5 заповедь божья

Человечеству нужно начать жить по Божьим заповедям. Только тогда жизнь каждого человека изменится к лучшему…

  1. Аз есмь Господь Бог Твой: да не будут Тебе бози инии, разве Мене.
  2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
  3. Не приемли Имене Господа Бога твоего всуе.
  4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.
  5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да дологолетен будеши на земли.
  6. Не убий .
  7. Не прелюбы сотвори.
  8. Не укради.
  9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
  10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

Люди сегодня настолько пропитаны грехом и ложной духовностью, что зачастую не в состоянии осознать всю полноту, которая изложена в 10 Заповедях Господних. Живя «как все», не совершая смертных грехов, многие считают себя чуть ли не праведниками, между тем, как нередко впадают в грех.

Подобно тому, как существуют законы материального мира (которые также были установлены Господом) и нарушающий их подвергает свою жизнь опасности или даже риску смерти, точно так же существуют и законы духовного мира и противящийся им, обрекает себя на множество несчастий и на саму возможность духовной или физической гибели. Никому из живущих на земле не приходит в голову, например, возмущаться тем, что существует закон тяготения и человек, спрыгнувший с большой высоты, разбивается на смерть. Также понимают практически все, что не стоит полагать голову в огонь или пытаться дышать под водою. Те, кто руководствуются законами материального мира, спокойно и здраво живут на земле, а пытающиеся преступить возможности своего естества, погибают. В силу своего атеистического воспитания, современный человек, как правило, живет так, как будто духовный мир, просто не существует. Не стараясь познать законы невидимого мира и жить в соответствии с ними, люди часто жестоко расплачиваются за это. Между тем, законы духовного мира, сотворенного Богом, изложены в Евангелии и непосредственно содержатся в десяти заповедях, данных еще Моисею на горе Синай.

Все комментарии и объяснения сущности заповедей и греха исходящего от их нарушений, основаны на святоотеческих писаниях и наставлениях.

Десять заповедей закона размещены были на двух скрижалях, потому что в них содержится два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему.

Указывая на эти два вида любви, Господь Иисус Христос на вопрос, какая заповедь больше всех в законе, сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф. 22:37-40).

Любить Бога мы должны прежде всего и больше всего, потому что Он наш Творец, Промыслитель и Спаситель, — «Им мы живем, и движемся, и существуем» (Деян.17:28).

Затем должна следовать любовь к ближнему, которая служит выражением нашей любви к Богу. Кто ближнего своего не любит, тот и Бога не любит. Св. апостол Иоанн Богослов разъясняет: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата ( т.е. ближнего) своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего , которого видит, как может любить Бога, которого не видит» (1 Иоан. 4:20).

Итак, хотя весь Закон Божий и заключается в двух заповедях любви, но для того, чтобы нам яснее представить наши обязанности к Богу и ближнему, они разделены на 10 заповедей. Обязанности наши к Богу предписываются в первых четырех заповедях, а обязанности к ближним — в последних шести заповедях.

И сказал Бог;

1-я заповедь: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исход 20:2-3).

Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует.

2-я заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Исход 20:4-6).

Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева или камня. Попытка сделать это унижает Его, извращает истину. Идолы не могут удовлетворить наши нужды. «Ибо уставы народов — пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они — как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» (Иеремии 10:3-5). Все наши нужды и потребности может удовлетворить только реальная Личность.

3-я заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7).

Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении. Мы бесчестим Бога также тогда, когда необдуманно упоминаем Его имя в разговоре, или всуе повторяем его. «Свято и страшно имя Его!» (Псалом 110:9).

Пренебрежение к имени Божьему можно демонстрировать не только словами, но и делами. Тот, кто называет себя христианином и не поступает так, как учил Иисус Христос, бесславит имя Божье.

4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11).

Суббота представлена здесь не как новое установление, но как день, утверждённый при творении. Мы должны помнить о нём и соблюдать его в память о делах Творца.

5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12).

Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.

6-я заповедь: «Не убивай» (Исход 20:13).

Бог есть источник жизни. Только Он Один может дать жизнь. Она является святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать её, т.е. убивать. Создатель имеет определённый замысел о каждом человеке, отнять же жизнь у ближнего — значит вмешиваться в план Божий. Лишить жизни себя или другого — значит попытаться встать на место Бога.

Все действия, сокращающие жизнь, — дух ненависти, мести, злобные чувства — являются также убийством. Такой дух, вне всяких сомнений, не может приносить человеку счастье, свободу от зла, свободу к добру. Соблюдение этой заповеди подразумевает разумное почитание законов жизни и здоровья. Сокращающий свои дни, ведя нездоровый образ жизни, конечно, не совершает прямого самоубийства, но делает это незаметно, постепенно.

Жизнь, которая была дарована Творцом, есть великое благо, и её нельзя бездумно расточать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой и долгой жизнью.

7-я заповедь: «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14).

Брачный союз — изначальное установление Творца Вселенной. Учреждая его, Он имел определённую цель — сохранить чистоту и счастье народа, возвысить физические, умственные и моральные силы человека. Счастья во взаимоотношениях можно достичь только тогда, когда внимание сосредоточено наличности, которой отдаёшь всего себя, своё доверие и преданность на протяжении всей жизни.

Запрещая прелюбодеяние, Бог надеется, что мы не будем искать ничего другого, кроме полноты любви, надёжно защищённой супружеством.

8-я заповедь: «Не кради» (Исход 20:15).

Этот запрет подразумевает как явные, так и тайные грехи. Восьмая заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она порицает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в торговле, и требует справедливого расчёта с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт чьего-то невежества, слабости или несчастья записывается в небесных книгах как обман.

9-я заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).

Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящих в заблуждение — является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди.

10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17).

Желание присвоить собственность соседа — значит сделать первый самый страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы используем людей и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и использовать вещи.

Десятая заповедь поражает корень всех грехов, предостерегая от себялюбивых желаний, являющихся источником беззаконных поступков. «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1 Тимофею 6:6).

Израильтяне были взволнованы тем, что услышали. «Если такова воля Божия, мы исполним её», — решили они. Но зная, как забывчивы люди, и не желая доверять этих слов хрупкой человеческой памяти, Бог написал их Своим перстом на двух каменных скрижалях.

«И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исход 31:18).

Священник Алексий Мороз

Главная – Ресурсы – Вторая заповедь

Содержание

Вторая заповедь

«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого , ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРОСТЫМ ПОВТОРЕНИЕМ ПЕРВОЙ!

Первая заповедь объявляет Иегову как единственного Бога, Которому надо поклоняться, и вторая заповедь принимает и продолжает это, предусматривая единственный надлежащий СПОСОБ ПОКЛОНЕНИЯ, приемлемый для Бога — прямое…личное…полное поклонение.

Теперь, чтобы понять эту заповедь на самом глубоком уровне, мы должны задать себе вопрос «Зачем люди создают образы?» И ответ возвращает нас к тому, что люди создают образы как помощь в поклонении своим богам. Первобытный человек нашел трудным понимание своим интеллектом бога, которого он не мог видеть. Поэтому он сделал изображение этого бога и преклонялся перед ним. Без сомнения, эти образы обладали реальной ценностью какое-то время, но, в конечном счете, они стали помехой, а не помощью. Это произошло, когда поклонники, и особенно их дети и последующие поколения, так сосредоточили свое внимание на изображениях, что забыли Того, Которого эти изображения представляли. Они стали настолько поглощенными идолом, что пропустили действительность, или потеряли из вида Бога, уделяя слишком много внимания средствам достижения Его, а не Ему.

Личная трагедия сотворения образов имеет две части. Во-первых, само создание образа Божьего является признанием недостатка Божьей духовной реальности в человеке. Неизменная истина заключается в том, что сами попытки представить Бога всегда закончатся ложным и неадекватным представлением о Нем. Человек, посредством своей грешной природы, никогда не сможет во всей полноте понять, тем более представить Бога.

Бог сказал: «Не делай себе кумира и никакого изображения, не поклоняйся им и не служи им», потому что Он знал, что если человек, потеряв осознание Бога, пытается создать представление о Нем, оно неизбежно было бы ложным, ведущим всех, кто поклоняется ему к познанию ложного бога. Сама природа Божья, как мы видим это в Его имени, безгранична. Поэтому, в тот момент, когда кто-то воздвигает ограниченное, созданное человеком представление, он отрицает суть Божьей природы!

Поэтому первым трагическим последствием сотворения изображений является ложное представление о Боге.

Второе последствие является неизбежным результатом первого: если мое изображение Бога ложное, тогда и мой характер также будет ложным.

Иисус сказал: «Каковы мысли в душе человека, таков и он». Другими словами, каждый становится похожим на своего Бога. Все, что несет «окончательный приоритет» в моей жизни в большой степени определяет мой характер. Поэтому, если имеющееся у меня изображение Бога ложное или извращенное, тогда мой характер тоже будет таким же.

Псалом 113;12-16

Но это не все. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ЭТОЙ ЗАПОВЕДИ СОДЕРЖИТ И ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ И ОБЕТОВАНИЕ: «…Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».Вот в чем заключается предостережение.

Обычно мы считаем, что эта часть заповеди учит о передаче вины и наказания, что, если человек грешит, Бог накажет за это его детей. Но это несет не такое значение! Здесь не обсуждается тема передачи наказания. Напротив, это просто значит следующее: если человек имеет неадекватную и извращенную концепцию Бога, это не только произведет неадекватный и извращенный характер в нем, но плохое влияние этого поразит его детей, и через них его внуков, и через них его правнуков. Поэтому, если человек не принимает во внимание то, как он поклоняется Богу, может причинить вред не только собственной жизни, но также и жизням тех, за кого он несет ответственность. Мое понимание Бога передастся моему ребенку и неизбежно повлияет на его отношения с Богом.

Суть не в том, как много и как правильно мы говорим о Боге, но в том, как мы ценим Его, как мы своими жизнями представляем образ Божий. Конечно, та благочестивая жизнь, которой мы живем перед нашими детьми, не всегда гарантирует то, что они примут Иисуса и Его господство в их жизни, но это гарантирует то, что они не отвергнут Бога из-за того, что у них будет ложное представление о Нем по нашей вине.

Спасение наших детей не является нашей основной ответственностью. Этот вопрос стоит лично между каждым человеком и Богом. Но то, что у них есть возможность принять или отвергнуть истинного Бога, а не какие-то ложные или извращенные идеи о Боге, является нашей ответственностью.

А обещание во Второй Заповеди заключается в следующем: «и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

Творить милость – это наиболее известное и самое важное выражение завета Бога с Его народом, любви Божьей, которая не имеет границ, это Божье посвящение Своему народу. Бог говорит: «Я буду тем, Кем тебе нужно, чтобы Я был». Здесь Бог обновляет обетование, которое Он установил в первой заповеди. Он сказал: «Таким образом, Я посвящаю Себя тебе и всем тем, на чьи жизни ты окажешь влияние». Это обетование Божьего завета для нас, мы можем иметь это сегодня, какой бы ни была наша нужда.

Сторінка духовності

Человечеству нужно начать жить по Божьим заповедям. Только тогда жизнь каждого человека изменится к лучшему…1. Аз есмь Господь Бог Твой: да не будут Тебе бози инии, разве Мене.
2. Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.
3. Не приемли Имене Господа Бога твоего всуе.
4. Помни день субботний, еже святити его: шесть дней делай, и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.
5. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да дологолетен будеши на земли.
6. Не убий .
7. Не прелюбы сотвори.
8. Не укради.
9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.
10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякаго скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего.

Православный сайт «10 Заповедей” создан на основе толкования 10 Заповедей Закона Божьего православным священником А. Морозом для более глубокого понимания людьми как самого значения Заповедей, так и грехов, которыми нарушаются эти Заповеди. Люди сегодня настолько пропитаны грехом и ложной духовностью, что зачастую не в состоянии осознать всю полноту, которая изложена в 10 Заповедях Господних. Живя «как все”, не совершая смертных грехов, многие считают себя чуть ли не праведниками, между тем, как нередко впадают в грех.
Подобно тому, как существуют законы материального мира (которые также были установлены Господом) и нарушающий их подвергает свою жизнь опасности или даже риску смерти, точно так же существуют и законы духовного мира и противящийся им, обрекает себя на множество несчастий и на саму возможность духовной или физической гибели. Никому из живущих на земле не приходит в голову, например, возмущаться тем, что существует закон тяготения и человек, спрыгнувший с большой высоты, разбивается на смерть. Также понимают практически все, что не стоит полагать голову в огонь или пытаться дышать под водою. Те, кто руководствуются законами материального мира, спокойно и здраво живут на земле, а пытающиеся преступить возможности своего естества, погибают. В силу своего атеистического воспитания, современный человек, как правило, живет так, как будто духовный мир, просто не существует. Не стараясь познать законы невидимого мира и жить в соответствии с ними, люди часто жестоко расплачиваются за это. Между тем, законы духовного мира, сотворенного Богом, изложены в Евангелии и непосредственно содержатся в десяти заповедях, данных еще Моисею на горе Синай. На данном сайте на основании 10 заповедей Господних, дан не только наиболее полный перечень, встречающихся грехов, но и раскрыта их суть, указаны пути борьбы с ними. Сначала приводится заповедь Господня, потом указываются действия, считающиеся ее нарушением, затем раскрывается их греховная сущность.
Все комментарии и объяснения сущности заповедей и греха исходящего от их нарушений, основаны на святоотеческих писаниях и наставлениях.

Десять заповедей закона размещены были на двух скрижалях, потому что в них содержится два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему.
Указывая на эти два вида любви, Господь Иисус Христос на вопрос, какая заповедь больше всех в законе, сказал: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближняго твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф. 22:37-40).
Любить Бога мы должны прежде всего и больше всего, потому что Он наш Творец, Промыслитель и Спаситель, – «Им мы живем, и движемся, и существуем» (Деян.17:28).
Затем должна следовать любовь к ближнему, которая служит выражением нашей любви к Богу. Кто ближнего своего не любит, тот и Бога не любит. Св. апостол Иоанн Богослов разъясняет:»Кто говорит: «я люблю Бога», а брата ( т.е. ближнего) своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего , которого видит, как может любить Бога, которого не видит» (1 Иоан. 4:20).
Любя Бога и ближних, мы этим обнаруживаем и истиннуюлюбовь к самим себе, потому что истинная любовь к самому себе и состоит в исполнении наших обязанностей к Богу и ближним.Она выражается в заботе о своей душе, в очищении себя от грехов, в подчинении тела духу, в ограничении личных потребностей. Мы должны беречь свое здоровье и заботиться о развитии своих душевных сил и способностей, чтобы лучше проявлять свою любовь к Богу и ближним.
Таким образом, любовь к себе не должна быть проявляема в ущерб любви к ближнему. Напротив того. Мы должны любовь к себе приносить в жертву любви к ближним. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою (т.е. пожертвует жизнью своей) за друзей своих (ближних своих) (Иоан.15:13). А любовь к себе и любовь к ближним должна приноситься в жертву любви к Богу. Господь Иисус Христос об этом говорит так: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего (т.е. кто отказывается от всех жизненных тягот-лишений, страданий и испытаний, которые посылает Господь, а идет легким беззаконным путем) и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф. 10:37-38).
Если человек прежде всего любит Бога, то естественно он не может не любить, и отца, и мать, и детей, и всех ближних своих; и любовь эта будет освящена божественною благодатию. Если же человек будет любить кого-либо из них, без любви к Богу, то такая любовь его может быть даже преступной, например, такой человек для благополучия любимого друга может лишить благополучия других, быть к ним несправедливым, жестоким и т. п.
Итак, хотя весь Закон Божий и заключается в двух заповедях любви, но для того, чтобы нам яснее представить наши обязанности к Богу и ближнему, они разделены на 10 заповедей. Обязанности наши к Богу предписываются в первых четырех заповедях, а обязанности к ближним – в последних шести заповедях.

И сказал Бог;

1-я заповедь: «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исход 20:2-3).

Бог не претендует на первенство среди неких богов. Он не желает, чтобы Ему оказывали больше внимания, чем каким-то другим богам. Он говорит, чтобы поклонялись Ему Одному, потому что других богов просто не существует.

2-я заповедь: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (Исход 20:4-6).

Бог вечности не может быть ограничен образом из дерева или камня. Попытка сделать это унижает Его, извращает истину. Идолы не могут удовлетворить наши нужды. «Ибо уставы народов — пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они — как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах» (Иеремии 10:3-5). Все наши нужды и потребности может удовлетворить только реальная Личность.

3-я заповедь: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7).

Эта заповедь не только запрещает ложные клятвы и те обычные слова, которыми люди божатся, но она также препятствует небрежно или с легкомыслием произносить имя Господа, не думая о Его святом значении. Мы бесчестим Бога также тогда, когда необдуманно упоминаем Его имя в разговоре, или всуе повторяем его. «Свято и страшно имя Его!» (Псалом 110:9).

Пренебрежение к имени Божьему можно демонстрировать не только словами, но и делами. Тот, кто называет себя христианином и не поступает так, как учил Иисус Христос, бесславит имя Божье.

4-я заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмый — суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя… Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исход 20:8-11).

Суббота представлена здесь не как новое установление, но как день, утверждённый при творении. Мы должны помнить о нём и соблюдать его в память о делах Творца.

5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12).

Пятая заповедь требует от детей не только уважения, покорности и послушания по отношению к родителям, но также любви, нежности, заботы о родителях, сбережения их репутации; требует, чтобы дети были для них помощью и утешением в преклонные годы.

6-я заповедь: «Не убивай» (Исход 20:13).

Бог есть источник жизни. Только Он Один может дать жизнь. Она является святым даром Божьим. Человек не имеет права отнимать её, т.е. убивать. Создатель имеет определённый замысел о каждом человеке, отнять же жизнь у ближнего — значит вмешиваться в план Божий. Лишить жизни себя или другого — значит попытаться встать на место Бога.

Все действия, сокращающие жизнь, — дух ненависти, мести, злобные чувства — являются также убийством. Такой дух, вне всяких сомнений, не может приносить человеку счастье, свободу от зла, свободу к добру. Соблюдение этой заповеди подразумевает разумное почитание законов жизни и здоровья. Сокращающий свои дни, ведя нездоровый образ жизни, конечно, не совершает прямого самоубийства, но делает это незаметно, постепенно.

Жизнь, которая была дарована Творцом, есть великое благо, и её нельзя бездумно расточать и сокращать. Бог желает, чтобы люди жили полнокровной, счастливой и долгой жизнью.

7-я заповедь: «Не прелюбодействуй» (Исход 20:14).

Брачный союз — изначальное установление Творца Вселенной. Учреждая его, Он имел определённую цель — сохранить чистоту и счастье народа, возвысить физические, умственные и моральные силы человека. Счастья во взаимоотношениях можно достичь только тогда, когда внимание сосредоточено наличности, которой отдаёшь всего себя, своё доверие и преданность на протяжении всей жизни.

Запрещая прелюбодеяние, Бог надеется, что мы не будем искать ничего другого, кроме полноты любви, надёжно защищённой супружеством.

8-я заповедь: «Не кради» (Исход 20:15).

Этот запрет подразумевает как явные, так и тайные грехи. Восьмая заповедь осуждает похищение людей, работорговлю и захватнические войны. Она порицает воровство и грабёж. Она требует неукоснительной честности в самых незначительных житейских делах. Она запрещает мошенничество в торговле, и требует справедливого расчёта с долгами или же в выдаче заработной платы. Эта заповедь говорит о том, что всякая попытка извлечь выгоду за счёт чьего-то невежества, слабости или несчастья записывается в небесных книгах как обман.

9-я заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Исход 20:16).

Всякое умышленное преувеличение, намёк или клевета, рассчитанные на то, чтобы произвести ложное или мнимое впечатление, или даже описание фактов, вводящих в заблуждение — является ложью. Этот принцип запрещает всякую попытку опорочить репутацию человека необоснованными подозрениями, злословием или сплетнями. Даже умышленное замалчивание правды, которое может повредить другим, является нарушением девятой заповеди.

10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего… ничего, что у ближнего твоего» (Исход 20:17).

Желание присвоить собственность соседа — значит сделать первый самый страшный шаг к преступлению. Завистливый человек никогда не может обрести удовлетворение, потому что всегда кто-то будет обладать чем-либо таким, чего у него нет. Человек превращается в раба своих желаний. Мы используем людей и любим вещи, вместо того, чтобы любить людей и использовать вещи.

Десятая заповедь поражает корень всех грехов, предостерегая от себялюбивых желаний, являющихся источником беззаконных поступков. «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным» (1 Тимофею 6:6).

Израильтяне были взволнованы тем, что услышали. «Если такова воля Божия, мы исполним её», — решили они. Но зная, как забывчивы люди, и не желая доверять этих слов хрупкой человеческой памяти, Бог написал их Своим перстом на двух каменных скрижалях.

«И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим» (Исход 31:18).

______________________________________________________________________________________________

Афоризмы, цитаты, высказывания Мать Тереза Калькуттская

Тереза Гонджа Бояджиу Калькуттская, Мать Тереза (Агнесса Гонджа Бояджиу). Родилась 27 августа 1910 в македонском городе Скопье. Католическая монахиня, известная своей благотворительной деятельностью. Причислена Католической Церковью к лику блаженных. Умерла 5 сентября 1997 года в Италии.

Величайшая нищета — это нищета сердца.

Самое важное лекарство — это нежная любовь и забота.

Ад — это место, где дурно пахнет и никто никого не любит.

Легко любить дальних, но не так-то легко полюбить ближних.

Страдание может стать путем к великой любви и великому милосердию.

Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны; всё равно прощайте им.

Люби: чем больше ты разделишь с другими, тем большим будешь обладать.

Величайший грех человека — это не ненависть, а равнодушие к своим братьям.

Одиночество и ощущение, что ты никому не нужен, — самый ужасный вид нищеты.

Великая радость заключена в том, чтобы посвятить себя служению другим людям.

Если вы начнете судить людей, у вас не хватит времени на то, чтобы любить их.

То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье; всё равно стройте.

Если вы обрели безмятежное счастье, вам будут завидовать; всё равно будьте счастливы.

Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут назавтра; всё равно творите добро.

Маленькие добрые дела, совершенные от великой любви, приносят радость и умиротворение.

Каждый труд, совершаемый с любовью и с открытым сердцем, всегда приближает человека к Богу.

Если вы честны и откровенны, то люди будут обманывать вас; всё равно будьте честны и откровенны.

В жизни много зла, в жизни есть бездомные и больные, но хуже всего тем, кто лишен радостей любви.

Пусть люди видят доброту, светящуюся в твоем лице, в твоих глазах и в твоем дружеском приветствии.

Если вы проявляли доброту, а люди обвиняли вас в тайных личных побуждениях; всё равно проявляйте доброту.

Я знаю наверняка лишь одно: если бы люди сильнее любили друг друга, наша жизнь стала бы значительно лучше.

Нам не нужны ружья и бомбы. Чтобы победить зло, нам нужны любовь и сострадание. Все труды любви — это труды на благо мира.

Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов; всё равно добивайтесь успеха.

Долг — это очень личная вещь. Он проистекает из ощущения необходимости что-то сделать, а не только из необходимости побудить других людей к каким-то действиям.

Делитесь с людьми лучшим, что у вас есть, и этого никогда не будет достаточно; всё равно делитесь самым лучшим, что у вас есть. В конце концов, все, что вы делаете, нужно не людям; Это нужно только тебе и Богу. Молитесь вместе и пребывайте в единстве.

Поділитися записом:

Дорогие родители! Наши дети растут в чрезвычай­но опасное время — время, когда общество отказывает­ся от идеалов, принятых христианскими народами, и прежде всего — от идеалов жертвенной любви. Вместо этого дух нашего времени насаждает в сердцах детей культ себялюбия и наслаждений. Именно на это направ­лено нынешнее светское образование, массовая культу­ра, печать, радио и телевидение. Без помощи Божией, без участия в благодатных и спасительных Таинствах Святой Церкви нам перед этим натиском не выстоять. От нас требуется очень напряженное, постоянное вни­мание к жизни ребенка. «Не оставляйте детей без вни­мания относительно искоренения из сердца их плевел грехов, скверных, лукавых и хульных помышлений, гре­ховных привычек, наклонностей и страстей, — писал праведный Иоанн Кронштадтский, — враг и плоть греш­ная не щадят и детей, семена всех грехов есть и в детях, представьте детям все опасности грехов на пути жизни, не скрывайте от них грехов, чтобы они, по неведению и невразумлению, не утвердились в греховных навыках и пристрастиях, которые растут и приносят соответству­ющие плоды по приходе детей в возраст».

Делом первостепенного значения в христианском, нравственном воспитании детей является сознательное исповедание грехов в Таинстве Покаяния. Исповедуя свои грехи, дети через священника властью, данной ему свыше, получают не только прощение грехов, но и наставление в нравственной жизни. Очень важно научить ребенка осознавать свои дурные поступки и стремиться ко всему доброму.

Помогая ребенку подготовиться к исповеди, особен­но если он впервые приступает к этому спасительному Таинству, родители должны придерживаться следующих правил:

Готовить детей к исповеди нужно с любовью, кро­тостью, теплым участием, делая акцент на том, что они предстоят и исповедуются Самому Господу Иисусу Хри­сту, вопросы можно предлагать только о таких грехах, которые свойственны их возрасту.

Особенно осторожным следует быть в вопросах от­носительно седьмой заповеди Закона Божия, предлагая их в самой деликатной форме, чтобы не смутить ребен­ка и не оставить на детской совести грязного пятна.

Родители должны знать, что Церковь предписывает причащать детей непременно с исповедью с шести-семилетнего возраста, в зависимости от уровня развития ребенка и способности осознать и исповедать свои гре­хи.

День исповеди и святого причащения должен быть для ребенка днем праздничным и радостным. Советуй­те, предлагайте пойти в храм, подготовиться к испове­ди и Причастию, но ни в коем случае не заставляйте ребенка. Ребенка нельзя принуждать к исповеди — покаяние должно быть искренним и совершенно сво­бодным.

Подчиняясь родительскому авторитету, ребенок какое-то время будет исполнять ваши требования, но если в нем самом не будет живой веры, искрен­него стремления очиститься от совершенного гре­ха, рано или поздно произойдет болезненный раз­рыв, конфликт между вашим давлением и его сво­бодной волей.

Если ребенок очень волнуется и теряется, подходя к аналою, можно предложить ему дома, перед началом службы, письменно ответить на приводимые вопросы, чтобы потом прочитать их на исповеди перед священ­ником.

Важно, чтобы исповедь не сводилась к выяснению, что делал и чего не делал ребенок, но каждый раз со­вершалась с искренним сокрушением о грехах и пере­живалась им как трагедия осознания греха, соединен­ная с радостью прощения от Бога.

Помощь в подготовке к исповеди ни в коей мере не предполагает посредничества между родителями и свя­щенником.

Родители ни в коем случае не должны пытаться уз­нать грехи своих детей и то, что сказал им батюшка на исповеди. Даже малейшие попытки и вопросы такого рода могут сломать в детской душе доверие к величайшему Таинству. Не следует родителям также подсказы­вать священнику, о чем спросить ребенка, — вручите исповедника и исповедующего благодати Божией, кото­рая их умудрит и наставит.

Предварительные вопросы:

Знаешь ли и веруешь ли в то, что исповедь, совершаемую священником, слушает и принимает Сам Господь Иисус Христос, невидимо предстоящий?

Первая заповедь Закона Божия

Я — Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

Первая заповедь учит нас любить Бога и почитать Его.

1. Молишься ли ты утром и вечером, перед едой и после еды, перед началом и по окончании всякого дела?

2. Веришь ли в то, что Бог все видит и знает, не толь­ко дела твои, но и мысли и тайные желания, видит тебя и днем и ночью, дома и вне дома, словом, всегда?

3. Строишь ли ты свою жизнь сообразно с этой ве­рой?

4. Веришь ли в то, что люди сотворены Богом и что Господь является Творцом вселенной, хотя многие люди отрицают это?

5. Любишь ли ты Бога?

6. Не стыдишься ли признаться в своей вере перед людьми? Не отказываешься ли от своей веры из боязни быть осмеянным другими?

Вторая заповедь Закона Божия

Не делай себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им.

Второй заповедью Господь Бог запрещает покло­няться идолам. Идолопоклонство — это не только по­клонение рукотворным идолам, как богам, но и служе­ние греху и страстям, таким как самолюбие, гордость, тщеславие, корыстолюбие, пресыщение в еде и питье, пристрастие к земным богатствам и т.д.

1. Не тратишь ли ты деньги на лакомства? Не при­вередлив ли ты в еде? Не любишь ли много кушать, не соблюдая умеренности?

2. Не нарушаешь ли святых постов и постных дней: среды и пятницы?

3. Не стараешься ли украсить себя одеждой, каки­ми-нибудь знаками отличия (цепочками, брелоками, под­весками и т.д.)?

4. Не кривляешься ли перед зеркалом или людьми, чтобы на тебя обратили внимание?

5. Не гордишься ли своими успехами в учебе, бо­гатством своих родителей’?

6. Не добиваешься ли первенства среди своих свер­стников? Не желаешь ли, чтобы тебя считали самым умным и добрым?

7. Не любишь ли командовать, быть старшим над своими товарищами?

8. Не имеешь ли обыкновения всегда настаивать на своем, даже если тебе показали твою неправоту?

Третья заповедь Закона Божия

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрас­но.

Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, то есть без нужды, просто так, без любви, благоговения и молитвы.

1. Не произносишь ли имени Божия напрасно, в пу­стых разговорах и шутках?

2. Не отвлекаешься ли посторонними мыслями на молитве? Твердо ли веришь, что все, о чем ты просишь в молитве, Господь исполнит?

3. Внимательно ли изображаешь на себе крестное знамение и усердно ли кладешь поклоны?

4. Не ропщешь ли на жизненные тяготы своих ро­дителей?

5. Благодаришь ли ты Бога в болезнях, неприят­ностях и жизненных неудачах?

Четвертая заповедь Закона Божия

Помни день субботний, чтобы святить его (то есть проводить его свято); шесть дней работай и делай в продолжение их всякие дела твои, а день седьмой — субботу (день покоя) посвящай Господу Богу твоему.

Четвертой заповедью Господь Бог повелевает нам работать шесть дней в неделю, а седьмой день (в хрис­тианской Церкви этот день — воскресенье) посвящать на служение Богу, на угодные Богу дела.

1. Не ленишься ли в воскресенье и в праздничные дни ходить в Церковь?

2. Любишь ли бывать в храме Божием?

3. Внимательно ли ты молишься в храме? Пытаешь­ся ли понять то, о чем поют и читают на службе?

4. Не бегаешь ли по храму, не выходишь ли из него во время службы, не позволяешь ли себе в храме шу­тить, играть, смеяться, разговаривать?

5. Любишь ли читать Святое Евангелие, духовные книги?

6. Знаешь ли на память молитвы «Отче наш», «Бо­городице Дево», «Верую»?

7. Не любишь ли праздно проводить время? Доро­жишь ли им?

8. Стараешься ли каждую минуту употребить на пользу души?

9. Не имеешь ли пристрастия к телевизору и кино, которые разрушают веру в Бога’?

10. Стремишься ли к приобретению познаний, хо­рошей учебе? Молишься ли о том, чтобы Господь помог тебе в учении?

11. Всегда ли со вниманием и старанием учишь до­машние уроки?

12. Не тратишь ли попусту время за компьютером в играх, где присутствуют насилие или убийство одних героев другими?

Пятая заповедь Закона Божия

Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои (то есть дни твоей жизни) на земле.

Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам лю­бить своих родителей, учителей, старших, заботиться о них и быть почтительными к ним.

1. Почитаешь ли ты своих родителей, не оскорбля­ешь ли их грубыми словами и непослушанием?

2. Скрываешь ли что-нибудь от родителей?

3. Уважаешь ли своих наставников и учителей? Не допускаешь ли относительно их оскорбления или непод­чинения?

4. Молишься ли ты о своих родителях и учителях?

5. Добросовестно ли ты выполняешь свои обязан­ности в школе и дома?

6. Почитаешь ли старших возрастом людей? Не до­пускаешь ли относительно их насмешек? Не передразниваешь ли и не смеешься ли над увечными, ка­леками, больными?

7. Если родители или старшие делают тебе замеча­ние, стараешься ли исправиться?

Шестая заповедь Закона Божия.

Не убивай.

Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, и не только физическое, но и духовное, когда человек учит другого человека греху. К гре­хам против шестой заповеди относятся курение и употребление наркотиков, ведущие к разрушению человеческого организма, то есть к самоубийству. Участие в войне Церковь не считает нарушением шестой заповеди, потому что воины защищают Отечество.

1. Не ругаешься ли ты неприличными словами?

2. Не таишь ли на кого в сердце злобу или ненависть?

3. Стараешься ли утешить огорченного, опечален­ного товарища своего?

4. Не мучаешь ли животных, птиц, насекомых? Не убиваешь ли их ради забавы?

5. Любишь ли людей, как заповедал нам Господь?

6. Подаешь ли, что можешь, бедным, голодным лю­дям?

7. Не ругаешься ли с каким человеком или сверст­ником?

8. Не дерешься ли, не обижаешь ли детей, которые слабее тебя?

9. Не куришь ли ты?

Седьмая заповедь Закона Божия

Не прелюбодействуй.

Этой заповедью Господь запрещает нарушение суп­ружеской верности, а неженатым повелевает соблю­дать чистоту мыслей и желаний.

1. Не допускаешь ли ты в своем сердце нечистых плотских желаний?

2. Не допускаешь ли таких поступков, о которых очень стыдно рассказать кому-либо?

3. Не имеешь ли интереса к фильмам «только для взрослых»? Не рассматриваешь ли журналы и фотографии с неприличными картинками?

4. Не ходишь ли гулять без разрешения родителей в незнакомые места?

5. Не имеешь ли друзей, которые учили бы тебя иг­рать в карты, курить, пить спиртные напитки? Не был ли участником этих грехов?

6. Не пересказываешь ли анекдоты, неприличные истории?

Восьмая заповедь Закона Божия

Не кради.

Этой заповедью запрещаются не только кражи, когда кто-либо тайком берет вещь, не принадлежащую ему, но и обман, тунеядство.

1. Не брал ли тайком, без спроса, чужую вещь?

2. Не отбирал ли силой у младших или более слабых детей игрушки, книжки и другие вещи?

3. Не присваивал ли найденные деньги, какой-либо потерянный предмет, вместо того, чтобы объявить о сво­ей находке?

4. Не заглядывал ли родителям в кошелек? Не брал ли у них без спроса деньги или какие-нибудь вещи в доме без их разрешения?

Девятая заповедь Закона Божия.

Не произноси ложного свидетельства на ближне­го твоего.

Девятой заповедью Господь Бог запрещает говорить ложь о другом человеке и запрещает вообще всякую ложь.

1. Не имеешь ли привычки врать? Не обманываешь ли родителей, братьев, сестер, друзей?

2. Не нарушал ли данного обещания?

3. Не осуждал ли кого? Не разглашал ли недостатки других людей? Не высмеивал ли недостатки товарищей?

Десятая заповедь Закона Божия

Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего.

Десятая заповедь запрещает не только делать что-либо плохое другим людям, но запрещает зависть, ху­дые желания и помышления по отношению к ним.

1. Следишь ли за чистотой своих мыслей и желаний?

2. Не завидуешь ли детям из богатых семей и вооб­ще кому бы то ни было?

3. Не был ли недоволен, когда при тебе кого-либо хвалили?

4. Не досадовал ли, когда другому что-то дали, а тебе нет?

Вопросы для исповедания детей

1. Молишься ли каждый день Богу, особенно утром и вечером, а также пред началом всякого дела и пред обедом и ужином?

2. Не божишься ли? Не произносишь ли Имя Божие — великое и святое напрасно или небрежно, в шутку?

3. Считаешь ли за грех жить, не делая ничего полез­ного, в постоянной рассеянности?

4. Ходишь ли с охотой в церковь к богослужению и проводишь ли, как должно, праздничные дни?

5. Любишь ли своих родителей и не оскорбляешь ли их чем и не противишься ли им?

6. Прилежно ли учишься и всегда ли слушаешься своих учителей и исполняешь ли все их указания?

7. Относишься ли с надлежащим почтением к стар­шим и обращаешься ли с ними вежливо?

8. Не упрямишься ли и не имеешь ли привычки все ставить на своем и не исполнять указаний старших?

9. Не сердишься ли напрасно, не бранишься ли и не ссоришься ли с другими?

10. Не приучался ли ты курить табак, который так вреден для здоровья?

11. Не выпил ли ты когда-либо хотя бы рюмку вина, которого нельзя пить детям?

12. Не бил ли или не мучил ли ты животных и птиц?

13. Не обманывал ли ты кого-либо?

14. Не брал ли что-нибудь без разрешения родите­лей и вообще не брал ли у кого-либо без позволения?

15. Если бывают у тебя свои деньги, то не тратишь ли их без разбору на лакомства или на другие какие-либо ненужные вещи’?

16. Не сделал ли ты чего-нибудь нехорошего тайно?

17. Если сделал, то расскажи, что это такое?

18. Желаешь ли еще сам сказать что-либо такое, что тяготит твою совесть’? Скажи, не помнишь ли за собой еще каких грехов, о которых я не спрашивал?

Теперь благодари Господа, сподобившего тебя по­каяться, и после старайся жить лучше прежнего, не по­вторяй прежних грехов, старайся не оскорблять Бога нарушением Его святых заповедей и угождать Богу добрыми делами, какие можешь сделать.

Заключительные вопросы

1. Каешься ли, то есть искренне сокрушаясь, просишь ли у Бога прощения в грехах своих?

2. Старался ли ты исправиться в тех грехах, в кото­рых каялся на предыдущей исповеди?

3. Готовился ли ко причащению Святых Христовых Таин? Веришь ли в то, что священник вынесет в Чаше Святые Дары (то, что непостижимо умом, но постижимо только верой серд­ца) — истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа?

Заповедь 3. Не произноси имени Господа, Бога Твоего, напрасно.

Barbie Laney

Заповедь 3. Не произноси имени Господа, Бога Твоего, напрасно.

Итак, мы с вами проводим изучения Библии по теме 10 заповедей. Cегодня мы рассмотрим третью заповедь. Но прежде чем начать, я бы хотела сделать небольшой обзор предыдущих изучений. Почему Бог дал 10 заповедей, и весь закон в целом. Даяна делилась с нами о том, что закон был дан по трем причинам. Во-первых, чтобы показывать, что такое грех, выявить его, показывая людям что хорошо, а что – плохо, и тем самым показывая Божьи стандарты праведности. Во-вторых, закон был призван показать, что все люди грешники, все согрешают, все являются рабами греха к смерти, и это отделяет нас от Бога. В-третьих, закон был дан, чтобы люди осознали свою нужду в Спасителе. Мы все люди, и по своей натуре, мы не способны дотягивать до стандартов праведности Бога, мы не способны самостоятельно соблюдать Закон, мы нуждаемся в Спасителе. И Бог послал Иисуса. Закон был детоводителем, научающим нас в том, что мы грешники и нуждаемся в Спасителе. Бог дал нам закон, потому что Он любит нас, людей, Своих избранных, и Он хочет, чтобы у нас все было хорошо. Закон был дан нам по Его любви. Во Втор.6:24-25 написано «и заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь. И в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам». Снова и снова в Ветхом Завете (особенно в книгах Исход и Второзаконие) Бог повелевает соблюдать Его заповеди и исполнять их, чтобы мы жили, и хорошо было нам, и чтобы продлились наши дни. Итак, актуален ли закон в наши дни? Можем ли мы как то применять его в наших жизнях? – да. Пожалуйста, откройте Матф.5:17-19 «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все». Иисус пришел, чтобы исполнить закон, Он пришел, чтобы стать нашим Спасителем. Закон актуален и сегодня. В Матф. 22 Иисус отвечает на вопрос о том, что является наибольшей заповедью «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Итак, Бог послал Иисуса исполнить закон. Когда мы принимаем Его в свою жизнь, мы становимся едиными с Ним, и через Него, благодаря силе Святого Духа мы становимся способными соблюдать закон, исполнять 10 заповедей. Божий закон благ, он является учителем для нас, и показывает нам Божье сердце, Его отношение к нам. Я бы хотела поделиться с вами еще одним отрывком, который находится в псалме 18. Я немного перефразирую его, в нем говорится о том, как благ закон, он укрепляет душу, умудряет, веселит сердце, просвещает очи, закон чист, он праведен и истинен, он ценнее золота, слаще меда, в его соблюдении большая награда. Божий закон благ, он дан нам на добро, ведь Бог любит нас.

А сейчас давайте рассмотрим третью заповедь. 10 заповедей записаны в книге Исход 20 главе и во Второзаконии 5 главе. В первой заповеди Бог говорит о том, кем Он является, Он — вечный сущий Бог, и только Он может нас освободить из рабства. Он желает быть первым и единственным в нашей жизни. Во второй заповеди, Он говорит о том, как должно поклоняться Ему, и о том, что мы не должны преклоняться ни перед чем другим, кроме Него. Он един достоин нашего поклонения. Он один милостивый и справедливый Бог. В третьей заповеди Бог затрагивает тему искренности нашего поклонения, и проявления нашей преданности Ему. Итак, давайте прочитаем стих 11 «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно». Когда я была ребенком, меня воспитывали в традициях католической церкви. И я не хочу сказать, что такое воспитание было плохим, оно дало мне твердое основание, на котором я позднее приняла Господа, меня учили любить Бога, любить Его Слово, и Его закон. Но в этом всем недоставало благодати, и не было силы, чтобы жить такой жизнью, исполняя закон, ведь Иисус тогда не жил в моем сердце. Нас учили 10 заповедям, но единственное определение третьей заповеди, которое я слышала, гласило следующее: «не произноси имя Бога напрасно, не сквернословь, не богохульствуй». Мне дали только такое толкование, и так как я никогда особо не сквернословила, и не было такого желания, я думала, что со мной все в порядке в соблюдении этой заповеди. И я никогда обращала особого внимания на эту часть Божьего Слова. Но потом я узнала, что в этой заповеди есть что-то гораздо более глубокое. И тогда я начала изучать этот отрывок в течении нескольких недель, стараясь понять, что Бог пытался сказать через эту заповедь. Мне казалось, что раньше я не совсем поняла эту заповедь, так оно и было на самом деле. После того, как я окончила изучать эту тему, я спросила своего мужа этим утром: «как ты думаешь, о чем нам говорит третья заповедь?» Вы знаете, он знал настоящий смысл этой заповеди. Он ясно видел, что в ней содержится гораздо более глубокая истина, о которой Бог хочет нам сказать. Он дал нам эту заповедь с определенной целью. И я бы хотела сейчас взять по отдельности слова из заповеди и дать каждому из них определение, и потом я прочитаю заповедь снова с уже более детальным определением. Итак, во-первых, в этом стихе сказано » не …», и если Бог что-то запрещает, то очевидно, что это делать нельзя. Но с другой стороны, вместо этого, Он хочет, чтобы вы делали что-то иное. Я прошу вас, на протяжении изучения подумайте, что Бог желает, чтобы вы делали. Итак, второе слово «произноси». В английском переводе употребляется слово «take». Оно означает: поднимать, поддерживать, нести, принять, допускать, принимать, брать (в смысле кого-то в супруги). И это слово означает не просто взять. Оно также включает в себя понятия: принять, нести, поддерживать. Слово «имя» означает: идентификационная отметка, памятка, показывающая индивидуальность, проявляемая через честь, власть, славу, или бесславие, определенный характер, которые говорят о том, кем является личность. Слово «Господь» на еврейском звучит «Яхве», и означает: самосущий, самодостаточный, или вечный. Слово «Бог» на еврейском звучит как «Элохим», и означает: верховный, великий, всемогущий Бог. Слово «напрасно» означает: ошибочно, ложно, лживо, неверно, притворно, обманным путем, бесполезно. Я также хотела бы дать определение слову «ложь», которое означает: говорить неправду с намерением обмануть, или ввести в заблуждение. Словосочетание «без наказания», означает: невинный, непорочный, чистый, неповинный, невиновный. Итак, давайте снова прочитаем заповедь, используя данные определения. » Вы не должны принимать, носить, брать имя, идентификационную отметку, честь, власть и характер Господа Яхве, вечносущего, вашего Бога Элохима, великого, всемогущего Бога напрасно, ложно, неверно, бесполезно, с намерением ввести в заблуждение, так как Господь Яхве не оставит без наказания, невиновным, непорочным, неповинным тех, кто употребляет имя Его напрасно, лживо, неверно, ложно и так далее. Эти слова придают полностью новое значение этой заповеди, значение, которого я раньше не замечала. Итак, почему Бог дал нам эту заповедь? Он хотел видеть Его особенный народ поклоняющимся, любящим только Его, соблюдающим Его закон, народ, который бы носил Его имя. А Бог в свою очередь мог любить и заботиться о своем народе. Во Второзаконии 7:6 написано: «ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего: тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле». В Матф.13:44 написано «Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то». Мы являемся этим скрытым сокровищем. А поле символизирует этот мир. Иисус дал все, что имел, чтобы выкупить нас и сделать своими. В Тита 2:14 написано «Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам». В 1-Петра 2:19 написано, что Иисус искупил и очистил нас, чтобы мы стали Его собственным особенным народом. Когда мужчина берет в жены женщину, она берет себе фамилию мужа, и они становятся одним целым. Во всей Библии Бог сравнивает наши взаимоотношения с Ним с браком. Ведь брак означает посвящение себя друг другу на всю жизнь, верность и любовь, это значит говорить «нет» всем остальным, и быть верным только своему супругу, двое становятся одним целым. Иисус хочет, чтобы мы принадлежали Ему одному, прилеплялись к Нему сердцем, разумом и душой. Я бы хотела сейчас посмотреть на несколько отрывков в Библии, в которых Бог сравнивает отношения церкви и Христа, с отношениями в браке. Давайте откроем Еф.5. Павел здесь говорит, начиная с 22 по 27 стихи: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна». В стихе 31 написано: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». Павел рисует прекрасную картину Божьего отношения, любви, желания к Своему народу на примере отношений между мужем и женой в браке. Бог желает любить, благословлять и заботиться о Своих людях, таким же образом как муж любит и заботится о своей жене, и эта любовь должна быть обоюдной. Еще одна причина, по которой Бог дал нам третью заповедь не произносить Его имя напрасно, состоит в том, что Его имя отображает Его характер, и это влияет на то, каким Бога видят и воспринимают люди. И имея какое-либо восприятие, люди будут либо принимать Его, либо отвергать. Имя отображает сущность и характер, как бы говоря, кем является личность. Чтобы дать вам наглядное представление о том, что я имею в виду, я сейчас зачитаю вам перечень имен. Возможно, всех их вы не знаю, но несколько из них вам все же знакомы. Каждый раз, когда я буду зачитывать имя, подумайте, какая черта характера приходит вам на ум, когда вы слышите это имя. Итак, вот они: царь Саул (из Библии), царь Давид (из Библии), Джордж Вашингтон, Авраам Линкольн, Адольф Гитлер, Бенедикт Арнольд, Джордж Мюллер, Хадсон Тейлор, Джим Джоунс, Иисус Христос. Итак, вы видите, что слыша эти имена, вы можете думать о характере тех людей. Были ли они честными, любящими? На что они потратили свою жизнь? Были ли они злыми или хорошими людьми? Божье имя открывает нам Его сущность. Если я начинаю называться Его именем подобно тому, как жена берет фамилию своего мужа, я также начинаю быть представителем этого имени. Бог хочет прославить Свое имя среди всех людей, чтобы они искали Его, приходили к Нему и спасались. Если вы начинаете носить имя «христианин», вы тем самым говорите, «я похожа на Христа», вы становитесь представителем Христа, Его характера, Его ценностей. Однако, если я не пребываю в послушании и любви, следуя примеру Христа, тогда я неправильно представляю Бога окружающим меня людям, семье, друзьям, телу Христову, и миру. И люди в мире могут отвергнуть Его из-за моего неверного представления Бога. Итак, Бог очень серьезно относится к этому, Его имя важно для Него. В Луки 6:46 написано «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! -и не делаете того, что Я говорю?». Если мы провозглашаем Его Господином своей жизни, тогда мы должны повиноваться Ему. Давайте вернемся назад к посланию Ефесянам, 5 главе, 1-4 стиху. «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны , а, напротив, благодарение». Бог, Иисус хочет, чтобы наши жизни отображали Его окружающему миру. Бог желает, чтобы Его люди приближались к Нему всем своим сердцем, и послушание Ему должно проистекать из любящего сердца. Бог желает, чтобы мы искали Его, любили и служили Ему от всего сердца. Хочу поделиться с вами несколькими отрывками из Писания, которые говорят об этой истине, и вы сами позже прочитаете их. Я ободряю вас, когда у вас будет время, возьмите симфонию, и проведите тематическое изучение Библии по теме «сердце», обратите внимание, сколько раз в стихах будет упоминаться выражение «всем сердцем». Итак, вот эти стихи: Втор.11:13, Иисус Нав.22:5, Пс.118:2 (и во всем 118 псалме множество стихов, где говорится о том, чтобы искать, любить и служить Богу всем сердцем), Иер.29:13, Иоиль 2:12-13.

А сейчас я бы хотела снова обратиться к перечисленным мною именам: царь Саул и царь Давид. Давайте посмотрим на их жизни, и их сердца по отношению к Богу. Можете открыть 1-Царств. Израиль пришел в землю обетованную и овладевая участками земли, начали поселяться на них. Они также видели, что у других соседних народов были цари. Видя это, израильский народ решил, что они тоже хотят царя над собою, подобно другим народам. Поэтому они стали требовать у Самуила, который был на тот момент израильским судьей, чтобы он избрал для них царя. Самуил пытался предупредить народ, говоря им, что может натворить царь- человек, в отличие от царя –Бога, который правил над ними. Ведь желая царя-человека, народ тем самым отвергал царя-Бога. В 1-Царств 8:19-20 написано «Но народ не согласился послушаться голоса Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами, и мы будем как прочие народы: будет судить нас царь наш, и ходить пред нами, и вести войны наши». Народ отвергал водительство самого Бога, который Сам сражался за них. В 9 главе Бог говорит Самуилу (который очень опечалился из-за того, что народ желал иметь царя) все же выбрать царя для народа. Бог указывает пророку на Саула. Саул был сыном Кисы, из колена Вениаминова, красивым, высокорослым, сильным мужчиной. Если бы вы хотели иметь представительного царя, который бы вел народ в битвах, то скорее всего вы бы выбрали Саула. Бог дал им того, кого они хотели. Но когда Самуил пришел к Саулу и сказал ему о том, что Бог избрал его в цари, Саул убоялся, он был смиренным в то время. В 1-Царств 9:21 Саул ответил: «И отвечал Саул и сказал: не сын ли я Вениамина, одного из меньших колен Израилевых? И племя мое, не малейшее ли между всеми племенами колена Вениаминова? К чему же ты говоришь мне это?». Саул недоумевал по поводу выбора его царем. Когда пришло время для Самуила помазать Саула царем, то Саула не могли найти. В 10 главе 21-22 стихах написано: «И велел подходить колену Вениаминову по племенам его, и указано племя Матриево; и приводят племя Матриево по мужам, и назван Саул, сын Кисов; и искали его, и не находили. И вопросили еще Господа: придет ли еще он сюда? И сказал Господь: вот он скрывается в обозе». Саул боялся, и людям пришлось искать и привести, чтобы помазать его царем. Итак, мы видим, что вначале Саул имел смиренное сердце, Он боялся Бога, и не понимал, почему Бог избрал именно его, ведь сам себя Саул считал никем. После этого Самуил призывает народ продолжать слушаться Бога. Хотя люди отвергли Бога как их царя, правившего над ними, Бог все равно не оставлял Свой народ, потому, что Он избрал их, и радовался о них. В 12 главе стихе 20-24 написано «И отвечал Самуил народу: не бойтесь, грех этот вами сделан, но вы не отступайте только от Господа и служите Господу всем сердцем вашим, и не обращайтесь вслед ничтожных , которые не принесут пользы и не избавят; ибо они — ничто; Господь же не оставит народа Своего ради великого имени Своего, ибо Господу угодно было избрать вас народом Своим; и я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас, и буду наставлять вас на путь добрый и прямой; только бойтесь Господа и служите Ему истинно, от всего сердца вашего, ибо вы видели, какие великие дела Он сделал с вами». Хотя люди отвергли Бога как царя над ними, Бог все равно продолжал любить их, и Он заботился о Своем имени. Ему было не все равно, как соседние народы воспринимали Его. Прошел год с того времени, как Саул стал царем. И вот Саул нарушает закон Божий, Он не повинуется Господу, самостоятельно принося жертву Господа, хотя это было запрещено. Ведь только священники, только Левиты могли приносить жертвы Господу. Саул оправдывался тем, что сделал то, что должен был сделать. Но он не послушался Бога. Пришел Самуил и обличил в этом Саула. В 13 главе, начиная с 12 стиха Саул говорит: «тогда подумал я: ‘теперь придут на меня Филистимляне в Галгал, а я еще не вопросил Господа’, и потому решился принести всесожжение. И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе, ибо ныне упрочил бы Господь царствование твое над Израилем навсегда; но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом». Мы видим, что для Господа была важнее всего не та жертва, а сердце Саула, его послушание. С того момента, Саул начал делать еще больше глупостей, и проявлял еще больше непослушания, пока наконец-то Бог не отверг его и его род. В 15 главе Бог повелел Саулу полностью уничтожить амаликитян, которые были злыми людьми. Он повелел Саулу убить всех людей, весь домашний скот. Саул должен был полностью все уничтожить и никого не оставить в живых. Но Писание говорит, что люди пощадили лучшее из животных, и не захотели их уничтожать. В стихе 12, когда Саул возвращался назад, написано, Саул поставил сам себе памятник. Когда пришел Самуил и обличил Саула, то Саул сказал, что не сделал ничего плохого. В 15 главе, 13 стихе написано: «Когда пришел Самуил к Саулу, то Саул сказал ему: благословен ты у Господа; я исполнил слово Господа. И сказал Самуил: а что это за блеяние овец в ушах моих и мычание волов, которое я слышу? И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему; прочее же мы истребили». В стихах 17-23 написано: «И сказал Самуил: не малым ли ты был в глазах твоих, когда сделался главою колен Израилевых, и Господь помазал тебя царем над Израилем? И послал тебя Господь в путь, сказав: ‘иди и предай заклятию нечестивых Амаликитян и воюй против них, доколе не уничтожишь их’. Зачем же ты не послушал гласа Господа и бросился на добычу, и сделал зло пред очами Господа? И сказал Саул Самуилу: я послушал гласа Господа и пошел в путь, куда послал меня Господь, и привел Агага, царя Амаликитского, а Амалика истребил; народ же из добычи, из овец и волов, взял лучшее из заклятого, для жертвоприношения Господу Богу твоему, в Галгале.» (Заметьте, что Саул обвиняет во всем других). И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; ибо непокорность есть грех, что волшебство, и противление идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем». Из-за непокорности, и неправильного представления имени Бога, неповиновения Его повелению, Саул тем самым отверг Бога, и Бог отверг его самого. Начиная с 16 главы 1-Царств мы рассмотрим жизнь Давида. Так как Бог отверг Саула, Он сказал Самуилу пойти в Вифлеем и выбрать царя среди сыновей Иессея. И Самуил пошел и пригласил сыновей Иессея принять участие в жертвоприношении. Самуил посмотрел на сыновей Иессея и выбрал самого старшего, думая, что тот будет царем. В 6-7 стихах 16 главы написано: «И когда они пришли, он, увидев Елиава, сказал: верно, сей пред Господом помазанник Его! Но Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я , как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце». Люди смотрят на внешность, а Бог смотрит на сердце. Бог называет Давида человеком по Своему сердцу не потому, что Давид был безгрешным, и никогда не ошибался, не потому, что Давид был идеальным. Он называет его так, потому что Давид следовал за Богом, и служил Ему всем своим сердцем, искренне, от всей души. В 1-Царств 17 главе описывается история с Голиафом. Голиаф был великаном, он пришел и мучил израильтян, даже воины боялись этого воина, из-за его роста. Давид пришел на поле битвы по поручению отца, чтобы увидеть своих братьев и принести им еду. Когда он увидел, как Голиаф насмехался над воинами, то не понял этого. В 26 стихе написано: «И сказал Давид людям, стоящим с ним: что сделают тому, кто убьет этого Филистимлянина и снимет поношение с Израиля? ибо кто этот необрезанный Филистимлянин, что так поносит воинство Бога живого?» Давид смотрел на Голиафа совершенно по-другому, нежели другие. Его братья сказали, что он сумасшедший, и постарались отослать его домой, сказав, что Голиафа невозможно победить, так как он был слишком большим. Но Давид не послушал своих братьев. Он пошел к царю, и сказал, что Бог может победить Голиафа, и предать его в руки Давида. Саул посылает Давида сразиться с Голиафом. В 1-Царств 17:45-46 написано: «А Давид отвечал Филистимлянину: ты идешь против меня с мечом и копьем и щитом, а я иду против тебя во имя Господа Саваофа, Бога воинств Израильских, которые ты поносил; ныне предаст тебя Господь в руку мою… и узнает вся земля, что есть Бог в Израиле. И узнает весь этот сонм, что не мечом и копьем спасает Господь, ибо это война Господа, и Он предаст вас в руки наши». Давид был уверен в словах Господа, в том, что Бог исполнит то, что говорит. И Давид служил Богу, он представлял имя Господа другим с искренней верой.

Иногда непросто заметить, произносит ли человек имя Бога напрасно, т.е неверно представляет Его другим. Ведь вся суть в отношении сердца. А мы не можем видеть сердца людей. Но Бог знает сердца, и Он сказал, что не оставит без наказания таких людей без наказания, ведь Он знает сердце человека. В 3-Царств 8:29 написано, что Бог один знает все сердца человеческие. В Пс. 43:21 сказано, что Он знает секреты сердца. В Еф.6:6 и Кол.3: 22 написано, что Бог желает, чтобы наше служение Ему проистекало из искреннего сердца. Бог видит наше сердце, и Он желает, чтобы мы служили Ему с искренним сердцем. Пожалуйста, откройте Матф.15:7. Иисус обращается к фарисеям, которые в неверном свете представляли имя Господа другим. Фарисеи учили других исполнять не закон Божьего, а собственные правила и постановления. «Лицемеры! хорошо пророчествовал о вас Исаия, говоря: приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим». Фарисеи учили заповедям человеческим, а не заповедям Божьим. Итак, если Бог не хочет, чтобы мы представляли Его имя в неверном свете, что же Он желает, чтобы мы делали? Антонимом слова «ложный» является слово «истинный», антонимом слова «ложь» — слово «истина», «лукавство» — «искренность», «бесполезный» — «полезный» и «эффективный». Как выглядит ваш характер? Когда люди слышат ваше имя или видят вас, о чем они думают? Называясь христианином, отображаете ли вы собою имя Христа? Ходите ли вы путями Божьими, есть ли в вашем сердце любовь, смирение и прощение? Живете ли вы святой жизнью, угодной Богу, прославляющей Его имя, и отображающей Его характер? В Ис.9:6 написано «нарекут имя Ему (Иисусу): Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира». Отображает ли ваша жизнь все эти имена Иисуса, Его сущность, Его ценности? Во 2-Пар 16:9 написано: «ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, сердце вполне предано Ему». В Ин.4:23 написано: «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе». Давайте помолимся. Боже, мы называем себя христианами, и стремимся быть похожими на Христа, и мы просим Тебя, исследуй наши сердца каждый день. Делай нас действительно таковыми, помоги нам пребываем в Тебе, и становиться одним целым с Тобою, и более похожими на Тебя. Дай нам отображать Твою любовь , благость и Твое прощение к окружающим нас людям, особенно этому миру. Благодарю Тебя, Отче за Твое Слово, научающее нас быть более похожими на Тебя. И просим, чтобы Ты совершал это в нас силою Святого Духа. Молю, чтобы ты благословил каждую из нас сегодня. Во имя Иисуса, аминь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *