666 число зверя

В «божественное чисел предначертание» человечество верило с незапамятных времен. Античные мыслители придавали числам фатальное значение. Пифагор и его школа (VI в. до н.э.) связывали с ними сущность всех вещей. Устройство Вселенной опиралось на гармонию числовых отношений.

Да настолько ли уж заблуждались последователи Пифагора? Ведь исчезни вдруг понятие числа — рухнет и само мироздание┘

Древние народы верили в числа счастливые и несчастливые. Одни сулили радость и удачу: к ним относились, например, 3 и 7. Семерка в особенности служила символом «совершенства и полноты» (семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели┘). Не меньшим пиететом пользовалась и тройка.

Другие числа, напротив, предвещали только беды и напасти. Многие ли из нас до сих пор равнодушно относятся к числу 13? Подлинным «исчадием ада» по сей день считается число 666. В последние десятилетия неприязнь к нему в существенной степени возросла. Это связано с пресловутыми проблемами антиглобализма и введением различных штрихкодов. В России, например, поднялась волна протестов против введения индивидуального номера налогоплательщика (ИНН). Находят, что в штрихкодах хитроумным способом зашифровано число 666.

Оно ведет начало от апостола Иоанна Богослова. В его «Апокалипсисе» («Откровениях»), датируемом 79 г. н.э., говорилось: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое. Число его шестьсот шестьдесят шесть». Смысл изречения тщетно пытались разгадать на протяжении почти двух тысячелетий. Полагали, например, что в нем зашифрованы некоторые исторические имена. Предлагались и другие версии. Согласно же современным комментариям к Библии, все они не могут быть признаны состоятельными. И поэтому загадка числа 666 не имеет рационального объяснения.

Эпитет «звериное» прочно закрепился за числом 666. Но ведь в изречении Иоанна Богослова содержатся и другие слова: «┘ибо это число человеческое». Как понять столь разительное сопоставление? Вообще едва ли не всякая фраза «Апокалипсиса» требует комментариев. А Иоанн предваряет свое цитированное изречение двумя словами: «Здесь мудрость».

Чем же так провинилось число 666 перед верующим человечеством?

Отрешивших от его «инфернальной ипостаси», попробуем оценить это число с позиций тривиальной математики. Прежде всего 666 — обыкновенный представитель чисел натурального ряда (N), причем любопытно, что 666 равно сумме первых 36 натуральных чисел, то есть от 1 до 36 (кстати, 36=6×6┘).

Натуральные числа содержат бесконечное множество простых чисел (р), которые делятся только на самое себя и на 1. Возьмем последовательность первых семи простых чисел (памятуя существующую с древних времен «белую магию» числа семь): 2, 3, 5, 7, 11, 13, 17. Сумма их квадратов равняется 666 (во всех дальнейших выкладках будем обозначать число 666 через R).

Число 6 тоже само по себе незаурядно. Оно первый представитель так называемых совершенных чисел (А), сумма их делителей (включая единицу и исключая само А) равна А. Так, А1=6=1+2+3;

А2=28=1+2+4+7+14;

А3=496; А4=8128 и т.д. Всего ныне известно 24 совершенных числа. Они мало привлекают математиков. Но вот, право же, курьезная деталь: сумма первых четырех совершенных чисел равна 8658; она является произведением 666х13!!

R просто может быть выражено через А1 и А2.

R=А1 (4А2+1) или R=1/2 А12 (А12+1).

Запишем два выражения:

(1) и

(2).

В них под знаком первой суммы — сумма квадратов нечетных по порядку р (2, 5, 11, 17), а под знаком второй суммы — сумма квадратов четных по порядку (3, 7, 13). Эти суммы равны 439 и 227. Из (1) и (2) соответственно находим величины 3,1415 и 1,6180. Первая соответствует значению p (отношению длины окружности к ее диаметру), вторая — значению Ф (так называемому золотому сечению). Все величины даны с точностью до 4-десятичного знака.

Не кажется ли, что в свете вышеизложенного число 666 начинает как бы «сбрасывать» свои мистические одеяния? Конечно, кое-кто может увидеть здесь случайную «игру чисел»… Но все же, прежде чем поставить точку, попробуем продемонстрировать еще один силуэт «человеческого лица» R.

Значащие цифры в этих величинах могут быть выражены следующими формулами:

Число зверя — 666. Что означает цифра шестьсот шестьдесят шесть? Откр.13:18

ЧИСЛО ЗВЕРЯ — 666 (Отк. 13:18)

В этом стихе говорится, что число зверя — шестьсот шестьдесят шесть (666); и, надо признаться, что на этот стих было потрачено больше изобретательности, чем на любой другой стих Писания.

18 Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.
(Откр.13:18)

Современный перевод: Это требует мудрости. Каждый, у кого есть разум, может понять значение числа зверя, ибо оно соответствует человеческому числу. Число это — шестьсот шестьдесят шесть (666).

Кто этот сатанинский зверь, представленный здесь таким символическим числом (666)?

Один милый и романтичный случай такого использования приведен у Густава Дейсмана. На стенах Помпеи один влюбленный написал: «Я люблю ту, число которой 545″, и тем самым назвал имя своей возлюбленной и в то же время скрыл его!

666 — ПЕЧАТЬ

Число зверя — 666. Что означает цифра шестьсот шестьдесят шесть? Откр.13:18

Относительно цифры 666 было высказано бесчисленное количество предположений.

Ввиду того, что это имя зверя, его искажали как угодно, чтобы подогнать под своего заклятого врага; и потому 666 значило и папу римского, Наполеона, вождя немецкого протестантизма Мартина Лютера, основателя шотландской пресвитерианской церкви Джона Нокса и многих других.

Так, во время Второй мировой войны умудрились создать систему, по которой выходило, что 666 — это Гитлер!

Откровение написано закодированным языком; поэтому, совершенно очевидно, что здесь, где дело касалось имени заклятого врага Церкви, код был выбран самый надежный.

Как это ни странно, но ключ к коду, по-видимому, был потерян очень рано, потому что даже такой крупный богослов, как Ириней Лионский, живший во втором веке, не знал, что стоит за этим символическим числом.

Четыре из самых первых предположений

Известные предположения

Мы приведем здесь четыре из самых первых предположений.

  1. Ириней Лионский высказал предположение, что оно может символизировать Еуанфас.
    В греческом: Е — 5; У — 400; А — 1; Н — 50; Ф — 9; А — 1; С — 200; и сумма — 666. Но что такое Еуанфас — об этом Ириней ничего не знал; то есть, он на место одной загадки поставил другую.
  2. Было высказано предположение, что это слово Латеинос.
    Л — 30; А — 1; Т — 300; Е — 5; И — 10; Н — 50; О — 70; С — 200; сумма составляет 666. Под латеинос можно было понимать латинский и, следовательно, оно могло символизировать Римскую империю.
  3. Третьим предположением было, что слово это Теитан.
    Т — 300; Е — 5; И — 10; Т — 300; А — 1; Н -50; а сумма — 666. Из теитанос можно было получить два значения. В древнегреческой мифологии титаны восстали против Бога. Во-вторых, императоры Веспасиан, Тит и Домициан были из фамилии Титус, и может быть, их могли называть титанами.
  4. Четвертым было высказано предположение, что это слово арноуме.
    А — 1; Р — 100; Н — 50; О — 70; У -400; М — 40; Е — 5; и сумма — 666. Есть возможность, что арноуме — это форма греческого слова арноумай, — «я отрицаю». В этом случае число символизирует отрицание имени Христа.

Ни одно из этих предположений не представляется убедительным. Сама глава предлагает нам лучший ключ к загадке.

Вновь и вновь упоминается смертельно раненая голова, которая потом исцелилась. Как мы уже видели, эта голова символизирует легенду об императоре Нероне Неро редививус, и, потому, мы вполне можем сделать предположение, что число имеет какое-то отношение к Нерону.

Во многих древних списках число дано как 616. Если написать имя Нерон латинскими буквами и придать им цифровые значения, получим: Н — 50; Е -6; Р — 500; О — 60; Н — 50, а сумма — 666; если написать имя Нерон без последнего Н, сумма будет 616. А если слова кесарь Нерон транскрибировать древнееврейскими согласными, сумма их тоже будет равна 666.

Таким образом, можно предположить, что число зверя символизирует императора Нерона, и что Иоанн предсказывает пришествие антихриста в образе Нерона, воплощения зла, вернувшегося на эту землю.

666 — печать на евреях, исповедующих иудаизм

В Библии есть место, где упоминается число 666:

14 В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых,
(3Цар.10:14)

Прочитаем всю 10 главу 3 Царств

1 Царица Савская, услышав о славе Соломона во имя Господа, пришла испытать его загадками.
2 И пришла она в Иерусалим с весьма большим богатством: верблюды навьючены благовониями и великим множеством золота и драгоценными камнями; и пришла к Соломону и беседовала с ним обо всем, что было у нее на сердце.
3 И объяснил ей Соломон все слова ее, и не было ничего незнакомого царю, чего бы он не изъяснил ей.
4 И увидела царица Савская всю мудрость Соломона и дом, который он построил,
5 и пищу за столом его, и жилище рабов его, и стройность слуг его, и одежду их, и виночерпиев его, и всесожжения его, которые он приносил в храме Господнем. И не могла она более удержаться
6 и сказала царю: верно то, что я слышала в земле своей о делах твоих и о мудрости твоей;
7 но я не верила словам, доколе не пришла, и не увидели глаза мои: и вот, мне и в половину не сказано; мудрости и богатства у тебя больше, нежели как я слышала.
8 Блаженны люди твои и блаженны сии слуги твои, которые всегда предстоят пред тобою и слышат мудрость твою!
9 Да будет благословен Господь Бог твой, Который благоволил посадить тебя на престол Израилев! Господь, по вечной любви Своей к Израилю, поставил тебя царем, творить суд и правду.
10 И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни; никогда еще не приходило такого множества благовоний, какое подарила царица Савская царю Соломону.
11 И корабль Хирамов, который привозил золото из Офира, привез из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней.
12 И сделал царь из сего красного дерева перила для храма Господня и для дома царского, и гусли и псалтири для певцов; никогда не приходило столько красного дерева и не видано было до сего дня.
13 И царь Соломон дал царице Савской все, чего она желала и чего просила, сверх того, что подарил ей царь Соломон своими руками. И отправилась она обратно в свою землю, она и все слуги ее.
14 В золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых,
15 сверх того, что от разносчиков товара и от торговли купцов, и от всех царей Аравийских и от областных начальников.
16 И сделал царь Соломон двести больших щитов из кованого золота, по шестисот пошло на каждый щит;
17 и триста меньших щитов из кованого золота, по три мины золота пошло на каждый щит; и поставил их царь в доме из Ливанского дерева.
18 И сделал царь большой престол из слоновой кости и обложил его чистым золотом;
19 к престолу было шесть ступеней; верх сзади у престола был круглый, и были с обеих сторон у места сиденья локотники, и два льва стояли у локотников;
20 и еще двенадцать львов стояли там на шести ступенях по обе стороны. Подобного сему не бывало ни в одном царстве.
21 И все сосуды для питья у царя Соломона золотые, и все сосуды в доме из Ливанского дерева были из чистого золота; из серебра ничего не было, потому что серебро во дни Соломоновы считалось ни за что;
22 ибо у царя был на море Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил Фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов.
23 Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью.
24 И все на земле искали видеть Соломона, чтобы послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его.
25 И они подносили ему, каждый от себя, в дар: сосуды серебряные и сосуды золотые, и одежды, и оружие, и благовония, коней и мулов, каждый год.
26 И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и разместил он их по колесничным городам и при царе в Иерусалиме.
27 И сделал царь серебро в Иерусалиме равноценным с простыми камнями, а кедры, по их множеству, сделал равноценными с сикоморами, на низких местах.
28 Коней же царю Соломону приводили из Египта и из Кувы; царские купцы покупали их из Кувы за деньги.
29 Колесница из Египта получаема и доставляема была за шестьсот серебра, а конь за сто пятьдесят. Таким же образом они руками своими доставляли царям Хеттейским и царям Арамейским.
(3Цар.10:1-29)

Историческая справка, золото Соломона:

Годовые приходы и запасы золота во время царствования Соломона были весьма огромными, если судить, как читаем, что щиты у него были из кованого золота, золотые сосуды для питья, малые шиты (заслоны) из золота и престол из слоновой кости, обложенный чистым золотом и серебром. Серебро и золото в Иерусалиме было в его время равноценно простым камням (10:10-22; 2 Пар. 1:15).
Спустя пять лет после смерти Соломона египетский царь Сусаким пришел в Иерусалим и взял все золото Соломоново (14:25,26; 2 Пар. 12:2, 9-11).
Лишь недавно в 1939 г. была обнаружена мумия Сусакима в Танисе, в Египте. Она лежала в золотом покрытом саркофаге.
Возможно, что это было то золото, которое он вынес из Иерусалима.

Таким образом мы знаем, что царю Соломону поступало золота ежегодно 666 талантов. От кого? Это золото поступало в качестве ежегодной подати от иудеев (евреев исповедующих иудаизм). Каждый иудей должен был сдавать по одной монете золота.

Статья по теме: Куда мы попадаем, когда умираем?

Отсюда мы узнаем, что печать дьявола стоит на иудеях или евреях исповедующих иудаизм.

Кроме того, мы знаем, что народ этот Моисей вывел из моря (зверь этот выйдет из моря).

Можно увидеть пример ревностного отношения одного из евреев, который гнал учеников Иисуса:

9 Правда, и я думал, что мне должно много действовать против имени Иисуса Назорея.
10 Это я и делал в Иерусалиме: получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы, и, когда убивали их, я подавал на то голос;
11 и по всем синагогам я многократно мучил их и принуждал хулить и, в чрезмерной против них ярости, преследовал даже и в чужих городах.
12 Для сего, идя в Дамаск со властью и поручением от первосвященников,
(Деян.26:9-12)

Важно, что иудеи сегодня не признают имени Иисуса Назорея. Они ждут повторного строительства Храма Соломона. Ждут царя.

34 Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?
35 ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее. Кто имеет уши слышать, да слышит!
(Лук.14:34,35)

ВЫВОДЫ

Итогом моего изучения книги Откровений получились следующие выводы.

  1. Склонен считать, что книга Откровений была написана до разрушения Иерусалима. То есть предупреждение в этой книге были адресованы первым христианам. Они в свою очередь увидев предначертанное Иерусалиму — покинули пределы города до осады римлянами и спаслись.
  2. Книга Откровений охватывает не только времена первых христиан. Естественно, все что в ней написано — полезно для изучения и наставления, как сегодня, так и для будущих поколений.
  3. Стоит учитывает пророческий вариант изложения, который использовали в книгах Ветхого Завета. Иоанн использовал его при написании, будучи заточен в темнице. Тем самым обезопасив важность в ней слов, он спокойно смог адресовать их христианам в Иерусалиме. Ведь для обычного римлянина того времени, все что в ней было изложено — мягко говоря не укладывалось в рамки обычного рассуждения. Иоанн не мог прямо написать, например, про Нерона, про разрушение Иерусалими и о гонениях на христиан. Такое послание не прошло бы цензуры.
  4. Образ царя Соломона, Храма и богатства его правления, очень схож с описанием Ионна Небесного Царства и Царя. Стоит сравнить образ царя Соломона, его величие, богатство и мудрость до падения в грех с описанными образами книги Откровения.
  5. Число зверя — 666, не стоит трактовать однозначно.

При изучении книги Откровений обратите внимание, что она очень сложна в изучении, тем более в абсолютных трактовках.

Я бы рекомендовал приступать к ее изучению после всех книг Нового Завета, Ветхого и только потом к ней. Не просто так, она самая последняя в Библии.

А что думаете вы: что означает число зверя — 666?

«Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть». Глава 13 Откровения Святого Иоанна Богослова.

Кто только не пытался расшифровать древнюю мистическую тайну «зверя, выходящего из моря с семью головами и десятью рогами», кому «поклонятся все живущие на земле» и будут потом за это «мучимы в огне и сере пред святыми Ангелами». Однако все усилия богословов не привели к убедительным результатам. Поэтому проблема была отставлена в сторону в надежде на саморазрешение в будущем. В связи с трудностями толкования эта книга Нового Завета не читается во время богослужения, даже не смотря на то, что православная церковь полагает: «В Откровении сконцентрирован основной смысл Священного Писания и в нем получает разрешение все то, о чем говорилось в книгах Ветхого и Нового Завета». Епископ Русской православной церкви за рубежом Александр (Милеант) писал: «Может быть здесь надо искать решение загадки в принципиальной плоскости, но не ясно в каком направлении.… Когда время придет, те, кому следует, расшифруют его…». Страшно предполагать, но, похоже, такой человек нашелся и аккурат перед объявленным «концом света» издал научную книгу «Великие тайны Апокалипсиса. Истоки, мистификации, реальность. Результаты естественнонаучного исследования», где представил подробное системное толкование самых загадочных глав Откровения. Сенсационными научными исследованиями Андрея Осипова — Скурлягина уже десять лет интересуется православная церковь.

-Андрей Александрович, расскажите немного о себе.

— Как ученый, в молодости я занимался вопросами гидродинамики струй высокого давления, на эту тему защитил в 1985 году кандидатскую диссертацию. Тема нашла широкое практическое применение, и я «подрос» до генерального директора научно-производственного объединения в гидротехнической отрасли, а затем занимал много ответственных общественных постов, на которых пришлось осваивать десятки других научных дисциплин: общую и специальные теории систем, специфические разделы физики и математики, аналитику, миросистемный анализ, экономику, социологию, религиоведение, и многое другое. А главное у меня были прекрасные учителя.

-Как случилось, что вы, кандидат технических наук, наверняка в свое время получивший стандартную прививку научного атеизма, вдруг заинтересовались темой конца света, Апокалипсисом?

-Возможно это случайность. А может быть судьба. На книжном «развале» в начале 90-х, я заметил книгу со странным для меня названием: «Исследуйте Писания». Автором был епископ русской православной церкви за рубежом Александр (Милеант). Диссонанс словосочетания «Исследуйте Писания» меня зацепил: «Как так? Ведь Закон Божий можно только зубрить!». Я купил книгу и на несколько лет забыл о ней. А когда стал читать, увлекся. Ведь книга, ставила главный вопрос любого человека: «В чем смысл нашей жизни?». Когда же дошел до описания великих тайн Апокалипсиса, то задумался, ибо сквозь архаику и метафоры древнего текста почувствовал «дежа вю», что то хорошо мне знакомое. Некоторое время спустя, мозаика отдельных тайн сложилась в цельную непротиворечивую картину, ни один фрагмент которой нельзя было отбросить. Как ни странно это звучит, но эта книга оказалась в значительной мере посвящена проблемам мировой экономики, существенно превосходя по глубине доклады нобелевских лауреатов. Когда позднее, на экономическом семинаре, академик РАН Дмитрий Семенович Львов, заслушав мой доклад, спросил, как же я до этого додумался, я не нашелся что ответить. Хотя было понятно, что своим интуитивным «прозрением» я был обязан работам выдающихся русских ученых, таких как Николай Вавилов, Владимир Вернадский, Анатолий Власов, Лев Гумилев, Петр Капица, Сергей Курдюмов, Никита Моисеев, Евгений Седов, Гранит Семин и работам великих зарубежных ученых, таких как: Джеймс Клерк Максвелл, Людвиг Больцман, Макс Планк, Альберт Эйнштейн, Вернер Гейзенберг, Илья Пригожин, Бенуа Мандельброт, Стивен Чу, Эммануэль Валлерстайн и многие другие. Именно эти люди заложили основы понимания принципов нелинейности, цикличности, самоподобия, ветвления, системной устойчивости, неопределенности и алгоритмов гибели на пути развития человечества. Выражаю свою благодарность моим официальным рецензентам из РАН и Счетной Палаты РФ и личным друзьям ученым из РАН, и РАСХН за помощь в работе над монографией.

-Вы верующий?

-Нет в традиционном понимании этого слова. Однако с годами все более склоняюсь к вере. Особенно после встречи со старцем Наумом в Троице-Сергиевой Лавре. После прочтения ряда выдающихся богословских работ, например Григория Паламы. После освоения азов «умного делания» — так православные называют медитационные практики. А отталкивает «новорусское» поведение церковной «пехоты» — малограмотных батюшек и их матушек.

-А можно подробнее о канонических тайнах?

-Если отбросить миф об Антихристе как не имеющий отношения к Откровению, то тут же рассыпается вся шаткая пирамида традиционных толкований великих тайн этой Священной Книги. Если же принять гипотезу, что зверь Апокалипсиса, выходящий из моря, — это некое явление в социально-экономической жизни общества — фазовый переход от одного жизненного цикла этого общества к другому, то есть кризис цивилизации, мы получим цельную непротиворечивую системную серию иных толкований великих тайн Апокалипсиса. И эти толкования будут лежать в принципиально иной плоскости, как и предполагал епископ Александр. Еще раз напомню: «Откровение» — это книга о «конце света». И если «конец света» именовать на языке естественных наук, то он означает финальный, т.е. предсмертный переходный кризис социальной системы к иной форме существования. Если зверь Апокалипсиса, выходящий из моря, не какое-то физическое существо, а цикличное явление, то есть системный кризис, то следующая «загадочная» цитата Священного Писания получает очень логическое и здравое объяснение: «Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится» . Кризисы приходят и уходят, что же здесь непонятного? Более того, наукой установлено общее число кризисов, которое переживают социально-экономические системы от своего зарождения до гибели. Оно изменяется в диапазоне от 5 до 9, в зависимости от размера социальной системы, условий ее существования, информационных потоков, которые ее пронизывают, и многих других факторов. В сфере этих знаний следующая цитата «Откровения» так же становится кристально понятной: «И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» . То, что финальный, то есть вселенский, кризис глобальной социальной системы будет иметь порядковый номер «восемь» весьма и весьма вероятно. А продолжительность кризиса будет составлять 42 месяца, или 3,5 года, что достаточно типично: «… и дана ему власть действовать сорок два месяца» .

Что касается лжепророка, то это предтеча политических мифов. Политические мифы не санкционируют и не запрещают какие-то конкретные действия людей. Они меняют и парализуют их образ мысли, чтобы затем иметь возможность полностью контролировать их деяния, ибо, как гласит энциклопедия, «материальной формой воплощения образа являются практические действия…». «И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя» т.е. искусственно созданному соблазнительному образу кризиса – вспомните, например как мы в конце ХХ века приветствовали перестройку, гласность, реформы.

А что касается числа зверя — «666», то в целом, это критическое количество хаоса (интегральной неопределенности) в обществе при котором общество (цивилизация) неотвратимо погибает. И это число человеческое. Ибо носителями хаоса являются люди, «соблазненные» лжепророком и образ мыслей которых структурирован таким образом, что предопределяет их агрессивные реакции и буйное поведение на любую критику образа кризиса.

— Так вы, получается тот, кто «имея ум, счел число зверя»? Объясните, пожалуйста, ход ваших мыслей.

-Да, но только благодаря опоре на своих учителей. В тексте Откровении говорится, что Бог позволил Дьяволу «повергнуть на землю третью часть звезд «. Если учесть, что в древности основной мерой подсчета граждан была тысяча, то 1/3 — это, условно говоря, 333 взбунтовавшихся «гражданина» небесного царства. Из этого следует вывод, что 666 — это 2/3 общества. Вы все поняли? И не надо больше искать никаких имен Антихриста, здесь нет никакой мистики.

— Не совсем понятно.

— Две трети — это подавляющее большинство, а одна треть — это подавляемое меньшинство. Все дело в противовесе сил добра и зла. Когда Бог позволил Дьяволу повергнуть на землю треть звезд, то есть падших ангелов, «сторонников» Дьявола, то у Бога оставалось две трети, он был в подавляющем большинстве. А если бы числом 666, то есть двумя третьими обзавелся Дьявол, то все встало бы с ног на голову, — нечистая сила перевесила бы.

Все это базируется на математических моделях, которые со всей ясностью показывают, что устойчивость социально-экономических систем определяется в первую очередь сочетанием определенности (порядка) и неопределенности (хаоса). Если говорить ближе к религиозному языку : Господь Бог — это порядок , а сатана — это хаос, неопределенность. Установлено, что система у которой неопределенность избыточна, обречена на гибель. Если перевести это на архаичный язык религии, то получим — если система одержима сатаной, она разрушается.

-А если слишком много порядка?

— Правильно подмечено. Такая система может существовать и развиваться бесконечно долго, при безупречном управлении, но она не может развиваться на основе самоорганизации, она развивается на основе принуждения. Вот вам и ответ на вопрос: почему Бог не уничтожил сатану? Почему они всегда существуют вместе? Да потому что это две стороны одной и той же медали. Диалектика называла это единством и борьбой противоположностей. Гармоничное сочетание порядка и хаоса подразумевает, что хаоса должно быть все-таки меньше — 1/3 это божественная «норма» для внесения в систему необходимой доли неопределенности, которая делает ее более гибкой.

— Мир знает пример избыточно упорядоченной системы?

— Вспомните, как было в СССР. Все было предопределено. Плановая экономика занимала у нас 95 процентов от валового внутреннего продукта (ВВП). Почти полная предопределенность, которая в итоге и не смогла развиваться гибко.

— А какие государства вы бы назвали гибкими?

— Все страны золотого миллиарда имеют оптимальное значение неопределенности – т.е. рыночной экономики с учетом их климатических особенностей. В России иначе: упорядоченность, даже по формальному критерию 18%, а неопределенность 82%. Если говорить архаичным языком, образами, которые использовал Иоанн Богослов, мы одержимы сатаной, а если языком современным — система уверенно разрушается. Причем мы давно перешагнули рубеж двух третьих, число «зверя».

— Откуда Иоанн все это мог узнать?

— Анализ ряда известных публикаций, посвященных описанию особенностей жизненного уклада в древнем Вавилоне, как «вершине» достижений месопотамской цивилизации, позволяет выявить ряд характерных особенностей, которые, видимо, могут рассматриваться как исходные предпосылки для пророческих предсказаний Иоанна Богослова. Этот великий пророк, по всей видимости, страстно хотел предостеречь мир от нравственных пороков цивилизации Междуречья, показав их через устрашающие метафоричные образы зверей Апокалипсиса. Дело в том, что период вавилонского пленения евреев, будучи водоразделом в истории Израиля, явился, как известно, одновременно и периодом формирования Священного Писания. Именно в этот период времени, школой Ездры, в процессе сбора священной письменности, и составления сводов, например, таких как Паралипоменон, был собран и пророческий материал, заложены основы канонизации текста. Предположительно из богатейших вавилонских библиотек, в которых хранились исторические описания всех социально-экономических трансформаций этой цивилизации на протяжении 5 тысяч лет, иудейская диаспора и почерпнула необходимые сведения для эсхатологических предсказаний (предсказаний о конце свет): чего нужно опасаться, когда ты живешь на одной территории с мощной цивилизацией, как не подпасть под ее влияние, не допустить оранжевых революций, и пр..

— Так чего же мы должны опасаться? Давайте, начнем с России.

— Наша страна, в том виде, в каком она сейчас существует, скорей всего исчезнет с мировой исторической арены уже через несколько лет. Это не значит, что мы все умрем. Просто начнется постепенный распад страны, будем жить вперемешку с китайцами, таджиками и пр. Карту раздела России Бжезинский уже давно нарисовал. В конечном счете Россия окажется маленькой захолустной страной третьего мира, где-то в границах XIV века. Мне от такой перспективы становится грустно. Взрывное развитие России возможно лишь на пути мобилизационной модернизации. Но кто ж ей даст! Для этого нужна неуклонная политическая воля, которой нет.

— Но почему же это происходит?

Современный мир потрясает скоростью происходящих изменений. Не ясно, к чему готовится, что ожидает нас завтра, как жить сегодня. Стратегическая неопределенность правит балл! Политики, лишенные проницательности Ленина, Сталина, Рузвельта, не знают, что и как делать в подобных обстоятельствах. Гигантский социальный эксперимент, поставленный западным обществом, вкусившим от изобилия, дал громогласный отрицательный ответ на извечный вопрос: может ли погоня за наживой и наслаждениями стать содержанием человеческой жизни? Но мы не услышали его. Под водительством лжепророков мы ступили на этот путь и пополнили ряды одиноких, поразительно несчастливых, вечно озабоченных глубоким неравенством людей.

Частнособственнические инстинкты, как основа идеологической установки на заглатывание целого мира, грозят очень большой войной, сполохи которой уже видны невооруженным глазом.

При этом исчерпывающий портрет «героя» нашего времени дает основатель психоанализа Зигмунд Фрейд в своей работе о патологиях характера. Он пишет, что преимущественная ориентация на погоню за наживой свойственна незрелому типу личности, которому все время требуется самоутверждение. Такие могут «пилить» бюджет и торговать сырьем, но не заниматься модернизацией России.

-Ну а что же в Откровении говорится про глобальный конец света?

— «Восьмой из числа семи и пойдет в погибель». Ясно, что речь идет о восьмом всемирном кризисе. Доподлинно известно, что как минимум три уже миновали. По иным сведениям, возможно, миновали уже шесть. Можно точно сказать, что 21 декабря 2012 года конца света не будет. Сегодня, дедуктивные математические модели аналитического класса позволяют рассчитать с очень высокой степенью вероятности, когда этот конец наступит. Но наши власти это не интересует. Возможно, это уже сделано западными учеными, например в американском «Институте сложности». Но это не разглашается. В любом случае конец, как учили великие наставники человечества от Будды до Христа, будет возмездием за нравственное падение людей.

Можно по-разному относится ко всему вышеизложенному, но тот факт, что предлагаемая автором трактовка Откровения поднимает самую серьезную проблему нашего бытия, — отсутствие гармонии, как меры разрешения противоречий — не оспорим. Как говорится, все гениальное просто: обрати внимание на то, что лежит у всех на виду, и ты найдешь то, что искал…

Наталья Веденеева

Книга «Апокалипсис», или «Откровение Иоанна Богослова» состоит из видений и пророчеств, наполнена чудищами и катастрофами. Искусствоведы называют эту книгу уникальной: в ней проиллюстрированы каждая строчка, или хотя бы абзац. Книга историка изобразительного искусства Софьи Багдасаровой «Апокалипсис в искусстве. Путешествие к Армагеддону» (издательство «Бомбора») включает в себя полный текст «Откровения», снабженный комментариями и иллюстрациями. Оргкомитет премии «Просветитель» включил книгу Багдасаровой в «длинный список» из 24 книг, среди которых будут выбраны финалисты и лауреаты премии. N + 1 предлагает своим читателям ознакомиться с 13 главой книги, в которой рассказывается о появлении Зверей Апокалипсиса.

1И стал я на песке морском, и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.

«Иоанн и Зверь из моря». Миниатюра из «Apocalypse en vers français», 1220–1270 гг.

(Ms 815, Fol. 28r). Муниципальная библиотека Тулузы

Поделиться

Появляется самый знаменитый из Зверей Апокалипсиса — Зверь, выходящий из моря, он же «Первый зверь». Его толкуют как врага христиан — Римскую империю или как Антихриста. Подобно красному Дракону, он имеет 7 голов с 10 рогами и коронами на них, причем на венцах головах начертаны «имена богохульные», возможно, титул «август».

2Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва;

Джусто де Менабуои. «Зверь из моря».

Фреска баптистерия, 1375–1378 гг. Падуанский собор

Поделиться

Дракон и Зверь из моря из-за количества голов иногда кажутся похожими. Необходимо следить за деталями: Дракон — несомненно рептилия, а вот у Зверя из моря — черты млекопитающего хищника, так как он «подобен барсу». В наиболее аккуратных иллюстрациях у него шкура в леопардовых пятнах. У Дракона 7 корон, а у Зверя 10.

и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.

«Дракон дает власть Зверю из моря». Миниатюра из «Апокалипсиса Тринити Колледжа», Англия, ок. 1250–1260 гг.

(R.16.2, Fol. 14v). Библиотека Тринити Колледжа (Кембридж)

Поделиться

Передачу власти обычно иллюстрируют с помощью скипетра, который Дракон протягивает Зверю. Миниатюра удачно иллюстрирует их различия: тут Дракон красный, Зверь из моря — в пятнистой шкуре. Но это соблюдалось не всегда. То, что Зверь совмещает черты леопарда, медведя и льва — очередной параллелизм отрицательных и положительных персонажей «Откровения». Как и другие сложносоставные создания — четыре животных у престола, этот образ взят из видений Книги Даниила. Пророку явились четыре зверя из моря: подобный льву, медведю, барсу, а четвертый — некто с 10 рогами. Это видение займет отдельное место в иконах Страшного суда.

3И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела.

Димитр Папрадишки и другие. «Зверь из моря», между 1880–1940 гг.

Фрагмент фрески церкви святого Иоакима Осоговского (Македония)

Поделиться

Смертельная рана не имеет внятного объяснения у комментаторов. Художники тоже предпочитали ее избегать. Редко можно найти изображение большой раны; иногда — это всего лишь несколько капель крови на шее или странный наклон.

Еврей Иоанн был частью эллинистического мира и «Откровение» писал по-гречески. Исследователи отмечают параллели его образов с античными мифами: например, здесь видят сходство с исцелением голов Лернейской гидры. А погоня Дракона за беременной Женой напоминает им бегство от дракона Пифона Латоны с Аполлоном во чреве.

И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, 4 и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?

Факундус. «Поклонение Зверю». Миниатюра из «Беатуса Фердинанда I и доньи Санчи», Испания, 1047 г.

(Ms Vit.14.2, Fol.191v). Национальная библиотека Испании

Поделиться

После поочередного Поклонения Богу и Поклонения Агнцу в начале книги, здесь происходит насмешка над ними — Поклонение Дракону-Сатане, а затем Поклонение Зверю из моря, которое повторится больше одного раза. Испанские миниатюристы, для которых Зверь обозначал не Рим, а ислам, сделали Дракона и Зверя максимально непохожими и совместили два Поклонения на одном листе.

5И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца. 6 И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе. 7 И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.

Джон Торнтон и мастерская. «Зверь из моря ведет войну со святыми».

Витраж «Великого Восточного окна», 1405–1408 гг. Йоркский собор

Поделиться

Помимо отзеркаливания, Иоанн использует принцип повторяемости событий: сначала на семя Жены нападал Дракон, теперь христиан атакует Зверь из моря. На витраже из Йорка постоянная проблема многоголовья решена приданием Зверю одной главной головы, куда влезло целых четыре рога. «Власть» над людьми, которую получает победивший Зверь в этих стихах, иногда обозначалась с помощью трона, на котором он восседает, глядя на убиваемых христиан.

8И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира. 9 Кто имеет ухо, да слышит. 10 Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых.

Гурий Никитин. «Поклонение Зверю из моря», 1676 г.

Фрагмент фрески в Крестовоздвиженском соборе, Романов (Тутаев)

Поделиться

Второе Поклонение анти-Агнцу — З верю из моря наступает уже после получения им власти надо всеми племенами. Вариант русской фрески — самая распространенная иконография этой сцены: в нарушение хронологии Зверь только появляется из воды, а на берегу стоят «все живущие» во главе с царями, согнувшиеся перед ним в поклоне. Подробные апокалиптические циклы в росписях русских церквях относятся, в основном, к XVII веку.

11И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон.

«Зверь из земли». Миниатюра из «Апокалипсиса», нач. XVI в.

(MS0439, Fol. 16r). Муниципальная библиотека (Лион)

Поделиться

Появляется следующий из главных зверей Апокалипсиса — З верь из земли, он же «Второй зверь». Он является визуальной пародией на Агнца, но имеет два рога, а не семь.

12Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелела; 13 и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми.

Монограммист M. S. «Поклонение зверю». Гравюра из «Лютеровской Библии», Вюртенберг, 1534 г.

(V. II, S. 977). Библиотека герцогини Анны Амалии (Веймар)

Поделиться

Наиболее распространенная иллюстрация к данной главе совмещает очередное Поклонение Зверю из моря с появлением второго Зверя из земли. Второй Зверь, вылезая из расщелины, одновременно низводит с небес огненное знамение.

Копии и переделки с этой гравюры из Лютеровской Библии достаточно быстро достигли России, что очевидно при сравнении, например, с тем же сюжетом на фреске Гурия Никитина.

14И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив.
15И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя.

«Поклонение образу Зверя». Миниатюра из «Cloisters Apocalypse», Нормандия, ок. 1330 г.

(Inv. 68.174, Fol. 24v). Музей Метрополитен (Нью-Йорк)

Поделиться

Двурогий Зверь из земли здесь уже не похож на белого Агнца, а становится более человекоподобным, похожим на черта. Этот Зверь — активный проповедник веры в Зверя из моря. Леопардовая фигура на алтаре — э то не сам Первый зверь, а его «образ», то есть статуя. Второй зверь соблазняет людей поклоняться этому образу, то есть впасть в грех идолопоклонства. На заднем плане отказавшиеся принимают мученическую смерть.

16И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, 17 и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его.

«Получение начертания Зверя». Фрагмент миниатюры из «Апокалипсиса», Германия, ок. 1420 г.

(MS49, P. 68). Библиотека Уэллком (Лондон)

Поделиться

Начертание Зверя (Печать Антихриста) — пародия на эпизод наложения печати Бога на чело христиан. Верующие (теперь уже в лукавого), стоят коленопреклоненными перед посланником, который накладывает им на лоб знак повелителя.

На этой миниатюре у Второго зверя не лапы, а копыта, появившиеся в образе демона благодаря упоминанию рогов агнца, а также античным фавнам. Телосложение при этом человекоподобное — проглядывает иконография классического черта. Здесь он ставит печать на лоб копытом, однако чаще встречаются варианты, когда это делается кистью, как рисуют и запечатление 144 тысяч.

18Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть.

Уильям Блейк. «Число зверя есть 666», 1805 г.

Музей и библиотека Розенбах (Филадельфия)

Поделиться

Этот стих невероятно любят комментировать, но практически никогда не рисуют. Исключение — визионер Блейк, озаглавивший этой строкой свой образ дьявольской троицы. Верхняя крылатая фигура — это красный Дракон. Спиной к зрителю сидит Зверь из моря со скипетром в руках. У его ног едва различим овцеподобный силуэт Зверя из земли, поднявшего вверх руки с человеческими ладонями.

Подробнее читайте:
Багдасарова, С. Апокалипсис в искусстве. Путешествие к Армагеддону / Софья Багдасарова. — Москва: Бомбора, 2018. — 288 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *