6 признаков конца света

Несколько слов о вырождении Вселенной. Проповедь священномученика Григория (Лебедева), епископа Шлиссельбургского.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братия, прошлое воскресенье, когда я вас не видел, вы вместе с Церковью молились Господу Богу как неумолимому Судии, потому что это была Неделя Страшного Суда. Какое совпадение! Вместе с призывом Церкви раздались подземные толчки, которые, как вы знаете, прокатились уже по северной Европе.

Казалось, земля дала предупредительный сигнал, а Церковь в это время запела «Се Жених грядет». Невольно, братия, является вопрос – когда?

Напрасно люди стараются гадать; все их попытки тщетны, и сколько бы человеческий разум ни придумывал – никто не узнает этой тайны. Сам Господь сказал: «О дне и часе том никто не весть, ни даже Ангелы, только Отец Небесный». Углубляя эту мысль Христа, апостол Павел говорит, что день этот придет «яко тать в нощи», т.е. тогда, когда люди его не ожидают, и будет это как во времена Ноя: люди пили, ели, веселились, женились, выходили замуж, и никто ни о чем не думал, до тех пор, пока все не погибли. В развитие этой мысли апостол Петр говорит: конец придет тогда, когда с человеческой точки зрения будет все спокойно, когда люди скажут: «мир и утверждение» – тогда придет конец! Когда людям будет казаться все в порядке, тогда-то придет пагуба.

Невольно мысль бежит к Евангелию, к Апокалипсису и даже к Ветхому Завету, ища ответа на эту загадку: когда же? Но подходить к этому вопросу надо не с любопытством, а с молитвой. Нездоровое любопытство Церковь не благословляет, она его осуждает. Даже чтение Апокалипсиса, где в символических образах раскрыто пришествие Сына Человеческого, она не благословляет. Смотрите, во все время года, за богослужением, чтение Апокалипсиса не положено, потому что – это тайна.

Что же людям дано знать об этом? Самим Христом указаны признаки Второго пришествия на просьбу учеников сказать им, когда это будет. Эти слова Христа записаны у трех евангелистов: у Матфея, Марка, Луки.

Вот что говорит об этом Сам Господь: «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «Я Христос”, и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах (т.е. приготовлениях к войне)… но это еще не конец… восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; всё же это – начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие…» (Мф.24:4–10) Иссякнет любовь в людях – будет ненависть, злоба, предательство. «Тогда придет конец» (Мф.24:14).

Просматривая этот перечень признаков, можно их разделить на две группы. Первая – это признаки физического порядка: глады – истощение запасов, сырья; моры – эпидемические болезни; и трýсы – землетрясения по местам, войны или приготовления к войне – это признаки физического порядка. Вторая группа – морального, нравственного порядка: обольщение масс народа новыми идолами, оскудение веры, иссякнет любовь; ненависть, злоба будет в людях, предательство!

В обеих этих группах проходит одна мысль – конец будет тогда, когда мир, вся вселенная, придет к своему вырождению. Ведь мир целесообразен, т.е. в нем есть определенный смысл и задачи. Земля вертится не потому, что надо же ей вертеться, и люди живут не для того, что надо же им жить. Когда вселенная совершит свой круговорот и подойдет к своему вырождению, тогда будет конец – это понятно. С точки зрения Промысла Божия было бы абсурдом предположить, что вселенная вертится просто так, и люди живут просто так. Нет, нет!

Сила человека реализуется в ту или иную сторону, и конец придет, когда мир созреет… Разве садовник оставляет спелое яблоко на яблоне? Никогда!

Скажите: обольщение масс новыми идолами, истощение любви в людях, ненависть, злоба, – что это? Разве не вырождение? Конечно, да! Отсутствие веры, предательство даже в делах веры – это падение, ниже которого, глубже которого не придумаешь. Разве не вырождение? Ясно, вырождение! Вот эти нравственные признаки определяют вырождение человека.

И то же в природе физической – дряхлеет организм человека и поражается эпидемическими болезнями, которые идут полосой. Вырождается вселенная, истощаются запасы сырья, уничтожаются природные богатства – отсюда и глады. Дряхлеет мир, и земля сжимает свою кору – землетрясения, трусы по местам. Ну что же? Мир созрел?

Мир подошел к своему вырождению? Я не знаю. Смотрите! Это ваше дело; решить – дело людей. Христос так и сказал: узнавайте по признакам! Когда ветки смоковницы станут мягкими, вы гадаете: близко лето. Верно же?

Так вот, вам указаны признаки. Решайте сами! У вас есть для этого «форточка», если можно так выразиться. Такой «форточкой» являются ваши глаза, уши, совесть. Смотрите, слушайте! И еще есть у вас «форточка» куда большего масштаба – это радио ваше. В невидимых волнах, которые улавливает радио, вы слышите почти всю вселенную. Чаще подходите и слушайте. Что вы услышите? Джаз-банд? Фокстрот? Неужели в этом отвратительном смраде вертится вся вселенная? Это ужас, братия!

Вы гадаете – когда? Это ошибка. Бросьте, не к гаданьям звал Христос… Если вы нервничаете, высчитываете года, отыскиваете имена – это ошибка!

Не к этому звал Христос. Он сказал Своим ученикам: «Бодрствуйте!».

Что можно прибавить к этим словам Христа? Конечно, ничего! Бодрствуйте! Бодрствуйте, братия, бодрствуйте! Аминь.

Александро-Невская Лавра, Свято-Духовская церковь, 6 марта 1927 г.

Лидер пятидесятников России, член Общественной палаты России епископ Сергей Ряховский увидел признаки скорого конца света в пандемии коронавируса, однако попросил верующих сохранять спокойствие. Его обращение опубликовано на сайте религиозной общины.

«Для всех христиан уже давно очевидно, что Господь даровал нам жить во время, которое Библия называет последним. Одним из знамений этого времени является как появление различных болезней, так и еще большее распространение слухов и паники», — заявил Ряховский.

Он также отметил, что в такое время верующие должны показать пример спокойствия и упования на Господа — человеку не следует поддаваться панике и страхам, связанным с распространением информации.

Епископ посоветовал прибегнуть к молитве и не пренебрегать врачебными предписаниями и профилактическими мерами. Ряховский попросил верующих неукоснительно соблюдать санитарно-гигиенические меры профилактического характера, особенно в тех регионах, где эпидемиологическая обстановка официально признана тяжелой.

По последним данным, в России заразилось коронавирусом 93 человека с момента его появления. Большинство случаев зарегистрировано в Москве. В городе введен режим повышенной готовности, на три недели закрыты школы, часть сотрудников компаний переведена на удаленную работу, запрещены мероприятия численностью более 50 человек. Всего в мире число зараженных превысило 180 тысяч.

Что происходит в России и в мире? Объясняем на нашем YouTube-канале. Подпишись!

1000-й год был не просто годом в Европе – ведь именно тогда должно было произойти ключевое событие в христианстве: Апокалипсис (он же – Страшный Суд и Второе пришествие). И хотя – внимание, спойлер – конец света не наступил, последствия его ожидания мы можем видеть до сих пор. Где? Например, в церковной архитектуре. Рассказываем, что к чему.

Жизнь перед концом света: как-то неспокойно

Для начала давайте попробуем понять мир, в котором жили в то время в Европе.

Войны и междоусобицы сотрясали континент и, казалось, не было ни дня, чтобы кто-то не объявлял войну соседу или не устраивал битву. Не прошло еще ста лет с разграбления Парижа; Реконкиста продолжалась уже третье столетие, и военные успехи предводителя Кордовского Халифата Аль-Мансура заставляли сомневаться в победе; прошло двадцать лет с тех пор, как мусульмане полностью захватили Сицилию. Кроме мусульманских войн, в Европе бушевали междоусобицы и череда бесконечных германо-итальянских конфликтов – военный захват Рима Оттоном Первым и вынужденная коронация его императором Священной Римской империи.

Помимо войн, свою лепту вносил 33-летний цикл волн возмущения климата. Традиционный для Средних веков цикл неурожайных годов раз в 8-10 лет сменился полной катастрофой. Для понимания масштабов бедствия рассмотрим самые суровые зимы.

В 927 году Темза замерзла на четыре месяца; зима 945 года была такой долгой, что в марте в Швейцарии еще шли снегопады. Зима 974 года длилась с ноября по март, не менее продолжительной и суровой она была в 992 году. Тогда от жестокой стужи погибли озимые, а по всей Европе на Рождество наблюдалось северное сияние. Зима 993 года длилась еще дольше, с октября по май, с холодными ветрами, морозами и снегопадами. Лед сковал Темзу на четыре недели, а после многоводной весны наступило засушливое лето. От внезапного мороза 20 июля (!) 994 года замерзли все озера и реки, погиб урожай яровых, вся рыба и растительность. К тому же, в последнее десятилетие Х века неоднократно извергался Везувий, наблюдались землетрясения.

Климат вообще был недружелюбным

Не морозом единым – холодные и долгие зимы сменялись летними засухами и неурожаем. Во второй половине столетия разные регионы Европы по очереди страдали от отсутствия дождей, а в 987-м сильнейшая засуха накрыла всю Западную Европу. После многоводной весны с наводнениями и штормами лето по всему континенту было чрезвычайно засушливым. Горели леса и торфяники, земля и болота дымились, и на целых 17 дней солнце ушло в кромешную тьму от дыма. Неурожай и голод наблюдались почти во всей Европе – в Англии, Германии, Франции, Чехии. Начались эпидемии болезней у людей и животных.

Двухэтажные дома, золото и соль: каким был один из первых городов в Европе

В последующем все повторялось: в 988 году от жары погибли все яровые культуры. Вернулась засуха и на следующий год, а последовавшие за ней эпидемии длились вплоть до 990-го. Саксонские хроники сохранили запись о том, как в 993 году, когда лето и осень были особенно жаркими в Германии, так что леса и болота постоянно горели, пламя внезапно охватило реку Рейн: «Поднялся огонь из Рейна вверх и охватил пожаром многие города».

Но изнывая от жажды и задыхаясь в дыму лесных пожаров, не стоило спешить благословлять тучи на небе. Снежные зимы и засушливое лето сменялись дождливыми годами, когда наводнения и бесконечные ливни на корню уничтожали урожай. В среднем каждый пятый год Х столетия был излишне дождливым. Типичный климат того времени отражает уже упомянутый промежуток 988-990 годов: суровая длинная зима, сменившаяся дождливой весной с наводнениями на всех реках, за которой последовали чудовищная засуха и голод.

В общей сложности, из 100 лет 63 выдались с экстремальными погодными условиями – морозы, жара, наводнения, все и сразу, из них 59 – крайне неурожайными. Таким образом, при средней продолжительности жизни 40 лет большую часть из них крестьянин замерзал, тонул в потопах либо умирал от засухи, и почти всегда голодал – так что для многих Апокалипсис, возможно, был не такой уж плохой перспективой.

Если видишь в стенке руки, виновата спорынья

Как будто этого мало – была еще одна скрытая опасность, без которой наша история выглядела бы совсем по-другому. Знакомьтесь: спорынья.

Основой рациона простых людей тогда были всевозможные каши и хлеб из ржи – вот тут и подстерегала опасность. Сначала морозы ослабляют иммунитет озимой ржи, затем сырое лето довершает работу, и спорынья активно распространяется по урожаю. Потом из зараженного зерна делают муку, что выливается в массовые эпидемии эрготизма – отравления алкалоидами спорыньи, попадающими в муку из зерен ржи и других злаков, зараженных склероциями.

Упомянутые алкалоиды провоцируют мышечный спазм и в высоких дозах приводят к мучительной смерти, а в низких – к ментальным расстройствам, агрессии, галлюцинациям, а также сильным болям и некрозу тканей.

Мэри Матосян, историк Университета Мериленда, в своей работе 1991 года «Яды прошлого: грибки, эпидемия и история» обнаруживает связь между вспышками народных волнений и распространением спорыньи в благоприятных погодных условиях. «Охота на ведьм», как оказалось, тоже была больше всего распространена в странах с влажным прохладным климатом, где рожь лежала в основе сельского хозяйства. То, что расценивалось как признаки одержимости нечистой силой, на самом деле подозрительно напоминало поражение центральной нервной системы на фоне отравления алкалоидами спорыньи. По некоторым подсчетам, с 591 по 1781 годы в Европе произошло 132 эпидемии эрготизма. Одна из таких эпидемий во Франции в 922 году стоила жизни 40 тысячам человек.

Все уже приготовились, а он взял и не случился

То есть мы уже представляем себе эту картину: холод, потопы, засухи, постоянный голод, знамения в небе, войны, – а еще бесы, демоны, духи леса и прочая чертовщина, которую человек действительно видит, не подозревая, что у него легкая стадия эрготизма; вдобавок, с амвона рассказывают о видении Иоанна Богослова. Христианство в Западной Европе в целом, можно сказать, родилось под звездой Апокалипсиса – тут и падение Рима, и бесконечные набеги варваров, и мусульманская экспансия. Ну и как тут не уверовать, что конец света близок? А в результате в 1000 году Второе пришествие… не наступило.

Конечно же, было объявлено, что все благодаря молитвам: Бог решил пожалеть грешный мир. И все было бы прекрасно, если бы не одна маленькая проблема – голод. На рубеже столетий многие крестьяне просто не стали ничего сеять – какой смысл, если все равно скоро отправляться на суд божий. К пустым полям добавилась очередная сильнейшая засуха: по свидетельствам европейских хроник, по всей Европе снова была жара, горели леса и болота. В Германии пересохли реки и погибла рыба, голод и мор продолжался до 1006 года.

В результате сложилась ситуация, когда с одной стороны отовсюду возносились благодарственные молитвы за спасение мира, а с другой – еда на привычных местах закончилась. Тогда и начался период массовых паломничеств. Они преследовали две цели: уйти из голодных земель, а также увидеть святые мощи и реликвии. Такой порыв интересовал и церковь – паломники означали пожертвования, так что нужно было дать им то, чего они хотели. Но тут возникла новая проблема – в церкви не было места.

Функции и разновидности храмов того времени

Тут необходимо сделать небольшое отступление, чтобы объяснить, какова была функция здания церкви, и в чем заключалась принципиальная разница в подходах.

В Древней Греции и Рима храм был домом бога. В прямом смысле слова – это место, где он живет, а значит, там нечего делать посторонним. Поэтому поклонение и служение проходили снаружи – отсюда и такая значимость внешнего убранства: статуи, барельефы, сами геометрические пропорции.

Христианский же храм – это дом Господень, где все собираются под его кровом, а значит, больше внимания внутреннему убранству и самому пространству церкви. Первые христианские храмы – это трехнефные базилики, не имевшие четкой ассоциации с языческим храмом.

Базилики отличались большой вместительностью. Со временем начался переход от базиликальной постройки к крестово-купольному храму. Как различить их между собой? Базилика представляет собой прямоугольный дом с одним залом и боковыми проходами. Больше всего это похоже на станцию метро, где есть центральный зал и боковые проходы (нефы), только отделенные не стенами, а колоннами.

В основе же крестово-купольной конструкции лежал, как нетрудно догадаться, купол, покоившийся на четырех огромных колоннах. За счет сложной системы арок создавалось впечатление, будто он практически подвешен в воздухе.

И все бы ладно – но массовое паломничество смешало все карты, и места стало резко не хватать.

Давайте сделаем еще одну пристройку

Чтобы увеличить поток паломников, нужно было размещать в храме больше мощей и реликвий, но для них требовалось отдельное место. Так в церковной архитектуре начинает появляться апсидиола – небольшая пристройка, которая примыкает к основному пространству церкви и предназначена для демонстрации реликвий. Собрание апсидиол образовывало «венец капелл», которые полукругом охватывали апсиду – место, где находится алтарь. Казалось бы, все продумано: вот храм, вот алтарь, а вот – апсидиолы, в которых лежат реликвии. Но попробуем представить, как все это выглядело на самом деле.

…Горожане идут в храм, чтобы послушать воскресную службу. Тем временем, на рассвете в город по торговому пути вошли паломники. Они пришли сюда ради святых реликвий и не могут задержаться надолго – дальше ждут другие храмы, и нужно идти, пока благоприятствует погода.

Храм начинает наполняться. Но он не рассчитан на такое количество людей! Паломники хотят пройти к апсидиолам, чтобы поклониться реликвиям; местные пытаются удержаться в наосе – центральной части храма, где проводится литургия. Часть паломников уже побывала у одних святынь и идет к другим, часть – пытается выбраться из храма. Давка нарастает, и вот уже пошли взаимные перепалки. Тут-то и появляется герой нашего рассказа – Деамбулаторий.

Неизвестно, кому впервые пришло в голову простое и изящное решение: построить вокруг апсида полукруглую обходную галерею, а уже к ней пристраивать апсидиолы и «венец капелл». Так получилась новая архитектурная форма и решилась проблема давок: те, кто приходили на литургию, входили через центральные двери храма и занимали наос, а паломники заходили через боковой неф, проходили по нему и попадали в коридор-деамбулаторий. После приобщения к реликвиям они выходили через двери противоположного нефа, как бы обходя храм по кругу.

Таким образом, пропускная способность церкви выросла, вопрос нехватки места был решен. И если когда-нибудь вы попадете в храм романского стиля и увидите подобный коридор, знайте, что это – молчаливый памятник вере в то, что завтра не наступит.

Читать еще: Урбанистика: о чем это, с кем и для чего?

Текст: Иван Костенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *