41 псалом в чем помогает

Митрополит Антоний (Паканич) о псалме, с помощью которого можно прорваться сквозь уныние и нелюбовь.

Среди ценного и укрепляющего человека духовного наследия – прекрасных псалмов есть тот, который утешает по-особому, дает верный ход мыслям и верное чувствование сердцу, помогает ему раскрыться. Это 41-й псалом.

Его хорошо читать в любой период жизни, но с особой силой его благодатную помощь ощущаешь в минуты опустошения сердечного, когда пустота и полное бесчувствие завладевают душой. Чтение данного псалма помогает прорваться сквозь уныние и нелюбовь.

«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!»

Эти слова как живительная влага жаждущему, как вечерняя роса для цветка после жаркого, засушливого дня. Потерянные, мы приходим к Тебе, Господи, и утоляем нашу душевную жажду в Твоей любви после безуспешных попыток найти настоящую любовь вне Тебя. Это невозможно. Как невозможно найти правду и справедливость в человеческом сердце. Их следует искать только в Твоих словах.

«Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лицо Божие!»

Ты, Господи, живой, любящий, принимающий, всесильный. Только Ты способен дать нам то, что мы ищем, то, что нам так необходимо. Только Ты можешь наполнить жизнь смыслом, а сердце любовью. Человеческое сердце способно раскрыться во всей своей глубине и красоте только навстречу Тебе.

«Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего»

После невзгод и разочарований в людях, безутешного поиска любви и сострадания в них я понял, что Ты мой единственный Спаситель и Утешитель.

«Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною»

Ты научил меня не надеяться ни на себя, ни на других, а только всецело уповать на Тебя. И сердце мое возрадовалось. Грусть, страх и пустота покинули меня. Ты стал моей опорой и крепостью. Мне некого и нечего бояться с Тобой. Мне теперь не страшны разочарования.

«Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей»

Я знаю, что Ты есть, Господи! Я окружен милостями Твоими и красотой. Славлю Тебя и восхваляю силу Твою, любовь Твою, верность Твою. Ты – жизнь моя бесконечная.

Записала Наталья Горошкова

Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к тебе, Боже

Таково свойство любящих, – не скрывать любви в молчании, но обнаруживать ее пред ближ­ними и говорить, что они любят. Любовь по свойству своему пламенна, и душа не может терпеть, чтобы хранить ее в мол­чании. Вот почему и Павел, воодушевленный любовью, говорил Коринфянам: «уста наши отверсты к вам, Коринфяне» (2Кор.6:11), т.е. я не могу скрывать и держать в молчании любовь, но всегда и везде, и в душе и на языке, ношу вас. Так и блаженный пророк, питая любовь к Богу и пламенея этою лю­бовью, не мог молчать, но иногда говорил: «Как олень стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже», а иногда: «к Тебе с утра обращаюсь, возжаждала Тебя душа моя», как земля непроходимая и безводная, и пустынная (Пс.62:1–2), – так сказал другой переводчик (неизвестный, см. Ориг. Экз.). Не имея сил изобразить любовь словом, он везде ищет сравнения, чтобы, хотя таким образом показать нам свою любовь и сделать нас участниками любви. Послушаем же его и научимся любить так же.

Пусть никто не говорит мне: как могу я любить Бога, Которого не вижу? И многих мы любим, не видя их, как например: отсутствующих друзей, детей, родителей, родственников и домашних, и то, что мы не видим их, нисколько не служит препятствием, но это самое особенно и воспламеняет любовь, усиливает привязанность. Потому и Павел, говоря о Моисее, что он, оставив сокровища, богатство, царскую славу и все прочие почести египетские, решился лучше страдать с иудеями, и затем, показывая нам причину этого в том, что все это он делал для Бога, присовокупляет: «как бы видя Невидимого» (Евр.11:27). Ты не видишь Бога, но видишь созда­ние Его, видишь дела Его – небо, землю, море. А кто любит, тот, увидев произведение любимого, или обувь, или одежду, или что-нибудь другое, воспламеняется любовью. Ты не видишь Бога, но видишь Его служителей и друзей, т.е. мужей святых и имею­щих пред Ним дерзновение. Послужи же теперь им, и бу­дешь иметь не малое утешение для своей любви. И между людьми мы обыкновенно любим не только друзей своих, но и тех, кого они любят. Если кто из любимых нами скажет: я люблю такого-то, и всякое благодеяние, оказанное ему, считаю оказан­ным мне самому, то мы делаем все и стараемся всячески уго­дить этому человеку, как будто видим в нем самого люби­мого. Тоже можно делать теперь и в отношении ко Христу. Он сказал: Я люблю бедных, и если они получат какое-нибудь благодеяние, Я воздам за то, как бы Сам получить его. Бу­дем же делать все для облегчения их участи, или лучше, исто­щим на них все свое имущество, веруя, что в лице их мы питаем Бога. А что действительно, питая их, мы питаем Самого Бога, об этом, послушай, что говорит Христос: «ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня…; был наг, и вы одели Меня» (Мф.25:35–36); и много доставляет Он нам случаев к удовлетворению нашей любви.

Любовь обыкновенно возбуждают в нас следующие три предмета: или телесная красота, или великое благодеяние, или любовь к нам другого. Каждый из этих предметов, сам по себе, может воспламенить в нас любовь. Хотя бы мы от ка­кого-нибудь человека не получали никакого благодеяния, но если слышим, что он постоянно любит нас, хвалит нас и удив­ляется нам, то и сами тотчас привязываемся к нему душою и любим его, как благодетеля. А в Боге не одно только это, но и все три совершенства можно видеть в такой высокой сте­пени, что невозможно выразить их словом. И, во-первых, кра­сота этого блаженного и нетленного Существа неизъяснима, ни с чем несравненна, превосходнее всякого слова и выше вся­кого разумения. Впрочем, возлюбленный, когда ты слышишь о красоте, то не предполагай ничего телесного, но разумей неко­торую славу бестелесную и великолепие невыразимое.

Как Псалмопевец гово­рит: «как олень стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже», – так и Христос говорил: «сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели» (Мф.23:37). И еще говорит пророк: «как отец ущедряет сынов, так Господь ущедрил боящихся Его; и еще: ибо сколь высоко небо над землею, (столь же великую) милость Свою утвердил Господь на боящихся Его» (Пс.102:13, 11). И как пророк ищет подобия для выражения своей любви, так и Бог употребляет некоторые подобия, чтобы выразить нам любовь, какую Он по­казывает в устроении нашего спасения. Пророк приводит в пример жаждущую лань и иссохшую землю, а Бог – любовь птиц к своим птенцам, попечительность отцов, высоту неба от земли и сердоболие матерей, не потому, чтобы Он любил нас только так, как мать дитя, но потому, что, кроме этих образцов, подобий и примеров, у нас нет других сильней­ших выражений любви. А что Он любит нас не только так, как нежная мать детей, а гораздо больше, выслушай слова Его: «забудет ли женщина грудное дитя свое…, то Я не забуду тебя». Этими словами Он выразил, что любовь Его к нам пламеннее вся­кой другой любви. Представь же себе все это вместе, и ты воз­будишь в себе горячую любовь, возжешь светлый пламень. Ведь и любовь к людям обыкновенно ничем так не воспламе­няется в нас, как воспоминанием о благодеяниях, которые мы получили от них. Так будем поступать и в отношении к Богу.

Здесь уместно обратить внимание на то, почему пророк привел в пример это именно животное? Лань сильно чувствует жажду и потому часто прибегает к водным источникам; а это чувство жажды происходит в ней и от природы, и от того, что она пожи­рает змей и питается их мясом. Так же поступай и ты: по­глощай умственного змея, умерщвляй грех, и ты возжаждешь любовью к Богу. Как порочная совесть делает нас нечи­стыми и ввергает в отчаяние, так тогда, когда мы умертвим свои грехи, очистим себя от пороков, мы будем в состоя­нии прозреть для духовной жажды, с великим усердием при­зывать Бога, воспламенить в себе сильнейшую любовь, и не словами только, но и самими делами воспевать этот при­пев. Не для того воспел нам псалмы блаженный муж, или лучше – благодать Духа, чтобы мы произносили одни только слова, но чтобы осуществляли их самими делами. Поэтому не думай, будто ты входишь сюда для того, чтобы только произносить слова; нет, когда ты подпеваешь этот припев, то почитай его договором между Богом и тобою. Когда ты произнес: «как олень стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже», ты заключил с Богом договор, написал обязательство без бумаги и чернил, громогласно исповедал, что ты любишь Его больше всего, что ты не предпочитаешь Ему ничего и горишь к Нему любовью.

Беседы на псалмы. На псалом 41.

Просмотров: 4466

Текст христианского 41 псалма припевом «Что унываешь, душа моя?» символически разделяется на две части: в первой автор изливает Богу свое страдание от оставленности Всевышним, а во второй – выражает надежду на скорейшее избавление себя от выпавших на его долю несчастий. Смысл этого псалма очень тесно связаны с 42 псалмом, а повторяющийся припев дает повод предполагать, что когда-то это были две части одной песни, разделенные в более позднее время.

Авторство текста 41 псалма приписывают сыновьям Кореевым, привратникам иерусалимского храма, а надписание «псалом Давиду» свидетельствует о том, что песнь эта посвящена израильскому царю и перенесенным им трудностям.

В каких случаях помогает 41 псалом?

Сыновья Кореевы – верные приближенные Давида, сопровождавшие его во время бегства от бунта, организованного царским сыном Авессаломом. Видя воочию глубокую веру и смирение царя, которые не покидали его даже в самых тяжелых жизненных обстоятельствах, они посвятили ему 41 псалом, в православной традиции воспринимаемый, как песнь изгнанника. Читать и слушать онлайн текст 41 псалма толкователи особенно советуют тем, кто страдает от неразделенной любви.

Читать текст молитвы псалом 41 на русском языке

Начальнику хора. Учение. Сынов Кореевых.

Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие! Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «где Бог твой?» Вспоминая об этом, изливаю душу мою, потому что я ходил в многолюдстве, вступал с ними в дом Божий со гласом радости и славословия празднующего сонма. Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего. Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар. Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною. Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей. Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага? Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: «где Бог твой?» Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.

Псалтырь, православный текст псалма 41 на церковно славянском языке

Имже образом желает eлень на источники водныя, сице желает душа моя к тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу крепкому, живому; когда прiиду и явлюся лицу Божiю? Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день; Господе eсть Бог твой? Сiя помянух, и излiях на мя душу мою; яко пройду в место селенiя дивна, даже до дому Божiя, во гласе радованiя и исповеданiя, шума празднующаго. Вскую прискорбна eси, душе моя? и вскую смущаеши мя? уповай на Бога, яко исповемся eму, спасенiе лица моего и Бог мой. Ко мне самому душа моя смятеся; сего ради помянух тя от земли ioрдански и eрмонiимски, от горы малыя. Бездна бездну призывает во гласе хлябiй твоих; вся высоты твоя и волны твоя на мне преидоша. В день заповесть Господь милость свою, и нощiю песнь eго у менe, молитва Богу живота моего. Реку Богу; заступник мой eси, почто мя забыл eси? и вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг? Внегда сокрушатися костем моим, поношаху ми врази мои, внегда глаголати им мне на всяк день; Господе eсть Бог твой? Вскую прискорбна eси, душе моя? и вскую смущаеши мя? уповай на Бога, яко исповемся eму, спасенiе лица моего и Бог мой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *