1893 год

Странные 12-летние циклы Российской истории

Олег Маслов , Александр Прудник 05.09.2006

Известный европейский футуролог Патрик Диксон утверждает, что «Человеческий разум осмысливает прошлое, разделяя его на периоды: день определяется движением солнца, месяц – фазами луны, год – сменой времен года. Мы различаем десятилетия и столетия. Девятнадцатый век, например, получил название викторианской эпохи, и его считают единственным периодом со своей специфической культурой и традициями. Однако в отличии от лунного цикла эти временные периоды носят абсолютно искусственный характер». Принимая данную точку зрения, авторы предупреждают об искусственности формализации выявленных еще в 40-е годы прошлого века циклов. Данная работа является в некотором смысле продолжением работы «Империя и Россия – СССР в ХХ веке» (http://www.polit.nnov.ru/2005/08/01/ussr/), которая также является своеобразной презентационной моделью.

Исследование циклов формирования и исчерпанности персонально ориентированных общественных ожиданий неминуемо привело к столкновению с постоянными ссылками на странные 12-летние циклы в истории нашей страны. Представления о данных циклах имеют достаточно устойчивый характер, а частота упоминания этих странных циклов такова, что можно говорить о том, что представления значительной части российской интеллектуальной элиты о наличии данных циклов носят устойчивый характер. Именно этот феномен и подвиг авторов к исследованиям истоков представлений и причин устойчивости существования в сознании людей 12-летних циклов Российской истории.

Наиболее распространенный формат презентаций странных 12-летних российских циклов – это произнесение следующего набора единиц информации: «1905 год – первая российская революция, 1917 год – Великая Октябрьская социалистическая революция, 1929 год — год «великого перелома», 1941 год – начало Великой Отечественной войны, 1953 год – смерть Сталина».

Далее 12-летние циклы сбиваются, так как в 1965 году ничего судьбоносного в истории нашей страны не произошло. И из-за этого возникает ощущение, что 12-летние циклы характерны лишь для полувекового периода развития России – СССР.

Наиболее сложным в данной работе было требование соответствия рациональной парадигме исследования и минимизации различных изотерических аспектов. Экономические циклы исследуются на основании значительных массивов цифровых данных, характеристик роста и спада производства в отдельных отраслях. Исторические циклы практически невозможно «привязать» к каким либо математически выявленным закономерностям. Несмотря на то, что многие события являются и предсказуемыми и закономерными, как, например, вторжение США в Ирак, необходимо признать, что дата начала вторжения едва ли может быть вписана в какой-либо цикл и обоснована математически.

При движении по хронологической шкале от 1905 года в ХIХ век и от 1953 года в ХХI век были найдены определенные закономерности, которые позволили назвать 12-летние исторические циклы нусогенными циклами. Причем наиболее важным является то, что та или иная дата, характеризующая завершение одного цикла и начало другого, является точкой разрыва (tipping point) c отжившими смыслами массового сознания, а также точкой рождения новых массовых смыслов. Сложно спорить с тем, что революция 1917 года, начало Великой Отечественной войны и смерть Сталина являются точками нусогенного разрыва массового сознания и точками рождения новых массовых смыслов. «Всё для фронта, всё для победы!» и восстановление народного хозяйства страны — это главные массовые смыслы данного 12-летнего исторического цикла.

Необходимо также отметить, что важнейшими факторами, связывающими воедино 12-летние циклы, являются кровь и большинство населения страны. До 1941 года – это крестьяне.

1881 — 1993 годы и почему именно 12 лет?

В начале работы для нас представлял определенный интерес феномен стабильно существующих представлений о 12-летних циклах в истории нашей страны. По мере накопления материала был поставлен вопрос, какой именно год можно считать истоком первого 12-летнего цикла истории России – СССР. Движение по хронологической шкале вглубь ХIХ века привело к осознанию того, что истоком 12-летних российских циклов необходимо признать 1881 год. Но необходимо также признать то, что латентные признаки существования 12-летнего цикла можно найти до середины ХIХ века.

1881 год по праву должен считаться истоком кровавых 12-летних циклов в истории нашей страны. Что произошло в 1881 году:

· 28 января умирает великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский, предсказавший грядущие кровь и смуту

· 1 марта от рук террористов погибает Александр II Освободитель

· 3 апреля повешены 5 участников и организаторов убийства Александра II – А.Желябов, С.Перовская, Н.Кибальчич, Т.Михайлов и Н.Рысаков

· 29 апреля подписан Императорский манифест, в котором Александр III подтверждает намерение хранить незыблемыми истоки самодержавия

Безусловно, именно события 1881 года необходимо принять за исток 12 летних странных российских циклов, а не 1905 год.

А своеобразная подсказка нашлась в событиях 1893 года.

8 июня 1893 года было запрещено частичное перераспределение земель внутри общины. А для общих переделов был установлен наименьший срок: раз в 12 лет.

А 14 декабря 1893 года был наложен запрет на продажу и залог общинных земель и крестьянских наделов. И чтобы выйти из общины требуется согласие двух третей крестьянского схода. Безусловно, события 1893 года являются менее значимыми, чем события 1881 и 1905 годов. Но именно неразрешенность крестьянского вопроса и вылилась в революцию 1917 года и предопределила исход гражданской войны.

Можно считать парадоксальным, что через 12 лет после кровавых событий 1881 года появляется документ, жестко регламентирующий жизнедеятельность крестьянской общины, в котором заложен цикл изменений в жизни большинства граждан страны, не соответствующий динамике изменения общественно–политической жизни. Но парадоксальным является и то, что в России сегодня принимаются законы, по которым депутаты и главы органов местного самоуправления будут переизбираться один раз в пять лет, что также входит в полное противоречие с динамикой изменений общественно-политической жизни.

Латентные проявления 12-летних циклов любой желающий может найти в рамках ретроспективного взгляда на историю России ХIХ века:

· 1869 год. В марте 1869 года студенческие волнения в Санкт-Петербурге, арест большинства членов нелегальной группы С.Нечаева и П.Ткачева. Бегство С.Нечаева за границу, его встреча в Женеве с идеологом анархизма М.Бакуниным. В этом же году на русском языке издан «Манифест Коммунистической партии».

· 1857 год. В этом году А.Герцен и А.Огарев начинают издавать в Лондоне журнал «Колокол». В январе 1857 года образован Секретный комитет для изучения проекта крестьянской реформы. А 20 ноября выходит Императорский рескрипт, в котором дворянам предложено образовать губернские комитеты для обсуждения условия освобождения крестьян. Эту дату принято считать официальным началом проведения крестьянской реформы.

· 1845 год. В Петербурге начинает собираться кружок М.Петрашевского, находящегося под влиянием социалистических идей Ш.Фурье. В число петрашевцев входят писатели: М.Салтыков–Щедрин и Ф.Достоевский. И вот еще один нюанс. В августе 1845 года выходит запрет на использование на ночных работах детей младше 12 лет.

· 1833 год. В этом году вышел запрет на продажу на аукционах крепостных без земли для погашения долгов. Была также запрещена продажа разным владельцам членов одной семьи.

Безусловно, внутри латентных 12-летних циклов в истории России ХIХ века были и более значительные события, чем выше изложенные. Но принципиально важным является то, что нечто скрытое до времени проявилось в событиях 1881 года и именно эти события положили начало новым смыслам массового сознания.

Правда о крови

Самодержавие принято считать «кровавым», что не соответствует исторической правде. «Если за отправную точку отсчета принять ХVI век, взяв статистику истребления населения, то можно обнаружить такую картину: при Иване Грозном в России уничтожено 3 – 4 тысячи человек. В Англии при Генрихе VIII и Елизавете I – свыше 89 тысяч. Столько же – в Испании при Карле I и Филиппе II. (Скрынников Р.Г). А в Западной Европе в это же время льются реки крови: в одном Париже в июне 1848 года уничтожено 11 000 человек, а в мае 1871 года – 30 000 человек. Поэтому не случайно отсчет российских 12-летних циклов необходимо начинать с 1881 года.

Место гибели Александра II Освободителя принято называть «Спас на крови». Храм был возведен с наивной верой в то, что кровь в России не будет литься рекой. Но ХХ век превзошел все мрачные предсказания. И странные российские 12-летние циклы не случайно включают в себя в виде вех и 1917-й, и 1941-й годы.

1905 – 1917 годы

Кровь. 9 января 1905 года войска стреляют в 2-х тысячную толпу, которая во главе со священником Г.А.Гапоном идет к царю с петицией. Эта дата известна в истории, как «кровавое воскресение». Массовые политические выступления рабочих по всей стране, первые беспорядки в деревнях, разграбления и поджоги в помещичьих усадьбах. 15 мая в Иванове образован первый совет рабочих депутатов, просуществовавший 65 дней. 17 октября 1905 года опубликован Манифест Николая II, разработанный С.Ю.Витте. По манифесту населению предоставлялись гражданские свободы, учреждалась выборная Государственная Дума. Именно эту дату принято считать началом перехода от самодержавия к конституционной монархии.

Данный период можно условно назвать «самодержавной оттепелью». Четыре Государственных Думы, множество политических партий не смогли стать реальными институтами Российского государства. А Февральская буржуазная революция 1917 года не создала жизненно важные институты власти, способные сохранить целостность государства. Приход к власти большевиков в октябре 1917 года, роспуск Государственной Думы и временного комитета Государственной Думы – это признаки отбрасывания отживших свой век смыслов. А принятие на Втором Всероссийском Съезде Советов Декрета о земле (помещичья собственность на землю отменялась без всякого выкупа) стало, по мнению историков, главной причиной победы большевиков в гражданской войне.

Осмысление истории требует выделения важнейших событий, порождающих новые смыслы. «Кровавое воскресение» и Манифест Николая Второго 1905 года породили новые массовые смыслы, новые общественные ожидания. Общественные ожидания воплотились в Февральскую буржуазную революцию 1905 года. Приход к власти большевиков в октябре 1917 года с лозунгом «кто был никем, тот станет всем», породил невиданную в мире трансформацию общественно–политической системы страны и государства в целом.

1929 год

В рамках умозрительного моделирования вполне уместен вопрос: почему 1929 год является наиболее важным для нашей страны, чем 1937 или 1924 годы? 1929 год был ознаменован рядом событий, которые по праву обозначают его, как переломный:

·22 января 1929 года принимается решение выслать Л.Д.Троцкого в Турцию, и он выезжает из Алма-Аты в Константинополь.

·50-тилетный юбилей И.В.Сталина, торжественно отмечаемый 21 декабря 1929 года, знаменует не только начало культа личности, но и полное единовластие Сталина.

·7 ноября 1929 года в газете «Правда» появляется статья Сталина о «великом переломе» в сельском хозяйстве. Последующий Пленум ЦК ВКП(б) (10-17 ноября) принимает решение об ускорении темпов коллективизации.

· 27 декабря 1929 года И.В.Сталин заявляет о начале сплошной коллективизации и о переходе к политике «ликвидации кулачества как класса».

К вышеизложенному необходимо добавить, что в 1929 году началось строительство металлургического комбината и города Магнитогорска в соответствии с планом первой пятилетки. Официальной датой старта советских пятилеток принято считать 1 октября 1928 года, но важнейшими для жизни страны необходимо признать события 1929 года, так как решение вопроса по сплошной коллективизации – это решение вопроса о контроле над основной массой населения, до того времени проживавшей в сельской местности. Советские стройки века будут вбирать в себя крестьянские массы. И эти два процесса и породят тот феномен, который в эпоху правления Брежнева было принято называть «советский человек».

Решения о «сплошной» коллективизации и строительстве промышленных гигантов породили новые массовые смыслы. Именно поэтому 1929 год, год «великого перелома», объективно вписывается в 12 – летние странные циклы российской истории.

1953 – 1964 годы

Нет необходимости заострять внимание на 1941 и 1953 годах. Начало войны с фашистской Германией породило массив новых смыслов. Для кого–то нападение Германии на СССР – это факт легитимизации советского режима, для кого-то подтверждение стойкости духа русского народа, не сломленного за годы советской власти. Период с 1941 по 1953 год – это время войны, годы восстановления советского хозяйства после войны. Смерть Сталина является важнейшей вехой в истории нашей страны по той простой причине, что сохранение старых смыслов массового сознания было невозможным.

Несмотря на то, что период со дня смерти Сталина до дня снятия Н.С.Хрущева в октябре 1964 года был неоднородным, весь данный период можно условно назвать «советской оттепелью». В данный период звучали слова и о коллективном руководстве партии, и о построении коммунизма в 1980 году, и осуществлен прорыв в космос, и проведено окончательное раскрепощение крестьян, которым были возвращены паспорта и право поехать на Целину или новую комсомольскую стройку.

В своих воспоминаниях Н.С.Хрущев отмечал, что это был первый бескровный переворот в новейшей истории страны, когда свергнутый лидер остался живым. И Хрущев считал это своей заслугой. Объективность требует признания того факта, что исторический цикл, начатый со смерти Сталина в 1953 году, завершился не в 1965, а в 1964 году. Многие исторические документы говорят о том, что снятие Н.С.Хрущева со всех высших постов в стране планировалось в 1965 году, но заговорщики не удержались и реализовали задуманное до намеченного срока. И именно этот «сбой» позволяет уйти от эзотерической привязки 12-летних циклов к Году Змеи. Но дату отставки Н.С.Хрущева необходимо считать важной вехой в истории нашей страны, а также существенным фактором, определяющим погрешность в 12-летних исторических циклах.

1965(1964) – 1977 и 1977 — 1989 годы

Как это ни покажется парадоксальным, но 1977 год также необходимо считать «переломным» годом в истории нашей страны. 16 июня 1977 года Н.Подгорный был снят с поста Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Этот пост занял Л.И.Брежнев. «Переломный» 1929 год был ознаменован 50-летним юбилеем И.В.Сталина, «переломному» 1977 году предшествовало отмечаемое всей страной 70-летие Л.И.Брежнева (18 декабря 1976 года). Л.И.Брежнев занял все высшие посты в стране. Точно так же, как впоследствии это сделал М.С.Горбачев.

До «пятилетки пышных похорон» осталось немного времени, но для нас важно понять, есть ли реальные основания для того, чтобы считать 1989 год вехой в формате 12-летнних российских циклов. А основания для этого есть, если мы анализируем историю нашей страны с точки зрения формирования новых массовых смыслов. Избрание юного по меркам Политбюро Генерального секретаря М.С.Горбачева, провозглашение перестройки до 1989 года вписывались в известный анекдот: «Жизнь как тайга, вверху что-то шумит, внизу – тишина». Лишь проведение в марте 1989 года первых после 1917 года альтернативных выборов в стране предоставили возможность гражданам СССР влиять на общественно–политические процессы. То, что 15–летие со дня проведения первых альтернативных выборов не стало знаковой датой в 2004 году, говорит о незрелости российских либералов и демократов, полностью сосредоточенных на внутри элитных процессах. Но, несмотря на это, проведение первых после 70-летнего перерыва альтернативных выборов позволяет говорить о 1989 годе, как о годе подключения массового сознания к процессу самостоятельного определения своих судеб и судьбы страны.

1989 – 2000 годы

Данный исторический период во многом напоминает и период с 1905 по 1917 годы, и период с 1953 по 1964 годы. Этот период неоднороден. Он включает в себя и распад страны, и очередную российскую революцию, приведшую к смене социально–экономической формации, причем впервые в истории России граждане страны сами избрали своего лидера. А датой завершения данного цикла необходимо признать март 2000 года – дату избрания В.В.Путина Президентом России.

Является очевидным, что как и в 1964 году мы с вами наблюдаем некое преждевременное наступление судьбоносного события. Скорее всего, данная погрешность не является существенно важной для осмысления новейшей истории нашей страны. Так, например, несмотря на то, что именно Б.Н.Ельцин почти полностью олицетворяет данный 12-летний цикл, именно избрание В.В.Путина Президентом страны является для массового сознания граждан России точкой рубиконного разрыва. Президент Путин, полностью соответствующий нарождающимся в конце 90-х годов прошлого века персонально-ориентированным общественным ожиданиям, принес с собой новые массовые смыслы, связанные с понятием стабильности и уважения государства. Именно март 2000 года можно считать датой завершения третьего условно демократического этапа в развитии нашей страны. А последующие за избранием Путина события лишь подтверждают вышеизложенное.

Прогностический вектор и юбилеи лидеров страны

Известна научная аксиома, что плоха та теория, в которой отсутствует прогностический вектор. Осмысление странных циклов российской истории не претендует на то, чтобы считаться теорией. Авторы с известной долей иронии смотрят на данную работу. Но осмысление 12-летних циклов несет в себе прогностический вектор.

Рассмотрение 12-летних циклов позволило нам выдвинуть три цикла, которые условно можно назвать своеобразными «оттепелями» в формате оценки отношений власти к народу, гражданских прав и свобод. Это периоды с 1905 по 1917 годы, с 1953 по 1964 годы и с 1989 по 2000 годы. Безусловно, невозможно сосчитать, сколько самодержавных 12-летних циклов было до 1905 года, но до 1953 года было три авторитарных цикла, а с 1964 по 1989 годы — два цикла. Позволяет ли это надеяться на то, что в 2012 – 2013 годах произойдет революционный рост прав граждан нашей страны и революция в отношениях между властью и народом. Сегодня же вертикаль власти и горизонталь народа находятся в состоянии необъявленной холодной гражданской войны.

Осмысление истории России в формате странных 12-летних циклов приводит к пониманию того, что принципиальной разницы для массового сознания граждан России между тем, останется ли Президент В.В.Путин на третий срок или место Президента займет его преемник, практически нет. Прошедшие выборы в Московскую городскую Думу подтвердили, что имеющиеся в распоряжении власти пенитенциарные технологии достижения требуемых итогов выборов позволяют с оптимизмом смотреть в 2008 год. Соответствующие массовые ожидания еще не проявились. Анализ персонально–ориентированных общественных ожиданий позволяет сегодня с высокой вероятностью выявить две политические фигуры, которым должен соответствовать новый лидер России – это Сталин и Че Гевара. (http://www.polit.nnov.ru/2006/05/29/president/). Напомним, что В.В.Путин в рамках персонально-ориентированных общественных ожиданий соответствовал политическим фигурам Петра Первого, маршала Жукова, Штирлица и Жеглова (статья в «Независимой газете» от 31.03.2005) (http://www.polit.nnov.ru/2005/04/04/history/). В формат Сталина и Че Гевары не вписываются ни те политические деятели, которых принято называть преемниками В.В.Путина, ни наиболее известные лидеры оппозиции, начиная с М.Касьянова. Осознание этого позволяет предположить, что Президентом России в 2008 году станет человек, не соответствующий персонально-ориентированным общественным ожиданиям. И именно это позволяет нам говорить о том, что текущий 12-летний цикл будет завершен не раньше 2012 – 2013 годов. И этому есть еще одно косвенное подтверждение.

Как уже отмечалось выше, достаточно забавную, но специфическую роль в жизни нашей страны выполняют юбилеи лидеров.

50-летний юбилей И.В.Сталина, торжественно отмеченный 21 декабря 1929 года, положил начало культу личности.

Празднование 70-летия Н.С.Хрущева 17 апреля 1964 года также положило начало новому культу личности, но предшествовало уходу с политической арены.

Торжества, посвященные 70-летию Л.И.Брежнева, отмечаемые 18 декабря 1976 года, ознаменовали «период застоя» и последующее пребывание «дорогого Леонида Ильича» на всех высших постах в стране.

60-летие В.В.Путина состоится 7 октября 2012 года, и именно в этот день станет ясным для всех, кем был Путин в истории нашей страны. В каком бы статусе в то время Путин не пребывал.

Рубежи исчерпанности смыслов

Необходимо отметить, что формализация истории России-СССР по 12-летним циклам, не означает не только реальности существования данных циклов, но и не связана с определенной смысловой нагрузкой. Безусловно, каждый из циклов можно как-то охарактеризовать. Так, например, цикл, начавшийся в 1989 году можно условно назвать демократическим. А цикл, начавшийся в 2000 году, можно при желании назвать не-демократическим. Но условность приклеивания того или иного ярлыка к циклу становится очевидной именно из-за многообразия субъективных взглядов на вполне определенный период нашей истории. Для нас важно осмысление значения самого года, как некоего рубежа исчерпанности смыслов прошедшего цикла и вхождения в жизнь новых смыслов.

Действительно, осознание 1929 года, как года прихода новых смыслов, является принципиальным, как и осмысление 1977 года, как года исчерпанности смыслов, рожденных 1964-м годом. Именно это позволяет нам предположить, что в странных российских 12-летних циклах важнейшими элементами являются рубежи смены смыслов массового сознания граждан России.

Еще раз подчеркиваю, что характеристика любого цикла условна и поэтому более корректным на сегодняшний день является определение цикла, начавшегося в 2000 году, как «эпоха Путина». А постоянно поддерживаемая в российском обществе тема «третий срок Президента Путина и неизбежность изменения действующей Конституции» (http://www.polit.nnov.ru/2006/06/16/third/) является своеобразным подтверждением того, что смыслы текущего 12-летнего цикла не исчерпаны. Переход власти в стране от Путина к его преемнику не будет означать завершение цикла.

Необходимо отметить и то, что определенная исчерпанность смыслов текущего 12-летнего цикла проявляется уже сегодня. Это видно по стремлению всей российской власти стать коллективным Сталиным по все расширяющемуся спектру системы наказаний рядовых граждан, что является следствием мутации смыслов и превращения их в свою противоположность. Но пока данные тенденции не столь очевидны для массового сознания.

Прогноз на 2012–2013 год

Уже сегодня является очевидным, что «проблема 2008», о которой так много говорится с Рунете, действительно является реальной проблемой и для общества и для российского государства. Но можно предположить, что президентские выборы 2008 года только запустят механизм системного политического кризиса. Причем, наиболее острым будет именно кризис смыслов, поскольку вся агрегированная российской властью часть российской интеллектуальной элиты будет брошена в топку предстоящих выборов в Госдуму и президентских выборов 2008 года.

Проблема 2008 является в первую очередь проблемой для российской интеллектуальной элиты, а не проблемой для российской власти. Сохранение Путина в Президентском кресле на третий срок или избрание преемника Путина – это однотипные процессы, требующие использования вполне определенного набора ресурсов. И сегодня не важно, какое именно решение будет принято.

Большинство российских экспертов прекрасно понимают, что в стране нет условий для «смены курса», поскольку не исчерпаны основные смыслы текущего 12-летнего цикла. Большинство российских экспертов понимают, что «проблема 2008» будет решена российской властью с громадными моральными потерями, и интеллектуальная обслуга нынешней российской власти возьмет на себя значительную часть того морального ущерба, с которым российская власть будет идти к 2012 году. Именно из этого предположения и можно сделать вывод, что 2008 год – это год окончательного раскола российской интеллектуальной элиты и российского экспертного сообщества по ключевым вопросам будущего России. Именно будущего. Сиюминутное рефлектирование вокруг власти связано с локальными задачами отдельных интеллектуалов и экспертов, и круг этих интеллектуалов становится все уже и уже. Изменяется природа самой власти, и именно это станет одной из причин исчерпанности смыслов текущего 12-летнего цикла.

Сегодня российское экспертное сообщество начинает обсуждать тему грядущей III мировой войны и I глобальной Великой депрессии. Интеллектуальное осмысление данных тем является принципиально важным по той простой причине, что именно эти неизбежные явления будут главной причиной системного политического кризиса в России. А системный политический кризис в России может привести к смене социально-экономической формации, а соответственно, и Конституции страны. А это и будет означать и завершение текущего 12-летнего цикла и начало нового цикла. В любом случае это будет рубеж исчерпанности смыслов.

Многое из происходящего в мире и в России говорит о том, что первый глобальный кризис, все чаще именуемый глобальной Великой депрессией, может начаться в любой момент. Это осложняет прогнозирование. И отнесение грядущего российского кризиса на 2012-2013 год является не только условной формализацией странных 12-летних российских циклов, но и надеждой на то, что относительная стабильность в России продлится еще несколько лет

Митр. Мануил (Лемешевский)

Мануил (Лемешевский) (1884 — 1968), митрополит б. Куйбышевский и Сызранский

В миру Лемешевский Виктор Викторович, родился 18 апреля 1884 года в городе Луга Санкт-Петербургской губернии. Его предки принадлежали к потомственному дворянскому роду и отличались религиозностью.

Образование получил в Либавской Николаевской классической гимназии (ныне город Лиепая, Латвия), откуда выпустился в 1903 году. Затем учился в Санкт-Петербургском университете на юридическом факультете; в 1910 году ушёл с последнего курса (в 1920 — вновь потупил в университет). Окончил высшие библиотечные курсы в Ленинграде в 1919-1920 годы.

В 1906 году был избран членом Русского Библиографического общества и состоял его членом до 1917 года. Им был разработан план учреждения русского Библиографического института.

Духовную службу начал с апреля 1910 года в Николо-Столпенской пустыни Тверской епархии.

2 июня 1911 года пострижен в монашество, 10 декабря того же года возведён в сан иеродиакона.

16 сентября 1912 года рукоположен во иеромонаха в городе Семипалатинске.

С августа 1912 по август 1916 год — помощник начальника Киргизской духовной миссии Омской епархии в городе Семипалатинске.

В 1916 году поступил в Петроградскую духовную академию.

С 1917 года — помощник библиотекаря Петроградской епархии.

Летом 1917 года был секретарём на предсъездном совещании ученого монашества.

В августе 1918 года был в научной командировке в Олонецкой епархии по обследованию и описанию памятников местной церковной старины.

С апреля (утверждён 20 сентября) 1919 года — настоятель Никольской (домовой) церкви на Спасской улицы близ Литейного проспекта Александро-Невского общества Трезвости (закрыта в апреле 1923 года). В марте 1920 года основал при ней Спасское братство.

5 августа 1919 года назначен настоятелем Свято-Троицкой Сергиевой пустыни под Ленинградом.

Архиеп. Мануил (Лемешевский)

С 1919 года работал старшим библиотекарем при Всероссийском Центральном Педагогическом Музее Главпрофобра Наркомпроса РСФСР.

С 1921 по 1923 год преподавал Священное писание Ветхого Завета на богословских пастырских курсах в городе Петрограде.

Арестован 16 июня 1922 года. Под арестом пробыл недолго.

8 сентября 1923 года в Даниловом монастыре города Москвы его бывшим настоятелем епископом Феодором (Поздеевским) возведён в сан архимандрита.

Наречение во епископа Лужского, викария Петроградской епархии было совершено патриархом святителем Тихоном в присутствии членов Священного Синода и приезжих архиереев в числе более тридцати человек в Михайловской церкви Донского монастыря. 23 сентября 1923 года в Московской церкви святого Дмитрия Солунского на Благуше состоялась его архиерейское рукоположение. Тогда же назначен управляющим Петроградской епархией по февраль 1924 года. Хиротонию совершали патриарх Тихон, архиепискоы Верейский Иларион, Костромской Севастиан и епископ Иерофей, в скором времени ушедший в иосифлянский раскол.

Известно о дружбе владыки Мануила с пребывавшим тогда в Александро-Невской Лавре преподобным Серафимом Вырицким .

Вновь арестован 3 февраля 1924 года по обвинению в организации нелегального братства. Приговорён к 3 годам концлагерей. Отбывал срок на Соловках. Постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ от 16 сентября 1927 года по отбытии срока наказания лишён права проживания в 6-ти центральных губерниях и пограничной полосе сроком на 3 года. Постановлением от 9 марта 1928 года это решение было отменено.

В феврале 1928 года прибыл в Москву.

С 8 или 11 мая 1928 года — епископ Серпуховский, викарий Московской епархии. С 11 по 15 мая того же года находился в Ленинграде, чтобы засвидетельствовать верующему народу поддержку митрополиту Сергию (Страгородскому) и неприятие иосифлянского разделения.

С октября 1929 года также временно управляющий Каширским викариатством, почему именуется Серпуховским и Каширским.

30 января 1930 года подал рапорт об увольнении на покой. Рапорт был принят. С 31 января того же года епархией не управлял.

Подвергался арестам 31 января 1930, в январе 1932, в конце 1931 до мая 1932 года владыка находился в одиночном заключении. 20 декабря 1933 был вновь арестован и отправлен в Мариинск, Новосибирской области, где пробыл до весны 1936 года. Затем провел несколько лет в скитаниях, пока 18 апреля 1939 года не был арестован вновь и отправлен в Канск, где пробыл четыре года.

Осенью 1944 года был освобождён.

С ноября 1944 года по 14 февраля 1945 года был в распоряжении архиепископа Тамбовского исповедника Луки, который его радушно принял и дозволил совершать ему, архиерею без кафедры, в кафедральном соборе. Был вызван на Поместный Собор Русской Православной Церкви в начале 1945 года, но не смог прибыть вовремя из-за снежных заносов.

С 14 февраля 1945 года — епископ Чкаловский. В 1946 году началась его работа над фундаментальным каталогом русских архиереев.

21 апреля 1946 года на Пасху возведён в сан архиепископа.

Арестован 4 сентября 1948 и 16 апреля 1949 года осуждён на десятилетний срок и сослан в Потёмские лагеря (Явасе) Мордовской АССР. Освобождён в декабре 1955 года, реабилитирован в 1956 году.

21 декабря 1955 года назначен управляющим Чебоксарско-Чувашской епархией, а 7 февраля 1956 года утверждён архиепископом Чебоксарским и Чувашским.

С 1960 года — кандидат богословия.

С 22 марта 1960 года — архиепископ Куйбышевский и Сызранский.

25 февраля 1962 года возведён в сан митрополита.

25 ноября 1965 года уволен на покой, согласно прошению, по болезни с правом служения и с пребыванием в городе Куйбышеве (ныне Самара).

Скончался 12 августа 1968 года в Куйбышеве. Погребён в притворе Самарского Покровского кафедрального собора.

Наряду с епархиальными делами владыка увлеченно занимался литературной деятельностью, в первую очередь над его собранием «Русские православные иерархи.» Знание богословской литературы в сочетании с великолепной памятью помогали ему в исторических изысканиях во всех областях церковной истории, а тем более в изучении жизни и деяний архиереев. В его келье стояли ящички с многотысячными карточками, которые содержали сведения по церковной истории, агиологии, о житиях подвижников благочестия и т. п. Помощники в научных трудах разбирали и систематизировали исторический материал, а владыка вносил коррективы и в целом руководил работой.

Награды

  • крест на клобук (во внимание к продолжительному и усердному служению Святой Церкви, 22 февраля 1958).
  • ношение двух панагий (во внимание к более чем 40-летнему служению Церкви Христовой в епископском сане, 14 декабря 1965).

Труды

Труд митрополита Мануила «Русские православные иерархи» является первым фундаментальным собранием биографических сведений о всех архиереях Русской Православной Церкви от Крещения Руси до 1965 года (включительно). Всего в нем собраны сведения о более чем 500 русских иерархах.

Также, известное духовное сочинение «От Меня это было…» приписывают либо преподобному Серафиму Вырицкому, либо митрополиту Мануилу. См. полный текст:

  • «От Меня это было…,» сайт посвященный прп. Серафиму Вырицкому:

См. также

  • Иоанн (Снычёв), митр., «Митрополит Мануил и его борьба с обновленческим и иосифлянским расколами»:

Использованные материалы

  • Синодик Санкт-Петербургской епархии. ХХ столетие, СПб., 1999, 8.
  • Статья Биографического словаря миссионеров Русской Православной Церкви:
  • Жизнеописание на портале Русская цивилизация:
  • «От Меня это было…,» сайт посвященный прп. Серафиму Вырицкому:

«От Меня это было…,» сайт посвященный прп. Серафиму Вырицкому,

«Mithrahe vourugaoyaotoish hazangnro-gaoshahe, Baevarechashmano.
Aohktonamano yazatahe, ramano khastrahe».

«Славьте Митру, господина широких пастбищ, Имеющего тысячу ушей, десять тысяч глаз,
Иязата, называемого по собственному имени, И Рама Кхастра»
(Мехер Яшт)

Митра (в Авесте Митхра, на языке пехлеви Митро, на языке Пазанд и персидском Мехер, на санскрите Митра) — это уникальный религиозный феномен. Он является предметом религиозного поклонения в трех различных религиях — индуизме, зороастризме и римском митраизме. Как часть двойственной божественной сущности, Митра- Варуна, он был важной фигурой в теологии Вед.
Слово «Митра» имеет разные значения. Митра — это дух, покровитель правдивости, честности, добросовестности, дружбы. Он ожидает души людей по ту сторону смерти и судит их, восседая рядом с ангелами Сраоша и Рашну.
Из всех индо-иранских божеств, нашедших место в теологии зороастризма, Митра является наиболее заметной фигурой. В индо-иранский период Митра не имел большого
значения, выступая только как сотрудник и спутник Варуны. После разделения двух групп ариев Митра превратился в очень крупную фигуру. Он был главным божеством в Западном Иране, когда Заратуштра проповедовал там свою религию. Как в Авесте, так и в ведических гимнах Индии к Митре обращаются как к Господину Божественного Света. Его величие воспевает самый длинный яшт, в восемь раз длиннее яшта в честь Ахура-Мазды. Митра никогда не спит, он всегда на страже, имея тысячу ушей и десять тысяч глаз. С их помощью он внимательно следит за всеми созданиями, все видит и все слышит. Ничто не может обмануть его. Он является богом правды и преданности. В духовном аспекте Митра защищает правду. В материальном аспекте Митра управляет светом, особенно светом, который излучает Солнце. После заката Митра объезжает весь мир и проверяет все, что находится между небом и землей. По Ригведе, тысячу глаз имеет Варуна, и о Митре тоже постоянно говорится как об имеющем тысячу ушей и десять тысяч глаз.
Митра был «символом оригинального вклада Ирана в вечные ценности культуры, олицетворением света, несгибаемым врагом лжи, мрака, злобы и несправедливости». Изучение Митры является одним из важнейших направлений западного востоковедения на протяжении двух веков. Недавно важность этих исследований побудила западных ирановедов впервые собрать Международный Конгресс по изучению культа Митры, чтобы обсудить последние находки в этой области и работы ученых. Конгресс проходил в университете Манчестера в 1971 г. До тех пор в изучении культа Митры -господствовали постулаты, методы и заключения, принадлежащие одному человеку — Францу Кумонту. На этом конгрессе ряд молодых и маститых ученых рассказали о своих независимых исследованиях предмета. Вслед за этим было основано Общество изучения культа Митры, председателем которого стал самый именитый английский ориенталист сэр Гарольд У. Байли. Материалы Первого Международного Конгресса по изучению культа Митры, проходившего в июле 1971 года, были опубликованы в двух томах под названием «ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТА МИТРЫ» под редакцией Джона Р. Хиннельса.

Митра воплощает спонтанные мистические верования Персии. Он является символом божественного принципа жизни. Наши праотцы придавали большое значение этической и духовной философии Митры. Митра — это духовный свет, даритель жизни, которая (если ее рассматривать в этическом плане) является светом правды и справедливости. Митра представляет собой небесный свет. Духовное послание Митры восходит значительно выше. Он является символом света (Солнце), он охраняет порядок и справедливость и ведет человечество к конечному спасению.
Но в Гатах Заратуштры Митра не упоминается ни единожды. Во времена до Заратуштры Митра, как представляется, был гарантом всех договоров и обещаний и наказывал всех, кто нарушал свои обязательства или не держал слова. Подобные люди в Иране назывались Митра- Друдж, т.е. согрешившие против Митры, и считались самыми страшными грешниками. Таких преступников сурово карали. «Митра оберегает от горя и смерти тех, кто не лжет ему. Ни острое копье, ни заточенная стрела не причинит вреда тому, кому помогает Митра. Дом, клан, город и страна, где Митре нанесут оскорбление, будет снесен с лица земли» (Мехер яшт).
Хетты, имевшие тесные контакты с Вавилоном и Египтом, также поклонялись Митре наряду с другими арийскими богами. В надписях раннего ахеменидского периода «Величайшим из богов» называют только Ахура- Мазду и только его, но в более поздних надписях кроме Ахура-Мазды эти эпитеты также сопровождают имена Митры и Анахиты. Старые персидские надписи Ахеменидских царей в Сузах и Хамадане упоминают очень ограниченное число божественных сущностей. Митре принадлежит заметное место среди этих божеств. Артаксеркс Мнемон и Артаксеркс Окус (Ochus) обращаются к Митре за помощью и защитой. Культ Митры существовал во всех государствах Малой Азии. Плутарх говорит, что в 67 г. до н.э. захваченные в плен Сицилийские пираты принесли культ Митры в Рим. Орудием распространения его культа послужили также римские рабы. Культ Митры быстро завоевал обширные территории. Его слава достигла границ Эгейского моря. На Ближнем Востоке культ Митры распространился в разных частях Малой Азии, и в третьем веке нашей эры достиг Индии, где и укоренился в Северо- Западных провинциях и Гуджарате. Митраизм процветал везде под покровительством императоров. Митра в персидском костюме и верхом на лошади появился на монетах. Император Нерон (54-68 гг. н.э.) пожелал, чтобы маги, сопровождавшие армянского царя Тиридата, посвятили его в мистерии Митры.

Существует эзотерическая сторона митраизма, согласно которой желающие приобщиться к мистериям Митры должны практиковать строгий самоконтроль. Они должны жить суровой жизнью и выполнять сложные оккультные церемонии. Существовало семь степеней инициации, и только тот, кто прошел все семь ступеней, становился участником мистерий. Святилища Митры располагались в пещерах и гротах. На алтаре всегда горел огонь.
Обращение в христианство императора Константина Великого стало поворотным пунктом в судьбе митраизма. Культ больше не уважался, его просто терпели. Но при императоре Юлиайе-отступнике (360-363 гг. н.э.) наступил откат назад. В юности Юлиана посвятили в мистерии Митры, и он считал, что находится под защитой этого бога. Юлиан сделал последнюю попытку восстановить митраизм, но она оказалась неудачной. Взойдя на трон, император ввел в Константинополе поклонение Митре, но его безвременная смерть положила конец этому движению. Митраизм, возникший в среде противников Рима, оставался религией Рима более 200 лет. Он пал, когда потерял поддержку государства. Христианство праздновало победу над своим самым сильным соперником. Когда-то принятый Римом, культ Митры распространился очень быстро. Он прослеживается на берегах Дуная и Рейна, мы находим его следы вдоль римских стен в Великобритании, на границах Сахары, а также в долинах Испании.

Кажется странным, что древние греки никогда не вводили у себя культа Митры. Доктор Дж. Тарапоревала утверждает, что «о причинах этого можно только догадываться. Некоторые из них, возможно, это 1) наследственная нелюбовь греков ко всему иранскому; 2) их расовая гордость и, как следствие, узкий кругозор, 3) их духовная неспособность подчиниться мистическому символизму и 4) их неспособность подчиняться дисциплине, требуемой культом Митры. (Религия Заратуштры, стр. 156).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *