22 мая Николай чудотворец

Летний Николай — что за праздник

В календаре церковных праздников на протяжении года память святого Николая Чудотворца почитается два раза:

  • Никола летний (летний праздник Николая чудотворца)- 22 мая
  • Никола зимний (зимний праздник святого Николая) -19 декабря.

В православной традиции

Православный праздник 22 мая имеет название «Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар». Церковь в этот день вспоминает историю, которая произошла в почти тысячу лет назад: в 1087 году купцы из города Бари отправились в город Миры Ликийские (сейчас находится на территории современной Турции рядом с популярным курортом Кемер), чтобы забрать мощи святителя Николая. Барийцы силой забрали мощи Николая Чудотворца и 8 мая корабли прибыли в Бари. На следующий день, 9 мая, мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь святого Стефана, находившуюся неподалеку от моря. Торжество перенесения святыни сопровождалось многочисленными чудотворными исцелениями больных, что возбуждало ещё большее благоговение к великому угоднику Божию. Через год была построена церковь во имя святителя Николая и освящена папой Урбаном.

В народной традиции

Народное название праздника 22 мая — Никола Летний. Этот праздник отмечается православными славянами в России, Украине, Беларуси. и особенно заметен у русских, украинцев и белорусов. День летнего Николая у наших предков считался большим праздником, так как Николай Чудотворец почитался как заступник и покровитель простого народа.

Святой Николай считается заступником и утешителем простых людей, помощником в делах. Николай Угодник покровительствует путешественникам и мореплавателям — совершая паломнический поход в Иерусалим Святитель Николай благодаря своей проникновенной молитве успокоил разбушевавшееся море. Получают от него помощь и другие люди, которым он дарит надежду и помогает в бедах. Святой никогда не делил людей на христиан и язычников, всегда помогал каждому, кто к обращался к нему за помощью. язычнику, исповедовал всех, помогал встать на путь истинный.

Вам будет интересно: Жизнь и чудеса Николая Чудотворца

Приметы на праздник летнего Николая Чудотворца 22 мая

Согласно народным поверьям, оба Николы — и зимний (19 декабря), и вешний — погоду устанавливают. Говорят, что :

  • Никола вешний — с теплом, Никола зимний — с морозом,
  • Пришел бы Никола — а тепло будет.
  • Если утро выдавалось влажным и туманным, то следовало умыться росой: это сулило человеку здоровье, а земле — богатый урожай.
  • Считается, что к этому дню овес уже должен быть посеян. Говорили: «Овес Никольский — ни хозяйский, ни конский», то есть, посеян поздно, и толку от него не будет.
  • На Николу вешнего конюхи выгоняли лошадей в поле и служили молебен. Потом ездили верхом. чтобы нечистая сила не успела поездить прежде, ибо если начнет она ездить, по своему «черному» естеству, ночью, то заездит лошадь до смерти.
  • Если замечали, что в этот день лошадь вздрагивает, то немедленно восклицали: «Кыш, нечистая сила!»
  • С Николы вешнего выгоняли лошадей в ночное. Собирались холостые ребята, их вместе с лошадьми всем селом провожали до поля, а вечером на луга приходили девушки — и начиналось веселье с песнями да хороводами.
  • Раньше Никола вешний отмечался как вступление мальчика во взрослую жизнь, и надзора со стороны старших в этот день не полагалось.
  • Никола вешний с теплом.
  • До весеннего Николы нельзя купаться.
  • Не хвались на Юрьев день посевом, а хвались на Николин травой.

Никола весенний (вешний) и Никола зимний, молитва о помощи

Святителя Николя в народе называют Николаем Чудотворцем, т.е. святым, обладающим даром заступничества и чудеса совершающего. Его любят и с давних пор почитают как покровителя путешественников, земледельцев и скотоводов, заступника людей на земле и море. К Святому Николаю за помощью обращаются моряки, корабли которых терпят бедствия. Святой исполняет просьбы детей. На Западе популярен Санта-Клаус, который приносит подарки в Рождественскую ночь. Прототип этого сказочного персонажа — святитель Николай Мирликийский.

Храм святителя Николая Чудотворца в Николо-Прозорово (Никольское-Прозоровское), Московская область

В Житиях Святых описано много чудес, совершаемых Николаем Мирликийским (из города Миры Ликийской области). Ежегодно угодника славят 22 мая (9 мая по ст. ст.) и 19 декабря (6 декабря по ст. ст.). В Русской Православной Церкви икона святителя Николая находится рядом с образом Спасителя и Божьей Матери.

Особо почитаются такие иконы Николая Чудотворца, как «Святой Николай» (XVI век, музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва), «Никола зимний» (изображён в епископской митре), «Никола вешний», «Никола Мокрый» (в честь чуда спасения утонувшего младенца), «Никола Дворищенский» (на доске круглой формы, исцеление новгородского князя Мстислава), «Никола Отвратный» (отвращает от всякой скверны), «Никола Великорецкий» (XVI век, икона находится в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике), «Никола Зарайский» и др.

На всех иконах изображён святитель Николай с очень добрым лицом, седой бородкой и немного грустными глазами.

Свт. Николай Мирликийский, с Троицей Ветхозаветной, Явлением Богоматери Сергию Радонежскому и избранными святыми. Из собрания Музея имени Андрея Рублева, Москва

Согласно Житиям Святых, святитель Николай родился в богатой аристократической семье в приморском городе Патары (сейчас это турецкая территория) в 270 году. Потом семья переехала в город Миры (сохранились его развалины). Дядя был местным епископом. Именно он рукоположил благочестивого племянника в сан священника. После смерти родителей Николай получил большое наследство и стал тайно оказывать помощь обездоленным людям.

Вскоре он посетил Палестину, чтобы поклониться Гробу и Животворящему Кресту Господню, помолиться в Иерусалимском храме на горе Голгофе. Там обнаружился дар чудотворца, позволивший на обратном пути укротить морскую бурю и воскресить упавшего с мачты матроса.

Есть предание, что вернувшийся в Миры святитель Николай ежедневно молился в местном храме. Миры в то время был небольшим портовым городком, где жили не только моряки, рыбаки, купцы, но и морские пираты. Они верили в бога моря и водной стихии Нептуна (Посейдона), которому посвящали храмы и приносили жертвы.

После смерти епископа Мирликийской церкви Иоанна решили выбрать нового, положившись на Божественное провидение. Одному из епископов было видение, что должен быть выбран тот, кто ранним утром первым войдёт в этот храм, а имя его Николай. Именно святитель Николай первым пришёл к открытию храма на рассвете.

В жизни святителя были тяжёлые времена, когда его заключили в темницу. Император Константин Великий (272 — 337) позволил Николаю вернуться к пастве, а потом участвовать в Первом Вселенском соборе 325 года. Там произошла ссора с еретиком Арием, которая показала, что святитель Николай способен покарать противника.

6 декабря 343 года Святитель Николай мирно скончался в преклонном возрасте. В 1087 году его мощи были перенесены в итальянский город Бари.

Первое время Святой Николай считался лишь местным покровителем. На Руси о святом узнали от торговых людей, прибывающих по пути «из варяг в греки». Николай-Чудотворец стал покровителем воинов, защитником самых разных людей, их заступником перед Богом. В народе складывались сказания о Николе-Чудотворце. В Церкви его отмечают не только дважды в году, но и каждый четверг.

В XIX веке почти треть российских храмов освещалась во имя Николая-Чудотворца. Сейчас их тоже много. В московском Богоявленском Кафедральном Соборе в Елохове находится чудотворный образ Святителя Николая. Москвичи хорошо знают Елоховскую церковь, расположенную недалеко от станции метро «Бауманская».

Никола весенний (вешний)

22 мая — праздник Николы весеннего (вешнего). Его ещё называют травным, тёплым. В этот день 1087 года мощи святого были ночью тайно перенесены из разграбленного города Миры в итальянский город Бари. Этот день стал религиозным праздником. Самые разные люди просили святителя Николая о помощи и защите, давали клятвы почитать его имя. Так праздник стал обетным. И заветным, т.к. считалось, что в этот день нельзя нарушать заветы предков.

Купцы и промышленники старались на Николу дать имя святого новым судам.

На Руси конюхи на Николу весеннего коней в поле выгоняли, в ночное отправлялись, молебны с водосвятием заказывали. Просили Защитника уберечь лошадей от хищников и конокрадов. Молодёжь всегда в этом празднике участвовала: холостые парни коней в поле вели, а девушки в избах в это время пироги пекли. Молодёжь и конюхи всю ночь гуляли, сытные пироги с гречкой пивом и квасом запивали. Считалось, что с этого дня домашний скот и кони могут полностью перейти на подножный корм.

Примета погоды: «Пришёл бы Никола, тепло будет».

Никола зимний

19 декабря — Никола зимний, холодный. Это день смерти Святого. К Николе зимнему земледельцы заранее готовились, на Руси начиналась массовая продажа зерна. Открывались ярмарки и базары, за порядком на которых следил сам Никола. Торговцы боялись его рассердить, поэтому на таких ярмарках мошенников было мало.

На Николу зимнего даже враги мирились. Старшие гуляли и принимали участие в братчинах. Младшие на них смотрели и готовились к Святкам. На никольские братчины приходили родственники и знакомые, чтобы вместе выпить хмельное пиво, которое варили по семейным рецептам.

В Рождественский (Филипповский) пост, который длится с 28 ноября по 6 января, соблюдают следующие правила. Если День святителя Николая, т.е. 19 декабря, приходится на понедельник, среду и пятницу, то можно есть рыбу.

О праздновании Николы зимнего в 20-х годах в СССР написал Василий Белов в книге «Лад»:

Пиво на Севере до самой войны — главный праздничный напиток в крестьянской среде. Варили его из ржи.
Анфиса Ивановна так рассказывает об этом:
«Девятнадцатого декабря, а по старому стилю шестого, был праздник Никола, в нашем приходе престольный. Мы приладили и свадьбу к Николе, чтобы на одни расходы. Это 1926 год, уже не венчали, но если существовала церковь, в пост все равно бы не повенчали. Праздника ждали все, от мала до велика. Даже нищие. Идут в этот день по многу человек, хозяйки специально для нищих пекли пироги. Оставляли и сусла, хотя и не первача, а другача для потчевания случайных посторонних».

Народные приметы: «Какой день на Николу зимнего, таков и на Николу летнего», «Коли день холодным и ясным выдался — к урожайному году», «Перед Николой иней — овсы хорошо уродятся», «Сколько Никола зимний даст снегу, столько Никола вешний травы».

История праздника День Николая Чудотворца

Чтить память Николы Летнего начали в начале XI столетия, буквально через несколько десятилетий после возникновения православной религии. Греки не придавали большого значения этому празднику. Для них он являлся напоминанием о негативных событиях, так как их страна утратила святые мощи Николы.

Вначале память Николая Чудотворца чтилась только жителями Италии. Это связано с перенесением мощей Святителя в конце XI века из Ликии в храм святого Стефания, расположенного в итальянском городе Бари. Приверженцами христианской веры, проживающими в других странах, Никола Летний не был принят и не рассматривался в качестве грандиозного торжества по причине, что все внимание и почтение народа было обращено к местным Святыням.

По легенде, будущий заступник родился в довольно состоятельной семье. Но он никогда не проходил мимо бедных, которые нуждались в помощи. Так он узнал о семье, где случилось несчастье, и они потеряли все свое состояние. У родителей было три дочери, выдать замуж которых они не могли: не было денег для приданного. Ждала бы их незавидная доля, если бы Николай не подкинул темной ночью в их дом три мешочка полных золота. Этот поступок молодого священника поразил людей в самые сердца и дочери удачно вышли замуж.

Перенесение мощей в Бари

Перенесение мощей в Бари – история довольно некрасивая для христианской церкви. Никола Летний как праздник в честь перенесения останков отмечается только в русском православии – по причине большого почитания этого святого на Руси.

История произошла в XI веке, когда на Ликию участились набеги турков-османов. Мощи Святителя Николая почитались за одно из величайших чудес христианского мира, а потому турки всеми силами стремились их уничтожить.

В конце XI века купцы из итальянского города Бари приняли решение выкрасть останки и перенести их в родной городок для сохранности. Баряне связали сторожей ликийского храма, разбили помост, под которым был спрятан саркофаг с телом святого и вскрыли гробницу. Увидев, что сама рака с мощами наполнена благоуханным миром, итальянцы лишь укрепились в своем решении вынести останки святителя. Но как их переносить, ведь саркофаг Николая Чудотворца был выполнен из камня и отличался неподъемным весом? Баряне поступили просто: завернули мощи в свои плащи и так, в свертке, и унесли их на корабль.

Прибытие купцов с останками святителя было обставлено весьма торжественно – все жители Бари ликовали, в городе был объявлен праздник, а епископ города принял решение о немедленном начале строительства церкви святого Николая Чудотворца. В память об этом переносе и появился новый праздник, получивший на Руси название Никола Летний. Изначально он праздновался в Италии, а затем и на Руси – из-за большого почитания святого. Сегодня день памяти святителя Николая вошел в список праздничных дней как католической, так и православных церквей, но по-прежнему максимально широко он отмечается лишь в нашей стране.

Как поздравляют друг друга в этот день

Чтобы счастья улыбалось в течение всего года, 22 мая необходимо провести в молитвах и заботах о семье, доме, скотине. Желательно, чтобы все домочадцы, от мала до велика, были заняты полезными делами. Утром и вечером желательно помолиться Николаю Вешнему и Господу. Просить Бога и Святителя можно обо всем, в чем вы нуждаетесь. Если ваши мольбы искренни, и вы действительно заслуживаете того, о чем просите, вам обязательно воздастся. В этот день нужно начинать сеять некоторые культуры. Как правило, сажали гречиху и картофель. Считалось, что после дня Николы Летнего заниматься их высадкой бессмысленно. Во-первых, не будет достойного урожая, во-вторых, культуры не успеют уродить.

Поутру, после похода в церковь и молитв, желательно сходить в баню, хорошо выкупаться и переодеться в чистое или даже новое нижнее белье. Верхняя одежда также должна быть выстиранной и выглаженной. В процессе купания можно читать молитву. Хозяйки с самого утра принимались за генеральную уборку дома, приусадебной территории, нежилых надворных построек, где содержалась скотина. Животных усиленно кормили различными лакомствами. Парнокопытных и жвачных выпасали, остальных питомцев – выгуливали.

Незамужние девушки и неженатые парни после бани переодевались в красивые наряды. Парни надевали расшитые золотом рубахи, широкие льняные штаны светлого цвета, подвязывались атласными поясами. Девицы наряжались в длинные сарафаны, а на голову повязывали разноцветные платки или надевали венки с лентами.

Смотрите видео о Дне Николая Чудотворца (Николе Летнем):

Христиане празднуют 22 мая День Святого Николая Чудотворца. Это празднество связано с переносом мощей архиепископа из городка Миры в место под названием Бари. В России эту дату именуют Никола Вешний, связывая христианский праздник с весной и долгожданными переменами.
Жизнеописание Чудотворца: биография
Данный святой был рожден в греческой колонии в Азии. Местом его рождения стал городок Патары. Его родители имели большое состояние, были верующими и ревностными христианами и активно занимались благотворительностью.
22 мая – день Святого Николая Чудотворца. Правила праздника и истории о нем
Мальчиком святой Николай много времени читал церковные книги, регулярно посещал храм. А когда подрос, выучился на священника и поступил служить в храм, где отцом-настоятелем обители был его родной дядя – знаменитый епископ Патарский.
После естественной кончины матери и отца Николай Чудотворец отдал все состояние нуждающимся, а сам стал епископом в Мире. Сегодня этот город называют Демре, и находится данное место в турецкой области Анталья.
Справедливого и честного архиепископа очень чтили люди. За свою долгую жизнь Святой Николай совершил немало чудес. До наших дней дошла информация о следующих его деяниях:
спасал неправедно осужденных из тюрем;
боролся с язычеством;
обличал и обращал в веру еретиков;
защищал город Миры от голода при помощи искренней молитвы к Господу;
силой молитвы вызволял из беды команды тонущих кораблей;
отвечал на все просьбы и вопросы страждущих.
Умер Николай Угодник, прожив много лет, «глубоким» стариком. Подлинная дата его смерти не известна. Историки считают, что это произошло примерно в 341–351 годах.
Кому покровительствует удивительный и известный святой?
Николай Чудотворец признается покровителем детей, а в Европе даже именуется прототипом Санта-Клауса. Он также благосклонен к путешественникам, всем морякам, торговцам и тем, кому для исцеления необходимо настоящее чудо.
Жизнеописание Чудотворца: биография
Почему Святого Николая именуют Угодником?
Такое имя святой получил за свое угодное служение Богу. Николай Угодник молился с такой силой и верой, что даже после смерти его мощи оставались не тронутыми тленом. Они мироточили, и от этой благодати исцелялись сотни верующих.
Как правильно праздновать 22 мая?
22 мая – День Святого Николая – Чудотворца славят и чествуют в самых разных церквях и приходах. Верующие в этот праздник стараются отказаться от мяса и яиц, накрывая столы с рыбными блюдами.
Ранее, когда сельское хозяйство было развито больше, на Николу Вешнего христиане организовывали массовые шествия с вереницами икон и образов. Верующие люди участвовали в молебне, просили о милости и дожде. Обычно, крестные ходы заканчивались в полях или возле водозаборных колодцев. Считалось, что милостивый Николай может подсобить в борьбе с засухой и непогодой.
Сегодня в данный день можно посетить храм, где обязательно будет проводиться служба. Можно также помолиться дома, прося Николая Угодника о помощи в каком-либо деле.
Вечером нужно собраться всей семьей за праздничным столом и провести общую благодарственную молитву святому за его заступничество. Это христианское торжество не связано с трагическими событиями, поэтому праздновать можно легко и весело.
В день памяти Николы Вешнего ничего не стоит делать для себя лично. Так как святой все отдавал людям, то и верующим в такой день стоит отдать что-то на благотворительность, подать милостыню или деньги на строительство церкви. Приветствуется помощь сиротам и детским домам, а также бедным семьям.
Как правильно праздновать 22 мая?
Легенда о появлении праздника
Святого Николая славят 22 мая и 19 декабря. На Николу Зимнего принято одаривать друг друга презентами. А во время весеннего торжества можно ограничиться красивыми поздравительными открытками и словесными пожеланиями счастья, добра и мира.
Святой Николай почитаем всеми христианами. Его очень часто вспоминают при ежедневных службах и отводят ему особенное место в христианской иерархии святых.
Существует легенда о том, что когда один крестьянин застрял со своей телегой в грязи, он попросил о помощи проходящего мимо Святого Касьяна. Но тот отказал, сославшись на то, что торопится к Господу. Когда же рядом с крестьянином проходил Святой Николай, он помог тому вытащить телегу из канавы и явился к Господу весь в грязи. Там у святого спросили, почему он так испачкался и задержался, на что он ответил, что помогал человеку. С тех пор Николая Угодника восхваляют дважды в год, а христианского Святого Касьяна раз в четыре года.
О зимнем празднике, посвященном Николая Угоднику, также есть свое сказание. Еще при жизни святой узнал, что в его городе есть бедняк, который решился на страшный грех. Чтобы выбраться из бедности и выдать замуж двух дочерей, человек задумал отдать третью девушку в бордель. Тогда Николай Чудотворец пробрался ночью в дом бедняка и подкинул ему мешок с золотом. Бедный человек не мог поверить своему счастью и выдал замуж старшую дочь. Затем Николай Угодник пробрался в дом бедняка с мешочком золота во второй раз, и мужчина сыграл свадьбу для средней дочери. Бедняку было интересно, кто же его благодетель? Поэтому в третий раз он выследил епископа и бросился за ним, чтобы поблагодарить того за невиданную щедрость. А затем выдал замуж и третью дочь. С тех пор на 19 декабря закрепился обычай дарить подарки и небольшие сувениры, которые тайно размещаются ночью возле камина или елки.
За свои земные годы данный святой сотворил множество невероятных чудес и свершил огромное количество добрых дел. Он не отказывал в помощи ни верующим, ни язычникам, побуждая в них раскаяние и наставляя на истинный путь.
Верующие люди знают, что 22 мая – День Святого Николая. Они с радостью ходят на службу, помня о заступничестве архиепископа. И верят, что даже после смерти святой оберегает их с небес, дарит им защиту и надежду на исцеление недугов. Удивительный человек и популярный в народе святой одинаково известен как в России, так и за границей. В его честь возведено много храмов и церквей. Его знают не только христиане, но и люди иной веры. Святого помнят и славят в своих молитвах все верующие в православии и католики.
*
В День Святого Николая
Пожелать хочу добра,
Чтобы помощь и поддержка
От Святого вам была.

Он услышит все молитвы,
В трудный час вас укрепит,
Верьте, искренне любите,
Он вас счастьем наградит.

Никола Вешний

Эта статья — о славянской обрядности. О церковном праздновании см. Перенесение мощей Святителя Николая в Бари. Эта статья — о весеннем Николином дне. О зимнем Николином дне см. Никола Зимний.

Никола Вешний


Никола. Деревянная скульптура из хранилища вологодского музея

Тип

народно-христианский

Иначе

Никола летний, Микула с кормом, Травный день, Никола с теплом,

Также

День поминовения переноса мощей Св. Николая в Бари (церк.)

Значение

с весной прощанье, встреча пролетья

Установлен

после 1087 г.

Отмечается

восточными и южными славянами

Дата

9 (22) мая

Празднование

Молодёжный пир у костра в ночном.

Традиции

Преподносят Николаю Угоднику яйца, окрашенные в красный, жёлтый, зеленоватый цвет, или яичницу. Проводят обряд «Постриги» для юношей. Первое купание. Обряд «крещения кукушки». Первый раз выгоняют лошадей в ночное.

Никола Вешний на Викискладе

Нико́ла Ве́шний — день народного календаря восточных и, в меньшей степени, южных славян, а также молдаван и румын, приходящийся на 9 (22) мая, когда православная церковь празднует перенесение мощей святителя Николая Чудотворца.

Распространение почитания святителя на Руси

Подробнее по этой теме см. Перенесение мощей Святителя Николая в Бари.

На Руси в XI веке почитание святителя распространяется довольно быстро и повсеместно. Русской православной церковью празднование памяти перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари 9 мая установлено вскоре после 1087 года на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия. Архиепископ Черниговский Филарет считал, что в Русской Церкви праздник в честь перенесения мощей Святителя Николая установлен в 1091 году. Митрополит Московский и Коломенский Макарий полагал, что праздник был установлен Митрополитом Киевским Иоанном II (1077—1089 гг.). Протоиерей Николай Погребняк считает, что Праздник в честь перенесения мощей святителя Николая был установлен Церковью, очевидно, святителем Ефремом (+ ок. 1098 года). По мнению Хрусталева Д. Г., на Руси этот праздник появляется в 1092 году.

Свою версию происхождения праздника приводит П. И. Мельников в 1874 году:

Как почитанье Грома Гремучего при введении христианства перенесли у нас на почитанье Ильи Громовника, а почитанье Волоса, скотьего бога, — на святого Власия, так и чествованье оратая Микулы Селяниныча перевели на христианского святого — Николая Чудотворца. Оттого-то на Руси всего больше Николе Милостивому и празднуют. Весенний праздник Николаю Чудотворцу, которого нет у греков, заимствован был русскими у латинян, чтоб приурочить его к празднику Матери Сырой Земли, что любит «Микулу и род его». Празднество Микуле совпадало с именинами Матери-Земли. И до сих пор два народных праздника рядом сходятся: первый день «Микулы с кормом» (9 мая по ст. ст.), другой день (10 мая по ст. ст.) «именины Матери Сырой Земли».

Традиции

«Во лузяхъ». Русский лубок. XIX в.Б. Кустодиев. Костёр. Ночное. 1916В. Ф. Тимм. Дети качаются на доске. XIX век.

К Николаю Чудотворцу обращаются с просьбами уберечь скот и урожай, поскольку он считается старшим и самым близким к Богу угодником. Крестьяне верили в чудеса Николы и в то, что святой их «охраняет»; до сих пор бытуют не канонизированные молитвы, где к святому обращаются как к Богу: «Господи, святой Микола, услышь мене, помоги мене…».

Николин день у крестьян считался важной датой в сельскохозяйственном календаре, поскольку и сам Николай Чудотворец чрезвычайно почитался православными. Этот святой стал своеобразным «наследником» языческого бога Велеса — «скотьего бога», покровителя земледелия и домашних животных.

Так, например, св. Николай во многих районах считался покровителем лошадей, поэтому 9 мая по старому стилю у православных нередко называли «конским праздником». Коней в этот день первый раз выгоняли в ночное, и все лошадники по этому случаю заказывали молебны с водосвятием, чтобы святой Никола уберёг табуны от диких зверей, а также обеспечил коням хороший приплод и здоровье.

В некоторых местах устраивались т. н. «никольщины» — мужские сборища, на которых чествовали пастухов и погонщиков. Никольщину справляли в избах, в поле — в ночном, или у погоста. В этот день парни в первый раз ехали в ночное и на лугах, при свете костров устраивали пир: привозили водку, закуску, обязательно жарили яичницу, а после заката солнца приходили девки. Всю ночь водили хороводы, пели песни и плясали.

В районах, граничащих с Белоруссией праздник состоял из нескольких частей: за неделю до Николы начинали готовить пиво; накануне Николы чествовали Николина батьку; самую николыцину праздновали 9—12 мая. Во время братчины вёлся мирный разговор про хозяйство, семейные и общественные дела. Песни пелись преимущественно семейные, хвалебные хозяину и хозяйке, супругам, роду, с пожеланиями счастливой жизни и множества детей. Помимо этого проводили гульбище, 12 мая «цыганили». Как бы продолжая никольщину, на Духов день справляли «троичёнка».

У лошадников и вообще владельцев скота принято было в Николин день проводить различные охранительные ритуалы, защищающие животных от хищников и прочих бед. Например, чтобы волки не тронули скот, хозяева совершали особые магические действия, как бы возводившие преграду между волком и его добычей: втыкали нож в стол или в порог, клали в печь железо, накрывали камень горшком со словами: «Моя коровка, моя кормилица надворная, сиди под горшком от волка, а ты, волк, гложи свои бока», и т. п.

Кроме того, крестьяне соблюдали ряд обязательных запретов: не ставили изгородей в период между днями св. Юрия и св. Николая, не ели мяса на Николу Вешнего, не передавали в этот день из дома ткаческие орудия и не занимались снованием, «чтобы волки не развелись вокруг стада».

Русские старожилы Приангарья к Николе вешнему коллективно готовили пиво и организовывали «пир» (братчину). Русские Прииртышья связывали с этим днём обряд закликания весны — обращались к Христу с просьбой помочь Иртышу освободиться от льда.

Чтобы летом избежать засухи и града, в Николин день у восточных и южных славян принято было устраивать крестные ходы в поля и молебны у колодцев, сопровождаемые прошениями о дожде. После обходов купались в реке, плескались и обливались водой. Болгары и македонцы в этот день водили «пеперуду» — ряженую в зелень девочку, которую у каждого дома обливали водой, вызывая таким образом дождь.

На Украине говорили, что на святителя Николая «вся вода освящается», а до этого срока плескаться в реках и озёрах запрещалось, иначе «с человека верба вырастет» (то есть человек утонет, и верба вырастет над его прибрежной могилой)…

В Белгородской (Ракитянский район) и Кемеровской областях на Николу Вешнего зафиксирован обряд кумления:

Девки кумятся, в саду черемуховом столы накрывают, платками меняются, яишницу делают. У нас деревня была больше 600 домов, и все вместе собирались: оттедова идут с гармонями, отседова. Делали яишницу, булки хлеба вон какие напекут. Вот и сидят в саду, там и поют, и пляшут и девки, и парни. Девки сами все готовили, все ели потом. А другому и мать еду приготовит, парень еслив. А ребята и орехов нанесут, и узюму. Кедровые орехи уже богатый парень берёт.

— с. Малая Салаирка Гурьевского района Кемеровской обл. 1992 г.

В Могилёвской губернии также «на Миколу» девки ходили в лес кумиться. В роще разводили костёр и на сковороде жарили яичницу. Обряд, напоминающий вознесенско-троицкие кумления. Однако, в отличие от последних, здесь принимали участие не только девушки, но и женщины разных возрастов.

Хождение в жито

Поскольку Николай Угодник почитался как покровитель плодородия, к его празднику были приурочены так называемые «хождения в жито» — ритуальные обходы полей и осмотр посевов. Крестьяне считали, что в канун своего праздника сам Николай Угодник обходит поля и помогает житу расти. Во время обхода угодий крестьяне по особым приметам судили о будущем урожае. Дождь на Николин день считали «великой милостью Божией», предвестием удачного года.

Весенне-летний обряд обхода полей совершается в основном от Пасхи до Троицы и Иванова дня, когда злаки достаточно подросли или начали колоситься.

Народный образ святого Николая

Никола Чудотворец — один из наиболее почитаемых у славян христианских святых. В восточнославянской традиции культ Николы по значимости приближается к почитанию самого Бога (Христа).

По народным верованиям славян, Никола — «старший» среди святых, входит в святую Троицу (sic) и даже может сменить на престоле Бога. В легенде из белорусского Полесья говорится, что «сьвяты Микола не тольки старей за ўcix сьвятых, да мабыць и старшы над ими <…> Сьвяты Микола божы насьледник, як Бог памре (sic), то сьв. Микалай чудатворец будзе багаваць, да не хто иншы». Об особом почитании святого свидетельствуют сюжеты народных легенд о том, как св. Николай стал «владыкой»: он так истово молился в церкви, что золотая корона сама собой упала ему на голову (укр. карпат.).

У восточных и западных славян образ Николы по некоторым своим функциям («начальник» рая — владеет ключами от неба; перевозит души на «тот свет»; покровительствует ратникам) может контаминироваться с образом Архангела Михаила. У южных славян образ святого как истребителя змей и «волчьего пастыря», сближается с образом Георгия Победоносца.

Основные функции Николы (покровитель скота и диких зверей, земледелия, пчеловодства, связь с загробным миром, соотнесённость с реликтами культа медведя), противопоставление «милостивого» Николы «грозному» Илье-пророку в фольклорных легендах свидетельствуют, по мнению Б. А. Успенского, о сохранении в народном почитании святого Николая следов культа языческого божества Волоса (Велеса).

Литература

  • Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. — М.: Индрик, 2002. — 816 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования).
  • Хождение в жито / Т. А. Агапкина // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 446–449. — ISBN 978-5-7133-1380-7.
  • Атрошенко О. В. Русская народная хрононимия: системно-функциональный и лексикографический аспекты // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Уральский федеральный университет. — Екатеринбург, 2013.
  • Николай / О. В. Белова // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2004. — Т. 3: К (Круг) — П (Перепёлка). — С. 398—401. — ISBN 5-7133-1207-0.
  • Волк / Гура А. В. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 411—418. — ISBN 5-7133-0704-2.
  • Гура А. В. Волк // Славянская мифология. — М.: Эллис Лак, 1995. — С. 103–104. — 416 с.
  • Месяцеслов // Пословицы русского народа : Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и пр. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — М., 1879. — Т. 2.
  • Добровольский В. Н. Значение народного праздника «свечи» // Этнографическое обозрение. — М., 1900. — № 4. — С. 35–51.
  • Дубровина С. Ю. Состав и системная адаптация лексики православия в русских диалектах (на материале тамбовских говоров): Монография. — Тамбов, 2012. — 213 с. Архивная копия от 17 мая 2017 на Wayback Machine
  • Золотова Т. Н. Локальные особенности и место в общерусской традиции календарных праздников русских Тоболо-Иртышского региона // Гуманитарные науки в Сибири. — Новосибирск: Издательство Сибирского отделения Российской академии наук, 2000. — № 3. — С. 51–56. — ISSN 0869-8651.
  • Иванов В. В., Топоров В. Н. Николай Угодник // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. — М.: Эллис Лак, 1995. — С. 274. — ISBN 5-7195-0057-X.
  • Калинский И. Церковно-народный месяцеслов на Руси. — М.: Терра, 1997. — 301 с. — ISBN 5-300-01265-3.
  • Логинов К. К. Русский народный календарь Заонежья // Кижский вестник № 9 / Ред. И. В. Мельников, Р. Б. Калашникова. — Кижи: Музей-заповедник «Кижи», 2004.
  • Максимов С. В. Никола вешний // Нечистая, неведомая и крестная сила. — СПб.: Товарищество Р. Голике и А. Вильворг, 1903. — 529 с.
  • Максимович М. А. Дни и месяцы украинского поселянина (III. Май) // Русская беседа, том 3. — М.: Типография Александра Семена, 1856.
  • Мельников-Печёрский П. И. В лесах. Книга вторая. — М., 1875.
  • Фольклор Кемеровской области. Хрестоматия / Сост., вступит. статья и примеч. Е. И. Лутовиновой. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. — 200 с. — ISBN 5-202-00193-2.
  • Путилов Б. Н. Древняя Русь в лицах. Боги, герои, люди. — СПб.: Азбука, 2000. — 367 с. — ISBN 5-267-00435-9.
  • Фурсова Е. Ф. Календарные обряды. Ч. 2: Обычаи и обряды летне-осеннего периода. — Новосибирск: Институт археологии и этнографии СО РАН, 2003. — 267 с. — (Этнография Сибири). — ISBN 5-7803-0116-6. Архивировано 29 мая 2007 года. Архивная копия от 29 мая 2007 на Wayback Machine
  • Фурсова Е. Ф. Традиционно-бытовые особенности культуры белорусов-переселенцев конца XIX-начала XX в. (по материалам этнографических экспедиций) // Белорусы в Сибири. — Новосибирск: Изд. СО РАН, 2000.
  • Шангина И. И. Многоликая Россия XIX начало XX в. — СПб.: Лики России, 2010. — 319 с. — ISBN 978-5-87417-334-0.
  • Юдина Н. А. Энциклопедия русских обычаев. — М.: Вече, 2000. — 510 с. — ISBN 578380813X.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *