2 псалом

Каждое послание царя Давида поистине уникально. Псалом 2 – пророческое воззвание к человечеству, в котором Давид демонстрирует недовольство царями, не слышащими Господа Бога. Вместе с первым псалмом второй представляет вступление к книге Псалтырь.

История написания

Второй псалом считается мессианским, то есть содержащим в себе пророчества о Христе. В еврейской, греческой и латинской библиях этот псалом не имеет в написании имени Давида, но в славянской традиции оно существует. Однако в книге «Деяний апостолов» приведены слова Петра, цитирующего псалом в ответ на гонения верующих христиан священниками, которым управляли Ирод и Понтия Пилат. При этом апостол Петр отмечал, что так утверждает раб Божий, отец Давид.

Внимание! Рекомендуем вам прочитать молитву о деньгах Спиридону Тримифунтскому, что можно сделать на этой странице.

Отталкиваясь от обетования псалма 2, Петр рассказывает о покровительстве Иисуса Христа тем, у кого сильная вера. Ученые подразумевают, что написание этого псалма относится к тому времени, когда Божий ковчег уже перенесли на Сион.

В первых стихах псалма 2 царь Давид недоумевает, как князья и цари могут восстать против Создателя.

С 1 по 4 стих Давид, сражающийся в бесконечных войнах, знает, что Господь находится рядом с ним, называет все войны против Всевышнего бессмысленными. Они спровоцируют гнев и смех Господний. То есть все попытки свергнуть Помазанника Господнего завершатся их поруганием и посмеянием. Никому не удалось свергнуть Давида, который заручился поддержкой самого Господа.

В 7 стихе говорится о том, что Господь Бог родил Сына Своего. Царь Давид считает себя им. Также в стихе мы находим строки о том, что Мессия изначально был с Богом, еще от самого сотворения мира.

В 8-9 стихах звучит сильное обетование от Создателя. Христиане могут просить у него все, главное на добро и с чистой верой. Все враги и проблемы будут уничтожены жезлом и пропадут как осколки глиняного сосуда.

Господь дает право царю Давиду властвовать на земле, держа в руках железный жезл, а все его враги станут словно глиняные сосуды, которые он легко поразит.

10-11 стих – это обращение к царям, имеющим власть. Они со страхом и трепетом служат Творцу.

Для чего читается псалом 2?

Строгих правил по чтению псалма 2 нет. Хотя некоторые считают, что его нужно читать людям высокого ранга, например, премьер-министрам, депутатам, директорам, президенту. То есть тем, кто наделен некими полномочиями, властью и несет ответственность за людей. Тогда это относилось к царям, сегодня к президентам и всем людям, которые имеют высокое положение и определенную власть.

Как бы там ни было, привычка читать псалмы царя Давида меняет мышление человека, наполняя его:

  • сильной верой;
  • желанием посылать молитвы Господу;
  • желанием творить добро людям;
  • чувством защищенности и уверенности в завтрашнем дне.

Псалом 2: толкование и объяснение

Как Вы уже поняли, псалмы бывают разными. Есть псалмы покаянные, радостные, благодарственные, а есть особый раздел псалмов – «мессианские». Мессия – это одно из ключевых понятий священного писания и священной истории. В переводе с еврейского оно означает «помазание» и по-гречески звучит как «Христос». Кстати, по-еврейски слово «мессия» звучит как «машиах». Дело в том, что у греков нет в словаре буквы «Ш», и там где еврей говорил «Ш», грек произносил «С». Так «Моше» превратился в «Моисея», а «Шломо» в «Соломона».

Впервые о Мессии писание говорит тогда, когда рассказывает о грехопадении. Господь Бог положил между змеем, вовлекшим жену и ее мужа в грехопадение, и между женой. От семени жены Господь пообещал пришествие в мир искупителя, который сотрет главу змея.

До сегодняшнего дня главным различием между иудеями и христианами является то, что мы веруем в Мессию, уже пришедшего, а иудеи все еще ждут его. Это главная тема всей еврейской истории. Страстное ожидание пришествия искупителя и страстное желание приблизить этот час.

Псалом 2 говорит о Мессии как уже пришедшем. Псалом говорит о том, что князья земли и цари, славные люди, собрались вместе, чтобы свергнуть с себя божественный закон.

Христос называет свои заповеди и учения благим игом. Именно это иго пытается сбросить с себя уже несколько столетий разгородившиеся от своих знаний люди. Так, больной горячкой срывает с себя бинты и пластыри. Ситуация эта понятна изнутри нашей жизни, которую мы проживаем. Люди уже несколько столетий пытаются стереть с себя последние знаки принадлежности к вере. Человеку свойственно гордиться тем, что выше его. Так, индус гордиться ведами, а мусульманин – Хараном. Только бывшие христиане, цивилизованные и образованные, гордятся не Христом и его Евангелием, а актрисами и спортсменами, путешественниками и учеными. На трапезе мира Господу отвели последнее место, как последнему нищему.

В псалме Господь Бог изображается как смеющийся, и ему прекрасно известно, что враждующие против него враждуют сами против себя. У Ивана Андреевича Крылова есть прекрасная басня о том, как люди начали враждовать с небом. Они набрали кучу смертоносного металла, камней, дротиков, стрел и стали ожесточенно и яростно метать все это вверх. Финал предсказуем. Оружие обрушилось на голову безумцев. Так бывает со всяким, кто враждует против Бога.

Псалом обещает гневное возмездие. Причем гневаться и наказывать будет Сын – Помазанный, Мессия. В псалме втором Христос выступает не в том образе, в котором мы привыкли на него смотреть в Евангелии. Если там он кроток и милостив, то в псалме 2 он больше похож на себя самого из апокалипсиса. Он грозен и велик, а в его руках жезл, которым он сокрушает народы, как глиняные горшки.

«Прославьте сына, чтобы он не прогневался, почтите сына», – говорит псалом. И эти слова одинаково касаются как евреев, не верующих во Христа, так и в бывших христиан, образом жизни отвернувшихся от солнца.

Псалом 2: текст с ударениями и переводом на русский язык

Текст на церковнославянском языке с ударениями:

Текст на русском языке:

Читая начало этого псалма, мы понимаем, что назревает какой-то глобальный конфликт, в который втянуты народы и племена. То есть речь идет не о противостоянии еврейского народа с филистимлянами, а нечто более глобальное, нечто более значительное. Но любое восстание против Бога никогда не увенчается успехом. Во время этого глобального восстания люди пытались свергнуть с себя ига Божьих заповедей. Их цель – снять все табу, чтобы исполнить свои какие-то гедонистические устремления. Но все их попытки изначально представляются суетными, не имеющими смысла, все они бессмысленные.

Цари и князья устроили некий заговор против Господа и его Помазанника, держат совет друг с другом. Они задумали свернуть заповеди синайского откровения и отказаться от ига евангельских заповедей.

Но чем может увенчаться их восстание, когда все цари и князья единодушны против Бога? Чем завершится их столь глобальный проект? Конечно же, они не могут одержать победу над Создателем.

Пока мы будем сохранять верность главе церкви – Господу Богу, враг не сможет нас одолеть. Почему Христос говорит: «Будьте мудры, как змеи!». Все потому, что змея всегда защищает свою голову, так как при нападении все пытаются угодить именно в нее.

Но если цари и князья вразумятся и будут дальше служить Господу со страхом и радостью, у них есть шанс на спасение.

Далее идет речь о почтении Сына Божьего. А почему здесь не говорится о почтении Отца? Дело в том, что мы не можем прийти к Отцу, минуя сына. Получается, что верующий в Сына, верит и в Отца. Поэтому почтение к Сыну – это почтение и к Отцу, и к Духу Святому.

Почему считают, что 1 и 2 псалмы были единым произведением? Потому что первый псалом начинается словом «блажен», а второй заканчивается «блаженные все уповающие на него». На этом основании древние христиане и иудеи считали, что это один псалом, который был разделен на два, чтобы подчеркнуть особенности мессианского смысла 2 псалма по отношению к первому, который является общей конституцией, квинтэссенцией всего содержания Псалтыри.

Псалтирь. Псалом 2. Слушать.

Как уже мы отмечали выше, в древнейших рукописях этот псалом не надписан. Однако уже в первом веке существовала традиция отождествления авторства с Давидом.

Псалом 2 – царский. Можно предположить, что изначально он исполнялся при торжественном праздновании восхождения царя на иерусалимский трон в допленный период. Возможно, что этот псалом ежегодно повторялся в храме в день коронации царя.

Если следовать еврейской версии текста, то стихи 1-6 и 10-12 звучат как бы от предстоятеля богослужения, в то время как 7-9 стихи звучат как ответные стихи самого царя.

Если следовать греческой версии псалма, в нем весь текст идет как бы от лица псалмопевца, то есть царя.

Послушайте, насколько красиво звучит 2 псалом, ведь традиция песнопения сформировалась еще в период Ветхого Завета, поэтому большинство псалмов предназначались для пения. Отмечается, что православные во время псалмопения испытывают особую близость к Богу.

В еврейской, греческой и латинской Библиях этот псалом не имеет в надписании имени Давида; существующее же в русской Библии надписание этого имени подтверждается свидетельством кн. Деяний (Деян. 4:25), где Ап. Петр, цитируя слова 1 и 2 стихов этого псалма, называет их словами Бога, произнесенными «устами отца нашего Давида, раба Твоего».

В Пс.2_1–4 ст. предсказывается неудача нападения врагов на помазанника Божия. Причиной этой неудачи является великое покровительство ему от Бога и обетование о том, что власть этого помазанника распространится даже по всему миру (Пс.2_5–9), поэтому и его настоящее царствование над святым Сионом (Пс.2_6) будет непоколебимым. Святость же горы Сиона зависит от пребывания на ней Бога, видимым знаком чего служит присутствие на ней Кивота Завета. Поэтому можно думать, что псалом написан уже после перенесения Давидом на Сион ковчега из Кариаф-Иарима.

Царствование Давида было временем постоянных войн. Самым сильным восстанием на него было восстание соединенных сил сирийцев и аммонитян. Можно думать, что изображаемое в псалме восстание на Давида народов и было во время его войны с сиро-аммонитянами. Главное же содержание псалма посвящено раскрытию того обетования, которое было дано Богом Давиду о будущей всесветной власти его над миром. Такое обетование, как видно из исторических книг (2Цар. 7:12–16), было дано Давиду через пророка Нафана о его Потомке, царство которого будет вечным. Из всего сказанного можно сделать вывод, что этот псалом был написан после перенесения Кивота на Сион по поводу данного Давиду обетования о Потомке во время войны с сиро-аммонитянами.

В первой части псалма (1–9) Давид выражает недоумение и сожаление, что цари земли восстали против Бога и Его помазанника, когда такое восстание по самому своему существу не может кончиться удачей, как восстание слабого на сильного (1–5). Власть помазанника останется непоколебимой, так как он получил от Бога обетование не только быть царем над Сионом, но и над всем миром (6–9). Поэтому благоразумнее сделали бы цари, если бы вместо борьбы с Богом и Его сыном подчинились Ему, чтобы не навлечь на себя совершенной гибели от Господа (10–12).

Пс.2:1. Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

Пс.2:2. Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

«Мятутся» – волнуются, «замышляют тщетное» – замышляют не осуществимое; «цари» – высшие правители государства, «князья» – военачальники. Под Помазанником Давид мог разуметь себя, так как он получил власть над народом еврейским от Бога через помазание его пророком Самуилом.

Пс.2:3. «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».

«Расторгнуть узы» и «свергнуть оковы» выясняют цель восстания. Могущество Давида возросло до высокой степени. Чтобы положить конец его дальнейшему развитию, оставшиеся независимыми соседние языческие народы возбудили против Давида уже покоренные им племена и соединились с ними, чтобы общими силами сломить его распространявшуюся власть. Таким и было восстание аммонитян (2Цар. 10:6–13), которые возбудили против Давида и сирийцев (2Цар. 10:6), ранее уже покоренных Давидом (2Цар. 8:5–6).

Пс.2:4. Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

Пс.2:5. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:

«Живущий на небесах» – по воле Господа и при непосредственно оказываемой Им помощи Давиду, это предприятие врагов вместо славы доставит им поругание и посмеяние, т. е. кончится неудачей, что действительно случилось и должно было случиться, так как враги вступали в борьбу с Богом, покровителем Давида, существом всемогущим.

Пс.2:6. «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею»1

Пс.2:7. воз­вещу определе­ние: Го­с­по­дь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

Давид противополагает непоколебимую прочность своего престола не успеху предприятия врагов; последние «самовольно» восстали на него, Давид же «помазан» Господом. Враги должны погибнуть, так как Давид получил такое обетование от Бога: «Ты Сын Мой: я ныне родил Тебя». В связи речи и применительно к историческому положению Давида в борьбе с сиро-аммонитянами это обетование может быть понимаемо, как ожидание Давидом помощи от Бога именно в данном случае, так как он сын Божий, т. е. находится под особенным Его покровительством, а естественно, что отец защищает сына, рожденного им (7).

Пс.2:8. проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

Пс.2:9. Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

Давиду обещается Богом расширение власти над всей землей (8), враги же его пред ним будут так же бессильны, как слабы глиняные сосуды пред железной палкой. «Жезл» – посох, как необходимая принадлежность пастухов. Под посох они для счета пропускали овец, и посох в их руках служил знаком их власти над стадами. «Железный» посох служит образом несокрушимости этой власти. Так как псалом написан по поводу восстания на Давида врагов, то под сокрушением здесь нужно разуметь гибель тех, кто восстанет на него.

Пс.2:10. Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

Пс.2:11. Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.

Пс.2:12. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

Враги Давида «судьи земли» – высшие сановники, можно разуметь и царей, которым принадлежала и судебная власть, должны опомниться («вразумитесь и научитесь»), что им нужно не бороться против Бога, но с благоговением работать пред Ним, т. е. служить Ему, и за получаемые от Него милости радоваться пред Ним с благоговейным «трепетом», со смирением, а не с гордым сознанием своих заслуг и своей силы. Продолжающееся же сопротивление их Богу вызовет Его гнев и их гибель.

Мы указали связь мыслей в этом псалме и его содержание в применении к обстоятельствам происхождения и поводам его написания. Но все содержание псалма не может быть применимо с точностью к личности Давида и его времени.

Напр., 1) в 1 ст. изображается восстание на помазанника всех народов земли, какового всенародного восстания на Давида не было. 2) рождение Богом Давида «ныне» (7 ст.) буквально, конечно, не может быть понимаемо. 3) в 9–10 ст. предсказывается распространение власти Давида по всему миру, что исторически на нем не исполнилось. Все сказанное указывает, что содержание псалма нельзя уложить в исторические рамки Давидова времени и личности Давида.

Мы уже указывали, что Давиду было дано обетование о происхождении от него Потомка, власть которого будет несокрушимой, вечной. Таким же Потомком был обетованный Мессия, и слова 7 ст. по кн. Деян. 13и по посл. к Евр. 1:5, 5относятся к воплощению Сына Божия. Первые же два стиха в кн. Деян. 4:27–28 по объяснению апостолов прилагаются к изображению восстания на Христа как представителей власти евр. народа, так и римской, в лице Пилата; тогда же римская монархия была мировой; и восстание на Христа римлян было восстанием всего тогдашнего мира. Таким образом исторические обстоятельства, давшие повод к написанию псалма, послужили и поводом к изображению Давидом будущих мессианских времен, а потому этот псалом – пророчески-мессианский.

Давид — муж по сердцу Бога взывал к Богу через свои песни и молитвы. Каждое его послание уникально. Псалом 2 — пророческое воззвание ко всему миру, в нем царь Давид высказывает свое недоумение теми царями, которые не слышат Бога, эта песня для всех христиан о том, что Бог и Его Сын поругаем не бывает, и блаженны, уповающие на Него.

История написание и толкование священного послания

Ни в одной Библии, будь то еврейская, греческая или латинская, не указано на принадлежность этой песни перу Давида. Однако, в книге «Деяний апостолов» мы читаем слова Петра (Деян. 4:25-26), который цитирует псалом в ответ на гонения христиан священниками во главе с Иродом и Понтием Пилатом. При этом апостолом Петр подчеркивает, что так сказал отец Давид, раб Божий.

В псалме 2 Давид выражает недоумение, что цари земли восстали против Бога

Основываясь на обетовании Псалма 2, Петр говорит о покровительстве Господа тем, кто непоколебим в своей вере. Теологи предполагают, что время написания относится к тому периоду истории, когда ковчег Божий был уже перенесен на Сион.

Другие псалмы царя Давида:

  • Псалом Давида 23
  • Псалом Давида 118
  • Псалом Давида 1

В начальных стихах Псалма 2 Давид выражает недоумение, как цари и князья, те которым доверена власть на земле, вершители земных судеб, восстают против Вседержителя, Того, Кто создал все на земле. С первого по четвертый стих Давид, пребывающий в постоянных войнах, знающий, что Господь с ним, ибо Он помазал мужа Божьего на царствование и дал ему обетование вечного покровительства, называет тщетными все восстания и войны, организованные против его царствования.

Великая уверенность звучит в начале Давидовой песни о покровительстве и защите Божьей Помазаннику. Зная дальнейшую историю, под Помазанником можно понимать самого Давида, но скорее всего, речь идет о приходе Миссии. Помазанный Самуилом на царствование Давид обладал даром пророчества, ему было открыта весть о приходе Спасителя мира, против Которого зря будут восставать народы.

Как можно сражаться со всесильным Творцом?

В первом стихе псалмопевец называет тщетным все, задуманное против Господа, а в 3 — 4 стихах Давид подчеркивает, что те, кто поднял восстание и пытается якобы сбросить оковы, вызывают смех и гнев Господний.

Все их попытки свергнуть власть Помазанника Господнего закончатся их поруганием и посмеянием. Ни аммонитяне, ни сирийцы не смогли свергнуть царствование Давида, его охрана была на небесах.

Слова Бога, произнесенные в стихе 7, пронесены через всю Библию в Ветхом и Новом Завете, где говорится о том, что Господь родил Сына Своего.

Сыном Божьим считает себя царь Давид, здесь же мы находим подтверждение о том, что Мессия, посланный на землю, был с Богом изначально, от сотворения мира.

Как сын Божий псалмопевец уверен в силе защиты Господней. Никакое оружие на земле не может быть успешным против покровительства Божьего.

На примере царства Давида в псалме 2 пророчествуется о царстве Мессии

В стихах 8-9 звучит сильнейшее обетование от Творца. Дети Божьи могут просить у Господа все — от края до края земли, и все будет дано, если просят на добро и с верой.

Все проблемы и враги поразятся жезлом из железа и исчезнут, как осколки глиняного сосуда. Сосуд лепит горшечник, Богом все сотворено, и Он имеет власть миловать и сокрушать.

Жития ветхозаветных праведников:

  • Житие святого пророка Илии
  • Пророк Захария и праведная Елисавета
  • Житие святого пророка Исайи

Бог дает Давиду право властвовать на всей земле, имея в руках жезл железный, а враги станут слабыми, как глиняные сосуды. Всех восставших на царского помазанника ждет смерть и поражение.

10-11 стих содержит обращение к царям, то есть всем, кому дана власть, с наставлением служить Творцу с трепетом и страхом.

Важно! Только наполнившись разумом, познав всю силу гнева и благодати Господней, можно не погибнуть. Воюющих с Творцом и Миссией ожидает поражение на всех жизненных фронтах.

В каких случаях читается Псалом 2

Нет единого правила чтения того или иного псалма, но привычка читать послания Давида меняет мышление человека, наполняет его:

  • верой;
  • желанием молиться, взывать к Богу;
  • чувством защиты и уверенности в завтрашнем дне;
  • желанием творить добро.

Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное?

Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его.

«Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их».

Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им.

Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение:

«Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею;

возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя;

проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе;

Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли!

Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом.

Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре.

Блаженны все, уповающие на Него.

Псалом 2 — провозглашение Божьей помощи тем, кто призовет Его имя и назовется дитем Господним.

Псалтырь. Псалом 2

Мир политизирован. Жизнь политизирована до крайности. И это не может быть хорошо. Мне надоело думать, читать и слушать о Сирии, о Сноудене, о Трампе и Хиллари, о националистах в Украине, о задыхающейся от беженцев Европе, et cetera. Мне надоело и вам, уверен, тоже.

«Возьми Псалтирь», — сказал мне мудрый человек. «Там все есть и все подробно объясняется». Смертный грех – не слушать мудрых людей. Поэтому я взял Псалтирь. С первым псалмом вопросов не было. Не ходи на совет нечестивых, не сиди на седалище (скамье) губителей, и будет тебе хорошо. Блажен будешь. Это свежо и понятно.

Еще понятно, что нужно поучаться в Законе Господа день и ночь. Тогда сердце умудрится, тогда все успеешь (не здесь ли секрет того, что мы ничего не успеваем?), тогда будешь, как дерево при потоках. То есть, лист даром не упадет, и плоды появятся в свое время. В общем, первый псалом меня умиротворил и успокоил. Усладил даже. Но всякому человеку известно, что после первого псалма идет псалом второй. А там все иначе. Там сплошная геополитика.

Сразу все начинается с вопросов о многих народах. Чего они разъярились? «Для чего разъярились язычники, и народы замыслили тщетное?» Ладно бы просто разъярились… Они восстали, да еще на кого? На Господа и на Христа Его – на Мессию, Помазанника.

Единичное противление человека воле Божией происходит ежедневно по многу раз и с множеством людей. Но второй псалом говорит об ином. Здесь речь о коллективном и организованном сопротивлении. В этом процессе есть старшие и младшие, процесс возглавлен царями и князьями. Эти последние «собрались вместе», т.е. учинили некое подобие военно-политического союза (разве есть цари без войска?). При том, что князья и цари с незапамятных времен заключают временные ситуативные союзы, здесь речь об ином. Союз заключен не против других князей и царей (вроде НАТО против стран Варшавского блока). Союз заключен против Господа и против Христа Господня. Безбожный и антихристианский союз видит пророк Давид, и об этом союзе спрашивает: Зачем они собрались? Чего они мятутся?

Дерзну предположить, что мы сегодня в свежих газетах читаем о том, что Давид видел в пророческих видениях. Давид имел очень скромное представление о мире и количестве народов, живущих в нем. Даже если представить тогдашний «всемирный заговор», в нем участвовали бы только Египет, какая нибудь несуществующая ныне Ассирия, Эфиопия и еще кто-то. Но ничего подобного пяти континентам и сотням стран Давид себе не представлял. В этом смысле мы гораздо более масштабно мыслим. И именно в этом увеличенном масштабе мы можем созерцать смятение народов, собравшихся вместе против не кого-нибудь, а против Господа и Христа Его.

Восстать на Господа означает отвергнуть Его заповеди. Для этого прежде их нужно рационально покритиковать и едко высмеять. Этому был посвящен весь восемнадцатый и девятнадцатый век. В двадцатом веке слово взял «товарищ-маузер». В двадцать первом – информационные технологии.

Отвергнув заповеди, нужно провозгласить некую новую мораль, радикально противящуюся воле Божией. Нужно влить в это предприятие немало денег, украденных у тех же людей, против которых ведется духовная необъявленная война. Еще нужна военная сила, чтобы процесс был не подпольный, а государственный, блоковый. Союзы, съезды, коммюнике, штаб-квартиры. Военная сила будет использована против тех, кто не согласен с повесткой дня, однако не так силен, чтоб адекватно защититься. Я уверен, что вы уже ассоциируете сказанное с некоторыми картинками повседневности. Заметьте фон за заднем плане. Фон – война с Господом. Крушим Сирию, мутим на Украине, окружаем Россию базами. Но воюем ни с кем иным, как только с Господом. И Христом Его.

Они ведь не дураки. Должны же понимать, что в долгосрочной перспективе они проиграют. Должны. Но локальные успехи кружат голову. К тому же их много, и, кажется, все в их руках: финансы, информация, стукачи и предатели внедренные повсюду. Отсюда у них кураж. К тому же воюющий с Господом лишается разума…

Итак, враги всего святого дерзки, потому что их много. Деньги, сила и многочисленность кружат им голову. Иго Господне, о котором Христос сказал, что оно легкое и благое, они решили отвергнуть. Вместо этого они неизбежно придумают (уже придумали) новое иго – будь то кредитного рабства, или потребительской лихорадки, или сексуальных экспериментов, или искусственных дефолтов. И уже нам самим – несогласным — нужно будет думать, как отвергнуть это прилипчивое иго, и как порвать эти новые узы. Но что же Господь? Что же Тот, против Которого собрались славные сыны земли? Он смеется.

Когда Бог смеется, это очень страшно. Это совсем не смешно. С яростью Живущий на небесах обратится к собравшимся вместе, словно предварительно связанным в пучки, злодеям и гордецам. И это действительно не локальное событие, а нечто из Апокалипсиса.

Псалом вполне мессианский, то есть такой, который возвещает нечто непреложное о Мессии и даже говорит от лица Его. Христос здесь назван Царем над Сионом. Кто помнит из Откровения Иоанна об Агнце на горе Сион, тот без труда соединит в уме Ветхое и Новое – оба Завета. Мессия называется Сыном Божиим. Ему отдаются во власть все концы земли. Железным жезлом, словно глиняные горшки, Сын Божий будет крушить возгордившихся и ставших нечистыми. И этот образ тоже имеет параллель в Откровении Иоанна.

Вы, безусловно, уже нашли псалом и несколько раз прочли его. Вы также нашли параллельные ссылки на Откровение, в чем я не сомневаюсь. В общем, вы погрузились в Писание, без чего нет жизни и все гниет. А я… я вовсе не пытаюсь дать исчерпывающее толкование удивительного и любимейшего мною псалма под номером «два». Просто, читая этот псалом, поя кусочки из него на воскресной всенощной, я всякий раз понимаю, что он актуален чрезвычайно. Все в Псалтири, конечно, актуально. Но это – в отношении отдельной молящейся души. Во втором же псалме все актуально в отношении мировых процессов, которые запущены без нашего согласия, но в вихрь которых мы втянуты.

Духовная жизнь, как я понял из второго псалма, не запрещает думать о глобальных процессах. Просто духовная жизнь сообщает этим мыслям иной ракурс и особую глубину. На том я и успокоился. К тому же следующий — третий псалом вскоре вернул меня от геополитики и апокалиптики к собственной бедной душе, на которую нападают со всех сторон. «Господи! Что ся умножиша стужающие ми? Мнози восстают на мя…» И прочее. Ну, вы помните. С этих слов начинается шестопсалмие.

На церковно-славянском яз.

На русском
(перевод П.Юнгерова)

На русском
(синодальный перевод)

Pал0 мъ дв7ду, в7.

№. Вскyю шатaшасz kзhцы, и3 лю1діе поучи1шасz тщє1тнымъ; в7. Предстaша цaріе зeмстіи, и3 кндзи собрaшасz вкyпэ на гDа и3 на хrтA є3гw2. G. °Раст0рггемъ1 ќзы и4хъ и3 °°tвeржемъ2 t нaсъ и4го и4хъ. д7. Живhй на нб7сёхъ посмэeтсz и5 мъ, и3 гDь поругaетсz и5 мъ. є7. ТогдA возглаг0летъ къ ни6 мъ гнёвомъ свои1 мъ и3 ћростію своeю смzтeтъ |: ѕ7. Ѓзъ же постaвленъ є4 смь цRь t негw2 над8 сіHномъ, гор0ю с™0ю є3гw2, з7. Возвэщazй повелёніе гDне. ГDь речE ко мнЁ: сн7ъ м0й є3си2 ты2, ѓзъ днeсь роди1хъ тS: }. Проси2 t менE, и3 дaмъ ти2 kзhки достоsніе твоE, и3 њдержaніе твоE концы2 земли2: f7. Ўпасeши | жезл0 мъ желёзнымъ, ћкw сосyды скудє1льничи сокруши1ши |. №. И# нhнэ, цaріе, разумёйте, накажи1тесz вси2 судsщіи земли2. № i. Раб0тайте гDеви со стрaхомъ, и3 рaдуйтесz є3 мY со трeпетомъ. в7i. Пріими1те наказaніе, да не когдA прогнёваетсz гDь, и3 поги1бнете t пути2 првdнагw, є3гдA возгори1тсz вск0рэ ћрость є3гw2: бlжeни вси2 надёющіисz нaнь.

Псалом Давида.

Зачем волнуются народы и племена замышляют тщетное? Предстали цари земли, и князья собрались вместе против Господа и против Христа Его, (говоря:) «Расторгнем узы Их и свергнем с себя иго Их». Живущий на небесах посмеется над ними, и Господь унизит их. Тогда изречет им в гневе Своем и яростью Своею смятет их. Я же поставлен Им царем над Сионом, горою святою Его, Возвещать повеление Господне. Господь сказал мне: «Ты —
Сын Мой, Я ныне родил Тебя. Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое и концы земли во владение Твое. Будешь пасти их жезлом железным, как сосуды горшечника сокрушишь их». И ныне, цари, уразумейте, научитесь, все судьи земли. Работайте Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом. Воспользуйтесь научением, дабы не прогневался Господь, и вы не погибли с правого пути, когда воспламенится вскоре ярость Его. Блаженны все, надеющиеся на Него.

Псалом Давида.

Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника». Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

Второй псалом — один из тех, которые по преимуществу считаются мессианскими, т. е. возвещающими «Евангельское таинство» (свт. Григорий Нисский II, 8), говорящими о пришествии Спасителя. Так, в этом псалме, во-первых, порицается «злоумышление и лукавство иудеев» против Иисуса Христа (свт. Афанасий. К Марцеллину, 15, 26). Во-вторых, говорится о рождении Христа по плоти во времени: «пророк говорит там о плотском рождении ради нас Рожденного днесь (а днесь составляет часть времени), но всегда от Отца и во Отце сущего, Сына и Бога» (свт. Григорий Нисский). И в-третьих, о принятии язычниками Христа, покорении и уповании на Него.

Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его.

Первая тема о гонении на Христа получает раскрытие уже на страницах Нового Завета. В книге Деяний (4:25–27) первохристианская община во главе с апостолами толкует эти слова, понимая под ними указание на Ирода и Понтия Пилата «с язычниками и народом Израильским» (ст. 27), причем прямо со ссылкой на «отца нашего Давида», в чем можно видеть подтверждение его авторства.

В связи с темой отвержения Христа второй псалом с особенной силой звучит на Страстной седмице. В составе Царских часов в Великую Пятницу он говорит о тщетном замысле иудеев и возвещает победу, славу и воцарение Спасителя в мире, торжество Божьего замысла о спасении мира. Отдельные строки использованы в песнопениях на утрени Великой пятницы. Например, первый антифон почти буквально повторяет слова псалма: «Князи людстии собрашася на Господа и на Христа Его», а в славнике хвалитных стихир грозно провозглашается контраст уничижения и силы: «…и в десную Мою руку вдаша трость, да сокрушу их, яко сосуды скудельничи».

Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя.

Вторая тема о Божественном Сыновстве Христа также звучит в апостольских писаниях со ссылкой на второй псалом. Так, в Деян. 13: 33 во время проповеди в Антиохии Писидийской ап. Павел приводит эти слова в доказательство исполнения Божьего обетования, данного отцам. А в послании к Евреям (1:5; 5:5) те же слова приводятся в подтверждение исключительности и несравненного преимущества Христа перед ангелами и первосвященниками. Иисус Христос — Сын, и поэтому Ему по природе принадлежат все дары, сила и власть, лишь отблески которой были дарованы ангелам и людям для служения.

Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я.

Третья мысль псалма о конечной власти Христа над народами имеет явное отражение в книге Откровения, где говорится о рождении младенца от таинственной жены, «которому надлежало пасти все народы жезлом железным» (Откр. 12: 5). Ниже, в 19 главе, Христос изображен с мечом «чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя» (ст. 15). Такие параллели с Апокалипсисом сообщают псалму вместе и эсхатологический характер.

Рассмотрим некоторые трудные и неоднозначные для понимания, но при этом значимые места и понятия второго псалма.

Стих 3: Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их. В этом псалме также как и в некоторых других не говорится прямо, какие слова кто говорит. Иногда это ясно по смыслу, иногда приходится догадываться и даже иметь в виду разные варианты. Если не смотреть на знаки препинания (двоеточия и кавычки), то возникает вопрос: кто произносит слова третьего стиха: Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их? Мысль предыдущих строк кажется завершенной, и третий стих звучит как бы выводом из них3. Но остается неясным, кто же произносит этот призыв: Давид и мы с ним по отношению к язычникам и царям земным или как раз те самые цари земстии и князи по отношению к Господу и Христу Его? Древние толкования допускают оба варианта, однако на первом месте все же указывается второй, т. е. эту фразу говорят язычники, цари и князья, отвергающие Бога, Христа и Его иго. Поэтому в переводах иногда прямо вставляют слово: «говоря». Их восстание и состоит в свержении с себя ига Христова, которое «благо», и бремени Его, которое «легко есть» (Мф. 11:30). Однако Феодорит, как бы в раздумии, добавляет: «Но мне кажется, что Пресвятый Дух уверовавшим повелевает сказать это: «расторгнем узы их», т. е. узы нечестивых язычников, и «отвержем от себя иго их», т. е. иго беззаконных Иудеев».

Другим местом, требующим пояснения, являются знаменитые слова от лица Бога: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. (Ст. 7). У восточных отцов IV—V вв., свт. Григория Нисского, блж. Феодорита Кирского и в толковании свт. Афанасия вторая часть этого изречения понимается в смысле рождения Иисуса Христа по плоти, порой даже с особым акцентом. Например, у блж. Феодорита делается специальная оговорка: «изречение сие всякий верующий учению Божественного Духа да не относит к Божеству Владыки Христа». Такое понимание связано, возможно, с противоарианской полемикой. Временная категория «днесь», будучи прилагаема к Сыну Божьему, могла быть истолкована в смысле Его тварности и отвержения Его вечного бытия и Божества. Как и многие другие уничижительные места Писания о Сыне Божием, это указание на время по отношению к Его рождению истолковано отцами как Боговоплощение, «потому что слово «днесь» указывает на время и употреблено в означение временного рождения» (Толкование свт. Афанасия).

Однако возможно все это выражение (Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя.) понимать в вечном плане, в смысле предвечного рождения как образа бытия Второй Ипостаси. Так, свт. Филарет, митрополит Московский, пишет: «время сего речения столько же сокровенно, как самое рождение предвечного Слова из Отца». Эти слова «Отец глаголет к Сыну в недоведомой глубине Божества Своего. Откровение из сея глубины услышано Давидом, который изложил оное в настоящем псалме… Божие днесь несомненно есть неизреченное продолжение вечности, не имеющее ничего прошедшего или будущего». Понятие днесь свт. Филарет относит «ко внутреннему действию Божества, каковое есть рождение Сына&raquo4. То есть слова о рождении Сына можно отнести и к вечному рождению Сына Божия.

Обе эти позиции совмещены в толковании этого места у блж. Августина: «Хотя, конечно, можно считать, что говорится в пророчестве о том дне, когда Иисус Христос родился по человечеству, однако днесь хотя означает настоящий момент, но в вечности нет чего-либо прошедшего, как бы переставшего быть, и нет будущего, как бы еще не наставшего, но только настоящее, т. к. то, что вечно, существует постоянно; тогда прекрасно и другое понимание этого выражения Аз днесь родих Тя, которым истиннейшая всеобщая вера возвещает совечное рождение Божией Премудрости и Силы, которая есть Единородный Сын&raquo5.

Важным термином второго псалма является слово «Помазанник», оставленное в церковнославянском тексте без перевода — «Христос». Имея в виду долгую историю христологического понимания этого псалма, такой перевод не представляется натяжкой. Само ветхозаветное понимание помазанничества имело мессианское значение, будучи прилагаемо к царям, пророкам и священникам. Обетованный Мессия в высшей степени совмещает в Себе все эти три дара и по преимуществу есть Царь, Священник и Пророк, прообразом Которого были ветхозаветные помазанники.

В 6-м стихе говорится о воцарении Христа над святой Божией горой Сион, на которой стоял иерусалимский храм. Этот образ Сиона как места пребывания Бога неоднократно встречается в библейском богословии как понятие прообразовательное, мессианское и эсхатологическое. Сион стал образом ветхозаветной Церкви. Но как противопоставлены у ап. Павла (Гал. 4:25–26) земной и «вышний Иерусалим», так и понятие Сион (часто как синоним Иерусалима) также сохранило свое значение уже в применении к новозаветной Церкви, главой которой является Господь Иисус Христос.

Для аскетики важен 11 стих: Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Сама терминология этих строк — страх и трепет — стала характерной при описании особо близких к Богу мистических состояний человека. А понятия страха и трепета — важными категориями отношений человека к Богу. Аскетическое понимание этого стиха раскрывается в 143 главе «Слова о молитве» Евагрия Понтийского: «Если только в несчастиях ты вспоминаешь о Судии и о том, сколь грозен и неподкупен Он, то ты еще не научился работать Господеви со страхом и радоваться Ему с трепетом (Пс. 2:11). Знай, что в духовных отрадах и праздниках Ему должно служить с большим благоговением и трепетом».

Священник Димитрий Румянцев,
магистр теологии

  1. раст0ргнимъ.
  2. Tвeржимъ.
  3. Отметим, что, вероятно, старые и нерегулярные формы «расторгним» и «отвержим», приведенные в сносках в некоторых изданиях Псалтири, указывают нам лишь на то, что это повелительное наклонение.
  4. Филарет (Дроздов), свт. Толкование 2-го псалма, составленное Филаретом, митрополитом Московским // Филаретовский альманах. Вып. 3. М.: ПСТГУ, 2007. С. 6–23.
  5. Augustinus. Ennarationes in psalmos // PL 36, col. 71.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *