7 ключей Пенза

Семиключье – это святое православное место. Каждый раз, когда я приезжаю к бабушке в Русскую Норку – деревню в Пензенской области, мы с ней отправляемся именно в это место. Я каждому православному человеку советую приехать сюда. Раньше, лет 15 назад, чтобы попасть на семь ключей, приходилось идти пешком, или проехать определенное расстояние на машине, а потом все же своим ходом.

В дождливую погоду, на машину надеяться было нельзя. Редко какой приезжий мог бы найти это место. Кругом лес, овраги, кусты и ямы, но бабушка всегда безошибочно знала маршрут.

Семиключье сегодня

Как преобразилось эта святыня сегодня! Я не верила своим глазам. Паломники съезжаются со всех краев земли – хотя раньше, иногда можно было там встретить пару человек. На территории Семиключья построили часовню, облагородили купель, дорожки. Добраться теперь можно на машине в любую погоду.

Если раньше люди приезжали просто побывать и набрать святой воды, то сейчас там проводятся службы, открыта монастырская лавка, все красиво и ухожено. Конечно, и пятнадцать лет назад там было особенно красиво, первозданная природа, никакой инфраструктуры, только святыни, природа и человек.

Почему такое название – Семиключье. По преданию здесь исправно молились и жили в земляных кельях монахи, а после набегов кочевников, эти монахи были найдены повешенными. С тех пор там забило семь ключей, появилась икона Тихвинской Божьей матери. Трижды эту икону переносили в церковь, но она вновь чудом оказывалась на Семи ключах. В наше время насчитывается там около пятнадцати ключей. Невероятно, но даже преосвященный Филарет посетил это место.

Когда попадаешь на Семиключье, все внутри переворачивается, изумительная природа, родники, тишина и спокойствие царят в этом святом месте. Побывав там, сразу хочется жить и верить в лучшее. Даже человеку нерелигиозному все здесь будет любо дорого!

Попасть в это место можно как по направлению из Русской норки, так и из Мордовской норки. Главное добраться до Шемышейского района Пензенской области, а дальше по указателям вы найдете эти две деревни и само Семиключье. Если вы пропустили указатель, любой местный подскажет вам точную дорогу до святых источников.

Советую всем приехать в Пензенскую область Шемышейский район на святой источник «Семь ключей»!

СЕМИКЛЮЧЬЕ Шемышейского р-на. Вряд ли найдется на Пензенской земле православный, не слышавший об этом святом месте. Оно расположено в нескольких километрах от Русской Норки, на левом берегу Узы. По преданию, на рубеже XVII-XVIII вв. здесь жили благочестивые монахи, спасаясь в глуши от суеты мира. Во время очередного набега кочевников семеро из них были убиты, и тут же из-под земли забили семь ключей. Так Семиключье стало свято. По прошествии времени (возможно, в середине XVIII в.) на роднике явилась Тихвинская икона Божией Матери. Нашедшие ее люди трижды пытались переносить икону в храм соседней Русской Норки, и трижды она возвращалась на Семиключье. Тогда здесь поставили часовню. В начале ХХ в. в клировых ведомостях Русской Норки упоминается «часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери, в 2-х верстах от села, в местности, именуемой «Семь Ключей»».

На девятую пятницу от Пасхи здесь ежегодно совершались богослужения, в кельях неподалеку жили странники и монахи.

В начале 30-х всех их разогнали, само Семиключье было разорено, власти, чтобы пресечь паломничества, сливали в воду бензин, хотели построить санаторий. Но все равно верующие продолжали посещать это место – и в 40-х, и в 50-х, и позже, а в 1944 г. сельсовет даже обустроил его.

В марте 1959 г. райисполком сообщал, что для пресечения паломничества к Семи Ключам предполагается занять территорию под пастьбу колхозного стада и устроить карду с навесом. Однако уже в мае уполномоченный Совета по делам РПЦ С. С. Попов писал: «Первоначально намечалось… организовать там постоянную стоянку скота. Однако сейчас от этого намерения отказались. Будем искать другие пути «закрытия» этого источника. Трудности при этом заключаются в том, что Семи Ключи расположены в лесу, в 7 клм. от населенных пунктов. Использование этого родника под хозяйственные цели, а земельного участка под посевы и другие цели полностью исключено».

20 мая 1959 г. Семиключье посетил инспектор Совета по делам РПЦ К. Г. Иванов из Москвы. Вот как он описывает свои впечатления: «На роднике были 3 женщины, прибывшие к источнику из населенных пунктов соседнего района. В беседе они нам рассказали, что они этот источник посещают ежегодно и считают его целебным. Кроме того, сообщили, что сейчас они приехали потому, что 21 мая «Никола». Нам удалось выяснить, что к источнику привозят юродивого из села Терновки, Пензенского района гр-на Шумилина Михаила, инвалида с детства.

Затем мы поехали в церковь в селе Русская норка Шемышейского района. В этой церкви в день 9-й пятницы после пасхи проводятся церковные службы в течение двух дней в честь явленной на водном источнике 7 ключей иконы Тихвинской Божией Матери.

В беседе с местными жителями, работниками сельского совета и настоятелем церкви села Русская норка священником Калмыковым Д.М. нам удалось установить, что паломничества к водному источнику «Семь ключей» действительно имеет место в 9-ю пятницу, в течение двух дней в церкви проводятся церковные службы, посвященные Тихвинской божией матери и безусловно это способствует посещению паломников в эти дни к так называемому «святому источнику»…
Священник Колмыков Д.М. письмо патриарха Алексия и правящего архиерея не зачитывал перед верующими и не разъяснял. В результате этого верующие не знают содержания письма по линии церкви по вопросу прекращения паломничества к так называемым «святым местам». Нами рекомендовано священнику Колмыкову зачитать письмо патриарха и правящего архиерея и сделать необходимые разъяснения с амвона перед верующими, чтобы они не ходили к истоку. Надо думать, что при этих случаях паломничество к источнику «Семь ключей» уменьшится». Иванов указывает, что на 10-ю пятницу к Семи Ключам собирается 200-300 человек.

К этому С. С. Попов добавляет: «В церкви с. Р-Норка Шемышейского района, расположенной в 5-6 км от родников Семи Ключи, хранится копия иконы «Тихвинской божей матери», которая якобы 200 лет тому назад «явилась» на этом роднике. Настоятель этой церкви свящ. Калмыков с целью побуждения хождения верующих к родникам Семи Ключи в течение 2-х дней в день «9 пятницы» устраивая торжественные службы в честь этой «явленной иконы» Тихвинской божей матери». Верующие, прибыв в церковь для почитания этой иконы, после церковной службы естественно направлялись и к месту, где эта икона якобы явилась, т.е. шли к родникам Семи Ключи. Такими действиями Калмыков способствовал паломничеству верующих к роднику Семи Ключи». Священник был переведен из Русской Норки в Головинскую Варежку.
К концу мая 1959 г. «в целях прекращения паломничества к роднику Семи Ключи Шемышейский райисполком разместил на этой территории пасеку и производит ее ограждение. Доступ к роднику будет закрыт». Служба в церкви на праздник также не совершалась. Паломничество на девятую пятницу сократилось, и в 1959 г. сюда пришли только 220-240 (или 150-200) человек против тысячи в прежнее время. В мае-июне 1961 г. на Семиключье все-таки была построена пасека, место огорожено. Райисполком издал постановление о запрете паломничества. Тихвинская икона Божией Матери, явившаяся на роднике, из церкви Русской Норки была передана в пензенский Успенский собор. По оценкам Попова, в этом же году паломничество прекратилось полностью.

С 2000 года Семиключье снова благоустраивается. Главный родник заключен в небольшой сруб, от него проложен настил к купальне. Из-под горы бьют не менее пятнадцати родников, а тот, на котором явилась Тихвинская икона, отмечен железным крестом. Выше стоят лавочки, беседка, указатель. 12 августа 2001 года источник посетил Преосвященнейший епископ Филарет. В последние годы прямо над ручьем, в который сливаются все ключи, поставлена просторная бревенчатая купальня. 8 июня 2007 года освящена бревенчатая часовня.

Добраться до Семи Ключей можно только по грунтовой дороге, через Русскую или Мордовскую Норку, но и в дождливое время поток паломников не прекращается.

Это самое популярное в Пензе место в своем роде. На церковные праздники паломники приезжают на больших автобусах из соседних регионов.

Отличное место, что бы выбраться из города в любое время года. От Пензы час езды. Получите не забываемые ощущения окунувшись в ледяную воду. Примерно похоже на прыжок с парашютом. Только на много полезней и безопасней. По сути это можно назвать крио ванной. Вода носит лечебные свойства. т.к. святая и очень холодная. Можно взять детей. Для них тоже будет что вспомнить.

Из истроии:
По преданию, на рубеже ХVII-ХVIII веков здесь жили благочестивые монахи, спасаясь в глуши от суеты мира. Во время очередного набега кочевников семеро из них были убиты, и тут же из-под земли забили семь ключей. Так Семиключъе стало свято. По прошествии времени (возможно, в середине XVIII века) на роднике явилась Тихвинская икона Божией Матери. Нашедшие ее люди трижды пытались переносить икону в храм соседней Русской Норки, и трижды она возвращалась на Семиключье. Тогда здесь поставили часовню, а на девятую пятницу от Пасхи ежегодно совершались богослужения, в кельях неподалеку жили странники и монахи.

В начале 30-х всех их разогнали, само Семиключье было разорено, власти, чтобы пресечь паломничества, сливали в воду бензин, хотели построить санаторий, а в конце 50-х устроили, как и на Салолейке. пасеку. Но все равно верующие продолжали посещать это место – и в 40-х, и в 50-х, и позже, а в 1944 г. сельсовет даже обустроил его.

С 2000 г. Семиключье снова благоустраивается. Главный родник заключен в небольшой сруб, от него проложен настил к купальне. Из-под горы бьют не менее пятнадцати родников, а тот, на котором явилась Тихвинская икона, отмечен железным крестом. Выше стоят лавочки, беседка, указатель. 12 августа 2001 г. источник посетил Преосвященнейший епископ Филарет. В последние годы прямо над ручьем, в который сливаются все ключи, поставлена просторная купальня.
Информация взята с сайта www.welcome2penza.ru

Skuki.net рекомендует:
Регулярно посещать это место. Полезно для души и тела. Ледяная вода, да еще и святая лечит все! Не забудьте взять полотенце и сланцы.


Семь Ключей бывший поселок богомольцев, а ныне урочище «Семь ключей», расположен в лесном массиве, на левом берегу реки Уза, в 3.6 км южнее села Мордовская Норка и в 4 км северо-восточнее села Русская Норка Шемышейского района Пензенской области.
Фактически, здесь, выбивает не менее 15-ти крупных родников. Некоторые считают, что название представляет собой искажение более древнего мордовского названия, в котором присутствовала основа термина со значением «питьевой, пить» (по-мордовски симемс), наряду с этим существует предание.

По преданию, в стародавние времена, на рубеже XVII-XVIII вв., еще до нашествий иноплеменников, в глухих мордовских лесах поселились монахи. Молились сугубо, жили скромно и строго в сени густо заросшего крутояра. Во время очередного набега кочевников (кубанцев) в 1717 году семеро из них были убиты и из-под земли забили семь ключей – родников сильных и многоводных, различных по характеру истечения и вкусу воды. Говорят, что временами даже запах от той воды не то цветочный, не то ладаном отдает. И место сие получило имя: «Семиключье».

По прошествии времени чудесным образом явилась у тех ключей икона Божией Матери «Тихвинская». Подивились люди и решили святыню перенести в церковь, что в селе Русская Норка. Только недолго она там пребывала: чудесным же образом вновь оказалась в Семиключье. Снова перенесли икону в церковь, и снова она оказалась у родников. И так трижды…

Тогда здесь поставили часовню. В начале ХХ в. в клировых ведомостях Русской Норки упоминается «часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери, в 2-х верстах от села, в местности, именуемой «Семь Ключей»».
На девятую пятницу от Пасхи здесь ежегодно совершались богослужения, в кельях неподалеку жили странники и монахи. В 1914 года здесь 3 кельи и 4 жителя мужского пола (богомольцев).

В начале 1930-х гг. всех их разогнали, само Семиключье было разорено, власти, чтобы пресечь паломничества, сливали в воду бензин, хотели построить санаторий. Но все равно верующие продолжали посещать это место — и в 1940-х, и в 1950-х, и позже, а в 1944 г. сельсовет даже обустроил его.

В марте 1959 г. райисполком сообщал, что для пресечения паломничества к Семи Ключам предполагается занять территорию под пастьбу колхозного стада и устроить карду с навесом. Однако уже в мае уполномоченный Совета по делам РПЦ С. С. Попов писал:
«Первоначально намечалось… организовать там постоянную стоянку скота. Однако сейчас от этого намерения отказались. Будем искать другие пути «закрытия» этого источника. Трудности при этом заключаются в том, что Семи Ключи расположены в лесу, в 7 клм. от населенных пунктов. Использование этого родника под хозяйственные цели, а земельного участка под посевы и другие цели полностью исключено».


20 мая 1959 г. Семиключье посетил инспектор Совета по делам РПЦ К. Г. Иванов из Москвы. Вот как он описывает свои впечатления:
«На роднике были 3 женщины, прибывшие к источнику из населенных пунктов соседнего района. В беседе они нам рассказали, что они этот источник посещают ежегодно и считают его целебным. Кроме того, сообщили, что сейчас они приехали потому, что 21 мая «Никола». Нам удалось выяснить, что к источнику привозят юродивого из села Терновки, Пензенского района гр-на Шумилина Михаила, инвалида с детства.
Затем мы поехали в церковь в селе Русская норма, Шемышейского района. В этой церкви в день 9-й пятницы после пасхи проводятся церковные службы в течение двух дней в честь явленной на водном источнике 7 ключей иконы Тихвинской божией матери.
В беседе с местными жителями, работниками сельского совета и настоятелем церкви села Русская норка священником Калмыковым Д. М. нам удалось установить, что паломничества к водному источнику «Семь ключей» действительно имеет место в 9-ю пятницу, в течение двух дней в церкви проводятся церковные службы, посвященные Тихвинской божией матери и безусловно это способствует посещению паломников в эти дни к так называемому «святому источнику»…
Священник Колмыков Д. М. письмо патриарха Алексия и правящего архиерея не зачитывал перед верующими и не разъяснял. В результате этого верующие не знают содержания письма по линии церкви по вопросу прекращения паломничества к так называемым «святым местам». Нами рекомендовано священнику Колмыкову зачитать письмо патриарха и правящего архиерея и сделать необходимые разъяснения с амвона перед верующими, чтобы они не ходили к истоку. Надо думать, что при этих случаях паломничество к источнику «Семь ключей» уменьшится».
Иванов указывает, что на 10-ю пятницу к Семи Ключам собирается 200-300 человек.
К этому С. С. Попов добавляет:
«В церкви с. Р-Норка Шемышейского района, расположенной в 5-6 км от родников Семи Ключи, хранится копия иконы «Тихвинской божей матери», которая якобы 200 лет тому назад «явилась» на этом роднике. Настоятель этой церкви свящ. Калмыков с целью побуждения хождения верующих к родникам Семи Ключи в течение 2-х дней в день «9 пятницы» устраивая торжественные службы в честь этой «явленной иконы» Тихвинской божей матери». Верующие, прибыв в церковь для почитания этой иконы, после церковной службы естественно направлялись и к месту, где эта икона якобы явилась, т.е. шли к родникам Семи Ключи. Такими действиями Калмыков способствовал паломничеству верующих к роднику Семи Ключи».
Священник был переведен из Русской Норки в Головинскую Варежку.
К концу мая 1959 г. «в целях прекращения паломничества к роднику Семи Ключи Шемышейский райисполком разместил на этой территории пасеку и производит ее ограждение. Доступ к роднику будет закрыт».
Служба в церкви на праздник также не совершалась. Паломничество на девятую пятницу сократилось, и в 1959 г. сюда пришли только 220-240 (или 150-200) человек против тысячи в прежнее время. В мае-июне 1961 г. на Семиключье все-таки была построена пасека, место огорожено. Райисполком издал постановление о запрете паломничества. Тихвинская икона Божией Матери, явившаяся на роднике, из церкви Русской Норки была передана в пензенский Успенский собор. По оценкам Попова, в этом же году паломничество прекратилось полностью.

С 2000 г. Семиключье снова благоустраивается. В девятую пятницу после Пасхи стало непреложным обычаем всенепременно посещать Семиключье. И стар и млад, и пеший и «конный» — сотни людей стекаются сюда в этот день с разных сторон. Бывают и очень дальние. Служится торжественный молебен, возжигаются свечи, звучат праздничные церковные песнопения.
Поток людской к месту святому не иссякал, и, как неиссякаемы ключи по сей день, так нескончаем поток людской на поклонение к святому месту. Ближние и дальние паломники так растолкли дорогу и тропинки у ключей, что стали они заболачиваться – без сапог не подойти близко. Но нашлись добрые люди и замостили тропинки битым камнем. Им же обложили бережки родников и руслица ручьев, утекающих в заросшее озеро.
Главный родник заключен в небольшой сруб, от него проложен настил к купальне. Источник на котором явилась Тихвинская икона, отмечен железным крестом. Выше стоят лавочки, беседка, указатель.

И мосточки настелили добрые руки и перильца поставили, чтобы не упал старый или немощный человек в ключевую воду. И купаленку сделали, чтобы можно было с верой Христовой во исцеление души и тела окунуться во святые воды. И над всем этим великолепием на овражном склоне трехсотлетний дуб раскинул мощные ветви, охраняя покой и тишину святого места. И семь крестов в память мученикам восстали, как семь Христовых воинов-братьев, опирающихся один на другого от старшего к младшему и «опоясанных» единой нижней перекладиной. Имеются свидетельства чудесных исцелении различных болезней и недугов тех, кто с верою искупался в Источнике. Набранная здесь вода не портится длительное время.
12 августа 2001 г. источник посетил Преосвященнейший епископ Филарет. В последние годы прямо над ручьем, в который сливаются все ключи, поставлена просторная купальня.
Того, кто придет в Семиключье ранним летним утром, встретит многоголосый хор певчих птиц, не умолкающих целый день. Капли тяжелой росы будут глухо падать в траву и звучно на гладь древнего озера, поросшего кувшинками. Не потревожит торжественную тишину ничто земное, разве только плеснувшая в озере живность…
По бытующему поверью, – что тот, кто с истовой молитвой трижды обойдет вокруг дуба – получит исполнение желаемого, – некоторые, как бы смущаясь, как бы крадучись, обходят дуб, скользя на косогоре, по в песок растолченной земле у его корней. Набирается в сосуды святая вода: от каждого родника – равная толика. Сдержанный гомон людских голосов – как бы многократно усиленный звук пульсирующих из глубин земных родниковых струй. А через два-три часа снова запоют притихшие, было, птицы, и снова послышится журчание струй, неспешно грядущих в Вечность.
Добраться до Семи Ключей можно только по грунтовой дороге, через Русскую или Мордовскую Норку, но и в дождливое время поток паломников не прекращается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *