В год прославления святых мучениц Елисаветы и Варвары в России, в 1992 г. рядом с шахтой построена часовня во имя святой преподобномученицы Елисаветы, в ней 18 июля 1992 г. была отслужена первая Божественная Литургия под предстоятельством архиепископа Мелхиседека Свердловского и Курганского, в те годы возглавлявшего епархию.
22 февраля 1995 года Священный Синод принял решение об установлении мужского монастыря в честь Новомучеников Российских. Строителем монастыря был назначен тогда еще иеромонах, а ныне игумен Моисей (Пилатс).
Игумен Моисей ходатайствовал перед районными властями о выделении земельного участка для монастырских угодий. Было выделено 32 гектара земель, поселились первые монахи, послушники и трудники, стали возделываться земли. 6 июля 1996 года был официально заложен первый камень под строительство монастырского храма. Освящение закладки фундамента было совершено при участии епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона. Первая Божественная Литургия в еще недостроенном храме была отслужена 6 июля 1998 г., а 4 ноября 2000 г., в день празднования Казанской иконы Божией Матери служили первую Литургию в отстроенном храме. 18 июля 2001 г. храм был освящен в память всех Новомучеников Российских Высокопреосвященнейшим Викентием, Архиепископом Екатеринбургским и Верхотурским.
Сегодня монастырский комплекс включает в себя: Памятный Крест над шахтой, где произошло злодеяние, 4-этажное кирпичное здание (с храмом, алтарь которого освящен во имя Новомучеников Российских и совмещенный с ним Братский корпус), Часовню во имя св. прпмц. Вел. Кн. Елисаветы, входные врата (двое) и хозяйственные постройки. Монастырь проводит миссионерскую деятельность в г. Алапаевске и прилегающем к нему районе. Во многих деревнях и поселках возрождены и вновь созданы приходы. Братия монастыря осуществляют хозяйственную деятельность, обеспечивая продуктами себя и, по возможности, помогая малоуимущим людям.
В монастырском храме пребывают привезенные из Иерусалима частицы нетленных мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.
23 сентября 2000 года монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II , обращаясь к собравшимся он сказал: «Слава Богу, что мы дожили до того времени, когда к нам возвращается историческая память, когда это место уже не забыто, когда сюда приходят люди и вспоминают о мученической кончине тех, кто страдал здесь. Мы должны подражать жизни святых угодников Божиих — преподобномучениц Елисаветы и Варвары, которые в жизни своей проявляли милосердие и любовь к ближним».
В Екатеринбургской духовной семинарии состоялось очередное заседание семинара «Диалог науки и религии».
Речь на очередной встрече, которую традиционно организовали Екатеринбургская духовная семинария и миссионерский отдел Екатеринбургской епархии, шла об основных методах датировок археологических и палеонтологических находок. С докладом выступил игумен Моисей (Пилатс) — игумен Алапаевского монастыря, кандидат богословия, заведующий Библейско-богословской кафедрой ЕПДС, неоднократный участник церковно-археологических экспедиций.
Как отметили организаторы семинара, многие методы датировок археологических и палеонтологических находок развивались и оттачивались в течение десятилетий и даже столетий. Вопрос датировок для богословия весьма значимый, поскольку длительности событий, указанные в Священном Писании и Священном Предании в неких единицах («день», «век», «век веков») расходятся с научными данными нередко в миллионы раз при условии, что эти единицы не меняли своей длительности от Сотворения мира.
Отец Моисей, как истинный ученый, прежде всего обозначил и расклассифицировал те методы датировок, которых он собирался коснуться. Он выделил две группы датировок: абсолютное датирование, устанавливающее дату начала события в череде палеонтологической летописи, и относительное датирование, позволяющее установить длительность события без привязки к конкретной дате.
Как рассказал докладчик, самым современным методом абсолютного датирования является радиоуглеродный анализ (автор — Уиллард Либби, 1908-1960). Не вдаваясь в тонкости этого метода, отметим, что он основан на данных о скорости разложения радиоактивного углерода 14C, период полураспада которого, составляет 5730 ± 40 лет. Лаборатории, занимающиеся радиоуглеродным анализом, — это современные наукоемкие организации. Метод радиоуглеродного датирования позволил английскому археологу Джону Гарстангу (1876-1956) уточнить датировку падения Иерихона, когда иудеи, возглавляемые Иисусом Навиным, окружили город. По результатам исследований Гарстанг опубликовал предварительные отчеты, а после второй мировой войны вместе со своим сыном издал популярную книгу, в которой датировал насильственное разрушение поселения, названного им «город IV», примерно 1400 г. до Р.Х. (окончанием периода поздней бронзы I). Как отметили организаторы, отец Моисей рассказал еще много удивительного о разрушении Иерихона, но это уже не касалось радиоуглеродного анализа.
Далее отец Моисей рассказал, что ближе всего к современности история Туринской плащаницы. Согласно радиоуглеродному анализу трех образцов ткани боковой полосы возраст плащаницы 1260-1390 ± 40 лет г. н. э. Исследование проведены солидными лабораториями Оксфордского Университета штата Аризона и Швейцарского института Технологии. Сразу же апологеты радиоуглеродного метода стали утверждать, что Туринская плащаница — подделка средневековых алхимиков, но отнюдь не ткань, в которую было завернуто тело Господа нашего Христа Иисуса после снятия его с Креста. Правда, было не вполне понятно, почему эти «зловредные» алхимики решили обмануть людей именно нашего времени, ведь радиоуглеродный анализ, фотография высокой степени разрешимости стали применяться лишь с прошлого века, отметил отец Моисей. И вот здесь-то, кроме радиоуглеродного анализа, пришлось использовать другие методы абсолютного датирования.
Очень помог споро-пыльцевой анализ: пыльца растений с плащаницы принадлежит солелюбивым растениям, которые встречаются только в районе Мертвого моря – там, где был распят Христос. Почему же ошибся радиоуглеродный метод? Плащаница имеет долгую и трудную истории. В частности, она перенесла пожар. А это вполне может внести коррективы в радиоуглеродные датировки.
Кроме упомянутых выше методов, отец Моисей рассказал о ряде других методов датировок.
Например, термолюминисцентный метод, позволяющий датировать керамические образцы; дендрохронологический метод, связывающий длительность периода с годовыми кольцами деревьев; керамические часы, основанные на анализе керамики; эпиграфика, берущая за основу содержание и формы надписей на камне, керамике, металле и пр.; нумизматика. Каждый из этих методов дал неоспоримое доказательство историчности тех или иных Библейских событий.
Так, дендрологический метод позволил подтвердить историю Иосифа, проданного в египетское рабство: согласно Библии, Иосиф смог предсказать фараону урожайные и неурожайные годы. Дендрологический анализ артефакта (деревянного ящичка) доказал существование семи очень широких годовых кругов (7 сытых лет), которые сменялись семью очень узкими кольцами (7 голодных лет).
Нумизматика еще раз подтвердила реальность Понтийского Пилата: были найдены монеты с его изображением и абсолютно недвусмысленными надписями.
Отец Моисей принес несколько экспонатов своей керамической коллекции. Это очень волнующе, подержать в руке кусочек керамики, которому более 2000 лет! – отметили участники семинара.
По словам организаторов семинара, докладчику, как всегда, было задано множество вопросов. Частично ответы на них можно услышать на радио «Воскресение» в программе Анны Буданцевой «Гость студии» (выйдет в эфир в конце марта).
Отец Моисей согласился прийти на следующее заседание, которое состоится во второй половине апреля и будет посвящено вопросом устройства мира. Предполагаются два докладчика: профессор Виталий Леонидович Гапонцев, доктор физико-математических наук и иерей Константин Корепанов, преподаватель Миссионерского института.
18 июля 2020 года, в день памяти святой преподобномученицы Великой книгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары (Яковлевой) Преосвященные архипастыри совершили Божественную литургию в мужском монастыре во имя новомучеников и исповедников Церкви Русской в городе Алапаевске.
Богослужение возглавили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, епископ Нижнетагильский и Невьянский Евгений, епископ Серовский и Краснотурьинский Алексий, епископ Аргентинский и Южноамериканский Леонид в сослужении многочисленного духовенства Екатеринбургской митрополии.
За литургией молились настоятельница среднеуральского женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» игумения Варвара (Крыгина) и настоятельница Боголюбского женского монастыря в селе Сарсы-II игумения Питирима (Лисицына) с насельницами обителей.
На богослужении присутствовали и молились волонтеры Царских дней в Алапаевске — студенты областного медицинского колледжа и Алапаевского инустриального техникума, представители регионального центра Всероссийского студенческого корпуса волонтеров-спасателей и молодожного крыла Российского Красного Креста – добровольцы межмуниципального штаба милосердия, созданного по инициативе директора областного медколледжа Ирины Анатольевна Лёвиной
По завершении богослужения состоялся крестный ход к шахте, куда в 1918 году, в ночь с 17 на 18 июля, живыми были сброшены алапаевские мученики — Великая княгиня Елисавета Феодоровна, ее келейница инокиня Варвара (Яковлева), Великий князь Сергей Михайлович, Князья Императорской крови Иоанн, Константин, Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей и секретарь Федор Ремез.
У шахты Преосвященные владыки почтили память безвинно убиенных и совершили молебен, а также исполнили Херувимскую песнь, которую, как известно, пели сброшенные в шахту мученики в течение нескольких дней, пока они не отошли в мир иной. Вокруг места мученической кончины, ставшего местом притяжения сотен тысяч паломников со всего мира, под особо проникновенное исполнение Херувимской песни было совершено каждение и пронесен ковчег с мощами святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл обратился к собравшимся с архипастырским словом и поздравил с днем памяти святой преподобномученицы Великой книгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары и иже с ними пострадавших. Глава Екатеринбургской митрополии призвал всех паломников, всех гостей Царских дней обращаться в молитвах «к нашим князьям, мученикам Алапаевским», просить у них поддержки и помощи и получать её их предстательством.
— Мы верим, что они святые люди. Они святые, они богоугодные, они герои Отечества и герои Церкви, — подчеркнул владыка Кирилл.
Также Его Высокопреосвященство поблагодарил всех, кто чтит историю Отечества и почитает новомучеников:
— Наше поздравление всем тем, кто хранит память о своей великой истории, хранит и содержит в своей жизни святость и чтит и любит наших мучеников, защитивших нашу страну, наш народ, наше Отечество своей собственной жизнью, своей кровью, положивших свою жизнь за то, чтобы мы сегодня здесь могли беспрепятственно молиться и совершать свое почитание нашего Господа Бога и все тех угодников, которые предстоят сегодня у престола Божия.
В своём архипастырском слове владыка митрополит затронул тему нравственного выбора. Именно перед таковым оказался юный Владимир Павлович Палей, который погиб здесь, в числе алапаевских мучеников, на 22-м году жизни.
Владыка Кирилл рассказал, что когда молодого князя, являвшегося внуком Александра II, арестовывали, ему предложили отказаться от родного отца. Но Владимир Павлович не пошёл на сделку с совестью и претерпел до конца.
— Сколько было потом еще таких людей, которых просили и требовали: откажись от отца-священника, откажись от отца-дворянина, — подчеркнул архипастырь. — И кто-то отказывался, кто-то нет. Кто-то принимал смерть и муки, а кто-то душевные муки принимал и жил, отказавшись от своих родителей. Могло ли быть долговечным общество, которое было построено на лжи и отказе от отечества, от отечественности, от своего отцовства?
Поэтому и рухнула страна, к сожалению, тогда, когда, казалось, было уже все спокойно, — фундамента не было.
Поэтому, по мнению владыки, сегодня очень важно хранить память наших предков и утверждать свою жизнь, не отказываясь от своего достояния, от своего отчества. Между тем, сегодня постепенно стирается традиция называть людей по имени-отчеству, упоминается только фамилия и имя.
— У нас отчество сегодня незаметно исключают. Таким образом сегодня исключают нашу историю из нашей жизни, — сказал владыка. — У нас из подвигов осталась только Великая Отечественная война, ее более менее помним.
Но не знаем событий, которые произошли сто лет назад, потому что эти события неудобны для нынешнего понимания — они связаны с невероятной жестокостью, со страшным братоубийством, с такой дикой несправедливостью, которая была возведена в норму, когда были уничтожены лучшие люди страны. И мы сегодня перед некоторыми из них склоняем главу своего сердца, молимся и призываем их на помощь.
Владыка поблагодарил наместника мужского монастыря во имя Новомучеников и исповедников Российских игумена Моисея (Пилатса) с братией и выразил огромную благодарность Анне Витальевна Громовой, «которая много сделала для прославления святых Алапаевских мучеников, чтобы здесь, в Алапаевске память о святой Великой княгине Елисавете Феодоровне была сохранена на высоком духовном уровне».
Глава Екатеринбургской митрополии вручил Благословенные грамоты и поблагодарил за усердные труды во славу святой Православной Церкви директора средней образовательной школы 12 города Алапаевска Ольгу Александровну Фёдорову, педагога школы № 5 города Алапаевска Татьяну Нургалиевну Ерес и руководителя молодежного отдела Алапаевской епархии Галины Николаевны Баланюк.
Напомним, мужской монастырь новомучеников и исповедников Церкви Русской построен рядом с Нижне-Селимской шахтой, куда в ночь на 18 июля 1918 года были сброшены живыми Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, инокиня Варвара (Яковлева), великий князь Сергей Михайлович, князья императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Палей и Федор Ремез. В Царские дни обитель становится особенным местом поклонения для тысяч людей со всего мира.
27.11
2019
К 25-летию возрождения духовного образования на Урале. Интервью с исполняющим обязанности заведующего Библейско-богословской кафедрой Екатеринбургской духовной семинарии игуменом Моисеем (Пилатсом).
Добрый день, отец Моисей. Мы рады, что имеем возможность поговорить с Вами!
Добрый день, я тоже рад общению, особенно от того, что темой нашего разговора станет 25-летие возрожденной на Урале духовной школы.
Как нам известно, в семинарии Вы работаете с 2007 года и по сей день. Вы также являетесь руководителем Библейско-богословской кафедры. Что Вы можете рассказать нам о той семинарии, когда начиналась Ваша работа?
Здание семинарии, во время моего прихода, находилось на улице Вали Котика. Я помню и здание, и условия, которые были тогда. Конечно, это сложно сравнивать с тем, что мы видим сегодня – здесь рядом со Свято-Троицким собором. Я думаю, что самая большая трудность была, может быть не столько для преподавателей, сколько для студентов, которые там обучались, в нехватке мест для аудиторий и мест для проживания. Студенты жили в аскетических условия.
Как начиналась Ваша работа в семинарии?
В 2007 году я защитил кандидатскую диссертацию в Санкт-Петербургской духовной академии и сразу пришел работать в Екатеринбургскую духовную семинарию. Я имел уже педагогический стаж, поскольку я трудился в медицинском училище (ныне медицинский колледж) города Алапаевска, там же уже был опыт в общении со студентами. Первый и второй год работы в духовной семинарии, я преподавал Библейскую археологию. Это непосредственно моя специализация, так как это было направлением моих исследовательских работ в годы учебы в Санкт-Петербургской духовной академии. Как для семинаристов, так и для преподавателей не было дефицита в плане взаимного и литургического общения, так как проводились совместные богослужения, которые объединяли всех нас.
Какие были у Вас трудности?
Имея большой опыт в преподавании, я не испытывал больших трудностей. Также проблем не было и с источниками информации, поскольку я защищал кандидатскую работу, и мной было переработано огромнейшее количество разных источников. Трудность постоянных поездок всегда сопровождает меня, в преподавании в семинарии, так как я сам базируюсь в городе Алапаевске, а семинария находится в Екатеринбурге, за 150 километров.
Что больше всего запомнилось за весь период Вашего преподавания в семинарии?
С первого года преподавания в семинарии, мне запомнилось, конечно, хорошее. Прекрасные воспоминания прежде всего о самих семинаристах. В семинарии, студенты были тогда настоящие подвижники, так как приходилось жить, обучаться и трудиться в непростых условиях.
Что можете пожелать нынешним и будущим студентам семинарии?
Веры! Как-то известному старцу нашего времени – протоиерею Николаю Гурьянову, который подвизался на острове Залит, задали такой вопрос: «Что больше всего не хватает, и что он может пожелать людям нашего времени?». Старец ответил просто: «Веры!». А когда спрашивали про верующих людей, в том числе и священников, он снова отвечал: «Веры».
Хотелось бы действительно пожелать нашим драгоценным студентам, чтобы они были людьми глубокой веры и чтобы их устремление к знаниям, конечно, соответствовали их духовным устремлениям и литургической жизни в Церкви, церковным традициям и живой веры во Христе.
Благодарим Вас, что уделили нам время для общения.
Благодарю, Бог в помощь.
Беседовал студент 4 курса бакалавриата Данил Реутов.
Сайт Екатеринбургской духовной семинарии