Адвентисты 7 дня, кто это?

«Одно вы должны строго соблюдать, — сказал К…., — ни с кем без моего позволения вы разговаривать не должны. Я здесь чужой, а раз вы — мои старые помощники, то и вы тут чужие».

Буквально так, как написано в этом отрывке из романа Франца Кафка «Замок», и состоялась моя первая встреча с героем этой статьи из Заокска, обратившимся в «КП» за помощью, но пожелавшим остаться неизвестным из-за страха за близких. Условно назовем его также К. Мужчина не один десяток лет прожил по соседству с почти таким же «замком». Вот только вместо бюрократов ключевые посты в нем занимают религиозные служители. И так же, как в романе, чем ближе его семья к замку подходила, тем дальше и дальше он становился. Речь идет о религиозной организации в Заокске «Адвентисты седьмого дня» (АСД).

— Моя жена – верующая, — рассказал нам К. — Она всегда откладывает по конвертам десятую часть своего дохода — адвентистам носит. Сейчас заболела тяжело, а все равно деньгами с ними делится. Вот только помощи от самой организации нет. Спрашивается: ну как так? Да, церковь должна как-то зарабатывать, но когда каждая деталь говорит о том, что финансы где-то растворяются — возникает много вопросов.

Вера с размахом

Заокский район, куда я приехал за ответами на вопросы, для адептов «Адвентистов седьмого дня» — настоящее место для паломничества. Проезжая поселок Заокский на электричке, в окнах уже издалека видны внушительных размеров высокие строения из красного кирпича — целая «духовная академия» (по крайней мере, так написано на дорожных знаках на въезде). А сам поселок, фактически, за перестроечные годы превратился в крупный религиозный центр, где адвентисты чувствуют себя ни много, ни мало хозяевами жизни.

— Смотри, здесь можно все фотографировать свободно, — К. проводит нас по «местному Бродвею». — Раньше здесь был обыкновенный переулок, а теперь… Улицу перекрыли, поставив в начале и конце ворота и сторожевые будки с домофонами. С обеих сторон обрамляют дорогу здания со стрельчатыми окнами в готическом стиле. Вдоль них вереница припаркованных прямо на пешеходном тротуаре машин. Судя по госномерам, сюда приехали люди из разных регионов России, ближнего Зарубежья и Украины. И все это – владения адептов.

— А этот корпус, где они молятся и собрания проводят, построил американец МакНил — один из руководителей адвентистов, — продолжает мой провожатый. — Здесь же и общежитие, а там они строят спортивный зал. Там у них духовная академия, свое издательство… Ну, как масштабы? После одиннадцати вечера въезд закрывают. Говорят, автомобили мешают. Приходится жителям отправляться в объезд, что далековато.

В этот момент из приоткрытого окна доносится хор, поют что-то веселое. К корпусу продолжают подъезжать машины, а где-то за забором громко плачет девочка.

— Это сначала все было хорошо, — продолжает заговорческим тоном К. — А дальше, знаешь, все из мелочей и деталей складывается. Магазин адвентисты учредили и диктуют сами график его работы. Сегодня суббота. Магазин закрыт. Адвентистам, мол, нельзя по субботам работать.

Бизнесмены молельного дома

Мой собеседник задумался и начал рассказывать истории: как в 90-е годы адвентисты начинали строительство, как из Америки приходила гуманитарная помощь для первых студентов их академии.

— Тогда тяжелые были времена, — вспоминает К. – Попросил у пастырей из гуманитарки кроссовки для ребенка. Так они мне предоставили три минуты на то, чтобы их взять.

За разговорами не заметили, как оказались у К. дома.

— Это комната моей жены, — с печалью в голосе проводит нам экскурсию по своему жилищу К. — Вот ее книги. Дорогие, кстати, очень.

Собеседник сдергивает шторку с книжного шкафчика у изголовья заправленной кровати и показывает на стеллаж с религиозными книгами.

— Я сейчас ее в больницу положил, шесть лет назад открылась тяжелая болезнь… Понятно, что жизнь не вечна, но все же, знаешь, так легко на душе стало, когда она мне сказала: «не переживай, когда я умру, то попаду на небо».

Дома у К. ремонт полным ходом. Особая гордость — двойные стекла и тройные стены. Так, говорит, спасается от шума из академии: то они песни поют, то по ночам на музыкальных инструментах играют. В общем, неудобства доставляют, хочется тишины.

А год назад на территории этой самой академии появились огромные металлические бочки, оборудованные под жилые помещения. На каждой белой краской намалеван порядковый номер, как на двери квартиры. А жильцами оказались, кстати, граждане Средней Азии.

— Представляешь, у них здесь перевалочный пункт был! Вот на этой машине их сюда привозили, а на этой увозили, — К. показывает фотографии. — Смотри, вот так называемый гастарбайтер открывает дверь и заходит в бочку. Видишь, у него в руке пакет с вещами? Как домой идет. А вот они внутри этого жилища, алкоголь распивают за столом… Подозреваю, адвентисты их здесь собирали, а потом распределяли на работы по подрядчикам. И так зарабатывали. Я вызывал ОМОН не один раз. Кажется, адвентистов здорово оштрафовали, и сейчас их «бизнес» прикрыли.

К. возмущается: однажды его самого местные религиозные служители «оштрафовали» за распитие спиртного во дворе своего же дома, а на фотографиях четко видно, как на застольях гастарбайтеров, также на их территории, присутствует алкоголь. Конфликт веры, так сказать, получается: одним можно, а другим — нельзя?

Кстати, в пресс-службе УМВД России по Тульской области подтвердили, что факты нарушения миграционного законодательства на территории Заокского района в 2013 году были, и в общей сложности лишь за один год было составлено около 40 протоколов административных правонарушений. Вероятность того, что нелегалов задерживали, в том числе, и на территории духовной академии, не исключили.

О «членских взносах» для приверженцев АСД, гранях между церковью и сектой, строительстве молельного, который по документам проходит как частный жилой дом читайте на сайте. Продолжение следует…

Иеговистам и без заботы одного из главных политических деятелей Третьего рейха неплохо живётся в современной России. Свои тайны они бережно хранят от посторонних глаз. Проникнуть в святая святых возможно, только если действовать инкогнито. Месяц я пробыла иеговисткой. А чтобы выяснить, чем эта религиозная организация отличается от других, называющих себя христианскими, на тот же срок затесалась в ряды адвентистов седьмого дня. Довольно неожиданные открытия последовали не сразу.

По воскресеньям в Зале Царства

Место действия — Балашов. Но в нашем случае это не играет особой роли. У свидетелей Иеговы и адвентистов занятия проходят по планам, так что не принципиально, где члены этих организаций проживают. Раз в квартал им выдают брошюры, в которых по номерам расписаны уроки. Они включают в себя статьи для изучения, вопросы по новому материалу, ссылки на главы и стихи из Библии. Без Священного Писания никак: каждый тезис должен быть подтверждён высшей инстанцией, дабы ни у кого не возникало сомнений, что на собраниях звучит богоугодная правда, не подлежащая опровержению.

Согласно Конституции РФ в нашей стране свобода вероисповедания. Главное — не нарушать закон. При таких благоприятных условиях жить бы всем духовно ищущим гражданам да радоваться, но скандалы периодически случаются. С апреля 2010 г. Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) аннулировала разрешение на распространение на территории России печатного издания свидетелей Иеговы «Сторожевая башня», признав ряд его материалов экстремистскими. По этой же причине обыски и суды в отделениях этой организации прошли в Краснодарском крае, Ростовской, Кемеровской областях, Республике Алтай. На фоне вышеперечисленного в нашем регионе — тишь да благодать. Правда, в 2009 г. наши иеговисты всё-таки оказались в центре внимания центральных каналов и газет, когда родители из Питерки наотрез отказались от переливания крови для своего сына с опухолью мозга, поскольку это противоречит их вероучению. Ребёнок скончался в больнице Санкт-Петербурга.

Сами себя свидетели Иеговы позиционируют как члены всемирной христианской организации, а те, кто не входит в её ряды, зачастую называют одной из самых опасных деструктивных сект. Попасть на собрания иеговистов, не зная, во сколько они проводятся, непросто. Частный дом в микрорайоне кирпичного завода в Балашове, обитый современным отделочным материалом, с выложенной во дворе тротуарной плиткой, выглядит как игрушка. Материальный достаток его владельцев особенно заметен на фоне соседских владений, давно не видевших ремонта, утопающих весной и осенью в грязи за неимением на улицах асфальта. В тёмное время суток на доме отчётливо видны горящие огоньки, что свидетельствует о наличии сигнализации. Установлены камеры видеонаблюдения.

Мне повезло повстречаться с обитателями дома с третьего раза. Железная калитка была распахнута, дверь в дом тоже оказалась незапертой. Причина простая: члены общины активно готовились к конгрессу в Борисоглебске. Мужчина средних лет (как позже выяснилось, старейшина Спартак) принял меня радушно. А вот женщина насторожилась. Зорко рассматривая меня из-под очков, она задавала один вопрос за другим: зачем пришла, откуда узнала… Объяснив, что нахожусь в духовном поиске и меня заинтересовало учение, которого они придерживаются, сочиняла на месте легко и вдохновенно, за что была награждена литературой, которую принёс Спартак, пока женщина вела допрос. Помимо нескольких брошюр я получила приглашение на Тайную вечерю, единственный религиозный праздник, который отмечают иеговисты всего мира (государственные они не признают), а также пособие, по которому проходит обучение в Зале Царства (зал заседаний) каждое воскресенье в 10 и 13 час., поскольку все желающие, около 300 человек, не вмещаются за один приём.

Повстречаться с адвентистами оказалось проще. Табличка на фасаде белого дома оповещает, что богослужение в церкви христиан адвентистов седьмого дня проходит в субботу в 10 часов.

Паства без пастора

Переступив порог адвентистской церкви, я увидела несколько комнат с самым простеньким ремонтом. Адвентисты не были столь подозрительны, как свидетели Иеговы, ограничившись парой вопросов, заданных без нажима, гостеприимно и любезно пригласив на занятия субботней школы. В зале заседаний свои места заняли чуть более 20 человек. Многие из них пришли с детьми. Богослужение посещают не только горожане и жители Балашовского района, но также Самойловки, Аркадака. Ко мне сразу же подсел мужчина с добрыми грустными глазами и вопросами, читала ли я Библию, откуда у меня взялось религиозное побуждение прийти в их церковь. Так я познакомилась со старшим диаконом Вячеславом Александровичем. Ему за 50. А вот пастор живет в Ртищеве и в Балашов наведывается нечасто. Местные адвентисты считают, что им доверяют, поскольку у них накоплен изрядный религиозный опыт и они могут обходиться без наставника дольше других.

К нам подсела Елена Прокофьевна и протянула фотографии своих улыбающихся родственниц в воде. «В прошлую субботу у нас было крещение, — пояснила она. — На снимке — моя племянница с дочерью и сваха. Их крестили в бассейне на дому у частника… В апреле уже 21 год, как я верующая». В адвентистскую церковь она попала через семью супруга. Нашу беседу прервал звоночек. После молитвы и исполнения гимна надежды под номером 175 «Боже милостив, прощение предлагает Иисус» присутствующие передали приветы от своих родственников, проживающих по всей стране и за рубежом. Затем последовало традиционное чтение очередной статьи из «Миссионерских вестей». Намного интереснее статьи о Бекки, которая отправилась покупать туфли для субботы (адвентисты почитают субботу, а не воскресенье, как православные, руководствуясь прямым наставлением Ветхого завета), мне показалась информация о том, как жители Папуа Новой Гвинеи Соломоновых островов и Вануату бесплатно получили

аудиоаппаратуру на солнечных батарейках, на которой записаны тексты религиозных книг. Мы помолились о тех, кто ещё не имеет аппаратов, через которые они могли бы познать милость Господню.

Положенную тему изучают, разбившись на три класса. С детьми занимаются отдельно. Из-за меня урок «Смирение мудрого» был сильно сокращён, зато стало ясно, когда в Балашове появились адвентисты. В 1997 г. в город приехали выпускники Заокской духовной академии из Тульской области. Молодые люди ходили по домам, квартирам и организациям, приглашая балашовцев посетить их программу во Дворцах культуры «Текстильщик» и «Железнодорожник». «Они рассказывали о том, что было всем интересно в то время, — вспоминает сидящая рядом со мной пожилая Любовь Ивановна. — Когда будет конец света, пришествие Христа, что значит число зверя «666»…» Народу собиралось столько, что даже в проходах было тесно. С религиозно безграмотными горожанами академики изучали Библию по своему усмотрению. Это продолжалось месяц. 70 человек сразу приняли крещение. После отъезда просветители на первое время оставили в городе пастора, который собрал группу. Жилой дом был выкуплен и переоборудован в стиле протестантской церкви, которая функционирует по сей день. Правда, со временем ряды адвентистов начали редеть. В итоге регулярно на богослужениях собираются чуть более 20 человек: те, кто вступил в общину в 1997-м, и их родственники, которых им удалось привлечь. Исключение составляет Елена. Разочаровавшись в работе, коллективе, семейной жизни, она начала искать утешение в религии. Пройдя общину Виссариона, пятидесятников в Саратове, женщина остановила свой выбор на адвентистах.

После урока следует очередное исполнение гимна и, после небольшого перерыва, почти полуторачасовая проповедь, которую подготовил один из членов общины.

Не называйте близкого сектантом

Слово «секта» при множестве оттенков смыслов означает группу, имеющую своё учение и практику, отличные от господствующей церкви и идеологии. Религиозных сект, активно действующих в Саратове и Саратовской области, около 60. Руководитель Саратовского отделения центра религиоведческих исследований священномученика Иринея ЛИОНСКОГО, кандидат философских наук, священник Александр КУЗЬМИН, изучающий религиозные секты 18 лет, пришёл к выводу, что вытаскивать человека из подобных организаций очень сложно, занимает годы и не всегда удаётся. Обычно к нему за помощью обращаются родственники пострадавших.

«Не стоит называть близкого сектантом: это только усиливает непонимание, — делится наработанным опытом отец Александр. — Обучаем методикам, которые помогают соединить семью. После этого встречаюсь с сектозависимым. Задача в процессе реабилитации — вернуть человеку критическое мышление. Предлагаю порассуждать о том, что такое секта, рассказываю о психологическом контроле сознания. Чем больше человек вкладывается в дело, тем больше убеждает себя, что был прав, не зря поверил тому, кто выдавал себя за авторитетного специалиста. В сектах происходит множество страшных вещей, о которых люди не готовы рассказывать. Нанесённую травму можно сравнить с травмой, полученной при изнасиловании».

Помимо резонансных случаев, связанных с передачей имущества, случаются международные скандалы. Члены религиозных организаций подозреваются в разведдеятельности в интересах других государств. А это уже совсем безобразие.

С недавних пор в Балашовской епархии каждый вторник в 5 часов вечера проходят встречи православной молодёжи. Их проводит руководитель отдела по делам молодёжи и руководитель миссионерского отдела Балашовской епархии Вадим ИНОЗЕМЦЕВ. Священнослужитель не согласился, что вступление граждан в альтернативные религиозные организации — это просчёт РПЦ. «В сектах играют на нашей лени, — рассуждает отец Вадим. — Зачем многочасовые службы? На собраниях встречают так, как будто только их и ждали. Всегда были и будут факторы, которые отвращают народ от церкви. Но, несмотря на бабушек, которые могут обругать, часы патриарха, народ идёт в храм. Значит, есть благодать».

Две общины — одна программа?

Пожилая Олимпиада и рыжая женщина средних лет так и не смогли определиться, сколько старейшин в балашовской общине свидетелей Иеговы. То ли 3, то ли 4. «А зачем нам столько?» — удивилась Олимпиада. «Так это же хорошо», — поразилась ответу рыжая. Ответственные братья, которые проводят собрания, — как на подбор: респектабельные молодые мужчины в костюмах как будто из рекламы дорогого мужского парфюма.

Встречи состоят из двух частей. После молитвы богу Иегове (Троицу иеговисты отвергают), исполнения песни из сборника «Гимны Иегове» выступает приезжий брат, затем один из старейшин проводит обсуждение статьи в брошюре.

Своего рода ответом на диалог моих соседок стало выступление брата Димы на тему «Собрание истинных христиан узнается по любви». «Не надо искать недостатки в наших собраниях, — вещал приезжий брат, — это мешает духовному росту». Брат Дима убеждён, что нехорошо распространять «злые сплетни» и уж тем более задаваться вопросом, почему одни братья становятся ответственными, а другие — нет. Их назначает Иегова. Для подтверждения своих слов он обратился к Священному Писанию. Правда, пользуются свидетели Иеговы не синодальным переводом, а «нового мира».

Кажется, слова сестёр радовали и удивляли даже старейшину Юру, проводившего занятия по теме «Стройте крепкую, счастливую семью». «Когда мы с мужем начали строить дом, я тогда была не в вере, — рассказывает о наступившем просветлении сестра Вера, — мы чуть не разошлись. Иегова сохранил нашу семью. Я изучила Библию, поняла, что неправа. Дьявол мужа подзуживал».

А на следующей неделе на собрании адвентистов озарение произошло уже у меня. Когда, разбившись на классы, мы изучали стихи из Библии, посвящённые вреду алкоголя, совершенно неожиданно под конец занятия разговор пошёл о верёвке, скрученной втрое, о том, как себя должна вести идеальная жена, как — муж, какая семья становится крепкой, всплыло даже правило золотой середины. То же самое обсуждали свидетели Иеговы на прошлой неделе.

На Тайной вечере, проходившей и у тех, и у других, вспоминали жертву Христа ради спасения человечества. На ум приходит два объяснения: это или совпадение, или программы двум различным религиозным организациям составлял один и тот же авторский коллектив. Правда, штаб-квартира иеговистов находится в Бруклине, а адвентистов — в Сейнт-Олбэнс, Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии.

У старейшины Спартака поинтересовалась, почему литературу свидетелей Иеговы запрещают. «Периодически церковь находит точки соприкосновения с государством, и они сотрудничают, — осторожно заметил собеседник. — Есть взаимный интерес… Но мы благодарны за то, что у нас есть возможность собираться».

Перед воротами брат Юра с голливудской улыбкой приветствовал молоденькую девушку и юношу. «Молодцы, что пришли! Вы такие смелые…» — не скупился на комплименты красавчик-брюнет…

Ольга Трушкина

Читайте «МК в Саратове» на Google News

Рубрика: Религия

АДВЕНТИСТЫ СЕДЬМОГО ДНЯ (АСД), последователи образовавшегося в 1844–1845 гг. в США одного из наиболее крупных течений в протестантизме. Признают Библию единственным источником вероучения – «словом Божьим», написанным по вдохновению свыше. Основным догматом АСД является учение о скором втором пришествии Христа, во время которого праведники воскреснут из мертвых. После тысячелетнего царства Христа воскреснут и неправедные. От баптизма сохранили водное крещение (совершается над взрослыми путем погружения), а также обряд омовения ног. В 1863 г. АСД оформились в самостоятельную церковь, отделившись от адвентистов. Проповедуют необходимость строгого соблюдения библейских заповедей, особенно четвертой – «соблюдать субботу». Суббота – это «печать», которой отмечены избранные; в субботу запрещается работать и даже готовить пищу. Каждый член АСД должен вносить в пользу церкви десятую часть своих доходов. АСД отрицают бессмертие души, учение об аде и рае. В церковь принимаются те, кто признает Христа как личного спасителя. Над новообращенными совершается обряд крещения путем погружения в воду. АСД запрещают всякие развлечения, не одобряется даже чтение художественной литературы. Для АСД характерна высокая миссионерская активность, т. к., согласно их учению, время второго пришествия Христа зависит от того, как скоро все люди услышат адвентистскую проповедь. Оригинальностью отличается организационная структура АСД. Согласно «Правилам внутреннего строения церкви АСД», группа общин небольшой территории составляет «поле»; поля в границах больших регионов (стран) объединены в унионы (союзы); унионы в рамках континента или его части образуют дивизионы.

В России АСД появились в 1886 г., когда в колонию Берды-Булат (с. Привольное, северо-западная часть Крымского п-ова) прибыл миссионер Гамбургского Трактатного общества Людвиг Рихард Конради (с 1910 глава Европейского дивизиона АСД), который основал общину АСД и стал ее пресвитером; диаконом был избран местный уроженец Иоганн Перк. Вскоре за активную миссионерскую деятельность Конради был выслан из России, Перк в 1889 г. переселился в колонию Шенвизе Екатеринославской губ. (ныне – район г. Запорожье, Украина). Центром распространения нового учения стало с. Натальевка Александровского уезда Екатеринославской губ., где образовалась самая крупная община АСД. В 1890 г. состоялась первая конференция АСД в колонии Эйгенгейм Екатеринославской губ. в меннонитском районе Wohldemfürst-Alexanderfeld. В 1886–1896 гг. миссионерская деятельность АСД ограничивалась сельскими районами различных немецких колоний. К 1896 г. численность АСД в России составляла всего 799 чел. В 1890 первая община АСД среди немецких баптистов на территории Западной Украины, входившей в состав Австро-Венгрии, возникла под Луцком; руководитель – К. Рейвин, переселенец из Таврической губ. В 1896 г. часть членов этой общины, а также группа АСД из числа немецких колонистов, живших в Южной и Центральной Украине, переселилась в Лодзь (Царство Польское), где был основан адвентистский центр и семинария для подготовки миссионеров (руководители – Д. Гайде и Ф. Ремфред); в 1901 г. под влиянием немецкого миссионера Ю. Петера возник ряд украинских общин АСД в Галиции. На рубеже XIX–XX вв. общины АСД (преимущественно среди немцев) появились в Риге, Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Саратове, Москве. Известны видные немецкие миссионеры: Ф. Райзвиг, К. Лаубхан, Я. Кляйн, А. Нойфельд, Р. Вагнер, О. Вильдгрубе, К. А. Райфшнайдер, И. Шнайдер, Ю. Т. Бетхер, Я. Эбель, О. Э. Райнке, Д. П. Геде и др. Около 1904 г. АСД впервые появились в Сибири и Средней Азии. После провозглашения в 1905 г. свободы вероисповедания российские адвентисты под руководством Конради направили «благодарственный адрес» императору Николаю II с выражением верноподданнических чувств. В 1906 г. АСД получили права наравне с баптистами. Численность общин АСД быстро возросла (главным образом за счет бывших баптистов, евангельских христиан и православных жителей городов и крупных сел), к 1907 г. св. 2600 адвентистов были объединены более чем в 40 церквей. В 1906 г. организована община АСД в Варшаве (руководитель Г. Шмитц), которая вела миссионерскую работу на Западной Украине. До 1907 г. АСД Российской империи входили в Немецкий, затем в Восточно-Европейский дивизион. С 1908 г. они получили самостоятельность в границах Российского дивизиона (центр – Рига). В Саратовской губ. активную миссионерскую деятельность вел Перк, возглавлявший местное отделение Библейского общества. В 1911 г. число АСД в России достигло 4 тыс. чел. В годы Первой мировой войны, в связи с гонениями на «немецкие исповедания», рост численности АСД замедлился, но уже в 1916 г. в их общинах состояло более 6 тыс. верующих. После Октябрьской революции 1917 г. советское правительство, в целях создания противовеса влиянию Русской православной церкви, проводило политику поддержки АСД. В 1920-е гг. образовалось Всесоюзное объединение АСД (лидеры – Г. Лебсак, Г. Цират, Б. Шмидт), в которое вошло 605 общин (до своего запрещения в 1929 объединение провело 6 съездов); управление Всесоюзного объединения находилось в Москве (председатель Г. И. Лебсак). В 1925–1929 гг. в Москве издавался журнал «Der Adventbote» (единственный адвентистский журнал в СССР). В АССР немцев Поволжья были открыты две адвентистские клиники. В 1924 г. в СССР насчитывалось 11,5 тыс. АСД, в 1926 г. – 12,7 тыс., в 1928 г. – 13,4 тыс. (подавляющее большинство их составляли немцы). В 1924 г. на 5-м съезде АСД произошел раскол: выделилась группа адвентистов-реформистов (ее члены строго придерживались принципа неношения оружия). В 1928 г. АСД в СССР провозгласили лояльность в вопросе воинской службы, что вновь привело к расколу церкви. В 1929 г. адвентисты-реформисты СССР объединились в Российское поле АСД реформационного движения (лидер Г. Освальд), которое действовало в подполье. В 1936 г. Российское поле переименовано во Всероссийский унион адвентистов-реформистов во главе с В. Шелковым (до 1985) и П. Манжурой. На территории Западной Украины существовали общины АСД, объединенные (с 1922) в Унион АСД в Польше в составе Восточно-Европейского дивизиона; распространялись журналы «Слуга соборов», «Знамение времени», «Свет для просветительства» (на немецком, польском и русском языках), «Знаки времени» (Львов, 1927–1933, на украинском языке), печаталась переводная литература иностранных миссий. После вхождения Западной Украины в 1939 г. в состав СССР общины АСД действовали нелегально. В 1930-е гг. почти все руководители общин АСД подверглись репрессиям. В 1938 г. был расстрелян председатель Всесоюзного объединения АСД Лебсак. В 1941 г. АСД немецкого происхождения подверглись депортации в Сибирь и Казахскую ССР. После Второй мировой войны немецкое влияние в церкви АСД в СССР было минимальным. В конце 1980-х гг., по официальным данным, численность АСД на Украине составляла ок. 20 тыс. чел., объединенных в Республиканское объединение церквей АСД (подчинялось Совету церквей АСД в СССР, на съездах которого избирался церковный совет и его глава). В декабре 1988 г. в с. Заокское Тульской обл. создан административно-учебный центр, объединивший все общины АСД СССР во Всесоюзную церковь АСД. В 1989–1997 гг. более 2 тыс. членов церкви немецкого происхождения эмигрировали в Германию. В настоящее время на территории Российской Федерации и стран СНГ насчитывается более 100 тыс. АСД.

Литература

Маргаритов С., История русских рационалистических и мистических сект, Кишинев, 1902; Алексий, архиепископ, Религиозно-рационалистическое движение на Юге России во 2-й половине XIX в., Казань, 1909, с. 316–324; Обзор Екатеринославской губ. за 1909 г., Екатеринослав, 1910, с. 37; Теппоне В. В., Из истории церкви адвентистов седьмого дня в России, Калининград, 1993; Любащенко В., Iсторiя протестантизму в Українi, Львiв, 1995, с. 259–260, 304, 307; Мацанова А. Г., Мацанов П. А., По тернистому пути, Калининград, 1995; Xайнц Д., Адвентисты Седьмого дня и отказ от участия в военных действиях в Российской империи, в кн.: Долгий путь Российского пацифизма, М., 1997; Лиценбергер О. А., Протестантские секты в немецких колониях Поволжья, в кн.: Немцы в России. Проблемы культурного взаимодействия, СПБ, 1998; Heinz D., Origin and Growth of the Adventists in Russia «Journal of the American Historical Society of Germans from Russia», № 4, 1987; Lohne A., Adventists in Russia, Washington DC, 1987; Sapiets M., True Witness. The Story of Seventh-day Adventists in the Soviet Union, Keston/Kent., 1990; Stricker G., Adventisten, in: Glaube in der 2. Welt, 1990; Zwischen Reform und Revolution. Die Deutschen an der Wolga 1860–1917, Essen, 1994.

Черепанова Н.Г.Эмблема Церкви адвентистов седьмого дня

Протестантизм

Реформация

Quinque sola

Дореформационные движения

Церкви Реформации

Постреформационные движения

«Великое пробуждение»

Протестантизм по странам

Протестантский фундаментализм

п • о • р

Церковь христиан-адвентистов в Рязани. 1996 г. Почтовая марка России, 2001 г., (ЦФА (ИТЦ) #692; Mi #924)Церковь адвентистов седьмого дня в Москве в районе Гольяново«Медицинский центр Университета Лома-Линда» Церкви АСД (Лома-Линда, Калифорния, США)

Церковь адвентистов седьмого дня (Церковь АСД) англ. Seventh-day Adventists Church) — международная церковь с центром в Силвер-Спринг (Мэриленд), США, являющаяся самым крупным объединением протестантской деноминации Адвентистов седьмого дня. Поместные церкви в России и ряде соседних государств составляют её Евро-Азиатский дивизион (Москва). Всемирная организация церкви АСД в 2017 году насчитывала 20 миллионов взрослых членов церкви.

Основание Церкви АСД в рамках адвентистского движения «миллеритов», ожидавших скорое Второе пришествие Иисуса Христа, во многом связано с деятельностью американской писательницы и проповедницы Елены (Эллен) Уайт (1827—1915), которую адвентисты признают вестницей Божией и пророчицей. Её реформы (доктрины о санитарной реформе, духовных дарах и оправдании верой) во многом положили конец попыткам назначения новых сроков Пришествия Христа и объединили значительную часть распадающегося движения в единую организованную структуру с иерархической вертикалью власти. Среди первых деятелей Церкви были её супруг Джеймса Уайт, а также Джозеф Бейтс, Стефан Пирс, Хирам Эдсон и др.

1 октября 1860 года было выбрано название «Церковь адвентистов седьмого дня». В 1861 году была создана Издательская ассоциация адвентистов седьмого дня в Батл-Крике и Мичиганская конференция церкви адвентистов седьмого дня. Церковная организация под названием Генеральная конференция адвентистов седьмого дня была создана на общем собрании в мае 1863 года в г. Батл-Крик (штат Мичиган), когда Мичиганская и шесть других конференций объединились, создав общий орган управления.

Первые общины адвентистов седьмого дня в России возникли среди немецких колонистов (платтдойче), считавших себя голландцами, в 1886 году в Крыму, в пос. Бердыбулате, куда приезжал также и швейцарский проповедник, и в Поволжье. Первоначально адвентизм проповедовали российские меннониты, эмигрировавшие в США, перешедшие в адвентизм седьмого дня, а затем вернувшиеся в Россию для проповеди новой веры, которую они распространяли среди нерусского населения, чтобы не нарушать российское законодательство. Но в Россию приезжали проповедники адвентистов и из Швейцарии, Германии, США, не чувствовавшие себя обязанными соблюдать российские законы. Особенно успешно они проповедовали среди субботников. С их помощью в 1890 г. в Ставрополе образовалась первая община адвентистов седьмого дня из русских во главе с Феофилом Бабенко. Вначале адвентисты подвергались преследованию со стороны властей и православной церкви, однако подчеркнутая позиция невмешательства в политику облегчила их легализацию после 1905 года. Ко времени революции 1917 года их было уже около 7 тыс.

В 20-х годах география распространения и число последователей адвентистов седьмого дня заметно увеличились, создавались новые общины, множились издания. В 20-х годах российские адвентисты пережили раскол на почве отношения к советской власти, к государству вообще и к проблеме службы в армии. Отделившаяся часть — адвентисты седьмого дня реформационного движения — образовала «Всесоюзную церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня». Наряду с другими религиозными конфессиями в 30-х годах объединения адвентистов подверглись разгрому и репрессиям, их руководители и члены приговаривались к тюремному заключению, ссылке и другим видам произвола, насилия и ]..

Лишь в 1945—1946 гг. было вновь зарегистрировано несколько десятков общин, образовавших Всесоюзный совет адвентистов седьмого дня, который, однако, в 1960 г., в период Хрущёвской антирелигиозной кампании, был вновь ликвидирован властями. В 1977—1979 гг. началось новое возрождение организационных структур конфессии. В 1977 году был образован с согласия советских властей Республиканский совет во главе с М. П. Кулаковым, объединивший все адвентистские общины РСФСР. Однако наравне с ним действовал Южно-русский полевой союз адвентистов седьмого дня, который власти преследовали. Советские адвентисты поддерживали связь с единоверцами за рубежом. В 1977 году вице-президент Генеральной конференции Альф Лоне посетил Москву, а в 1983 году он побывал в Сочи, где присутствовал на молитвенном собрании и с похвалой отозвался о соблюдении прав верующих в СССР, заявив: «Новый дом религиозной общины, который я освятил сегодня, говорит об истинной свободе совести». В 1981 г. произошло объединение общин на территории России. В 1990 г. состоялся съезд церквей адвентистов седьмого дня России, который принял устав Российского униона (Союза).

Организация

Для церкви АСД характерен представительский (выборно-иерархический) тип организации; все руководящие должности в церкви являются выборными.

Она состоит из 13 дивизионов (региональных организаций), высшим представительским органом является Генеральная Конференционная Корпорация (ГК, ещё называемая «всемирной миссией»), на вершине которой находится Генеральная Ассоциация, являющаяся высшим руководящим органом во главе с самим президентом ГК. Сессии Генеральной конференции созываются раз в 5 лет, последний раз — в 2015 году. На сессии Генеральной конференции избирается президент Генеральной конференции и другие руководящие лица, решаются организационные и доктринальные вопросы. C июня 2010 года президентом является Тэд Вильсон (Ted N. C. Wilson). Сессии Генеральной конференции чаще всего проводятся в городах Северной Америки и Западной Европы.

Список дивизионов

Молитвенный дом адвентистов в городе Орле

  • Дивизион Восточной и Центральной Африки (ECD) — Найроби, Кения
  • Интер-Европейский дивизион (EUD) — Берн, Швейцария
  • Евро-Азиатский дивизион (ESD) — Москва, Россия
  • Межамериканский дивизион (IAD) — Майами, Флорида, США
  • Североамериканский дивизион (NAD) — Силвер-Спринг, Мэриленд, США
  • Северный Азиатско-Тихоокеанский дивизион (NSD) — Коян (Goyang), Южная Корея
  • Южноафриканско-Индоокеанский дивизион — Претория, ЮАР
  • Южно-Американский дивизион — Бразилиа, Бразилия
  • Южно-Тихоокеанский дивизион (SPD) — Варунга, Новый Южный Уэльс, Австралия
  • Южно-Азиатский дивизион — Тамилнаду, Индия
  • Южный Азиатско-Тихоокеанский дивизион (SSD) — Кавите, Филиппины
  • Транс-Европейский дивизион (TED) — Сент-Олбанс, Великобритания
  • Дивизион Западной и Центральной Африки — Абиджан, Кот-д’Ивуар

Церковь АСД в России и СНГ

Церкви АСД в России, странах СНГ и Афганистане составляют Евро-Азиатский дивизион, который в свою очередь делится на несколько унионов (союзов церквей).

Церковь АСД в России

В настоящее время в России действуют два союза объединений церквей АСД: Западно-Российский союз церкви адвентистов седьмого дня, охватывающий объединения поместных церквей на территории от Калининграда до Урала, с духовным центром в г. Климовске Московской области, и Восточно-Российский союз церкви АСД, охватывающий территорию от Урала до Сахалина, с духовным центром в Новосибирске.

Внутри союзов существуют объединения поместных церквей — региональные союзы (местные конференции), в которые входят на добровольных началах несколько десятков общин (поместных церквей). Первичной организацией АСД является поместная церковь (община верующих). Её деятельностью руководит совет церкви, председателем которого является пастор или пресвитер. Высший орган поместной церкви — членское собрание общины.

Церковь АСД имеет в России высшее учебное заведение — Заокский адвентистский университет в пос. Заокском Тульской области. В каждой общине организованы субботние школы по доктринальному религиозному обучению детей и взрослых, издаются ежеквартальные издания с материалами субботней школы, в бытовом лексиконе называемые «урочниками». Отдельно издаются брошюры для слушателей субботней школы и отдельно — для преподавателей (пособия для преподавателей отличаются от таковых для слушателей лишь наличием в конце каждого урока материалов для дополнительного изучения). Обычно в каждой общине также проводятся уроки детской субботней школы (в некоторых общинах ещё и молодёжной), материалы для которой издаются отдельно.

Заокский христианский гуманитарно-экономический институт

Адвентистское издательство «Источник жизни», расположенное также в пос. Заокском, выпускает различную религиозную литературу, издаёт журналы «Благая весть», «Адвентистский вестник» (ежеквартально), «Альфа и омега» (журнал для пасторов Церкви), «Образ и подобие» (молодёжный журнал), газету «Слово примирения». Работает радиотелецентр «Голос надежды» (г. Тула), передачи которого транслируются по Центральному радио и телевидению, и телецентр в г. Рязани.

Поместная церковь АСД «Ожидающая» г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл является учредителем детского журнала «Чудесные странички» и миссионерской газеты «Сокрытое Сокровище», тираж которой с мая 2000 г. по август 2010 г. вырос с 1000 экз. до 1 500 000 экз. Газета печатается в различных городах России (с июня 2010 г. — в 22 городах) на пожертвования членов поместных церквей и распространяется бесплатно. Ежемесячно выходит один основной номер газеты духовного содержания и один тематический выпуск «Ключи к здоровью».

Адвентисты осуществляют обширную благотворительную программу при поддержке Всемирного центра АСД. Проводятся семинары по здоровому образу жизни при технической, информационной и материальной поддержке медицинского центра Университета Лома Линда (Калифорния, США). В Рязани открыт свой центр здоровья, — реабилитационная клиника для детей, больных церебральным параличом.

Украинский унион

Основная статья: Адвентизм на Украине Зал собраний в молитвенном доме адвентистов седьмого дня

Богослужения и священнослужители

Поместная община во главе с пастором, старшим пресвитером и церковным советом является самой малой структурой адвентистов седьмого дня. Периодически собирается собрание членов общины для выборов дьяконов, пресвитеров, дьяконис, секретаря и казначея общины, церковного совета, а также для решения вопросов о членстве в общине и выборов делегатов на внутрицерковные форумы. Общие богослужения доступны для свободного посещения всем желающим.

Как и в других протестантских вероисповеданиях, в вероучении адвентистов отсутствует догмат о непогрешимости церкви и её предстоятелей, а признаётся священство всех верующих. Кроме признания всеобщего священства всех членов общин, у адвентистов имеются рукоположённые священнослужители; высший сан при рукоположении — проповедник; служитель в этом звании может занимать сколь угодно высокую или, наоборот, рядовую должность в церковной иерархии.

В обряд причастия, который называется «вечеря Господня» и совершается пресным хлебом и «пресным вином» (виноградным соком), включено также и предварительное омовение ног. Причастие в общинах АСД является открытым для участия в нём всех верующих христиан. Служение Святой Вечери совершается один раз в квартал.

Дисциплина

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.

В случае, если член церкви систематически нарушает законы Десяти заповедей, церковный или общественный порядок, церковь вправе применить к согрешающему следующую дисциплинарную меру:

Исключение из членов церкви

Исключение из общины положено за серьезные правонарушения члена церкви, религиозного или нравственного плана (ересь, недостойное поведение, необоснованный развод, несоблюдение субботы и т. д.) Исключение из списков общины предусмотрено также для давно не посещавших (обычно более трех лет) богослужебные собрания общины без важных причин (серьезная болезнь) или перешедших в другие вероучения. Это решение принимается голосованием на заседании общего собрания членов церкви. Исключение из церкви не лишает исключённого возможности посещать богослужения церкви, участвовать в служении Субботней школы. Исключение из общины также не означает предание человека анафеме, что отличает адвентистов седьмого дня от ряда других конфессий, где практикуется не исключение, а «отлучение». Подробнее об этом можно прочесть в «Церковном руководстве» адвентистов седьмого дня.

Критика

Церковь АСД подвергается критике со стороны отделившихся от неё независимых адвентистских движений (например, Реформационное движение адвентистов седьмого дня, «Верные и свободные адвентисты седьмого дня» — «шёлковцы», последователи учения В. А. Шёлкова) за участие в военных действиях (нарушение заповеди «не убивай»), за признание догмата о Троице, диалог с другими религиями и ослабление требований к соблюдению заповеди о субботнем дне.

См. также

  • Елена Уайт
  • Заокский адвентистский университет
  • Голос надежды
  • Адвентистское агентство помощи и развития
  • Адвентисты седьмого дня в Великобритании
  • Адвентисты седьмого дня в Италии
  • Адвентисты седьмого дня в Коста-Рике
  • Адвентисты седьмого дня в Лесото
  • Адвентисты седьмого дня в Эстонии
  1. Международные новости Церкви АСД
  2. История христианства в России
  3. Алексеева Л. М. История инакомыслия в СССР: Новейший период. — Вильнюс ; М.: Весть, 1992. — ISBN 5-89942-250-3.
  4. Ионова З. Н. Христианские конфессии на Черноморском побережье Кавказа в конце XIX—XXI вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Ставрополь, 2015. — С. 175. Режим доступа: http://docspace.kubsu.ru/docspace/handle/1/795
  5. Ионова З. Н. Христианские конфессии на Черноморском побережье Кавказа в конце XIX—XXI вв. Диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — Ставрополь, 2015. — С. 184. Режим доступа:
  6. Legal Notice (англ.). www.adventist.org (10 May 2017). Проверено 14 мая 2017.
  7. Seventh-Day Adventist Church: World divisions
  8. Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня в России и СНГ — Структура Церкви
  9. Голос надежды
  10. Основные положения вероучения Церкви адвентистов седьмого дня. Вечеря Господня.
  11. Церковь Христиан адвентистов седьмого дня. Церковное руководство (рус.). Проверено 21 августа 2012. Архивировано 15 октября 2012 года.
  12. «Добровольное зачисление американских адвентистов на обычную военную службу стало особенно очевидным во время войны в Персидском заливе в 1991 г. Социальные привилегии военной службы и патриотизм стали непреодолимым искушением для многих американских адвентистов» (Д. Хайнц. Адвентисты седьмого дня и отказ от участия в военных действиях: историческая перспектива)

Литература

Церковь адвентистов седьмого дня на Викискладе

В Викитеке есть тексты по теме
Seventh-day Adventist Church Официальные сайты и документы

  • Церковь адвентистов седьмого дня в России и СНГ — официальный вебсайт
  • Официальные документы, статистика и архивы Генеральной конференции АСД (англ.)

СМИ

  • Спутниковый телеканал «Надежда» (HopeChannel)
  • Радиотелецентр «Голос надежды», г. Тула
  • «Сокрытое Сокровище»
  • Спутниковый телеканал «Надія», Украина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *