Акростих это примеры

Акростих (от греч. akrostichis – буквально краестишие) — это стихотворение, при написании которого первые слова строк подобраны таким образом, чтобы их начальные буквы, сложенные по порядку сверху вниз, образовывали какое-либо слово, реже — короткую фразу. Этот вариант стихосложения впервые начал применяться в Древней Греции, и только затем — в поэзии других стран. В русском стихосложении первые акростихи появились в 17 в.

Родясь от пламени, на небо возвышаюсь;

Оттуда на землю водою возвращаюсь!

С земли меня влечёт планет всех князь к звездам;

А без меня тоска смертельная цветам.

(Г.Р. Державин)

Сложение таких стихотворений — довольно сложная задача. Многие авторы любят этот способ — с помощью первых букв можно передать некое послание или намекнуть на скрытый смысл всего стихотворения, хотя чаще всего из первых букв складывается имя человека, которому посвящен акростих. Для начинающих поэтов написание таких стихов может стать прекрасной тренировкой.

Николай Гумилев написал акростих-посвящение Анне Ахматовой.

Аддис-Абеба, город роз,На берегу ручьев прозрачных, Небесный див тебя принес, Алмазный, средь ущелий мрачных. Армидин сад… Там пилигрим Хранит обет любви неясной, Мы все склоняемся пред ним, А розы душны, розы красны. Там смотрит в душу чей-то взор, Отравы полный и обманов, В садах высоких сикомор, Аллеях сумрачных платанов. (Николай Гумилёв, 1911) Современный поэт Олег Старостин написал акростих, посвященный Александру Сергеевичу Пушкину. Александ Сергеевич Пушкин — наше всё!
Арап Петра ВеликогоЛегко прижился на Руси!Его потомка смуглоликогоКаждый знает, кого ни спроси!Солнце Поэзии русской,Автор на долгие времена-Нам он дал образцы речи устной.Дал современный язык, чтоб странаРоссия вышла из средних веков!
Станет ли кто сейчас возражать,Его жизни удел был таков-Рискуя, всему народу рассказатьГлавные события российской Истории!Ему благодарны, что знаем Петра «виктории»;Единственный, он описал пугачёвский Бунт. Великий русский Поэт- так его зовут,И ещё: Пушкин- энциклопедия русской Жизни;Чему удивляться- он Светоч нашей Отчизны!
Празднуем Годовщину славную,Уносимся мыслями в глубину лет;Школьникам надо знать главнуюКнигу, лучше которой для нас нет-И это «Евгений Онегин», поэма в стихах,Научит жизни она, и внесёт ясность в умах!,- (запятая строки отделяет)
Народы никогда не забываютАлександра Пушкина славное имя,Шествует его Гений по жизни с ними!Единственное, о чём мы всегда жалеем:
Ведь был короток его жизни путь-Сколько б он ещё рассказал, узнать не сумеем;Ёкнет сердце, тоска и боль сожмут грудь.!- (знак восклицает, и стих завершает) 6 Июня 2014 года (стихотворение с сайта https://www.stihi.ru/2014/06/06/5934)
А вот такие акростихи, посвященные именам, можно найти в сети Интернет.
Галя – добрая душа,А еще и хороша!Любит всех своих друзей,И общительных людей.Не обидчива, проста,А в душе – мила, чиста! Галя – добрая душа!
Дорогие участники предметной недели! Мы предлагаем и Вам испытать свои силы! Попробуйте написать акростих с вашим именем, фамилией или акростих-посвящение кому-нибудь!

Акростих обычно понимается как «стихотворение, начальные буквы которого составляют имя, слово или (реже) фразу». В мировой поэзии такая форма известна издавна. «Считается, что акростих является изобретением Эпихарма, греческого филолога и драматурга, жившего в Сиракузах в V в. до н. э. Фактически акростих был для него методом установления копирайта на своих работах: в его тексты было «вшито» имя автора».
Акростихи «не просто украшение: отмечая собой начало каждого стиха, они тем самым подчеркивают стихоразделы, членение текста на стиховые отрезки, т. е. главное отличие стиха от прозы. Не случайно, когда в XVII в. начиналась русская поэзия и еще не были выработаны ни силлабо-тонические, ни даже силлабические размеры, а единственной приметой стиха была рифма, то в дополнение к этой отметке конца строк стихотворцы очень часто отмечали и начало строк — пользовались акростихами, порой растягивавшимися на длиннейшие фразы». Эти фразы обычно заключали в себе имена тех, кому посвящено и кем написано произведение, например, «Милостивии приятелю», «Князю Алексею Никитичю», «Герман монах моляся писах» и т.д. и т.п.
XVIII век продолжил традицию предыдущего; в XIX акростихи стали широко использоваться в альбомах (впрочем, эта традиция почти неизменной сохранилась до наших дней и, вероятно, никогда не прекратится). Но отношение к таким формам было несерьезное и могло выражаться, вероятно, следующими словами: «Сложить акростих может любой человек, преуспевший в версификации».
В начале ХХ века интерес к акростихам возобновился. Поэты для демонстрации своей не всегда филигранной техники усложняли написание акростихов дополнительным ограничением — сонетом. Происходило своеобразное наложение двух строгих форм: акростиха и сонета. Авторам, таким образом, приходилось мастерски точно рифмовать по обоим краям строк стихотворения.
Далее развитие акростиха идет по пути комбинирования, усложнения и увеличения форм акростиха между собой. Внимание начинают уделять не только первым, но и средним и последним буквам строки (соответственно — мезостихи и телестихи).
Ближе к концу ХХ века начинают появляться целые акроконструкции. Акроконструкция — наличие в стихотворном произведении как сочетания, так и единичного употребления акростиха, мезостиха, телестиха, диагонального акростиха (лабиринта).
Московский композитор Глеб Седельников, взяв себе псевдоним Валентин Загорянский, написал немало сложнейших стихотворных произведений, в которых одновременно переплетаются акро-, мезо- и телестихи, подкрепленные диагональными строками.

Эта акроконструкция была посвящена Марине Цветаевой с десятикратным написанием ее имени в ключевом слове (1 акростих, 2 мезостиха, 1 телестих и 6 диагональных акростихов). Как видно из текста, несмотря на филигранное переплетение различных видов акростиха, содержание стихотворения остается весьма туманным. Следующий пример из творчества В. Загорянского посвящен уже Платону Карповскому с семикратным написанием его имени и фамилии:

В этом тексте интерес вызывают мезостихи, поскольку читаются необычно: снизу вверх. Что касается содержания и ясности изложения мысли, то, прежде всего, необходимо знать, кто такой Платон Карповский, но, думаю, и это не поможет прояснить ситуацию. На мой взгляд, сложные акроконструкции должны быть построены так, чтобы ключевые слова были незаметны, содержание — такое, чтобы его можно было понять. Иначе читателю остается только каркас из акростихов, который он (читатель) при желании и терпении сам может наполнить любым набором слов.
Заслуживают внимания акроконструкции Константина Свириденко, которые он называет цветными стихами и которые представляют собой картины, где написано стихотворение с добавлением выделенными различными цветами акростихов и диагональных прочтений. Сам автор пишет, что «по сути — это сложные акро, часто не имеющие аналогов в русской литературе по схеме построения и степени сложности».
Просмотрев 200 ссылок из 1450, данных поисковой системой «Яндекс» на слово «акростих», я пришел к выводу, что такой способ написания стихотворного произведения не утратил свое значение и даже приобрел статус законной формы поэтического искусства. На различных форумах проводятся конкурсы акростихов, самым интересным из которых мне показался поэтический турнир литературного объединения при альманахе «Stern». В своем большинстве здесь представлены акростихи. Среди всего многообразия отмечу те, которые специфически решают проблему введения редких для акростиха букв. Некто Джуди Белкин написал такой акростих (выделено мной):

Акростих представляет собой стихотворение, где из букв (обычно начальных) каждой строчки складывается слово, фраза или целое предложение. Самый простой и соответственно самый распространённый вариант, когда задуманное поэтом слово читается по первым буквам сверху вниз.

В высокие материи забираться не будем, поскольку собрать примеры акростиха для этой статьи оказалось сложно – не особо популярный жанр среди работающих на биржах контента поэтов. Различают три основных разновидности акростиха: ключ, посвящение и шифр. Их мы сейчас и рассмотрим.

Акростих-ключ

Тип произведения, в котором задуманное слово (фраза) раскрывает его суть. По идеи у читателя не должны возникнуть сложности с разгадкой ключа. Например:

Сверкание солнечного диска
Побеждено сияньем глаз,
Ресниц чудесных, что без риска
Амура слали нам не раз.
Звенящий голос и улыбка,
Душа, как льющих звуков скрипка,
Несут волнения приливы
И где еще найдутся силы
Коротким словом описать
Образ искренний и честный
Матери, жены, невесты.
Всем Вам хочу я пожелать
Аллеи роз весной в тиши,
Счастья и молодой души!

В этом случае ключевое словосочетание «с праздником вас» хорошо совпадает по смыслу с текстом поздравления.

Акростих-посвящение

Стихотворение посвящается конкретному человеку, а ключевое слово (фраза) указывает на имя. Здесь ключ менее примечателен, чем в предыдущем варианте. Поэтому иногда подсказка даётся в тексте произведения или в эпиграфе. Пример акростиха:

Веками, жертвуя душой,
Люди истину искали,
Аксиому пред собой
Деловито обсуждали.
Искали истину в вине,
Многих это погубило,
Искали в мудрости, в войне,
Решений много разных было.
Устройство мира бытия
Явило новое прозрение,
Открылся смысл для слова «Я»,
Туман пробило озарение.
Освещаясь, мысль слепая
Шла к истокам всех причалов,
Любовь, как истина простая
Юной жизни была началом.
Стихи, которые люблю…

Акростих-шифр

Ключевое слово (фраза) никак не связано с содержанием произведения. Не редкость, когда шифрование в стихотворении других сведений, позволяет автору обойти морально-этические нормы, цензуру, прочие правила или условности. Попирать моральные устои мне не хотелось, поэтому в качестве примера предлагаю следующее:

Летит за окошком орда снегирей,
Единственной мыслью согрета:
Забраться в любимый амбар поскорей,
Утробы набить незаметно.
На сажень, аршин или даже версту
Алчущих знаний не видно,
Сбегаются зайцы драть бересту,
А лисам кора – не солидно.
Небо обложено серыми тучами,
Утром с кровати вставать нелегко,
Заносит избушки снежными кучами,
Елки качают ветвями пахучими,
Лето, однако, ещё далеко.

Как видите, ходить окольными путями автору не пришлось. Более того, дорога оказалось прямой в обе стороны – внимательный человек мог заметить, что ключевая фраза читается как слева на право, так и в обратном направлении. Это так называемый перевёртыш (палиндром).

Другие виды акростиха

Указанные выше примеры акростиха относятся к основным типам жанра. Кроме них существует ещё несколько разновидностей (абецедарий, стих-лабиринт, мезостих, сонет, телестих, акротелестих), у которых буквы ключевых слов могут располагаться по тексту в другой закономерности или последовательности: по диагонали, квадратом, вертикально посередине или в конце, по несколько букв в одной строке через равные промежутки и т.д.

Иногда этот литературный приём используют прозаики, выделяя под ключевую фразу (предложение) эпиграф, последний абзац или другой значимый фрагмент своего повествования.

Понравилась статья? Подпишитесь на обновления блога!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *