А ваш малыш идет этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы ребенок как можно спокойнее принял перемены в своей жизни, ладил с воспитателями и другими детьми и каждое утро шел в садик с радостью и без капризов.
Но нередко родители ведут себя не совсем правильно и невольно мешают малышу адаптироваться к детскому саду. Как это происходит и как избежать самых распространенных ошибок, рассказывает детский и семейный психолог Екатерина Кес.
На протяжении многих лет моей психологической практики каждую осень ко мне обращаются родители, детям которых тяжело дается адаптация к детскому саду. В этой статье я хочу рассказать вам о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, отдавая ребенка в детский садик. Из-за этих ошибок у малыша, как правило, формируется негативное отношение к садику, страхи и тревоги, и адаптация затягивается на долгие месяцы. Об этих ошибках важно знать, чтобы их не совершать и не навредить своему малышу.
Содержание
- Ошибка № 1 — «Исчезновение мамы»
- Ошибка № 2 — «Долгое пребывание»
- Ошибка № 3 — «Неправильный режим дня»
- Ошибка № 4 — «Быстрые сборы»
- Что такое «Ритуал прощания»?
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду — Конспект занятия по развитию речи «Здравствуй, курочка! Здравствуй, петушок!» для детей адаптационной группы ДОУ
- Когда лучше отдавать ребенка в детский сад
- Готов ли ребенок к саду
- Подготовка к детскому саду: родительская часть
- Адаптация организма
- Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду
- Советы опытных родителей
- Вместо итогов
- Что такое адаптация?
- Влияние различных факторов на адаптацию
- Как помочь ребёнку адаптироваться?
- Как облегчить расставание с ребёнком в детском саду?
Ошибка № 1 — «Исчезновение мамы»
Когда мама приходит с ребенком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Дело в том, что у него еще не было опыта пребывания в саду без мамы. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике довольно бодро, а на второй и третий день уже идут с сопротивлением. Как мы знаем, внимание маленького ребенка легко привлечь чем-то новым и интересным. Поэтому малыш смело отходит от мамы и увлекается в группе новыми игрушками и детьми. Скорее всего, он уже слышал от мамы не раз, что мама его оставит в группе, но в его представлении, пока мама ждет его в коридоре. А может быть, он забыл, что мама собирается уходить.
И вот здесь происходит следующее. Мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что уходит. Теперь представьте себе, что чувствует маленький ребенок, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно, когда она придет и придет ли вообще. Это для ребенка все равно, что потеряться в огромном супермаркете. И даже если 10 самых добрых человек будут успокаивать малыша и предлагать ему сладости и игрушки, он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой. Даже если вы много раз рассказывали ребенку, что в садике он станется один, без мамы, никогда не уходите незаметно.
У ребенка возникает ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он может маму попросту потерять. И он буквально «прилепляется» к ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Во многих случаях садик просто приходится отложить как минимум на полгода, потому что ребенок впадает в истерику при малейшем упоминании о садике, не говоря уже о том, чтобы туда идти.
Ошибка № 2 — «Долгое пребывание»
Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой. Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Нужно смотреть по самочувствию ребенка и на свою материнскую интуицию.
Ошибка № 3 — «Неправильный режим дня»
Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму дня, которого нужно будет придерживаться, когда начнется детский сад. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано. Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым. Деток, которых родители заранее не перевели на детсадовский режим дня, сразу видно в группе по утрам в первые дни. Они трут сонные глазки, они плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг.
То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду. Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!
Ошибка № 4 — «Быстрые сборы»
Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т.д. Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.
Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели – сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад.
Что такое «Ритуал прощания»?
Ну что ж, мы разобрали с вами 4 распространенных ошибки, которые вы теперь точно не совершите! Уверена, вы сможете постепенно перевести вашего малыша на новый режим дня, в садик будете просыпаться и выходить заблаговременно, в группе будете оставлять ребенка постепенно и всегда будете сообщать ему о том, что уходите и прощаться правильно.
P.S. Регистрируйтесь на бесплатный вебинар для родителей
«ДЕТСКИЙ САД — ПЛЮСЫ И МИНУСЫ»
Показаны публикации 1-10 из 507.
Все разделы | Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
Фото
«Адаптационный период». Фотоотчет К нам пришли новые ребята! В группе «Гномики» проходит адаптационный период. Хотя мы и самые маленькие, мы очень активные, любознательные и веселые. Июль и август были первыми нашими днями…
Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду — Конспект занятия по развитию речи «Здравствуй, курочка! Здравствуй, петушок!» для детей адаптационной группы ДОУ
Статья «Конспект занятия по развитию речи «Здравствуй, курочка! Здравствуй, петушок!» для детей…» Возраст детей: 1,5 — 2 года Цель: создавать положительный эмоциональный фон, стимулировать общение детей (с помощью мамы) с педагогом Задачи: Стимулировать речевое развитие, побуждая к…
«Адаптация детей 2–3 лет в детском саду». Консультация для родителей МБДОУ Детский сад «СКАЗКА» Воспитатель Туз.Е.А. Консультация для родителей «Адаптация детей 2-3 лет в детском саду». Как облегчить ребенку привыкание к детскому саду Часто родители задают…
Адаптация к детскому саду Адаптация к детскому саду Процесс адаптации представляет собой постепенное приспособление малыша к новым для него условиям. Малыш должен привыкнуть к новому режиму дня, обязательным…
Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду — Фотоотчет «Адаптация и факторы, влияющие на нее»
Публикация «Фотоотчет «Адаптация и факторы, влияющие на…» Под адаптацией принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Так же к понятию адаптации относят постепенное изменение, приспособление…
Адаптация детей и родителей Адаптация детей- сложнейший период в детском саду.Это общепринятое утверждение. Не могу согласиться с этим на 100 процентов. Дети общительны,открыты, добры , сообразительны. Им нужно 2-3…
Игры для детей 2–3 лет во время адаптации к детскому саду Поиграй со мной, малыш! Основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. В центре внимания для двухлетних детей всегда остается…
Адаптация звездочек к детскому садику В сентября 2020 года, наш детский садик набрал группу маленьких ребятишек — «Звездочек». Возраст набранной группы колеблется от 1.10 года до 3.6 лет. Наша группа в этом году считается…
Консультация для родителей. Адаптация детей раннего возраста к детскому саду Вот малыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка наступает самый сложный период за все его пребывание в детском саду – период адаптации. Адаптацией принято называть процесс…
Занятие в период адаптации к условиям ДОУ «Листопад» в младшей группе Занятие в период адаптации к условиям ДОУ «Листопад, листопад, листья желтые летят» в младшей группе «Ландыш» Цели: -Профилактика дезаптации в условиях дошкольного образовательного…
Страницы: 2 3 4 … 51
Как счастливы взрослые, которые из собственного садиковского прошлого помнят только добрую воспитательницу и двух приятелей, с которыми строили метро в песочнице!
Большинство из нас вспоминает другое: как рыдали под группой и не хотели отпускать маму, как тосковали весь день, как мечтали о выходных.
И когда мы сами становимся родителями и приходит время вести своего ребенка первый раз в детский сад, сердце сжимается от боли – как малыш будет там один, среди чужих людей?
Хорошая новость заключается в том, что родители в силах помочь малышу привыкнуть к детскому саду, причем не смириться с садом как с наказанием, а найти в нем радость и удовольствие. Наша статья расскажет о том, как облегчить адаптацию ребенка в детском саду.
Когда лучше отдавать ребенка в детский сад
Еще совсем недавно большинство детей отправляли в детский сад в год – декретный отпуск заканчивался, и у мам просто не было другого выбора.
Современные педиатры и психологи не одобряют такой подход. Главная потребность малыша в это время – быть рядом с мамой и папой, чувствовать безопасность и защиту. Именно отсюда вырастает чувство доверия и привязанности.
Если вырвать кроху из привычного близкого окружения, ему будет не весело, а страшно и одиноко. Поэтому в возрасте от года до двух ребенка лучше оставлять с бабушкой или няней, с которыми малыш сможет наладить доверительные отношения. Если он все же будет ходить в садик, важно, чтобы воспитатели в группе были постоянными.
Уже с двух лет ситуация может поменяться – просто потому, что меняется и сам малыш: становится более самостоятельным, пробует выразить свои чувства и желания словами, способен больше заметить и понять.
Если дитя пойдет в садик в 2 года, ему будет проще при родительском одобрении установить контакт с воспитателями и детьми в группе.
Многое, конечно, зависит от личности ребенка: немало детей этого возраста еще очень сильно привязаны к семье и хотят знакомиться с миром, не выпуская маму и папу из поля зрения.
Привыкание к детскому саду в 2 года пройдет легче, если в группе будет мало детей. На воспитательницу двухлетние малыши смотрят как на маму, а группа служит для них подобием семьи.
Большинство детей идут в сад с 3 лет, когда мамам нужно выходить из декрета. К этому возрасту выработаны все основные навыки: дети самостоятельно едят, ходят в туалет, в целом справляются с одеванием.
Но главное – к 3 годам у детей появляется желание отдалиться от мамы с папой, быть самостоятельными, «взрослыми» (чем с успехом пользуются родители, поощряя свое чадо ходить в сад).
Те дети, что впервые идут в садик в 3 года, уже не ищут в воспитательнице материнские черты, но все еще нуждаются в родительской поддержке. И если поддержка есть, трехлетки постепенно включаются в садиковскую жизнь и чувствуют себя вполне уверенно.
К четырем годам у детей появляется дополнительный интерес – общение со сверстниками. Уже возникает некое подобие дружбы, дети организуют сложные игры.
Труднее всего приспосабливаться детям, которых отдали в садик за год до школы. Они плохо привыкают к режиму дня, без энтузиазма участвуют в коллективных занятиях – если только воспитательница не найдет подхода к подготовишке и не увлечет его тем, что ему удается.
И вместе с тем у специалистов нет единого мнения, в каком возрасте отдавать ребенка в детский сад. Психологи советуют оценивать общую готовность ребенка к выходу в свободное плавание.
Готов ли ребенок к саду
Темпы развития у детей разные, есть отличия и в темпераменте – это тоже нужно учитывать. Есть дети, которые уже в два года рвутся в коллектив и чувствуют себя в новом окружении как рыба в воде.
А есть дошколята, которые предпочитают держаться в стороне от сверстников, и сад для них превращается не в площадку для роста и развития, а в место неприятных переживаний.
Ребенка можно смело отдавать в сад, если он:
- Хочет общаться. Обычно это происходит к трем-пяти годам, но кое-что зависит от характера – у кого-то желание возникает раньше или позже. При этом дитя еще может поглядывать на родителей, ища поддержки, одобрения, чтобы убедиться в безопасности.
- Проявляет любознательность, интересуется новым. Это не значит, что дошколенок должен бросаться в водоворот новостей: он может наблюдать издалека, отходить и возвращаться, знакомиться постепенно, но не избегать чего-то нового.
- Умеет самостоятельно играть и занимать себя. Если родители могут спокойно заниматься своими делами, а не развлекать дитятко постоянно, то и в саду проблем не будет.
- Самостоятельно ест, одевается, справляется с походами в туалет. Необязательно, чтобы во всем этом чадо достигло совершенства – в садике дети не перестают осваивать новые умения.
Что же до туалетных дел, тут не получится потребовать от ребенка невозможного: многие дети до трех лет ходят в памперсах, и в садике это не должно восприниматься как вопиющее отклонение от нормы.
Что же делать, если у вас растет застенчивый, тихий ребенок, устающий от шума большой компании? Такому малышу подойдет маленькая группа – не больше 10-15 детей.
К слову, психологи и педагоги считают, что маленькие группы хороши для детей любого возраста и темперамента.
В этом случае воспитатель может уделить внимание каждому (или уследить за всеми), дети легче осваиваются и общаются друг с другом, каждому достаточно пространства, и болеют дети в маленьких группах реже, чем в больших.
Подготовка к детскому саду: родительская часть
О том, что ребенок идет в детский сад, не становится известно в одночасье, а потому есть время подготовиться к этому событию. И начинать подготовку родители должны… с себя. Их задача – справиться с собственными страхами и прояснить мотивы, почему малыш должен ходить в детский сад.
По наблюдению психологов, часто именно родительские страхи мешают детям спокойно влиться в детсадовскую жизнь. Страшиться есть чего: не будет ли дитятко часто болеть, не станут ли его обижать, справится ли оно с занятиями и главное – как оно обойдется без мамы?
Тревогу порождают и воспоминания мам и пап о том, как они сами ходили в сад и как им было там плохо. Чтобы расстаться с этими страхами, нужно посмотреть на детский садик как на услугу, которая должна вас устраивать.
Еще до того, как ребенок пойдет в сад, туда идут родители – знакомиться с воспитателями и узнавать о том, как проходит день в группе. И если воспитатели демонстрируют уважительное и внимательное отношение к детям, а дети много гуляют и не скучают на занятиях, тревога мам и пап ослабевает.
Снять переживания о том, сможет ли малыш оставаться в группе один, поможет предшествующий опыт. Вспомните моменты, когда кроха оставался без вас – с бабушками-дедушками, няней, руководителем кружка. Если раньше удавалось наладить контакт, то и в садике это получится.
Есть еще один страх, с которым не так просто расстаться. Часто бывает сложно признать, что ребенок взрослеет, отдаляется от родителей, самостоятельно познает жизнь – особенно когда речь идет о двух-трехлетнем малыше. Сильную тревогу, что новый опыт ребенка будет болезненным, можно проработать с психологом.
С мотивами тоже не так просто. Два главных – социализация и подготовка к школе – раскритикованы психологами. Для общения, по их мнению, есть немало других (более приятных) мест, а осваивать новое дети способны только тогда, когда они не пребывают в состоянии тоски и ужаса.
А вот мотив, что в садике дети учатся быть самостоятельными, договариваться с другими, пробовать себя в разных делах, вполне годится. Только чтобы детсад стал пространством для роста и развития, нужно искать такое место, где дети чувствуют себя в безопасности.
Детский сад «вприглядку»
Если ваша готовность отдать свою кровинушку в сад созрела, можно переходит ко второму этапу адаптации в детском саду – подготовке ребенка. Желательно выделить на это хотя бы пару недель, чтобы новые обстоятельства перестали быть слишком уж новыми.
1. Расскажите малышу о том, как устроена жизнь в садике и в чем ее плюсы. Описывайте выгоды с учетом склонностей и характера ребенка: кому-то будет важно услышать, что садик – это про взрослость и самостоятельность, кому-то интереснее всего новые знакомства, а кто-то соблазнится участием в утренниках.
Совет психолога: не описывайте идиллическую картину, чтобы ваши слова выдержали проверку реальностью. Стоит делать акцент на плюсах, но если ребенок высказывает свои опасения, поговорите и об этом тоже.
2. Побывайте на экскурсии в детском саду. Знакомиться можно постепенно: в первый день только прогуляться по территории, во второй – поиграть на детской площадке, потом зайти в группу, посмотреть на шкафчики для одежды, игровое пространство, столы для занятий, спальню.
Очень хорошо, если лично вам в садике хорошо и радостно: дети отлично чувствуют и перенимают эмоциональный настрой родителей.
3. Научите завязывать контакты с другими детьми. Если вы гуляете на детских площадках, ваш ребенок уже имеет опыт совместных игр и дележа игрушек. Тот же опыт можно получить в кружках, студиях, спортивных секциях.
4. Познакомьте ребенка с воспитателем. Это важный момент: если воспитатель поможет малышу почувствовать, что его здесь ждут, что здесь безопасно, адаптация к саду не вызовет проблем. После знакомства поищите вместе с ребенком положительные черты воспитателя: добрая, внимательная, с теплыми руками, с озорной улыбкой и т. д.
5. Поиграйте дома в детский сад. Это хороший способ прояснить, как устроен режим дня, чем дети занимаются и когда родители приходят за ними. К игре стоит вернуться несколько раз, отводя ребенку все более активную роль. Обязательно проиграйте ситуацию, как можно обратиться к воспитателю за помощью.
6. Используйте опыт старших детей. Если брат или сестра малыша ходят в детских сад, приходите вместе с крохой забирать их, бывайте на утренниках, обсуждайте интересные садиковские дела.
7. Постепенно подстраивайте режим дня. Если дитя будет просыпаться к нужному времени, это минус одна проблема адаптации.
8. Расширяйте круг полезных умений малыша. Дети в садике самостоятельно едят, одеваются, ходят в туалет. Если все это еще не освоено, отведите достаточно времени, чтобы ребенок научился уверенно орудовать ложкой и вилкой, правильно надевать колготки, заправлять футболку, пользоваться туалетной бумагой.
9. Не грозите детским садом и не объясняйте походы в садик тем, что вам нужно кормить семью, а ребенку – привыкать к тяготам жизни. У дошкольника должно сформироваться представление о садике как о месте интересном и безопасном – тогда он пойдет в детский сад без слез.
Адаптация организма
Опытные родители знают, что садиковские дети болеют чаще, чем домашние. Но несколько ОРВИ в год, по мнению врачей, – это тренировка иммунитета, а не повод зачислить ребенка в ряды «часто болеющих».
Впрочем, иммунитету нужна соответствующая поддержка, чтобы он не сдался перед натиском незнакомых микробов.
Главный способ поддержки – профилактические прививки. Они не уберегут от насморка и кашля, но существенно снизят риск, что кроха тяжело заболеет корью, краснухой или дифтерией.
Перед наступлением холодов очень желательно сделать прививку от гриппа. Если в семье есть новорожденный, то его старшего брата или сестру, которые идут в садик, врачи рекомендуют вакцинировать от ветрянки – эта болезнь опасна для самых маленьких деток.
Еще один способ укрепить иммунитет – закаливание. Собственно, врачи полагают, что никакого закаливания не нужно, если температура воздуха в детской комнате составляет +18-19°С, если ребенок гуляет в любую погоду и много двигается, ест в соответствии с аппетитом, летом отдыхает в умеренном климате и бегает босиком.
Такой образ жизни не спасает от инфекционных болезней, но крепкому организму легче справиться с недомоганием.
Чтобы адаптация ребенка в садике не началась с болезней в первые же дни, врачи рекомендуют отправлять ребенка в сад поздней весной, летом или ранней осенью. В теплую пору дети больше гуляют и меньше болеют.
В холодное время года вероятность подхватить ОРВИ выше, особенно если в детской группе топят хорошо, а проветривают редко.
В любом случае нужно быть готовыми к тому, что дитя может вскоре заболеть: заранее продумайте, кто сможет оставаться дома с ребенком.
Как помочь ребенку адаптироваться в детском саду
Привыкание к детскому саду – процесс небыстрый и многоэтапный. Ребенку нужно освоиться в новом качестве, познакомиться с детьми в группе, подстроиться под режим дня.
А одновременно с этим в жизнь дошкольника приходит и еще много нового: он участвует в подготовке праздников, учится работать на занятиях, дежурит в группе. Из-за такого обилия новостей настроение вашего чада может меняться.
И если, несмотря на подготовку, ребенок отказывается ходить в детский сад, родители в отчаянии думают, что все усилия были напрасными. Но тут нужно набраться терпения – привыкание происходит не сразу.
Время на адаптацию
Вот приходит тот день, когда вы впервые ведете ребенка в сад – ваше чадо останется там на час-другой или до обеда (насколько хватит вашей личной выдержки) и поучаствует в общем завтраке, прогулке, занятии. Как дитя отреагирует на это?
Первые дни ребенка в детском саду проходят по-разному: одни дети немедля включаются во все, другие предпочитают наблюдать со стороны, а третьи вовсе ничего этого не хотят и рыдают, вцепившись в маму или папу.
Случается, что малыш начинает охотно ходить в сад, но через некоторое время утрачивает интерес и отказывается от хождения. Тут понадобится терпение, чтобы день за днем водить ребенка в садик и поддерживать в неприятных моментах.
О слезах на пороге группы
Готовились-готовились, часто жалуются родители, а вся подготовка насмарку, и ребенок плачет в садике – что делать? Не торопить события, наблюдать и вырабатывать ритуалы, говорят психологи.
Ребенка, рыдающего по утрам, терзает очень серьезный страх: родители оставят его в садике навсегда. Согласитесь, никакие игры и занятия неспособны развеять ужас от такой разлуки.
Поэтому главное, чтобы малыш убедился – ходить в сад безопасно. Пусть чадо в первый-второй день только поиграет в группе, пока вы посидите в раздевалке. Неделю-другую оставляйте ребенка в садике до обеда, а потом, если привыкание проходит успешно, можно оставить дитя на дневной сон.
Успешное привыкание – это не отсутствие слез. Малыш по-прежнему может плакать при прощании, но уже не от ужаса, а от грусти, что разлучается с вами. Гораздо важнее, что происходит после прощания. Если ребенок включается в игру, или откликается на обращение воспитателя, или сам находит себе занятие, то адаптация идет как надо.
Чтобы расставание проходило легко, придумайте несложный ритуал и повторяйте его каждое утро. Например, вы помогаете ребенку переодеться, целуете его, они идет в группу и оттуда машет вам рукой.
Использовать отвлекающий маневр и внезапно исчезать не стоит – это только усилит тревогу малыша.
Привыкание день за днем
Адаптация к садику длится по-разному, от нескольких дней до нескольких недель. Вот несколько советов, как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду.
1. Радуйтесь, входя в детский сад. Здоровайтесь со знакомыми родителями и детьми, с воспитателем, завязывайте разговоры и приглашайте к этому своего ребенка.
2. Договоритесь с ребенком, когда вы приводите и забираете его, и следуйте этой договоренности. Чем четче дитя представляет, что после обеда (сна, прогулки) его заберет мама (папа, бабушка), тем легче ему пережить разлуку.
3. Сколько ребенок привыкает к садику, зависит от того, как регулярно вы туда ходите. Пока идет адаптация, старайтесь не устраивать внеплановых выходных и ходить в сад изо дня в день. Возможно, после болезни или каникул малышу снова потребуется время, чтобы привыкнуть к воспитателям и детям.
4. Будьте готовым к тому, что появится неучтенная причина для отказа ходить в сад – конфликт из-за игрушки, окрик воспитательницы, неинтересные занятия. Возможно, придется прояснять и исправлять ситуацию, но чаще всего это свидетельство того, что период адаптации в детском саду еще не пройден.
5. Каждый вечер говорите с ребенком о том, как прошел день в садике. Чтобы обсуждение удалось, лучше всего задавать конкретные вопросы. Научите свое чадо замечать положительные моменты – новую игрушку в группе, любимые сырники на завтрак, веселую игру с приятелем.
6. Гордитесь своим малышом, вслух и внутренне.
7. Оставайтесь на стороне ребенка. Это не значит, что нужно конфликтовать с воспитателем или другими родителями – вполне достаточно выслушать их претензии и выразить сожаление. Если дитя действительно в чем-то провинилось, обсудите это с ним наедине.
- В выходные не до скуки:20 идей, чем заняться с ребенком
- На море с малышом: 7 стран для отличного отдыха
Советы опытных родителей
Теория теорией, а практика оказывается куда разнообразней. Мы побеседовали с родителями, чьи дети ходят или недавно ходили в сад, и оказалось – у каждого есть свои действенные методы адаптации.
Анна, мама 3-летней Магдалены: «Я как психотерапевт понимаю, что нельзя давить на ребенка, что страхи естественны, и их нужно исследовать, а не отрицать. Знакомство с садиком должно происходить постепенно, при поддержке родителей – именно так формируется доверие.
Поэтому до того, как отправить дочку в садик, мы рассказывали ей, что это за место и что там будет. Втроем – мама, папа и малышка – сходили на собеседование и экскурсию, а в первый день сопровождали дочку во всем, брали на руки, поддерживали ее выбор делать то, к чему она готова.
Адаптация продлилась всего три дня: на четвертый наша 3-летняя кроха захотела остаться в садике на целый день (а вы бы остались, если бы в саду были воспитательницы-феи, живой уголок и возможность печь печенье?) Мой совет родителям – поддерживать ребенка, ни в коем случае не обманывать и не бросать одного. Ну и запастись терпением, конечно».
Любця, мама 9-летнего Артема и 4-летней Эммы: «Сын ходил в садик год перед школой, и удовольствия ему это не доставило. Поэтому для дочки я искала сад, где детей любят и уважают. В 2,5 года дочка пошла в детсад Монтессори и знакомилась с ним постепенно: первый день мы вместе провели в группе 20 минут, во второй она сама осталась на час, потом на полтора… Первые недели Эмма плакала при прощании, но я все равно день за днем водила ее в сад. Очень помогло отношение воспитателей и ассистентов к детям – моя дочка точно знает, что ее в садике любят».
Татьяна, мама 9-летней Даши и 3-летней Ульяны: «Старшую дочь я с года водила в развивающие группы, поэтому с адаптацией в садике проблем не было. Когда младшей дочери исполнилось три года, мы стали рассказывать ей о детсаде. И все равно слез не избежали: ребенок не мог понять, что происходит и почему вокруг столько рыдающих детей. Но мы хвалили дочку за каждый день в саду, расспрашивали обо всем, гордились тем, какая она взрослая. А еще привыканию помог утренний ритуал выбора игрушки, с которой малышка пойдет в сад. Через неделю дочка сама шла в группу без слез».
Виктория, мама 7-летних Златы и Соломии: «Дочери пошли в сад с двух с половиной лет без всякой подготовки – появилось место в группе, и мы отдали детей. Привыкание прошло легко, может быть, из-за того, что в маленькой группе воспитательница могла уделить время каждому ребенку. Без капризов не обходилось, но в целом девочки легко подстроились под режим дня и охотно ходили в садик».
Ирина, мама 6-летней Веры и 1,5-годовалого Славика: «Дочка со слезами проходила год в ясли, а как только перешла в сад, резко все наладилось. Она все равно продолжала скучать по маме, но с ней уже можно было договориться. Я постаралась четко разграничить, что в садике дети проводят время без родителей, а родители работают в офисе без детей. А на вечер всегда планировала что-то приятное – например, мы шли в магазин за сладостями, дочка это очень любит. С сыном собираюсь пользоваться теми же методами, разве что в ясли не отдам – плачущих детей воспитатели не в состоянии успокоить».
Вместо итогов
Конечно, важно планировать, как ребенок будет в садике без вас. Но не менее важно подумать о том, как вы будете проводить время вместе. В детсаду тоже бывают каникулы – посвятите их семейному путешествию, а Кидпассаж с радостью поделится с вами информацией о лучших направлениях семейного туризма.
Тема адаптации ребёнка к детскому саду не теряет своей актуальности. Многие родители сталкиваются с трудностями привыкания сына или дочери к новым условиям и не знают, как правильно их разрешить.
В данной статье мы расскажем мамам и папам, в чём заключается адаптация ребёнка к дошкольному учреждению, какие существуют степени и этапы привыкания, и как помочь малышу поскорее адаптироваться в детском коллективе.
Что такое адаптация?
Представьте себе мир маленького ребёнка. Любимые мама и папа, знакомые игрушки, тёплая кроватка, привычные обстановка и режим дня.
И вдруг в один день всё меняется. Мама отводит его в незнакомое место и оставляет с чужой тётей. В этом месте всё чужое – и игрушки, и кроватка, и еда не такая, как дома. А главное – там много незнакомых детей, которые часто плачут, а некоторые могут даже и обидеть. В этом месте нужно слушать воспитательницу и делать всё, что она скажет. Это место называется детский сад….
⠀
Попадая в незнакомую обстановку, ребёнок находится в состоянии сильнейшего стресса. Чтобы он смог привыкнуть к ней, должен пройти период адаптации. Этот термин означает способность приспосабливаться к условиям внешней среды, подстраиваться под них.
Во время адаптации происходит перестройка деятельности практически всех систем детского организма.
Адаптация ребёнка к условиям детского сада, как правило, сопровождается следующими явлениями:
- происходит регресс навыков (ребёнок временно «забывает», как ходить на горшок, держать ложку и т.д.);
- ухудшается сон и аппетит;
- ребёнок выглядит подавленным, вялым, заторможенным;
- частые капризы, истерики по любому поводу.
Существуют 3 категории детей. У одних адаптационные проблемы начинаются сразу, у других – спустя 2-3 недели, у третьих видимые изменения отсутствуют. Это связано со многими факторами и зависит от адаптивных возможностей организма ребёнка.
Пугаться изменений в поведении сына или дочери не стоит. Таким образом организм ребёнка справляется с возникшим стрессом и приспосабливается к новым условиям.
Степени адаптации
Designed by Freepik
Различают лёгкую, среднюю и тяжёлую степень адаптации ребёнка к детскому саду.
Лёгкая степень
Ребёнок с лёгкой степенью адаптируется в среднем 2-4 недели. Для лёгкой степени адаптации будут характерны следующие показатели:
- Сон: ребёнок спокойно спит во время дневного и ночного сна, может иногда просыпаться, но легко засыпает снова.
- Аппетит: хороший, может присутствовать избирательность в блюдах.
- Эмоциональное состояние: ровное, спокойное.
- Поведение: без слёз и истерик отпускает от себя маму и остаётся в группе. Может занять себя игрой.
- Общение со взрослыми и сверстниками: идёт на контакт с воспитателями и детьми, может попросить педагога о помощи, включается в игру со сверстниками.
Даже при лёгкой степени адаптации у ребёнка первое время могут наблюдаться нарушения сна и аппетита.
Средняя степень
Средняя степень адаптации длится больше месяца. Ребёнок часто болеет, привыкание к детскому саду затруднено из-за долгих перерывов.
Об адаптации средней степени тяжести можно судить по следующим критериям:
- Сон: ребёнок временами не спит в тихий час; если засыпает, то сон беспокойный, прерывистый.
- Аппетит: может отказываться от некоторых блюд, ест мало.
- Эмоциональное состояние: часто плачет, грустит, настроение меняется от незначительных причин. Может занять себя игрой, но на непродолжительное время.
- Поведение: с трудом расстаётся с мамой, после её ухода подолгу стоит в одиночестве у окна.
- Общение со взрослыми и сверстниками: интереса к общению не проявляет, постоянно спрашивает у педагога, скоро ли придёт мама.
Ребёнок с тяжёлой степенью адаптации может привыкать к детскому саду более 2 месяцев, а может и не привыкнуть вовсе. Тогда врачи рекомендуют отказаться от посещения дошкольного учреждения.
Тяжёлая степень
Тяжёлое привыкание характерно для детей с ограниченными возможностями здоровья.
О том, что ребёнку нелегко даётся адаптация к детскому саду, можно судить по следующим показателям:
- Сон: ребёнок не спит в тихий час. Ночью сон беспокойный, прерывистый, бывают ночные страхи.
- Аппетит: пониженный, может отказываться от приёма пищи.
- Эмоциональное состояние: подавленное, ребёнок как бы уходит в себя или наоборот агрессивен.
- Поведение: после ухода мамы плачет, кричит, не хочет заходить в группу, может долгое время сидеть в раздевалке.
- Общение со взрослыми и сверстниками: на контакт не идёт или проявляет агрессию к детям и взрослым.
О завершении адаптационного периода у ребёнка можно судить по стабилизации всех показателей.
Убедитесь, что адаптация вашего ребёнка проходит плавно или проверьте, не возникли ли у него проблемы, чтобы вовремя помочь. Воспользуйтесь приложением
«Где мои дети» в дуэте с детскими смарт-часами – моментально связывайтесь с ребёнком, слушайте звук вокруг и всегда знайте, где он находится.
Этапы привыкания
Процесс привыкания ребёнка к детскому саду проходит в несколько этапов.
1 этап – период дезадаптации. Как бы ни готовили родители ребёнка к яслям, в первое время он всё равно будет находиться в состоянии стресса и постоянного напряжения. Ребёнку трудно даётся расставание с родителями, он часто плачет, капризничает. Могут начаться простудные заболевания.
2 этап – период адаптации. Срабатывают защитные механизмы психики, ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему тоскует по родителям и часто спрашивает о них. На этом этапе малыш только начинает привыкать к новым правилам, поэтому может нарушать дисциплину и отказываться выполнять требования воспитателя.
3 этап – период компенсации. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день. Эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму.
Сколько по времени продлится каждый этап, зависит от индивидуальных особенностей малыша.
Влияние различных факторов на адаптацию
На то, как долго будет привыкать ребёнок к детскому учреждению, влияет множество факторов. Рассмотрим основные из них.
Возраст ребёнка
Ситуация такова, что многие мамы стремятся поскорее отдать ребёнка в детский сад и выйти на работу после декретного отпуска. Поэтому в последнее время возросла потребность в яслях, начинающих принимать детей с полутора лет, которые есть далеко не в каждом дошкольном учреждении.
Большинство же специалистов считают, что, чем младше ребёнок, тем тяжелее у него протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании.
Поэтому оптимальным возрастом для начала детсадовской жизни принято считать 2,5 – 3 года. А педиатры настаивают на том, чтобы родители отдавали ребёнка в садик не раньше трёх лет.
Читайте подробный материал с мнением экспертов на эту тему – Пора в детский сад? Когда лучше отдавать ребёнка и что нужно знать родителю.
Состояние здоровья
Как мы уже говорили, тяжело привыкают к детскому саду дети, имеющие ограниченные возможности здоровья или частные простудные и хронические заболевания.
Поэтому родителям стоит повременить с детским садом и дождаться, пока организм ребёнка сможет адаптироваться к дошкольному учреждению без тяжелых последствий.
Уровень развития умений и навыков
К началу садичной жизни дети должны обладать всеми необходимыми умениями и навыками: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.
Если родители привыкли всё делать за ребёнка, ему будет тяжело привыкать к самостоятельности. Соответственно, период адаптации у него может затянуться.
Уровень социализации
В детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых. Хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. В противном случае малышу, привыкшему видеть рядом с собой только маму и папу, будет очень тяжело привыкать к детскому коллективу и педагогам.
Как разговорить ребёнка, если вы подозреваете, что его обижают или бьют в садике?
Также продолжительность адаптации зависит от личности воспитателя, к которому попадает ребёнок, количества детей в группе, особенностей нервной системы ребёнка и атмосферы в семье.
Как помочь ребёнку адаптироваться?
Правила успешной адаптации
- Правило 1. Заранее познакомьтесь с персоналом детского сада, режимом дня и условиями пребывания.
- Правило 2. Привыкание ребёнка к детскому саду должно происходить либо в летнее, либо в зимнее время для снижения риска инфекционных заболеваний.
- Правило 3. Прививки, медицинские осмотры и прочие посещения врачей должны быть строго до поступления ребёнка в детский сад.
- Правило 4. Ребёнок в первые дни должен оставаться в детском саду на 1-2 часа. Хорошо, если это время совпадёт с утренней прогулкой.
- Правило 5. Увеличивать время пребывания ребёнка в группе нужно постепенно, с учётом рекомендаций воспитателя.
- Правило 6. Если ребёнок заболел, маме или папе необходимо остаться с ним дома.
- Правило 7. Родителям необходимо предупреждать воспитателя обо всех особенностях поведения ребёнка, его привычках и склонностях.
- Правило 8. Забирая малыша домой, обязательно поинтересуйтесь у воспитателя, как ребёнок себя вёл в течение дня.
Соблюдая все эти правила, родители значительно облегчают адаптационный период ребёнка в детском саду.
Советы психолога
- К детскому саду ребёнка нужно готовить заранее.
Покажите малышу здание, окна группы, где он будет находиться, участок для прогулок. Познакомьтесь с воспитателями. Неплохо, если ребёнок выучит их имена ещё до первого посещения. Обратите внимание сына или дочери на тот факт, что всех детей вечером родители забирают домой, на ночь никто не остается.
- Чем больше ребёнок будет знать о правилах поведения в детском учреждении, тем легче для него пройдет период адаптации.
Известный московский педагог Татьяна Владимировна Островская предлагает родителям перед посещением детского сада поиграть с детьми в игру под названием «Детский сад для зверят». Можно использовать мягкие игрушки, куклы, конструктор. Ребёнок вместе с мамой и папой создаёт различные игровые ситуации: «Приход в детский сад», «Прощание с мамой», «Завтрак», «Прогулка», «Тихий час» и другие. Таким образом, ребёнок в домашней атмосфере знакомится с тем, что его ожидает в детском саду.
- Способность ребёнка к успешной адаптации во многом зависит от психологической установки родителей.
Чем спокойнее мама и папа относятся к посещению ребёнком дошкольного учреждения, тем увереннее чувствует себя малыш в незнакомом коллективе.
- Не забывайте о формировании необходимых навыков самообслуживания. Старайтесь давать малышу больше самостоятельности даже в том, чего он пока ещё не умеет делать.
- Уделяйте внимание развитию коммуникативных навыков ребёнка.
Он должен уметь общаться не только с детьми, но и со взрослыми. Тренируйте навыки общения в гостях, на детской площадке, в поездках к родственникам.
- Домашнее меню, как и режим, должны быть максимально приближены к садичным. Даже во время выходных и праздников.
- Будьте доброжелательны и вежливы с воспитателями. Ведь это люди, которым вы доверяете самое ценное – своего ребёнка. И не только вы, а ещё 20 таких же мам и пап.
- В период адаптации у ребёнка не должно быть никаких дополнительных стрессов, таких как переезд, развод родителей, рождение второго ребёнка. Постарайтесь обеспечить спокойную семейную обстановку.
- Относитесь спокойнее к болезням после посещения детского сада.
В период адаптации у ребёнка возрастает чувствительность ко всем воздействиям окружающей среды. Плюс, организм не всегда может справиться с психической нагрузкой. «Уход в болезнь» – защитная реакция организма, как детского, так и взрослого. Больной ребёнок остаётся в домашней, привычной для себя обстановке. Так будет продолжаться до тех пор, пока он не почувствует себя в безопасности и комфорте не только дома, но и в детском саду.
- Существуют специальные терапевтические сказки, которые помогают малышу облегчить адаптацию к детскому саду. Читайте их на ночь и обсуждайте вместе с ребёнком. Также полезно будет смотреть мультфильмы, рассматривать иллюстрации и мамины-папины фотографии из детского сада.
- Не забывайте, что после долгого перерыва (например, по причине болезни) процесс адаптации у ребёнка начинается заново. А значит, возвращаются такие проблемы, как болезненное расставание с мамой, слёзы, истерики и нежелание ходить в детский сад.
- Воспользуйтесь современными технологиями, чтобы успокоить свою тревогу и узнать, как освоился ребёнок на новом месте, не обижают ли его сверстники и правильно ли ведут себя воспитатели. Купите ребёнку GPS-часы (они доступны даже для самых маленьких) и установите себе на смартфон приложение «Где мои дети». С этим комплектом вы сможете моментально связываться с ребёнком и слушать, что происходит вокруг него в детском саду, пока вас нет рядом. При покупке детских-смарт часов на официальном сайте, лицензия «Где мои дети» идёт в подарок!
- Если вас беспокоят сильные изменения в поведении ребёнка, связанные с адаптационным периодом, обратитесь за помощью к психологу.
Что не рекомендуется делать в адаптационный период?
- Сидеть в раздевалке, пока ребёнок находится в группе.
- Уходить тайком, не попрощавшись с ребёнком.
- Ругать и наказывать за нежелание оставаться в детском саду.
- Оставлять ребёнка на целый день после долгого перерыва.
- Негативно отзываться о воспитателях и дошкольном учреждении.
- Обманывать ребёнка: говорить, что скоро заберёте его, если сами планируете оставить сына или дочь до вечера.
- Приводить больного ребёнка в детский сад.
- «Подкупать» ребёнка сладостями и игрушками за его пребывание в яслях.
Как облегчить расставание с ребёнком в детском саду?
Чтобы малыш научился безболезненно отпускать вас и идти в группу, соблюдайте эти нехитрые рекомендации:
- заранее подготовьте ребёнка к мысли о том, что в детский сад нужно ходить каждый день, пока мама с папой на работе;
- по дороге настраивайте ребёнка, как хорошо ему будет там сегодня, в какие интересные игры он там будет играть, что вкусного приготовят тети-повара и т.д.;
- придумайте свой ритуал прощания с ребёнком. Это может быть поцелуй в щёку и соприкосновение ладоней или коротенький стишок. Главное – всегда его соблюдайте при расставании с сыном или дочерью не только в детском саду, но и дома;
- разрешите малышу взять с собой любимую игрушку. В отсутствие мамы ему будет гораздо спокойнее, если рядом будет что-то родное и знакомое;
- следите за собственным эмоциональным состоянием. Все ваши тревоги и опасения обязательно передадутся и ребёнку;
- чётко сообщите малышу о времени своего прихода: после обеда, после сна, вечером, чтобы у него не было напрасных ожиданий.
Запомните, дорогие мамы и папы: залогом успешной адаптации ребёнка к детскому саду является правильная подготовка малыша, психологическая грамотность родителей, а также семейная атмосфера комфорта и эмоционального благополучия.
Главная → Второе здание → Специалисты → Педагог — психолог → Адаптация детей к детскому саду
При поступлении в детский сад все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход в новую социальную среду, пребывание в стрессовом состоянии длительное время может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Поэтому необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в детском саду.
Адаптация ребенка к новым для него условиям среды — тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и, возможно, приводящий к стрессу.
Что же провоцирует в подобной ситуации стресс у ребенка?
В огромной степени — отрыв от матери, внезапное прекращение поступления необходимого ему для жизни витамина «М». Чтобы в этой новой обстановке продержаться, ребенку необходимо здесь вести себя не так, как дома. Но он не знает этой новой формы поведения и от того страдает, боясь, что что-то сделает не так. А страх поддерживает стресс, и образуется порочный круг, который все-таки в отличие от всех других кругов имеет точное начало — отрыв от матери, разлука с матерью, сомнения в ее альтруистической любви.
Итак, разлука — страх — стресс — срыв адаптации — болезнь. Но все это обычно свойственно ребенку с тяжелой или неблагоприятной адаптацией к детсаду. При этом типе адаптации процесс, как правило, затягивается на длительное время, и ребенок приспосабливается к организованному коллективу месяцами, а иногда не может приспособиться совсем.
Полярным типом для тяжелой адаптации, является тип легкой адаптации ребенка, когда малыш ваш адаптируется к новой обстановке обычно несколько недель, чаще всего — полмесяца. С таким ребенком почти нет хлопот, и изменения, которые видны вам в его поведении, обычно кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
Помимо двух полярных типов адаптации, имеется еще и промежуточный вариант — адаптация средней тяжести. При этом типе адаптации ребенок в среднем адаптируется к новому организованному коллективу больше месяца и иногда во время адаптации заболевает.
Педагог-психолог, сопровождая детей в период их адаптации к ДОУ придерживается следующих целей:
— исследование процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения;
— помощь детям в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения;
Основные задачи:
- определение психолого-педагогических условий, при которых успешно проходит процесс адаптации к ДОУ;
- проведение диагностического исследования адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада;
- анализ результатов опытно — экспериментальной работы;
- разработка методических рекомендаций для воспитателей и родителей;
- преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
- обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Параллельно с основными задачами поставлены задачи комплексного развития детей:
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
- развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
- развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Практическая значимость исследования заключается в проведении практических занятий с детьми 2-4 лет в период адаптации их к условиям ДОУ, разработке методических рекомендаций для родителей и воспитателей по адаптации детей раннего возраста. Данные материалы могут быть использованы при диагностике адаптации детей к условиям ДОУ.
Работа проводится поэтапно:
1. Первичная диагностика (в период поступления ребенка в дошкольное образовательное учреждение).
2. Профилактическая и коррекционная работа психолога с детьми, родителями, воспитателями.
3. Контрольная диагностика (повторная) — через три месяца посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения.
Исследование проводилось одновременно в двух направлениях: первое — характеристика родителями состояния своих детей преимущественно в семье (анкеты для родителей); второе — оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада («Карты наблюдений»).
Родителям предлагалась анкета, в которой они оценивают эмоциональное напряжение, состояние тревожности у ребенка и степень общения со сверстниками.
В процессе исследования, воспитатели заполняют «Карту наблюдений», позволяющую оценить эмоциональное состояние детей в начале периода адаптации и через три месяца после начала посещения ими детского сада.
Затем проводится психопрофилактическая работа и коррекционно-развивающие занятия, направленные на решение проблем, возникших в начальном периоде адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему. Это зависит от профессионального мастерства воспитателей, атмосферы тепла, доброты, внимания.
На процесс адаптации ребенка влияют достигнутый уровень психического и физического развития, состояние здоровья, степень закаленности, сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками, личностные особенности самого малыша, а также уровень тревожности и личностные особенности родителей.
В данной работе выделяются следующие направления:
• подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему;
• организация жизнедеятельности детей в период адаптации;
• контроль состояния здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.
Психологическая готовность ребенка к ДОУ — это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Трудности адаптации возникают в тех случаях, когда ребенок встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям. Ребенок должен быть готов к тому уровню общения, который задает атмосфера детского сада. Невыполнение основных педагогических правил при воспитании детей приводит к нарушениям интеллектуального, физического развития ребенка, возникновению отрицательных форм поведения.
Разделяют четыре варианта адаптации.
-легкая адаптация – около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к новым условиям.
-адаптация средней тяжести – семья приспосабливается за два месяца.
-тяжелая адаптация – требуется три месяца.
-очень тяжелая адаптация – около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – «несадовский» ребенок.
Легкая адаптация. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к другому человеку, может попросить о помощи. Умеет занять себя сам, использует в игре предметы-заместители, например, кормит куклу, способен длительное время удерживать внимание на одной игрушке, его речь хорошо развита, настроение бодрое или спокойное, эмоции легко распознаются. Он умеет играть рядом с другими детьми, доброжелателен к ним.
Адаптация средней тяжести. Напряженность первых минут постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Речь может быть развита как в пределах возрастной нормы, так и ниже или выше ее. На замечания и поощрения реагирует адекватно, может нарушать установленные правила и нормы поведения (социальное экспериментирование).
Тяжелая адаптация. Контакт с ребенком удается установить только через родителей. Малыш переходит от одной игрушки к другой, ни на чем не задерживаясь, не может развернуть игровых действий, выглядит встревоженным, замкнутым. О развитии речи можно узнать только со слов родителей. Замечание или похвала специалиста оставляют ребенка либо безучастным, либо он пугается и бежит за поддержкой к родителям.
Очень тяжелая адаптация. С ребенком за время первой встречи не удается установить контакта. Родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду. Часто родители авторитарны, вступают в конкуренцию со специалистами, демонстрируют свою сверх компетентность во всех вопросах.
Что же провоцирует стресс ребенка в период адаптации к детскому саду? Это — отрыв от матери. Известно, что в этом возрасте малыш неразрывно связан с мамой. Мама — это самое главное, что есть у него, его воздух, его жизнь. И вдруг мама «обменяла» его на какую-то работу. Предала. Именно так расценивает эту ситуацию трехлетний ребенок. Как произошло, что любимая и самая лучшая на свете мама бросила его в новой обстановке и среди незнакомых детей? Чтобы в этой обстановке «выжить» необходимо вести себя здесь не так, как дома. Но малыш еще не знает этой новой формы поведения и оттого страдает, боясь сделать что-то не так. При легкой степени адаптации ребенок быстро (до 1 мес.) вырабатывает новый стиль поведения. Если этот первый урок выживания пройден успешно, то в дальнейшем малыш быстро адаптируется в любой новой обстановке на протяжении всей жизни. И это один из основных аргументов сторонников детского сада. Стресс первых недель провоцирует быстрое развитие всех адаптационных механизмов ребенка, что является для него отличной школой жизни и «заделом» на долгие годы.
Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для ребенка это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие — соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.
Возрастные особенности развития детей 2-3 лет
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.
ОБЩАЯ МОТОРИКА, МОТОРИКА РУК:
Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.
ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ:
Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами.
ВОСПРИЯТИЕ И ПРЕДМЕТНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Рассматривает картинки. Разбирает и складывает пирамиду без учета величины колец. Выделяет парную картинку по образцу.
ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
Слушает простые рассказы. Понимает значение некоторых абстрактных слов (большой — маленький, мокрый — сухой и др.). Задает вопросы «Что это?». Начинает понимать точку зрения другого лица. Отвечает «нет» на абсурдные вопросы. Развивается начальное представление о количестве (больше — меньше; полный — пустой).
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ:
Для детей, которые с большим трудом привыкают к детскому саду, характерно неумение действий с предметами, они не могут сосредоточиваться на игре, не инициативны в выборе игрушек, не любознательны. Любая трудность расстраивает их деятельность, вызывает капризы, слезы. Такие дети не умеют налаживать деловые контакты с взрослыми, ограничивают общение с ними эмоциями.
Ориентация педагога на более ласковое отношение к такому ребенку способствует его привыканию к детскому саду и, особенно, к воспитателю. При отсутствии своевременной помощи таким детям невротические реакции трансформируются в более стойкие расстройства — неврозы. При этом усиливаются вегетативные расстройства, нарушается регулирующая функция нервной системы, деятельность внутренних органов и могут возникать различные соматические заболевания.
Огромное влияние на процесс адаптации оказывает и отношение ребенка с его ровесниками.
При общении с другими детьми малыши ведут себя не одинаково: одни сторонятся сверстников, плачут при их приближении, другие с удовольствием включаются в игру, делятся игрушками, стремятся к контактам. Неумение обращаться с другими детьми, в сочетании с трудностями в установлении контактов с взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.
Таким образом, состояние психического и физического здоровья ребенка, его навыки общения с взрослыми и сверстниками, активная предметная и игровая деятельность является основными критериями, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детские учреждения и благополучном пребывании в них.
«Какой Вы родитель?»
Уважаемые мамы и папы! Кому не хочется получить ответ на вопрос: «Какой вы родитель?» Именно поэтому мы предлагаем Вам тест — игру. Отметьте те вопросы и фразы, которые Вы часто употребляете в общении с детьми.
Вопросы и фразы Баллы
Оценка результатов
Подсчитайте общее число баллов. Если вы набрали 5-7 баллов, значит, живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает Вас, Ваши отношения способствуют становлению его личности.
Сумма баллов от 8-10 свидетельствуют о наличии сложностей во взаимоотношении с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в его развитии на самого ребенка.
11 баллов и выше — Вы непоследовательны в общении с ребенком, его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!
Памятка для взрослых
Уважаемые мамы и папы, бабушки и дедушки! Вы — первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа — Ваш дом — окажет огромное влияние на то, что он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы мы не прожили, мы все равно постоянно обращаемся к опыту детства, к жизни в семье. Даже убеленный сединами человек продолжает ссылаться на то, чему его учили дома, чему учила мать, что показывал отец. Малыш всему учится в общении со взрослым. Ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать, подготавливает его к вычленению смысла слов. «Годы чудес» — так называют дошкольное детство, когда закладывается эмоциональное отношение к жизни, людям и наличие или отсутствие стимулов к интеллектуальному развитию составляют неизгладимый отпечаток на всем дальнейшем поведении и образе мыслей человека.
1. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.
2. Для ребенка ваша речь является образцом речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая Вам, слушая Вас, наблюдая за Вами.
3. Речь ребенка успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, развивают, направляют внимание, читают ему.
4. Вам принадлежит исключительная активная роль в обучении малыша умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.
5. Нужно обеспечивать ребенку широкие возможности использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.
6. Следует уделять ребенку больше внимания, так как в раннем детстве влияние семьи на речевое и умственное развитие, приобщение ребенка к жизни общества являются решающими.
7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для себя и ребенка реальные цели.
8. Старайтесь, что бы ребенок не чувствовал недостатка в любви и разнообразии впечатлений.
Психолого-педагогические параметры, определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение (Печора К.Л.)
№ п/п |
Вопросы к матери ребенка |
Параметры |
Оценка в баллах |
Какое из перечисленных настроений преобладает? |
Бодрое, уравновешенное Раздражительное, неустойчивое Подавленное |
||
Как засыпает Ваш ребенок? |
Быстро за 10 минут Медленно |
||
Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? |
Ничего Укачиваю, лежу рядом и пр. |
||
Какова длительность сна ребенка? |
Соответствует возрасту Спит меньше нормы Сон существенно нарушен |
||
Какой аппетит у Вашего малыша? |
Хороший Неустойчивый, избирательный Плохой |
||
Просится ли на горшок? |
Просится Нет, но предпочитает быть сухой Нет, ходит мокрый |
||
Как относится к высаживанию на горшок? |
Положительно Отрицательно |
||
Есть ли отрицательные привычки (сосет палец, раскачивается и пр.?) |
Нет Есть (указать, какие именно) |
||
Проявляет ли интерес к игрушкам, новым предметам дома и в незнакомой обстановке? |
Проявляет всегда Проявляет только в привычной обстановке |
||
Проявляет ли активность, интерес при обучении? |
Проявляет Недостаточно Не проявляет |
||
Инициативен ли в игре? |
Способен сам найти себе дело Играет только с взрослыми Не умеет играть |
||
Инициативен ли в отношениях с взрослыми? |
Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт, но общается при инициативе взрослых Не идет на контакт с взрослыми |
||
Инициативен ли в отношениях с детьми? |
Вступает в контакт по своей инициативе Сам не вступает в контакт Не умеет общаться с детьми |
||
Был ли у Вашего ребенка опыт разлуки с близкими? |
Нет Да |
||
Как он перенес разлуку? |
Очень тяжело Спокойно |
Исходя из анализа ответов на вопросы анкеты, можно сделать выводы об уровне готовности ребёнка к поступлению в детское дошкольное учреждение. Максимальный показатель по данной анкете составляет 44 балла и может свидетельствовать об успешной адаптации ребёнка к условиям дошкольного учреждения.
Минимальное количество баллов – 16.
Предлагается вычислить средний балл по перечисленным параметрам, по которому даётся прогноз адаптации:
3,0 – 2,6 балла – готов к поступлению в ясли сад;
2,5 – 2,1 балла – готов условно;
Уровни адаптации детей при поступлении в детский сад
Уровень адаптации |
Симптоматика адаптации |
Легкая |
Поведение — нормализуется в течение 1 недели. Аппетит — снижается, к концу первой недели восстанавливается. Сон — восстанавливается в течение 2 недель. Адаптация проходит в течение 1 месяца. Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми |
Средняя |
Поведение восстанавливается до 40 дней, настроение вялое, плаксивое, неустойчивое. Пассивность, малоподвижность, наблюдается регрессия навыков. Восстановление до возрастной нормы в течение полутора месяцев. Сон — восстанавливается до возрастной нормы в течение 40 дней. Характерна аффективная разлука и встреча с близкими взрослыми. |
Тяжелая |
Поведение — неадекватное, иногда граничит с невротическими проявлениями. Ребенок апатичен. Аппетит — длительный отказ от еды, снижен, нестабилен, может наблюдаться невротическая рвота (при кормлении насильно). Сон — нестабилен, неглубок, невротичен (ребенок плачет во сне, часто просыпается), отказ от сна. Срок адаптации растягивается из-за частых длительных болезней. Адаптация длится от 6 месяцев до 1,5 лет. Апатичен по отношению к близким взрослым при встрече и разлуке |
Мероприятия, рекомендуемые для подготовки детей к поступлению в детское учреждение и организации периода адаптации
Мероприятие |
В семье |
В детском саду |
Ведение адаптации |
Поступление детей в соответствии с графиком приема детей Укороченное время пребывания в детском саду. Соблюдение рекомендаций по адаптации |
Ведение адаптационных листов. Ежедневное наблюдение педагога-психолога. |
Режим |
По возрасту ребенка, максимально приближенный к детскому саду. |
Соблюдение гибкого режима |
Питание |
Сбалансированное и рациональное питание. Привитие навыков самостоятельности |
Привитие навыков самостоятельного приема пищи. При отказе от питания не кормить насильно. |
Гимнастика и массаж |
По возрасту. Овладение родителями элементарными приемами массажа, ЛФК, гимнастики. |
Занятия, соответствующие возрасту. |
Закаливание |
Закаливание по любой методике |
Закаливание по щадящей схеме в учреждении |
Воспитательное воздействие |
Занятия по возрасту, особое внимание уделить развитию игровых навыков и умению занять себя. |
На период адаптации — игровая деятельность с элементами занятия |
В основу разработки и построения программы занятий по адаптации к ДОУ легли психологические особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста. В этом возрасте детям свойственно быстрое заражение как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражание их действиям.
Программа занятий по адаптации состоит из 10 занятий, которые начинаются сразу после прихода детей в ДОУ. Именно в этот момент малыши находятся в стрессовом состоянии, вызванном расставанием с родителями, непривычной обстановкой, появлением незнакомых взрослых и большим количеством детей. Для уменьшения воздействия стрессовых факторов первые занятия проводятся с участием родителей. В присутствии родителей дети с большей готовностью идут на контакт с воспитателем, психологом, взаимодействуют со сверстниками, участвуют в подвижных играх, активнее интересуются окружающей обстановкой и игрушками.
Цель программы – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Основные задачи программы:
— преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
— обучение воспитателей методам проведения групповых занятий в адаптационный период;
— формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации.
Вместе с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
— снятие эмоционального и мышечного напряжения;
— снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
— развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
— развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
— развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений;
— развитие игровых навыков, произвольного поведения.
Структура и содержание занятий
Каждое занятие проводится в 2-3 этапа. Комплектование и количество модулей (игр и упражнений) часто варьируются для того, чтобы избежать переутомления детей. Занятия длятся 10-20 минут, проводятся 2-3 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 4-5 раз, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр.
Базовыми средствами работы являются разнообразные игры с речевым сопровождением: хороводы, марши, песенки, потешки, стишки, «ладушки» и «догонялки». Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с плача на дружное хлопанье в ладоши, топанье ногами, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой. В этих играх стеснительные и замкнутые дети постепенно преодолевают внутренний барьер.
Каждое занятие начинается с упражнений, создающих положительный эмоциональный фон, повышающих речевую и двигательную активность: дети дружно шагают, бегают, хлопают ладошками по мячу. В основную часть занятия входят игры и упражнения, дающие детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно контактировать со сверстниками. Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями.
Заповеди для родителей
• Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
• Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему: это необратимый закон благодарности.
• Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо что посеешь, то и взойдет.
• Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его ноша тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может быть, и больше. Потому что у него еще нет привычки.
• Не унижай!
• Не кори себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, а кори — если можешь и не делаешь.
• Помни (перефразируя одного человека, сказавшего это об отечестве) — для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
• Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому того, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.
• Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
Памятка для родителей и воспитателей
Адаптация– это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависит течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, а также, дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния.
Необходимое условие успешной адаптации — согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей.
Задача воспитателя успокоить взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Памятка для родителей
Скоро вам вместе с вашим малышом предстоит начать новую жизнь. Чтобы ребенок вступил в неё радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить ряд рекомендаций:
Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу.
Установите четкие требования к ребенку и будьте последовательны в их предъявлении.
Будьте терпеливы.
Формируйте у ребенка навыки самообслуживания и личной гигиены.
Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения с взрослыми.
Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте его внимательно.
Если вы увидите, что ребенок что-то делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
Говорите с ребенком короткими фразами, медленно; в разговоре называйте как можно больше предметов. Давайте простые и понятные объяснения.
Спрашивайте у ребенка: «Что ты делаешь»
Каждый день читайте ребенку. Заботьтесь о том, чтобы у него были новые впечатления.
Занимайтесь с ребенком совместной творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…
Поощряйте любопытство.
Не скупитесь на похвалу.
Радуйтесь вашему ребенку!!!
Рекомендации родителям по вопросам подготовки ребенка к посещению детсада:
- Ни в коем случае не обсуждайте при ребенке волнующие вас проблемы, связанные с детским садом.
- Не показывайте ему, что вы волнуетесь, боитесь или в чем-то не уверены. Дети в этом возрасте крайне чувствительны к малейшим нюансам нашего настроения легко «считывают» эмоции близких, особенно матери, как бы она не старалась скрыть свое состояние за улыбкой или словами.
- Узнайте заранее все новые моменты в режиме дня в детском саду и введите их в режим дня ребенка заранее, пока он находится дома.
- Как можно раньше познакомьте малыша с детьми в детском саду и воспитателями в группе, куда он в скором времени придет. Очень хорошо, если в группе окажутся дети, с которыми ваш ребенок уже играл раньше, например во дворе.
- Настраивайте ребенка как можно положительнее к его поступлению в детсад.
- Готовьте его к временной разлуке с вами и давайте ему понять, что это неизбежно, потому, что он уже большой.
- Говорите ему о том, как это здорово, что он уже такой взрослый.
- И самое главное – все время объясняйте ребенку, что он для вас, как и прежде, дорог и любим.
- Раскройте малышу «секреты» возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.
- Ни в коем случае не угрожайте ребенку садом, как наказанием за то, что он плохо себя ведет!
- Постарайтесь спланировать свое время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребенок не оставался там более чем 2-3 часа.
- В семье в этот период необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную систему!
- Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, в гости, сократить время просмотра телевизора.
- Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, какой был в детском саду.