7 молитва иоанна златоуста

Иоанн Златоуст

Назвали Иоанна Златоустом прихожане. Святой учился ораторскому искусству у знаменитого оратора Ливания, и это помогало ему объяснять священные писания с живостью не так как другие проповедники. Одна из женщин по окончанию проповеди святого сказала, что его речи понятные и доступные для людей и льются как из золотых уст, а сам он «Златоуст». Он не только славился красноречием, но и благородными делами, принимал участие в строительстве больницы и других благотворительных заведений.

Мальчик родился в обеспеченной и знатной семье в Греции. Его воспитание занималась одна мать, отец рано умер. Она дала прекрасное юридическое образование, с которым Иоанн мог сделать успешную карьеру.

Через пять лет умерла мать, он продал имущество, а деньги раздал нищим. Затем постригся в монахи и поселился в пустыне, где вел аскетический образ жизни. Когда он достиг земного возраста Христа, заболевание желудка заставило его вернуться в родную Антиохию, где он получил чин дьяконом.

Слава о благородных делах Господу священника Иоанна и знаменитых проповедях распространилась до Константинополя, и император решил назначить его архиепископом Константинополя.

Иоанн был неподкупный, не признавал дорогие одежды и украшения, изобличал недостойные дела и пороки общества, боролся с высокомерием священных служителей. Имущество бывшего архиепископа он продал и купил только необходимые и простые предметы для жизни. Он был прямолинейным человеком и всегда изобличал ложь. Иоанн защищал сирот и за это был наказан и сослан в ссылку, но не отступился от веры в Господа.

Он умер в месте ссылки на территории Абхазии. Дни почитания памяти Святого 9 и 12 февраля, 26 ноября.

Люди обращаются к нему за помощью:

  • он покровитель адвокатов, преподавателей и тех, кто несет слово Божье;
  • защитник христианского брака и дома от недоброжелателей;
  • поддерживает тех, кто трудится в средствах массовой информации.

Молитвы Иоанну Златоусту

Молитвы это обращение христианин к святым и в их чтении следует придерживаться определенных правил:

  1. Молиться искренне безо лжи и обмана.
  2. Очистить душу от негативных эмоций и сосредоточиться только на молитве.
  3. Сконцентрировать мысли на образе Иоанна Златоуста и тех людях, за которых просьба.
  4. Перед началом молитвы исповедаться и причаститься.
  5. Мольбу произносят размеренно с чувством искренности и не спеша.
  6. Молитву следует читать несколько раз и продолжительное время.
  7. Мольбы лучше совершать в храме, чем дома.

Молитвы Иоанна Златоуста на каждый час хорошо знакомы православным. Читаются все молитвы подряд, можно в течение дня говорить одну не меньше пятнадцати минут несколько раз, размышляя над ее смыслом. Короткие молитвенные тексты необходимы во время трудностей и сложного выбора, они помогают сконцентрироваться на делах и проблемах и обрести душевный покой.

1. Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.
2. Господи, избави мя вечных мук.
3. Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя.
4. Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.
5. Господи, избави мя от всякаго искушения.
6. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.
7. Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея. .
8. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое. Господи
9. Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий.
10. Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое.
11. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.
12. Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.
13. Господи, в покаянии приими мя.
14. Господи, приими меня, кающегося.
15. Господи, не остави мене.
16. Господи, не введи мене в напасть.
17. Господи, даждь ми мысль благу.
18. Господи, даждь ми слезы и память смертную, и умиление.
19. Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих.
20. Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание.
21. Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.
22. Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое.
23. Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою.
24. Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи. Господи, защити меня от злых людей, бесов, и страстей, и от от всех других недостойных дел.

Святой благодетель ученых, проповедников, богословов. Ему молятся при гонениях, душевных болезнях и мыслях о суициде с надеждой постигнуть Священное писание. Он лично испытал гонение властей императорского двора Константинополя в лице царицы Федосии, но не ушел с истинного пути веры и правды служения Господу. Молитва о даровании разумения Иоанну Златоусту помогает в учебе и обретении мудрости, поддерживает дикторов и ораторов.

«Дай, Господи, сейчас моему недостоинству также благодать разумения, чтобы распознавать приятное для Тебя, а для меня полезное, и не только распознавать, но и совершать, чтобы не увлекаться и не прилепляться к пустому, чтобы сострадать страдающим и снисходить к грешником.»

Когда человек в смятении, он приходит в уныние. Только обращение к Господу с молитвой Иоанну Златоусту в отчаянии поможет избавиться от тревожных мыслей.

О святителю великий Иоанне Златоусте! Ты многая и различная дарования от Господа приял еси, и яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе получается.

Се бо отроком послушания образ явился еси, юным целомудрия светило, мужем трудолюбия наставник, старым незлобия учитель, иноком воздержания правило, молящимся вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим ума просветитель, ветиям доброглаголивым слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим милосердия звезда, начальствующим правления мудрого образ, правды ревнителям дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасаеши.

Над всеми же сии стяжал еси любовь, яже есть соус совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования в души твоей во едино совокупил еси, и туюдже любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийиждо свое дарование имуще, единения душа и союз мира не имамы, но бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидя ще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам преложишася.

Тем же к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку горесть и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга. Аминь.

Молитва от курения

Все знают о вреде курения для здоровья, но в православной вере считается, что душой человека овладел сатана, который толкает на искушение. Курение, пьянство, наркомания это чревоугодие и посылается человеку от дьявола. Православная вера относит это к распущенности тела и души. Нельзя получить удовольствие от пристрастий в ложном успокоении, следует только просить поддержки у Господа обрести силу духа и избавиться от никотиновой зависимости.

Не стоит осуждать людей за их грехи. Когда Господь создавал человека, он не вручил ему сигареты. Только человек может решить, как поступать дальше, а молитва будет в помощь, потому что «У бога нет рук человека».

Амвросий Оптинский советовал при желании закурить читать библию. Как только возникла мысль затянуться сигаретой, лучше брать книгу и читать, отвлекая мысли от пристрастия. Поможет избавиться от пагубного пристрастия также молитва, как бросить курить Иоанну Златоусту.

Самые знаменитые произведения, которые написал Иоанн Златоуст это «О детстве», «О первосвященстве», «Слова к молодой вдове», «Сравнение власти с аскетической жизнью». Его произведение «О браке» следует знать всем православным христианам, чтобы ценить семейные отношения и уметь дать наставления в воспитании детей.

Молитва святого Иоанна Златоуста по числу часов в сутках

Каждое молитвенное прошение, в идеале, должно быть произносимо нами по одному в час, так, чтобы к концу суточного круга, была прочитана вся молитва целиком. Добиться такого результата очень сложно, особенно в обычной мирской жизни, полной различных дел, забот и тревог.

Достичь какой-либо цели способен лишь тот, кто стремится к ней, а не тот, кто оправдывает свое бездействие невозможностью ее обретения. Начинать надо с малого, с первых шагов, связанных, в первую очередь, с осмысленным и сердечным прочувствованием произносимых прошений. Все они призваны пробудить в нас лучшие христианские качества, свободные от страстных привязанностей и греховных привычек.

Читать 24 молитвы святого Иоанна Златоуста по числу часов в сутках рекомендуется внимательно, осознанно, а не нейтрально, как что-то стороннее и принадлежащее чужому опыту, но как наше личное проживание и переживание каждого произнесенного слова.

Молитвенные прошения святого Иоанна Златоуста

1. Господи, не лиши мене небесных Твоих благ (Господи, не лиши меня небесных Твоих благ).

Вера в Бога должна находить свое отражение не только в правильных словах, произносимых нами, но и в искреннем сердечном сокрушении о своих грехах, сопряженном со смирением. В этой краткой молитве мы дерзаем просить у Господа самого главного и самого высшего блага – вечного пребывания с Ним в Царствии Небесном.

Псалмопевец Давид, рассуждая о временности и суетности земных благ, говорит: «А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои, во вратах дщери Сионовой» (Пс. 72, 28). Греческий богослов Евфимий Зигабен в своем толковании на этот стих пишет, что подлинным благом для христиан является соединение с Богом, в Котором должны быть сосредоточены все их мысли и чаяния.

Стать причастником небесных благ можно еще здесь, на земле. Для этого нам созданы все необходимые условия. Всё, что от нас требуется сейчас, это разумно воспользоваться ими и возблагодарить Господа за все те бесчисленные дары, что Он предоставил нам. Именно этот земной багаж наших привязанностей, с которым мы перейдем в вечность, и станет определяющим для нашего дальнейшего существования.

Умер один богач, а вслед за ним предал свою душу Богу и бедняк. Когда они оказались перед небесными вратами и постучались в них, к ним вышел апостол Петр. Он поприветствовал богача и бедняка и попросил их написать, что они хотят получить в вечной жизни.

Апостол дал им время для размышлений, после чего покинул их. Когда Петр вернулся, богач дал тому целый лист пожеланий, включавших в себя роскошный дом, хранилище с деньгами, любимые яства и все то, к чему так пристрастился в земной жизни. Бедняк, в отличие от богача, смог сформулировать лишь одно пожелание.

Апостол Петр, вздохнув, сказал: «Что ж, пусть будет по-вашему. Через тысячу лет я вернусь посмотреть, как у вас обстоят дела». Жизнь богача пошла по привычному кругу: он ничего не делал, вдоволь ел и спал, а когда было скучно, пересчитывал деньги в своей сокровищнице. Первые сто лет всё это доставляло ему хоть какое-то удовольствие, но уже лет через триста ему всё это надоело, а еще через пятьсот – хотелось выть от тоски и одиночества.

Апостол Петр, как и обещал, пришел навестить богача через тысячу лет. Он даже не успел спросить, как у того обстоят дела, поскольку был встречен со злостью и негодованием.

– Я и не знал, что у вас в раю так плохо и ужасно, – сказал богач.

Петр в ответ покачал головой и произнес:

– А кто тебе сказал, что ты в раю?

Тогда богач опустил голову и спросил:

– А что стало с тем бедняком, который умер вместе со мной?

Апостол повел богача на чердак его дома. Там было маленькое окошко, через которое можно было увидеть Небесный Иерусалим. Богач взглянул в это окошко и увидел того самого бедняка, сидевшего на небольшой скамеечке недалеко от Престола Божиего.

– Это и было единственное желание бедняка, – сказал Петр. – Всё, чего тот хотел иметь в вечной жизни, – это находиться рядом со своим Богом и Создателем. Все остальные блага для него не имели значения, ведь он к ним не стремился любой ценой еще во время земной жизни, и уж тем более в жизни загробной.

2. Господи, избави мя от вечных мук (Господи, избавь меня от вечных мук).

Вечные муки воспринимаются нами сейчас как какое-то абстрактное и отдаленное будущее, не имеющее к нам непосредственного отношения. Кто-то подразумевает под геенной огненной некий евангельский образ, олицетворяющий собой угрызения совести, связанные с совершенными грехами. Другие полагают, что муки не могут носить бесконечный характер и что Бог, Который есть Любовь, помилует всех грешников.

Все эти человеческие рассуждения далеки от той реальной действительности, которую уже успели ощутить на себе многие усопшие. Преподобный Антоний Оптинский, говоря об адских муках, пишет: «Если бы все скорби, болезни и несчастья со всего света собрать в одну душу и взвесить, то адовы муки несравненно тяжелее и лютее, ибо геенны огненной и сам сатана страшится».

Старец Паисий Святогорец просил одно время Бога, чтобы Тот показал ему, что представляет собой адская мука. Господь внял молитвам старца и попустил тому испытать малую часть адских страданий. Преподобный Паисий не смог выдержать более недели тех страшных мучений, а воспоминания о полученном опыте вызывали потом в нем дрожь: «Человеку, который пойдет в адскую муку, лучше было не родиться».

Архимандрит Фаддей Витовницкий, рассуждая об аде и рае, обращает наше внимание на то, что состояние ада мы можем почувствовать уже в этой жизни: «Когда мы в смятении, в нас – ад, нет покоя, нет мира». Именно здесь, на земле, мы определяем свое будущее. Если наше мысленное состояние души одержимо тьмой и подчинено страстям, то и там, в загробной жизни, оно будет не в состоянии воспринимать и отображать в себе Божественный свет.

Некий странник встретил в пути старого монаха.

— Откуда ты идёшь? – спросил он.
— Из ада.
— Что же тебе нужно было там?
— Я хотел попросить там огня, чтобы согреться. Но дьявол сказал, что огня у них не водится.
— То есть как не водится?
— Грешники сами приносят для себя в ад огонь и горят в огне своих страстей и грехов…

Второе молитвенное прошение Иоанна Златоуста напоминает нам о реальности вечных мучений, избежать которые мы можем лишь по милости Божией. Именно об этом с сокрушенным сердцем и искренним раскаянием в своих согрешениях мы умоляем Господа.

3. Господи, умом или помышлением, словом или делом согреших, прости мя (Господи, согрешил ли я умом или помышлением, словом или делом, прости меня).

Грех – духовная проказа, поражающая и подчиняющая себе не только ум и волю человека, но и всё его естество. Наш разум, поврежденный грехом, очень активно реагирует на любые соблазны и искушения. И чем больше он запутывается в сетях этой пагубной лжи, тем сложнее ему становится сопротивляться козням лукавого.

Некий старец прохаживался с учениками на месте, где были различные кипарисы, большие и малые. Старец сказал одному из учеников своих: вырви этот кипарис. Кипарис же тот был мал, и брат тотчас одною рукою вырвал его. Потом старец показал ему на другой, больший первого, и сказал: вырви и этот; брат раскачал его обеими руками и выдернул.

Опять показал ему старец другой, ещё больший, он с великим трудом вырвал и тот. Потом указал ему на иной, ещё больший; брат же с величайшим трудом сперва много раскачивал его, трудился и потел и, наконец, вырвал и сей.

Потом показал ему старец и ещё больший, но брат, хотя и много трудился и потел над ним, однако не мог его вырвать. Когда же старец увидел, что он не в силах сделать этого, то велел другому брату встать и помочь ему; и так они оба вместе едва успели вырвать его.

Тогда старец сказал братии: «Вот так и страсти, братия: пока они малы, то, если пожелаем, легко можем исторгнуть их; если же вознерадим о них, как о малых, то они укрепляются, и чем более укрепляются, тем большего требуют от нас труда; а когда очень укрепятся в нас, тогда даже и с трудом мы не можем одни исторгнуть их из себя, ежели не получим помощи от некоторых святых, помогающих нам по Боге».

Апостол Павел в своем послании к Римлянам пишет: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех» (Рим. 7, 19-20). То прощение, о котором мы просим Бога в этой молитве, связано не только с нашим покаянием, но и твердым намерением более внимательно относиться к своим мыслям, словам и поступкам.

Один человек пришел к настоятелю монастыря и спросил, не ведом ли тому рецепт от прегрешений.

— Ведом! — отвечал настоятель. — Нарой в лесах корней послушания. Потом ступай в поля и нарви там цветов душевной чистоты. Иди в рощи и добудь там листья терпения. Собери в садах плоды прямодушия.

— И что мне со всем этим делать? — удивился человек.

— Неси собранное тобой домой, — продолжил настоятель. — Иссуши все постом воздержания и в сосуд добрых дел сложи. Приправь солью братолюбия и слезами покаяния, прибавь щедрот милостыни, смирения и страха Божьего.

Принимай лекарство каждый день, колени преклонив и в одежды праведности нарядившись. И еще в празднословие не входи, чтобы не простыть и снова грехом не заболеть!

Духовное трезвение заключается во внимательном отношении к своей жизни, в дисциплине ума, нуждающегося в строгом контроле над всеми его внутренними движениями. Осуществление такого ежеминутного контроля возможно лишь посредством наращивания собственного духовного опыта, невозможного без падений. Каждое такое падение должно восприниматься не как некий неудачный опыт, ввергающий душу в состояние уныния, а как еще одна возможность преодолеть себя, проявив таким образом свою веру в Бога и надежду на Его помощь и милосердие.

Брат сказал авве Сисою:

– Авва! Что делать мне? Я пал.

Старец отвечал:

– Встань.

Брат сказал:

– Я встал и опять пал.

Старец отвечал:

– Снова встань.

Брат:

– Доколе же мне вставать и падать?

Старец сказал:

– До кончины твоей.

4. Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия (Господи, избавь меня от всякого неведения, забвения, малодушия и окаменелого бесчувствия).

Грехи, упоминаемые в четвертом молитвенном прошении, имеют одно общее сходство – все они являются результатом духовной расслабленности. Нечувствие греха является тяжелой болезнью современного общества, зараженного заботой о собственном «Я» и равнодушием по отношению к окружающим.

Было у одного богача всё, что желают люди. Деньги, шикарный дворец, красавица жена, сотни слуг, роскошные обеды, всякие закуски и вина, полная конюшня дорогих коней. И всё это так надоело ему, что он целый день сидел в своих богатых палатах, вздыхал и жаловался на скуку.

Только ему и было дело и радость – еда. Просыпался он – ждал завтрака, от завтрака ждал обеда, от обеда – ужина. Но и этой утехи он скоро лишился. Ел он так много и так сладко, что испортился у него желудок и позыва на еду не стало. Призвал он докторов. Доктора дали лекарства и велели ходить каждый день по два часа на природе.

И вот ходит он однажды свои положенные два часа и всё думает о своём горе, что нет охоты к еде. И подошел к нему нищий.

– Подай, – говорит, – Христа ради, бедному человеку.

Богач всё о своём горе думает, что ему есть не хочется, и не слушает нищего.

– Пожалей, барин, целый день не ел. Услыхал богач про еду, остановился.
– Что же, есть хочется?
– Как не хотеть, барин, страсть как хочется!
– Вот ведь счастливый человек, – подумал богач.

Преподобный Исаак Сирин говорит, что человек, сподобившийся увидеть самого себя, выше человека, сподобившегося увидеть ангелов. Неведение собственных грехов, впрочем как и их забвение, ожесточают сердце, делая его неспособным увидеть свое истинное состояние.

Жил-был голубь, который постоянно менял гнезда.

Ему был невыносим неприятный, острый запах, исходивший от этих гнезд.

Как-то он горько пожаловался на это старому, опытному голубю. Тот все выслушал и сказал: «Обрати внимание: оттого, что ты постоянно перелетаешь из гнезда в гнездо, ничего не меняется: запах, который тебе так мешает, идет не от гнезд, а от тебя самого».

Малодушие, по словам святителя Игнатия Брянчанинова, рождается от неверия: «Как только подвижник прибегнет к вере – малодушие и смущение исчезают, как тьма ночи от восходящего солнца». Проявляться малодушие может в различных формах, но какие бы образы оно ни принимало, свое оправдание оно всегда находит в заботе о собственном благе. Преодолеть это пагубное состояние можно лишь постоянным памятованием о Боге, а также стремлением нести достойно свое христианское звание.

Однажды старая женщина заметила скорпиона, который беспомощно барахтался в речном потоке. Вскоре течение отнесло скорпиона ближе к берегу, и он запутался в корнях, свисающих в воду. Несчастное существо отчаянно пыталось высвободиться, но лишь крепче запутывалось.

Старая женщина протянула руку к тонущему скорпиону, но как только она до него дотронулась, тот ужалил её. Тогда женщина отдернула руку, восстановила равновесие и снова попробовала спасти скорпиона. Но при каждой попытке хвост скорпиона с такой силой жалил её, что её руки начали кровоточить, а лицо исказилось от боли.

Мимо шел прохожий. Увидев, как старуха старается вытащить скорпиона, он закричал:

— Что ты делаешь, безумная? Неужели ты хочешь убить себя, чтобы спасти эту уродливую тварь?

Та посмотрела ему в глаза и ответила:

— В природе скорпиона — жалить, в моей — спасать. Почему же мне из-за его природы отвергать свою?

Окаменелое сердце – сердце, неспособное увидеть сквозь призму собственной греховности свет Божественной Любви, обращенной к нему. Работа по очистке собственного сердца представляет собой долгий процесс, позволяющий взглянуть по-новому на многие вещи, казавшиеся прежде малозначительными или само собой разумеющимися.

Один человек очень хотел увидеть чудо. Так хотел, что отправился в далекое и опасное путешествие.

Где он только не был! В безводной пустыне и штормящем море, в плену у разбойников и на вершине проснувшегося вулкана. Однажды едва льву в пасть не попал, но ни одного, даже самого маленького чуда так и не увидел.

Так ни с чем и вернулся домой.

Переступил родимый порог и, оглянувшись, сказал:

– Это просто чудо, что я вернулся живым!..

Сказал и ахнул. Потому что вдруг понял, что чудеса всегда вокруг нас. Только мы их почему-то не замечаем…

5. Господи, избави мя от всякаго искушения (Господи, избави меня от всякого искушения).

Апостол Иаков в своем послании пишет: «В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1, 13). Источником всех искушений является диавол, который умело пользуется нашими слабостями, чтобы возвести между нами и Богом стену беззакония и отчаяния.

Преподобный Антоний Великий, говоря об искушениях, наставляет нас, что без них никто не может спастись и войти в Царствие Небесное. Господь попускает искушения, чтобы мы могли духовно возрастать и укрепляться в своей вере:

«Человек слегка получает от Бога «по затылку», и его сердце умягчается. Конечно, Бог знает, в каком состоянии находится каждый, но поскольку этого не знаем мы, Он попускает нам пройти через испытания — для того чтобы мы познали себя, обнаружили скрывающиеся в нас страсти и не имели в день Страшного Суда чрезмерных претензий. Ведь даже если бы Бог закрывал глаза на наши страсти и брал нас в Рай такими, какие мы есть, то и в Раю мы тоже поднимали бы волну смущений и неудовольствий. Поэтому Бог попускает диаволу создавать искушения здесь, чтобы эти искушения выбивали из нас пыль так, чтобы посредством скорбей наша душа смирилась и очистилась. А после этого Бог исполняет нас Своей благодатью» (Прп. Паисий Святогорец).

Господь не оставляет никогда нас одних в этой борьбе с искушениями, и всегда поддерживает тех, кто обращается к Нему за поддержкой и помощью. Своей благодатью Он обращает наши немощи в великую силу, противостоять которой не в состоянии никакое зло.

Некто спросил монаха:

– Кто тебя научил молиться?

Тот ответил:

– Бесы.

– Как бесы?!..

– Да так! Они меня бороли разными помыслами, а я от них отбивался молитвой.

В этом молитвенном прошении мы просим Бога избавить нас от любого искушения, но при этом нужно помнить, что спасение – это не какое-то механическое действие, автоматически освобождающее нас от личного участия в его стяжании. Спасение – это путь соработничества свободной воли человека и Бога, с любовью ожидающего возвращения Своих блудных сыновей из области тьмы и порока.

Господь в Евангелии от Матфея говорит, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12). Борьба с искушениями олицетворяет собой именно это усилие, опирающееся на веру и молитву, способную разрушить любые козни лукавого.

К некоторому старцу пришел бес в образе монаха и постучался в двери келии. Старец отворил двери и сказал пришедшему:

– Сотвори молитву.

Пришедший сказал:

– И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Старец опять сказал ему:

– Сотвори молитву.

Бес опять сказал:

– И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Старец сказал ему в третий раз:

– Сотвори молитву.

Бес и в третий раз сказал:

– И ныне, и присно, и во веки веков, аминь.

Тогда сказал ему:

– Так скажи: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Бес, услышав это, исчез, как бы опаленный огнем.

6. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение (Господи, просвети мое сердце, которое омрачено лукавыми желаниями).

В утреннее молитвенное правило входит молитва ко Пресвятой Богородице, в которой мы просим Ее помочь нам очистить наши сердца от лукавых и хульных помышлений. Именно из сердца исходят злые мысли, убийства, супружеская неверность, разврат, воровство, лжесвидетельство, клевета (Мф. 15, 19).

Преподобный Макарий Египетский сравнивает сердце с малым сосудом, способным вмещать в себя разное наполнение: «Там есть змии, там есть львы, там есть ядоносные звери, там есть все сокровища порока, там пути негладкие и строптивые, там пропасти; но там также и Бог, там Ангелы, там жизнь и царство, там свет и апостолы, там сокровища благодати, там есть всё».

Наполнить свое сердце добрым содержанием способен лишь человек, стремящийся озарить свою жизнь спасительным светом. Благодать Божия способна разогнать даже самую кромешную тьму, но только тогда, когда мы сами проявляем желание воспринять ее живительную силу: «Какое направление примут силы сердца, в такое направление устремляются силы тела, и преобразуется влечение тела, сообразно влечению сердца, из плотского и скотоподобного в духовное, святое, ангелоподобное» (свт. Игнатий Брянчанинов).

Человеку свойственно видеть в себе только хорошее, не зря ведь говорят, что по отношению к ближним мы судьи, а по отношению к себе – адвокаты. Распознать в своем сердце вместо света мрак всегда страшно, но гораздо страшнее, когда тот свет, который мы в себе так любим, является тьмой.

Преподобного Исаака Сирина однажды спросили:

– Каким образом может узнать человек, что его сердце достигло чистоты?

Старец ответил:

– Когда считает всех людей добрыми, и никто не кажется ему нечистым и оскверненным, тогда он действительно чист сердцем.

1. Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.
2. Господи, избави мя вечных мук.
3. Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя.
4. Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.
5. Господи, избави мя от всякаго искушения.
6. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.
7. Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея. .
8. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое. Господи
9. Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий.
10. Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое.
11. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.
12. Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.
13. Господи, в покаянии приими мя.
14. Господи, приими меня, кающегося.
15. Господи, не остави мене.
16. Господи, не введи мене в напасть.
17. Господи, даждь ми мысль благу.
18. Господи, даждь ми слезы и память смертную, и умиление.
19. Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих.
20. Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание.
21. Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.
22. Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое.
23. Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою.
24. Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи. Господи, защити меня от злых людей, бесов, и страстей, и от от всех других недостойных дел.

Святитель Иоанн Златоуст говорил о совершении христианской молитвы — место нисколько не препятствует самостоятельной молитве, лишь бы было соответствующее душевное состояние. Человеку, имеющему пламенную любовь к Богу, ничто не может помешать беседовать в молитве с Господом. Где бы ни находился человек, везде можно совершать молитву, ведь для этого не надо падать на колени и простирать руки к небу — достаточно лишь горячей молитвы в сердце. Как слепой человек не видит дневного света и всегда находиться в полной темноте, так и для истинного христианина день без молитвы, что день без солнца.

Святитель Иоанн Златоуст — молитва на каждый час

У святого Иоанна Златоуста есть 24 сильные молитвы на каждый час дня и ночи читаемая в церкви. О значимости ее святитель, говорил так: нет ничего сильнее молитвы, даже близко нет ничего равного по силе ей. Если беседуя с умным человеком, мы получаем пользу, то чудотворная молитва, то есть беседа с Богом, это не только польза, но и великое благо. Получаем мы просимое в молитве или нет,- надо всегда благодарить Бога, ведь иногда неполученное бывает, так же благотворно для нас, как и полученное,- все происходит по воле Господа.

молитва святого Иоанна Златоуста перед чтением священного писания

Собираясь на встречу с человеком, мы заранее готовимся и приводим себя в порядок,- причесываемся, одеваемся, на постороннее не отвлекаемся. Также заранее нужно готовиться и к молитвенной беседе с Богом,- не зевать, не почесываться, мыслями не блуждать, по сторонам не оглядываться. Читая Святое Писание, нужно осмысливать каждую фразу, проникая в суть сказанного, а не просто механически читать текст, воспринимая лишь десятую часть написанного. Чудодейственная молитва св Иоанна Златоуста перед чтением Священных книг настроит ум не только на понимание сказанного в Писании, но и на применение полученных знаний в жизни.

24 молитвы Иоанна Златоуста по числу часов в сутках, для каждого часа своя молитовка.

1. Господи, не лиши мене небесных Твоих благ.
2. Господи, избави мя вечных мук.
3. Господи, умом ли или помышлением, словом или делом согреших, прости мя.
4. Господи, избави мя всякаго неведения и забвения, и малодушия, и окамененнаго нечувствия.
5. Господи, избави мя от всякаго искушения.
6. Господи, просвети мое сердце, еже помрачи лукавое похотение.
7. Господи, аз яко человек согреших, Ты же яко Бог щедр, помилуй мя, видя немощь души моея. .
8. Господи, посли благодать Твою в помощь мне, да прославлю имя Твое святое. Господи
9. Господи Иисусе Христе, напиши мя раба Твоего в книзе животней и даруй ми конец благий.
10. Господи, Боже мой, аще и ничтоже благо сотворих пред Тобою, но даждь ми по благодати Твоей положити начало благое.
11. Господи, окропи в сердце моем росу благодати Твоея.
12. Господи небесе и земли, помяни мя грешнаго раба Твоего, студнаго и нечистаго, во Царствии Твоем. Аминь.
13. Господи, в покаянии приими мя.
14. Господи, приими меня, кающегося.
15. Господи, не остави мене.
16. Господи, не введи мене в напасть.
17. Господи, даждь ми мысль благу.
18. Господи, даждь ми слезы и память смертную, и умиление.
19. Господи, даждь ми помысл исповедания грехов моих.
20. Господи, даждь ми смирение, целомудрие и послушание.
21. Господи, даждь ми терпение, великодушие и кротость.
22. Господи, всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое.
23. Господи, сподоби мя любити Тя от всея души моея и помышления и творити во всем волю Твою.
24. Господи, покрый мя от человек некоторых, и бесов, и страстей, и от всякия иныя неподобныя вещи. Господи, защити меня от злых людей, бесов, и страстей, и от от всех других недостойных дел.

Святитель Феофан Затворник, придавал огромное значение этим молитвам и рекомендовал их многим своим духовным детям как основу молитвенного правила, как школу непрестанного богомыслия. Вот некоторые отрывки из его писем:

«Как читать молитовки святого Златоуста (24 в вечерних молитвах на сон)? Читайте их перед молитвословием, чтобы собралось внимание воедино… Но и во всякое время мысленно повторяйте. Это лучший способ приучать себя к памятованию о Боге, а памятование сие есть основа духовной жизни. Поклоны поясные класть, а иногда и земные».

«Молитовки святого Златоуста можете употреблять вместо своего домашнего правила и утром. Заучите их и обдумайте всякую. В них вся жизнь духовная поминается. Сколько раз каждую поминать – это определите так, чтобы стоять на молитве столько же, сколько обычно простаиваете на правиле. К ним можете приложить и свои молитовки – выбрать из псалмов: какой стишок по сердцу, тот и запишите… Употребляя на правиле сии молитовки со вниманием, скоро навыкните стоять на молитве нерассеянно. Молитву Иисусову вставляйте в среду их. Например, десять раз проговорив: “Господи, не лиши мене небесных Твоих благ”, – прилагайте: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”».

«Назначение кратких молитовок – способствовать собранию мыслей и трезвению. Сила не в словах, а в чувстве к Богу. Оно скоро образуется у трудящихся над молитвою. Вот это и есть умная молитва. Ум, стоя в сердце, зрит Бога и умно исповедуется Ему призыванием Его… Чувство к Богу есть непрестанная молитва без слов».

Православный вестник Русь-Фронт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *