40 сорок

«Продли Бог веку на сорок сороков» – русская пословица

Число 40 образовалось не по правилам количественных числительных, ведь после «двадцать», «тридцать» должно бы следовать «четыредцать»,но люди почему-то придумали «сорок».

Истинное значение этого странного мифологического термина давным-давно забыто. Попробуем до него докопаться. Но вначале придётся вспомнить, какой смысл вкладывают в словосочетание «сорок сороков» современные исследователи.

По их учёному мнению

«Сорок сороков» – это число, имеющее неопределённо большое значение, подобно словосочетанию «тьма тьмущая». Или это «сорок раз по сорок», то есть число 1600. Кто-то предположил, что это нестандартная, неизвестно откуда появившаяся система счёта сороками. Были фантазёры, полагавшие, что число «сорок» служило для обозначения мешка, в котором умещалось 40 шкурок пушного зверя (соболя, белки, куницы), или даже большой рубахи! Мол, «сорок» – это мужской род от слова «сорочка», в смысле «исподняя рубашка». То есть «один сорок» – это один мешок (или рубаха) с четырьмя десятками шкурок.

Некоторые исследователи склонны считать, что выражение «сорок сороков» обозначает церковное объединение. Ведь его употребляли и для обозначения количества храмов в Москве, несмотря на то что такого количества церквей в Москве не было за всю её историю, даже если считать не только храмы, но и престолы храмов. У В. Даля читаем: «По преданию, в Москве сорок сороков церквей (1600), но их только около тысячи, а разделены они по сорокам на староства или благочиния, хотя в сороке и менее сорока церквей».

От Ноева потопа до наших дней

А теперь давайте обратимся к древним библейским текстам. Потоп продолжался 40 дней и 40 ночей; Иисус 40 дней провёл в пустыне; 40 лет странствовал народ во главе с Моисеем по пути в Землю обетованную; 40 дней провёл Моисей на горе Синай, прежде чем получил Скрижали Завета; 40 дней продолжается Великий пост; 40 дней – срок, который минул между Воскресением и Вознесением Иисуса, и т. д.

Вот ещё несколько примеров. Запрещённых видов работ у иудеев в шаббат (субботу)ровно 40, но исполняется только 39, так как последняя работа – созидание (сотворение мира) – доступна только Богу.При наказании бичеванием в Иудее назначали 40 ударов. На 40-й день после смерти душа человека до Страшного Суда в загробном мире отправляется в рай или в ад.Сороковины– большие поминки по усопшему, упокойная память, молитва в 40-йдень. Считается, что в сороковины покойник последний раз трапезничает в родном доме. У мусульман сороковина – это ежегодная религиозная подать, составляющая сороковую часть наличного имущества.

Мифологический термин «сорок» прочно вошёл в литературу и быт всех народов Земли. Например, в России бочка, вмещающая 40 вёдер, называлась мерной, а 1/40 часть ведра (250 мл) называлась»сороковка», сороковик– безмен, взвешивающий до 40 фунтов, то есть один пуд, сорокобратчина – застольное товарищество, сорокобарщина – бестолочь от многоначалия.

Не менее характерна символика числа 40 в архитектуре. Например, купол храма Святой Софии в Константинополе (Стамбуле) имеет 40 окон, расположенных по кругу. Знаменитый Баальбекский храм в Ливане имеет40колонн (столько же колонн имели и некоторые храмы древнего мира). Считается, что в империи инков было40провинций, а единицей переписи населения – число40. Знаменитое предместье Бахчисарая в Крыму называлось «Сорок Святых» (Кырк Азислар).

Непрекрасная незнакомка

Так откуда же сорок, а не «четыредцать» или, как в словаре Даля, четыредесять?

Прежде чем изложить свою гипотезу, ставшую результатом размышлений, расчётов, анализа общеизвестных и общепризнанных фактов, которые могли бы пролить свет на историю возникновения библейских мифов и легенд, я хотел бы напомнить читателю о том, что библейские тексты – это вполне научная, хотя и своеобразно изложенная («смотрел и не видел, читал и не понял»), опоэтизированная история Земли и её народов, тесно увязанная с учением о «комете-возмездии».

С незапамятных времён европейским астрономам была известна версия древних шумеров, согласно которой между Марсом и Юпитером проходит орбита неизвестной планеты, имеющая очень большой период обращения, но доказать факт её существования не удавалось никому. И вот в 1766 году немецкий математик Даниель Тициус установил странную эмпирическую закономерность для известных уже планет Солнечной системы. Оказалось, что средние расстояния планет от Солнца (в ас. ед.) подчиняются определённому математическому правилу и составляют математический ряд. Позже Иоганн Элерт Боде популяризовал это правило, и оно получило название «правило Тициуса – Боде». В 1781 году Уильям Гершель открыл планету Уран, орбита которой проходит на расстоянии 19,2 ас. ед. от Солнца, в точном соответствии с математическим рядом Тициуса. Тогда учёные обратили внимание на огромную брешь между орбитами Марса и Юпитера. И вспомнили версию шумеров.

Поисками «таинственной незнакомки» занялся международный «отряд небесной полиции». Результатом стало открытие, но не планеты, а целого пояса малых планет – астероидов. И пояс этот располагался точно на том расстоянии, где согласно правилу Тициуса – Боде должна была проходить орбита неизвестной планеты. К сожалению, в то время предположение немецкого астронома Генриха Ольберса, будто пояс астероидов образовался в результате взрыва этой планеты, было признано ошибочным, и на самом факте её существования поставили точку.

В наше время к этой теме вернулись, уже публикуются версии, что раскололась планета в результате столкновения с гигантской кометой… А вот древние шумеры знали о ней и называли «планетой-возмездием», знали, что период её обращения чуть более 4008 лет, что у неё сильно вытянутая эллиптическая орбита, наклонённая к плоскости эклиптики под углом приблизительно в 45 градусов. Каждые 40 столетий она дважды, с интервалом в 104 года, обогнув Солнце, пересекает пояс астероидов. Считается, что движется «планета-возмездие» в огромном облаке метеорных тел, удалённых от неё на значительное расстояние. При пересечении орбиты Земли облако это накрывает нашу планету. Вот почему его появление на ночном небосклоне несёт с собой вселенский ужас глобальных земных катастроф – кару Бога за грехи людей.

Древним грекам были известны даты трёх парных катаклизмов, связанных с появлением этого небесного тела в Солнечной системе: 9612 и 9508 гг. до н. э. – гибель Атлантиды, 5604 и 5500 гг. до н. э. – т.н. сотворение мира; 1596 и 1492 гг. до н. э. – Критская катастрофа.

Трижды святой день Шакьямуни (Будды) – день рождения, озарения и смерти, произошедший в день майского полнолуния, – расставляет временные вехи трёх катаклизмов и определяет временной промежуток между ними в 40 столетий, в масштабе год за век. Как известно, Шакьямуни умер в день своего рождения в возрасте 80 лет. Его озарение, то есть начало проповеднической деятельности, произошло также в день его рождения, совпавший с днём майского полнолуния, в возрасте 40 лет (0 – 40 – 80).

Мера времени

Так вот, «сорок»образовано от слова «срок», которым обозначался урочный срок появления «кометы-возмездия», период обращения которой составлял 40 столетий(точнее, 4008 лет). То есть выражение «сорок сороков» дословно обозначало » срок сорока столетий». Проще говоря, мифологический термин»сорок сороков»(«срок сроков»)обозначал время очередной глобальной космической катастрофы. Вспомните, что «сорочка» – это чистая белая рубаха, которую надевали перед смертью. В православной христианской традиции воинам перед смертельным боем полагалось надевать чистое исподнее бельё. То есть число 40 представляет собой меру времени, одинаково важную для всех жителей Земли. Кстати, в венгерском и словацком языках число 40 обозначается словом, очень близким по звучанию к русскому»мера» (meru, мero). А от греческого quaranta (досл. «сорок») образовались слова гарантия и карантин, который во время эпидемий чумы и оспы накладывался на40дней. По указу Стоглавого собора Русской Православной церкви, принятому в 1551 году, все московские приходы образовывалисемь благочиний,которые назывались «сороками»: Замоскворецкое, Ивановское, Китайгородское, Кремлёвское, Никитское, Пречистенское и Сретенское (семь– также сакральное число, которое означало семь полных индиктионов, составляющих период обращения «кометы-возмездия»). Таким образом, 40 – это ещё и церковная административно-территориальная единица Святой Руси.

В настоящее время в разговорной речи выражение «сорок сороков» почти не встречается, но в ХIХ веке оно было употребляемым. И ещё напомню, что в кириллице число 40 обозначалось буквой «М» (мыслете), будто специально для того, чтобы мы задумались о значении этого слова.

Михаил Бударин

В ту пору в строй вошла прямая дорога от Иркутска до южной оконечности Байкала к станции Култук.

Два раза в сутки ходил местный поезд до истока Ангары по старой дороге. Отсюда мы хотели добираться до Иркутска.

Хозяйка буфета посматривала на нас с состраданием, наблюдая, как мы с неистребимым студенческим аппетитом уплетали борщ и гуляш, смаковали шампанское.

Это можно было себе позволить, ибо лесные блуждания, пища из рябчиков, беличьих задков и всего прочего съедобного в лесу сэкономили нам достаточную часть стипендии.

Более того, мы добыли почти сотню белок, пока добирались от Олхи до Байкала.За соседним столиком сидел благообразного вида дед и тоже внимательно следил за нами. Когда нас почти сморило после обильной еды и Александр начал поклевывать носом, дед подошел, поздоровался с нами.

— Небось, студенты? Охотоведы?

— Да. А как Вы определили?

— Это просто. Взяли бутылку «газировки», а осилили с трудом. И на понягах топоры привязаны, изготовленные по Пониной выучке. Охотоведы! Геологи, те покрепче будут, выйдут из леса — весь стол бутылками заставят. Да и они только с рюкзаками ходят. Чадят, дым столбом, и ножи казенной выделки. А у вас наш, таежный, но видно, что сами городские. Вот так-то, и у нас свои Шерлоки Холмсы имеются.

— Вот тебе и дед! Конан Дойла читывал!

— И как там наш Поня?

Читайте материал «С лайкой на медведя: почему не все лайки становятся медвежатницами»

Хотя мы и знали, что речь шла о нашем преподавателе Пантелеймоне Иннокентьевиче, все равно переспросили, кто это.

— Да Худяков!

— Жив-здоров, спасибо.

— Как он там? Не сильно достает?

— Нормально.

Мы все любили казавшегося немного странным, дотошного, ворчливого преподавателя, старавшегося вбить в наши головы основы таежной мудрости: в лесу все необходимое сделать своими руками и не как попало, а чтобы служило надежно.

Клички ему давали в зависимости от того, какое орудие промысла изучалось в то время. Клички были не обидные, а, скорее, напоминавшие анекдоты о Чапаеве и Петьке.

Более поздним поколениям студентов-охотоведов явно недоставало такого преподавателя. Не так давно нам встретился студент-практикант, который насадил топор пяткой вверх. Он долго потом оправдывался, что топор попался без язычка и не было видно, как насаживать.

Читайте материал «Нелегкий медведь: удача улыбнулась»

Вроде несложны таежные мудрости, но, не зная их, вы легко попадете в беду. От нелепой случайности, оттого что чему-то недоучился, под угрозой может оказаться не только здоровье, но и жизнь.

ФОТО MATTHEW GOULDING/FLICKR.COM (CC BY-NC-ND 2.0)

Разговор с дедом продолжался. На стол с дощатого потолка опустился на своей паутине не ко времени появившийся паук-крестовик. Дед бережно поймал его и бросил в угол: пусть, мол, живет, может, принесет кому-то приятную новость. Саша, улыбнувшись, заметил

— Наша новость известна: если Лешка не отметит посещение лекций, декан вызовет на ковер. Приятного будет мало. Не верю я в эти приметы.

— Не скажи, паря, — возразил дед. — По молодости я тоже не верил, все смеялся: как это не повезет, если баба с пустыми ведрами перейдет дорогу? А когда с самим случилось, начал верить. Сейчас на охоту только с осени малость побелковать езжу, да на пантовку с внуком.

А в молодости ярый был до охоты. Годов тридцать было, а я уже без одного сорок медведей добыл, да все больше по берлогам, чаще всего один.

Отец говорил: «Ты, Гришка, сорокового берегись — он роковой». А мне только смешно. Руки крепкие, ружье дедово — пехотинка, четырехлинейка. На двести шагов в теску с ладонь редко мимо стрелял. Патроны тогда еще казенные были.

Читайте материал «История одной встречи с медведем»

Берегли мы их и на солонцах по зверю самозарядными стреляли. Но то ли порох был не тот, то ли свинец твердый, а может, обертка пульная была не та, или осалка плохая, а только далеко били они хуже, да и гильзы рвало.

Поехал я по весне, к концу мая, пантовать. Зима в тот год затянулась, трава поздно пошла, а в хребтах на мысах только-только начала пробиваться. В реках заиграл хариус. Самое время на солонцы. Отсидел одну ночь на солонце — не пришел бык.

Долго сидел, думал, что к утру появится. Солнце поднималось, и решил я по мысу пробежаться: может, где какой бык припозднится? Уже весь склон обежал. Нет. В конце склона у подножья медвежонок по второму году ходит, почти у самого балагана.

Думаю: вот тебе и сороковой, сам в руки просится. Да и как у нас было-то? Первого зверя любого бей, а уж там мясо к мясу идет. Конечно, по весне маток не трогали.

Подошел шагов на пятьдесят. Сел. Выстрелил с коленки. Медвежонок упал, покатился вниз. Ну ясно: пуля с четырехлинейки любого зверя с ног свалит. Потом он подхватился и давай орать. Тут откуда ни возьмись сама. Всплыла на дыбы, нюхает, ищет.

Вроде бы не было ее, я смотрел. Наверное, в промоине паслась или лежала. Крутнулась, взяла дух и ко мне. А у меня гильза в стволе засела. Вот тебе и самозарядка! Пожалел на маленького казенный патрон тратить. Ну я за топор. Жду.

Она не добежала сажени три. Крутится туда-сюда — не успеваю головой за ней мотать. Видать, и сама боится. У меня тоже ноги в коленях трясутся. Отступаю задом. Допятился до лиственницы. Теперь не возьмешь. Легче дышать стало.

Читайте материал «О следах бурого медведя»

Медвежонок орет, а она то к нему, то ко мне. Только за деревом успеваю уворачиваться. Наконец изловчился, достал из пазушного кармана свинчатку, пустил по стволу, гильза вылетела. Перезарядился. Убил матуху.

Сел, не успеваю пот вытирать с лица — глаза заливает. Тут-то и страшно стало в поздний след. Когда крутился, некогда было пугаться. Пришел напарник. Добил медвежонка. Вот тогда и закурил первый раз. А страху натерпелся потом, когда обсуждал с напарником саму охоту. Вот тебе и не верь приметам! Не зря говорят: сороковой — роковой.

— А ведь пустая примета, — вдруг заявил Саша. — Матуха-то сорок первой была!

— Она-то сорок первая, вот сразу и упала. А он сороковой. Стрелял неладно, повысил на четверть с полусотни шагов — да сроду такого не бывало! Верь-не верь, а прижмет — поверишь.

Объявили, что на подходе поезд. Так и расстались убежденные в своей правоте. Да и какие приметы могли поколебать нас, для кого охота стала не только страстью, увлечением, но и делом всей жизни, профессией! К тому же сороковой медведь (роковой или нет) был для каждого еще далеко впереди. Если, конечно, был. Но одна примета все же сбылась.

Не зря черный паук опустился к нам, да еще с крестом. За трехдневные прогулы одного из нас лишили стипендии на месяц, в назидание другим. Коль отпрашиваешься на три дня, так не блуди по тайге целую неделю.

Распределяли «наказание» по возрастному принципу: кто старше, тот и виноват больше. Я оказался старше на целый месяц. Зато белок мы настреляли на целых три стипендии.

Читайте материал «Смешная история про добытого медведя»

На днях попала мне книжка прибайкальского коллеги Семена Устинова «Год и вся жизнь медведя». Прекрасно написана книга, оригинальный материал. Вот только роковым Устинов считает сорок первого медведя.

Что это? Какая-то всеобщая забайкальская путаница с определением порядкового номера «рокового» медведя или отголосок начала войны с Германией в 1941-м? Не знаю. Да и какая разница! Ведь медведь есть медведь, и «роковым» для охотника может оказаться любой из зверей.

Владимир Филь

Вопрос:

Что означает выражение «сорок сороков»?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Все храмы Москвы по решению Стоглавого собора (1551 г.) были распределены на старо́ства или благочиния, которые назывались «сорока́ми» (см. ст.: Сорок // Даль В.И. Словарь живого великорусского языка). Название происходит от древнерусской меры сорокъ, означавшей мешок, вмещающий четыре десятка соболиных шкурок (часто встречается в грамотах ХIV–ХV вв.). Во главе каждого сорока́ был «поповский староста». Стоглавый собор определил для Москвы семь поповских старост. «В царствующем же граде Москве достоит быти седми старостам поповским и седми сбором по уложению царскому, да к ним избирати десятцких – добрых же священников, искусных житием, непорочных же» (Стоглав. Гл. 6).

Еще в конце XVII века в Москве было шесть сороков: Китайский, Пречистенский, Никитский, Сретенский, Ивановский и Замоскворецкий. Постепенно число их росло. В начале XX века было уже 40 сороко́в. Реально соро́к не включал в свой состав 40 церквей. Их было меньше. Сорок сороков предполагает наличие 1600 церквей (40×40 = 1600). Но по статистике в начале XX столетия храмов в Москве было около 800.

Иногда встречается утверждение, что надо брать число престолов, потому что в каждом храме имелось их несколько – всего 1620. Получается более сорока сороков. Однако этот подсчет достаточно искусственный, потому что выражение «сорок сороков» предполагает именно число храмов. Это видно из литературы. Так, в рассказе М. Булгакова «Сорок сороков» (1923) читаем: «На самую высшую точку в центре Москвы я поднялся в серый апрельский день. Это была высшая точка – верхняя платформа на плоской крыше дома бывшего Нирензее, а ныне Дома Советов в Гнездниковском переулке. Москва лежала, до самых краев видная, внизу. Не то дым, не то туман стлался над ней, но сквозь дымку глядели бесчисленные кровли, фабричные трубы и маковки сорока сороков». Писатель смотрел на Москву с крыши самого высокого в те годы здания – 10-этажного дома, построенного в 1912 году.

АЛЕППО

Более 40 тысяч человек покинули родные места из-за наступления войск режима Башара Асада, начатого в южных окрестностях Алеппо при поддержке российской авиации.

Как сообщают местные источники, силы, верные режиму при поддержке российской авиации вот уже пятый день предпринимают атаки на подконтрольные оппозиции кварталы Аль-Хадыр, Аль-Айс, Тель Даман и Зербе в южной части Алеппо.

Отмечается, что войска Асада подвергают обстрелу из тяжелого вооружения позиции, по которым российские самолеты предварительно нанесли 90 авиаударов.

Более 40 тысяч человек бежали из района боевых действий в города Идлиб и северную часть Алеппо.

Между тем, формирования действующей на юге Алеппо оппозиционной группировки «Бригада Султана Мурата» с помощь ракет Tow атаковали танковую колонну сил режима Асада, в результате чего было уничтожено 8 бронемашин противника.

Как сообщил корреспонденту АА местный житель Абу Весим, российские самолеты подвергают авиаударам полевые госпитали и гражданские объекты в уездах Аль-Хадыр и Аль-Айс, что по его мнению приведет к увеличению количества беженцев.

Вынужденные бежать люди лишены возможности удовлетворить свои основные нужды, рассказал Абу Весим. Однако, силы режима понесли большие потери, вследствие чего им не удалось осуществить продвижение в регионе, отметил источник.

Сообщается, что силы режима стремятся осуществить прорыв в восточную часть Алеппо через кварталы Аль-Хадыр, Аль-Айс, Тел Даман и Зербе, с тем, чтобы прорвать блокаду Daesh.

Кроме того, согласно имеющейся информации, конечной целью войск режима является установление контроля над окруженной Daesh военной авиабазой Куверис на востоке Алеппо и полная зачистка города от Daesh и оппозиционеров.

Контролирующая часть центра Алеппо группировка войск режима окружена силами оппозиции с северного и западного направлений и Daesh с востока и юго-востока.

Помимо этого, силы режима стремятся захватить окруженный Daesh электрораспределительный центр неподалеку от авиабазы Куверис.

На веб-сайте агентства «Анадолу» в укороченном виде публикуется лишь часть новостей, которые предоставляются абонентам посредством Системы ленты новостей (HAS) АА.

Со́рок. Вы никогда не задумывались, почему в стройном ряду числительных 20, 30, 50, 60, 70 и 80 появилась эта белая ворона, образованная не по общему принципу? Ведь существовало же когда-то общеславянское четыре десяти, но почему-то не прижилось, как все остальные числительные этого ряда. Может быть, это объясняется тем, что в ряду от 1 до 9 лишь 4 — слово трехсложное, и слишком уж громоздким было бы образованное от него числительное для обозначения четырех десятков, для которых в языке нашлось другое слово: сорок когда-то обозначало «мешок»; в мешок укладывали 40 собольих шкурок, которых хватало на полную шубу, и постепенно название конкретизировалось: сороком стали называть мешок именно под 40 собольих шкурок, а от этого уже было совсем недалеко до числительного, обозначающего четыре десятка.

Происхождение слова сорок в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.

Со́рок. В Древней Руси число «40» обозначалось, как и у других славян, сложными числительными, составленными из «четыре» + «десять» (пример — чешское «чтиржицет»). А вот пришедшее на смену слово «сорок» существует в одном только русском языке. Думают, что оно образовалось первоначально как обозначение количества собольих и куньих шкурок, которого хватало, чтобы сшить один соро́к — древнюю меховую одежду (ср. со словом «сорочка» — рубашка). Затем постепенно оно распространилось на все виды счета, стало единственным числительным со значением «четыре десятка».

В свое время выдвигали мысль, будто слово это может быть видоизменением греческого «тэссараконта», названием особой сорокадневной церковной службы, но эта гипотеза не выдерживает критики: слишком уж специальный характер у греческого термина.

Происхождение слова сорок в этимологическом онлайн-словаре Успенского Л. В.

Происхождение слова сорок в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.

Со́рок. Искон. Сменило общеслав. четыре десяте. Возникло в результате лексико-семантического способа словообразования на базе слова сорокъ «мешок, рубаха»: из-за обычая продавать соболя сорока́ми, вкладывая 40 шкурок в один мешок (40 — количество шкурок на пошив полной шубы). Таким образом, сорокъ — сначала «мешок», затем — «мешок с 40 соболями» и, наконец, — «сорок» (ср. датск. snes — 20, буквально — «палка, на которой навешали для вяления 20 рыб»). Неверно толкование некоторыми учеными как заимствования из греч. (tes) sarakonta «сорок».

Происхождение слова сорок в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.

См. также: значение слова сорок в толковых словарях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *