Аланский мужской монастырь фиагдон

Аланский Успенский монастырь.

Аланский мужской монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы в с. Хидикус Владикавказской епархии

Расположен в селе Хидикус в Куртатинском ущелье, в Фиагдонском сельском поселении Алагирского района Северной Осетии.

Изначальная монашеская братия состояла из осетин, проходивших духовную подготовку в Рыльском Никольском монастыре, где их незадолго до своей смерти наставлял архимандрит Ипполит (Халин). Он указал трудникам ехать в Беслан. Первые насельники обители прибыли в город в январе 2000 года, а монастырь был учреждён синодальным решением от 19 апреля 2000 года.

Первым местопребываним обители стал приходской дом и храм святой великомученицы Варвары, которые по согласованию были переданы в апреле 2000 года открывающемуся монастырю настоятелем Свято-Варваринской церкви иереем Сергием Мальцевым. Первый монашеский постриг здесь последовал в 2001 году.

Затем владыка Ставропольский Гедеон (Докукин) благословил создать монастырь в горах в Куртатинском ущелье, в селе Хидикус. Здесь в 2003 году Православной Церкви возвратили полуразрушенный храм XIX века во имя Жен мироносиц. Менее чем за год монахи восстановили Мироносицкую церковь (открыта 15 февраля 2004 года ) и построили братский корпус. Новый монастырь строился в пяти километрах от часовни, в которой шестьсот лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа — Моздокская икона Божией Матери.

Когда обитель в новом месте была обустроена, монастырь переехал в горы, а в Беслане осталось его подворье. В монастыре по древним образцам был возведен новый Иверский храм. Монастырь стал самой высокогорной (ок. 2000 м над уровнем моря) и самой южной православной обителью России.

Мироносицкая церковь Аланского Успенского монастыря. Фото Вячеслава Иванова, декабрь 2008 г.

Статистика

Священноархимандриты

См. список преосвященных Владикавказской епархии.

Наместники

Святыни

  • чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы — написана монахами на камнях Успенского собора Киево-Печерской Лавры в XIX веке. Эту икону в Лавре подарили игумену Аланской обители Антонию (Данилову), когда он учился в Киеве.

Использованные материалы

  • Страница официального сайта Аланских благочиний Владикавказской епархии Православная Осетия:
  • Белкина, Людмила, «Монастырь в Беслане,» Благовестъ, православная интернет газета, 4 февраля 2005:
  • «Свято-Успенский Аланский мужской монастырь,» сайт туристической компании «Юфорт Тур»:
  • Страница сайта Бесланского Георгиевского прихода:
  • «В Осетии открыт храм мужского монастыря,» 16 февраля 2004:

«В Осетии открыт храм мужского монастыря,» 16 февраля 2004,

Виртуальная 3D экскурсия

Аланский Успенский мужской монастырь — православный монастырь рядом с поселком Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье (Алагирский район Северной Осетии). Это самая высокогорная Православная обитель на территории России. Монастырь был создан 19 апреля 2000 года в Беслане в бывшей гостинице для машинистов поездов. В первый год в монастыре было всего два монаха. Монахи проходили духовную подготовку в Курской епархии, в Свято-Николаевском монастыре у старца архимандрита Ипполита, который незадолго до своей смерти благословил их и наставлял ехать в Беслан создавать монастырь.
Со временем монастырь переехал в Куртатинское ущелье, где был восстановлен храм XIX века во имя святых Жен-Мироносиц и построен братский корпус, а также строится новый, более просторный храм во имя Иконы Иверской Божией Матери. Этот храм будет самым южным на территории России. В Беслане осталось монастырское подворье.

5 октября 2011 года Священный Синод утвердил архиепископа Владикавказского и Махачкалинского Зосиму в должности священноархимандрита Аланского Успенского мужского монастыря (журнал № 127).

По состоянию на 2011 год в монастыре находится 14 монахов.

В пяти километрах от монастыря находится часовня, в которой шестьсот лет хранилась главная святыня Осетии и всего северного Кавказа — Иверская Моздокская икона Божией Матери, подаренная святой благоверной Царицей Грузии Тамарой Великой. Подлинник иконы в годы Великой Отечественной войны был утрачен. По преданию, с восстановлением Православных монастырей в Осетии эта икона будет обретена.

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь очень популярен не только среди верующих Осетии, но и других регионов России.

Особый рецепт

Аланский Свято-Успенский мужской монастырь расположился в селении Верхний Фиагдон в Куртатинском ущелье. Горы обступают это место со всех сторон. Когда из-за очередного поворота дороги появляются здания монастыря, то они больше напоминают не современные сооружения, а средневековую крепость — с каменными высокими стенами и осетинскими боевыми башнями по углам. Кажется, что православная обитель существует здесь очень давно… На самом же деле лишь одна из часовен насчитывает больше столетия, а сам монастырь заложен всего лет 15 назад.

В его архитектуре явно видны черты византийского стиля, но послушники говорят, что над «дизайном» никто особенно не работал: возводилось все постепенно, разными мастерами и без всяких изысков. Тем не менее весь комплекс получился довольно гармоничным, а суровые крепостные стены великолепно вписались в окружающий великолепный ландшафт с высокими пиками и ледяными «шапками».

Когда заходишь в монастырь, кажется, будто людей здесь нет вовсе — как ни ищи. И если бы не настоятель отец Стефан, который был предупрежден о приезде гостей и вышел навстречу, пришлось бы, наверное, долго плутать по закоулкам зданий, чтобы найти здешних обитателей.

— У нас постоянно живут десять монахов и примерно столько же паломников и трудников, — поясняет Стефан.

Собеседнику не больше 35-ти или 40 лет, однако он кажется гораздо старше из-за густой черной бороды, отросшей почти до пояса.

— Монастырь — самый высокогорный в России — расположен на высоте 1,3 тысячи метров над уровнем моря, — продолжает он свой рассказ. — Но на большие церковные праздники сюда приезжает много людей. Например, на Крещение встречали 15 тысяч человек. Дорога к монастырю была заставлена машинами на три километра.

Еще во Владикавказе мне поведали о необыкновенном чае, который тут делают по собственному рецепту. Постепенно переходим и к этой теме.

— А как выращиваете ваш чай в горах?

— Чем о нем говорить, так лучше попробовать, — отвечает Стефан.

В трапезной монастыря (их здесь, кстати, три, а самая большая — для праздничных торжеств — вмещает 300 человек) мне наливают чашку ароматного напитка. На вкус чай необыкновенно приятный, с оттенками барбариса, мяты и чего-то еще. Как будто обычный черный чай, только с травяными добавками.

Несмотря на уговоры, Стефан очень долго не хотел раскрывать секрет, откуда берется чай, но потом сдался:

— Братья-иноки собирают в горах. Это, по сути, настой из смеси трав: зверобоя, чабреца, боярышника и еще нескольких других. Они все растут здесь, на холмах вокруг монастыря. Когда обитель только начинали строить, обнаружили, что в этих местах очень много лечебных трав. Начали их использовать. Со временем появился рецепт: оптимальная смесь разных трав в определенных пропорциях. Оказалось, помимо вкусного напитка, такой «чай» снимает усталость и расслабляет. Его хорошо пить на ночь — улучшает сон. Начали угощать им прихожан. Некоторые стали брать его в пакетах домой. Теперь это целая традиция — без чая никто не уезжает.

Богословие на практике

Чтобы собирать целебные травы для «чая», в монастыре организовали целые курсы: монахи, которые хорошо разбираются в растениях, учат прибывших новичков — других послушников, трудников или паломников. А потом вместе отправляются в горы для сбора трав. Это оказывается не таким простым делом, как представляется на первый взгляд. Чтобы собрать смесь листьев, монахам приходится сутками ходить по горным склонам. Пройденные расстояния измеряются десятками километров.

За сезон здесь успевают собрать около 200 килограммов различных трав. Цифра кажется небольшой, но, чтобы уместить все запасы чая, в монастыре выделили целую комнату: высушенная смесь хоть и очень легкая, но занимает чрезвычайно большой объем.

Чтобы собрать целебные травы для уникального чая, монахам приходится сутками искать их на горных склонах

Собранный урожай монахи смешивают в нужных пропорциях и фасуют сами — в небольшие пакетики. Часть заваривают для себя, другую отдают прихожанам. Монастырский чай в Северной Осетии пришелся многим по вкусу, и теперь его знают почти во всех уголках республики. Те, кто приезжает в обитель, обязательно стараются взять с собой хоть немного снадобья и часто приписывают ему целебные свойства: не только из-за состава трав, но и духовной составляющей. Чай, собранный руками монахов, ценится очень высоко.

Однако для послушников сбор и приготовление травяной смеси — не экзотика, а лишь одна из повседневных забот. Обитатели монастыря делают не только свой чай, но и почти полностью обеспечивают себя всеми возможными продуктами. В саду, который разбит возле обители, выращивают фрукты, а собственная небольшая ферма поставляет молоко. Здесь же делают и осетинский сыр, а пасека монастыря обеспечивает медом.

— У нас есть шутка о том, что такое богословие на практике, — улыбаясь, рассказывает один из послушников брат Георгий. — Это когда берешь в руки кирку и лопату и работаешь от восхода солнца и до заката. Вот такая практика. Монашеская жизнь не самая легкая. Зато мы можем жить полностью автономно — никаких продуктов не покупать.

Духовный спецобъект

Аланский монастырь, несмотря на кажущуюся простоту, — огромное и весьма сложное хозяйство, где за мощными крепостными стенами скрывается современная техника. Например, чтобы отапливать здания обители, в одной из башен установлен котел. Топливом для него служит сжиженный газ, который хранится в специально построенном резервуаре-хранилище и подается по сложной системе трубопроводов. А на случай непредвиденных поломок предусмотрены два электрогенератора.

Значительную часть обители занимают кельи послушников и разного рода хозяйственные постройки. Но центром монастыря, конечно, является храм. Он построен недавно, причем с масштабом: видно, что может вместить как минимум человек триста. Внутри пока — лишь белые стены и иконы. Никаких украшений.

— Отделкой еще предстоит заниматься, — рассказывает отец Стефан. — Когда обитель только появилась, нам хватало той небольшой часовни, которая сейчас находится у входа. Со временем монастырь стали посещать все больше прихожан и паломников. Чтобы вместить всех, потребовалось построить новый храм.

Иллюминация по-монастырски

Другой особенностью монастыря является подсветка его фасада. В вечернее время она включается автоматически и помогает в самом выгодном ракурсе увидеть все сооружения обители. Сделать подсветку предложили специалисты-электрики, которые совершали паломничество в монастырь. Монахи долго сомневались, стоит ли организовывать такие изыски, но потом все же согласились и не пожалели: в темное время суток самый высокогорный мужской монастырь России предстает в еще более красивом виде, чем днем.

Мнение

Савва Гаглоев, секретарь Владикавказской Аланской епархии:

— Сегодня на территории нашей епархии существуют два монастыря — Свято-Успенский мужской и Богоявленский женский. Их появление на Северном Кавказе в XXI веке — это своеобразный уникальный феномен, поскольку мы наблюдаем появление аланских монашеских обителей, которых раньше в Осетии не было. Открытие монастырей не в Средние века, а сейчас, действительно,удивляет многих. Само по себе это большое культурное событие для всего региона. Ведь Северный Кавказ у многих ассоциируется в основном с другой религией, а тут вдруг нашлось место и для двух крупных христианских духовных центров. Причем в обеих обителях монашеские общины очень открытые и приветливые для гостей и паломников. Хотя, казалось бы, жизнь в горах должна накладывать определенный отпечаток суровости. Возможно, именно из-за теплого отношения ко всем приезжающим, на сегодняшний день монастыри — одни из самых посещаемых мест в Осетии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *