Афон монастырь ватопед

В воскресенье, 21 мая, в 9.00 в Гродненском Свято-Рождество-Богородичном ставропигиальном женском монастыре состоится торжественная встреча копии чудотворной иконы «Ктиторской» («Алтарница»), которая прибудет в Гродненскую обитель из Ватопедского монастыря Святой горы Афон.
По благословению настоятеля Ватопедского монастыря архимандрита Ефрема копия чудотворной иконы Божией Матери «Алтарница» дарована Гродненскому Свято-Рождество-Богородичному женскому монастырю в связи с 25-летием со дня его возрождения.
История появления «Ктиторской» иконы Божией Матери следующая.
Недалеко от Ватопедского Афонского монастыря, построенного в 395 году в период царствования Константина Великого, во время сильной бури упал с корабля в море царевич Аркадий, сын императора Феодосия Великого. Все думали, что он погиб. Однако недалеко от того места, где находился монастырь, под тенью одного из прибрежных кустарников спутники Аркадия увидели спокойно спавшего царевича. Проснувшись, он рассказал, как был чудесным образом избавлен от неминуемой гибели заступничеством Богоматери. В воспоминание этого события расположившемуся здесь монастырю было дано название «Ватопед», т. е. куст отрока.
Император Феодосий Великий, узнав о чудесном спасении сына, в благодарность за это не только распространил, украсил и обогатил Ватопедский монастырь, но и пожертвовал обители сделанную из мастики икону Божией Матери. Эта икона была названа «Ктиторской» в память о том, что император был ктитором (в переводе с греческого — устроителем и украсителем монастыря). Эта «Ктиторская» икона была помещена в соборном Благовещенском храме в алтаре на горнем месте. Это послужило поводом к названию этой святой иконы еще «Алтарницей».
В 862 году, когда арабы, разоряя и грабя Крит, Сицилию и другие острова, уже стали бесчинствовать в пределах св. Афонской горы и приближались к Ватопедской обители, экклесиарх, не желая допустить, чтобы они надругались над христианскими святынями, скрыл Ктиторскую икону и крест в колодце, который находился под помостом алтаря. Поставив перед святынями горящую свечу, он надвинул сверху мраморную плиту вровень с помостом. Однако самого священника варвары схватили и увели в плен.
Только почти через семьдесят лет несчастный пленник получил свободу. Душа его стремилась туда, где он прежде служил Господу, к Святой горе. Великолепный в прежнее время Ватопед теперь представлял из себя жалкие развалины. Немногочисленная братия трудилась над обновлением разоренной обители, к ним присоединился и старец-пленник.
Припоминая события прежней жизни и обстоятельства, при которых он должен был покинуть Ватопедскую обитель, иеродиакон указал место, куда он скрыл святую икону Богоматери и крест, и просил сдвинуть одну из плит алтарного помоста. Под ней братия действительно нашла и икону Пресвятой Богородицы, и животворящий Крест Господень. Даже свеча еще горела перед ними.
Эта свеча и до сих пор горит неугасимо при святой Ктиторской иконе Богоматери: иноки, подбавляя воск, сберегают ее таким образом из рода в род.
Так как обе святыни были найдены в понедельник, то, начиная со времени их обретения, в этот день в Ватопедской обители совершается торжественный молебен Божией Матери в соборе, а на следующий день, во вторник, служится торжественная литургия с благословением колива и возношением части просфоры в честь Богоматери. Такое постоянное празднование продолжается более десяти столетий и как нельзя лучше свидетельствует об истинности события, глубоко запечатленного в преданиях Ватопедской обители.
Особая торжественность этого празднования видна уже из одного того, что литургия во вторник служится в соборном храме, тогда как, по установившимся правилам, она на Святой горе служится в соборах только по воскресным и праздничным дням, в будни же всегда в придельных церквах, или параклисах. Ктиторская икона ныне находится в алтаре соборного храма, на горнем месте, а Крест остается запрестольным.
Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Ктиторская»(«Алтарница») совершается 3 февраля (21 января).

Примерно на расстоянии трех часов ходьбы от города Кариес находится Святой монастырь Ватопед. Согласно преданию, он был построен Константином Великим. Позднее монастырь был разрушен. Восстановил его Феодосии Великий, в благодарность Богородице за спасение своего сына от неминуемой гибели в бурлящем потоке. Благодаря вмешательству Богородицы, мальчика течением прибило к дереву, что и спасло его. В честь этого события монастырь и был назван «Вато-педи» («вато» – дерево, «педи» – ребенок). В 892 году арабы во время одного из своих нашествий разрушили монастырь. Позднее братья Антоний, Николай и Афанасий из города Андриануполис восстановили его.

Соборный храм монастыря посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. Построен он в 1312 году, а приблизительно в 16 веке восстановлен. Колокольня храма высотой в 35 аршинов была возведена в 1427 году. Рядом с Соборным храмом существует и Фиали Айязму, который был расписан в 1842 году. Здесь хранятся и некоторые находки из древнего города Дион, в основном, | бюсты граждан города, найденные во время раскопок в 1858 году. Хранятся также и рельефные изображения Титана Крея (сына бога Урана и богини Геи) и бога Нирея. Предполагают, что на этом месте стояло святилище Зевса и богини Деметры со знаменитым колодцем. С помощью зеркала, подвешенного над ним на тонкой нити, здесь предсказывали больным жизнь или смерть. Во времена правления императора Феодосия на этом месте был построен христианский храм и под страхом смерти запрещены все идолопоклоннические ритуалы.

К самым знаменитым сокровищам Святого монастыря Ватопед относятся Святой пояс Богородицы, подаренный монастырю сербским вождем Лазарем I (1372-1389 гг.). Он состоит из трех частей, которые для большей безопасности хранятся в трех ящичках, сделанных из золота и серебра. Сохранившиеся части представляют собой не весь пояс целиком, а лишь фрагмент остальные части его пока не найдены. Среди сокровищ и лики Григория Теолога, Святого Андрея Критского, Модеста Иерусалимского, мощи Святой Евдокимии Ватопедской, образа императрицы Феодоры, супруги Феофила, чаша Иаспис – подарок Эманнуила Комнина Палеолога.

Среди чудодейственных икон монастыря икона Феомиторы «Пироволитисис» (Расстрелянной). По преданию, в 1822 году один из солдат военного отряда, расположившегося в монастыре, выстрелил в икону. Замученный угрызениями совести, он вскоре после этого повесился на оливковом дереве. Другая чудотворная икона – Богородицы «Парамитиас» (Сказочной). Рассказывают, что во время одного из нападений пиратов на монастырь икона ожила и заговорила с монахами, советуя им не открывать ворота монастыря, а подняться на его стены и оттуда попытаться отогнать пиратов. Икона Богородицы «Антифонитриа» (Отвечающей) названа так потому, что когда, согласно преданию, Планидиа, дочь Феодосия Великого, во время одного из своих приездов на Афон захотела войти в неф храма, раздался голос иконы, который вопросил ее: «Что ты хочешь здесь? Здесь живут только монахи. Почему ты хочешь дать повод врагам нашим сказать, что здесь ступала женская нога? Остановись! Не ступай дальше!» Говорят, что после этого случая и был введен запрет для всех женщин ступать на землю Святого Афона.

Икона Богоматери «Эсфагменис» (Заколотой) названа так, по преданию, из-за раны, которую нанес ей один из монахов. Потеряв управление над собой, он вонзил кухонный нож в щеку иконы, которая стала кровоточить. Позже монах образумился и после его смерти Богородица простила его. Икона находится в юго-восточном углу внутреннего нефа часовни Святого Димитрия Мировлита. След раны и сочащейся крови на ее щеке виден и по сегодняшний день.

И последняя – икона Богоматери «Ктиториссы» или «Виматариссы» в Соборном храме монастыря. Предание говорит, что во время одного из набегов арабов, пономарь храма хотел спасти икону и спрятал ее в колодец, под Святым Алтарем. Когда через много лет монахи открыли колодец, они увидели чудо – икона стояла в воде вертикально, а лампада перед ней продолжала гореть.

В библиотеке монастыря хранится: 1700 рукописей, 600 Кодексов на пергаменте, 25 пергаментных свитков и 10.000 печатных изданий. Среди рукописей и знаменитая «География» известного греческого астронома и географа Клавдия Птолемея (11 век), написанная на пергаменте. Ее длина 0,37 см, а ширина – 0,25 см. Состоит она из 66 страниц с текстом и 42 страниц с цветными картами.

Афонская церковная школа – Афониада. Афонская Академия была создана в монастыре Ватопед в 1743 году по инициативе Патриарха Кирилла и благодаря усилиям иеромонаха Мелития на площади в 2.840 кв.м. В крепости, в направлении южных ворот, находилась библиотека, а в середине – церковь Ильи Пророка. Указ о начале ее работы был издан в 1753 году. Тогда же и Мелетий был объявлен пожизненным попечителем Школы. В специальной булле говорится о назначении одного преподавателя, а учеников повелевается набирать из монастырей и со стороны. Первым учителем Школы в 1753 году был назначен Евгениос Вулгарис, который преподавал здесь 4 года. Из-за склок, начавшихся в ските Святой Анны, он отошел от своей деятельности. Все это значительно снизило престиж Школы, в которой кроме Вулгариса преподавали и многие другие известные лица, такие как Неофитос Кавсокаливитис, Киприанос, Афанасиос Парное и Н. Зердзулис. Раздор вокруг «поминок» и «колливы», в котором участвовали и преподаватели Школы, потрясший Святой Афон, довершил ее упадок. В начале 19 века Афониада была вновь восстановлена и действовала до 1821 года. В 1842 году Школа была вновь создана Святой общиной г. Кариеса на месте Кутлумушскои кельи Предтечи, где и продолжает работать по сегодняшний день, поддерживаемая Святой общиной Кариеса. Штат Школы финансируется Министерством образования Греции.

Что называется Господним храмом? В годы христианства слова «Кириакос» и «Кириако» приобрели значение «посвященный Господу Иисусу» («кириос» – господин: господний день, господняя вечерня, господние слова и т.д.). На Святом Афоне происходит раскол между Господними и Соборными храмами. Господними храмами называются храмы Скитов, а Соборными храмами – большие храмы монастырей.

Смотри также

Святая Гора – единственная в мире монашеская республика, автономная область, в политическом отношении принадлежащая Греческой Республике, а в церковном – … Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь расположен в юго-западной части Святой Горы, между портом Дафнии и монастырем Ксенофонта. Построенный неподалеку от … Русский на Афоне Свято-Пантелеимонов монастырь издревле имел на Святой Горе принадлежащие ему монашеские скиты и кельи, где подвизались русские иноки. …

В лесной долине на северо-восточной стороне Святого Афона, в 45 метрах от моря на высоте 50 метров расположился Святой монастырь …На вершине одной из гор Афона, на высоте 160 метров, южнее ущелья, в 1 часе ходьбы от моря находится Святой …Монастырь Есфигмен находится в глубоком живописном ущелье на северо-восточной стороне Святого Афона. С двух сторон он сжат горами, чему и …Монастырь Констамонит расположен на высоте 200 метров в 45 минутах ходьбы от побережья, в живописном зеленом месте. Согласно преданию, был …В середине пути между монастырями Ксенофонта и Констамонит, на высоте 30 метров находится Монастырь Дохиар. Вначале (10 век) ключник Афанасий …На ровном месте у моря находится монастырь Ксенофонт. Согласно преданию, его в 520 году основал преподобный Ксенофонт Ксилоглиптико. Исторические же … В двух часах ходьбы от Кариеса, восточнее монастыря Святого Пантелеймона и западнее монастыря Сименопетр, в 200 метрах от моря находится …

    Tags:

  • Афон
  • Святая Гора
  • Ватопедский монастырь

Email: filoxenia@vatopedi.gr

Святой Ватопедский монастырь является вторым по своей значимости в иерархии афонских монастырей. Это положение он сохраняет и до сих пор. Построен во второй половине 10 века тремя братьями монахами из Адрианополя: Афанасием, Николаем и Антонием, которые были учениками святого Афанасия – основателя монашества на Афоне.

Монастырские сооружения были построены в течение 10 – 19 веков. Этот большой монументальный комплекс, окруженный высокими стенами и зданиями, имеет треугольную форму и внешне напоминают средневековую крепость. В просторном дворе находится Главный храм (Благовещение Пресвятой Богородицы), Трапезная в форме Креста, множество часовен, главная из которых – Честного пояса Пресвятой Богородицы, а также Водосвятная часовня (Фиали).

В Главном храме монастыря хорошо сохранилась уникальная настенная мозаика византийского периода, характерная для Афона. Его фрески, расписанные в 1312 году, являются значительным монументальным памятником палеологового возрождения (Palaiologa). Часть икон приписываются известному художнику Мануилу Панселино (Panselinos) из города Салоники.

Кроме фресок и мозаик, монастырь имеет большое количество икон, церковных облачений, шитьё золотом, священных сосудов, имеющих уникальное значение, а также Честной пояс Пресвятой Богородицы. В этом монастыре имеется самое большое количество святых мощей Афона, в т.ч. нетленное ухо св.Иоанна Златоуста.Среди примерно сорока святых, подвизавшихся в Ватопедском монастыре были Великий Богослов Православной Церкви святой Григорий Паламас (14 век) и светоч русского народа святой Максим Грек (16 век).

В библиотеке монастыря хранятся 10 тысяч редких книг, в т.ч. «География» Птолемея с картами, а также 1700 рукописных кодексов.

Расцвету монастыря способствовала постоянная поддержка византийских императоров и патриархов. Монастырь процветает и в наше время. Проживает в нём около 100 монахов.

Ватопедскому монастырю принадлежит русский скит св. Апостола Андрея. Соборный храм скита построен в память чудесного спасения императора Александра II и освящён в 1900 году Константинопольским Вселенским патриархом Иоакимом. Главной святыней храма скита является часть святой главы св. Апостола Андрея.

Монастырю Ватопед приписывают создание Афонской академии, которая воспитательно подкрепляла эллинов, находивщихся в порабощении у турок.

ЧЕСТНОЙ ПОЯС ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Чудотворный Пояс Божией Матери – самая значительная святыня Ватопедского монастыря – является единственной реликвией, которая сохранилась от земной жизни Богородицы.

Согласно святому преданию и истории нашей Церкви, Пресвятая Богородица спустя три дня после своего Успения воскресла и в теле вознеслась на небеса. Во время вознесения Богородица дала святому апостолу Фоме Свой Честной Пояс.

Честной Пояс, согласно преданию, изготовлен из верблюжьей шерсти самой Богородицей. Жена византийского императора Льва VI Мудрого Зоя, в благодарность за чудесное своё исцеление, расшила Пояс золотой нитью, который и хранится сегодня в монастыре, разделённый на три части.

Первоначально Пояс хранился в Иерусалиме, а затем в Константинополе, где в 12-м веке во время царствования Мануила Комнина (1143 -1180) было официально учреждено его празднование 31 августа. Позже император Иоанн VI Кантакузинос (1347-1355), подарил Пояс Святому монастырю Ватопед , к которому испытывал особую любовь. С тех пор Честной Пояс хранится в монастыре Ватопед, в серебряном футляре новой конструкции, на котором изображён монастырь.

Святой Пояс имеет особую благодать для лечения рака, а также бесплодия у женщин. На Святой Пояс сверху накладывается лента, которая получает благодать от святыни и её-то и носят страждущие. Празднуется Положение Честного Пояса Пресвятой Богородицы 31 августа.

СВЯТЫЕ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Как известно, на Святой Горе особо чтят Пресвятую Богородицу и в Ватопедском монастыре находятся восемь чудотворных икон Божьей Матери :

1. Богородица » Vimatarissa» или » Ktitorissa». Икона была написана в 10-м веке. Во время нашествия арабов икона была спрятана в колодце Саввой пономарём ( vimatari ), там же был спрятан крест Константина Великого и лампада. Но, к сожалению, Савва был захвачен в плен и долгое время не имел возможности вернуться домой. Спустя 70 лет он освободился и показал место, где были спрятаны реликвии. Когда открыли колодец, обнаружили, что икона и крест были над водой, а лампада всё еще горела.

2. Богородица «Сказительница». Эта икона Богородицы была написана в 14-м веке и впоследствии была перенесена в аналой (место для поклонения). Эта икона удивительна тем, что Богородица держит за руку Иисуса. Традиция гласит, что однажды, когда игумен монастыря давал ключи вратарнику, услышал голос, говорящий: «Не открывайте ворота, но поднимитесь на монастырские стены и прогоните пиратов”. Удивившись , игумен бросил пристальный взгляд и увидел, что Богородица на иконе повторила то же самое сообщение. Тогда «Божий сын» ответил: «Не беспокойся о них грешниках”, пытаясь при этом прикрыть рот своей матери. Богородица, однако, повторила то же самое сообщение и монахи защитили свой монастырь и были спасены.

3. Богородица «Esfagmeni». Эта икона 14-го века. Это название было дано иконе, когда однажды монах – церковный сторож – опоздал в Трапезную и ему не дали пищу. Тогда разгневанный монах всадил нож в лицо Богородицы на иконе, обращаясь к ней при этом богохульно. Неожиданно, однако, икона стала кровоточить из нанесённой раны. Сам церковный сторож до самого конца своей жизни провел в глубоком раскаянии. Когда позже были обнаружены останки раскаявшегося монаха, рука его оказалась нетленной и хранится в монастыре и поныне.

4. Богородица » Antifonitrias». Это еще одна старинная икона монастыря. По преданию, когда Ватопедский монастырь посетила дочь Великого Феодосия, она услышала голос, исходящий от иконы, который запретил ей приходить сюда, т.к. она осмелилась нарушить запрет на посещение женщинами Святого Афона.

5. Богородица » Eleousa» («Милосердная»). Эта икона 15 века находится в этом же помещении и принесена сюда из скита Святого Андрея. Ранее икона эта, согласно сообщению Герасима Смирнаки, была обнаружена мастерами – христианами в мечети Константинополя и продана в 1893 году монаху Ватопедского монастыря Софронию.

6. Богородица «Elaiovrytissa». Это портативная икона 14 века и расположена в «Ladario” (хранилище для масла) монастыря. Переносят её оттуда только в Страстную пятницу (Diakainisimou). Предание гласит, что однажды, когда заканчивалось масло в хранилище, вспыхнула ссора между поваром и хранителем масла, который не давал масло для приготовления пищи. После ссоры было принято решение выдавать масло повару столько, сколько потребуется. Масло закончилось, однако на следующий день все сосуды оказались чудесным образом заполненными.

7. Богородица «Стрельная». Икона названа так по событию 1882 года, когда вооружённый турецкий отряд вошёл в монастырь и один из них прострелил руку Богородицы на иконе. Этот воин впал в безумие, а остальные, охваченные ужасом, испугались и убежали из монастыря.

8. Богородица «Пантанасса». Это портативная икона большого размера написана в 17 веке. Предание гласит о чудесном событии, связанном с этой иконой. Однажды некий монах пошел помолиться и вдруг, увидев, что икона засверкала яркими блестками, упал без чувств. Сам монах признался позже, что занимался магией .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *