3 закона природы

1. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ

Человеческая жизнь на Земле (жизнь человека в физическом теле) есть форма существования белковой материи, сотворенной и поддерживаемой обширным океаном космических, солнечных, человеческих и земных излучений, окружающих Землю, Так как эти излучения дают нам жизнь и поддерживают ее, отсюда следует, что они есть те же самые силы, которые могут также восстановить здоровье, когда оно потеряно. Здоровье – это приспособление организма к силам природы. Нездоровье – это плохое приспособление или же полное пренебрежение этими силами. Частичное пренебрежение этими силами приводит к болезням различного рода, полное их отрицание ведет к смерти в любом случае.

Человек на протяжении многих веков наблюдал за явлениями жизни, в результате чего усилиями йогов и ученых-натуропатов были определены естественные законы природы. Они касаются солнца, воды, температуры, воздуха, деятельности, мысли и гармонии. Если человек живет в соответствии с этими законами, жизнь его благополучна в отношении физического и психического здоровья; как только он игнорирует эти законы и пренебрегает ими – он заболевает. И все эти болезни находятся в пропорции со степенью его игнорирования.

Закон солнца. Человеческая жизнь невозможна без солнца. Излучения солнца необходимы для получения в организме в необходимом количестве витамина Д (при отсутствии витамина Д размягчаются костные ткани).

Закон воды. Жизнь на Земле невозможна без воды. Все организмы состоят в основном из воды. Нам необходима вода, содержащаяся во фруктах и овощах, подвергавшихся солнечной радиации, для сохранения крови в хорошем состоянии (циркуляция крови в человеческом организме имеет то же самое значение, что и циркуляция воды на Земле). Человек должен употреблять как можно больше сырых фруктов и овощей (соотношение сырой и вареной пищи должно быть 3:2) и пить чистую воду в течение суток от 0,8 до 1 л.

Закон воздуха. Без кислорода невозможна человеческая жизнь. Дыхание – одна из самых важных функций нашего организма. Необходимость воздуха для окисления продуктов питания и очищения крови в легких так важна, что прекращение дыхания вызывает почти одновременное прекращение жизни. Человек должен уметь правильно дышать (с помощью полного йоговского дыхания или приобрести навыки правильного дыхания в результате активной физической деятельности) и быть как можно чаще на свежем чистом воздухе.

Закон деятельности. Чтобы быть здоровым, нужно быть деятельным. Движение – одна из главных сущностей жизни. Человек должен быть деятельным, активным в течение всей жизни.

Закон мысли. Степень совершенства каждого организма зависит от степени положительного мышления, положительности жизненного настроя.

Закон гармонии. Все части Вселенной (включая и человека) должны находиться в гармонии друг с другом и с природой. По отношению к человеку речь идет о вопросах выбора времени интенсивной физической и умственной работы, времени сна и отдыха, времени приема и условий приема пищи, состава пищи, выбора времени голодания и очищения организма, выбора типа мышления и ежедневного эмоционального настроя, выбор тактики по отношению к трудностям жизни. Те организмы, которые выходят из гармонии друг с другом или с природой, приходят к физическим и психическим заболеваниям.

Миллионы людей не только выходят из гармонии со Вселенной, но также входят во внутреннее противоречие в самом себе. Они ломают законы природы самопотворством своим желаниям и потом пытаются компенсировать закон, которым они уже пренебрегли, другим законом. На этом пути их жизни появляется масса противоречий, и тогда и внутренняя и наружная гармония невозможна.

6 ГЛАВА. Основные законы логики

6 ГЛАВА. Основные законы логики Логическая последовательность мышления, отсутствие противоречий и ошибок при определении понятий, употреблении суждений и прежде всего при выведении умозаключений достигается благодаря специальным правилам мышления. О них вы узнали в

Глава 8 ОСНОВНЫЕ ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ

Глава 8 ОСНОВНЫЕ ФОРМАЛЬНО-ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ Мышление как отражение объективного ми­ра в сознании человека протекает не хаотично, не стихийно, а закономерно. Это означает, что мысли находятся в объективной закономерной связи между собой. Логическая правильность

II. Основные законы душевной деятельности

II. Основные законы душевной деятельности Душа не просто воспринимает впечатления внешнего мира, как они доходят до нее, а реагирует на них многоразличными способами, в которых сказываются ее особенности и еще больше особенности ее целей. Главным образом следует отличать

Глава 4 Основные законы логики

Глава 4 Основные законы логики 4.1. Что такое закон тождества? Как мы помним, логика – это наука о формах и законах правильного мышления. В предыдущих главах книги говорилось о формах мышления: понятии, суждении и умозаключении. После знакомства с ними перейдем к

§ 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ

§ 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ МЫШЛЕНИЯ Законы мышления, относящиеся к отдельным логическим формам и операциям, будут рассмотрены в соответствующих главах. Здесь остановимся на основных законах формальной логики. К ним относятся законы: (1) тождества, (2) непротиворечия, (3)

Глава I. Основные формально-логические законы

Глава I. Основные формально-логические законы Основными в формальной логике считаются четыре закона — тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания. Они освящены многовековой традицией логической науки и играют важную роль в любом, в том числе

ТЕЛО И ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ

ТЕЛО И ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ Тело (Базовое Я) чувствует себя лучше всего, если мы пребываем в согласии с естественными законами питания, физических упражнений, дыхания, напряжения, отдыха, расслабления и равновесия. Эти правила нельзя нарушать в течение долгого времени, не

Законы Природы

Законы Природы …Разве не очевидно, что существует или, точнее сказать, должен существовать «Космический Разум»… действующий везде и во всем, даже на тех планах, которые все еще остаются для нас невидимыми и недоступными? А значит, существует План Действия, проявляющийся

«ОСНОВНЫЕ» ЗАКОНЫ

«ОСНОВНЫЕ» ЗАКОНЫ Еще одним логическим законом, имеющим долгую, хотя и довольно спокойную историю, является закон тождества.Внешне он самый простой из всех законов. Он говорит: если высказывание истинно, то оно истинно. Или: если А, то А. Раньше его передавали в форме: А = А.К

Законы природы

Законы природы Закон природы — это положение, которое выражает постоянное свойство или постоянную связь каких-нибудь явлений.Например, «ёжики колючие» или «силикон тонет в воде». Первая существенная черта закона природы — это его всеобщность. То есть, суждение «ёжик

§ 18. Основные законы чувственности. Пространство и время

§ 18. Основные законы чувственности. Пространство и время Познание предмета основывается (§ 17) на соотношении (Korrelation) чувственного и интеллектуального факторов. Чувственное содержание познания было определено как последнее многообразное (т. е. как многое и различимое),



* ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ПРАВА И ГОСУДАРСТВЕННОСТИ *

Законы природы и законы юридические

В. В. Залесский

Прежде чем переходить к обсуждению обозначенной проблемы, следует хотя бы кратко определить содержание термина «природа». Многочисленные дефиниции этого понятия, которые дают представители различных философских направлений, в основном сходятся. Выдающийся французский философ-материалист XVIII в. Поль Анри Гольбах полагал, что природа в широком смысле — «великое целое», все сущее, весь Мир как бесконечное многообразие его конкретных проявлений.

Законы природы определяют объективное взаимоотношение материальных и иных сущностей и формулируются исследователями на общем языке, которым они пользуются (в древнем Египте — один язык, в древнем Китае — другой и т. д.). Источники законов природы нам недоступны. Сами закономерности нельзя рассматривать как вечные и неизменные. Мы в состоянии раскрыть только обозначения. Но где? Наука, и не только наука, задумывалась над этим — где «прочитать»? Кто может просветить? На первых этапах развития знания значительная роль отводилась религии. Объективный идеализм Платона (V—IV вв. до н. э.), в частно-

Залесский Виктор Васильевич — заведующий отделом гражданского законодательства зарубежных государств, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

сти, состоял в том, что высший разум устанавливает вечные идеи и закладывает их в человеческие души еще до рождения человека. А души потом эти идеи припоминают. Вслед за Платоном арабский мыслитель XII в. Ибн Рушд (Авер-роэс) писал о едином, вечном и общем для всех интеллекте. По Платону все диктуется высшим разумом и, следовательно, нет места случайности. Близок к такому представлению был и Демокрит. Он считал, что никакой случайности быть не может: «Люди сотворили себе кумира из случая как прикрытия присущего им недомыслия». Высказываясь против Демокрита, Аристотель писал: «Уничтожение случая влечет за собой нелепые последствия. Есть многое, что совершается не по необходимости, а случайно…»

Таким образом, уже в те далекие времена обнаружились два направления понимания объективных закономерностей развития явлений. Исторически в сознании человека укореняется привычка видеть за вероятностями однозначные закономерности, логично сочетающаяся с нежеланием разглядеть вероятность в необратимых процессах. Жесткая предопределенность и абсолютная упорядоченность многими воспринимаются положительно, хотя это ведет к стагнации и полностью исключает какое-либо развитие. Среди предполагаемых нами взаимосвязей явлений мы стремимся на

первое место поставить конструкцию «post hoc, ergo propter hoc», хотя в действительности последствия могут быть вызваны различным сочетанием факторов. Юриспруденция стремится к предсказуемости и получению задуманного результата. Здесь появляется место для божественной предопределенности, но такая предопределенность не более чем фикция. И ведь на это обращено внимание даже в Библии: «…не проворным достается успешный бег, не храбрым — победа, не мудрым — хлеб, и не разумным — богатство, и не искусным — благорасположение, но время и случай для всех» (Екклесиаст, 9—11).

Объективность законов природы определяет относительную объективность законов общества как одного из феноменов природы, с учетом вероятностного характера развития отношений — сама вероятность и неопределенность — незыблемые закономерности мира и не только сугубо материального, но и духовного в широком смысле этого слова. Вероятностная форма причинности — основная ее форма. В любом процессе присутствуют элементы вероятности, неопределенности и связанной с этим необратимости. Это можно видеть на примере любого природного процесса и в развитии любого социального, в том числе в становлении, существовании и реализации, правоотношения. Можно ли быть абсолютно уверенным в успешном завершении сделки купли-продажи товара? Да, этой сделкой надо управлять (с обеих сторон), но флуктуация не исключается. Сделать эту простую конструкцию закрытой, с исключением управления, и она со временем развалится, деградирует, разупорядочится. Такая судьба ожидает и весьма крупные системы, в том числе государственные. Наглядный пример — Советский Союз, оказавшийся в определенной изоляции от внешних струк-

тур. Изоляция любой действующей системы останавливает поступление импульсов извне, отдает систему во власть разрушающих случайностей, толкающих систему по пути к беспорядку. «Человеческое общество представляет собой необычайно сложную систему, способную претерпевать огромное число бифуркаций, что подтверждается множеством культур, сложившихся на протяжении сравнительно короткого периода в истории чело-вечества»1. Почему прекратили свое существование древнеегипетское государство, государство инков или майя и др.? Вызванные природными и социальными явлениями бифуркации нарушили внутреннюю устойчивость системы, вместо которой возникли новые системы, отвечающие изменившимся условиям.

Для поддержания и тем более повышения степени упорядоченности, устойчивости системы необходимо ею управлять. Вот здесь-то и нужно, чтобы, прежде всего, система не была закрытой, изолированной, была бы открытой. Сама возможность осуществления управления предполагает существование различных вариантов, с необходимостью включая элемент случайности — чтобы управлять, надо иметь выбор из неопределенности. Принятие любого решения в правовой сфере, области правоотношений обусловливается выбором, который делается на базе оценки разнообразных факторов. То же самое можно сказать о нормотворческой деятельности, каким бы нормотворческим органом она ни осуществлялась.

Большое значение имеет возможность самоорганизации структур как в области природных явлений (например, образование острова в океане в результате извержения подводного вулкана), так и в сфере социально-экономических

1 Пригожин И, Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 2003. С. 276.

отношений (образование политической партии, например). Самопроизвольная организация — это самопроизвольное упорядочивание, самопроизвольный переход от беспорядка к порядку или, конкретнее, самопроизвольный синтез относительно простых структур в более сложно организованные. Для организации системы правоотношений саморегулирование принципиально важно. Однако самоорганизация и саморегулирование в праве не могут рассматриваться в целом как спонтанный процесс, имеющий место в природе — он происходит под упорядочивающим воздействием человека. Успешность правового регулирования зависит от его соответствия процессу саморегулирования общественных отношений. Только в этом случае из хаоса неопределенного числа отношений может возникнуть предусмотренный порядок.

В действующем гражданском праве серьезное внимание обращено именно на процесс саморегулирования, а основная задача нормативного, государственного воздействия сводится к установлению достаточно «просторных» рамок усмотрения субъектов правоотношения. Фактически происходит сокращение сферы воздействия гражданско-правовых норм, вместо которых получают распространение разнообразные кодексы корпоративного управления, корпоративного поведения, корпоративной этики и т. д. В нормах гражданского права им находят обоснование в правилах, дающих участникам правоотношения возможность действовать (и оценивать свои действия!) с позиций разумности и добросовестности (см., например, ст. 314 ГК РФ — «разумный срок»; соответствующие рекомендации содержатся в Принципах международных коммерческих договоров — восполнение недостающих условий договоров производится с учетом намерений сторон, характера и цели договора, добросо-

вестности и честной деловой практики, а также разумности).

Внедрение этических категорий, конечно, не ново и имеет давние традиции, опирающиеся на всевозможные «божественные» установления. Право всегда рассматривалось как минимум нравственности. Тысячелетние попытки внедрения этических категорий на основе «божественных установлений» не дали желаемого результата. Разве сократилось число убийств провозглашением заповеди «не убий» на Моисеевых скрижалях? Пришлось использовать меры карательного характера. Это еще один пример действия закона вероятностного, неопределенного характера развития событий.

Процесс развития любой сложной структуры, в том числе государственной или структуры правоотношений, проходит стадии упорядочения и разупорядочения, т. е. от беспорядка к порядку и наоборот. Поддерживать и тем более повышать степень упорядоченности системы нужно, управляя ею, а для этого система должна быть открытой. При этом система лишается «защитной оболочки», открывается доступ для дезорганизующих факторов, но открывается доступ для факторов управляющих. Наблюдение за работой промышленных предприятий, оказавшихся в изоляции, свидетельствует об их неизбежной деградации — они постепенно выпадают из системы правоотношений, связывающих их с поставщиками и потребителями, с кредитными институтами. Дело заканчивается возникновением беспорядка, что находит свое правовое выражение в банкротстве. Но за банкротством может последовать переход к упорядочиванию системы и восстановлению либо возникновению новой структуры в рамках вероятностных процессов. В настоящее время изучением этих сложных процессов занимается относительно новая наука — синергетика (от греческого

«син» — совместно, «эргос» — действие). Изучаются процессы самоорганизации, которые возникают в сложных системах в результате согласованного взаимодействия (кооперации) составляющих частей.

Один из существенных вопросов о предмете синергетики состоит в том, что считать «сложной системой». Каким должен быть уровень сложности? Первичной единицей в урегулированных правом общественных отношениях является правоотношение. И, пожалуй, каждое из них отличается определенной сложностью, будь это административное по поводу наложения и взыскания штрафа, гражданское из договора поставки либо уголовное — в связи с привлечением к ответственности за совершение преступления. Полагаем, что все приведенные примеры говорят именно о сложных системах, в которых содержится неопределенное количество элементов, появление или исчезновение которых в связи с вероятностным характером развития событий способно внести изменения в процесс самоорганизации и выдать неожиданный результат. Конечно, уровень сложности систем неодинаков и, следовательно, степень вероятности и неопределенности различна.

Возможность управления любыми процессами связана с возможностью прогнозирования их развития под действием управляющих факторов. Ныне научное обоснование таких прогнозов позволяет дать информатика. Как писал Норберт Винер: «Процесс получения и использования информации является ничем иным, как процессом нашего приспособления к случайностям внешней среды и нашей жизнедеятельности в этой среде»2.

Одним из важнейших среди известных законов природы является открытый в начале XIX в. французским ученым Сади Карно вто-

2 Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1954. С. 135.

рой закон термодинамики, первоначально предполагавший весьма узкую область применения, но затем раскрывший свое всеобщее значение в трудах Рудольфа Кла-узиуса, который в 1850 г. сформулировал второе начало термодинамики, а позднее (в 1865 г.) ввел понятие энтропии. Во второй половине XIX в. первое и второе начала термодинамики выступают уже в виде общих принципов, выходящих за рамки собственно термодинамики и распространяющихся также на область общественных отношений. Можно ли наблюдать действие этих принципов, а по сути, неких всеобщих законов в системе общественных отношений, в том числе, в правоотношениях?

Здесь необходимо очень кратко дать определения первому и второму началам термодинамики. Первое начало означает закон сохранения энергии в применении к термодинамическим системам, второе — определяет направление термодинамических процессов, не допуская передачу тепла от более холодных тел к более горячим. Второе начало представляет собой закон возрастания энтропии. Энтропия впервые введена в термодинамику для определения меры необратимого рассеяния энергии. Проявления энергии разнообразны. В связи с этим энтропия может иметь место в различных материальных системах. Так, существует информационная энтропия как мера хаотичной информации, связанная с вероятностью появления неожидаемых символов в процессе передачи сообщений. Энтропия, раскрытая в теории управления, есть мера неопределенности состояния или поведения системы в имеющихся условиях. Австрийский физик Л. Больцман доказал, что энтропия — это показатель неупорядоченности системы, она не может уменьшаться в замкнутых системах, т. е. в системах, не получающих внешней энергетической подпитки. Энтропия —

хаос, противостоящий порядку. Любая замкнутая система подвержена действию энтропии и постепенно приходит в состояние неупорядоченности. Энтропия применительно к управляемым системам является мерой неопределенности состояния или поведения системы в конкретных условиях.

Действие первого и второго начал термодинамики определяется вероятностными движениями внутри системы и выходом в окружающую среду. Рассматривая систему правоотношений как объективно существующее явление, порожденное упорядочивающей деятельностью общественного человека, мы должны признать, что эта система, как и природные системы, существует и развивается в рамках вероятностных движений ее составляющих, движений, подчиненных воздействию первого и второго начал термодинамики. Энтропия макросистем в праве, а таковых, по крайней мере, две — система законодательства (нормотворчества) и система наличных правоотношений — это не только мера их разупоря-доченности, но и мера нашего знания внутренней структуры макросистемы. Право выступает как один из антиэнтропийных рычагов воздействия на развитие общественных отношений. Право вынуждено все время заботиться о поддержании порядка, дабы избежать хаоса, свойственного подстерегающей любую сложную систему энтропии. Возможно ли наблюдать действие указанных принципов в системе общественных отношений, в том числе — в правоотношениях? Непосредственное действие вряд ли можно обнаружить, но в преобразованном виде, т. е. приобретшим особенности, вызванные спецификой сферы действия, безусловно. Необходимость упорядочения системы законодательства осознается в высших законодательных органах. Так, Председатель Комиссии Совета Федерации по методологии ре-

ализации конституционных полномочий СФ Г. Э. Бурбулис отмечает: «Законодательство сохраняет бессистемность — количество не отвечает качеству. Мы не научились синхронизировать федеральное законодательство с региональным, мы продолжаем принимать законы «заплатного» законодательства «.3

Развитие законодательства основывается на субъективной оценке законодателем необходимости правового регулирования некоего комплекса общественных отношений. При этом важно просчитать на перспективу вероятность желаемого воздействия и получения предполагаемого результата. Обращение к вероятностным закономерностям, свойственным любым процессам в природе и обществе, создает возможность решить многие практически важные задачи планирования, проектирования, управления в сфере общественных отношений. Случайность может работать, помогать находить оптимальные решения практически в любых ситуациях. Неограниченные возможности случайного поиска объясняются тем, что случай является источником всех и всяческих возможностей, включая такие, которые необходимы для отыскания оптимального решения в заданной ситуации. Как уже отмечалось выше, сама возможность осуществления управления предполагает существование случайностей: чтобы управлять, надо иметь выбор из ряда вероятных решений, из многих неопределенностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматривая системы правоотношений в отраслях права, следует руководствоваться также законом динамического равновесия, определяющим относительно гармоничное развитие отношений в природе и в обществе. Одной из фундаментальных закономерностей существования и развития природы и общества является максималь-

3 РГ. 2007. 10 марта. 2007 г.

ное использование возможностей бесконфликтного развития. Катаклизмы и конфликты, хотя и составляют неизбежный элемент движения материи и развития сознания, в историческом плане представляются достаточно редкими, чрезвычайными событиями, реализуемыми вследствие вероятностных, плохо охватываемых предвидением явлений. Одной из форм относительно бесконфликтного развития, в которой, в частности, реализуется действие закона динамического равновесия, является договор. Термин «договор» в своем глубинном значении обозначает объективно необходимую гармонию интересов в природе и обществе. В человеческой практике действие закона динамического развития проявляется через категорию согласования (в гражданском праве, в международном праве и т. д., и не только в праве). Широкое понятие согласования получает выражение через более узкие категории договора, пакта, контракта, приобретающие свойства формализованности. Применительно к природным явлениям термин «договор» и содержащееся в нем понятие не получают буквального толкования. Тем не менее, и в природе мы наблюдаем явление, подобное договору в нашем современном «человеческом» понимании.

Законодательное регулирование определенного круга общественных отношений всегда преследует конкретную цель, достижимость которой обусловлена многими факторами, порой упускаемыми из виду (субъективный момент законотворчества). Многие же обстоятельства вообще не могут быть сознательно приняты во внимание из-за чрезвычайной сложности взаимодействия неопределенной множественности и разнообразия взаимодействия элементов системы. В глобальном плане связь между элементами системы общественных отношений, включая их правовое регулирование, является достаточ-

но эффективной. Процесс формирования и существование этой связи характеризуются ее устойчивостью, а, с другой стороны, наличием неустойчивости из-за происходящих в общественных отношениях флуктуаций. Конкуренция между устойчивостью и неустойчивостью определяет порог равновесного существования системы. Неустойчивость может быть вызвана наличием бифуркаций, т. е. приобретением динамической системой нового качества. Вероятностный характер явлений в любой природной или социальной среде обусловливает неустойчивость системы, но вместе с тем является безусловным условием ее развития.

Система правоотношений не относится к разряду природных, но подчинена тем же закономерностям, что и природные системы, такие, например, как сосуществование живых существ в замкнутом водоеме. Поэтому важно в процессе исследования права и правоотношений не ограничиваться только антропологическим аспектом проблемы, как это делают многие авторы, обращающиеся к философии права. Так, А. Ф. Закомлистов основное внимание относительно процессов правотворчества уделяет деятельности человека, видя одну из задач своего исследования в том, чтобы дать «социально-антропологическое истолкование юридического через феномены правонарушения и юридической ответственности»4 . Вместе с тем отдельные высказывания упомянутого автора указывают на то, что естественнонаучный подход к делу не исключается при анализе юридических категорий. А. Ф. Закомлистов пишет: «…социальная философия становится продолжением того типа научности, который сложился в естествознании»5 . Можно предположить, что

4 Закомлистов А. Ф. Юридическая философия. СПб. 2003. С. 37.

5 Там же. С. 23.

автор не отказывается от признания существования природных закономерностей, решающим образом влияющих на развитие социальных процессов, включая формирование права. Но, как в работе А. Ф. Заком-листова, так и в других трудах по философии права (например, в капитальных произведениях В. С. Нер-сесянца6), упор делается на исследование социальной сущности права, его происхождения и развития исключительно в связи с «человеческой» сущностью этого феномена. Взаимосвязь и обусловленность объективными законами природы не рассматриваются.

Такая позиция была по крайней мере оправданна во времена господства креационистских взглядов. В основе креационизма лежит представление о неизменности раз и навсегда данных соотношений явлений; все предопределено неким первичным актом творения, любые изменения в развитии и соотношении явлений возможны только по воле некоего верховного существа, управляющего всеми событиями на

6 См., напр.: Философия права. М., 1997.

земле, включая деятельность человека. Эволюционистские теории исходят из представления о постоянном изменении окружающей среды под влиянием самопроизвольно развивающихся факторов. Развитие права, принятие новых законов и иных нормативных актов определяются потребностями совершенствующегося общества. В связи с этим возникает вопрос об эффективности конкретного закона, о том, какие случайные события могут быть обусловлены вступлением его в действие. Слишком расточительно и в материальном, и в нравственном аспектах создавать законы по методу проб и ошибок, слишком велико значение субъективного фактора. Но в наше время есть возможность свести к минимуму негативные возможности субъективизма в области законотворчества. Оценка вероятностных последствий и, в связи с этим, определение направления разработки конкретного нормативного акта ныне облегчаются использованием методики относительно недавно возникших научных направлений — кибернетики, информатики, синергетики.

Естествознание, 10 класс

Урок 23. Наиболее общие законы природы. Законы сохранения

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

  • В чем смысл закона сохранения энергии;
  • Какие виды энергии существуют;
  • В чем смысл закона сохранения импульса;
  • Что такое момент импульса;
  • Как проявляется закон сохранения момента импульса.

Глоссарий по теме:

Энергия (от др.-греч. ἐνέργεια — действие, деятельность, сила, мощь) – это универсальная мера различных форм движения и взаимодействия. Энергия — это характеристика состояния тела или системы тел, зависящие от параметров состояния, её изменение определяется работой.

Работа – физическая величина, характеризующая количество энергии, переданной или полученной системой путём изменения её внешних параметров.

Кинетическая энергия — характеризует движение тела. Это векторная физическая величина. Она равна нулю, когда тело неподвижно.

Потенциальная энергия – это энергия, обусловленная взаимным расположением тел и характером их взаимодействия. потенциальная энергия всегда характеризует тело относительно источника силы (силового поля). Например, потенциальная энергия гравитационного поля, электромагнитного поля, упругая деформация и др.

Внутренняя энергия — энергия, зависящая от его внутреннего состояния. Включает кинетическую энергию теплового движения микрочастиц (ядер, атомов, молекул, ионов и т.д.) и энергию их взаимодействия. Внутренняя энергия зависит от массы тел, от температуры тел, а также от того, в каком агрегатном состоянии они находятся. Внутренняя энергия тела изменится, если его деформировать или размельчить. Однако она не зависит от того, обладает тело механической энергией или нет.

Замкнутая система – идеализированная модель системы тел, для которой равнодействующая внешних сил равна нулю. Например, Замкнутая система в механике может быть определена как такая система тел, на которую не действуют внешние силы, либо действия этих внешних сил на тела системы полностью скомпенсированы.

Закон сохранения энергии — фундаментальный закон природы, в замкнутой системе тел полная энергия не изменяется при любых взаимодействиях внутри этой системы тел. Закон накладывает ограничения на протекание процессов в природе. Природа не допускает появление энергии ниоткуда и исчезание в никуда.

Импульс – векторная величина, равная произведению массы тела на скорость его движения, иногда называется количеством движения.

Закон сохранения импульса — для замкнутой системы внешние силы отсутствуют и таким образом импульс замкнутой системы сохраняется, т.е. остаётся неизменным со временем.

Закон сохранения момента импульса: момент импульса замкнутой системы сохраняется, т. е. не изменяется с течением времени; или импульс системы материальных точек сохраняется, если система замкнута или если сумма моментов всех внешних сил, действующих на систему, равна нулю.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

Электронные ресурсы:

Альберт Эйнштейн, Леопольд Инфельд «Эволюция физики. Развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантов» // электронный доступ: https://elementy.ru/bookclub/chapters/430770/III_Pole_i_otnositelnost

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Анализ закономерностей природы позволил выделить Всеобщие законы, которые проявляются на всех уровнях её организации. Эти законы оказываются справедливыми для всех явлений и процессов. Они не зависят не только от людей, но и от систем отсчёта (т.е. они инвариантны), что означает их объективность. Поиск законов – это поиск наиболее объективного, наиболее соответствующего природе способа выражения знаний человека о мире.

К наиболее общим законам природы относят законы сохранения.

Закон сохранения энергии.

Понятие энергии встречается во всех естественных науках.

Энергия – это универсальная мера различных форм движения и взаимодействия. Энергия — это характеристика состояния тела или системы тел, зависящая от параметров состояния, её изменение определяется работой.

Открытие закона сохранения энергии приводят все знания о природе в единую систему. Все наши знания, представления о физических, химических, биологических и др. процессах. Универсальность этого закона позволяет объединить различные виды энергии (механическую, электромагнитную, тепловую и т.д.).

Суть закона сохранения энергии состоит в том, что энергия любого вида может передаваться от одного тела другому или превращаться из одного вида энергии в другой, притом так, что в процессах передачи и превращения энергия бесследно не исчезает и не возникает из ничего.

Если мы представим себе систему, которая не взаимодействует с окружающей средой, т.е. не получает энергии извне и не отдаёт свою энергию, то можно говорить, что энергия этой замкнутой системы останется неизменной. В природе отсутствуют системы, которые совершенно не взаимодействуют с окружающей средой — природные системы являются открытыми. Однако любая природная система является частью системы более высокого уровня. Поэтому закон сохранения энергии оказывается справедлив и в этом случае.

Закон сохранения механической энергии — частный случай фундаментального закона сохранения энергии:

Eм = Ep + Ek = const

При этом различают кинетическую и потенциальную энергии. Они могут переходить друг в друга. Примером может служить движение маятника. Механическая энергия является суммой этих двух видов энергий. Не сложно предположить, что если маятник оказался бы замкнутой системой, его движение было бы бесконечно. Однако взаимодействуя с окружающей средой, часть энергии переходит во внутреннюю энергию. Так, если присутствуют силы трения или произойдёт неупругий удар, тела могут нагреваться, т.е. механическая энергия переходит в тепло (внутреннюю энергию движения частиц). Внутренняя энергия также может переходить в механическую, что происходит, например, при движении живых организмов и при работе тепловых двигателей.

Помимо тепловой, электрическая, химическая и ядерная энергии — это виды внутренней энергии, которые вносят вклад в общее содержание энергии в веществе. Так в лампе накаливания можно наблюдать переход электрической энергии в тепловую. Электродвигатель преобразует энергию электромагнитного поля в механическую. Энергия химических связей может высвобождаться в форме тепловой энергии, например при горении. Энергия ядра в атомных реакторах преобразуется в тепловую.

На фундаментальном уровне, таким образом, любую энергию можно в итоге свести к кинетической энергии частиц вещества и энергии фундаментальных полей.

Напомним, что обмен энергией с окружающей средой является одним из необходимых условий существования всего живого.

Закон сохранения импульса

Помимо энергии есть ещё одна характеристика вещества и поля – импульс. Впервые этим термином описал движение Рене Декарт. Импульс он определил как количество движения. Действительно, не всегда описание движения скоростью, ускорением и т.п. удобно. Так, например, при торможении поезда и велосипеда, двигающихся с одинаковой скоростью, тормозной путь будет больше. Согласитесь, что только скоростью это объяснить нельзя. Здесь важно учитывать и массу.

Величина равная произведению массы и скорости тела называется импульсом:

Это величина векторная. И её вектор направлен в том же направлении что и скорость.

Введение импульса действительно оправдано. Ведь он у тела никуда не девается, импульс сохраняется. Иллюстрацию этого можно наблюдать на примере маятника, называемого колыбелью Ньютона.

Согласно закону сохранения импульса, импульс замкнутой системы остаётся неизменным (p = const). Он может измениться только при действии внешних сил.

Импульс всегда связан со взаимодействием. Так внутренняя энергия не может изменить импульс системы. Т.е. вытаскивание себя из болота за волосы, как предлагал Мюнхгаузен, дело бесперспективное.

С другой стороны, тогда бы и ракета не смогла бы двигаться в безвоздушном пространстве космоса, попросту не от чего «оттолкнуться». В этом случае важно учитывать векторную сумму импульсов тел нашей замкнутой системы. Если появляется импульс, то тело начнёт своё движение, чтобы скомпенсировать его, при этом в противоположную сторону. Так воздушный шарик с воздухом изначально имеет нулевой импульс. Тогда, согласно закону сохранения импульса, выпуская воздух, система всё равно должна сохранить своё нулевое значение. Воздух, вырываясь с определённой скоростью, компенсируется движением шарика, в противоположном направлении воздушной струи.

Закон сохранения импульса можно наблюдать не только на примере движения животных, таких как кальмар, осьминог и др. Похожее реактивное движение используется и в космических ракетах. Разогретый газ, вырывающийся из сопел, является «опорой», для ракеты.

Заметим, что фундаментальные поля тоже характеризуются импульсом и при взаимодействии с веществом могут приводить его в движение

Закон сохранения момента импульса

При вращательном движении аналогом импульса тела поступательного движения, будет выступать момент импульса тела относительно оси. Эта величина зависит от того, сколько массы вращается, как она распределена относительно оси вращения и с какой скоростью происходит вращение. Ярким примером закона сохранения момента импульса является раскрученный волчок (юла). С точки зрения этого закона можно рассматривать вращательное движение планет вокруг Солнца. В этом случае, момент импульса будет высчитываться по формуле:

Не сложно сделать вывод, что поскольку масса, радиус и скорость не меняются, то и момент импульса останется неизменным ().

В случае движения тел по эллиптической орбите, закон сохранения момента импульса останется справедливым. В этом случае момент импульса будет выражаться следующим образом:

α — угол между вектором скорости тела и направлением на Солнце.

Следуя закону сохранения импульса, подлетая к Солнцу, например комета, будет ускоряться, т.к. радиус становится меньше.

Закон сохранения момента импульса наглядно проявляется, в гимнастических упражнениях, спортсмены совершают вращательные движения. Сжимаясь и распрямляясь, спортсмен заметно изменяет скорость своего вращения.

Момент импульса системы тел определяется как сумма моментов импульса каждого из тел.

Этот закон справедлив и в микромире, При этом важно отметить, что все частицы обладают моментом импульса, что свидетельствует о том, что им свойственно и движение «вокруг своей оси». Эту характеристику частиц обозначают спином.

Закон сохранения момента импульса справедлив не только для замкнутых систем, но равноправен и в тех случаях, когда внешние силы направлены к центру. Например, попробуйте остановить колесо велосипеда, действуя только на ось его вращения.

Вывод:

Законы сохранения импульса, момента импульса, энергии отражают общий принцип сохранения материи и движения, служат доказательством существования всеобщих взаимосвязей в природе. Объективность законов природы, их общность приводит к выводу о единстве законов природы, что подтверждает единство природы в целом.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля:

Задание 1.

Выберите один ответ:

Что произойдёт, если дети на раскрученной карусели одновременно переместятся ближе к центру?

Скорость вращения карусели увеличится;

Скорость вращения карусели уменьшится;

Скорость вращения карусели останется неизменной;

Ответ: Скорость вращения карусели увеличится

Пояснение: В соответствии с законом сохранения, момент импульса замкнутой системы останется неизменным L=const. Поскольку момент импульса связан с массой, скоростью и радиусом (L= m∙v∙r), то несложно оценить, что при неизменной массе, но при уменьшающемся радиусе, величина скорости увеличивается, что мы и можем наблюдать в примере

Задание 2.

Почему в действительности Мюнхгаузен не мог вытащить за волосы себя из болота?

А) Плечо силы было бы недостаточно;

Б) Момент сохранения момента импульса применим только для замкнутых систем, каковой человек не является;

В) Для изменения импульса замкнутой системы необходимо, чтобы произошло взаимодействие с другим телом, т.е. «нужно от чего-нибудь оттолкнуться»;

Ответ: В.

Пояснение: Импульс всегда связан с взаимодействием. Внутренняя энергия не может изменить импульс системы. Т.е. вытаскивание себя из болота за волосы, как предлагал Мюнхгаузен, дело бесперспективное.

Жить по законам природы

Сегодня об экологических проблемах наслышаны практи­чески все. Но для большинства они сводятся к не­приятностям, связанным с загрязнением воздуха, воды, земли. Экологическая грамотность и соответствующее поведение лю­дей — до сих пор понятия для многих абстрактные, да­лекие от реальной жизни. Как сделать их неотрывными от повседневного быта каждого человека? Внештатный советник главы администрации Урванского муниципального района по вопросам окружающей среды и природных ресурсов, политолог Николай Урусов убеждён, что для этого нам нужна новая нравственность. С ним наша дальнейша беседа.

— Николай Мухтарович, скажите, как сегодня жить человеку в той среде, где он обитает, не разрушая её?

— Раньше человек влиял на природу так, что она достаточно быстро себя восстанавливала. Заметные изменения происхо­дили на протяжении многих поколений, и человечество успева­ло к ним приспособиться, и при­рода успевала «оправиться» от потрясений. Теперь же цивили­зация стала настолько могучей, что за жизнь одного поколения условия жизни и обитания чело­века меняются качественно. Бу­дучи школьником, прекрасно по­мню, как в Черной речке с дру­зьями вылавливал раков, явля­ющихся индикатором чистой воды. Теперь они не только ис­чезли, но и человеку небезопас­но искупаться в этой речке.

— Неужели мы совсем не уме­ем помогать природе?

— Пока да, почти не умеем. Суть в том, что разрушается са­мое главное — потенциал восста­новления, возможность регуляции самой природой её есте­ственных процессов. Раньше мы могли пить сырую воду из колод­ца, родника и из-под крана. Сей­час это делать не всегда можно. И так во всем.

— Почему сложилась такая ситуация?

— Во многом процессы эти закономерны. В чем трагедия цивилизации? Есть экономика: нужно давать людям все больше продуктов, одежды, машин и т. д. Результа­ты экономической деятельности мы наблюдаем уже сегодня, сей­час. Эти сиюминутные предпоч­тения определяли развитие че­ловека на протяжении тысячеле­тий. Они веками работали «на се­годня». Конечно, опыт приводит и к мудрости: даже в холодную зиму крестьянин хранил до вес­ны посевной материал. Но это скорее исключение. В принципе человек не привык думать о зав­трашнем дне. Если мы хотим вы­жить, то сейчас об этом не ду­мать нельзя.

Отсюда возникает новое представление об экологии — науке о том, что представляет собой дом, в котором мы живем, и как нужно вести себя в этом доме. Увы, сегодня представление чело­века о своем месте в природе пока мало чем отличается от тех, которые имели люди, жив­шие тысячелетия тому назад.

— С чего должно начинат­ься это знание? Наверное, об­ретать его надо «с колыбе­ли»?

— Конечно. Давайте рассуж­дать просто. Как ведет себя лю­бая мать, когда малыш подрастает и начинает бегать по квартире? Она говорит ему: этого трогать нельзя — можно сломать, испортить. Точно так же человек должен привить своему ребен­ку первоначальные навыки жиз­ни в окружающем мире: не рви цветок, не бросай на пол мусор, убери грязь за собой, не разру­шай муравейник.

Маленький человек приходит в детский сад. И здесь надо его учить, но уже по-другому. Воспи­тание должно быть показатель­ным, эмоциональным: «Посмот­ри, какие цветы — разве их мож­но топтать? Посмотри, какое де­рево, и знаешь, оно ведь еще нужное, полезное». Я знаю мно­гих учителей района, которые делают это блестяще — гораздо лучше, чем я могу об этом рас­сказать. Повторю: сначала ну­жен уровень табу, затем уровень восприятия и уже потом — осмысление. Ребенок проходит путь от эмоции к мысли.

Когда эмоциональное восприятие освоено, когда дети почувствовали суть разумного бытия человека в природе — тогда им захочется понять это, учиться этому. И в старших классах уже нужно будет изучать экологию как предмет. Пойдем дальше, на уровень высшего образования. Мы учим математику, физику, геологию. А зачем? Чтобы жить в доме под названием Земля и правильно распоряжаться ре­сурсами, которыми она нас обес­печивает. Беда в том, что мы учим многому и совсем непло­хо, но это лоскутные знания. Художник, со­здающий картину, должен сначала положить грунт — иначе краски не будут держаться. Так и эко­логия должна связывать все предметы, все знания в единое целое. Иначе у человека исчез­нет общее представление о мире.

— Как вы думаете, сколько у нас экологически грамотных людей?

— Ничтожный процент, доли процента. Взять хотя бы пробле­му загрязнения наших рек и род­ников. Население, живущее в от­дельных селах района, поймы рек и водоемов превратило в места несанкционированного складирования навоза и быто­вых отходов. Какой же ты пода­ешь пример будущему поколе­нию? Вот она, наша экологичес­кая грамотность.

Мы слишком быстро забыли, каким бережным отношением к земле, воде славились наши предки. Пока историческая ле­топись свидетельствует: «Черкесия — очень красивая и хорошая страна, с многочисленными рав­нинами, холмами и горами, ле­сами и источниками, из которых вытекают прекрасные ручейки».

Тысячи лет реки нашего района несли голубые струи чистейшей воды, и чистота их оберегалась нравственным отношением людей к природе. А что сейчас? Безнравственность. У наших предков глубина любви к родно­му уголку была столь велика, что даже изгнанники, нарушавшие общественный порядок, возвращались, чтобы издали полюбо­ваться своей землей. Ценность природы нравственно чтилась, и человек относился к ней, как к живому существу. А ведь люди тогда не имели диплома о выс­шем образовании, но они, несомненно, знали и понимали, что на варварское отношение природа ответит человеку бесплодием, истощением, погубленной кра­сотой. Нам нельзя забывать, что природа обогащает ум и открывает тайны жизни.

— Сегодня нередко звучат мысли о том, что требуется четкая программа в области образования по проблемам взаимодействия человека с окружающей средой.

— Острая необходимость в экологическом образовании обусловлена жизненной необходимостью дать воз­можность каждому человеку реализовать свое мировоззре­ние, опираясь на накопленные знания. Из поколения в поко­ление по традиции передава­лась необходимость бережного отношения к природе и умение заботиться о ней. Но, к сожалению, часть на­селения не опирается на исто­рические и культурные тради­ции. О какой опоре можно го­ворить, когда даже взрослые могут поднять незаконно руку на дерево, загадить землю, воду, с большим азартом тра­вить рыбу, забить дичь.

Вы обратили вни­мание, как каждый год весна обнажает наше преступное от­ношение к земле. Окрестнос­ти города, поселении района захлам­лены горами мусора. Этим старшие показывают неблаго­видный пример детям, кото­рых порой они заставляют вы­возить и сваливать мусор в пой­мах рек.

Просто не укладывается в сознании, как можно стоять в стороне, когда руководство рай­она объявляет месячник по бла­гоустройству, вкладывает боль­шие средства на ликвидацию свалок, а значительная часть населения относится к этому безразлично.

Нужно жить нужно по законам природы. В противном случае — это цинизм, который ничем нельзя оправдать.

— Скажите, что на ваш взгляд, непременно должно войти в новые «законы приро­ды», определяющие вза­имоотношения человека с природой.

— Не порть природу, сохрани её способность к саморегуля­ции. Прислушивайся к тому, о чем говорит наука. Я убежден: экология в самом широком зна­чении этого слова станет самой фундаментальной наукой нашего столетия. И от запове­ди, которая хорошо нам извест­на, «Не убий» мы за­кономерно придем к заповеди «Не убий природу». Хотя в сущ­ности это одна и та же заповедь, но на разных витках развития и бытия человека разумного. Я по природе своей оптимист и с пол­ной уверенностью могу сказать, что на экологической основе бу­дет возрождаться интернацио­нализм. Потому что природа — единый дом всех народов и не разобщает людей по националь­ному признаку, а напротив, со­единяет их вопреки всему. В на­ступившем столетии партии зе­леных начнут подниматься во всем мире. Будут создаваться экологическая армия и экологи­ческая полиция. За ущерб при­родной среде страны будут под­вергаться международным сан­кциям. Идеи экологизма захва­тят мир, как идеи коммунизма в начале 20-го века.

— Николай Мухтарович, а когда настанет это время?

— Трудно сказать, вычислить, когда мы станем беречь природу, себя не только из-за страха потерять рубль, должностное место или свободу, но исходя из понимания смысла бытия и развития, понимания того, что творим, к чему катимся, когда будет выгодно и нравственно не губить и разорять, а беречь и умножать. Этим нужно переболеть, а для этого требуется время. На своей земле надо быть радушным хозяином, а не хищником, не оставляющим живых следов потомству.

Мы, как это ни парадоксально, воры и убийцы природы. А пора бы стать безвредными по отношению к ней. Природу надо любить всем миром. Ведь ни деньги, ни имущество не спасут нас, если мы так варварски и дальше будем относиться к ней.

Я уже много лет занимаюсь вопросами экологии, раньше на госслужбе, а после выхода на пенсию еще и на общественных началах. Дело в то, что и сегодня я не смог оставаться на стороне когда по всей республике, в том числе и в нашем районе ведется большая работа по благоустройству поселении и санитарной очистке прилегающих к ним территории. Я альтруист и моя работа в настоящее время не измеряется рублями, но для меня важно жить по совести и своим умом. И в заключении хотелось бы сказать словами Махатма Ганди «Сначала вас не замечают, потом над вами смеются, потом борются с вами. А потом, вы побеждаете». Думаю, что когда до каждого из нас дойдет осознание того, что свой дом нужно не только содержать в чистоте, но и беречь его, то наступит время экологического благоденствия. Самое главное чтобы не было слишком поздно. Поэтому каждый житель, по крайней мере, нашего района, уже сегодня должен проявлять в этом вопросе активную гражданскую позицию. Сегодня долг человека – остановить беду, остановить экологический кризис, остановить тех, кто живет не завтрашним днем, а логикой сиюминутного интереса.

Вел беседу Л.Алимов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *