5 обрядов

Молодой человек Майкл Ковак собирался содержать похоронное бюро, однако ничего хорошего это дело ему не принесло. Он был беден, потому решив получить высшее образование, понимал, что потребуется кругленькая сумма. Тогда парень придумал способ схитрить и поступил в духовную семинарию. Сдав экзамены, и пройдя рукоположение в диаконы, Майкл пишет заявление об уходе, так как утратил веру. Однако его руководитель отец Мэттью пытается отговорить юношу. Однажды парень замечает велосипедистку, попавшую в аварию, и ему приходиться провести исповедь по всем правилам, отпуская грехи умирающей.

Майкл соглашается пройти последнее обучение в Риме, ведь его наставник считает, что настоящий потенциал подопечного еще не раскрыт. Он рекомендует познакомиться с отцом Лукасом Тревентой, который проводит обряды экзорцизма и только потом решать, ведь уйти никогда не поздно. Оказывается, пожилой священник занят шестнадцатилетней беременной девочкой Росарией, в которую вселился демон.

Майкл скептически относится к «фокусам», вроде откашливания ногтей, разговоров чужими голосами, но ей становится все хуже. Приходится отвезти малышку в больницу и с ней остается отец Лукас. Ребенок в ее чреве гибнет, и сама девушка умирает от многочисленных побоев, в чем можно было бы легко обвинить священника.

После всего этого Тревента начинает вести себя странно, и Майкл начинает думать, что нечистый захватил его. Весь его скептицизм будто ветром сдуло. Он пытается связаться со специалистом, отцом Ксавье, но это невозможно. Тогда молодой человек решает сам изгнать беса. Бой получается длительным и затяжным, но демон Баал подчиняется и уходит. После этого Майкл Ковак возвращается в Нью-Йорк к своей привычной жизни, но вера в его сердце крепка.

С пониманием того, что такое ритуал (обряд), в общественном сознании россиян дело обстоит неважно. Народная энциклопедия рунета (Википедия) лаконично сообщает: «ритуал – то же, что обряд». А обряд — «религиозное действие, совершаемое верующими с различными целями. Например, некоторые религии используют обряды для закрепления в сознании верующих некоторых религиозных представлений и укрепления веры во всемогущие силы».

Итак, по народному википедическому определению обряд — это действо «верующих», обряды используются религиями, и цель этого использования — закрепление «веры во всемогущие силы». Писавший это явно был воспитан на тезисе о религии — опиуме для народа. Но не только в этом дело. Слово обряд здесь связано с представлением о коллективных отношениях с метафизическим. Назван только одни конкретный социальный институт – религия, в рамках которого осуществляются обряды. Исполнение обрядов приписано лишь особой группе людей – верующим. Но если даже очень несведущему человеку предложить определить, что такое свадьба или похороны, он, несомненно, скажет, что это – обряды. При этом верующих, а также религию, а также «всемогущие силы», к которым обращен обряд, мы в этих обрядах можем и не усмотреть.

Более адекватны определения ритуала в других – специальных – словарях. Эмоционально-беллетристический вариант предлагает энциклопедия «Знаки, символы, эмблемы»:

Ритуал — стереотипная последовательность действий, выполняемая в определенных обстоятельствах. Ритуал, как древний, так и современный, одинаково символичен. Он призван победить бесформенность времени. Участники ритуала ощущают, что это рубеж, за которым начинается качественно другая жизнь, поэтому каждому такому переходу способствует празднование и ощущение перерождения. Ритуал позволяет человеку отрешиться от повседневной рутины.

Лаконичный вариант определения по энциклопедии Брокгауза и Эфрона. Именно на это – позапрошлого века, определение – ориентировано определение современной русской википедии:

Ритуал, лат. ritualis, порядок церковных обрядов, совершаемых при разных требах и богослужении.

Высоконаучный и довольно туманный по смыслу вариант описания ритуала предлагает социологическая энциклопедия:

Ритуал (лат. ritualis — обрядовый, ritus — торжественная церемония, культовый обряд) — одно из основных понятий этнологии и культурной антропологии, позволяющее адекватно отобразить своеобразие человеческого поведения в «далеких» культурах (прежде всего архаических и традиционных). В первом приближении Ритуал может быть определен как священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами. Традиционной философией культуры Ритуал трактовался как несущественное для достижения практического результата «обрамление» здравого технологического рецепта, порожденное дефицитом позитивных знаний и заменой подлинных причин вымышленными. Однако современное историко-культурное исследование, реконструирующее специфические типы человеческого поведения, исходя из ценностных оснований самих изучаемых культур, меняет местами привычное соотношение ритуального и прагматического: в «далеких» культурах Р. оказывается лежащим в основе повседневной трудовой деятельности человека. Такая позиция ставит вопрос о специфической целесообразности Р. Сравнительно легко фиксируются его внешние функции — социальная и психологическая: Р. служит средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов (Малиновский, Дюркгейм), а также снимает психологическое напряжение и гармонизирует человеческую психику (Юнг). На имманентную целенаправленность ритуальных действий указывает семантика языковых обозначений Р., свидетельствующая о близости двух основных значений — «священнодействие» и «порядок Р.» — это священнодействие, связанное с установлением или поддержанием вселенской и социальной упорядоченности.

Ученые в определении ритуала обычно связывали какие-либо два параметра, характеризующих это сложное социальное действие. По определению Виктора Тэрнера ритуал — «стереотипная последовательность действий, которые охватывают жесты, слова и объекты, исполняются на специально подготовленном месте и предназначаются для воздействия на сверхъестественные силы или существа и в интересах и целях исполнителей». (Тэрнер В. Символ и ритуал. М. 1983. С. 32). Тэрнер подчеркивал коммуникативную природу ритуала. Есть священные адресаты и есть заинтересованные исполнители ритуала – отправители сообщения, задача исполнителей – понудить (испросить, заставить, умилостивить, убедить) некую сакральную силу совершить нужное коллективу действие: подать удачу в охоте, забрать болезнь и прочее. Тэрнер перечислил также формальные составляющие ритуала, которые образуют его структуру.

По очень краткому определению Клиффорда Гирца ритуал — «сакрализованное поведение» (Geertz, C. The Interpretation of Cultures . NY . 1973. Р. 112). В фокусе его внимания было переживание священного, связанное с определенным образом оформленным поведением.

На фоне объемных и несколько путаных энциклопедических определений, а также слишком кратких – рабочих – определений антропологов, ритуал в определении англоязычной Википедии описан очень полно и ясно. Это позволяет предположить, что англоязычные «народные массы» в большей степени искушены в этом вопросе, нежели отечественные. Я позволю себе пересказать эту словарную статью близко к тексту (перевод мой) и дам пояснения предложенным формулировкам:

Ритуал это набор действий, как правило, предполагающий символическую ценность, исполнение его обычно предписано религией или традициями общества.

Иными словами, это не обязательно религиозное действо: современное украшение елки на Новый Год совершается по традиции, а не в соответствии с неким религиозным требованием. Ничего религиозного нет и в праздновании золотых, серебряных и прочих свадеб, но, тем не менее, это тоже ритуалы.

Ритуал может совершаться через регулярные интервалы, по специальным случаям или по особому решению индивидов или групп.

Эту особенность ритуала мы рассмотрим подробно ниже, поскольку она связана с его функциями.

Он может быть проведен одним человеком, группой или всем сообществом. Он может проводиться в произвольном месте или в местах, специально для него организованных, он может быть публичным, приватным или совершаться с привлечением особых лиц. Ритуал может ограничиваться пределами определенной группы сообщества, и может обеспечивать возможность перехода между религиозными и социальными группами.

Формы ритуала прямо связаны с набором участников, местом и способом его организации. Те или иные ритуалы могут предполагать или напротив запрещать присутствие зрителей.

Цели ритуалов различны, они включают выражения согласия с религиозными установлениями и идеалами, удовлетворение духовных и эмоциональных потребностей участников, упрочнение социальных границ, демонстрацию уважения или подчинения, подтверждение принятия кого-либо в члены группы, достижение общественного согласия или утверждение легитимности какого-то события или, иногда, просто для получения удовольствия от ритуала как такового.

Приведенный ряд практически исчерпывающе описывает цели ритуалов. Выходя на Первомайскую демонстрацию, советские люди «демонстрировали» свою приверженность государственным идеалам, празднуя открытие новой дороги, моста, завода или спуск на воду нового корабля – утверждали легитимность созданного коллективными усилиями объекта, вставая при входе старших, начальников или женщин демонстрировали подчинение или уважение.

Следующий тезис очень важен, так как в нем утверждается универсальное качество ритуала – он присущ любым сообществам, не только религиозным и не только архаическим. Собственно, он – инструмент созидания и удержания (упрочения, консолидации, организации) обществ и групп во времени.

Ритуал – характерная черта всех человеческих обществ, как исторических, так и современных. Они предполагают не только поклонение святыням в развитых религиозных культах, но также обряды перехода, коронации, президентские инаугурации, свадьбы и похороны, обычай школьных посвящений, клубные встречи, празднования Хэллуина, ветеранские парады, рождественские распродажи и многое другое.

Главной чертой ритуала является то, что его действия и смыслы не выбираются участниками свободно, не диктуются логикой или необходимостью, но, либо предписаны и возложены на исполнителей каким-то внешним источником, либо унаследованы ими бессознательно из культурной традиции».

Это развернутое описание мне представляется лучшим. В частности, в нем утверждается то, что очень важно понимать, а именно — что ритуал невозможно придумать. Точнее, его может «придумывать» только тот или те, которые наделены властью, позволяющей вменить человеку или группе исполнение ритуала. Но даже в этом случае, в случае насилия, морального или физического, от участников ритуала требуется «добровольная часть». Исполнитель ритуала вкладывает в коллективный акт свое чувство. Так, например, это происходило в обществах победивших диктатур, которые в первую очередь активно созидали «новые ритуалы». В самом ритуале должно было быть нечто «старое», знакомое, — то, что позволяло его исполнителям чувствовать и переживать его смысл. Сожжения буржуйских чучел в 20-е годы ХХ века повторяло ритуал проводов масленицы, Первомайское шествие – ритуалы майских шествий по полям и т.д. и т.п. Использование традиционной формы ритуала, например, в случае сожжения чучела мировой буржуазии подобно сожжению чучела масленицы, подсоединяло к этому идеологическому акту универсальный эмоциональный смысл. Происходило проецирование негативного в себе на внешний предмет – «негожие» вещи, создание из этих вещей единого для коллектива и совместно сооружаемого символического объекта, придание ему статуса старого (чучело Масленицы одевали в одежду старой женщины), и коллективное его уничтожение: очищение общего коллективного тела от «негожего».

Но вернемся к определениям. По общему мнению, ритуал — это определенный набор и порядок действий, совершаемых человеком или группой и при этом имеющих для исполнителей определенный смысл. Специфика ритуала состоит в том, что он одновременно выполняет две функции. Он апеллирует к определенному сюжету, имевшему место в прошлом, которое, когда он воспроизводится в ритуале, получает статус священного и, вместе с тем, ритуал является социальной акцией, осуществляемой здесь и сейчас (см. Топоров В.Н. О ритуале // Ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., ). А, следовательно, посредством его совершается что-то жизненно важное для его настоящих участников. Так, например статус священного получает Великая Отечественная Война в ситуации ежегодного празднования Дня Победы, мистическим адресатом праздника служат павшие. Сюжет, к которому апеллирует торжество: «наши отцы пожертвовали своей жизнью за будущее родины и следующих поколений». Социальный смысл акции состоит в признании этого коллективного самопожертвования в ситуации войны основанием для консолидации, единства тех, кто совершают этот ритуал. Участники ритуала – посещая могилы неизвестного солдата, возлагая венки и совершая прочие символические акты – демонстрируют свою вовлеченность, а также – это очень важно, так как позволяет нам понять важнейшую эмоциональную составляющую ритуалов тех сообществ, к которым мы не принадлежим — переживают себя в этом акте как часть общего коллективного тела. Испытывают мощное коллективное переживание.

Как писал Э.Гидденс, структура социальной системы заключается в регулярно воспроизводимых в пространстве и времени практиках. От всех прочих регулярных практик – работы, уборки дома, совершения покупок, образования, регулярных отпусков и прочего ритуалы отличаются тем, что в них отсутствует очевидный практический смысл. И вместе с тем, они для исполнителей ритуала, имеют особую значимость. Их значимость состоит в продлении жизни социальной группы как таковой.

Существование социального тела во времени определяется переживанием трех ситуаций. Можно условно определить их так:

ситуация нормы или стабильности,
ситуация смены состояния, статуса или деятельности,
и ситуация конфликта.

Соответственно, ритуалы бывают трех типов. Первый тип ритуала существует в ситуации нормального течения дел. Главным фактором, который определяет необходимость его воспроизведения коллективом, является время. Время идет, в соответствие со вторым законом термодинамики энтропия (неопределенность) в системе – которой в данном случае является группа — возрастает. Человеческие отношения и смыслы, которые заложены в основу группы – родство, духовное или идеологическое единство, верность общим идеалам и святыням, профессиональному или сыновнему долгу, этническое единство — должны быть регулярно артикулированы в некоем совместном действии. Такой ритуал в социальных системах «работает» как особое интегрирующие действие, ритуал – проявление отдельными элементами в особых случаях качества системы, когерентность.

В открытых системах, далеких от равновесия, возникают эффекты согласования, когда элементы системы коррелируют свое поведение на макроскопических расстояниях через макроскопические интервалы времени. Такое кооперативное, согласованное поведение характерно для систем различных типов: молекул, клеток, нейронов, отдельных особей и т.д.

В результате согласованного взаимодействия происходят процессы упорядочения, возникновения из хаоса определенных структур, их преобразования и усложнения. Чем больше отклонение от равновесия, тем больший охват корреляциями и взаимосвязями, тем выше согласованность процессов, даже протекающих в отдаленных областях и, казалось бы, не связанных друг с другом. Сами процессы характеризует нелинейность, наличие обратных связей и связанные с этим возможности управляющего воздействия на систему.

В ряде случаев элементы системы начинают действовать в неравновесных условиях согласованно, обнаруживая свойства, не присущие отдельной частице. Эти общие свойства получили название когерентных или кооперативных свойств. < Открытые системы и саморегуляция // http://articles.excelion.ru/science/fizika/44690390.phpl >

Итак, ритуальное действие – системно. В нем каждый его участник обнаруживает в себе когерентные качества. Участие в таком действии есть акт демонстрации принадлежности группе, о какой бы группе ни шла речь – о нации, семье, организации, университете, ведомстве, об обществе спелеологов или политической партии. В исполнении таких ритуалов нуждается любая группа, это условие ее целостности.

«Календарные» ритуалы – праздники и иные массовые действа, носящие регулярный характер и предполагающие осуществление людьми одних и тех же одновременных действий, совершаемых в одной или разных точках пространства, обладают природой кооперативных или когерентных свойств системы.

Посредством семейных праздников – дней рождений, именин, дней памяти (годовщин смерти) мы создаем и воспроизводим себя как семью (род). Это достигается за счет универсальных символических актов: застолий, гостьбы, даров. Мы каждый раз заново утверждаем наше семейное единство. Собственно, семейные праздники — это способ осознания и презентации семьи как группы, способ подновления и укрепления межличностных отношений в группе.

Посредством «корпоративных вечеринок» мы подтверждаем свое единство как профессиональный коллектив. Съезды партий, регулярные пятничные банные собрания бывших одноклассников, встречи однополчан, проводы масленицы в русской деревне, Первомай и День Победы, — все это календарные ритуалы. Они существуют в стабильных человеческих отношениях и направлены на поддержание и упрочение группы, а также на артикуляцию чувств и смыслов, которые разделяют все члены группы. (Примеры советской новогодней традиции и истории первомайских праздников см.: Адоньева С.Б. Категория ненастоящего времени. СПб., 2001, Адоньева С.Б. Первомай: ритуал и перформанс // Морфология праздника./ Сб. ст. СПб., 2005)

Фиксация календарных (регулярных) ритуалов позволяет понять, какие ценности в действительности заложены в основание сообщества. Часто такой анализ вскрывает противоречие между ценностями, декларируемыми в обществе и ценностями, реализуемыми на деле в социальных актах. Этот прием работает как в отношении малых групп, например – организаций, так и в отношении больших – например – народностей, этносов, государств. В рамках государств ритуальная календарная практика всегда содержит как ритуалы, вмененные и поддерживаемые властью, так и ритуалы спонтанные. Последние, являясь несанкционированной коллективной символической практикой, могут одобряться, игнорироваться или запрещаться властью. Проиллюстритую этот тезис примерами: Запрещаемым коллективным действом было хождение к действующим храмам в пасхальную ночь – в советские времена. К игнорируемым светской властью и церковью ритуалам можно отнести современную традицию массовых кладбищенских поминовений на Троицу. К поощряемым властью – мужские и женские календарные праздники (8 марта и 23 февраля).

Второй тип ритуалов связан с ситуациями, когда сообщество должно или хочет санкционировать, принять или ратифицировать какую-то перемену в жизни одного или нескольких своих членов. Такие ритуалы в начале ХХ века были названы Арнольдом Ван Геннепом переходными. Это определение, выведенное на материале описаний преимущественно традиционных сообществ, позже было распространено на практику жизни обществ нового и новейшего времени. К переходным ритуалам относятся свадьбы и похороны, ритуалы посвящения (в вожди, шаманы, в священный сан, в президенты и пр.), ритуалы принятия в общество (в пионеры, в воинское звание, в секту, посвящение в студенты и пр.). Важным является то обстоятельство, что переходные обряды осуществляются в специальных случаях. Это происходит, когда у одного или нескольких членов группы назрели какие-то перемены и эти перемены нуждаются в публичной презентации и ратификации. Инициатором переходных ритуалов может быть и само сообщество, или власть, и тогда такие ритуалы носят принудительный характер для неофитов. Таковы посвятительные ритуалы новобранцев, таковыми были манипуляции, которым подвергались советские женщины в родильных домах.

Но инициатором переходного ритуала может быть и тот, кто его переживает. Так, осиротевшие ждут на поминки родных и близких, так брачующиеся желают публичного события: чтобы «все» узнали, что они теперь муж и жена. Так октябренок стремился стать пионером, пройти ритуал «торжественного посвящения в пионеры», поскольку это знак взрослости.

Третий тип ритуалов получил название окказиональных ритуалов или ритуалов бедствия . Происходит какое-то негативное для человека или группы событие: индивидуальное (болезнь, преследующие неудачи), или коллективное (война, эпидемия). В рамках позитивистской идеологии такое событие толкуется как следствие неких объективных причин. В рамках идеологии магической оно толкуется как внешнее магическое воздействие, а в рамках идеологии религиозной – как посещение Бога – наказание или обучение.

При любом толковании ритуалы бедствия появляются тогда, когда несчастье осмысляется как следствие случившегося межличностного или социального конфликта, то есть, когда причина бедствия связывается с нарушением в социальном порядке. Коллективная беда может быть осмыслена как следствие внутреннего конфликта, тогда ритуалы бедствия нацелены на установление новой связи со священным – построение обетных храмов, приношение общего покаяния. Система открывается трансцендентному, что для социальных (духовных) систем и является средой. Так неверующий человек в несчастье обращается к Богу, и метанойя, достигаемая в акте покаяние обеспечивает восстановление связи

Если же причина спроецирована вовне, то есть – она все равно понята как конфликт, но конфликт внешний: беда — следствие магии завистников, всемирного заговора жидов, происков международных террористов, включаются иные ритуальные стратегии. Тогда привлекается посредник (ритуальный специалист, медиатор, «свой человек во власти», «силовое ведомство» или шаман). Посредством особых магических тактик медиатор преобразует результат негативного воздействия: перенаправляет его на источник — зачинщика (повернув вспять), или превращает этот результат в преимущество, в бонус. Ритуалы бедствия по сути дела стратегии выхода из межличностных или групповых конфликтов, они – способ восстановления устойчивости системы.

Теме ритуала в обществе и культуре, его смыслу, структуре и функции посвящено огромное число исследований, как теоретического, так и описательного характера. Предлагаемое здесь понимание ритуала имело целью представить это явление так, чтобы использование этого знания могло иметь прикладной характер. В частности, я в самых общих чертах описала те схемы, которые могут пригодиться для описания жизни и – добавлю, болезней и смерти — современных сообществ.

сматривать в плане их оптимизма или пессимизма. Особую значимость приобретают оценка (позитивная и негативная) и оценочные высказывания.

Таким образом, для того чтобы наиболее точно определить, носит ли конкретное высказывание оптимистичный или пессимистичный характер, необходимо рассматривать все его характеристики: наличие/отсутствие оце-ночности (позитивность/негативность), а затем три параметра (постоянство, широта, персонализация) в совокупности .

Поскольку далеко не в каждом оценочном высказывании присутствуют все параметры, считаем возможным говорить о существовании высказываний с полным и неполным выражением оптимизма/пессимизма. К первому типу будем относить высказывания, в которых присутствуют все три параметра (постоянство, широта, персонализация), ко второму — те высказывания, в которых один из названных аспектов отсутствует. В таком случае отсутствующий параметр (например, отсутствующая персонализация) должен оцениваться «нулем» (0), а при общем подсчете должны учитываться только материально (в более сложных случаях — контекстуально) выраженные параметры.

Сказанным и завершим рассмотрение языкового выражения оптимизма/пессимизма в свете «локуса контроля».

литература

2. Зелигман М.Э.П. Как научиться оптимизму: советы на каждый день. М. : Вече, 1997.

4. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб. : Питер, 2000.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д. : Феникс, 2000.

6. Lakoff G. Women, fire and dangerous things. Chicago : The University of Chicago Press, 1990.

9. Seligman M.E.P. Learned optimism. N. Y. : A Division of Random House, Inc., 2006.

Linguistic expression of optimism/ pessimism in the light of «locus of control”

Key words: optimism, pessimism, personalization, locus of control, verbs.

е.в. доброниченко

(Волгоград)

функциональносемантические границы ритуального пространства: к вопросу об определении понятий

Рассматриваются часто смешиваемые понятия «ритуал», «обряд», «обычай», «церемония», «традиция» и определяются их функциональносемантические границы.

Ключевые слова: ритуал, обряд, церемония, обычай, традиция.

В обыденном понимании некоторых людей ритуалы банальны и бессмысленны, поскольку являются никому не нужными пережитками прошлого. Однако, на наш взгляд, ритуал чрезвычайно важен и в современном мире, он присутствует в жизни человеческого общества с древнейших времен до сегодняшнего дня, получая все большее распространение . Традиционно сфера ритуального бытия ограничивалась религией и народной обрядовой культурой. однако очень

© Доброниченко Е.В., 2013

быстро ритуал стал социально-политическим явлением. Обязательность присутствия ритуалов отмечается в практике политики и экономики, бизнеса и сообществ, искусства и культуры, образования и воспитания. Нельзя отрицать тот факт, что ритуалы буквально сопутствуют человеку на каждом шагу, ведь практически все сферы жизни имеют игровой характер, отражающийся в соответствующих ритуалах. Нарастает как положительное, так и негативное влияние ритуала. И все же, как отмечает К. Вульф, ритуалы выполняют функцию социального моста, соединяя индивидов, сообщества и культуры, характеризуются этическим и эстетическим содержанием и могут обеспечить безопасность в эпоху нестабильности, восполнить опыт утраты общности, идентичности и аутентичности, порядка и стабильности, что объясняется направлением общества к индивидуализации, абстрагированию и виртуализации, эрозией социальных и культурных систем . Ритуал обретает новое понимание, и возрастает необходимость изучения перспектив его негативного и благотворного воздействия.

Что же представляет собой ритуал? Каковы границы ритуального пространства? Данную статью посвятим исследованию функционально-семантических границ ритуального пространства.

Ритуал в обыденном словоупотреблении часто отождествляется с такими родственными понятиями, как «обряд», «обычай», «церемония» и «традиция». Это доказывают данные Русского ассоциативного словаря. Среди стимулов, вызывающих реакцию «ритуал», — обычай (1), традиция (1), реакцию «обычай» — традиция (5), реакцию «традиция» — обычай (11); реакции на стимул «обычай» — традиция (11), ритуал (1), традиции (1), на стимул «традиция» — обычай (5), и обычай (1), обрядов (1), ритуал (1). Содержание приведенных стимулов и реакций не всегда четко различается и нередко смешивается носителями русского языка. Сложность состоит в том, что рассматриваемые понятия тесно взаимосвязаны и частично совпадают по содержанию. Так, из РАС видно, что свадьба — это и обряд, и ритуал, и обычай, и церемония, и традиция.

В лексикографических источниках нет четкого определения ритуала. Под ритуалом понимается 1) вид обряда (БЭС); 2) совокупность обрядов (ТСРЯК); 3) сложная форма символического действия, поведения (НФЭ, БЭС); 4) порядок обрядовых действий (ТСИС,

ТСО, ТСРЯЕ); 5) порядок совершения чего-либо, церемониал (ТСО, ТСРЯЕ, ТСРЯК). При этом в словарных дефинициях выделяется преимущественно религиозный характер ритуала (ТСИС, ТСО, ТСРЯЕ, ТСРЯК). Данные действия не имеют определенного предметного результата, а потому носят символический характер (НФЭ, БСЭ). Даже в случае утери связи с религией ритуал несет социальные и культурные ценности (НФЭ, БЭС). Наиболее яркими примерами ритуалов являются ритуал венчания, крещения, соборования, погребения, свадьбы, принятия присяги, приема послов, воинские ритуалы. Как видно из определений понятия «ритуал», он соотносится с обрядом, он больше или меньше обряда, является и действием (системой действий) особого рода, и порядком его выполнения. Для нашего исследования важны следующие характеристики ритуала, полученные в результате дефиниционного анализа: акциональный план, упорядочивающая роль ритуалов, связь с обрядом, преимущественно религиозный характер, социально-культурная ценность, символический характер.

О б ы ч а й в словарной литературе определяется как 1) способ поведения, образ действий (БЭС, ТСРЯЕ, ТСРЯК); 2) правила поведения (ТСО, ТСРЯК); 3) порядок действий (ТСРЯЕ, ТСРЯК); 4) привычка, обыкновение (ТСРЯЕ, ТСРЯК). Обычай наделяется такими свойствами, как традиционный (ТСО, ТСРЯК, ТСРЯЕ), издавна укоренившийся в быту какого-л. народа или общественной группы (ТСРЯЕ), привычный, общепринятый (БЭС, ТСРЯЕ, ТСРЯК, ТСО). Исходя из изложенного, для нашего исследования важны такие характерные черты обычая, как близость к народу, массовость, бытийность, привычность, общепринятость, историческая укорененность. Обряд рассматривается как 1) действия, совокупность действий (БЭС, ТСО, ТСРЯЕ, ТСРЯК); 2) порядок совершения чего-л. (ТСРЯЕ, ТСРЯК); 3) обычай (ТСРЯК); 4) церемония (ТСРЯЕ). Обрядовые действия соответствуют наиболее важным моментам человеческой жизни (БЭС), устанавливаются обычаем или ритуалом (ТСО, ТСРЯЕ, ТСРЯК), воплощают в себе религиозные представления или бытовые традиции (ТСО, ТСРЯК), носят привычный, традиционный характер (ТСРЯК, БЭС). Например, свадебный, похоронный обряд, обряд крещения, посвящения в студенты. Сказанное подтверждает, что обряд сопоставляется с обычаем и церемонией, является сово-

купностью действий или порядком их выполнения. Для нашего исследования значимы следующие характеристики обряда, полученные в результате анализа дефиниций: акциональный план, упорядочивающая роль, сопровождение наиболее важных событий, религиозный/народный характер, социально-культурная ценность, привычность, традиционность, тесная взаимосвязь с ритуалом или обычаем, а значит, и все их характерные черты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Установлено, что традиция определяется как 1) элементы наследия, все то, что перешло от одного поколения к другому (ТСИС, БЭС, ТСРЯЕ, ТСРЯК); 2) обычай (ТСИС, ТСРЯЕ, ТСРЯК); 3) порядок в поведении, быту (ТСИС, ТСРЯЕ, ТСРЯК). Традиция затрагивает социально-культурную сферу (БЭС), носит исторический характер (ТСРЯЕ, ТСРЯК) и сохраняется длительное время (БЭС). Де-финиционный анализ демонстрирует, что характерными чертами традиции являются долговременность, транслируемость через поколения, исторический характер, социальнокультурная ценность, упорядочивающая роль, а также все свойства обычая.

Итак, все рассматриваемые нами понятия ритуального пространства являются и действием (системой действий) особого рода, и порядком его выполнения, выражают социальнокультурные ценности, следовательно, их главными общими чертами являются акциональ-ный план содержания, упорядочивающая роль и социально-культурная ценностность. Историческая укорененность характерна для обычаев и традиций. Наибольшая связь с религией — у ритуалов, с народным бытом — у обычаев, как религиозный, так и народный характер — у обрядов. Свойства привычности наблюдаются у обряда, но в наивысшей степени у обычая, который становится общепринятым, слово даже имеет одно из значений «при-

вычка, обыкновение». Обряды сопровождают наиболее важные события, церемонии обладают торжественностью и официальностью, традиции передаются через поколения.

Проанализировав современную научную литературу, находим и здесь различные мнения о границах ритуальности. Сравнивая ритуал с обрядом, ученые выдвигают следующие точки зрения. Они соотносят их по следующим основным критериям: часть — целое, действие — порядок его выполнения, сакральность -обыденность, характер употребления термина. Одни считают ритуал частью обряда ; другие, наоборот, обряд частью ритуального действия . М.Г. Извекова, употребляя данные термины как синонимы , отмечает различия в оттенках значения, признает международный характер употребления термина ритуал и большую степень формализации обряда. Ю.Н. Кириленко и А.И. Быкадоров указывают также на сакральность ритуала по сравнению с обрядом . С.К. Бондырева и Д.В. Колесов отмечают, что «структура любого события может включать элементы разного плана. <.. .> Обычай вносит упорядоченность в сферу практических действий, в сферу повседневности; ритуал вносит упорядоченность в сферу эмоций; обряд вносит упорядоченность в сферу сознания индивидов. Поэтому обычай -прагматическое явление, ритуал — символическое явление (и момент) общественной жизни, обряд — идеологическое явление» . Данная точка зрения весьма спорна, поскольку как обычай, так и ритуал / обряд имеют и прагматический, и символический, и идеологический характер, а также выполняют упорядочивающую функцию в сфере быта, сознания, эмоций, межличностных отношений. Ритуал представляют также формой, порядком проведения обряда , системой, объединяющей обряды .

Для установления пределов содержания понятий ритуальности обратимся к их этимологии. Истоком современного понятия «ритуал» (англ. ritual, нем. das Ritual) является латинское ritualis — «ритуальный, обрядовый», которое, в свою очередь, образовалось от ritus со значением «религиозный обряд, ритуал, церемониал богослужения, установленная форма, принятый порядок, обычай, обыкновение» (ЛРС). Как видно из латинского аналога слова ритуал, границы между ритуалом, обрядом и обычаем стерты. Если предположить, что отличительной чертой ритуала является его связь с религией (ritus «религиозный об-

ряд…»), то непосредственный источник ritua-lis ее все же не отражает (ritualis — «ритуальный, обрядовый»). В языках-реципиентах данного заимствования по аналогии с латинским языком уже изначально привязка к религии была необязательна. В английский и немецкий языки слова ritual /Ritual вошли в XVI в. сначала как прилагательные для обозначения отношения к (религиозному) обряду, церемониальному акту, к XVII в. ritual / Ritual субстантивировались. Для указания на религиозное исполнение церемонии, обряда в данных языках уже с XIV в. имелось существительное (в англ. rite, в нем. Ritus), до сих пор сохранившее немного более религиозный оттенок значения (DDU, OED). Схематически процесс заимствования можно представить следующим образом:

Лат. Англ. Нем.

ritus (сущ.) -> XIV rite Ritus (сущ.)

ritualis (прил.) -> XVI ritual Ritual (прил.,

затем сущ.)

В русском языке ритуал становится заметным только в XIX в. под влиянием европейских языков. Его употребление в русской лингвокультуре отчетливо связывается с христианской обрядностью. Ритуалом называют «богослужебные обряды западной церкви» (СИС), а также «собрание указаний для правильного совершения обрядов» (ПСИС), «книгу с описанием обрядов» (СИС). В бытовом, «приземленном» значении русское слово ритуал начинает употребляться еще позднее и проявляется гораздо слабее. Таким образом, обращение к латинским корням не помогло нам полностью выяснить первичный смысл ритуала и разграничить смежные понятия.

Дальнейший этимологический анализ показал, что ритуал имеет и санскритские корни. Причастие Рита в санскрите (от глагола ар -«приводить в движение, двигаться») «как прилагательное означает «соответствующий, подходящий, правильный, праведный”, как существительное — «закон (круговращения вселенной)”, «порядок”, «истина”, «священный обряд” и «жертвоприношение”. Впервые это слово встречается в древнеиндийских гимнах богам — Ригведе. <…> Однокоренным с санскритским понятием Рита являются такие индоевропейские слова, как английское слово right «право”, art «искусство”, rite «обычай, обряд”, русское слово «ряд”, «обряд”, «порядок”»

. Обращение к санскриту раскрывает многое из глубинного первоначального

смысла ритуала: 1) этимологически ритуал и обряд имеют общее происхождение, следовательно, вполне закономерно их можно считать полными синонимами; 2) налицо сакральность ритуала гораздо большего масштаба, нежели просто связь с религиозной сферой, это закон жизни вселенной; 3) ритуал — это действие, соответствующее «правильному» порядку, истине и закону природы, который не сводится лишь к последовательности действий и форме обряда, значит, нельзя считать ритуал всего лишь порядком проведения обряда; 4) субъект ритуала не пассивен, а активен, поскольку осуществление ритуала (ар — «двигаться и приводить в движение») означает внутреннее преобразование человека и изменение окружающей действительности. Иначе говоря, основными этимологически заложенными особенностями ритуала / обряда являются его сакральный, социально-ценностный и активный прагматический характер.

Что касается дифференцирования ритуала и обычая, то в научном сообществе также существуют различные подходы. В основном ученые признают разноплановость этих понятий. Так, обычай связывается с повседневностью, а ритуал рассматривается ее порождением либо организующим фактором. Основная проблема заключается в том, что считать первичным — повседневный уклад жизни или ритуальные действа. Большинство все же признают первичность ритуала, констатируя тот факт, что обычай имеет ритуальное происхождение. «Ритуал используется коллективом для обозначения изменений, для констатации преобразовательных процессов. В то время как функция обычая состоит в закреплении сложившихся отношений и поддержании социальных статусов участников действия, регламентации отношений участников в перерывах между ритуалами» .

Нельзя не согласиться с тем, что обычай больше приближен к повседневной «бытовой» жизни. Это доказывает и этимология слов обычай, custom, Brauch. Слово обычай общеславянского происхождения и является суффиксальным производным от оЬ-ууса]ь «выкнуть», того же корня, что наука, учить, привыкать (ЭСФ). Другими словами, речь идет о таком поведении, которое «обычно», «привычно» используется в данной ситуации. Английский аналог русского обычая -custom — появился в английском языке в XII в. в значении «habitual practice” («привычное действие») из старофранцузского costume

«custom, habit, practice; clothes, dress” («обычай, привычка, практическое действие; одежда») (OED). В немецком языке для обозначения обычая существует два слова: Brauch и Sitte. Первое из них восходит к древневерхненемецкому brüh «Nutzen, Gebrauch” («использование, употребление»), второе — к древневерхненемецкому situ «Gewohnheit, Brauch, Art und Weise des Lebens” («привычка, обычай, образ жизни») (DDU). Таким образом, обычай — более широкое и частотное понятие, поскольку включает не только ритуалы / обряды, но и повседневный уклад жизни. Ведь далеко не все то, что мы обычно делаем, является ритуалом / обрядом. Чаще всего мы обычно просыпаемся, завтракаем, идем на работу, возвращаемся домой, общаемся с родственниками и друзьями и т.п.

Ритуал / обряд существует не только для того, чтобы «вписать» своих участников в обычную реальность в новом социальном статусе, но и чтобы выделить событие из повседневности множества других жизненных ситуаций. Получается, что ритуал / обряд по сравнению с обычаем обладает особой значимостью как для его участников, так и для окружающего их социума. Мы считаем, что характерные черты ритуала / обряда проявляются в обычае только до того момента, пока ритуал / обряд не завершится и не перейдет в повседневность. Кстати говоря, эту грань не так легко определить. Если рассмотреть свадебный ритуал, то его окончанием можно считать и брачную ночь, и завершение свадебного пира, и конец медового месяца, и первую годовщину свадьбы, и рождение первого ребенка. Кроме того, возникает другой вопрос: в какой степени можно считать ритуал обычаем? С нашей точки зрения, ровно в той степени, пока можно сказать о происходящем «как обычно». Это зависит в основном от намерений его участников. Если, например, жених и невеста хотят организовать свадьбу так, чтобы все было так, как обычно это бывает, то можно говорить, что их свадебный ритуал будет следовать обычаю. Для придания ей уникальности (а значит, необычности) они внесут в ритуал какой-либо элемент, ранее не использованный в свадьбах. От этого свадьба не перестанет быть ритуалом / обрядом, но данный факт идет вразрез с обычаем. Можно сказать, что ритуалы / обряды обладают как традиционными, так и индивидуальными чертами и, как следствие, больше подвержены изменениям, чем обычаи.

Церемонию многие исследователи относят к разновидности обряда или ритуала, отмечая при этом ее более торжественный характер . Слово церемония (англ. ceremony, нем. Zeremonie) пришло в XIV в. из латинского языка, где ceremonia < caerimonia «священнодействие, торжественность, культовый обряд» (ЭСФ). Позже понятие «ритуал» вытеснило «церемонию», и с последней стали связывать представление о светской ее составляющей, которая часто теряет связь с высшей реальностью и становится пустой формой. Отсюда выражения without ceremony, to stand upon ceremony, калькированные затем в русский без церемоний, не церемониться. Следовательно, церемония имеет все характерные черты ритуала / обряда, но это зрелищное и масштабное событие, которое затрагивает интересы всего народа страны. Если ранее церемонии проводились в честь особо важных религиозных, придворных или политических событий, то сегодня они больше всего затрагивают политику и шоу-бизнес. Наиболее распространены церемонии празднования, награждения, открытия и закрытия мероприятия, подписания договора, вступления в должность. Часто церемонии проводятся от имени государства. Так, свадьба наследного принца является не просто ритуалом / обрядом, а особой церемонией. Для проведения церемонии, как и для ритуала / обряда, характерна строгая последовательность действий, но в ходе подготовки церемонии разрабатывается специальная программа, церемониал, в котором детально спланировано будущее событие, поведение всех участников предусмотрено до мельчайших подробностей. В этой связи важно подчеркнуть, что особо торжественные ритуалы / обряды затрагивают интересы всего государства и способны перерастать в церемонии.

В науке традиция (от лат. traditio «передача») (ЭСФ) единогласно признана формой трансляции от поколения к поколению ритуалов / обрядов, обычаев и других элементов социального и культурного наследия. Повторение из поколения в поколение реализует отношения преемственности. Общество, где традицией определяются все сколь-нибудь существенные стороны социальной жизни, называют традиционным, самобытным. С одной стороны, в традиции «аккумулируется» опыт прошлого, с другой — она является «проектом и предписанием будущего поведения» (ФЭС).

Итак, обращение к этимологии русских понятий «ритуал», «обряд», «обычай», «церемо-

ния», «традиция» и их аналогов в английском и немецком языках позволило постичь многое из глубинного первоначального смысла ритуала и определить границы ритуального пространства. Ввиду общего происхождения ритуала и обряда в настоящем исследовании они признаны полными синонимами. Обычай — более широкое и частотное понятие, поскольку включает не только ритуалы / обряды, но и повседневный уклад жизни. Ритуал можно считать обычаем, пока о происходящем можно сказать «как обычно», их пересечение длится только до того момента, пока ритуал / обряд не завершится и не перейдет в повседневность, обыкновение. Основными этимологически заложенными особенностями ритуала / обряда являются его сакральный, социальноценностный и активный прагматический характер, неординарность, сочетание традиционности и индивидуальности, изменчивость. Церемония имеет все характерные черты ритуала / обряда, но обладает большей торжественностью и, как следствие, зрелищностью и масштабом. Традиция — форма трансляции от поколения к поколению ритуалов / обрядов, обычаев и других элементов социального и культурного наследия.

литература

1. Большой латинско-русский словарь. иКЬ : http://linguaetema.com/vocabula/index.php (ЛРС).

2. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов. 1-е изд. СПб. : Норинт, 1998. ШЕ : http://enc-dic.com/kuzhecov (ТСРЯК).

3. Большой энциклопедический словарь. ТЖЬ : http://dic.academic.ru/contents.nsf/enc3p/ (БЭС).

5. Быкадоров А.И. Ритуал в современной культуре : автореф. дис. … канд. филос. наук. Ростов н/Д., 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Емельянов В.В. Ритуал в Древней Месопотамии. СПб. : Азбука-классика; Петербургское востоковедение, 2003.

9. Желтухина М.Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ : мо-ногр. М. : Ин-т языкознания РАН; Волгоград : Изд-во ВФ МУПК, 2003.

11. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов / Л.П. Крысин. М. : Эксмо, 2008 (ТСИС).

12. Карасик В.И. Язык социального статуса. М. : Гнозис, 2002.

14. Новая философская энциклопедия : в 4 т. / под ред. В.С. Стёпина. М. : Мысль, 2010 (НФЭ).

16. Русский ассоциативный словарь: в 2 т. / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева . М. : Астрель, АСТ, 2002 (РАС).

17. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / под ред. А.Н. Чудинова. СПб. : Изд. В.И. Губинского, 1910 (СИС).

18. Современный толковый словарь русского языка: в 3 т. / Т.Ф. Ефремова. М. : АСТ, 2006 (ТСРЯЕ).

19. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992. URL : http://www.ozhegov-shvedova.ru/ (ТСО).

20. Философия: энцикл. словарь / под ред. А.А. Ивина. М. : Гардарики. 2004. URL : http://dic. academic.ru/contents.nsf/enc_philosophy/ (ФЭС1).

21. Философский энциклопедический словарь. М. : Сов. энцикл., 1983 (ФЭС2).

24. Duden Deutsches Universalwörterbuch. URL : http://www.duden.de/woerterbuch (DDU).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *