Агрессия в младшем школьном возрасте

Детская агрессия: причины, последствия и пути преодоления

Сегодняшняя статья посвящена проблеме детской агрессии.

Агрессия (от латинского «agressio» — нападение, приступ) – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо или чему-либо.

Какие могут быть проявления агрессии у детей?

  1. Злость и возмущение, которые выражаютсяв отчаянном плаче младенца, причина которых проста: не удовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае — это реакция борьбы за выживание.

  2. Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет.

  3. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к поведению ребенка, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье; непослушание, упрямство и др.

  4. Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет могут быть связаны с ограничением его «исследовательского инстинкта», с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя».

  5. Драчливость у мальчика, плач, визгу девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания, в то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.

  6. В младшем школьном возрасте наиболее часты акты физического нападения у мальчиков и более «социализированные» формы агрессии у девочек: оскорбление, дразнилки, соперничество.

  7. У подростков-мальчиков продолжает доминировать физическая агрессия (нападения, драки), а у девочек — негативизм и вербальная агрессия (сплетни, критика, угрозы, ругань).

Чем полезна агрессия?

В агрессивности есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни – это настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее разрушительных, асоциальных форм, и поощрение ее положительных проявлений, таких как целеустремленность, настойчивость, умение постоять за себя, сказать «нет» тому, что неприятно или вредно для ребенка

В чем причины детской агрессивности?

Агрессия может возникать в следующих случаях:

  1. как реакция на фрустрацию — это попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению эмоционального равновесия;

  2. как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих потребностей;

  3. как «выученное» поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (чаще всего поведение родителей или значимых взрослых, литературных, кино- и телегероев).

Также на проявление агрессивности влияют биологические факторы (особенности нервной системы, наследственность, биохимические факторы).

Специального вмешательства требуют следующие типы агрессивности ребенка:

1. Ребенок старше пяти лет получает удовольствие, му­чая других детей и животных. Такой проявление встречается редко, но всегда требует специального лечения у психотерапевта и психолога.

2. Агрессивность гиперактивного ребенка. Такой ребе­нок беспокоен, агрессивен, все задевает его, за ним тянется «шлейф» разрушений и обид. Поведение его от­личается импульсивностью, необдуманными поступками, нарушением запретов. Такой ребенок может быть в душе любящим, великодушным, милым, но биохимический дисбаланс коры головного мозга делает его поведение сверхактивным, а регулирование его – предметом забот врача.

3. Ребенок проявляет немотивированную, ничем не обусловленную агрессию, а воспитательные меры не помогают.

4. Агрессивное поведение детей с особенностями пси­хофизического развития.

Как предотвратить разрушительное проявление агрессивности у ребенка?

  • Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке — проявлять к нему любовь.

  • Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их.

  • Давайте ребенку возможность выплескивать свою энергию — пусть он порезвится один или с приятелем; не давайте сверхреактивному ребенку сидеть без дела – пусть его энергия расходуется в «мирных» целях (спорт, научные кружки, «мастерилки» ит.п.).

  • Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости.

  • Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками — в совмест­ных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения.

  • Не прибегайте к физическим наказани­ям!

  • Показывайте ребенку личный пример эффективного доброже­лательного поведения: не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений, разговоров о мести обидчикам и т.п.

«Лечение» агрессивности

Для коррекции агрессивного поведения детей годятся примерно те же способы, что и для предупреждения. Для ребенка такого типа одно лишь ласковое слово может снять его озлобление. Не считайте такого ребенка «испорченным». Если вы начинаете так думать, у вас может возникнуть чувство отчуждения, неприятия ребенка. Это обязательно почувствует и он, а ощущение одиночества среди самых близких может привести к тому, что ребенок станет еще более трудным.

Если вам сложно справиться с агрессией ребенка, попробуйте обратиться за помощью к специалистам: врачам-психотерапевтам и психоневрологам, психологам, педагогам.

Основные выводы

От агрессивности больше всего страдает сам ребенок: он в ссоре с родителями, он теряет друзей, он живет в постоянном раздражении, и чаще всего в страхе. Все это делает ребенка несчастным. Забота и тепло для такого ребенка лучшее лекарство. Пусть он в каждый момент времени почувствует, что родители любят, ценят и принимают его. Пусть ребенок видит, что он нужен и важен для вас.

*Данный материал был подготовлен на основе пособия «Учимся быть хорошими родителями для детей в возрасте от 3 до 7 лет»

5. Донина И.А., Яблокова Л.В. готовность педагогов дошкольной организации к маркетинговой деятельности / И.А. Донина, Л.В. Яблокова // В сборнике: Перспективы развития науки и образования сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. 2014. С. 40-41.

6. Езопова С.А Менеджмент в дошкольном образовании: Учебное пособие для студ. высших педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 201 с.

7. Самыгин, С. И. Педагогика и психология высшей школы / С. И. Самыгин. — Ростов н/Д.: Феникс, 1998. — 544 с.

8. Сиденко А.С. Статья. — Инновационные проекты и программы в образовании. — 2012. — № 2. — С. 68-77.

УДК 159.96.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

Мосина Т.Н., 2018 Новосибирская общеобразовательная школаМБОУ СОШ№32, учитель начальных классов, Новосибирск

Аннотация: статья посвящена актуальной теме агрессии у детей младшего школьного возраста. Детская агрессивность имеет специфический характер, и эта специфика проявляется особенно остро в подростковом и младшем школьном возрасте. Рассматриваются основные подходы к изучению агрессии; отличительные признаки подростковой агрессивности. Представлен анализ классификации агрессивного поведения подростков, факторов, стимулирующих агрессию детей, а в частности младших школьников. На развитие агрессивности младших школьников влияют природные особенности темперамента, возбудимость и сила эмоций нервной системы, способствующей формированию таких черт, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Агрессия вызывает также необходимость защищать себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, когда ребенок не видит иного выхода, кроме драки или словесных угроз.

Ключевые слова: агрессивное поведение, младшие школьники, озлобленность, воспитание

AGGRESSIVE BEHAVIOR OF PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Mosina T.N., 2018

Novosibirsk comprehensive school №32, primary school teacher, Novosibirsk

Ключевые слова: aggressive behavior, schoolchild, embitterment, parenting. Ведение

В соответствии с современными тенденциями модернизации системы образования особое значение приобретает проблема сохранения не только физического, но и психологического здоровья детей младшего школьного возраста, формирования их эмоционального благополучия.

Повышенная детская агрессивность в настоящее время является одной из наиболее острых проблем врачей, педагогов, психологов, общества в целом. Актуальность данной темы несомненна, поскольку число детей с агрессивным поведением неуклонно растёт. Этому способствуют многие факторы, среди которых ухудшение социальных условий жизни детей, увеличение количества патологических родов, оставляющих последствия в виде повреждения головного мозга ребёнка, невнимание школы к нервно-психическому состоянию детей, пропаганда культа насилия средствами массовой информации.

В целом же агрессивные проявления или же построенное ожидание подобного от окружающих ограничивает активность ребенка, усиливает его тревожность, формирует заниженную или компенсированную самооценку. Актуальность проблемы в современном мире

Агрессивных детей, равно как и детей, опасающихся агрессии, относят к группе риска. Поведение в детстве позволяет, по мнению многих исследователей, достаточно надежно предсказывать поведение в зрелые годы. Следовательно, коррекция ранних проявлений агрессивности, научение адекватным социальным навыкам межличностного общения является одной из важнейших задач практической психологии.

В психологии и педагогике накоплен значительный опыт исследования агрессивного поведения младших школьников. Различные подходы в этой области разрабатываются как зарубежными, так и отечественными учёными, предлагающими различные способы и методы коррекции агрессивного поведения детей 6 — 10лет (А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, Г.В. Бурменская, и др.). В переводе с латинского языка «агрессия» означает «приступ», «нападение». Данный феномен связывают с негативными эмоциями (гневом), мотивами (стремлением навредить), установками (расовыми предубеждениями) и деструктивными действиями.

Агрессия представляет собой поведение, которое направлено на нанесение физического или психологического вреда, вплоть до уничтожения объекта агрессии. В роли объектов могут выступать предметы или живые существа. Агрессия может возникнуть как реакция человека на стресс, на фрустрацию, физический или психологический дискомфорт.

В состоянии агрессии человек обладает гневом, ненавистью и т.д. Агрессивное поведение может служить средством достижения какой-либо цели — например, повышению собственного статуса за счет самоутверждения.

Различают несколько типов агрессии: вербальную, физическую, прямую (непосредственно направленную против кого или чего-либо), инструментальную (являющуюся средством достижения какой-либо цели), косвенную (направленную на враждебное лицо окольным путем), альтруистическую (имеющую целью защитить других от чьих-то агрессивных действий), а также аутоагрессию, которая проявляется в самоуничижении, самообвинении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийств.

Для современного поколения и общества проблема агрессивного поведения детей очень актуальна. Рост агрессивных тенденций, распространение жестокости и насилия на экране и в средствах массовой информации вызывают озабоченность педагогов и родителей. Свою роль играет также увлечённость детей компьютерными играми, видео и фильмами агрессивного характера.

В психолого — педагогической литературе существует ряд определений агрессии. Л. Бендер анализирует агрессию как тенденцию близости к объекту или удаления от него, а Х. Дельгадо пишет, что человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести ущерб или вред личности, или обществу. Уилсон отмечает, что агрессия есть угроза или физическое действие такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают генетическую приспособленность или свободу другой особи.

Причины появления агрессии в поведении детей

Существуют разные причины и разные формы, критерии агрессивного поведения детей. Оно сопровождается возрастными кризисами (примерно одного года, десяти, семи, трёх лет). Вспышки агрессии могут быть вызваны заболеваниями мозга, воспалительными процессами в организме и т.д., а также быть компенсацией безысходности или незащищённости, средством привлечения внимания, выходом накопленного напряжения и т.д. Возможно, ребёнок просто не знает, как поступить иначе, ведь поведенческий опыт у детей ещё невелик. Агрессия может быть и последствием воспитания.

Можно выделить факторы, обусловливающие появление агрессивного поведения младших школьников:

— индивидуальный, который определяет психобиологические предпосылки асоциального поведения, которые затрудняют адаптацию ребёнка в обществе;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— психолого-педагогический, который определяет дефекты семейного и школьного воспитания;

— социально психологический, определяющий неблагоприятные особенности взаимодействия ребёнка с ближайшим окружением в семье, в коллективе сверстников, на улице;

— личностный, определяющий активно избирательное отношение ребёнка к предпочитаемой среде общения, к ценностям и нормам своего окружения, к педагогическим воздействиям общественности, школы, семьи, а также способность к саморегулированию поведения и личные ценностные ориентации;

— социальный, который определяется социально экономическими условиями.

Младшие школьники, склонные к насилию, отличаются тем, что для них характерны высокая частота агрессивных действий, их направленность на страдание или физическую боль сверстников, преобладание прямой физической агрессии. Другой ребёнок выступает для агрессивных детей как противник. В зависимости от мотивов выделяют три типа агрессии детей: импульсивно демонстративный, целенаправленно враждебный и нормативно инструментальный. Работа с детьми склонных к агрессии в школе и в семье

В сфере «ребёнок — взрослый» кроме отношений «ребёнок — родители» возникают новые отношения «ребёнок — учитель», которые поднимают ребёнка на уровень общественных требований к его поведению.

Более того, в учителе нормативные требования воплощаются для ребёнка с большей определённостью, чем в семье, потому что в первичных условиях общения ребёнку трудно оценить характер своего поведения и выделить себя. В соответствии с этим только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ученикам, оценивая их поведение, создаёт условия для социализации поведения детей.

В быту агрессия воспринимается людьми как сугубо отрицательное проявление человеческой природы. Представление об этом феномене и его описание в психиатрии и клинической психологии также имеет негативную окраску. Оно включает нанесение ущерба, разрушение, нравственных и физических страданий. Согласно принятым формулировкам, агрессия — это высказывания и действия, направленные на причинение вреда, физической и душевной боли другому существу.

Работа с агрессивными детьми должна направляться на безопасный выход агрессии (эмоциональное расслабление), на повышение самооценки, на развитие навыков общения через игровую деятельность, на преодоление внутренней изоляции и на развитие способности видеть и понимать других. Эта задача требует отказа от некоторых обычных форм работы учителя. Такие традиционные формы влияния, как убеждения и объяснения педагога, приведение положительных примеров и призывы не обижать других, неэффективны при работе с агрессивными школьниками. Они уже знают, что хорошо, а что плохо, а сверстник, который представлен как модель, может вызвать только неприязнь к ребенку.

Также необходимо отказаться от соревновательного старта в играх и классах. Все виды конкурсов, игр-соревнований, боев и соревнований направляют внимание ребенка на собственные успехи, создают ориентацию на конкурентоспособность и противодействие другим. В конечном счете, независимо от того, побеждает ли ребенок или проигрывает, это приводит к разобщенности и отчуждению детей.

Социальная и профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения и не ограничиваться устранением внешних проявлений разрушенного развития. При разработке профилактических и корректирующих программ следует учитывать не только симптомы (формы агрессивных проявлений, их тяжесть, степень отклонения), но и отношение ребенка к его поведению. Наиболее эффективным средством коррекции является игра, специально организованная психологом. Это может служить не только целям исправления, но и предоставить ценный диагностический материал, который позволяет нам увидеть проблему глазами ребенка.

Работа с взрослыми, которые составляют непосредственное окружение ребенка, должна строиться как с точки зрения ознакомления их с причинами агрессивности детей, так и с психологическими характеристиками агрессивных детей (чувство собственного достоинства и структура сферы мотивации и необходимости) и в организации нового опыта взаимодействия с такими детьми (обратить внимание на ребенка, когда он ведет себя хорошо, чтобы обеспечить выбор в поведении, оценить не человека, а отдельные действия), реорганизацию системы наказания и поощрения. Взрослые (педагоги, родители, психолог) должны понимать, что исправление агрессивного поведения ребенка — это кропотливая работа, которая требует понимания проблем таких детей и терпения. Родители должны помочь своим детям адаптироваться к окружающему миру. В некоторых случаях ребенка следует поощрять, в других — защищать от агрессии. Другими словами, чтобы понять, являются ли действия ребенка самозащитными или враждебными и не передает ли он свою ярость от виновных невиновным.

Современные психологи предлагают следующие методы для снижения уровня агрессии:

1. Тренинги (дети могут посещать их со своими родителями)

2. Релаксация, направленная на расслабление различных групп мышц

3. Ролевая игра, направленная на разрешение конфликтных ситуаций

4. Неожиданный момент (например, приглашение к группе знаменитого сказочного героя) и т. д.

Работа с агрессивными детьми имеет ряд характеристик. Главная задача в этой работе — помочь

ребенку преодолеть внутреннюю изоляцию, показать сопереживание, нормальную связь со сверстниками. Мероприятия по сокращению агрессии могут осуществляться в различных формах. Очень важно работать с родителями. Формирование агрессивного поведения влияет на многие факторы, в том числе на социальную среду, поэтому вам нужно знать, как индивидуальный уровень агрессивности ребенка и общий в группе.

Имеет скорее значение установки на оказание помощи детям с неярко выраженной инструментальной агрессией. Цель беседы — помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию, и общению со сверстниками в группе.

В игре есть возможность смоделировать жизненные ситуации, найти выход из затруднительного положения, или похвалить и еще раз проиграть ситуации, где ребенок сделал правильный выбор.

У агрессивных детей отмечается высокий уровень мышечного напряжения. Особенно он высок в области рук, лица, шеи, плеч, грудной клетки и живота. Такие дети нуждаются в мышечной релаксации. Релаксационные упражнения лучше проводить под спокойную музыку. Регулярное выполнение релаксационных упражнений делает ребенка более спокойным, уравновешенным, а также позволяет ребенку лучше понять, осознать чувство собственного гнева. В результате ребенок лучше владеет собой, контролирует свои деструктивные эмоции и действия. Релаксационные упражнения позволяют ребенку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.

Поскольку поведение агрессивных детей является деструктивным и связанным с непредсказуемыми эмоциональными вспышками, проблема обучения ребёнка приемлемым способам выражения гнева — одна из самых острых и важных, стоящих перед взрослыми. Гнев — это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. В коррекционной программе при обучении агрессивных детей конструктивным способам выражения гнева предполагается учить их прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приёмов.

Агрессивным детям зачастую свойственны мышечные зажимы, особенно в области лица и кистей рук. Поэтому для данной категории детей рекомендуется проводить любые релаксационные упражнения. В процессе коррекционной работы можно говорить с ребёнком о том, что такое гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребёнку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому важно работать над собой, управлять и владеть своими отрицательными эмоциями. Заключение

Таким образом, стало понятно, что агрессия представляет собой подпитываемое отрицательными эмоциями, однобокое отражение реальности, приводящее к неадекватному поведению, к необъективному, искаженному, неверному пониманию действительности.

Часто анализ показывает, что агрессия преследовала какую-либо позитивную для человека цель, но выбранный способ поведения — неадекватный, неудачный, — приводит к ухудшению ситуации и обострению конфликта. Чем сильнее невротичность и фрустрация личности, тем более и обостреннее реализуется неадекватное агрессивное поведение.

Представление об этом феномене и его описание в психиатрии и клинической психологии также имеет негативную окраску. Оно включает нанесение ущерба, разрушение, нравственных и физических страданий. Согласно принятым формулировкам, агрессия — это высказывания и действия, направленные на причинение вреда, физической и душевной боли другому существу.

Изучая причины и последствия детской агрессии, важно понимать, что злость — это естественная реакция любого живого организма на чью-либо жестокость или опасность.

По отношению к человеку «боль» следует понимать как-либо моральный, либо физический дискомфорт. То есть агрессию у ребёнка провоцируют не только бьющие его родители, но и равнодушные отец и мать, которым нет дела до малыша; и внутренние проблемы семьи, вроде бы не касающиеся его напрямую. Тревога, неуверенность в себе и в окружающем мире, страх, недостаток внимания — всё это причиняет ребёнку душевную боль, а боль порождает агрессию.

В житейском понимании слово «агрессия» означает действие, направленное на нарушение физической и психической целостности человека, ведущее к причинению материального или психического ущерба.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М., 2015. — 308 с.

3. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А.И. Захаров. — М.: Просвещение, 2006-173 с.

4. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. — Апрель Пресс ЭКСМО-Пресс, 2016. —

На современном этапе развития нашего общества жизненный уровень большинства населения, особенно занятого на бюджетных предприятиях, понизился, обострились межнациональные противоречия, усилился темп жизни. В нашей стране появилось немало деградирующих семей – это с одной стороны; с другой – многие родители вынуждены работать на двух работах, что бы обеспечить полноценную жизнь своей семье. Все это приводит к тому, что дети переживают постоянные стрессы, прежде всего потому, что не удовлетворяются их базовые потребности: в родительской любви, ласке, защищенности. Л. Ватова утверждает, что «В результате у детей нарастает напряженность, появляется агрессивность и озлобленность – сначала на родителей, потом на всех окружающих» .
По агрессивностью Г. М. Коджаспирова и А. Ю. Коджаспитов понимают деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический врем или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности . «Агрессивное поведение детей является, прежде всего, реакцией на физический и психологический дискомфорт, стрессы» . Учеными А. А. Романовым, Ю. Галановой, А. Г. Долговой были выделены основные причины, провоцирующие агрессивность у ребенка:
• Наследственно-характерологические (наследственная предрасположенность к агрессивному поведению, наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка).
Степень агрессивности ребенка определяется его генетической наследственностью. Генетическая наследственность вносит определенный вклад в индивидуальные различия в уровне агрессивности. На основе этого было доказано, что у мальчиков уровень агрессивности выше, чем у девочек . Так же на проявление агрессивности у детей влияет психологическое состояние мамы во время беременности.
• Социально-бытовые (неблагоприятные условия воспитания в семье и в школе, неадекватно-жестокий родительский контроль, враждебные или оскорбительские отношения к ребенку, конфликты)
По мнению Альберта Бандуры, любой ребенок учиться в социальном контексте, то есть в окружении других людей. Дети начинают вести себя агрессивно, когда видят такое поведение у родителей дома, у воспитателей в детском саду и при общении со сверстниками . Агрессивное поведение возникает еще в том случае если со стороны родителей идет жесткой и неадекватный контроль, постоянные оскорбления в адрес ребенка. Он чувствует неудовлетворенность, не защищенность, страх оказаться наказанным, непонятым родителями и окружающими людьми.
• Ситуационные (введение ограничений в поведении ребенка, нарастание утомления и пресыщения у ребенка, чувствительность к оценке, осуждению, порицанию) .
В настоящее время ребенок в дошкольном возрасте переживает постоянные стрессы. Ему не хватает времени для игры, так как родители его ведут в кружок развивающего характера. У него не удовлетворяются базовые потребности в родительской любви, ласки. В детском саду, дома его осуждаю, ругаю, за то — что не мешает взрослым, неправильно сделал поделки, не такой на все и т.д. Все это ведет к тому, что ребенок становится озлобленный на окружающий его мир и что бы защитить себя от его негативного влияния он использует агрессивное поведение.
• Личностные (активно-избирательное отношение ребенка к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, а также личные ценностные ориентации и личная способно10сть к саморегулированию поведения).
По мнению Берковица и Лепажа предпосылки агрессивного поведения присутствуют в окружающей среде предметов, которые способствуют появлению агрессивных ассоциаций и агрессивных поступков . Так же влияние оказывает и предпочитаемая среда общения ребенка и его окружение, он учиться жить и приспосабливаться к тому окружению, в котором он живет и, не осознавая, что это окружение негативно на него влияет.
• Средства массовой информации.
Ребенок, включая телевизор, может неосознанно наткнуться на сцены жестокого убийства, насилия, реалистичного агрессивного поведения героев, которое приводит к достижению желаемой цели. Все это приводит к повышению уровня агрессивности и до сих пор неясно, как средства массовой информации порождают рост агрессивности .
Самой часто причиной провоцирующей агрессивность детей является семья, а именно агрессивное поведение ее членов в обыденных жизненных ситуациях — крики, ругань, хамство, унижения, взаимные упреки. А. Г. Долгова считает, что «Ребенок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще, если ежедневно наблюдает её у взрослых. Это приводит к тому, что дети теряются, озлобляются, агрессивно настраиваются против родителей и окружающих людей»
Опираясь на причины провоцирующие агрессивность А. А. Романов, выделил типы агрессивных детей:
1 тип — агрессивный ребенок с оппозиционно – вызывающим поведением. Проявление грубости.
2 тип — агрессивно-обидчивый и истощаемый ребенок. Повышенная чувствительность, ранимость.
3 тип — агрессивно-бесчувственный ребенок. К этому типу относятся дети, которые воспитывались в неблагоприятные условия.
4 тип — агрессивно-боязливый ребенок. Дети постоянно испытывают страх в новых начинаниях, в незнакомой ситуации.
5 тип — гиперактивно-агрессивные дети. Дети имеющие расторможенность и гипреактивность.
У агрессивных детей наблюдается снижение продуктивного потенциала, снижение возможность общения с окружающими его людьми, идет деформация личностного развития. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.
В настоящее время у большинства детей дошкольного возраста уже проявляется агрессивность в различных формах:
1. Косвенная вербальная агрессивность направлена на обвинение или угрозы сверстников, которые осуществляются в различных высказываниях (крики, жалобы).
2. Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и невербальные формы унижения другого (дразнилки, оскорбления).
3. Косвенная невербальная агрессия направлена на принесение какого-либо ущерба другому ребенку через непосредственные физические действия (разрушение продуктов деятельности, уничтожение или порча чужих вещей).
4. Прямая невербальная агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого ребенка и нанесение ему физической боли и унижения (угрозы, драка, хватание за волосы и т.д.) .
Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия. У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии.
Учитывая причины и показатели проявления агрессивности у детей целесообразно рассмотреть методические рекомендации по снижению уровня агрессивности у детей.
1. Родители сами должны стараться контролировать собственные агрессивные импульсы. Ведь в старшем дошкольном возрасте ребенок учиться всему на основе подражание действий взрослого человека.
2. Необходимо повышать проявление любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя оскорблять ребенка, обзывать его. Проявлять недовольство надо именно действием, поступком, принимая личность ребенка в целом.
3. Ни в коем случае нельзя подавлять проявление агрессивности ребенка, иначе это может нанести серьезный вред его здоровью.
4. Если ребенок капризничает, злиться, кричит, бросается на вас с кулаками – обнимите его, прижмите к себе. Это поможет ему успокоиться, уменьшить свою агрессивность и придти в себя.
5. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства.
6. Покажите ребенку конечную неэффективность агрессивного поведения.
7. Устанавливайте социальные правила поведения в доступной для ребенка форме.
8. Не забывайте хвалить ребенка за старательность.
9. При проявлении агрессивности ребенка, сочините вместе с ним рассказ, в котором этот ребенок будет главным героем.
Важно понимать, что агрессивное поведение – это поведение причиняющее вред окружающим, приводящий к разрушительным и негативным последствиям. Задача взрослого – научить ребенка контролировать свое агрессивное поведение.

Социально-психологическая служба

Тематические страницы > Профилактика депрессий > Профилактика депрессий у детей > Агрессивное поведение у детей Агрессивное поведение у детей

Агрессия — (от лат. — нападение, приступ) — это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.).

Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Почему же дети агрессивны?

Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников.

Во-первых, — это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

Во-вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный и мне все можно») во время игр.

В третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

Диагностические критерии агрессивности для детей младшего школьного возраста:

1. Часто теряют контроль над собой.

2. Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми, используют физическое насилие.

3. Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.

4. Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.

5. Завистливы и мнительны.

6. Проявляют жестокость по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).

7. Не умеют брать ответственность за свои поступки.

8. В отношениях проявляют низкий уровень сочувствия.

9. Имеют неврологические симптомы: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

10. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

На агрессивное поведение ребенка влияют различные семейные факторы:

— низкая степень сплоченности семьи; — конфликтность; — недостаточная близость между родителями и ребенком; — неблагоприятные взаимоотношения между детьми; — неадекватный стиль семейного воспитания (гипоопека, гиперопека); — агрессия отца по отношению к матери.

Агрессивное поведение детей — это своеобразный сигнал, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.

Особенности семей агрессивных детей

1. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители не разделяют ценности и интересы друг друга, испытывают негативные чувства по отношению друг к другу.

2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.

3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.

4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. В результате у ребенка вырабатывается модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.

5. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей: физические наказания, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.

Формы агрессивного поведения:

Непатологическая форма, как правило, характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения и способностью к компенсации в благоприятных условиях. Например, агрессивное поведение подростков может носить характер возрастных реакций и не нарушать в целом их взаимоотношений с окружающими.

Патологическая агрессия, напротив, связана с качественными изменениями составляющих насильственного поведения, обусловленных болезненными изменениями психической деятельности. Признаки патологической изменений: агрессивное поведение с изменениями в эмоциональной сфере и возникновением аффективно-злобных реакций; агрессивное поведение с наличием мести, ненависти, обиды; садистическая агрессия.

Агрессивное асоциальное поведение в целом вызывает устойчивое негативное отношение общества и является серьезным барьером между личностью и окружающими ее людьми. Поскольку агрессия имеет глубокие биологические и социальные корни, искоренить ее очень сложно. Снижение ее проявлений возможно через создание системы эффективного контроля на нескольких уровнях – общества, семьи, школы.

Психологическая помощь агрессивным детям

Агрессивные дети нуждаются в положительном к себе отношении. Это важно потому, что их представление о себе формулируется в основном в отрицательных терминах и тем самым разрушается их внутренне «Я», нанося вред личности. Принятое вами правильное отношение к своему ребенку влияет на его адекватное самовосприятие и поступки. Помните, что лишь сохраняя положительный настрой в отношении вашего ребенка, вы окажите позитивное влияние на проблему, если она уже существует.

Советы родителям

1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением.

2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более – к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку действуют довольно эффективно.

3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.

4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них общительности, сочувствия, дружелюбия.

5. Обучать конструктивным способам управления гневом (через активную деятельность, сознательное признание своей обиды и озвучивание своих эмоций партнеру, воздержание от агрессивных высказываний и поступков, прощение, определение причин гнева и работу с ними, поиск компромиссов, дипломатичный диалог с обидчиком и т.д.) и его принятия как естественной, присущей любому человеку эмоции.

Задать вопрос специалисту Вы можете на сайте КОКПБ им. академика В.М. Бехтерева: http://www.kokpb.com/

Читайте также материалы на нашем сайте в рамках месяца психического здоровья

Стресс у детей
Депрессия у детей и подростков
Кто такие гиперактивные дети?
Подростковая депрессия (что необходимо знать о расстройстве врачу общей практики)
и подборку материалов Профилактика депрессий у взрослых

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • агрессивное поведение
  • агрессия у детей

В своих родительских мечтах мы часто рисуем наших детей самыми послушными и успешными, достойными только похвалы. Когда реальная картина предстает совсем иной, далеко не всегда мы видим истинную причину.

Проблема детской и подростковой агрессии в последние годы стала одной из самых актуальных. Основные причины – стремление к лидерству, заниженная самооценка, нежелание выделяться из группы сверстников или участвовать в общественной жизни. Иногда агрессивное поведение ребенка обусловлено несколькими факторами одновременно. Давайте разберем мотивы и причины агрессии у детей и узнаем, как реагировать на агрессию ребенка.

Желание стать лидером

Потребность в признании, желание занять лидерские позиции часто заставляют ребенка действовать агрессивно: сегодня такое поведение лидеров приветствуется обществом. Современные герои, независимо от того положительные они или отрицательные, — все агрессивны. Например, любимый детьми герой Человек-Паук всегда разрешает трудную ситуацию методом силового вмешательства. Для взрослого очевидно, что это крайняя мера поведения. Для ребенка же – обычная для героя и лидера. И желание получить признание сверстников побуждает даже неагрессивного ребенка вести себя иначе.

Задача взрослых – показать обратную сторону такой медали: агрессивное поведение может закончиться несчастным случаем или вмешательством правоохранительных органов с постановкой на учет в полиции. Кроме того, постоянная агрессия истощает нервную систему, вызывая избыток напряжения, что может послужить причиной возникновения эмоциональной «черной дыры», куда будет уходить вся жизненная энергия.

Ребенку следует предложить мирный путь достижения лидерской позиции в зависимости от его способностей и наклонностей.

Заниженная самооценка

Мотивом детской агрессии может стать и заниженная самооценка. Когда ребенок не уверен в себе, он воспринимает окружающий мир как агрессора, который только и норовит его обидеть. Опасность, с его точки зрения, исходит как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых. Ребенку кажется, что он является постоянным объектом нападения извне. А раз так, то лучше уж нападать первым!

Если ребенок не имеет положительно подкрепленной самооценки со стороны родителей, то он, скорее всего, выберет агрессивный способ поведения. Чтобы обратить на себя внимание, он готов бить окна и ломать школьную мебель, несмотря на неизбежность наказания. И прежде чем применить любое наказание хорошо бы поговорить с ребенком. «Я не знаю, зачем я это сделал», — такой ответ на вопрос о причине агрессивного поведения говорит о недостаточности любви и внимания со стороны взрослых.

Сильно страдает самооценка детей при разводе родителей. Ребенок эгоцентричен, в своих глазах он центр собственной «вселенной» — семьи. Он считает, если «вселенная» рушится, то только из-за него. «Я не нужен папе, поэтому он уходит». «Меня не любит мама, поэтому она ссорится с папой». Подобные мысли возникают в большинстве случаев. И агрессивная реакция является ответом родителям. Причем это заставляет их вновь объединяться, чтобы повлиять на ребенка. И он считает, что для удержания их вместе нужно вести себя плохо.

Крепкие семейные отношения дают ребенку уверенность в себе. Но если сохранение семьи для родителей невозможно, то их долг объяснить, что ребенок не виноват, что его никто не бросает, что их отношения не изменятся, что мама и папа всегда будут любить своего сына или дочь независимо от того, с кем и где будут жить.

Освободиться от социальной нагрузки

Еще одним мотивом агрессии может быть желание освободить себя от участия в школьной, общественной жизни, чтобы получить время для компьютерных игр и прочих развлечений.

В таком случае ребенок своим агрессивным поведением четко дает понять взрослым, что с ним лучше не связываться и просить его ни о чем не стоит. Репутация хулигана помогает избежать ответственности, которая необходима для выполнения каких-то общественных поручений.

Другой вариант: учитель жалуется на агрессию ребенка, а родители говорят, что дома он совсем не такой. Почему же нет интереса к тому, что происходит в школьной жизни? Причина может заключаться в том, что ребенок дома видит отношение родителей и других взрослых людей к общественной жизни в целом. Какие-то акции, связанные с популяризацией мероприятий или отдельных личностей, часто взрослыми оцениваются как показуха. Бывает, что учитель сам без энтузиазма объявляет о каком-то школьном мероприятии, участвовать в котором не хочет, но отказаться нельзя. И тогда самые ответственные одноклассники вынуждены выполнять поручения учителя, а «хулиган» может заниматься своими делами.

Родителям следует объяснить сыну или дочери, что мимо проходят не только скучные мероприятия, но и что-то по-настоящему интересное. А впредь стоит быть осторожнее в своих высказываниях в присутствии детей. Пробудите в ребенке желание изменить свою позицию в общественной жизни на более активную можно, предложив участие в каком-то конкурсе, не обязательно школьном. В интернете огромное количество конкурсов для детей, многие из которых награждают каждого участника минимум грамотой. Признание часто оказывается важнее, чем желание уйти от ответственности, которое к тому же вынуждает к агрессии.

Влияние «толпы»

Уровень агрессии, витающей в стенах современной школы, достаточно велик. И некоторые дети, чтобы не выделяться из общей массы, предпочитают надеть агрессивную социальную маску. Тогда и сверстники не станут относиться как к «размазне», не будут считать аутсайдером.

Вторая часть этого мотива – социальное заражение агрессивными эмоциями. Когда большая часть класса совершает какие-то агрессивные действия в отношении друг друга, сложно остаться безучастным. В этом случае класс – та же социальная толпа. А в большой группе и взрослые люди поддаются влиянию общей атмосферы. Именно поэтому форма поведения, которая преобладает в классе, отражается на каждом ребенке.

Этот мотив, в отличие от предыдущих, является одним их самых осознанных. Поскольку уже лет с пяти ребенок понимает, что он действительно хочет, а что делает только из нежелания выделяться из группы. Копировать всегда проще.

Задача родителей – учить ребенка осознавать собственные потребности, а не идти за потребностями «толпы». Учите ребенка спрашивать себя: действительно ли мне это надо? Рассказывайте, что очень важно не боятся своих потребностей, даже если они идут вразрез с потребностями «коллектива».

Как вести себя родителям агрессивного ребенка

Как же вести себя взрослым, столкнувшись с детской агрессией? Спокойствие и только спокойствие, ведь акт агрессии со стороны взрослых порождает агрессию и со стороны детей.

К любой ситуации можно и нужно подходить спокойно, не торопясь, показывая ребенку дружеский настрой, любовь, принятие, заинтересованность в нем и в решении его проблем. Ведь ребенку самому тяжело и сложно. Дайте ему понять, что вы пройдете весь этот путь рядом с ним.

Даже после осознания ребенком пагубности своего агрессивного поведения и искреннего желания измениться, это нельзя исправить в одночасье. Порой процесс бывает медленным, со срывами и откатами. И родителям нельзя опускать руки, а наоборот – вселять в ребенка уверенность в успехе. Тогда ему легче будет измениться.

Коррекция агрессивного поведения ребенка

Первый шаг коррекции агрессивного поведения – это выяснение истинного мотива. Родители могут сами попытаться понять, что движет их ребенком, разобраться в истинных его потребностях. А выяснив их, объяснить своему чаду мирный путь получения желаемого.

Если ребенок в разных социальных местах – дома, на улице, в школе – ведет себя по-разному, то, скорее всего, своим поведением он преследует определенную цель, хотя в большинстве случаев и не осознает это. И тогда родителям нужно сделать мотив и итог агрессии прозрачным для самого ребенка.

И помните: не бывает агрессивных детей. Бывают дети, зеркалящие социальную и общественную ситуацию. Наши дети – это наше отражение. Они впитывают информацию, как губки воду, вот только со своей детской коррекцией и интерпретацией. Поэтому если хотите перемен в детях, начните с себя.

Ирина Бганцева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *