48.1. Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом.
48.2. Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной, –
48.3. и простые и знатные, богатый, равно как бедный.
48.4. Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего – знание.
48.5. Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою:
48.6. «для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?”
48.7. Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего!
48.8. человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него:
48.9. дорога цена искупления души их, и не будет того вовек,
48.10. чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.
48.11. Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим.
48.12. В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.
48.13. Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.
48.14. Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.
48.15. Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила – жилище их.
48.16. Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.
48.17. Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается:
48.18. ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его;
48.19. хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе,
48.20. но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света.
48.21. Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.
Псалтирь
Псалом 48.
1Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом.
2Слушайте сие, все народы; внимайте сему, все живущие во вселенной,- 3и простые и знатные, богатый, равно как бедный.
4Уста мои изрекут премудрость, и размышления сердца моего — знание.
5Приклоню ухо мое к притче, на гуслях открою загадку мою:
6″для чего бояться мне во дни бедствия, когда беззаконие путей моих окружит меня?»
7Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! 8человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: 9дорога’ цена искупления души их, и не будет того вовек, 10чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы.
11Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество свое другим.
12В мыслях у них, что домы их вечны, и что жилища их в род и род, и земли свои они называют своими именами.
13Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают.
14Этот путь их есть безумие их, хотя последующие за ними одобряют мнение их.
15Как овец, заключат их в преисподнюю; смерть будет пасти их, и наутро праведники будут владычествовать над ними; сила их истощится; могила — жилище их.
16Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня.
17Не бойся, когда богатеет человек, когда слава дома его умножается: 18ибо умирая не возьмет ничего; не пойдет за ним слава его; 19хотя при жизни он ублажает душу свою, и прославляют тебя, что ты удовлетворяешь себе, 20но он пойдет к роду отцов своих, которые никогда не увидят света.
21Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.
Предыдущая книга |
Следующая книга |
» Предыдущая глава |
Следующая глава « |
Псалом 48: Грешники и их богатство
Одна из величайших в жизни загадок: почему грешники так часто наслаждаются материальным процветанием, а верующие часто живут в бедности и нищете? Но на этом история не заканчивается. Богатство нечестивых, которому они так преданы, не спасает их в час величайшей нужды. Оно не спасет их от смерти. Они не могут наслаждаться им вечно, оно не убережет их от могильного тления. Они не смогут забрать его с собой или вернуться к нему. В конечном итоге, неразумно верить в деньги, а не в Господа! Вот о чем говорится в псалме 48.
48:2-5 Это послание обращено ко всем народам и отдельным лицам, малым и великим, богатым и бедным. Эти мудрые строки исходят из весьма проницательного сердца. Сыны Кореевы обратили внимание на эту часто встречающуюся в жизни несправедливость; найдя же ответ на свой вопрос, они спели его под аккомпанемент арфы.
48:6-10 Божьему народу нет смысла беспокоиться в эти мрачные дни, когда угнетатели идут за ними по пятам и окружают, устраивая против них нечестивые заговоры. Их враги верят в свое золото и ту власть, которую оно дает; они хвалятся своим богатством. Но – и это очень важное НО – все эти деньги не спасут от смерти ни их братьев (КИ), ни их самих. Цена искупления человеческой жизни очень велика; следует забыть навеки о возможности откупиться от смерти. Ни у кого нет средств для приобретения бесконечной жизни на земле или избавления от могилы.
Стих 9 заключен в скобки. Объединив стихи 8 и 10, мы читаем:
Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него… чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы. 48:11 Рано или поздно даже мудрые умирают. Богатые невежды и легкомысленные богачи тоже умирают и оставляют имущество свое другим. Обратите внимание: здесь не сказано, что мудрые оставляют свое богатство другим людям. Скорее всего, в их завещаниях написано:
«Будучи в здравом уме, я завещаю свои средства на дело Господа, пока еще жив».
48:12, 13 Странно, но люди, достаточно умные, чтобы заработать состояние в этом мире, по всей видимости не осознают, что они смертны. Им кажется, что дома их вечны, что они будут жить бесконечно. Они называют в свою честь поместья, улицы и города. Но неоспоримая истина заключается в том, что человек, какой бы чести он ни удостоился, не пребудет. В этом отношении он уподобится животным. Конечно, в других отношениях человек очень отличается от животного. Например, хотя тело человека попадает в могилу, его душа и дух не умирают. И тело его тоже восстанет из могилы, либо для вечного суда, либо для вечного благословения. Человек бессмертен, в то время как животные – нет.
48:14, 15 Таков путь всех, кто верит в свое богатство, а не Бога – они живут неразумно, словно никогда не умрут. Но все равно смерть ждет их, а после смерти родственники и друзья станут прославлять их великую мудрость. Обреченные на смерть, они подобны овцам, которые движутся за пастухом-смертью в преисподнюю. «И наутро праведники будут владычествовать над ними»; то есть, они поменяются ролями, как в случае с богачом и Лазарем. Помните, что Авраам сказал богачу:
«Чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» (Лк. 16:25). Все великолепие и сила богачей истощатся, их домом станет преисподняя – поразительный контраст с их земным жилищем!
48:16 Здесь мы встречаем одно из немногих упоминаний о воскресении в Ветхом Завете. В целом ветхрзаветные авторы очень неопределенно высказываются о смерти и том, что ждет нас после нее. Но здесь автор псалма выражает уверенность, что Бог избавит душу его от власти преисподней, то есть Бог спасет его душу от отделенного от тела состояния и воссоединит ее с воскресшим телом. Говоря: «когда примет меня», – он использует то же самое слово, которое употребляется в связи с принятием Богом Еноха и Илии.
48:17-20 Верующему не следует беспокоиться, если нечестивый богатеет, а дом его становится все более роскошным и великолепным. Эта земля – единственные небеса, какими он сможет насладиться! Умирая не возьмет ничего, богатство не останется с ним. Он попадет в могилу с пустыми руками, и его великолепия не будет больше с ним. При жизни он думает, что ничто не сможет украсть его счастье, и люди славят его, глядя, как он украшает свое гнездо. Но, рано или поздно, он умрет, как и его праотцы, и разделит с ними долгую темную ночь.
48:21 Человек не может удержать земное богатство и честь. Смерть его столь же неизбежна, как и смерть животных.
Конечно, кто-нибудь может возразить, что праведники умирают, как и грешники. Это правда. Все мы умрем, если не дождемся пришествия Господа при жизни. Но смысл этого псалма в том, что грешники оставят все свое богатство здесь, а праведники получат вечную награду, бесконечное сокровище.
Еще одно последнее замечание. Очень часто в Писании богач оказывается грешником. Это должно подействовать на нас отрезвляюще. В Библии не говорится, что быть богатым грешно, но в ней осуждается вера в богатства, а не в живого Бога (а человеку трудно иметь богатство и не верить в него!). В Библии осуждается любовь к деньгам. В ней осуждается накопление богатств за счет угнетения других и нечестных сделок. В ней осуждается также накопление богатств без внимания к нуждам грешного и страдающего мира.