и сам возлагает на него императорский венец. Остальные его сыновья умерли раньше отца, и он не был пос­тавлен перед необходимостью делить созданную им империю. В 814 году, в возрасте 72 лет им­ператор Карл Великий умер. На трон взошел новый император, Людовик Благочестивый.

Карл Лысый на престоле приветствует монахов, принесших ему рукопись.

Сын и наследник Карла Ве­ликого — Людовик, вовсе не был ни к чему не способным ничтожеством, каким его по­рой изображают. Напротив, это был человек преисполнен­ный чувством долга, и в начале он энергично продолжил дело отца, укрепляя и благоустра­ивая империю. Его неудачи на императорском поприще были вызваны как раз теми его ка­чествами, которые вызывали бы симпатию — будь их обладатель частным лицом. Эти качества — спо­собность сомневаться в своей правоте и испытывать раскаяние. После подав­ления мятежа, поднятого сыном его покойного брата и направленного на раскол империи, Людовик устраивает публичное покаяние с обильной разда­чей милостыни. Сознавая, что его долг сохранить империю, он в то же время не может избавиться от чувства вины за трагическую гибель племянника, и не находит нужным это чувство вины скрывать. Такое поведение подданные расценивают как слабость, и подоб­ных промахов сын Карла Великого со­вершил еще много. Роковым для него стал вопрос о наследниках. Каждый из его сыновей хотел получить земли и быть в них королем, но просто раз­делить поровну свои владения, как это делали его предшественники, Лю­довик не мог. Карл Великий впервые создал нечто такое, что многие хотели сохранить целым. Сначала эту про­блему вроде бы удалось решить. Был составлен документ, согласно которо­му императорский титул и власть над империей наследовал старший сын Людовика Лотарь, а младшие сыновья получали по королевству и могли быть избраны на императорский трон в слу­чае смерти брата. Но когда земли уже были поделены, у Людовика родился еще один сын, от второго брака. На­делить его землей можно было только за счет братьев, Людовик же горячо любил младшего сына, и не останав­ливался ни перед чем, чтобы устроить его будущее как можно лучше. Кон­фликт в императорской семье закон­чился вооруженным мятежом. Лотарь выступил против отца, обвиняя его в растаскивании империи. Младшие принцы выступали попеременно то на стороне отца, то на стороне старшего брата. У власти оказывалась то одна, то другая партия. Людовика Благо­честивого то заточали в монастырь, то возвращали обратно на трон. В 840 г. он умер, не оставив по себе доброй сла­вы, а трое оставшихся в живых его сы­новей, Лотарь, Людовик и Карл начали войну за раздел империи, получившую название «война трех братьев». На сто­роне Карла, названного впоследствии Карлом Лысым, выступило в основном население западных областей империи, более романизированное, говорящее на исковерканной латыни. Людовика же поддерживали жители востока, со­хранившие свое исконное германское наречие. Поэтому его прозвали Людо­виком Немецким. В ходе «войны грех братьев” Людовик Немецкий и Карл Лысый объединились в союз про­тив Лотаря. В городе Страсбурге они заключили договор. Страсбургские клятвы верности были произнесены и записаны не на книжной латыни. Каж­дый король произнес клятву на том языке, на котором говорило войско его предполагаемого союзника. Страс­бургская клятва Людовика Немецкого является первым известным науке об­разцом старофранцузского языка.

Печать Карла Великого Монета с портретом Людовика II Немецкого

«Война трех братьев» закончилась в 843 г. договором, заключенным в пе­чально известном городе Вердене, том самом, где дед Лотаря, Людовика и Кар­ла устроил кровавое избиение плен­ных саксов, не пожелавших принять христианство. Иногда день заключе­ния Верденского договора образно называют Днем рождения Европы. По нему Лотарь получил Италию и широкую извилистую полосу зе­мель, тянущуюся через весь Евро­пейский континент, от Аппенинско­го полуострова до Северного моря. Карл получил все земли к западу от этой полосы, Людовик — к востоку. Так впервые наметились границы будущих государств. Владения Кар­ла стали основой будущей Франции, Людовика — Германии. Что касается земель Лотаря, то Италия, в какое бы государственное образование она не входила, всегда была довольно обо­соблена, а искусственно выкроенная полоса, вплоть до новейших вре­мен была предметом соперничества Франции и Германии. Спор за Лота­рингию (королевство Лотаря) стал одной из причин Франко-Прусской войны 1870 г. и сыграл свою роль во время Второй мировой. После Верденского раздела в Восточном королевстве, которое мы, удобства ради, будем теперь называть Герма­нией, вскоре сменилась династия, род Каролингов был отстранен от власти. На западе, во Франции, потомки Карла Великого продолжали царствовать еще почти полтора столетия, но не совер­шили за это время ничего выдающего­ся, а наоборот привели страну на край гибели, и в конце Х века также уступили власть другой династии. Императорс­кий титул приобрел характер чисто номинальный, и был даже забыт, пока 960 г. немецкие король из Франконской династии Оттон I не вспомнил о нем, и не возродил его к жизни, создав новую империю, будущую Священную Римс­кую Империю германского народа…

Король франков 481 — 511 гг.

Хлодвиг I родился в 465 или 466 г. Его родителями были король франков Хильдерик I и Базина, бывшая супруга короля Тюрингов. В 481 г. Хлодвиг стал королем франков. К моменту его воцарения Галлия еще не была покорена франками. Юг контролировали вестготы, исповедовавшие ариантсво, север подчинялся Сиагрию, сыну Эгидия, римского магистра армий в Галлии. Некоторые районы признавали власть Одоакра, низвергнувшего последнего римского императора Ромула Августула (476 г.). Значительные территории контролировали аламаннами и бургундами.

В 486 г. Хлодвиг I нанес поражение Сиагрию в битве при Суассоне и ликвидировал его «государство». Т. о. владения франков были расширены от первоначальной области, территория современной Бельгии, до Луары. В 493 г. Хлодвиг женился на Хродехильде (Клотильде), дочери бургундов.

С 491 г. Хлодвиг I начал войны с тюрингами. В 496 г. после победы на алеманнами при Тольбьяке Хлодвиг I расширил свои владения до Рейна, перешел его и установил свою власть над областями низовьях Майна и Неккара. В том же году он принял крещение. В отличие от готов, которые были арианами, франки приняли ортодоксальное христианство.

В 500 г. Хлодвиг I нанес поражение у Дижона бургундам, которые вторглись во владения франков, и заставил их вступить со своим народом в союз в 503 г. В 506 г. Хлодвиг I подавил восстания алеманов, разбив их войско у Страсбурга.

В 507–509 гг. он в союзе с рипуарскими франками и бургундами воевал против вестготами. В 507 г. Хлодвиг I разбил вестготов в битве при Вуйе. Хлодвигу I удалось вытеснить вестготов из Галлии (под контролем вестготов осталась лишь Нарбоннская Галлия, небольшая область на юго-западе). В 508 г. византийский император Анастасий I возвел Хлодвига I в ранг консула в знак благодарности за его борьбу с готами.

В конце совей жизнь Хлодвиг I подчинил своей власти мелкие германские племена, расселившиеся по рейну, а также расправился с многими своими родственниками и вождями рипуарских франков. Хлодвиг распорядился записать франкские законы, что стало основой Салической правда. В 511 г. Хлодвиг I созвал церковный собор в Орлеане.

Хлодвиг I умер в 511 г. в Париже. Его королевство было разделено между четырьмя его сыновьями: Теодериком I, Хлодомером, Хлотарем I и Хильдебертом I. Этот раздел положил начало существованию четырех (впоследствии — трех) франкских королевств.

Иллюстрации:

Хлодвиг I.

Исторические источники:

Григорий Турский История франков / Изд. подготовила В.Д. Савукова. М., 1987. 461 с.;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *