13 ассирийских отцов

Совсем недалеко от Тбилиси, по прекрасным автодорогам Грузии, всего езды, минут тридцать, находится деревня, Патара Канда. Так, обычная , ни чем не примечательная деревня, не будь она ассирийской и не расположенный в ней монастырь Имени Тринадцати Святых Ассирийских Отцов.

Православные ассирийцы начали селиться в Картлийсом Царстве, в веке семнадцатом, во время гонений персидского Шаха Аббаса. Они и по сей день, живут в Грузии, приняв грузинский образ жизни и обычаи, но сумев сохранить свой язык и традиции.

Служба в монастыре ведется на двух языках, грузинском и арамейском. Мы приехали в Патара Канда ранним утром. Дорога к Храму еще была пуста и на аллее крошечного монастырского сада, сидел погруженный в свои мысли монах.

Позже, стали собираться люди, много людей, и местных и из окрестных сел и тбилисцев на дорогих машинах. Все ждали что службу будет вести на языке Христа, на арамейском схимархимандрит Серафим Бит-Хариби — духовный наставник проживающих в Грузии ассирийцев.

Целью нашей поездки было увидеть службу и услышать песнопения на древнем арамейском языке. Так звучит 50-й псалом на языке Христа в исполнении отца Серафима и хора Кафедрального собора Светицховели. Запись сделана во время визита главы Римской Католической Церкви Франциска:

Но, Отец Серафим, был занят общением с братьями, а служба прошла на грузинском языке, очень величественно и красиво. Мне на память остались фотографии дороги к Храму, крошечного монастырского сада и монастырского кота. Кота, который видимо прожил бурную и полную страстей жизнь, пока не обрел покой под сенью монастырских стен… Лег кот рядом с Лукой и лежал ни на кого не обращая внимания, ведь все есть Суета Сует и Томление Духа…

Автор заметки и фотографий: Андрей Левин

Собираетесь в Грузию? Напишите на info@v-georgia.com — мы составим для вас оптимальный маршрут путешествия. Приезжайте, а мы сделаем ваш отдых незабываемым! Получить бесплатную консультацию можно позвонив по телефонам: +7 (495) 268-07-72 или +995 555 566 540

Хотите приехать сюда? Команда Viva-Georgia организует для вас экскурсию или тур, составит оптимальный маршрут путешествия и окажет любую другую помощь в поездке.

Про Кинцвиси я уже писал несколько лет назад. И опять мы здесь. Мчались по жаре посмотреть на синие фрески в монастыре Николая Мирликийского. Но наших иностранцев которые в шортах и иностранок в штанишках внутрь не пустили. Вот они, болезные:

Елена наша, из оргкомитета, возмутилась сим и потребовала соблюдения прав человека, а когда монах у входа все равно отказал, стала его громко корить, указывала на других входящих в храм женщин, уличая их в наличии штанов под юбками. Монах покорно сносил шум, но был тверд. А точнее застыл.
Тут Елена как раз рассказывает о длине юбок тех, кого впустили:

Каждый год мы приезжаем сюда и каждый раз застаем на этом месте одного и того же монаха с мобильником:

На стене храма над задним входом кто-то вырезал оленя:

Этот монах сидел один и что-то громко говорил, иногда даже кричал, размахивая руками.

Те, кто не попал в храм, пошли за монастырь к родникам в ущелье, мимо таких вот декораций:

Завечерело, мы пошли прочь.

У выхода немцев наших тормознул Вахтанг, в трениках и на костыле. Очень общительный, так что пришлось мне переводить. Все он про себя рассказал, как работал когда-то в Германии строителем. В руке Вахтанг держал пожеваный черный пакет с двумя бутылочками то ли сока, то ли йогурта, размахивал им в процессе рассказа. И вот он стал развязывать бантик на пакете, я вас угощу, говорит. Немцы засомневались, хочется ли им йогурта, но тут Вахтанг, лучась от радости, сказал что это чача. Лучшая в мире чача! Я сам ее делал! Немцы еще больше засомневались, но я успокоил их, обреченно подтвердив, что пить придется, вы в Грузии.

Вахтанг тем временем резво захромал к торговому ларьку, разжился там кофейными стаканчиками, налил. На всякий случай я попробовал первый — первоклассная виноградная чача, мягкая, душистая, и проскользнула внутрь так ладно! Короче выпили мы, и даже в автобус Алексееву я стаканчик отнес. Слух пошел по автобусу, что тут наливают, но мы уже ехали. Народ приуныл, но тут водитель автобуса объявил, что по приезду всех угощает. Лучшей чачей! Сам делает! И угостил. Крепчайшая была, градусов 70 с гаком.
В другой день побывали в монастыре 13-ти ассирийских отцов в селе Дзвели Канда. В селе живет 2000 ассирийцев и потому служат тут на двух языках, грузинском и арамейском.
Трогательный такой архангел в окладе из бисера и жемчуга, невьянскую икону напомнила эта отделка.
Владыка Исайя подъехал позже, а пока его не было нас курировал молодой монах, смотрел чтобы мы не пошли куда не надо, и ногу на ногу строго попросил не закидывать. Точнее попросил снять одну закинутую. Практически приказал.
Мы смотрели на стройные и строгие, как это монах, кипарисы, знойное небо, яблони, и как на задах купали щенка из шланга. Наконец приехал епископ и все зашевелилось.
Исайя рассказывает о 13-ти отцах:
В дверном проеме наш куратор:
Потом заехали в поселение беженцев (забыл название), где нам играли, пели и танцевали дети, а им показывали мультфильмы.
Это уже Мцхета, храм Свети-Цховели. Каменный иконостас современный, начала XXI века, но вписался органично:
тот самый, что разыграли в кости солдаты на Голгофе. Плащ, вроде бы хранится в алтаре, а хитон по преданию — под землей в могиле Седонии. Вроде бы та могила под башней с Животворящим Столбом. Украдкой наблюдал, как русский батюшка заряжал от той башни свой массивный крест литого серебра на цепи.
Страшный суд, фреска:
Просто наклонился, простите:
Таксисты Мцхета — самые свободные таксисты в мире:
Вечерний Джвари
Да, Мцыри, «там где сливаяся шумят струи Арагвы и»… Нет, не Куры. Грузины всех тут поправляют: тут «сливается» не Кура, а Мтквари. А Кура — от турков пошло. Так что не надо.

Тринадцать Сирийских отцов (VI в.), преподобные, основатели монашеской жизни в Грузии

Память 7 мая

Круг тринадцати сирийских отцов, именуемых также каппадокийскими, составился вокруг великого подвижника, преподобного Иоанна, который подвизался в Антиохии и прославился многочисленными чудесами. Однажды во сне ему предстала Пресвятая Богородица и повелела выбрать из числа учеников 12 монахов и идти с ними проповедовать в Грузию. После долгого поста и молитвы он выбрал по жребию 12 учеников и отправился в путь.

Прпп. Иоанн Зедазнийский и 12 сирийских отцов. Икона, нач. XXI в., Грузинская Патриархия

Лик новых просветителей Грузии составили:

«Спаситель и тринадцать ассирийских отцов». Икона кон. XX в. (Иконописец Давид Хидашели)

Вместе с ними Грузинской Православной Церковью прославлены и двое их святых учеников:

  1. Прп. Илия диакон, ученик прп. Иоанна Зедазенского
  2. Прп. Лукиан Гареджийский, ученик. прп. Давида Гареджийского

С известием о прибытии «сонма светил, воссиявших в Месопотамии» Картлийскому католикосу Евлавию и царю Парсману предстал ангел и старцы были встречены у Мцхеты с большими почестями. Святые отцы поклонились мироточащему древу Светицховели и Ризе Господней, а затем и другим грузинским святыням. По благословению католикоса святой Иоанн и его ученики вначале обосновались на горе Зедазени, где до проповеди святой Нины находилось капище идола Задени. Монахи жили в убогих кельях, питались растительностью и непрестанно молились. Верующие, узнав о подвигах святого Иоанна и его учеников, толпами устремились к Зедазенской горе. Многие загорелись искренним желанием монашеской жизни, многие оставили суетный мир и поселились на Зедазени. Так Зедазенская гора превратилась в обитель отшельников.

Спустя некоторое время Пресвятая Богородица вновь явилась святому Иоанну и благословила разослать учеников в разные края Картли для проповеди Слова Божия. Наутро преподобный Иоанн сообщил ученикам об этом и сказал: «Господь наш Иисус Христос прислал нас, дабы принести пользу этой стране и её жителям, ибо они есть новосаждения. Поэтому, подобно апостолам, нам следует разойтись в разные края и проповедовать Слово Божие.» Так святые сирийские отцы насадили подвижническую жизнь во всей стране и сделались вторыми апостолами Грузии.

Во второй половине X века жития святых Сирийских отцов были собраны и описаны католикосом Мцхетским Арсением II.

Использованные материалы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *