Алавастровый сосуд

приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову

(Мк. 14:3). У Ин. 12:2-3 говорится, что, за шесть дней до Пасхи, в Вифании приготовили Христу вечерю и Марфа служила (ср. Лк. 10:40), а Лазарь был один из возлежавших с Ним. Мария же (ср. Лк. 10:39), взявши фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Спасателя и отерла их своими волосами (ср. Лк. 7:38). Матфей и Марк не называют по имени женщину, сделавшую это. Из их рассказов нельзя даже вывести, что это была известная вообще кому бы то ни было женщина, потому что пред γυνή нет артикля. Такая неопределенность подала повод к многочисленным и запутанным рассуждениям об этом предмете как древних, так и новых экзегетов. Некоторые, обращая внимание на Лк. 7:38 сл., думали, что в Евангелиях упоминается о четырех женщинах, помазавших Христа. Но Ориген замечает, что их было только три: об одной из них написали Матфей и Марк (nullam differentiam exposiyionis suae facientes in uno capitulo — не противореча нисколько друг другу в одном отделе); о другой — Лука, и еще об одной — Иоанн, потому что последняя отличается от остальных.

Иероним: «никто пусть не думает, что одна и та же женщина помазала голову и ноги.” Августин считает женщину, о которой рассказывает Лк. (7:36 сл.), тождественной с той, о которой рассказывает Иоанн (т.е. с Марией, сестрой Лазаря). Помазание совершено было ею два раза. О первом рассказывает только Лука; о втором же одинаково рассказывается тремя евангелистами, т.е. Иоанном, Матфеем и Марком. Таким образом, Августин проводит различие между двумя помазаниями, — тем, о котором сообщает Лк. 7:37-39, и тем, которое было в Вифании за шесть дней до Пасхи, предполагая, что помазавшая женщина была одна и та же. Златоуст смотрит иначе. «Жена эта, по-видимому, есть одна и та же у всех евангелистов; в действительности же не так, но у трех евангелистов, мне кажется, говорится об одной и той же, у Иоанна же — о другой некоторой чудной жене, сестре Лазаря.”

Феофилакт: «некоторые говорят, что было три жены, помазавшие Господа миром, о которых упомянули все четыре евангелиста. Другие же полагают, что их было две: одна, упоминаемая у Иоанна, то есть Мария, сестра Лазаря, а другая — та, которая упоминается у Матфея и которая тождественна с упоминаемою у Луки и Марка.”

Зигабен: «три женщины помазали Господа миром. Одна, о которой говорит Лука, бывшая грешницей… вторая — о которой говорит Иоанн, по имени Мария… третья же та, о которой одинаково повествуют Матфей и Марк, которая подошла (ко Христу) за два дня до Пасхи в доме Симона прокаженного.” «А если, — говорит Августин, — Матфей и Марк говорят, что женщина вылила миро на голову Господа, а Иоанн — на ноги, то здесь, по-видимому, нет противоречия. Мы думаем, что она помазала не только голову, но и ноги Господа. Может быть, кто-нибудь возразит в клеветническом духе, что, по рассказу Марка, она разбила сосуд пред помазанием головы Господа и что в разбитом сосуде не осталось мира, которым она могла бы помазать также и ноги Его. Но тот, кто высказывает такую клевету, должен заметить, что ноги были помазаны прежде, чем разбит сосуд, и что в нем оставалось достаточно мира, когда, разбив его, женщина вылила все остальное масло.”

У позднейших экзегетов встречаются подобные же разнообразные мнения. Кальвин предписал своим последователям считать два рассказа (один у Матфея и Марка и другой, у Иоанна) тождественными. Но Ляйтфут говорит: «удивляюсь, каким образом кто-нибудь может смешивать оба эти рассказа.” Даже Цан выводит из рассказа Матфея, что «женщина не жила в доме Симона” (dass das Weib keine Hausgenossin des Simon war). Другие экзегеты говорили, что если бы рассказываемое у Матфея и Марка произошло в доме Лазаря, а не Симона прокаженного, то ученики не стали бы «негодовать” (ήγανάκιησαν — άγανακτοΰντες; Мф. 26:8, Мк. 14:4), потому что это значило бы негодовать на одну из хозяек, которая их приняла. Объяснение этого будет дано в следующем стихе. Теперь же на основаниях, приведенных выше, скажем, что рассказы Матфея, Марка и Иоанна следует считать тождественными. Противоречие между Матфеем и Марком, по которым женщина помазала голову Христа, и Иоанном, что — ноги, не настолько велико, чтобы отрицать тождественность их рассказов. Могло быть и то и другое, причем Матфей и Марк сообщили об одном, а Иоанн о другом. При этом нет надобности даже предполагать, что четвертый евангелист намеренно поправил своих предшественников и что предпочтение следует отдать только его рассказу. Можно только утверждать, что пример женщины, о которой рассказывается у Луки, был прецедентом и вызвал подражание. Но рассказ Лк. 7:36 сл. совершенно отличен от настоящего.

Слово άλάβαστρον (αλάβαστρος, αλάβαστρος) встречается в Новом Завете только в трех местах (Мф. 26:7; Мк. 14:3; Лк. 7:37), и значит, собственно, алебастр, а затем алебастровый сосуд, алебастровая банка. Такие сосуды употреблялись для сохранения благовонных мазей. Плиний (Н. N. 3:3) говорит, что unguenta optime servantur in alabastris (благовонные масти прекрасно сохраняются в алавастровых сосудах). В числе даров, посланных Камбизом эфиопам, Геродот упоминает об алабастровом сосуде с миром (μύρου άλάβαστρον, Ист. 3:20). Об обычае помазания головы см. Еккл. 9:8. Замечательно, что, говоря о помазании Христа, Матфей не упоминает, что женщина возливала его (т.е. миро) на голову, а пропускает это слово. Конструкция стиха не одинакова у Матфея и Марка. У последнего κατέχεεν αύτοΰ της κεφαλης; у Матфея κατέχεεν επί τής κεφαλής αύτοΰ άνακειμένου. У Марка, таким образом, обыкновенная «после — гомеровская” конструкция, просто с родит., у Матфея позднейшая — с επί Ανακειμένου считают родительным самостоятельным и отдельным от αύτοΰ. Это сомнительно. Из двух разночтений πολυτίμου (многоценного или драгоценного) и βαρύτιμου (то же значение) следует предпочесть первое, которое доказывается лучше.

Толковая Библия.

«Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову» (Мф. 26:6–7).

«И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, — пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову» (Мк. 14:3).

«Некто из фарисеев просил Его вкусить с ним пищи; и Он, войдя в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» (Лк. 7:37).

Алавастровый сосуд — сосуд из алебастра, или алавастра. В античности алебастром называли минерал кальцит, который является материалом сталагмитовых отложений на полу и стенах известняковых пещер. Название свое алебастр получил от алебастровой горы и города Алебастрон в Фивах, в Египте (сейчас гора св. Антония). Алебастр высоко ценился, из него делали сосуды для хранения благовоний.

Для мира использовали высокий алавастровый сосуд без ручек, с длинным и узким горлышком. Горлышко запечатывали воском или глиной, чтобы содержимое не испарялось. Запечатанный алавастровый сосуд свидетельствовал об особой ценности благовоний, содержащихся в нём. Чтобы его откупорить, нужно было отбить горловину или сломать на ней печать.

Сосуд для мира найден в районе города Магдала.

Алавастровые сосуды с благовониями изображены на иконах в руках жен-мироносиц, пришедших помазать тело снятого с креста Господа Иисуса Христа.

Алавастровый сосуд. Музей храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе.

To pass to the list of songs which names begin on the letter Р

  • Artist: Hillsong Music Australia
  • Album: No Other Name
  • Language: Русский
  • Other name: Broken Vessels
  • Тематика: Поклонение
  • Songs of the album:

1.Ты все осколки разбитой жизни Собрал и склеил по милости. Я потерял всё, но Ты не бросил. Навек меня освободил. Мост: О, благодать, как ты сладка. Спасла меня лишь ты. Потерян был, но ты нашла, Открыв глаза мои. Припев: О, вижу я Тебя. Любовь в Твоих глазах вижу я. Ты жизнь Свою отдал, Чтоб к жизни всех разбитых призвать. 2. Забрав падения и недостатки, Свою Ты ценность в нас поместил. В моём Ты сердце, я – Твой сосуд, Бог. Пусть видит мир: во мне Ты жив. ____________________________________ Em G Em G Em G l. Ты все осколки разбитой жизни Em G Собрал и склеил по милости. Em G Я потерял всё, но Ты не бросил. D Em D Навек меня освободил. Br: C D О, благодать, как ты сладка. Em C Спасла меня лишь ты. C D Потерян был, но ты нашла, Em C Открыв глаза мои. Ch: G D О, вижу я Тебя. Em C Любовь в Твоих глазах вижу я. G D Ты жизнь Свою отдал, Em C Чтоб к жизни всех разбитых призвать. ll. Забрав падения и недостатки, Свою Ты ценность в нас поместил. В моём Ты сердце, я – Твой сосуд, Бог. Пусть видит мир: во мне Ты жив.

Алавастр (сткляница) (Мф. XXVI, 7, Мр. XIV, 3, Лук. VII, 37) — род белого, мелкозернистого, плотного, черного камня из породы гипса, годного к хорошей полировке, из которого выделывались различные алебастровые изделия. Название свое получил от Алебастровой горы и города Алебастрон в Фивах, в Египте (ныне гора св. Антония). Египетские дрогисты доселе пользуются алебастровыми сосудами для хранения лекарств и благовоний. Древние употребляли алебастр для разных изделий; из него выделывались вазы, урны, бутыли, склянки и др. Особенно алебастровые сосуды, или банки, употребляли для хранения духов, душистых мазей и употребляли для этого алебастровые бутылки с длинным и узким горлышком и крепко их закупоривали. Выражение (Мр. XIV, 3) разбив сосуд (алебастровый), по-видимому, означает только то, что женщина, пришедшая в дом Симонов с алебастровым сосудом мира драгоценного, который возлила на голову Спасителя, открыла или распечатала его. Так как миро, содержавшееся в подобных сосудах, иногда было слишком дорого, то подобные сосуды не откупоривались, но должны были испускать благоухание чрез свои пористые стенки. Несомненно, что вследствие сего и употребляли этот особенный камень для хранения в сосудах, сделанных из него, дорогих благовоний; и быть может, именно вследствие сего некоторыми и был сделан упрек женщине, которая, в благоговейной любви к Господу, открыла или распечатала свой алебастровый сосуд и мгновенно возлила на голову Его всю драгоценную жидкость, благоухания которого хватило бы на многие годы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *