Афины храм

Примеры употребления слова парфенон в литературе.

Он видел Нотр-Дам, Святую Софию, Стоунхендж, Парфенон, Корнак, собор Святого Павла и еще десяток прославленных храмов и мечетей.

Мне бы очень хотелось отдохнуть душой хотя бы на кратком описании Парфенона, его удивительных пропорций, скульптур, фронтонов, метоп и фриза.

Неизбежно они подошли к следующему вопросу, и Нийл, смущаясь, обратился к доктору Дэвису: — Наверно, вам это уже надоело, но скажите, какая цена тому доводу, будто негры потому низшая раса, что они не настроили в Африке всяких соборов и парфенонов?

Он родился слишком поздно, а на его родине, во Флоренции, и во всей долине Арно за два с половиной столетия, с тех пор как Николо Пизано нашел в земле несколько греческих и римских мраморов и начал ваять сам, были созданы такие величайшие богатства скульптуры, каких мир после Фидия и его Парфенона еще не видел.

На суде по делу о поджоге храма Артемиды: — Фенидон, ответь суду, зачем ты поджег Парфенон?

Источник: библиотека Максима Мошкова

Греция, как одно из древнейших государств в мире, видела на своей территории множество культур и верований, и, что более удивительно, сумела сохранить отголоски каждого из них. Высокая концентрация культурных памятников, связанных с религиозными верованиями, сосредоточена в столице страны. Именно поэтому популярные храмы в Афинах представляют собой отдельное направление для туристических исследований.

Храм святого Пантелеймона

Самое масштабное сооружение, построенное в честь этого святого, расположено в сердце города. Здание было заложено в середине сентября 1912 года королем Никосом Георгиосом, поэтому хорошо сохранилось. Из-за неурядиц, постоянно возникающих в Греции, на строительство понадобилось 20 лет. Освящение прошло только в июне 1930 года.

Сегодня это действующий собор, который можно посетить, как и любую другую открытую церковь в Афинах. Нельзя забывать о правилах нахождения в святыни – каждый посетитель имеет право присесть на скамью или одно из кресел, но кроме этого трогать разрешается только свечи.

Парфенон

Величайшее сооружение, возраст которого достигает 2500 лет. Собор выстроен в честь девы-Афины и считается одной из самых гармоничных построек, сохранившихся от древнего города, как по расположению, так и по архитектуре.

История

Необходимость возведения Парфенона обусловлена тем, что захватчики разрушили предыдущую постройку в честь хранительницы города. Как только в государственной казне появилось достаточно денег, Перикл начал строительство одного из величайших храмов в 447 году до н.э.

Грандиозная конструкция возвышается на холме Акрополя, в высочайшей точке. Авторство Парфенона и его оформления принадлежит таким великим людям как Калликрат, Иктин и Фидий – эти имена прошли сквозь время и заняли особую нишу в рамках их профессий. Контролировал строительство сам Перикл, поэтому не стоит удивляться, что Парфенон смог частично пережить многочисленные войны и бесконечную смену правителей.

Освящение собора состоялось в 438 году, и было привязано к традиционным Панафинейским играм, однако завершающие штрихи накладывали еще 6 лет.

Архитектура

Парфенон представляет собой периптер — прямоугольное сооружение, обрамленное со всех сторон колоннами. Длина и ширина его составили 69,512 и 30,88 м соответственно. По периметру располагалось 50 колонн. Стоит отметить, что стандартные 6 оснований торцевых сторон в Парфеноне заменены на 8, чтобы максимально расширить внутреннее пространство согласно возможностям строителей.

Святыня выстроена из мрамора, добываемого на горе Пентелкон. В момент освящения он был белым, но свойства материала таковы, что он со временем желтеет. По этой причине руины сегодня окрашены в золотистый цвет.

Внутреннее убранство разделялось на несколько частей. В центральной располагалось одно из величайших творений Фидия – статуя Афины Парфенос. Восточный квадрат предназначался для посетителей, а в западном разместился архив. Чуть позже сюда же была перенесена казна.

Уникальность архитектурного решения

Не секрет, что человеческий глаз воспринимает информацию в искаженном виде. Если смотреть на храм из любой точки Акрополя, будет казаться, что все линии идеально ровные, но на самом деле это не так. Чтобы придать постройке легкость и гармоничность, Иктин использовал сразу несколько «хитростей»:

  • Колонны с утолщением посередине;
  • Небольшой наклон всей колоннады в направлении к центру здания;
  • Колонны в углах толще всех остальных;
  • Пролеты между колоннами увеличиваются в направление к середине стены.

Кроме этого сооружение расположено не по центру вершины холма, а в юго-восточном углу, поэтому все его великолепие открывается прихожанам постепенно.

Скульптуры

Во времена расцвета Парфенон представлял не только религиозное, но и культурное достояние. Сложно представить, сколько скульпторов трудилось над созданием идеально гармоничных метолов и барельефов. Всем процессом руководил Фидий. Он разделил скульптуры по тематическому признаку, а каждая из них отражала моменты из сюжетов истории, мифов и легенд Эллады.

Ключевое место заняла статуя Афины, построенная Фидием. К сожалению, она не сохранилась в целости, по подробному описанию и уменьшенным копиям, современным скульпторам удалось создать реконструкцию, приближенную к оригиналу. Сегодня она хранится в национальном музее Афин.

Разрушение Парфенона

Разрушение религиозного памятника началось к 298 году до н.э., вместе со стартом череды завоеваний Аттики различными народностями. Золотые части скульптур снимали, святыню освящали заново, но уже другим именем, на ее территории выстраивалась колокольня в честь Богоматери, здесь же чуть позже была возведена мечеть, а в 1687 году турки и вовсе решили использовать здание в качестве порохового склада. В результате такого чудовищного вандализма часть постройки пострадала от взрыва и нескольких пожаров.

Начало 20 века стало величайшим позором местных жителей, которые по частям растаскивали Парфенон на свои нужды. Лишь с обретением Греции независимости Парфенон вошел в список архитектурных сооружений, относящихся к историческому наследию. Восстановительные работы здесь ведутся постоянно, однако многие данные утрачены, поэтому былое величие храму уже не вернуть.

Церковь святого Элефретия

Во время посещения Кафедрального собора в самом центре Афин, можно прогуляться по близлежащим улочкам и обнаружить небольшую древнюю церковь – это храм святого Элефретия, построенный в 12 веке.

Здание возведено в византийскую эпоху и является олицетворением архитектурного направления того времени. В основании – крестообразная форма, дополненная куполом. Интерес представляет материал строительства – это остатки различных памятников. Таким образом, сами стены церкви святого Элефретия являются частью культурного наследия Греции.

В исторических источниках святыня встречается и под другими названиями. «Малая митрополия», выстроенная в честь Богородицы – исконное наименование, которое сохранялось за ней нескольких веков. Затем на территории здания организовали библиотеку, утраченную в результате восстания 1821 года. И на рубеже 19-20 веков сооружение получило название, с которым существует до сих пор.

Храм Гефеста

Классический пример античной архитектуры, известный тем, что относительно хорошо сохранился до нашего времени. Посвящена постройка Гефесту, богу огня, сыну Зевса и Геры. Согласно мифам, в момент ссоры родителей, Гефест упал с небес и повредил ногу и не смог исцелиться, поэтому остался хромым. С того момента сын богов поселился на земле и стал покровительствовать кузнецам, при этом сам изготавливал оружие и доспехи для известных героев.

Один из соборов, построенных в период правления Перикла, часто упоминается в летописях. Начало строительства было обозначено 450 годом до н.э., однако параллельно велось возведение Парфенона, поэтому рабочих перенаправляли на строительные работы основного религиозного памятника города. По этой причине возведение святилища Гефеста растянулось на 35 лет.

В документах, описывающих здание, неоднократно упоминается, что вокруг архитектурного сооружения был раскинут прекрасный сад, где над своими книгами нередко трудились величайшие ученые и философы.

Разрушение началось в VII веке, когда на смену грекам пришли христианские священники и освятили здание церковью святого Георгия. Но господство православных священнослужителей было недолгим, и вскоре к постройке вернулось историческое название.

Поскольку здание не являлось наиболее значимым для коренных жителей, оно не представляло особого интереса для захватчиков. Это единственная причина, по которой собор сумел выстоять сквозь тысячелетия в столь великолепном виде. Хотя за святыней никто не ухаживал, она не подвергалась вандализму.

Описание

Храм представляет собой классический периптер, но с гораздо меньшими параметрами снования, чем у Парфенона. Его длина и ширина составляют соответственно 31,7 и 13,7 м. Хорошо сохранились величественные колонны и некоторые метолы, а также само здание.

Если верить описаниям, когда-то убранство святилища составляли скульптуры Афины Паллады и Гефеста, отлитые из бронзы, а на стенах красовались разнообразные фрески и искусная мозаика – но ничего из этого не сохранилось.

Интересна альтернативная теория. Некоторые ученые склоняются к мнению, что сооружение было выстроено в честь Тесея, победившего Минотавра, поэтому на многочисленных фресках был представлены моменты из его жизни. Существует предположение, что святыня расположилась на гробнице самого древнего героя. И хотя доказательств этой теории нет, из летописей известно, что раньше на том же самом месте располагалось место, часто посещаемое людьми, но кому оно было посвящено, остается загадкой.

Эрехтейон

Непрерывная череда строительства храмов в период «золотого века» Древней Греции завершилась на возведении Эрехтейона. Здание расположилось неподалеку от Парфенона и выделяется своей особой архитектурой, не стандартной для соборов того времени.

Согласно мифам, постройка была воздвигнута в честь царя Эрехтея, а славу приобрела благодаря спору, который проходил в его стенах — между Афиной и Посейдоном за право покровительства над городом. Эрехтейон был построен и освящен в 406 года до н.э. – всего за полтора года до падения Греции и взятия ее спартанцами. Именно сюда перенесли главные артефакты древнего государства, такие как ксоан Афины, статуя Гермеса, никогда не угасающий светильник. Здесь же растет легендарная олива, которую подарила Афина городу.

Поскольку строение посвящалось сразу трем исторически важным личностям – Эрехтею, Афине и Посейдону, оно было выполнено по уникальному архитектурному проекту. Восточная часть посвящена Афине – именно здесь располагались самые ценные реликвии.

Западную сторону поделили между собой Посейдон и Эрехтей. здесь же расположились алтари других известных богов и правителей-мужчин, таких как Гефест и Бут. Южная сторона представлена портиком Пандосы. Женщина увековечена в нескольких тождественных друг другу колоннах.

Современная история

Красота, необычность и небольшой размер храма сделали его любимым местом для захватчиков. Многочисленные перестройки помогли святыне выдержать несколько тысяч лет. В разные времена здесь размещалась христианская церковь, резиденция герцога Афинского, гарем турецкого паши. Непоправимый ущерб строению нанесли венецианцы артиллерийской бомбардировкой 1687 года, а идея разграбления его принадлежит английскому послу, который в начале 20 века вывез в Англию скульптуры и другие произведения искусства.

После обретения Грецией независимости ведется активное восстановление святилища, хотя малое количество сведений не могут являться основой для исторически достоверной реставрации.

Храм святой Троицы

Один из действующих храмов Греции берет свое начало в римских банях, которые были разрушены временем. Именно на их фундаменте решено было воздвигнуть церковь. Идея осуществилась во времена правления христиан – здание посвятили святой Троице. В начале XIII века здесь был женский монастырь, который затем превратился в мужской.

После нескольких перестроек строение выкупила Российская Империя в 1847 году. Длительная реставрация смогла возродить святое место, и теперь оно более известно в народе как Русская посольская церковь.

Храм Ники Бескрылой

На территории Акрополя раскидано множество религиозных сооружений различной исторической значимости. Один из них – храм Ники Аптерос.

Изначально здание носило имя Афины Победительницы, но во II веке нашей эры Павсаний посетил Афины и этот собор. Он ошибочно принял статую покровительницы города за изображение Ники и указал последнюю в своем труде. Его немного удивило отсутствие крыльев, но Павсаний сам объяснил это тем, что афиняне лишили Нику крыльев, чтобы победа всегда сопутствовала Афинам.

Ошибка так и не была исправлена со временем, поэтому название сохранилось до сих пор. А то, что древнегреческий писатель действительно ошибался, доказано изображениями Ники с крыльями, так же обнаруженные на стенах культурного памятника.

Здание расположилось за периметром храмового ряда Акрополя, поэтому логично предположить, что оно относится к более ранним постройкам. Это доказывают исследования, подтвердившие, что сохранившееся сооружение является перестройкой ранее существовавшей церкви. Доподлинно известно лишь то, что освящение постройки было проведено в 421 г. до н.э.

Здание выполнено в ионическом стиле, но архитектура подредактирована Калликратом, чтобы более соответствовать воинственному духу сооружения. Стены крашены рельефами с моментами сражений, а за всем этим наблюдают сверху Афина и Зевс. Вокруг храмовой площадки установлена балюстрада, на которой имеются многочисленные изображения крылатой Ники, доказывающие ошибочность текущего названия.

Последняя реставрация проводилась в 2000 году. Благодаря масштабным работам на свои места вернулись фрагменты рельефов и полуразрушенные части здания. Это дало современным туристам и местным жителям возможность по достоинству оценить красоту исторического памятника.

Храм Зевса Олимпийского

Несколько колонн в юго-восточной части Акрополя – это руины некогда величайшего святилища Афин – храма Зевса Олимпийского. История его создания охватывает несколько тысячелетий. Согласно легенде, ранее здесь стояло строение, посвященное Девкалиону, но оно разрушилось со временем, поэтому в 520 году до н.э. возникла идея строительства самого масштабного сооружения, которое когда-либо было воздвигнуто в Элладе.

Тирания действующего правителя и последующее его свержение привело к остановке всех работ и даже разбору части сооружения. Возведение святилища было продолжено в период правления Антиоха IV. Проект немного видоизменили, но ему так же не было суждено претвориться в жизнь. Со смертью Антиоха работы вновь были прекращены.

Завершение строительства знаменуется 130 годом н.э. – временем правления императора Адриана. Величественное сооружение имело основание 107х41 м, двойную колоннаду, портики, богатое украшение скульптурами и произведениями искусства.

К сожалению, святилищу не суждено было простоять века. Многочисленные землетрясения, воины и отсутствие реставрации сделали свое дело – как след былого великолепия теперь возвышаются 15 колонн, но представить реальный размах постройки сегодня уже трудно.

Руины храма Зевса Немейского

Чтобы посмотреть на руины другого здания, возведенного в честь Зевса, придется обратиться к юго-западной части Коринфа. Здесь находятся руины известного города Немея. Именно в Немее совершал свои подвиги Геракл, и проводились Олимпийские состязания.

Руины святыни Зевса Немейского – это ряд колонн и небольшие фрагменты стен. Как правило, здесь не много туристов. В путешествие отправляются лишь те исследователи, которых интересует музей археологии, расположенный поблизости.

Тесейон

Еще одно здание со спорным «главным героем». В различных источниках постройка имеет разные названия – Гефестейон и Тесейон, то есть может быть посвящена как Гефесту, так и Тесею. Достоверных данных не сохранилось. Известно лишь, что окончание строительства пришлось на 400 год до н.э. Интересно, что подобно храму Гефеста, Тесейон отлично сохранился до наших дней.

В течение нескольких сотен лет с начала 16 века здание было пристанищем православной церкви. И только с возвращением Греции независимости его преобразовали в музей, коим древнее сооружение и является до сих пор.

Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы

Более известен как Митрополи и представляет собой один из главных современных соборов Афин. Построенный в 1862 году, храм стал местом успокоения двух греческих святых. На обширной площади перед зданием можно увидеть статуи, посвященные архиепископу Дамаскину и святому Константину Драгашу.

Поскольку строение было возведено относительно недавно, не удивительно, что оно хорошо сохранилось. Этому способствуют частые реконструкции, последняя из которых была проведена в 2009 году.

Храм Богородицы Григоруса

Православная церковь расположилась вблизи библиотеки Адриана. Точная дата возведения неизвестна, но момент освящение относится к рубежу 11-12 веков. В 1821 году здание полностью сгорело, но уже 30 лет спустя было реконструировано. Однако существующий облик церкви далек от изначального. Помимо реконструкции начала 19 века, постройка прошла обновление византийцами. Существующий внешний вид храм приобрел в 1922 году.

Известность церкви придает расположенная в ней святыня – это чудотворная икона Богородицы Григоруса, которая была передана сюда в дар в 1945 году.

Храм Бесплотных Сил Небесных

Небольшая византийская церковь была построена в 11 веке недалеко от известного храма Гефеста. Изначально это было место только для проведения богослужений, но в 1925 году было принято решение открыть двери прихожанам, поэтому пришлось достроить приходское помещение. После строительных работ потребовалась реконструкция, проведенная в 1950 году.

Храм является действующим, несмотря на свой древний облик, поэтому при его посещении следует соблюдать все соответствующие правила поведения.

Храм святой Екатерины

Построенная в 11 веке церковь, посвящена великомученице Екатерине. До возведения храма на том же самом фундаменте стояли римские бани, руины которых заботливо сохранены для потомков. В действующей церкви находится сразу несколько святынь, поэтому это популярное место для совершения религиозного паломничества.

Если взглянуть на карту достопримечательностей современных Афин, можно увидеть, что город пестрит различными храмами, церквями и другими сооружениями историко-религиозной значимости. Многие из них имеют богатую историю или являются хранителями реликвий, поэтому важность каждого здания для потомков невозможно переоценить.

Богиня Афина — наиболее странный (в плане мотивации) персонаж греческой мифологии.

Ведь она является богиней «умной» войны, но в то же время пытается решить все вопросы миром.

Она презирает мелочность других олимпийцев и редко вмешивается в их конфликты.

Но в случае угрозы самому Пантеону, Афина будет первой, кто вступит в бой.

Богиня Афина неоднократно служила карающим мечом Олимпа, наказывая наиболее самоуверенных смертных, но именно она основала самый великий город Греции, а потом осталась присматривать за этими смертными, после того, как боги Олимпа навсегда ушли.

И неудивительно, что её величайшее святилище, легендарный Парфенон тоже ждала очень непростая и временами просто удивительная судьба.

Где находится

Парфенон расположен в самом центре столице, на афинском Акрополе.
В центре Афин легко ориентироваться. Тут много пешеходных зон, а достопримечательности сосредоточены кучно. Заблудиться невозможно – над основной плоскостью города высятся две путеводных возвышенности: Акрополь и Ликавитос.
Акрополь (Akropolis) — в переводе с греческого: «верхний город» — построен на скалистом холме высотой 156 метров, который служил естественным укреплением при осадах.

Парфенон во времена античной Греции

Парфенон расположен на вершине Акрополя, ближайшая станция афинского метрополитена, от которой можно добраться сюда, так и называется – Akropolis.

От центра Афин до главной достопримечательности Греции ведет большая пешеходная улица Dionysiou Areopagitou.
Идите по ней прямо, никуда не сворачивая. Постепенно поднимаясь в гору, она приведет вас прямо к цели.

Парфенон в Афинах виден почти отовсюду и особенно красиво смотрится ночью, когда включают освещение.

Причём с первого взгляда на Акрополь можно понять, что боги играли в жизни греков очень важную роль — он буквально напичкан различными храмами и святилищами практически всех более-менее заметных олимпийцев, от могучего и грозного Зевса до вечно пьяного, но не менее грозного Диониса.

Стоит заметить, что Парфенон — не первое святилище Акрополя, посвящённое Афине. За 200 лет до его постройки, неподалёку от его нынешнего местонахождения существовал другой храм — Гекатомпедон. Учёные даже допускают, что какое-то время, храмы существовали параллельно.

Вы можете ознакомиться и с другими легендарными достопримечательностями Афин.

О древних богинях Греции, мифах и местах, которые в них описаны читайте .

Подробный обзор погоды в Греции вас ждет на этой странице.

История храма, кто построил Парфенон

Парфенон во время реставрации

Строительство Парфенона началось в 447 году до нашей эры. Проект приписывают архитектору Иктену, а строительством руководил Калликрат, который был практически придворным мастером правителя Перикла.

Помимо Парфенона, Калликрат построил ещё несколько храмов на Акрополе, а также активно поучаствовал в мирской жизни города, доведя до ума и закончив проект Длинных Стен, которые потом очень неприятно удивили спартанское войско во время Пеллопонесских войн.

Правда, обиженные спартанцы всё равно сровняли стены с землёй тридцать лет спустя, но, увы (а может, и наоборот, к счастью), Калликрат этого уже не застал. К тому же жители города восстановили стены и они ещё триста лет служили символом афинской независимости.

Парфенон же является главным шедевром мастера. Храм все никак не получался таким, каким его задумал Калликрат. Строительство заняло более девяти лет, причём все эти годы афинское правительство исправно отчитывалось перед своим народом за каждую монету, потраченную на постройку (археологам удалось найти мраморные таблички с отчётами).

Праздник Панафинеон

На празднике Панафиней 438 года до н. э., храм был торжественно открыт для посетителей, но декоративные работы продолжались ещё шесть лет под руководством скульптора Фидия, преемника Калликрата и создателя одного из семи Чудес Света — статуи Зевса в Олимпии. Для Парфенона Фидий создал не менее прекрасное изваяние Афины Парфенос, ставшее главным украшением храма.

Увы, но славная история святилища не продолжалась и двухсот лет — последним правителем, действительно чтившим Афину, был Александр Македонский. После его посещения храма в 323 году до н. э., Афины постепенно скатились в тиранию, а позже были неоднократно захвачены сначала варварскими племенами, а потом и римлянами. Примерно в это же время в храме произошёл большой пожар и статуя Афины Парфенос была утеряна (впрочем, к моменту пожара она уже практически ничего не стоила — все золотые элементы были заранее сорваны для того, чтобы тогдашний правитель Афин мог заплатить солдатам).

Византийская эпоха Парфенона

После пожара храм восстановили и он служил последним пристанищем богини ещё почти 800 лет, пока при патриархе Павле III не был превращён в собор святой Софии.

Все сокровища были вывезены в Константинополь, впрочем, к тому моменту их оставалось немного. Храм был значительно перестроен, но в целом сохранил свой характерный вид.

Но в 1458 году Афины опять сменили государственную принадлежность, став частью уже Османской империи.

Турки разместили в Акрополе военный гарнизон, а Парфенон превратили в мечеть, перестроив в очередной раз и серьёзно повредив росписи внутри храма. Что интересно, помимо закрашивания всех противоречащих мусульманской культуре сюжетов, никаких других изменений во внутреннее убранство храма внесено не было.

В 1687 году, во время войны между Османами и Священной Лигой, Парфенон, служивший туркам складом и укрытием, был обстрелян с господствующей высоты — холма Филопаппу. Прямое попадание в пороховой склад буквально уничтожило храм, похоронив под ним более 300 турок.

Парфенон в 1840 году

Следующие двести лет руины Парфенона служили историческим памятником, пока в 1840 годах не началась их реставрация.

Процесс восстановления главного древнего храма идёт до сих пор, с переменным успехом, но тот факт, что было сделано множество археологических открытий отрицать сложно.

Правда, в последние годы, проект реставрации был заморожен — после вступления в ЕС у Греции просто не осталось денег на восстановление памятников.

Как выглядел Древнегреческий Парфенон

Древнегреческий Парфенон представлял собой действительно величественное зрелище.

Парфенон в разрезе

Основой храма является сохранившийся до наших дней стилобат — трехступенчатый подъём, ведущий к храму. Сам храм — прямоугольной формы здание, с колоннадой по каждой из четырёх сторон. Размеры прямоугольника-основы составляют 69,5×30,9 метра.

На фасадах храма было по 8 колонн, по бокам — ещё по 17, что в сумме даёт нам 48 опор (угловые колонны являются одновременно элементами как фасада, так и боковой части).

Что интересно, колонны были не перпендикулярны, а располагались под углом, склоняясь внутрь. Причём угол наклона угловых колонн намного меньше, чем у прочих. Сами же колонны являлись классическими образцами дорийского ордера, хотя и имели непривычно большой размер.

Один из уцелевших фризов Парфенона

Внутри храма были сделаны дополнительно две ступени, которые вели на центральную площадку, окружённую с фасадов ещё 12 колоннами.
Площадка делилась на три нефа, большой центральный и два маленьких по бокам. Центральный неф был окружен с трёх сторон 21 колонной. В его центре располагалась та самая, позднее пропавшая, статуя Афины Парфенос.

Внутренний фриз храма был выполнен в ионическом стиле и изображал праздничное шествие в последний день Панафиней.

Всего уцелело 96 пластин этого фриза, большая их часть — в Британском музее. Греческое правительство на протяжении многих десятилетий тщетно добивается возврата мраморных фрагментов отделки Парфенона на их историческое место.

Что же касается экстерьера, то о нём известно довольно мало. Фронтоны Парфенона были уничтожены ещё в Средние века, так что восстанавливают их в основном по догадкам.

Восточный фронтон мог изображать рождение Афины, но деталей скульптур почти не осталось. Западный, скорее всего, показывает спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой. Всего сохранилось 30 статуй с фронтонов, но их состояние довольно плачевное, в особенности у тех, что были в Британском музее в конце XX века — их подвергли довольно варварской чистке.

Внешние фризы Парфенона сохранились немного лучше — по крайней мере, точно известно, что было на них изображено.

На восточной стороне храма была запечатлена история войны кентавров и лапифов, на западной — Троянской войны, на севере — гигантомахия, а на юге — сцены из битвы греков и амазонок.

Большинство уцелевших горельефов находятся в афинском музее, а их точные копии постепенно занимают свои места в отреставрированном Парфеноне.

Статуя Афины

Самая удачная копия знаменитой статуи Фидия

Статуя Афины описывается как одна из величайших работ Фидия. Изваяние богини было выполнено из дерева покрытого золотом (около тонны) и украшенного слоновой костью.

Вместо того чтобы подчеркнуть недоступность и отчуждённость божества (как он сделал с Зевсом Олимпийским), Фидий изобразил Афину простой и приближенной к своему народу.

Статуя была относительно невысока (13 метров) и изображала гордо стоящую Афину, держащую в одной руке копьё, а в другой — двухметровую фигуру богини победы Ники.

Голова богини была украшена трехгребневым шлемом, а в ногах находился щит, на котором изображены сцены из битв.

Увы, но статуя стоила зодчему Парфенона жизни — в порыве увековечить не только божественную Афину, но и самого себя, мастер вписал в одну из сцен, украшающих щит богини, плешивого старика с молотом скульптора.

Фидий на щите скульптуры Афины-Девственницы

Афиняне не оценили юмор и осудили его за богохульство. В тюрьме Фидий скончался.

Знаменитая статуя, вероятно, погибла при пожаре, предположительно в V веке до н. э., но существует несколько копий разной степени точности.

Наиболее достоверную, под названием «Афина Варварикон», можно увидеть в национальном археологическом музее.

Современный Парфенон

Современный Парфенон

Подробно описывать как выглядит Парфенон сегодня, не имеет смысла — греческие археологи и строители максимально приблизили его к храму античному.

Конечно, весь лоск и красота скульптур Парфенона утеряны, но здание всё равно поражает воображение.

С каждым годом храм становится все более красивым, а истории гидов — все более впечатляющими, так что посещение Парфенона — это процесс, который интересно повторять каждые несколько лет.

Сколько стоит посещение

Сохранившиеся скульптуры на фронтоне крыши Парфенона

Доступ к главному памятнику античного зодчества эллинов открыт с 8.30 до 18.00.
Рекомендуется посещать его в ранние часы или под вечер, когда жара не особо сильна и наплыв туристов не очень большой. При входе есть небольшой ларек, где продают газированную воду и свежевыжатые соки (4,5 евро). Учтите, что со стаканом вовнутрь вас не пустят, а стакан довольно большой.

Запаситесь бутылкой с водой, наверху перед входом и слева есть фонтанчики и туалет.
Вход с большими сумками также воспрещен, но на территории имеются камеры хранения, где их можно оставить.

Всего входов и касс тут несколько, в том числе со стороны музея и на юго-восточной стороне, у театра Диониса.

Очередь в кассах со стороны музея обычно меньше.

Цена билета за вход на территорию Парфенона (12 евро) включает в себя посещение 6 достопримечательностей, в том числе храм Зевса Олимпийского, Древнюю и Римскую Агору, театр Диониса и древнейший район Афин – Керамик.
Билет действует 4 дня.

Древний храм Парфенон в Афинах— не только грандиозный памятник. Это ещё и национальный символ Греции, которым страна очень гордится.

Невероятно красивое в своей простоте здание с успехом выдержало испытание временем и пало лишь под снарядами из тяжелых пушек, сделанных тысячелетия спустя после постройки последнего святилища Афины.

Разве это не достойно восхищения перед работой античных мастеров!

Несмотря на то, что храм греческой богини уже много времени реставрируется и окружен строительными лесами, пребывание рядом с ним – поразительное и волнующее ощущение.
Если вам доведется побывать в Афинах обязательно посетите Парфенон — великий дух древней Эллады, застывший в пентелийском мраморе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *