Акафист в пост

Великий пост. На вопросы читателей отвечает прот. Александр Ильяшенко

Рассказывать ли на работе, что постишься? Как поститься детям? Можно ли в Великий пост читать акафисты? Почему надо хоть раз причаститься на литургии преждеосвященных даров? Что можно читать в пост? На эти и другие вопросы наших читателей отвечает протоиерей Александр Ильяшенко.

– Правда ли, что в Великий пост не рекомендуется читать акафисты? Если да, то почему?

Да, правда, в Великий пост не рекомендуется читать акафисты. Акафист – это форма церковной службы, которая стала популярной, поскольку имеет мажорную тональность. Пост – это время внутреннего глубокого сосредоточения, самоуглубления, покаяния. Атмосфера Великого поста с предчувствием Страстей Господних плохо соотносится с этим мажорным настроем, с припевом акафиста «радуйся».

– Насколько нужно оглашать окружающим (друзьям, приятелям), что соблюдаешь пост? В Рождественский пост я рассказала паре неверующих подруг, что держу пост – просто чтобы потом не было лишних вопросов (ходим вместе обедать), но теперь не уверена, что поступила верно.

Да, ваши сомнения совершенно обоснованны. Спаситель говорит в Евангелии: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Матф.6:16-18).

Поэтому никому не следует как-либо афишировать то, что он постится, за исключением случаев, когда есть уверенность, что такой разговор принесет собеседникам пользу. В противном случае лучше молчать. Если же кто-то спросит, не поститесь ли Вы, тогда, конечно, надо ответить, что поститесь.

– Почему в пост рекомендуется хоть раз причаститься на литургии преждеосвященных даров? Чем ещё она отличается от воскресной Литургии?

Дело в том, что Преждеосвященная Литургия – жемчужина православного богослужения. Совершенно особенное богослужение, прекрасное по форме и содержанию, гармоничное, духовное и как-то по особому трогает сердца молящихся.

Литургия преждеосвященных даров совершается Великим Постом, то есть всего лишь примерно пятнадцать раз за весь год. Поскольку Литургия Преждеосвященных Даров служится так нечасто в году, неразумно пропускать возможность посетить это богослужение.

Самое главное отличие от обычной воскресной литургии в том, что во время литургии преждеосвященных даров Дары уже освящены на предыдущей воскресной литургии. То есть Святые Дары – полнота благодати Божией – уже присутствуют в алтаре с самого начала. Также в чин этой Литургии включены совершенно особые молитвы, которые делают ее неповторимой.

Литургия преждеосвященных даров служится в будни дни, поэтому тем, кто работает, учится, трудно попасть на это богослужение. Но все-таки нужно постараться найти возможность хотя бы раз причаститься на Литургии Преждеосвященных Даров.

– Насколько нужно ограничить общение с друзьями в период поста? Допустимо ли приглашать друзей в гости для беседы? Можно ли ходить с друзьями, например, в музеи, на выставки?

Думаю, эти ограничения должны быть разумными. Ограничивать общение для упражнения в посте и молитве – правильно. Если же пост и молитва не страдают, можно и общаться. Только желательно не на первой, не Крестопоклонной и не на Страстной седмицах Великого поста.

Посещение выставок и музеев тоже желательно ограничить. Но не совсем исключать: нельзя ничего доводить до крайностей. Если же выставка открылась до поста, ее можно было посетить и раньше. Если этого не произошло, значит – не было уж такой необходимости в этом. Другое дело, что выставка началась во время поста, а после – уже закончится. И то, если она принесет какую-то душевную пользу.

– Я знаю, что постный устав написан для монахов, но всё же не хочется давать себе излишние послабления и в гастрономическом смысле. Можно ли самостоятельно определить, готова ли я к сухоядению два дня в неделю? В Рождественский пост я не обращала внимание на допустимость масла в те или иные дни.

– Мясные и молочные продукты желательно исключить. А что касается растительного масла, действительно, в монастырях ограничивают себя, но для мирян здесь нет такого жесткого ограничения.

– Я для себя и не смог до конца определиться. Как подготовиться и провести свой первый Великий пост? Причем, про воздержание от пустых развлечений, более внимательное сосредоточение на духовной жизни более-менее понятно, а вот то, что касается чисто физических аспектов – питания, занятия спортом? В прошедший Рождественский пост не ел мяса, но рыбу, молоко, масло полностью исключить не получалось. Как определить ту грань между принятием поста «по силам» и расслабленностью из-за лени?

– Пост – это не голод, это серьезное ограничение себя в пище, но если человек молодой, занимается спортом, то по всей строгости устава ему не требуется поститься. Пост – это время, когда человек напрягается, приобретает добрый навык ограничивать себя, побеждать свои слабости. Так что расслабляться нельзя. Хочешь стать сильнее? Постись. Но нельзя забывать, что пост это очень верное средство, а главная цель поста – стремление к Богу, и соединяет нас с Богом покаяние, участие в богослужении и Таинствах Церкви: исповеди, причастии Святых Христовых Таин.

– Какую литературу, фильмы желательно (либо позволительно) читать (смотреть) в пост? Я имею в виду не духовную литературу (фильмы). Понятно, что нужно больше времени уделять Святому Писанию, святоотеческой, наставляющей литературе. Но по опыту предыдущих постов у меня складывалось так, что читать только ее не получается – тяжеловато и это приводило к перегрузу и почти полному отсутствию чтения. И в Пост хочется иногда расслабиться с помощью более легкого чтения (фильма), к примеру – православной художественной литературы и аналогичных фильмов.

фото: gettyimages.com

– Мне кажется, что есть книги, которые можно отнести именно к духовному чтению. Например, «Отец Арсений», «Неугасимая лампада» Бориса Ширяева – книга о заключенных на Соловках, «Несвятые святые» отца Тихона (Шевкунова). Эти произведения написаны сравнительно легким языком, легко воспринимаются. Безусловно, можно найти и другие книги, которые легки для восприятия, и вместе с тем – не отвлекают человека, а наоборот, помогают ему идти дорогой поста.

Очень важно ограничить себя именно в развлечениях. Но, если речь идет о чем-то, что приносит пользу твоей душе, то это собственно и не развлечение. Совсем неплохо сходить на какую-то интересную лекцию, на интересную выставку.

А вот просмотры художественных фильмов – это все-таки большая эмоциональная нагрузка. И если фильм талантливый, он тем более будет развлекать ум и отвлекать его от поста. Так что здесь нужен еще более строгий подход.

– Подскажите, пожалуйста, как провести пост человеку, который делает только первые шаги на пути церковной жизни?

Я была крещена в детстве, но в семье о вере никогда не говорилось. Относительно недавно стала интересоваться Богом и через мучительный поиск уже сама пришла к православию. Регулярно читаю Священное Писание и Священное Предание, много молюсь, но моя жизнь в храме только начинается. Живу в Америке, поэтому нет возможности часто бывать на службах, исповедоваться и причащаться. Посты никогда не соблюдала. Попыталась найти информацию о Великом посте в интернете, но поисковик выдает только монастырский устав. Прочитав этот устав, испытала чувство провала и невозможности выдержать пост, даже его не начав. Что бы вы порекомендовали в такой ситуации?

– Мера поста, конечно же, зависит от возраста. Для человека юного, молодого, пост должен быть ограничен. С другой стороны, сегодня в магазинах такой выбор постной питательной вкусной пищи, что поститься стало гораздо легче. Господь и намерение приемлет. Если человек прикладывает какое-то усилие, ограничивает себя в чем-то, то – уже хорошо. Хуже, если он начинает стремиться просто к фарисейскому исполнению буквы, то есть просто садится на некую диету. Вообще лучше всего о мере поста лично советоваться со священником. Ему проще, видя перед собой человека, понять, какая мера послушания будет посильной.

– Хочу задать вопрос про детский пост. У нас трое детей, и пока они были дошкольниками, особых вопросов не было: семья постится, мяса в холодильнике нет, дети постятся тоже. При этом, когда, например, дети были в гостях у бабушки, которая противник детского поста, тогда они ели все. То есть осознанности детской не было. От конфет и прочих вкусностей постом мы не отказывались – увы, я сама этого не могу, мне проще не есть мясо, а жаль, наверное, пост тогда для детей был бы более очевиден.

фото: gettyimages.com

Сейчас старшая дочь пошла в школу, на очереди средняя. В школе старшая ест все, что дают, дома постится. Мы еще ходим в школу искусств, иногда не имеем возможности обедать дома, а там есть столовая. Дети, когда мы там обедаем во время поста, если я не напоминаю, уверенно покупают мясо и едят. Когда пытаюсь напомнить, что пост, скисают и начинают крутить носами: «Я гречку не ем, пюре невкусное»… Если без мяса в столовой, дети плохо едят, в итоге – голодные… В школе мы до позднего вечера, и дома тоже соответственно ничего не приготовлено. Что мне делать?

– Лучше детей недопостить, чем перепостить. Если сопровождать все чрезмерной строгостью, то со временем дети просто уйдут от поста и из Церкви. Излишние строгость, дидактичность, формализм – будут только во вред. Так что если дети голодные и с собой не удобно ничего взять заранее приготовленного, то пусть дети едят, что есть, пусть сами выбирают и пусть у них будет бодрое настроение. Это лучше, нежели они будут голодные, раздраженные.

В вопросе мама троих детей пишет, что дома к вечеру ничего не приготовлено. «Доля ты!– русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать», как сказал Некрасов. Конечно, трудно быть мамочкой троих ребятишек, но все-таки как-то нужно находить время, силы и готовить, но еда в доме должна быть.

– Добрый день, подскажите, как правильно поститься кормящим мамам? Ведь хочется, чтобы через грудное молоко попадали все полезные вещества! Можно ли есть все подряд, но читать каждый день акафисты? Можно ли после поста зачать сразу ребенка? Хотим второго! Или нужно разговеться, подождать какое-то время?

– По поводу меры поста для кормящих мамочек нужно советоваться с врачом. Так же, как и для детей, для кормящих пост должен быть очень ослабленным. Ведь кормящая не только сама питается, но и кормит ребенка и потому ей нужно не просто полноценное, но даже и усиленное питание. Молочные, рыбные блюда ей исключать не полезно, но даже если иногда она будет готовить себе мясо – ничего страшного. Только нужно стараться построже поститься в среду и в пятницу, но тоже, соизмеряясь со своими силами, чтобы слабости не было, чтобы голова не кружилась.

Акафисты в пост читать не полагается, лучше Псалтирь читать – это душеспасительное и одухотворенное чтение.

Что же касается второго ребеночка: было бы ваше желание, а ребеночка – Господь пошлет. Дай Бог, чтобы было именно так. На Светлой Неделе супружеское воздержание продолжается, по силам. Так что вот вам ответ на вопрос про разговенье.

– Церковный день начинается в 18.00. А в какое время начинается постный день?

– Мы живем, на самом деле, по двум системам отсчета времени. Церковный день начинается с вечера, а светский день – с полуночи. Так что церковный понедельник начинается в воскресение вечером и заканчивается в понедельник вечером. Но мы все-таки живем по гражданскому календарю, и потому среда и пятница – постные дни, и дни особой строгости во время поста для нас начинаются именно по привычному для всех измерению времени.

– Моей дочери 11 лет. Дома вся семья пост соблюдает. А как ей быть с питанием в школе? Плюс к скоромным блюдам им там ещё специально молоко выдают. Отказываться? Тогда она голодная будет. Посоветуйте, как быть?

– Мне кажется, не нужно отказываться от молока. И пусть ваша дочь ест в школе то, что дают. Важно, чтобы ребенок сохранял свои силы. Конечно, нельзя заставлять 11-летнего ребенка голодать. Дают в школе молоко – замечательно, пусть девочка его пьет и Бога благодарит.

– Я собираюсь первый раз в жизни начать поститься. Мне хотелось бы знать, что именно позволено и не позволено в Великий Пост, но не только в гастрономическом смысле, но и в плане духовном, социальном?

– Опять таки, здесь все зависит от возраста человека. Для юного человека пост ослабляется, для взрослого – можно и по всей строгости поста поститься, если есть силы. Питательной постной пищи сейчас – сколько угодно!

В духовном плане нужно стараться больше молиться, почаще посещать храм, попытаться побывать на чтении Великого канона Андрея Критского в Первую седмицу все четыре раза. Постараться обязательно помолиться на Литургии Преждеосвященный Даров, причаститься несколько раз за пост, усилить и свою келейную молитву, и церковную. Положить себе за обязанность прочитать какую-то книгу духовного содержания. А в социальном плане: найти того, кому твоя помощь действительно нужна. Можно пойти в храм, предложить свои услуги. В период Великого Поста необходимо себя ограничить от телевизора и прочих пустых развлечений.

– Как провести пост (в пищевом плане) человеку на многодневной вахте, с питанием в столовой?

– Как кормят там, так и ешьте. Разве что можете кусок мяса иногда отдать товарищу. Но, судя по тому, что речь о многодневной вахте, предполагается тяжелая работа, возможно – в северных холодных краях, где просто необходимо полноценно питаться.

фото: gettyimages.com

Не нужно весь пост сводить к еде. Если нужно усиленно питаться – питайтесь. Где-то в чем-то себя ограничивайте: взрослый человек может подобрать себе ограничение. Усиливайте свою молитву, чтение Священного Писания, посещение храма. Если у вас по месту несения вахты нет храма, молитесь келейно.

– У нас дома пост никто не держит. Робкие мои намеки о том, что я собираюсь поститься были проигнорированы. Разумеется, насильно меня кормить никто не станет, но как разумнее: сразу жестко сказать: «У меня пост и я есть с вами непостную еду не буду»? Или немного поесть, чтобы не доводить до конфликта? Не хочется, чтобы кто-то знал о моем посте, но доводить до обид: «Я готовлю, а вы не едите…», – тоже не хочется.

– Раз прозвучала такая фраза, «Я готовлю, а вы не едите…», то речь явно о маме. И с ней нужно поговорить: «Мамочка, родная, пожалуйста, если можно, не давай мне за едой того-то и того-то». Но главное – это мир в семье. И если мама будет расстраиваться, что дочка или сын не ест чего-то, то ради поддержания мира в семье можно и съесть что-то.

Важно не декларировать свое стремление поститься, а смиренно просить. Ведь приготовление постных блюди – это дополнительная нагрузка на маму. Они переживает, ей хочется, чтобы все были сыты, а тут вдруг кто-то что-то не ест. Ей кажется, что он и заболеть может от этого. Так что, повторяю, с ней нужно не спорить, а попытаться мягко поговорить.

– Подскажите, пожалуйста, есть ли какие-нибудь послабления в пост (в еде, например) во время написании диссертации? Ее пишет муж…

– Здесь нужно смотреть по обстоятельствам. Написание диссертации – напряженное время. И как здесь поститься – зависит от финансового положения семьи, и от вашей изобретательности. Можно строго соблюдать пост и готовить постные блюда, и они будут вкусными и питательными.

фото: gettyimages.com

Дело здесь даже не в диссертации. Пост нужен человеку, который ходит в храм, исповедуется и причащается. Если ваш муж загружен только диссертацией, в храм не ходит, не исповедуется, не причащается, то ему поститься бессмысленно. А если он продолжает жить церковной жизнью, то нужно смотреть по силам: ваш муж взрослый человек, сам способен решить, насколько строгим может быть его пост.

– Корректно ли говорить о посте для монахов и мирян? То есть сухоядение и еда без масла – это для монахов, а миряне могут на степень полегче. И в разных календарях на одни и те же дни, отмечены разные степени соблюдения поста.

– Конечно, требуется церковное решение о мере поста для монахов и мирян. Пока такого решения нет. Поэтому каждый должен принимать для себя решение. Всегда чем строже, тем лучше. Но это должно согласовываться со многим: с условиями жизни, со здоровьем, со здравым смыслом. Нужно думать и находить наилучшее решение в конкретных обстоятельствах.

– На работе в дни поста коллеги приносят угощение на свой День рождения. Торт или пирожные. Отказываться несмотря ни на что или угощаться? Объяснять причину отказа или нет?

– Никому никакие причины, я думаю, объяснять не надо. Можно себе на тарелку чего-то положить, откусить маленький кусочек или сделать вид, что ты ешь. Когда у человека что-то лежит в тарелке, к нему обычно не пристают с расспросами: «Чего ты не ешь?» Если есть возможность выбрать какое-то более постное угощение, то взять его.

В конце концов, лучше съесть маленький кусочек, чем фарисействовать, демонстративно отказываясь и рассказывая про пост.

– Я пощусь не первый год, и понимаю весь смысл этого особенного времени. У меня вопрос по поводу увлечений во время Великого поста. Знаю, что любые увеселительные мероприятия нужно свести к минимуму. Касается ли это правило танцевальных кружков? Я хожу в школу танцев. Скажите, нужно ли мне прекратить посещать занятия, учитывая то, что танцую я только на занятиях, а не в ночных клубах или на различного рода вечеринках?

– Мне кажется, что лучше бы вместо занятий танцами увеличить время на духовную жизнь, на посещение храма, на какие-то благие дела, на помощь нуждающимся. Все-таки танцы – это эмоционально-развлекательное занятие, которое лучше в пост отложить.

– Я беременна, батюшка мне запретил гастрономический пост, телевизор я и так не смотрю, молюсь, в храм хожу, где получается, дела добрые делаю. Как провести пост с пользой для души?

– По-моему, вы все правильно делаете. И правильно вам батюшка запретил гастрономический пост. Хорошо, что вы не смотрите телевизор, посещаете храм. Будьте радостной, благодушной, смиренной и терпеливой.

– Мне 24, мужу 30 лет, мы только первый год в Церкви, это будет наш первый Великий пост. Я где-то прочитала, что длительное воздержание от супружеских отношений в пост полезно только для тех пар, которые для этого достаточно созрели. Как поститься не во вред для отношений?

– Мне кажется, что чем строже в этой сфере, тем лучше. Да, супружеский пост труден, но вполне возможен. Но, чем горячее дьяволу противостоишь, тем лучше. Опять таки «строже» – это обязательно по силам. Чтобы, если все будет сверх силы, не возникло бы искушений.

Апостол Павел говорил: «»Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7: 5)». Всегда надо искать «золотую середину» – не давать себе поблажек, не распускаться, но и не брать на себя неподъемные нагрузки. Поэтому такие тонкие и деликатные проблемы лучше согласовывать со священником в личной беседе.

– Моему ребенку исполнилось 7 лет. До этого он причащался без предварительного поста. Скажите пожалуйста: сколько нужно поститься перед причастием ребенку, надо ли мне вместе с ним читать все каноны и последование ко причастию (он еще читать не умеет).И еще: как донести до ребенка что такое исповедь и покаяние? Он всерьез ничего не воспринимает.

Теперь хочу задать вопрос о себе. Во время службы в церкви, когда читают Евангелие, мне становится не по себе, прямо сказать очень дурно. Кружится голова, почва уходит из под ног, боюсь упасть. Далее все проходит. А когда подхожу к Святой Чаше причаститься тут вообще хоть беги… Сердце начинает так трепыхаться в груди, ноги трясутся, страх необычайный нападает, всю лихорадит, состояние полуобморочное. Крепко молюсь, чтобы Господь укрепил. После, когда подхожу к запивке не могу взять кружечку трясутся руки, всю трясет! Часто бывает текут слезы от счастья, что ничего не случилось, что сподобилась причаститься. Скажите, пожалуйста, что со мной не так? Из-за такого состояния, редко причащаюсь, и то стараюсь попасть на Литургию в будний день, чтобы народу к причастию было как можно меньше. Помогите понять, что со мной происходит? Я что-то не так делаю? Или может быть во мне бесы сидят?

– Что касается последнего вопроса: конечно, нет, дело ни в каких не в бесах. Ни в коем случае себя не накручивайте. Просто, видимо у вас такая конституция, что организм с трудом переносит даже временный голод, или, может быть, Вам плохо от духоты. Возможно, Вам следует поговорить с врачом. Может быть, у Вас организм как-то истощен, и его нужно подкрепить.

Что касается детской исповеди: ребенку, чем реже исповедоваться, тем лучше. Ну, какие у семилетнего ребенка могут быть грехи? Выискивать их нельзя ни в коем случае, иначе исповедь потом станет чем-то формальным и неискренним. Если все хорошо, если мамочку слушается, то и исповедоваться ему не надо. Ну, а если нашалил серьезно, маму не слушался, то, конечно пусть подойдет и скажет на исповеди. Только это должно быть действительно то, что он сам может понимать как грех, а не какие-то вложенные в его уста слова взрослых. А то, бывает, подходит мальчик и говорит: «Произносил Имя Господа всуе». Естественно, что это его родители научили. Только вот непонятно – зачем? К исповеди это никакого отношения не имеет.

Никаких длинных молитв читать ребенку категорически нельзя. Иначе он, бедный, совсем отойдет от Церкви. Молитва должна быть для ребенка по силам. 5 минут выстоять – и то для него много. «Богородице Дево, радуйся», «Отче наш» прочитали, и пусть он идет укладываться спать.

– Я 7 лет болен диабетом 2 типа. При нем три «ключа лечения»: диета, таблетки, движение.

Некоторые диабетики соблюдают пост с послаблениями до молочного, а некоторые вообще не соблюдают, мотивируя, что вся жизнь больного диабетом – строгая диета. Речь, конечно, я веду о гастрономической составляющей поста. Священник, у которого исповедуюсь, разрешил вообще не поститься, но так я себя ущербно чувствую. Вот я и думаю, что в понедельник, среду и пятницу в течение всего поста, и все 5 дней 1-ой, 4-ой и 7-ой недели можно сухоядение, а в остальные дни – с рыбу и молочные продукты… Можно ли так поступить?

– Мне кажется, вы не совсем правы. Если священник вам сказал, что не нужно соблюдать пост, значит, нужно его послушать. Послушание паче поста и молитвы. Если хотите себя в чем-то ограничить, именно у него и надо спросить, тем более речь идет о таком хорошем разумном батюшке.

– Подскажите, пожалуйста, в еде в пост можно допускать некоторые послабления, если очень строжайших врачебных ограничений нет, но есть проблемы с пищеварением (заболевания), и иногда съесть кусочек вареного мяса или выпить стакан кефира, а не овощи и хлеб – значит значительно улучшить самочувствие и убрать некоторые неприятные проявление болезни?

– Если какой-то вид еды рассматривается как лекарство и действительно улучшает самочувствие, то, на мой взгляд, вполне допустимо допускать такие послабления. То есть поститесь настолько строго, насколько можете. Но если нужно для укрепления сил поесть более калорийной еды, то – ешьте. Болезнь сама по себе – строжайший пост.

Пост в полную меру прописан для здоровых людей.

– У меня двое маленьких детишек, младшего недавно перестала кормить грудью. По причине беременностей и грудного вскармливания не постилась полноценно несколько лет. Теперь с непривычки мне сложно поститься, как положено. Кроме того, не постятся муж и дети, и соблюдать пост еще сложней. Нужно ли мне советоваться с приходским священником о мере поста? Дело в том, что у нас всего два батюшки на приходе и докучать им вопросами «можно ли мне рыбу по выходным» неудобно. Можно ли определять меру поста самостоятельно?

– Конечно, можно определять меру поста самостоятельно, но, все-таки, можно подойти к священнику (в будний день, когда народу вокруг не так много) и объяснить ситуацию и попросить совета. Мне кажется, это будет лучше всего.

– Скажите, пожалуйста, можно ли мамочке младенца (3года) есть еду малыша, если не доест во время Великого поста? У нас малыш всегда либо недоедает, либо отказывается, тогда еду доедают родители, чтобы продукты не пропадали.

– Здесь нужно несколько иначе настроиться и просто класть ребенку на тарелку меньше, чем вы привыкли. То есть подстраиваться под ребенка, а не под себя, думая, что он должен съедать столько-то. А он столько не хочет! Положите чуть-чуть, и пусть он эти чуть-чуть съест, глядишь, и добавки попросит, тогда и доедать не придется.

Чтение акафиста – это особое молитвенное воззвание ко Господу, Пресвятой Богородице и святым угодникам Божьим. Многие христиане читаю акафисты ежедневно, соприкасаясь с Богом, Богородицей и святыми.

Но когда наступает Великий пост, происходит что-то непонятное. Многие люди прекращают читать акафисты, заменяя их чтением псалтыри, или вовсе ничем не заменяют. И все основано на неграмотном домысле: мол “Радуйся” (а в акафистах это слово часто употребляется), читать в пост нельзя. Ведь радоваться – это нехорошо…

Священник Димитрий Синявин, отвечая на вопрос посетительницы нашего сайта: “Можно ли читать акафисты в Великий пост? Наш приходской священник не благословляет.”, пишет следующее:

“Если ваш приходской батюшка является вашим духовным отцом, то вы должны его слушать, прав он или нет. Если же вы просто у него исповедуетесь, то вы можете спрашивать совет не только у него, но и у других священников.

Я закончил Нижегородскую Духовную Семинарию. Учился 5 лет на очном обучении. Нам преподавали учение, согласно Церковному Уставу – “Типикону”. Я сейчас даже специально проверил, нет ли в Типиконе запрещения на чтение акафистов в Великом Посту. Не нашел никаких запретов.

У меня есть много старинных книг. В молитвослове есть предписание для готовящихся к причастию: в субботу подобает читать акафист Спасителю, в воскресенье Божией Матери неотложно. Если человек, по доброй традиции, читает акафист в каждый день, по очереди Спасителю и Божией Матери, тогда пусть в субботу и в воскресенье читает тот акафист, который выпадает на этот день. Про Великий Пост ничего не сказано.

Есть традиция, которую поддерживают многие священнослужители, не читать акафист в Великом Посту. Эта традиция основана на постовых церковных службах. В Великий пост преимущественно читается Псалтирь и покаянные молитвы для того, чтобы настроить человека на покаяние.

Да, я согласен, что в посту нельзя радоваться, нужно больше думать о своих грехах и скорбеть. В
акафисте много раз повторяется слово ” Радуйся”. Но это слово относится не к нам, а к святому, которому читается акафист. Святые люди находятся в Раю и у них там вечная радость, вечная Пасха. Там нет уже место для печали. Читая акафист, мы обращаемся к святому, восхваляем его и просим его нам помочь.

Мой отец покойный, протоиерей Михаил Синявин, Царство ему Небесное, всегда читал акафисты, особенно в Великом Посту. Читал в день по 5 акафистов. Он закончил Московскую Духовную Семинарию и Академию, был очень строгий к Церковному Уставу. Старался неукоснительно ему следовать, но в домашних молитвах постоянно читал акафисты, в Великом Посту не прекращал их читать, и даже увеличивал.

В субботу 5-й недели Великого Поста даже в храмах по уставу положено читать акафист Благовещению Пресвятой Богородице на богослужении. То есть, Церковный Устав не запрещает читать акафист в Великом Посту, а даже предписывает, когда это нужно.

Если на Пасхальной неделе есть предписания замены молитв, акафистов, псалтыри и канонов – Пасхальным правилом (Пасхальными часами и пасхальным каноном), то на дни Великого Поста ничего подобного нет.

Я считаю, что в том, чтобы участвовать в общей соборной молитве, в чтении акафистов в период Великого Поста, не только нет греха, но есть душеполезное и благодатное дело!

Исключение я бы хотел сделать на две недели:

• На Страстной неделе акафист стоит заменить чтением Евангелия (по 2-3 главы за акафист).

• Также, на Пасхальное неделе давайте заменим чтение акафиста Пасхальным каноном.

Потому что по Типикону святые не поминаются за богослужением от Лазаревой Субботы до окончания пасхальной недели. То есть всего 2 недели во всем Церковном году.

Если кто-то не прочтет мою рекомендацию, и будет читать акафист на Страстной и Пасхальной неделе, ничего в этом страшного не будет. То есть, за грех это не будет считаться.

В остальные дни Великого Поста акафист читать можно.

Есть еще одно доказательство разрешения чтений акафистов в Великий пост. В храмах, на постовых богослужениях, поминаются те святые, память которых выпадает на сей день. У многих святых есть кондак, который ему и читается за богослужением. В этих кондаках встречается слово “Радуйся”.

Мир всем и Божие благословение!

О. ДИМИТРИЙ СИНЯВИН

Просмотры (10144)

Скажите, пожалуйста, читаются ли акафисты в Великом посту?

Добрый вечер, друзья. Прямой эфир, у микрофона о. Андрей Ткачёв.

Слушать: http://radonezh.ru/radio/2016/02/12/21-00.html

— Святейший Патриарх Кирилл встречается с папой Римским на Кубе. Много может быть вопросов: почему, зачем и т.д. Некоторые считают, что Святейший отдаёт позиции или совершает нечто такое, что угрожает нашей вере…

— Новаций мы все не хотим, новаций мы боимся, потому что новации — это обычно дверь в зло. Но Святейший сказал заранее, что встреча не будет посвящена новаторству, а будет посвящена борьбе за сохранение христиан в гонимых местах — там, где их убивают, гонят, не дают им жить нормальной жизнью. Это всё понятно. Так что нет боязни, что всё будет такое странное, чуднóе, новое. Всё будет нормальное и традиционное.

Святейший Кирилл сегодня на Кубе — не в Шамбези, не в Сочи, не в Москве и не в Риме. Потому что это некая нейтральная территория: там и католики есть, и православные есть. Там будет общение о неких серьёзных вопросах, касающихся жизни православной Церкви и католической тоже, потому что католики и православные одинаково являются жертвой современного терроризма. Это заставляет нас думать вместе о судьбе наших прихожан, о наших последователях. Встреча эта, вообще, надеемся, даст некий ориентир совместного действия в области светских усилий. О вере мы не говорим, мы говорим только о вещах, касающихся внешнего управления жизнью. В общем, будем наблюдать за происходящими событиями и искать в них следа Божиего промысла.

— Батюшка, дорогой, добрый вечер. В какое время можно читать Псалтирь? В одной публикации пишут — ночью, в другой — после обеда.

Сейчас обострились враги наши, вы не обращайте на них внимания, они злые, они неудовлетворённые. Мы любим вас, мы ждём вас, мы молимся за вас. А в семье не без урода. Не обращайте внимания, не расстраивайтесь. Помогай вам Бог во всём!

— Псалтирь нужно читать всегда: утром, вечером, ночью, днём. Носите её с собой. Вот ночью не спится, проснулись, а рядом Псалтирь — читайте. На работу пошли с утра — читайте. В метро сели — читайте. Всегда надо читать. Я сам — честно говорю — каждый раз, когда беру в руки Псалтирь, думаю: «Господи, это же про меня, про нас, про всех, для нас». Читаешь — и просто пьёшь, пьёшь, пьёшь и не можешь насытиться. Псалтирь настолько глубокая, вечная книга. Пока Царство Божие не вошло в силу, пока не наступил этот союз Небесного Иерусалима с земной жизнью, Псалтирь — беспримерное молитвенное правило. Читай любой псалом, рассуждай, жуй, пой его ещё раз, ещё раз. Это всё бесценное, драгоценное, великое, вечное, и оно спасёт тебя. Это великая книга. Поэтому ночью и днём, утром и вечером, по дороге на работу или с работы, ложась в кровать или вставая, — где бы ни был Псалтирь, везде всё хорошо, везде всё во славу Божию, это всё святое. Поэтому изучайте эту книгу, упражняйтесь и спасайтесь ею, она велика. Это главная книга Писания, это центр между Старым и Новым Заветом: всё старое и всё новое — всё в ней. С Богом!

— Добрый вечер, батюшка. По каналу «Культура» вчера спорили два уважаемых человека, доктор исторических наук и профессор. А спорили они по вопросу компромисса. Один говорил, что мы, русские, не умеем идти на компромисс, и это плохо. А другой, соответственно, наоборот. В прениях выступил психоаналитик и сказал, что это хорошо, когда человек не идёт на компромисс, тогда он отстаивает свою идею. У меня такой вопрос. Вот состоится большая значимая встреча. Понятно, что там не будут обсуждаться вопросы веры, но в этом плане можно это слово «компромисс» как-то рассмотреть? Правомерно ли оно здесь?

— В вопросах веры компромиссов нет. Воскрес Христос или не воскрес — здесь нет компромиссов: воскрес. Христос Господь или не Господь? — Господь, нет компромиссов. О чём компромисс? Он о чём-то вторичном. Компромисс всегда о чём-то таком не очень важном. Ну, скажем, юбка должна быть на два пальца ниже колена или на два пальца выше? Может быть, ровно на колене? Может. Ну давайте компромисс найдём. Компромисс всегда о вещах второстепенных, о принципиальных вопросах компромисс невозможен. Христос Господь или не Господь? — Господь, компромисса нет. Он воскрес или не воскрес? — Нет компромисса: воскрес. Он от Девы родился или не от Девы? — Нет компромисса: от Девы. Он имеет отца земного или не имеет отца земного? — Нет компромисса: Он не имеет отца земного. Ну и так дальше. Принципиальные вещи компромиссу не подлежат. А вот, например, штаны в клеточку могут быть? Могут. А в какую? Не знаю. Чёрная — жёлтая, чёрная — красная может быть? Может. А если чёрная — зелёная, чёрная — красная может быть? Может. А кто прав? Не знаю, все правы. Т.е. штаны — нормально, а в вере — нельзя. Серьёзные вещи не обсуждаются, а второстепенные спокойно обсуждаются.

— Добрый вечер, отец Андрей. Владимир, Москва. Хочу вас поддержать, и все мы — радонежцы вас поддерживаем. Мы вас любим, и Патриарха нашего Кирилла тоже в обиду никому не дадим.

Скажите, пожалуйста, читаются ли акафисты в Великом посту?

— В быту, дома читаешь всё, что хочешь. Хочешь акафист читать — читай на здоровье. Каждый человек имеет право и власть и силу и полное разрешение читать дома всё, что хочет: любой канон, любую молитву, любой акафист. Общественное богослужение акафисты закрывает, потому что там — «радуйся, радуйся, радуйся», а как радоваться, если кругом пост? Там нет места «радуйся», лишь только на пятую неделю Великого поста будет Похвала Божией Матери, и там уже — «радуйся». Это уже накануне Входа в Иерусалим. Но в личной жизни — пожалуйста — читай на здоровье всё, что хочешь. Любая молитва имеет и силу и власть, и даёт помощь человеку. Поэтому здесь нечего сомневаться и смущаться: как хочешь, так и молись. Но общественные богослужения, конечно, уже «затачиваются» под пост: под строгость, под поклоны, под минорные пения. А дома молись как хочешь: читай Николаю, Серафиму, Ксении, Сергию — пожалуйста, тебя никто не ограничивает. Домашняя служба твоя — это твоё личное дело. Чем больше молитвы, тем больше жизни на земле, потому что когда молитва засыпает, то жизнь скукоживается и всё приходит в ноль, и мы все это чувствуем. Жить не интересно, когда всё в ноль приходит. Так что молитесь, пожалуйста, как хотите, а на службах уже смиряйтесь: как Церковь молится на службах, так уже подстраивайтесь.

— Здравствуйте, батюшка. Сергей, Пермь. Вопрос по истории взаимодействия Русской Православной Церкви и Ватиканского Престола, по Флорентийской унии. Было ли покаяние Православной Церкви в участии в этом соборе, или не было?

— Не было никакого покаяния. Какого-нибудь такого официального акта не было, было странное такое участие. Ну и после этого не было больше ничего. Католики изначально вели себя столетиями так: мы главные, а вы рано или поздно должны будете смириться с тем, что мы главные. И они давили, давили и додавили до того, что есть сегодня: есть полная вражда, отторжение и непонимание. Т.е. никаких таких выводов сделано не было, к сожалению. Всё это вопрос для будущих историков, и Флорентийский собор — он такой же смутительный, как и всё остальное. Т.е. все наши общения с католиками были смутные, непонятные, и со стороны их к нам это были попытки общения сверху вниз, такие: «Привет, мы приехали. Сейчас мы вас научим». Т.е. вы не знали ничего, а мы сейчас вас научим. Они вели себя так по-хамски всю жизнь. Они и сейчас так ведут себя. Они уже веровать перестали. Евросоюз, например, ведёт себя по отношению к нам так же хамски, как раньше католики вели себя по отношению к нашей Церкви: «Вы, мол, тут не знаете ничего. Вообще, вы все в грязи по уши, а мы чистые, красивые. Сейчас мы вас научим. Давайте, мол, принимайте наши условия. Давайте-ка, подписывайте договор». Т.е. та же самая парадигма остаётся, такая хамская: превозношение и желание навязать всем свою модель жизни. Ну а наши всегда были такие: «Стоп, секундочку. Ты хороший, я хороший. Ты умный, я умный. Куда ты прёшь? Подожди, не спеши, давай подумаем». И вот как только мы говорили «давай подумаем», начинались проблемы. Вот так же и здесь. Говорим: «Подожди, давай подумаем». — «Чего думать? Принимай мою парадигму». — «Да нет, подожди, давай подумаем». Вот мы думаем, а они психуют. Это столетиями длится, никак закончиться не может. Т.е. то же хамство, та же еретическая наглость. Вот такая ситуация, ничего нового нет.

— Батюшка, здравствуйте. Здоровья вам, всех благ вам! Очень приятно вас слушать. Дай Бог вам здоровья! Сколько вы людей вытаскиваете — мы больны сейчас все. Все батюшки хорошие, всех уважаю, всех люблю, и ваши эфиры очень жду, минутки считаю. Как вы всё умно говорите, как вас приятно слушать. Помоги вам Господь!

— Большое спасибо! Спаси Бог! За ваши молитвы, наверное, я и живу, потому что иначе уже я бы и не жил. Думаю уже: «Ладно, ну его, этот эфир. Всё, заканчиваю». Потом приходит какая-нибудь старушка, говорит: «Батюшка, это вы там ведёте эфир?» — «Да». — «Не бросайте, не бросайте». — «Почему?» — «Я слушаю. Вы уж не бросайте, потому что я старая, я из дома не выхожу, я слушаю». Думаешь: «Эх, уже сто раз бы бросил, но не денешься никуда, нужно продолжать». Так что я продолжаю, друзья мои, только ради ваших просьб. Потому что я давно бы уже бросил всё, устал я, надоело мне. Но — нет. Раз так, значит так.

— С Праздником, батюшка. Я три-четыре года назад случайно по «Радонежу» слышала эфир, где вы были со своей киевской паствой. И я ещё тогда завидовала: надо же, какой у них пастырь есть, нам бы такого.

Вы знаете, с какой вам паствой приходится иметь дело? — Которая знает, как нужно поступать Святейшему: что ему не нужно ездить туда, не нужно встречаться с этим, не нужно ездить на Вселенский собор. Представляете, какая грамотная у вас паства? И которая ещё имеет возможность давать советы священнику, как ему себя вести. Доброго вам здоровья, всего вам самого доброго, терпения. У нас вот только Дмитрий Смирнов — скала, который мучается с нами двадцать с лишним лет, и вот второй у нас такой — вы у нас появились.

Вот вы так говорите про Псалтирь — что вы пьёте, пьёте, читаете, а я ничего не чувствую: читаю, читаю, а ничего не чувствую. Плохо, наверное, правда?

— Вы читайте, но потом как пробьёт вас — вас затопит, вообще. Это такой поток… Вы читайте, бейте этими словами эту скалу, она потом как прорвётся — я вас уверяю — вы потом будете купаться в ней всю жизнь во веки. Не только в этой жизни, а ещё и в вечной жизни будете купаться в этих же словах, потому что Псалтирь — она божественная. Нужно терпение и труд, и она потом скалы порвёт, и будет такой поток радости, что вы просто скажете: «Господи, помилуй! Удержи, уменьши, ослабь, потому что я не выдерживаю этой радости всей». Бывает, что не выдерживаешь радости, понимаете?

А что касается паствы — да, конечно, у нас есть много мудрецов, которые там «Патриарх то, Патриарх сё»… Патриарх у нас — слава Тебе, Господи! — прекрасный. И тот, что был перед этим — прекрасный. И тот, что был перед тем — тоже прекрасный. У нас и Сергий, и Алексий, и Пимен, и Кирилл — они все прекрасные. На патриарший престол Московской Церкви Господь простых людей не ставит, и это труженик: стань с ним рядом, и сгоришь. Если бы просто стоял с ним рядом и ходил за ним шаг за шагом, то просто сгорел бы, потому что он слишком сильно ходит. Он реально трудится, не для себя. А что ему нужно? Денег ему нужно? Домов, квартир, яхт, часов? — Как это жлобьё всё в зубах своих гнилых носит. Ему не нужно ничего, таким как он ничего не нужно. Он работает для Церкви до последней капли крови, в буквальном смысле. И такой же был Патриарх Алексий II, и такой же был Пимен Извеков, такой же был Алексий I Симанский. Так что все наши отцы и патриархи — они мученики, их никто не вешал и не резал, но они отдали свою жизнь до последней капли крови за Церковь. Это великие люди. Кто этого не понимает, тому считается, тот виноват. Если вы не понимаете этого, то виноваты, потому что вы гнилой человек. А если вы понимаете это, то мир вам и благословение Божие! Для того, чтобы вы просто жили, нужно, чтобы кто-то нёс на себе нечеловеческую тяжесть. Чтобы вы пошли в магазин, купили хлеба, молока, заработали какие-то деньги, заплатили за квартиру, нужно, чтобы кто-то всю ночь и весь день, и следующую ночь и следующий день молился Богу о всей стране и о всех людях, и о вас, в том числе. И такие люди есть. И если вы этого не понимаете, то, может быть, просто вы ещё глупые. Но если вам уже пятьдесят-шестьдесят, а вы всё ещё не понимаете, то значит у вас глубокая травма. Нужно понимать, что мир стоит не вашим умом, а Божией милостью, а Божию милость умоляют святые люди, и их не бывает много. Вот об этом стоит думать. Почему мы до сих пор живём? Если Господь захочет, Он нас как грязь сотрёт в секунду всех, и будет за что, между прочим. Господа либералы, внимание: будет за что. А Он терпит нас. А почему? — А потому, что между нами есть святые люди. А кто это? Не знаю. Кто-то есть. В частности, я смею надеяться, что наши святые предстоятели: в Украине — Блаженнейший Онуфрий, в России — Святейший Кирилл. Это те люди, которые удерживают на себе, как плотина удерживает воду, гнев Божий. И они молятся и просят Господа: «Потерпи, подожди, помилуй, пощади, сделай милость Твою с этими глупыми, грешными, обнаглевшими людьми. Потерпи их, помилуй их». Наглецы живут только святостью святых. Хотя они больше всех вопят, но рано или поздно им, конечно, воздастся. Но не сейчас, потому что у нас есть святые предстоятели. Так что у нас есть о чём говорить, есть кого ругать, есть с кем воевать, у нас есть кого поднять на карандаш, как и нас самих поднимают на карандаш злодеи и враги. Но мы знаем, помним, мы знаем о них всё. Мы будем с ними ещё общаться.

— Батюшка, здравствуйте. Мы тоже без вас не обойдёмся, потому что абсолютно не всё равно, кому задавать вопросы. Вы столько раз меня поддержали, большое спасибо.

В Угличе, во всех землях русских, где я путешествовала, нам показывали страшные раны, которые до сих пор не затянулись после Польско-Литовского нашествия. Зверства, которые они творили, были абсолютно запредельными. Ваше мнение: они такие безжалостные, такие жестокие, ни во что не ставили наши храмы потому что их вера ущербна и поэтому они такие злые, или всё-таки русские добрее сами по себе?

— Вы знаете, русские реально добрее. Было время, когда поляки считали себя носителями полноты католической веры. Вот это — Et unam, sanctam, catholicam et apostolicam Ecclesiam — мы верим в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь — то, что в Символе Веры проповедуется — они считали, что это их Церковь, и они, конечно, считали, что они могут делать что хотят, где хотят. Они, конечно, интересные ребята, жестокие, без сомнения. Так что ущербность их веры здесь не под вопросом, под вопросом вся история, потому что в древности люди были очень простые. Вот я пришёл, например, победил тебя, значит Бог со мной, а значит твои храмы — мои храмы, твоё святое — моё святое, и ты, вообще, мой вассал: встань на колени и делай то, что я скажу. Так они и поступали. Конечно, история — это большая книга. А поляки были чрезмерно гордые люди. Т.е. людей таких гордых, как поляки, ещё поискать с фонарём. Между прочим, эта спесивость поляцкая перенеслась в западную Украину: западные украинцы пропитались этой польской спесью до края, как губка водой, и оттуда родилось всё остальное, вся остальная история Украины. В принципе, эта крайняя гордость поляков родила все наши беды. Но Господь — Он же Хозяин мира, Он бьёт по голове всех гордых. Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать. Поэтому гордых поляков и всех остальных гордых Господь бьёт по голове, так крепко бьёт — в нокаут — и ложись, и они уже ложились не раз и не два. Их разделяли на части между Австро-Венгрией, Россией, Германией. Так что имейте ввиду, что гордость имеет некие этноносители. Поляки, конечно, чрезвычайно гордые, и наши все хохлы, которые живут в тех пределах, тоже пропитаны этой бесовской гордостью. Они же и сделали Майдан, первый и второй. Это всё — плоды бесовской гордости, рождённой польским мировоззрением. Так уж случилось. Я ничего нового не говорю, я говорю то, что есть. А мы — русаки — простые: «Чего нужно?» — «Давай воевать». — «Ну воевать, так воевать». — «Давай пахать». — «Ну пахать, так пахать». Короче, мы народ простой, но если нас раздразнить, то мы смирим до края и поляков, если нужно, и тех, кто научились от них всякому такому. Потому что, в принципе, продолжаются процессы, касающиеся глобальной истории: польская история, западноукраинская история, история Российской империи — всё это продолжается. Происходят те же импульсы и те же энергетические движения, которые были раньше в древние времена — сто, двести, триста и больше лет назад. Так что русские люди, вообще, смиренные, они не любят воевать. Они не гордые и не высокомерные. А вот там — чем дальше на запад, тем больше гордости, высокомерности, и вот это формирует новую политику современной Украины и современной, вообще, истории. Всё упирается в гордость, наглость, в желание возвыситься на ровном месте. Т.е. ты был никем, ты станешь всем — такой коммунизм в новом прочтении. Так что трудно жить на белом свете, но надо понимать, что происходит: происходит новый коммунизм. Т.е. это обратное движение многих людей, которые якобы против коммунизма выступают, но действуют в духе чистого коммунизма: они нетерпимые, злые, гордые и убеждённые в личной правоте. Это есть коммунизм.

— Добрый вечер, батюшка. Простите, я, может, не очень грамотно скажу что-то. У меня очень болит душа о настроении в семьях, в частности, в моей семье. Я воевала со своим сыном, с дочерью, даже доходило до проклятий. Потом я каялась в этом, потом опять к этому возвращалась. Понимаю, какой ужас я совершаю, не терпя своего сына — то, что он делает. И вдруг открываю книгу, там написано: «Дети прелюбодеев будут несовершенны». Я думаю: «Господи, что же я делаю!» За них молиться нужно, плакать, ведь мы тоже из этой среды. Патриархальный уклад уже давным-давно у нас ушёл. Вот у меня родились внучки, такие хорошие. А что с ними дальше будет? Как эту гордыню свою материнскую смирить? В чём можно перед своими детьми смиряться, а в чём нельзя, понимая свою вину перед ними? Потому что в блуде зачаты, в блуде рождены, и сама-то была несовершенна…

— Вы знаете что… Вы им об этом не рассказывайте, потому что они используют ваши слова против вас навсегда, и вас, вообще, унизят навеки вашими же словами. Т.е. вы знайте, перед кем каяться. Нужно понимать, перед кем каяться. Перед детьми каяться не нужно. Вы перед Богом кайтесь. Плачьте, бейтесь головой об стенку, войте, рыдайте, мочите слезами свои простыни. Это ваше дело. Но не перед детьми. Потому что если вы перед детьми скажете «я грешница, блудница», то они потом вам скажут чистым текстом: «Ты молчи, вообще, блудница, грешница. Не учи нас». И это будет вашей большой ошибкой, а они смело воспользуются. Поэтому не кайтесь в своих грехах перед детьми. Не ваше дело перед ними каяться. Они ваши дети. Говорите им всё, что считаете нужным. Живите от них отдельно. Приходите к ним, когда желаете, когда пускают, и говорите им правду о жизни, которую вы знаете уже теперь после покаяния: о блуде, об абортах, о том, о сём. Говорите, но живите отдельно и перед ними не кайтесь. Отец и мать не должны каяться перед детьми. Это блуд, это чушь, нельзя. Кайтесь перед Богом, исправляйтесь, делайте выводы, продолжайте влиять на детей, стройте их, командуйте ими, но живите отдельно. Пусть они живут и строят свою жизнь отдельно от вас. Вот несколько принципов, которые я вам предлагаю. Помогайте им, подсказывайте им. Если они говорят «мама, молчи» — молчи; «мама, тихо, всё, хватит» — мама, тихо, хватит. Понимаете? Воспитывать нужно рано: только из вас вылезло дитё, вот уже и воспитывайте. А раз пропустили время, то уже в пятнадцать или в двадцать пять лет поздно уже. Если вы не воспитывали ребёнка, как только родили, то простите, не лезьте уже теперь в воспитание, потому что время ушло. Помогайте, подсказывайте, живите отдельно, молитесь Богу о них, и не более того, потому что время ваше ушло. Так я считаю, на том стою. Ну а там, конечно, есть много разных нюансов, а нюансы нужно обговаривать уже в конкретных ситуациях.

— Батюшка, была передача о богаче и Лазаре, и там я не очень поняла… Может быть, вы объясните для нашего теперешнего времени? Богач — он просто жил богато. Может, родился в богатстве, так и жил, проживал жизнь. А Лазарь родился бедным, но жил так терпеливо. Если так, по нашей жизни: вроде бы и тот ничего не сделал хорошего, и другой, а загробная участь-то у них очень разная.

— Они, конечно, да: богач — не ужасный злодей, а Лазарь — не ужасный грешник. В том-то и всё дело, что есть иная жизнь. Это главная мысль этой притчи: есть иная жизнь. Какая она? Разная. А для кого какая? Для некоторых — огонь вечный. Вот залезь в костёр, поживи в костре пять секунд. Замучаешься. Выбежишь. Правильно. Так живи так, чтобы в костёр вечный не попасть. А как это? Твори милостыню. Есть и другая жизнь, есть и Лазарь бедный, который валяется, псы его облизывают. А он чего? Он терпеливый: он не бунтует, он не воюет. Он же мог говорить: «Да чтоб вы сдохли, все богачи! Кругом все богатые, а я бедный. Да чтоб вам то и это, потому что вы богатые, а я бедный». Он такое кричал? Не кричал. Лежал себе, как бревно, под домом богатого. И потом душа его понеслась на лоно Авраамово. Т.е. человек терпел, молчал и не дёргался. Плохо тебе, брат ты мой или сестра моя — терпи, не дёргайся. Если дело к смерти — Господь заберёт тебя на лоно Авраамово, потому что туда уходят невинные души, ни на кого не ругающиеся. Ну а если ты богатый? Ну-ка оглянись-ка. Сколько там этих горбатых, косых, хромых, ненужных, паршивых, вшивых лежит кругом возле тебя? А почему ты им не помогаешь? Плевать тебе, да? Так вот тебе и притча. В аду будешь, а потом из ада воззришь наверх и скажешь: «Ой, Господи, помоги! Вот этого горбатого, хромого, косого, беззубого пошли ко мне, чтобы он мне помог». И будет поздно. Поэтому богатые смиряйтесь, бедные не дёргайтесь. Вот какая серьёзная простая притча. Бедные не дёргайтесь, успокойтесь. Вас всякие там Навальные зовут на революции… Навальный — он же не за вас, он за дьявола. Не дёргайтесь, бедные, потерпите своё, потом ангелы понесут вас на лоно Авраамово. Богатые, смиряйтесь пока не поздно. Ну-ка гляньте направо, налево, прямо, назад: куча безногих, безруких, безглазых, уставших, умученных, бездомных, вшивых, грязных. Кто будет помогать? Я? Мне не хватит денег. Вы должны помогать, у вас деньги есть. Деньги, заработанные непосильным трудом, у вас есть. Помогайте, друзья, пока не поздно. А потом будет Страшный суд, потом будет поздно. Потом Господь скажет: «Ну ты, эй, парень, наворовавший пять миллиардов долларов, ты кому помог, кого одел, кого накормил? Кого? Шлюх купал в шампанском в ванных, покупал себе новые яхты? Ну хорошо. Иди сюда, отвечай за дела свои». И тебе, брат ты мой, ох как будет не весело. Поэтому, друзья мои, пока не поздно: бедные — молчите и молитесь, богатые — думайте и помогайте. Вот об этом и говорит притча о богаче и Лазаре. Только об этом, и больше ни о чём. Есть ад, есть рай. Есть в аду место для одних, есть в раю место для других. Хочешь быть в раю? Делай это. Хочешь быть в аду? Делай это. Вот и всё. Об этом притча о богаче и Лазаре.

Мир вам, христиане, и благословение Божие! Господь да хранит вас, и нас по вашим молитвам! До следующей встречи.

Можно ли читать акафисты в Великий Пост

(69 голосов: 4.8 из 5)

«Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица,чтобыпоказаться людям постящимися»
(Мф.6:16).
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите»
(1Фес. 5:16–18).
«Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах»
(Мф.5:12).
«Братия, радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами»
(2Кор.13:11).

Справка: В пятую субботу Великого Поста на богослужении в храме читается акафист Божией Матери, а также при совершении Пассии – Акафист Божественным Страстям Христовым.

***

Обычно против чтения акафистов в пост выдвигают 2 аргумента:
— возглас «радуйся» не соответствует настроению поста;
— в храме в пост обычно акафисты не читают.
Однако оба эти возражения не выдерживают вдумчивой критики. Церковный Устав как раз именно на Великий Пост устанавливает чтение Акафиста.
Вопрос задаётся прихожанами о домашнем чтении, а не об общественном храмовом богослужении.

священник Константин Пархоменко:

Есть мнение, что Акафисты читать в пост нельзя. Думаю, это предрассудок. Мы помним, что именно в посту совершается служба Акафиста Пресвятой Богородице. Интересно, что у нас этот акафист поют лишь один раз (на пятой седмице), а греки еженедельно. То есть, например, у греков именно пост считается самым приоритетным временем для Акафистов.

Не вижу логики запрещать чтение и пение Акафистов. Ладно, не будем петь в храме, где по преимуществу в дни Поста исполняются покаянные песнопения, но дома читать Акафисты считаю возможным.

***

протоиерей Владимир Головин, г. Болгар

Можно ли читать акафист в пост? — Мы об этом говорили много раз. Акафисты — это область молитв, которая появилась в истории Церкви довольно-таки поздно, где-то с IX–X вв., т.е. 1000 лет не было формы такой молитвы. Потом эта молитва появилась, но уже сложилась уставная структура богослужения — храмовая, и поэтому акафист является келейной (домашней) молитвой, не храмовой. Но в храме за богослужением акафист читается — по просьбе верующих, по желанию настоятеля, а обязательно — только один раз в год, в пятую субботу Великого Поста. Вот и ответ: Церковь говорит, именно в пост читать и надо!

***

протоиерей Николай Агафонов:

— Некоторые священники говорят, что в пост лучше не читать акафисты, так как там все время звучит: «радуйся!» — и это сбивает с покаянного постового лада… Другие же, напротив, считают, что акафисты не мешают проведению поста. А вы что скажете?

— Акафист — это не уставная служба. Об акафистах в пост в Уставе ничего не сказано. Чтение акафистов — это просто благочестивый обычай. Некоторые думают: раз в церкви в Великий Пост акафисты не читают, то и дома читать нельзя. Но это не так.

***

священник Стефан Домусчи:

Хотя в народном сознании действительно существует определенное смущение по поводу чтения акафистов в пост, ничем в действительности оно не обосновано. Чтение акафиста в пост, как и в любое другое время, регламентируется только желанием самого молящегося.

***

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *