9 заповедь блаженства

Содержание

Вступление

На протяжении веков люди, живя на свете, пытались проанализировать окружающий мир, познать законы развития общества и природы, чтобы использовать эти знания для улучшения своей жизни, для достижения счастья. Много философских теорий и религиозных учений (и разных направлений в пределах какого-либо учения) возникли и рассказывают о том, что такое счастье и как нужно жить человеку для того, чтобы его достичь. Большинство религиозно-философских систем мира, рассказывающих о том, как нужно жить человеку, чтобы достичь счастья, сходны между собой в том, что они указывают на существование материального и сверхъестественного мира, рассказывают о Боге и противостоящих Ему силах, о зависимости человеческого счастья от добрых поступков самого человека.

Но самой прогрессивной и развитой системой взглядов о том, как нужно жить человеку на свете, чтобы быть счастливым, является учение Иисуса Христа в лоне Православия. Потому что это учение вобрало в себя все самое лучшее и совершенное, выработанное на протяжении веков человечеством, отцами Православной Церкви и обогатилось новыми чисто христианскими понятиями. Прогрессивность и преимущество Учения Иисуса Христа становится очевидным при сравнении этого Учения с другими религиозно-философскими системами мира, в которых нет целого ряда понятий, присутствующих в христианстве, а сходные понятия в христианстве трактуются более глубоко и рационально.

Истинность Учения Иисуса Христа доказывается самой жизнью и в первую очередь тем огромным влиянием, какое оно оказывает на мир и людей, подобно ласковому солнцу, даруя жизнь и озаряя сердце и просвещая разум каждого человека. В Учении Иисуса Христа описаны все ключевые случаи и события, которые могут произойти в жизни людей, охарактеризованы всевозможные жизненные ситуации, в которых может оказаться человек, и даны единственно правильные советы о том, как человеку лучше всего поступить в тех или других обстоятельствах. В этом сила и мудрость Учения Иисуса Христа.

Для того, чтобы жить счастливо, каждый человек должен знать и воплощать в свою жизнь Учение Иисуса Христа. Толкование и пояснение Учения Иисуса Христа породило целый ряд сект, лжеучений и систем, которые умело фальсифицируя понятия из Библии, искажают суть настоящего учения. Критериями для определения истинности при пояснении Учения Иисуса Христа должны быть Библия, сердце, открытое для Бога, логика, здравый смысл и ясный рассудок, которые Господь даровал человеку, чтобы он смог разобраться в любых понятиях жизни. В Нагорной проповеди в сжатой форме излагаются основные критерии Учения Иисуса Христа и нашей Святой Церкви. Нагорная Проповедь это голос, исходящий от Божьего Престола, это Светоч Небесный, озаряющий жизнь людей. Расположившись на горе Корн-Хатин в окружении народа, Иисус Христос произнес Свою проповедь, начав ее с изложения заповедей Блаженства.

Вы говорите о Нагорной проповеди Иисуса Христа. Он начинает ее с заповедей блаженства.

Вот отрывок из моей книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения», где рассматривается слово «блаженный»:

«

Глагол ублажать в оригинале представлен греческим словом makarizo*, имеющим перевод «считать (называть) блаженным». Это слово образовано от makario*, обозначающего «блаженный, счастливый». Блаженным Библия называет счастливого человека, хотя у русскоязычных людей с этим словом связаны другие ассоциации:

«Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его» (Пс. 111:1).

«Блажен, кого Ты избрал и приблизил» (Пс. 64:5).

«Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум» (Прит. 3:13).

«Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» (Пс. 118:1).

«

Теперь рассмотрим саму Нагорную проповедь, которую Иисус начал с перечисления заповедей блаженства.

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. ….» (Матф. 5:3-10)

! Счастливы нищие духом, потому что их есть Царство Небесное. За этой на первый взгляд непонятной фразой скрывается глубочайший смысл. «Сильным духом» называют уверенного в себе человека, который привык во всем полагаться (рассчитывать) на себя — свою силу, упорство, мастерство… Но Бог считает, что верующему нужно больше быть уверенным в Господе — доверять Ему… Также здесь Иисус говорит о том, что верующий должен искать в своей жизни ни своей воли, а смиренно искать воли Божьей!

Посмотрите, как зависимость от Господа воспевал псалмопевец:

«Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила. Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею. Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его, что Он душу их спасет от смерти и во время голода пропитает их. Душа наша уповает на Господа: Он — помощь наша и защита наша» (Пс. 32:16-20).

Апостол Петр писал:

«Cмиритесь под крепкую руку Божию … Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас» (1 Пет. 5:6,7).

Апостол Павел говорил, что ему Бог пояснил, что в немощи более проявляется сила Божья:

«Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12:9).

Таким образом, Иисус здесь учит, что нужно во всем больше возлагать надежды на Бога, чем на свою силу, то есть больше доверять Господу и искать Его воли в своей жизни.

! Счастливы плачущие, потому что они утешатся. Слово плачущие с оригинала может быть также переведено «быть в печали, сокрушаться, горевать». Иисус возвещал, что счастливы будут сострадательные люди, которые принимают чужую беду, как и свою, близко к сердцу. В Царствие Небесном они будут утешены. И конечно, здесь на земле Бог даст благословений неравнодушным. Некоторые комментаторы считают, что под плачущими Иисус мог подразумевать искренне раскаивающихся в своих грехах и ошибках людей. Глубокое покаяние несомненно угодно Богу, ведь оно влечет изменение характера, что является путем к Спасению.

! Счастливы кроткие, потому что они наследуют землю. — Здесь Иисус говорит о скромных, не наглых, не нахрапистых, не гордых людях. Они получат жизнь вечную на Новой Земле (О Новой Земле говорит книга Откровение 21-22 главы. Читайте об этом в моей книге в главе Рай или Царство небесное )

! Счастливы алчущие и жаждущие правды, потому что они насытятся. Здесь Господь поощряет желание искать и любить истину. Это касается и Божьей истины: то есть желания разбираться в учении Бога, вникать в Священное Писание. «Правдолюбы», будучи воскрешены после Второго Пришествия Христа, узнают всю истину.

! Счастливы милостивые, потому что они помилованы будут. Здесь Христос возвещает о любви и милости к людям. Далее в Нагорной проповеди Иисус призывал любить даже врагов. А саму любовь к людям Христос называл второй по важности заповедью после любви к Богу (см. Мф. 22:36-40). Любовь порождает милость, то есть прощение. О прощении также постоянно учил Иисус (см. Матф.6:14, Мар.11:25, Лук.6:37). То есть любящие и прощающие люди, будут также помилованы и прощены здесь на земле за свои ошибки и затем на Великом Суде.

! Счастливы чистые сердцем, потому что они Бога узрят. Здесь речь о духовной чистоте, то есть искренней доброте и незлобивости. Такие люди будут удостоены того, что унаследовав вечную жизнь, увидят Бога.

! Счастливы миротворцы, потому что они будут наречены сынами Божиими. Как уже было отмечено выше, Иисус учил любви к врагам и милосердному прощению даже приносящих обиды… Заповеди любви не совместимы с кровопролитиями и войнами. Продолжая дело Иисуса, апостолы также учили никогда не отвечать на зло злом, а только добром. Потому, что соблюдение и укрепление мира очень ценно в глазах Божьих. Поэтому миротворцев на небе назовут сынами Божьими…

! Счастливы изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное. Из следующих ниже стихов 11-12 видно, что говорится здесь о тех, кому предстоит пострадать за правду — за твердость веры в Бога и Его Сына Иисуса Христа, верность Его заповедям… Им приготовлено место в Царствии Небесном (см. Ин. 14:1-3).

Как видите заповеди блаженства (счастья) очень даже актуальны и сегодня, если использовать правильный современный перевод Нагорной проповеди Иисуса Христа.

* В связи с тем, что не все программы и браузеры отображают греческий язык, греческие слова приведены на латинице.

Валерий Татаркин

Иисус Христос ходил по всей Галилее, исцелял людей и проповедовал им Евангелие Царства Божия, чтобы исцелить не только тело, но и душу их. Об Иисусе прошел слух по всем окрестностям, и много людей следовало за ним.

Увидев множество народа, Он поднялся на гору и сел, чтобы учить своих учеников и народ. Многие думали, что главное — это здоровье, и поэтому приходили исцеляться. Но Христос учил совсем другому.

Ветхозаветные десять заповедей — это закон, удерживающий людей от греховных дел. А Новый Завет — это закон Божественной любви и благодати, показывающий, как можно стать духовно здоровым человеком, достигнуть святости. Здесь Сам Бог спустился на землю и воплотился в человека. Он Сам исполнил этот закон и дал благодатную силу своим последователям исполнять его. (Мф.5;17)

«Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14;6). Так говорит Христос, который проложил нам путь в Небесное Царство. И все христиане должны следовать этим Путем, взяв свой крест.

Суть нагорной проповеди Иисуса Христа, ее краткое содержание

Евангелист Матфей сконцентрировал в Нагорной проповеди основную суть учения Христа о спасении (Мф.5,6,7). Нагорная проповедь Иисуса Христа состоит из заповедей блаженства и дальнейшего их толкования. Господь показал здесь, какие душевные расположения должны мы иметь, чтобы все больше приближаться к Богу и обретать блаженство, то есть высшую форму счастья.

Христианство призывает людей к счастью. С христианской точки зрения счастье — это приобретение духовных свойств, подобных Богу. Счастье — это Царство Божие внутри нас. Значит, смысл христианской жизни состоит в уподоблении Богу, в стяжании Духа Святого.

Глава 5

После заповедей блаженства Господь говорит: «Вы — соль земли.» Соль — дух Христов, удерживающий мир от нравственной порчи и разложения. Этот дух ученики должны передавать всей земле. (Мф.5;13).

«Вы — свет мира». Ученики Христовы должны показывать пример христианской нравственности всему миру, чтобы имя Божие не хулилось у язычников. То есть люди, называющие себя христианами, должны жить по евангельским заповедям.(Мф.5;14)

Христос показывает, что Ветхий Завет устарел, и Он дает нам Новый. Мы не должны подражать фарисеям, которые исполняли только внешние правила закона и напоказ, а духа Божия не имели (Мф.5;17-20). Далее Господь учит нас, как превзойти «праведность» книжников и фарисеев, чтобы войти в Царство Небесное, и перечисляет добродетели:

  • Заповедь «не убивай» Иисус дополняет запрещением гневаться напрасно и злословить. Нельзя никого обижать и обижаться, а надо мириться с соперником и прощать.
  • Заповедь «не прелюбодействуй» Иисус дополняет добродетелью целомудрия: надо предохранять себя от соблазнов, грязных мыслей и желаний (Мф.5;21-32).
  • Нельзя преступать клятвы, а лучше вовсе не клясться.
  • Нельзя мстить за себя, отмщение предоставить Богу, а надо зло побеждать добром. Надо любить своих врагов, чтобы уподобляться Богу, который любит всех людей. «Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5;33-48).

Глава 6

  • Творить милостыню, молиться и поститься надо втайне, «и Отец Твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Здесь Христос заповедует нам бороться с тщеславием не только перед людьми, но и в мыслях: «пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф.6;1-18).

  • Господь дает нам молитву «Отче наш».

Если мы хотим, чтобы Господь простил наши грехи, то и сами должны не злопамятствовать, а прощать грехи своим должникам. Мы просим Бога, чтобы в искушениях Он помог нам победить лукавого, то есть не согрешить (Мф.6;9-13).

  • «Не собирайте себе сокровищ на земле», но собирайте их на небе, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».

Поборов тщеславие, Господь говорит о нестяжании, потому что люди приобретают много богатства по причине тщеславия.

  • «Не можете служить Богу и маммоне».

Христос не запрещает нам трудиться, но запрещает ставить заботу о материальных благах на первое место, пренебрегая Богом. Небесный Отец знает, в чем мы имеем нужду. Поэтому «ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам». (Мф.6;19-34)

Глава 7

  • «Не судите, да не судимы будете».

Если мы будем оплакивать свои грехи, то не будем замечать грехи других, и Господь нас не осудит. Если мы осуждаем, то наш грех Христос сравнивает с бревном, а грех того, кого мы судим, сравнивает с сучком. Поэтому изобличать кого-то может только безгрешный, святой человек. (Мф.7;1-5)

  • «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».

Дав нам великие и трудные заповеди, Христос показывает, как мы можем их выполнить: при помощи непрерывной молитвы. Без благодати Божьей заповеди выполнять невозможно.

«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки». (Мф.7;7-12)

Всякого христианина, который слушает евангельские заповеди и исполняет их, Христос уподобляет благоразумному строителю, построившему дом своей души на камне (камень — это Христос), и никакие искушения его не разрушат. А человек верующий только, но не живущий по евангелию, уподобится безрассудному строителю, построившему дом своей души на песке, а при искушениях он падает. (Мф.7;21-27)

9 заповедей блаженства Иисуса Христа с толкованием

Евангельские блаженства можно уподобить пирамиде, наподобие тех, которые строили египетские фараоны. Христианские пирамиды блаженств основаны на самом твердом Камне, который есть Христос. Основание пирамиды должно быть широким и прочным, чтобы оно выдержало верхние уровни. Христианин должен уделить особое внимание этому основанию, чтобы его пирамида не разрушилась. Основание — это первое блаженство:

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

Нищий — это тот человек, который ничего не имеет и просит у других. И милостивые люди его кормят и одевают. Такой нищий не думает, что эта одежда и пища — его собственность и не гордится этим.

А человек нищий духом думает, что, кроме грехов, у него нет ничего своего. Материальные блага, телесные красота и здоровье, душевные таланты и добродетели — все дает ему Бог. Такой нищий духом видит благодеяния, которые посылает ему Бог, понимает, что он их недостоин, смиряется и постоянно благодарит и славит Бога. Такое смирение, или нищета духа, называется добровольным.

Есть еще вынужденное смирение. Гордый или тщеславный человек думает, что все его телесные дарования, душевные таланты и добродетели, материальное богатство — это его собственность и к Богу не имеет никакого отношения. Такого человека Господь сам смиряет: посылает ему болезни, скорби, несчастья.

В такой ситуации человек может осознать свои грехи и искренно покаяться. Как разбойник на кресте осознал, что достойное по делам своим приемлет наказание и покаялся перед Господом, и сразу получил Царство Небесное, первым вошел в рай. Здесь покаяние привело разбойника к смирению.

Если человек захочет исполнять заповеди Божьи, он увидит, что своими силами не может ничего исполнить, не может освободиться ни от одной страсти. Тогда к человеку приходит осознание, что ему нужен Спаситель, который спасет его от грехов. Такой человек смиряется, как нищий, и постоянно просит у Господа помощи, как подаяния. Он кается в грехах, и милостивый Господь ему помогает во всем, очищает от страстей и спасает.

Кто увидит себя грешным, тот покается. Кто покается, тот смирится и ощутит себя духовно нищим, ничего своего не имеющим.

Он молится, как мытарь: «Боже, милостив буди мне, грешнику». Такой человек ищет только Бога и входит в Царство Небесное. Он чувствует себя блаженным, потому что с ним пребывает Божья благодать. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»(1Пет.5;5).

Духовная нищета приобретается в опыте правильной христианской жизни и является основанием для приобретения других добродетелей. Меру любви в человеке определяет мера смирения. Только в смирении человек может соединиться с Богом, потому что Бог есть не только любовь, но и величайшее смирение: «Я кроток и смирен сердцем» (Мф.11;29).

Блаженны плачущие, ибо они утешатся

Нищий обычно печалится о своей нищете. Поэтому нищета духа рождает плач.

Человек, который покаялся, сокрушил свое сердце и смирился, начинает оплакивать свои грехи. Он понимает, что даже с помощью Бога ему тяжело исправляться. И чем ближе он приближается к Господу, тем больше грехов он в себе замечает и больше плачет. Человек просит прощения у Бога, как ребенок просит прощения у своего родителя, и Господь его прощает и утешает. И в этом благодатном утешении человек становится блаженным.

Блаженным может быть плачь о грехах наших близких живых и умерших, когда мы вымаливаем их у Бога и просим помиловать их, простить им грехи и дать им Царство Небесное.

Еще блаженным плач может быть от печали ради Бога, или от умиления. «Умиление — это непрестанное мучение совести, которое прохлаждает сердечный огонь мысленною исповедью перед Богом» (Иоанн Лествичник). Самые высокие слезы — это слезы святых, которые льются непрестанно.

Больше всего люди плачут от телесных и душевных страданий: тяжелобольные, скорбящие от потери близких, обездоленные, вдовы, сироты, обиженные сильными. Господь любящий и сострадательный примет эти слезы и утешит скорбящих. Слезы размягчают человеческое сердце. В скорби легче обратиться к Богу.

Достигши плача, надо стараться хранить его, ибо он может легко потеряться, особенно от суеты, многословия, развлечений и смеха. «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк.6;25).

Противоположно блаженному плачу огорчение и тоска без надежды на Бога. Такой человек обвиняет других людей в своих бедах и скорбях, ропщет на людей и на Бога, малодушествует. И не понимает, что если он живет по своей воле и без надежды на Бога, то на него действуют духовные законы: его скорби и несчастья — следствие его греховной жизни.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю

Кротость — это спокойное состояние духа, полное христианской любви, при котором человек не раздражается сам и не раздражает других, не гневается и не ропщет ни на людей, ни на Бога. Кроткий терпеливо переносит обиды, не воздает злом за зло и прощает обидчика, молясь за него Богу. Кроткий не мстит за себя, но все отдает на суд Божий.

Кроткий человек видит свои грехи и оплакивает их, поэтому уже не осуждает других людей за их грехи, а старается думать о них только хорошее. Кротким может стать только мужественный и сильный человек, который укрощает себя с Божьей помощью и становится незлобивым.

Таким блаженным кротким христианам Господь обещает не только эту тленную землю, но и ту новую «землю живых», на которой праведники будут жить вечно (Пс.26;13).

После грехопадения Бог назвал Адама землею, а в Адаме и всех людей. Будучи землею, мы вместе с тем не можем ею владеть: разные страсти похищают ее у нас, а особенно гневная страсть. Кротость возвращает нам эту власть и контроль над собою, над нашей землею. Поэтому кроткие наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся

Когда христианин овладеет землею, то есть своею плотью и порывами, он начинает желать Неба и входит в новое блаженство: начинает алкать и жаждать правды Божьей. Мирское богатство и мирская правда его уже не интересуют.

Жаждущие правды, жаждут Христа, ибо Иисус сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин.14;6).

Алчущие и жаждущие правды так сильно желают Христа, как алчущие желают есть и жаждущие — пить. Они стараются угодить Богу своей жизнью по евангельской правде. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс.41;2-3).

Грехом человек насытится не может: пьяница не может удовлетворить свою жажду к алкоголю, чревоугодник не может насытить свое чрево, сребролюбец не может удовлетворить свою алчность к богатству. Они вынуждены увеличивать дозу, но все равно остаются неудовлетворенными.

Многие такие неудовлетворенные своей жизнью люди начинают искать смысл жизни и правду ее и находят Христа Спасителя. «Просите и дано будет вам; ищите и найдете; стучите и отворят вам» (Мф:7;7).

Праведники — это люди, которые живут по евангельскому учению со Христом. Если человек по-настоящему алчет найти жизнь со Христом, то Господь его в этом насыщает и дает силы двигаться дальше по ступеням пирамиды.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут

Если человек живет со Христом по Евангелию, то он достигает любви и милосердия. Милостивые люди сострадательны к другим, всем сердцем жалеют несчастных и нуждающихся и стараются им помочь.

Милостыня бывает телесной и духовной, но духовная больше. Телесная милостыня: алчущего накормить, жаждущего напоить, принять странника, одеть нагого, посетить больного и заключенного в темнице.

Духовная милостыня: молиться за всех Богу; обратить грешника на путь истины; научить истине незнающего; подать добрый совет; утешить страдающего или печального; никого не осуждать, всех прощать; любить врагов; полагать душу свою за друзей своих, как и Христос претерпел смерть ради нас.

Если мы просим в молитве милости «Господи, помилуй», то и сами должны миловать других. Если просим у Бога простить наши грехи, то и сами должны прощать других. «Суд без милости не оказавшему милости» (Иак.2;13). А милостивые будут помилованы (Мф.25;31-46).

Учитывается даже милость к собственной душе, когда мы изводим ее из греховной темницы и исцеляем, очищаем ее покаянием (одеваем) и питаем Словом Божьим.

Милосердие противоположно жестокосердию. Жестокость относится к страсти сребролюбия (любостяжания), так же, как разбой и воровство. Как жестокий ненавидит бедных и нищих, так милостивый сострадает и печалится чужими бедствиями.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят

Чистые сердцем не грешат не только делами, но и мыслями, желаниями и чувствами. Их сердце свободно от земных привязанностей и греховных страстей, порождаемых гордостью и самолюбием. Такие люди непрестанно помышляют о Боге и просят его: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс.50;12).

Чтобы приобрести чистоту сердца, нужно воспитывать в себе добродетели воздержания и целомудрия. Надо хранить церковные посты, воздерживаться от пьянства и объядения и обуздывать плоть умеренным употреблением пищи, от чего начинают ослабевать все страсти, особенно самолюбие (любовь к своей плоти, ее жизни и покою).

Чтобы воспитать в себе целомудрие, надо уклоняться от всякого рода блудных дел: неприличных бесед, книг, фильмов и т. п., хранить чувства (зрение, слух, осязание), отвергать блудные помыслы и мечтания. Начало целомудрия — это неколеблющийся от блудных помыслов ум, а совершенство целомудрия — это чистота, зрящая Бога.

Чем больше очищается наше сердце, тем больше увеличивается его емкость и тем больше Божественной любви мы сможем принимать. Если человек не занимается очищением своего сердца от грехов, то по духовным законам с ним случаются разные несчастья и болезни, чтобы он очищался хотя бы в страданиях. Но если человек покается, то духовные законы прекращают действовать, и начинает действовать благодать.

Чистые сердцем еще здесь, на земле, увидят Бога духовными очами сердца в его образах, подобиях и явлениях. А в вечной жизни будут видеть Бога, «как Он есть», это высшая степень блаженства.

Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся

По мере очищения сердца от страстей постепенно приобретается любовь. Бог есть любовь. Тот, кто пытается приобрести любовь, не очистившись от страстей, впадает в глубокую прелесть.

Миротворцы — это люди, которые приобрели дух мирный (Дух Святой, любовь). Они соединяют в себе мирным союзом дух, душу и тело; прекращают внутреннюю брань со страстями и покоряют тело духу. Христос говорит ученикам: «Мир даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин.14;27). Иисус пришел на землю, чтобы дать человеку Свой внутренний мир. Поэтому стяжавшие мир Сына Божия и назовутся сынами Божьими.

Миротворцы стараются сами жить со всеми в мире и примирять враждующих людей или молятся Богу об их примирении. «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим.12;18). Важно сохранять мир в семье: любить своих ближних, уступать, сносить укоризны, жертвовать своими желаниями ради любимых.

Миротворец примиряется с Богом и с самим собой. Если в человеке живут страсти, то он терзается и лишается мира. Св. Иоанн Кронштадтский молился: «Господи! Имя Тебе — Мир. Умири мятущуюся душу мою!»

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное

Но всегда ли должен уступать миротворец, чтобы сохранить мир с людьми? Нет! Если кто-нибудь потребует от вас, чтобы вы поступили против правды Божьей, против Его заповедей, тогда не уступайте. Против вас будут восставать и ваша греховная природа, и грешные люди, и диавол. Грешным людям ваша добродетельная жизнь кажется укоризной и обличает их злые дела.

Завистник диавол больше всего любит ссоры между людьми и ненавидит миротворца, который примиряет поссорившихся людей. Поэтому бесы пакостят праведнику через злых людей. Св Нил Синайский говорил: «Если ты истинно молишься, будь готов к нападению бесовскому».

Почти все святые были гонимы либо язычниками (мученики первых веков), либо своими же христианами (например, св.Иоанн Златоуст), либо атеистической советской властью (новомученики и исповедники российские). Христианская вера быстрее умножается, когда подвергается гонениям.

Мужайтесь и крепитесь, когда будете терпеть от них лишения, бедствия, гонения, мучения, но не изменяйте правде. Молитесь за врагов ваших и уповайте на помощь Божью. «Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2Тим.3;12). Лишь бы вы не пострадали по причине ваших грехов.

Такие гонимые праведники не находят для себя спокойного места на земле среди порочных людей, поэтому Господь обещает им Царство Небесное, радость и блаженство.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас

В восьмой заповеди речь идет о гонениях за правду, а здесь — о гонениях, поношениях, лживом злословии и клевете за то, что ты — христианин, ради Христа. Злословие и клевета уязвляет подвижника больше, чем самые опасности. Например, праведный Иов благодушно претерпел все свои несчастья. Но когда друзья стали его ругать и злословить, подвижник поколебался и пришел в смятение.

Но для христианина даже такое мощное оружие, как клевета, не является смертельным ударом, потому что Дух Святой делает его сильным. Когда вы слышите незаслуженное ругательство в ваш адрес, постарайтесь не возмущаться и не вспыхивать, не впадать в состояние оскорбленного самолюбия или благородного негодования. Но молитесь в смирении примерно так:

«Господи, я ведь и худшего достоин по грехам моим. Господи, достойное по делам моим приемлю. Но помяни меня, когда придешь во Царствие Твое.» Так подвизаясь, кротко перенося клевету и оскорбления, вы будете блаженны. Радуйтесь и веселитесь, что сподобились потерпеть за Христа. Благодарите Бога за все.

Бесчестие, гонения, ложь, клевета, оскорбления из-за Христа наваливаются на христианина, как последние и самые страшные искушения, которые лучше всего очищают его. Это мученичество ради Христа.

В любой семье, где есть христианин, может быть и гонитель, ибо «враги человеку домашние его» (Мф 10;36).

«Горе вам, если все люди будут говорить о вас хорошо» (Лк.6;26). Господь нам заповедует любить наших врагов, благословлять проклинающих нас, благотворить ненавидящим нас и молиться за обижающих нас, чтобы быть совершенными, как Отец наш Небесный. Ибо Он любит и праведных, и неправедных. Наши гонители являются нашими благодетелями, потому что через них мы спасаемся.

Человек может всю жизнь трудиться, чтобы построить райскую пирамиду из блаженств. Но было много и таких мучеников, которые, только назвавшись христианами, сразу погибали за Христа. Такие мученики получали ту же награду, что и те, которые трудились всю жизнь.

Заповеди блаженства для детей воскресной школы

Каждый человек может быть счастливым. Важно видеть в жизни то, чему можно радоваться. Люди часто думают, что имея много денег, крепкое здоровье, большой дом — это все, что нужно для счастья. Но это не так. Есть много богатых людей, которые чувствуют себя очень несчастными и даже могут наложить на себя руки.

Люди всегда задавались вопросом: «Что же делать, чтобы быть счастливым?» Бог создал нас для Себя, и мы не сможем быть счастливыми, пока не успокоимся в Нём. Однажды на горе возле Иисуса Христа собралось много людей, среди которых были и дети, которых Иисус очень любил. И Господь начал их учить, какое должно быть у них внутреннее устроение сердца, чтобы быть блаженными, то есть счастливыми.

1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Разве нищие могут быть счастливыми? Нищие — это люди, которые ничего не имеют и смиренно просят подаяния. Они надеются только на помощь других людей. А нищие духом испытывают нужду в Боге, понимают, что они не имеют ничего духовного (не имеют добродетелей, а имеют только грехи) и смиренно просят помощи у Бога.

Они чувствуют, что без помощи Господа не могут сами исполнять Его заповеди и полностью уповают на Него.

Такие нищие получают в помощь Духа Святого, который помогает им исполнять заповеди и делает их блаженными. Они уже не хвалятся и не гордятся своими достоинствами, потому что знают, что это — Божий дар. И за все благодарят Господа.

Иисус Христос начал свою земную проповедь с призыва: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» Покайтесь — значит, признайте себя грешными и нищими духом и «обратитесь ко Мне, чтобы Я вас исцелил и сделал духовно богатыми». Нищие духом полностью зависят от Бога, как дети зависят от родителей.

2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Если человек плачет от горя, боли или обиды, то пусть он воззовет в скорби своей к Богу, и Господь услышит его, поможет и утешит.

Но блаженны те, кто плачет о своих грехах. Когда вам, дорогие друзья, случается совершить что-то нехорошее, вы ведь расстраиваетесь. И, плача, признаетесь в своем проступке родителям. И они, конечно, вас прощают и утешают.

Ведь родители вас так любят, что готовы простить вам любой проступок, лишь бы вы в нем раскаялись. Так и Господь постоянно ждет нашего раскаяния и прощает грешников, которые плачут о своих грехах.

3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Кроткие — это те, кто может себя укрощать (конечно, с помощью Божьей); сдерживать себя от раздражения и гнева; спокойно оценивать ситуацию и не впадать в панику.

Кроткие не оскорбляют и не мстят тем, кто их обидел, а просто прощают и молятся Богу о них. Такие люди блаженны.

Да, это не просто быть счастливым, когда тебя обижают. Но если вы будете злиться на обидчика, то, наоборот, будете несчастными, потому что зло отгонит благодать Божью. А если будете подражать Христу и прощать, как Он прощал своих обидчиков, то будете блаженны. Христа называют еще Агнец Божий. Агнец — ягненок — символ кротости.

4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Христос сказал: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божьих» (Мф.4;4). А Слово Божье — это сам Христос Господь. Значит, нам надо насыщать свою душу духовным Хлебом: молитвой, чтением Библии, духовных книг.

Апостол Павел говорит: «Царство Божье не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим.14;17).

Правда — это истина, а истина — сам Христос. Значит, мы, христиане, должны воспитывать в себе алчбу и жажду Христа Бога. И тогда будем блаженны.

5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Наш Господь милостив, Он творит добро, любит и прощает нас. И мы должны брать с Него пример. Подумайте, друзья, можем ли мы защитить товарища или помочь ему в уроках? Можем ли пожалеть обиженного или утешить больного? Можем ли пожалеть и помочь своим родителям, ведь они для нас трудятся? Можем ли поухаживать за своими младшими братьями и сестрами?

А молитва за наших родных и близких — это самая лучшая милостыня.

Ведь у нас не всегда хватает сил и возможностей помочь им самим, поэтому мы просим всемогущего Бога, чтобы Он им помог. Конечно, друзья, если мы будем милостивы к своим ближним, то и Господь будет милостив к нам и пошлет нам Свою благодать, чтобы мы были блаженными.

6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

А вы знаете, друзья, что чистыми должны быть не только руки и одежда, но и душа и сердце? А что делает наше сердце грязным? Грех или греховные мысли и желания. Есть хорошее чистящее средство для сердца — это покаяние, исповедь и причастие.

В таинстве исповеди Господь очищает наше сердце от греховных пятен: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1Ин.1;9). А причастие Тела и Крови Христовых даст нам благодатные силы бороться с грехом, чтобы больше его не совершать.

Господь, будучи чистым и святым, может поселиться только в чистом сердце.

И если мы выгоним из своего сердца разных нечистых зверушек, то в него может войти Христос, который всегда стоит у двери сердца и стучит (Ап.3;20). И мы увидим Бога и будем вечерять с Ним.

7. Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божьими нарекутся.

Грешные люди редко могут наслаждаться миром, потому что у них нет мира внутри. Многие семьи живут от скандала до скандала, в перерывах накапливая обиды. Государства живут от войны до войны, в перемириях накапливая новые противоречия.

Христос пришел на землю, чтобы дать нам внутренний мир: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11;28).

У кого есть мир внутри, тот может успокоить и примирить окружающих. Как сказал святой Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи».

Чтобы обрести мирный дух, надо полностью возложить свое упование на Бога, все делать с молитвой и Божьей помощью, довериться промыслу Божьему о тебе и не роптать и не возмущаться. Молись о примирении твоих ближних, если сам не можешь их помирить.

8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

В Небесное Царство войдут те, кого обижают за правду, то есть за то, что они верят во Христа и слушают Его. И если вас, друзья, изгнали из какого-то неправедного сообщества, то не печальтесь. Вы сможете найти себе более праведных друзей, единомышленников, которые ходят с вами в церковь.

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных…» (Пс.1;1).

9.Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

В мире есть много людей, не знающих о Божьей любви. Они не любят Бога и не любят Его детей. Поэтому гонят их, злословят и даже мучают и убивают. Неужели можно быть счастливым, когда тебя не любят и даже гонят? Да, настоящее счастье может дать только Иисус Христос, в любых условиях. А если христианин терпит мучения ради Христа, то его ожидает высшая награда на небесах.

В условиях гонений и поношений закаляется наша вера. Истинно любящие Христа никогда Его не предадут. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел… Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин.15;18-20).

Но, кроме любви к Господу, нам нужна и любовь к врагам: «А я вам говорю: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5;44). Сам Христос молился за распинающих Его: «Отче, прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23;34).

Тех, кто нас обижает, мы должны любить, как своих благодетелей. Ибо через них совершается наше спасение. Если в нашем сердце не будет ни к кому ненависти, то в нем будет жить Бог. А если с нами Господь, то мы всегда будем счастливы.

Посмотрите видео о первом и самом главном блаженстве, без которого не может быть и других :

Заповеди — это свойства здорового человека. Богу нужно наше доброе намерение, доброе усилие жить по евангельским заповедям. И это Он принимает как само дело. В центре нашей жизни должен быть Христос. Все дела мы должны делать ради Него и с помощью Его.

Мы должны понять, что к этой, земной, жизни прилепляться не следует, а нужно прилепиться к Богу. Будем над собой трудиться, упражняться в добродетелях, начиная с малого. И постепенно, с терпением будем совершенствоваться. «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21;19).

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Заповеди Блаженства находятся в начале Нагорной проповеди, в Святом Евангелии от Апостола Матфея, Глава 5, стих 3 до 12 (Матфея 5:3-12).
Заповеди Блаженства поются на Литургии до «Малого входа».

1. «Блажени нищии духом,
яко тех есть царствие небесное.
2. Блажени плачущии,
яко тии утешатся.
3. Блажени кротцыи,
яко тии наследят землю.
4. Блажени алчущии и жаждущии правды,
яко тии насытятся.
5. Блажени милостивии,
яко тии помиловани будут.
6. Блажени чистии сердцем,
яко тии Бога узрят.
7. Блажени миротворцы,
яко тии сынове Божии нарекутся.
8. Блажени изгнани правды ради,
яко тех есть царствие небесное.
9. Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут,
и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради.
радуйтеся и веселитеся,
яко мзда ваша многа на небесах».

Объяснение Заповедей Блаженства

Введение

1. Кто нам дал Заповеди Блаженства?
Заповеди Блаженства дал нам Сам Иисус Христос в Своей Нагорной проповеди. Эти заповеди находятся в самом начале Нагорной проповеди, в Святом Евангелии от Апостола Матфея, Глава 5, стих 3 до 12 (Матфея 5:3-12).

2. Нарушают ли Заповеди блаженства Десять заповедей Закона Божия?
Заповеди Блаженства не нарушают Десять заповедей Закона Божия, а наоборот, они их пополняют. Сам Иисус Христос ответил на этот вопрос такими словами:

«Не думайте,
что Я пришел нарушить закон, или пророков:
не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матфея 5:17 рс).

3. Какая разница между Заповедями Закона Божия и Заповедями блаженства?
Десять заповедей Закона Божия запрещают нам грешить. Заповеди блаженства учат нас как достигать христианское совершенства или святость.

4. Когда были даны Заповеди Закона Божия и Заповеди блаженства и с какой целью?
Десять заповедей были даны в ветхозаветные времена, чтобы диких и грубых людей удерживать от зла. Заповеди блаженства были даны христианам, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, для того чтобы все больше и больше приближаться к Богу и обретать святость.

5. Почему существует эта разница?
Эта разница существует потому что в Ветхом Завете люди были более грубые, а в Новом Завете они уже стояли на высшем духовно-нравственном уровне.

Первая Заповедь Блаженства

«Блажени нищии духом,
яко тех есть царствие небесное» (Матфея 5:3 цс).

1. Как будет 1-я заповедь блаженства по русски?
Блаженны (особенно счастливы) нищие духом (смиренные); потому что им будет дано Царство Божие.

2. Что значит 1-я заповедь блаженства?
Смиренные (спокойные, мирные) люди, то есть те люди которые сознают свое несовершенство и недостоинство перед Богом и которые никогда не думают что они лучше других, особенно счастливы. Они получат от Господа Бога вечную жизнь в Царстве Небесном.

3. Какая добродетель называется основной и почему?
Основная добродетель есть смиреномудрие. Без смирения невозможно обращение к Господу Богу и невозможна никакая христианская добродетель. Смирение дает нам возможность правильно оценивать свои поступки; хорошие ли они или плохие. В особенности важно видеть свои ошибки, свои грехи.
Смиренный человек легко их видит и поэтому может их исправить. Не смиренный, то есть гордый, не видит свои грехи и поэтому не имеет возможность их исправить.

Вторая Заповедь Блаженства

«Блажени плачущии,
яко тии утешатся» (Матфея 5:4 цс).

1. Как будет 2-я заповедь блаженства по русски?
Блаженны те которые плачут, то есть сожалеют о своих грехам; потому что они утешатся.

2. Что значит 2-я заповедь блаженства?
Плачущие люди, это те люди которые сожалеют о своих грехах. Они особенно счастливы, потому что Господь Бог их утешит.

Третья Заповедь Блаженства

«Блажени кротцыи,
яко тии наследят землю» (Матфея 5:5 цс).

1. Как будет 3-я заповедь блаженства по русски?
Блаженны кроткие (незлобивые), потому что они наследуют (получат во владение) землю.

2. Что значит 3-я заповедь блаженства?
Кроткие люди, это незлобные, спокойные, полные христианской любви, особенно счастливы. Они наследуют (получат от Господа Бога во владение) землю.

Четвертая Заповедь Блаженства

«Блажени алчущии и жаждущии правды,
яко тии насытятся» (Матфея 5:6 цс).

1. Как будет 4-я заповедь блаженства по русски?
Блаженны желающие правды; потому что они насытятся.

2. Что значит 4-я заповедь блаженства?
Люди которые хотят жить по Божьей Правде, по Закону Божию, особенно счастливы, так как Господь Бог обещал им, что они будут удовлетворены.

3. Что значит «алчущие и жаждущие правды»?
«Алчущие и жаждущие правды» значит «так желают правду, как голодный хочет есть и жаждущий хочет пить».

Пятая Заповедь Блаженства

«Блажени милостивии,
яко тии помиловани будут» (Матфея 5:7 цс).

1. Как будет 5-я заповедь блаженства по русски?
Блаженны милостивые, потому что они будут помилованы.

2. Что значит 5-я заповедь блаженства?
Милостивые (милосердные) люди особенно счастливы, так как на будущем Христовом суде, к ним будет проявлена особая милость.

3. Что значит «милостивы»?
Милостивые (милосердные) люди, это те люди которые сочувствуют (сострадательные) другим, жалеют людей попавших в беду и всячески им стараются помочь.

Шестая Заповедь Блаженства

«Блажени чистии сердцем,
яко тии Бога узрят» (Матфея 5:8 цс).

1. Как будет 6-я заповедь блаженства по русски?
Блаженны чистые сердцем, потому что они увидят Господа Бога.

2. Что значит 6-я заповедь блаженства?
Люди с чистым сердцем особенно счастливы, так как они увидят Самого Господа Бога.

3. Что значит «чистые сердцем»?
Чистые сердцем, это те люди которые не только не грешат, но и не имеют нехороших и нечистых мыслей, желаний и чувств в своем сердце. Сердце таких людей свободно от земных привязанностей и греховных привычек (страстей), порождаемых самолюбием и гордостью.

Седьмая Заповедь Блаженства

«Блажени миротворцы,
яко тии сынове Божии нарекутся» (Матфея 5:9 цс).

1. Как будет 7-я заповедь блаженства по русски?
Блаженны миротворцы, потому что они будут названы сынами Божьими.

2. Что значит 7-я заповедь блаженства?
Люди которые миротворцы особенно счастливы, так как они будут названы сыновьями Божьими.

3. Что значит миротворцы?
Миротворцы это те люди которые живут со всеми в мире и согласии и которые всегда устраивают мир между людьми.

Восьмая Заповедь Блаженства

«Блажени изгнани правды ради,
яко тех есть царствие небесное» (Матфея 5:10 цс).

1. Как будет 8-я заповедь блаженства по русски?
Блаженны изгнанные за правду, потому что их есть Царство Небесное.

2. Что значит 8-я заповедь блаженства?
Люди которые нелюбимые (изгнаны) за правду, особенно счастливы, так как они получат от Господа Бога вечную жизнь в Царстве Небесном.

3. Что значит «изгнанные за правду»?
Изгнанные за правду, значит изгнанные и нелюбимые за жизнь по Евангельскому закону.

4. Кто не любит людей живущих по правде?
Враги правды, враги добра, грешники, ненавистники, злобные люди, ожесточенные люди и завистники, все они не любят людей живущих по правде.

Девятая Заповедь Блаженства

«Блажени есте, егда поносят вам, и ижденут,
и рекут всяк зол глагол на вы лжуще, мене ради.
радуйтеся и веселитеся,
яко мзда ваша многа на небесах» (Матфея 5:11-12 цс).

1. Как будет 9-я заповедь блаженства по русски?
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах.

2. Что значит 9-я заповедь блаженства?
Если вас будут ругать, гнать и злословить, из за вашей веры в Господа Иисуса Христа, то вы особенно счастливы. Радуйтесь и веселитесь потому что для вас будет особенно большая награда в Царстве Небесном.

3. Что еще значит 9-я заповедь блаженства?
Праведник, это глубоко верующий и живущий по Заповедям Божьим человек. У такого человека не всегда все гладко. Очень часто на него ополчаются злые и нехорошие люди. В этом ничего нет удивительного и это конечно можно было и ожидать. Но что бывает особенно больно, это что часто даже совсем не плохие люди и даже верующие люди, впадают в искушение и наполняются завистью и злобой против праведника.
Господь Бог таких праведных людей утешает и говорит что их заслуга Господу Богу известна и что они будет особо отмечены и получат самую большую награду в Царстве Небесном.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *