Анафора — это стилистическая фигура речи, оборот поэтической речи, состоящий в повторении начальных созвучий, частей слов, словосочетаний и синтаксических конструкций.
Узнаем. что такое анафора в литературе. Приведем примеры анафоры в поэтической и прозаической речи.
В художественной литературе одним из средств создания образной и выразительной речи является анафора. В переводе с греческого этот лингвистический термин буквально значит «вынесение, отнесение».
Содержание
Что такое анафора
АНАФОРА (греч. αναφορα — возвращение, единоначалие) — повторение каких-либо сходных звуковых элементов в начале смежных ритмических рядов (полустиший, строк, строф): «Наше оружие — наши песни, Наше золото — звенящие голоса».
Анафора — одна из фигур художественной речи. В произведении этот стилистический прием используется художниками слова с целью усиления эмоционально-торжественного, возвышенного тона, смыслового и логического выделения наиболее важных мыслей, объединения в одно целое различных по строению и синтаксическому уровню конструкций.
Анафора представляет собой оборот поэтической речи, состоящий в повторении одинаковых слов, выражений, звуковых сочетаний, синтаксических построений в начале стихотворных строф, частей сложного предложения, фраз, периодов, абзацев в прозаическом художественном произведении.
Примеры анафоры в литературе
Наиболее широко анафора распространена в поэтических текстах:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел…
(А. Пушкин)
Люблю лебедей,
Холодных и чистых, как Ладога.
Люблю лебедей,
Светящихся белыми лампами.
Люблю лебедей
За лёгкость летящую линий.
Люблю лебедей —
Они вырастают из лилий.
(Г. Серебряков)
Анафора может быть звуковой, когда в начале строк повторяются только одинаковые звуки или звуковые сочетания. Приведем классический пример звуковой анафоры:
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища.
(А.С. Пушкин)
Морфемная анафора предполагает повторение частей слов или одних и тех же морфем, как в стихотворении «Узник» М.Ю.Лермонтова:
Черноглазую девицу,
Черногривого коня!..
В поэтической и прозаической речи часто употребляется лексическая анафора, которая состоит в повторении одинаковых слов в начале строки, строфы или каждой части предложения в прозе. Она придает остроту и выразительность, подчеркивая известные моменты, как лейтмотив в музыкальном произведении, например в этой строфе С. Есенина:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света. (Л.Толстой)
Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно и ненавидя. (Ф.Достоевский)
Будешь счастлив, Калистратушка!
Будешь жить ты припеваючи!
(Н.А. Некрасов. Калистрат)
Синтаксическая анафора состоит в повторении одинаковых или однотипных синтаксических конструкций, что создает особый эффект выразительности художественной речи.
Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. (Л.Леонов)
Быть может, вся Природа — мозаика цветов?
Быть может, вся Природа — различность голосов?
Быть может, вся Природа — лишь числа и черты?
Быть может, вся Природа — желанье красоты?
(К. Бальмонт)
Как мы шли в ночную сырость,
Как бежали мы сквозь тьму —
Мы не скажем командиру,
Не расскажем никому.
(М.А. Светлов. В разведке)
Ко мне приплывала зеленая рыба,
Ко мне прилетала белая чайка,
А я была дерзкой, злой и весёлой
И вовсе не знала, что это — счастье.
(А.Ахматова. У самого моря)
Приведем пример строфической анафоры:
Мама,
У тебя такие старые волосы…
Мама,
У тебя совсем молодые глаза.
А в комоде лежит отрезанная молодость —
Длинная и черная коса.
(Майя Румянцева. Баллада об отрезанной косе)
Дополнительные материалы по теме: «Что такое анафора» и «Примеры анафоры в художественной литературе».
По произнесении этой анафоры хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христову. Евхаристический канон читается в алтаре священником, в некоторых храмах верующие слышат только возгласы, которые помечены особо.
Диакон: Станем добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити!
Хор: Милость мира, жертву хваления.
Священник: Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы (любовь) Бога и Отца, и причастие (общение) Святаго Духа буди со всеми вами.
Хор: И со духом твоим.
Священник: Горе имеим сердца.
Хор: Имамы ко Господу.
Священник: Благодарим Господа.
Хор: Достойно и праведно есть поклонятися Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущней и Нераздельней.
Священник (тихо): Достойно и праведно Тебе пети, Тебе благословити, Тя хвалити, Тя благодарити, Тебе поклонятися на всяком месте владычествия Твоего; Ты бо еси Бог неизреченен, недоведомь, невидимь, непостижимь, присно Сый, такожде Сый; Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святый; Ты от небытия в бытие нас привел еси и отпадшыя возставил еси паки, и не отступил еси, вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Царство Твое даровал еси будущее. О сих всех благодарим Тя, и Единородного Твоего Сына, и Духа Твоего Святаго, о всех, их же вемы и их же не вемы, явленных и неявленных благодеяниих, бывших на нас. Благодарим Тя и о Службе (греч. Литургии) сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи архангелов и тмы ангелов, херувими и серафими, шестокрилатии, многоочитии, возвышающиися пернатии, (возглашает:) победную песнь поюща, вопиюща, взывающа и глаголюща!
Хор: Свят, свят, свят, Господь Саваоф! исполнь небо и земля славы Твоея; осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних.
Священник (тихо): С сими и мы божественными силами, Владыко, человеколюбче, вопием и глаголем: Свят еси и пресвят, Ты, и Единородный Твой Сын, и Дух Твой Святый; свят еси и пресвят, и великолепна слава Твоя, иже мир Твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный: Иже пришед, и все еже о нас смотрение исполнив, в нощь, в нюже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб во святыя Своя и пречистыя и непорочныя руки, благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым Своим учеником и апостолом, рек (возглас): Приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов!
Хор: Аминь.
Священник (тихо) Подобне и чашу по вечери, глаголя (возглас): Пийте от нея вси, сия есть кровь Моя новаго завета, яже за вы и за многи изливаемая во оставление грехов!
Хор: Аминь.
Священник: (тихо) Поминающе убо ныне спасительную сию заповедь, и вся, яже о нас бывшая: крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную седение, второе и славное паки пришествие (возглашает): Твоя от Твоих, Тебе приносяща о всех и за вся!
Хор: Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи, и молим Ти ся, Боже наш.
Священник (тихо): Еще приносим Ти словесную сию и безкровную Службу (Литургию), и просим, и молим, и мили ся деем: низпосли Духа Твоего Святаго на ны и на предлежащыя Дары сия.
Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.
Диакон: Сердце чисто созижди во мне и дух прав обнови во утробе моей.
Священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.
Диакон: Не отвержи мене от Лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене.
Священник: Господи, иже Пресвятаго Твоего Духа в третий час Апостолом Твоим низпославый, Того, Благий, не отими от нас, но обнови нас, молящих Ти ся.
Диакон: Благослови, владыко, святый хлеб.
Священник: и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего.
Диакон: Аминь. Благослови, владыко, святую чашу.
Священник: А еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего.
Диакон: Аминь. Благослови, владыко, обоя.
Священник: Преложив Духом Твоим Святым.
Диакон: Аминь, аминь, аминь.
Священник: Яко же быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение.
Еще приносим Ти словесную сию Службу о иже в вере почивших: праотцех, отцех, патриарсех, пророцех, апостолех, проповедницех, евангелистех, мученицех, исповедницех, воздержницех, и о всяком дусе праведнем, в вере скончавшемся, (возглашает:) изрядно о Пресвятей, пречистей, преблагословенней, славней Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии!
Хор: Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Священник (тихо): О святем Иоанне Пророце, Предтечи и Крестители, о святых славных и всехвальных Апостолех, о святем имярек, егоже и память совершаем, и о всех святых Твоих, ихже молитвами посети нас, Боже.
И помяни всех усопших о надежди воскресения жизни вечныя (перечисляет по именам поминаемых). И упокой их, идеже присещает свет лица Твоего.
Еще молим Тя, помяни, Господи, всякое епископство православных, право правящих слово Твоея истины, всякое пресвитерство, во Христе диаконство и всякий священнический чин.
Еще приносим Ти словесную сию службу о вселенней, о святей, соборней и апостольстей Церкви, о иже в чистоте и честнем жительстве пребывающих, о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея. Даждь им, Господи, мирное правление, да и мы в тишине их тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте.
Священник (возглашает): В первых помяни, Господи, великого господина и отца нашего (имя), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и господина нашего (Высоко)преосвященнейшего (имя и титул правящего епископа, архиепископа или митрополита), их же даруй Святым Твоим церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, право правящих слово Твоея истины!
Хор: И всех и вся.
Священник: Помяни, Господи, град сей, в немже живем, и всякий град и страну, и верою живущих в них.
Помяни, Господи, плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и спасение их.
Помяни, Господи, плодоносящих и добротворящих во святых Твоих церквах, и поминающих убогия, и на вся ны милости Твоя низпосли (перечисляет по именам поминаемых)..
И даждь нам единеми усты и единем сердцем славити и воспевати пречестное и великолепое Имя Твое: Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков!
Хор: Аминь.
Священник (лицом к народу): И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами!
Хор: И со духом твоим.
19 июня 2019
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы расскажем о литературном приеме, который называется АНАФОРА (для правильного произношения ударение надо ставить на вторую букву «А»).
Термин этот, как и многие другие, пришел в русский язык из Древней Греции. А само слово «αναφορα» переводится как «повторение, возвращение, восхождение, единоначатие».
Определение — что это такое
Анафора – это стилистический прием, который заключается в повторении некоторых звуков, слов или словосочетаний (что это?). Используется поэтами и писателями для усиления эмоциональной части произведения, создания возвышенного тона или смыслового выделения наиболее важных, по мнению автора, кусков текста.
В отличие от других литературных приемов, анафора чаще всего располагается в начале предложений, то есть они начинаются с одних и тех же строк.
Приведем несколько примеров из жизни. Вспомните строчки известной песни Юрия Антонова:
МОИ года – МОЁ богатство
Здесь анафорой является притяжательное местоимение «мой». Таким образом, автор делает акцент, во-первых, что речь идет именно о нем, а во-вторых, прямо дает понять, что гордится своим возрастом.
А вот футбольные болельщики наверняка помнят скандальную фразу Андрея Аршавина после провального для сборной России Чемпионата Европы 2012 года. На упреки болельщиков в слабой игре, он ответил:
ВАШИ ожидания – это ВАШИ проблемы
Анафора в этом случае получилась очень недвусмысленной и эмоциональной. Вот только сам Аршавин, наверное, сто раз уже пожалел о том, что сказал.
Примеры анафор в поэзии
Чаще всего анафоры можно встретить именно в поэзии. Этот прием придает стихотворениям большую выразительность и яркость. И его можно расценивать как некий «голос поэта», он позволяет передать душевное состояние автора и те эмоции, которые он испытывал во время написания.
Наиболее яркий пример можно найти у Александра Сергеевича Пушкина – в его поэме «Медный всадник»:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид …
Глагол «люблю» очень эмоционально передает отношение автора к Петербургу. Ведь Пушкин действительно обожал город на Неве, и в этих строчках это особенно чувствуется.
А ведь дальше есть и продолжение:
Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз …
Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей …
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром …
И как противоположность – известные стихи Владимира Высоцкого «Я не люблю»:
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не люблю, когда невинных бьют.
Я не люблю, когда мне лезут в душу,
Тем более, когда в нее плюют.
Я не люблю манежи и арены,
На них мильон меняют по рублю, —
Пусть впереди большие перемены,
Я это никогда не полюблю.
А еще вспомните, насколько эмоционально пел Высоцкий. И в совокупности с анафорой это вообще выглядело как крик души.
А еще в качестве анафоры может использоваться не целое слово, а лишь приставка к нему. Например, отрицание «НЕ» в известном стихотворении Сергея Есенина:
НЕ жалею, НЕ зову, НЕ плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Анафора в прозаической литературе
В прозе анафоры встречаются гораздо реже, потому что использовать этот прием сложнее. При неправильном подходе, он будет похож на тавтологию, что всегда идет только во вред. Но если сделать все правильно, создается очень сильный и эмоциональный текст. Хорошие примеры можно найти даже в Библии:
Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное.
К анафоре редко, но любили прибегать и классики русской литературы:
Всё разнообразие, вся прелесть, вся красота слагается из тени и света (Толстой)
Влюбиться не значит любить. Влюбиться можно, и ненавидя. (Достоевский)
Есть книги, которые читаются; есть книги, которые изучаются терпеливыми людьми; есть книги, что хранятся в сердце нации. (Леонов)
Разновидности анафоры (примеры)
Все анафоры условно делят на несколько видов:
- Звуковая. Это когда в начале предложений стоят разные слова, но звучащие весьма похоже.
Грозой снесенные мосты,
Гроба с размытого кладбища. (Пушкин) - Морфемная анафора. Используются слова, имеющие схожие слоги.
ЧЕРНОглазую девицу,
ЧЕРНОгривого коня. (Лермонтов) - Лексическая. Самый распространенный вид, о котором мы и рассказывали до этого, — когда полностью повторяются слова или словосочетания.
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь. (Есенин) - Синтаксическая. Имеет место повторение целых конструкций.
Быть может, вся Природа – мозаика цветов?
Быть может, вся Природа – различность голосов? (Бальмонт) - Строфическая анафора. Тут повторяются не только отдельные слова, но и достаточно сложная конструкция всего произведения.
З е м л я!..
От влаги снеговойОна ещё свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.З е м л я!..
Всё краше и виднейОна вокруг лежит.
И лучше счастья нет, — на ней
До самой смерти жить. (Твардовский)
Анафора в повседневной жизни
Стилистические повторения, которые призваны усилить речь, нередко используют в рекламных целях:
Твой день – твоя вода (Архыз)
Новые компьютеры – новые доходы (Intel)
Конструкции с использованием повторов можно часто услышать на заседаниях суда или на любых многочисленных собраниях. Их используют, например, в качестве приветствий:
Многоуважаемый судья, многоуважаемые присяжные, многоуважаемые присутствующие…
И наконец, анафоры любят использовать политтехнологи, когда пишут речи для своих «хозяев». Один из ярких примеров – выступление Уинстона Черчилля перед вступлением Великобритании во Вторую мировую войну.
В ней он в каждом предложении использовал местоимение «МЫ», чтобы воодушевить всех сограждан:
«Мы пойдем до конца. Мы будем сражаться во Франции, мы будем сражаться на морях и океанах, мы будем сражаться с растущей уверенностью и растущей силой в воздухе, мы будем охранять наш остров, чего бы это нам ни стоило, мы будем сражаться на пляжах, мы будем сражаться на месте высадки, мы будем сражаться в полях и на улицах, мы будем сражаться на холмах. Мы никогда не сдадимся».
Вместо заключения
Есть в русском языке прием, который очень напоминает анафору. Он называется ЭПИФОРА, и в нем также используются повторения различных слов или словосочетаний. Но разница в том, что анафора ставится в начале текста, в эпифора – в конце.
Но об этом подробнее расскажем в следующий раз. До новых встреч на страницах нашего блога.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Использую для заработка
Чтобы придать выразительность своим стихотворениям, авторы поступают по-разному: кто-то рисует богатые на изящные детали картины с помощью эпитетов, кто-то играет смыслами, пряча образы за замысловатыми метафорами. Другие предпочитают работать со звуковым рисунком речи. Здесь тоже существует масса возможностей: можно комбинировать размеры, можно обрывать ритм, перенося слова предложения из одной строки в другую. Одним из популярных способов воздействовать на ритм произведения является анафора. Этот приём можно встретить в стихотворениях самых разных авторов из различных эпох и культур.
Слово «анафора» происходит от греческого «anaphora», что означает «восхождение, возвращение, вынесение вверх». В литературе под этим термином понимается стилистическая фигура, представляющая собой повторение одних и тех же звуков, слов или групп слов в начале соседних отрезков речи (строк, строф, отрывков и т. д.). Чаще всего анафоры можно встретить в стихотворениях, но случается, что некоторые авторы помещают эту фигуру в прозаические произведения. Примером этого может служить фрагмент статьи «Честь истинная и ложная» Д. С. Лихачёва:
«Совесть всегда исходит из глубины души, и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызёт». Совесть не бывает ложной».
Кроме того, анафоры можно обнаружить в религиозных текстах:
Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное. (Библия)
Часто анафорой пользуются ораторы и маркетологи, чтобы придать речи или слогану яркость, заострить внимание слушателя на каких-либо важных тезисах.
В зависимости о того, какой элемент повторяется в тексте, выделяются различные виды анафоры.
1. Звуковая (или фоническая) анафора – это повтор звуков в словах, расположенных в начале параллельных рядов.
Сорок отроков верхами
Следуют толпой.
«Легенда», А. А. Фет.
2. Морфемная анафора предполагает, что в начале соседних отрезков речи будут повторяться морфемы, т. е. части слов, слоги.
Они – воители, творцы наук и книг,
Настаивая на высоком сходстве,
намериваюсь приравняться к ним
я в мастерстве своём и благородстве.
«Смотрю на женщин, как смотрели встарь….», Б. А. Ахмадулина.
3. Лексическая (словесная) анафора является наиболее распространённой и представляет собой повтор целых слов в начале параллельных речевых отрезков.
Повсюду дружба водворилась,
Повсюду истина явилась…
«Добродетель», В. А. Жуковский.
4. Синтаксическая анафора – это повтор синтаксических конструкций.
Разве я своею волей в сказочном лесу?
Разве я не задыхаюсь, если в сердце грех несу?
«Страна Неволи», К. Д. Бальмонт.
5. Строфическая анафора представляет собой повтор частей фразы в начале строф стихотворения.
Голубой саксонский лес
Снега битого фарфор.
Мир бесцветен, мир белес,
точно извести раствор.
Голубой саксонский лес.
К взгляду в зеркало и вдаль
потерявший интерес
глаза серого хрусталь.
«В горах», И. А. Бродский.
6. Строфико-синтаксическая анафора предполагает повторение одинаковых синтаксических конструкций в начале каждой строфы.
У нас с тобой обязательно будет Лето.
Настоящее лето, теплое, как рука.
Знаю, что счастье – сиреневые билеты.
Все силуэты уходят на берег Леты,
эти снега – превращаются в облака.
У нас обязательно будет большое Море.
Такое большое, – только оно кругом.
Будет много историй. Они в миноре,
мажоре, соре, сорри, задоре, вздоре,
разговоре, с волнами, чайками и песком.
«У нас с тобой обязательно будет Лето…», Арчет.
7. Ритмическая анафора редко встречается и применяется только в поэзии. При такой анафоре повторяются различные приёмы, например, паузирование в параллельных отрезках речи и др.
Следует отметить, что часто в произведениях обнаруживаются объединения нескольких видов анафоры.
Когда именно анафора начала использоваться в стихосложении, доподлинно неясно. Некоторые литературоведы склоняются к мысли о том, что эта фигура применялась в фольклоре, откуда её заимствовали первые поэты. До нас дошли стихотворения древнегреческого лирика Анакреона, жившего в V веке до нашей эры, содержащие анафору:
Нежный цвет его кудрей,
Золотых, как луч заката,
Золотых, как мед пчелиный,
Тех кудрей, что так чудесно
Оттеняли нежный стан.
(перевод С. Лурье)
Анафору применял и античный поэт Феокрит (III в. до н. э):
К статуе Асклепия
Нынче в Милета жилища спускается отпрыск Пеана,
Хочет увидеть он там многих болезней врача, Никия.
Этот ему что ни день, то подарки приносит;
Нынче душистый он кедр выточить в статую дал
Эетиона искусным рукам за плату большую.
Мастер же в этот свой труд всю свою ловкость вложил.
(перевод М. Грабарь-Пассек)
Мы можем встретить эту фигуру в произведениях, написанных на других языках. Вот 66 сонет Уильяма Шекспира, содержащий два вида анафоры сразу:
Sonnet 66. Tired with all these for restful death I cry
Интересно, что переводчики также старались сохранить эту фигуру при переложении стихов на русский язык. Так, например, поступил Б. Л. Пастернак:
Измучась всем, я умереть хочу.
Тоска смотреть, как мается бедняк,
И как шутя живется богачу,
И доверять, и попадать впросак,
И наблюдать, как наглость лезет в свет,
И честь девичья катится ко дну,
И знать, что ходу совершенствам нет,
И видеть мощь у немощи в плену,
И вспоминать, что мысли замкнут рот,
И разум сносит глупости хулу,
И прямодушье простотой слывет,
И доброта прислуживает злу.
Измучась всем, не стал бы жить и дня,
Да другу трудно будет без меня.
Я теперь ничего не ищу,
Значит, я ничего не теряю!
Эти поиски ада и рая
Больше в мысли свои не пущу.
Я теперь не жалею себя,
Значит, хватит на многое силы.
Раньше много у Бога просила –
Возвращаю, душою скрипя!
«Я теперь ничего не ищу…», Ах Астахова.
Применение анафоры может служить разным целям. Литературоведы выделяют следующие функции:
- усиление напряжения, факта, признака действия;
- выделение важного, концентрирование на слове, образе, фразе;
- конкретизация образа или понятия;
- категоричность.
Таким образом, анафора является важным способом сосредоточить внимание читателя на ключевых образах или выражениях, придать стихотворению более яркую эмоциональную окраску, задать определённый ритм и сделать произведение более выразительным и запоминающимся.