Алаверды монастырь

Монастырь Шавнабада – мужской монастырь, расположенный к юго-востоку от Тбилиси, на вершине горы, которая также называется Шавнабада. Храм был построен еще в раннем Средневековье: в XII веке, а в XVII веке была проведена его существенная реконструкция. Два столетия спустя на территории монастырского комплекса появилась дополнительная церковь и колокольня-звонница. Сейчас, помимо этих строений и келий для монахов, в Шавнабаде есть еще винодельня, пекарня и иконописная школа. Кроме того, здесь находится резиденция католикоса Грузии Илии II, который очень почитается всем местным православным населением страны.

Название «Шавнабада» происходит от двух грузинских слов: «шави» (შავი) и «набади» (ნაბადი), — что означает «черный плащ». Выражение это связано с одной грузинской легендой, которой уже более двух сотен лет.

Предыстория легенды имеет вполне реальные исторические декорации. В конце XVIII века, в 1795 году, земли Грузии и многих других соседних государств пострадали от разорительных набегов персидского хана Ага-Магомеда и его кровожадной армии. Ага-Магомед хан и его приспешники разрушали всё, что попадалось им на пути. Сотни сел и городов сравнялись с землей, тысячи людей были убиты, а те немногие, что выжили, были взяты в плен… Легенда гласит, что пока персы грабили и разоряли Тбилиси, в их лагерь ежедневно являлся некто верхом на коне и в черном плаще. Он жестоко расправлялся со всеми, кого встречал, и предупреждал, что его месть будет повторяться, пока захватчики не оставят город в покое. По легенде, жестокий хан и его армия покинули город именно потому, что так и не смогли поймать загадочного всадника в черном плаще. Среди местного населения считалось, что этим всадником был покровитель Грузии Святой Георгий.

Одним из главных строений на территории монастырского комплекса является – церковь Святого Георгия. Внутреннее убранство храма впечатляет гармоничностью деталей. Стены украшены фресками и иконами, однако нет излишней, нарочитой напыщенности в оформлении. В храме царит спокойная, возвышенная атмосфера, настраивающая всех прихожан на мирный лад. Одна из главных икон – изображение Святой Нино, держащей в руках крест из переплетенных виноградных лоз.

Шавнабадский монастырь имеет собственное винное производство. Вина выпускаются здесь с 1998 года. Самые популярные сорта: Саперави (красное сухое) и Ркацители (вино янтарного цвета, которое делается в специальных глиняных сосудах – квеври).

Добраться до монастыря можно только на личном автотранспорте. Общественные автобусы и маршрутки сюда не ходят. Однако, монастырь Шавнабада находится буквально за выездом из Тбилиси, и на дорогу от центра города до самой вершины на горе обычно уходит около получаса.

Мужской монастырь св.Георгия Алаверди (VI в.) находится недалеко от села Алаверди, расположенного в Ахметском районе, в 20 км от города Телави. По периметру монастырь окружен высокой крепостной стеной.

Главная достопримечательность монастыря, — кафедральный собор Алаверди (Цминда Георги), самый известный средневековый грузинский кафедральный храм. Слово «Алаверди» турецко-арабского происхождения и переводится как «дарованный Богом». Собор построен в начале XI в. тогдашним царем Кахетии Квирике III Кахи на месте небольшой церкви св.Георгия VI в. Считается что она была заложена Иосифом Алавердели, одним из тринадцати каппадокийских (сирийских) первооснователей грузинского монашества. В то времена это был самый высокий храм, поражающий своим видом и великолепием, и поныне, он является одним из крупнейших соборов в Грузии.

Существует легенда, о том, что придя в Грузию со своим учителем, св.Иоанном Задазнийским, Иосиф Алавердели остался в Кахетии в Алавердской степи. Он вел жизнь аскетаи питался молоком диких степных ланей. Хищные звери обходили его жилище стороной. Случилось, что один из знатных кахетинских вельмож охотясь в Алавердской степи, повстречался со св.Иосифом, стал его учеником и дал обет построить здесь величественный храм, дав тем самым начало строительству Алавердского мужского монастыря. В 570 г. св.Иосиф скончался и погребен был здесь же, в храме святого Георгия в Алаверди.

Изначально Алаверди был мужским монастырем, но в XVII-XVIII вв. здесь жили и монахини царского рода. Храм много раз разрушался иранскими шахами, туркменскими кочевниками (XVII в.) и землетрясениями (1530, 1668, 1742 гг.). В 1150 г. было начато его восстановление царицей Тамарой, и закончено уже царем Ираклием II. Однако многочисленные реконструкции существенно не повлияли на внешний вид храма. Помимо религиозной, монастырь выполнял еще и культурно-просветительную функцию: здесь в XVI-XVIII вв. писали и переписывали книги, имелась обширная библиотека, где хранились рукописи. В настоящее время многие из уцелевших рукописей хранятся в Институте рукописей им. К. Кекелидзе в Тбилиси.

В наше время Алаверди действует как мужской монастирь. Монашеский комплекс окружен стенами, внутри расположен собор святого Георгия, жилые пост ройки, пасека и винохранилище. Кафедральный собор Алаверди (Цминда Георги) представляет собой триконх — крестообразное, церковно-купольное здание, построенное из галечника, облицованного плитами желтоватого туфа. Снаружи храм местами украшен орнаментальной резьбой. Его высота около 50 м, внутреннее пространство высотой 42 м поражает своей масштабностью. Собор является вторым по высоте (после Самеба) и самым высоким храмом из четырех «Великих Кафедралов» (Ошки, Светицховели, храм Баграта, построенных в X-XI в.).

Внутри собора сохранились потрясающие по своей красоте росписи и фрески XI, XV, XVIII вв., изображающие святых и сцены из жизни, усыпальницы кахетинских царей, а также могилы святого Иосифа Алавердского и великомученицы Кетеван.

На территории монастыря также заслуживают внимания остатки древних трапезной, бани, колокольни, XVII в., а у монастырского винного погреба впечатляет собранный из обломков огромный древний квеври, кувшин для изготовления вина. Посещение монастыря Алаверди включено нашей компанией Инкомартур 93 в этот экскурсионный тур в Грузию.

Алаверди — Кафедральный собор и монастырь расположен в районе Кахети, в муниципалитете Ахмета, в Алазанской долине, недалеко от деревни Алаверди, в 20 км от Телави.

Храм является одним из крупнейших церковных зданий в Грузии. Его высота, включая купол, выше 50 метров.

Комплекс включает в себя здания: Алавердский Георгиевский собор, оборонительную стену, часовню, дворец Пейкар-хана, винный погреб и баню.

Монастырь Алаверди был основан Иосифом Алаверделием, одним из ассирийских отцов, в середине VI века.

В начале XI века Квирике, король Кахетии, построил собор (известный под именем Алаверди) на месте маленькой церкви Святого Георгия.

Алаверди была одной из самых выдающихся часовен средневековой Грузии. Алавердоба (сентябрь-октябрь) — очень знаменитый церковный и государственный праздник. Это отмечают не только грузины (из Кахетии, Кизики, Эрцо-Тианети, Пшав-Хевсурети), но и жители Кисти и Дагестана. Здесь также проходил рынок.

История

Монастырь Алаверди был основан в VI веке одним из 12 ассирийских отцов Иосифом Алавердели. Находится в Алазанской долине, на фоне снежных гор Кавказского хребта, в 20 км от Телави. В первой четверти XI века царь Кахетии Квирике построил на месте старой маленькой церкви храм Святого Георгия. Один из крупнейших соборов (41,7 м х 26,4 м) в Грузии имеет высоту более 50 метров.

Алаверди с XI века был епископским центром и резиденцией епископов епархии. С того же века Алавердский собор стал королевским дворцом Кахетии. С того же века Алавердский собор стал усыпальницей королевским дворцом Кахетии.

Собор Алаверди был много раз поврежден землетрясениями. Во время его первой великой реставрации (в 80-х годах XV века, во времена правления Александра, короля Кахетии) был полностью восстановлен купол и части стен. В 1742 году землетрясение повредило Алавердский собор. Его восстановление началось королевой Тамар (1750) и закончилось Ираклием II. Восстановленная часть храма построена из кирпича. В конце XIX века Алавердский собор был полностью побелен внутри. После очистки стен (1966) было обнаружено несколько слоев живописи: Первый и самый важный это фрагменты живописи XI века. Фрески XV-XVI веков сохранились на южных стенах, а фрески XVI-XVII веков — на западных и северных стенах.

Архитектурный комплекс Алаверди, который окружен оборонительной стеной (XVII-XVIII вв.), Объединяет здания разных времен. Дворец, который является одним из самых важных зданий Грузии, является трехэтажным зданием. Его нижний этаж — изогнутый зал большого размера, был трапезной в XVI-XVII веках. В ближайший период 1615 года был построен кирпичный дворец Пейкар-хана (правитель Гандзы). Его главное жилое здание восьмиугольное, покрытое камерами и широкой открытой аркой, на которой построена низкая квадратная комната. Первоначально Алаверди был мужским монастырем. В XVII-XVIII веках здесь также был основан женский монастырь, где жили члены королевской семьи монахинь. Грузинские писатели, каллиграфы и писцы занимались литературной деятельностью в Алаверди. Среди них: Филипп Алавердели (XVI-XVII вв.), Архиепископ Зебеде (XVII в.),Никифор Ирбах (Николоз Чолокашвили, XVII в.), Мариам-Макрин Багратиони (XVIII в.) и другие.

Легенда

Святой монах Иосеб Алавердели жил в пойме Алаверди в Кахетии. В то время у Нагара-хан был дворец на одном горном хребте в Цхракара. На вторых горных склонах вдоль дворца находится купольная церковь, где изображено лицо королевы Тамар.

Однажды Нагара-хан отправился на охоту и отпустил Сокола. Сокол погнался за фазаном который побежал к монаху. Затем сокол сел на дерево и ждал своей жертвы.

Нагхара-хан подошел к монаху и спросил, как он посмел приютить фазана. Затем он взял меч, чтобы убить монаха, но внезапно его рука замерзла. Когда Хан увидел это чудо, он попросил монаха вылечить его руку, и вместо этого он пообещал сделать все для него. Силой молитвы монах исцелил его, и вместо этого он попросил построить церковь. Хан выполнил свою просьбу. Таким образом, церковь Святого Георгия была построена в Алаверди.

Мальчики часто играли и боролись во дворе церкви. Один из них всегда проигрывал. Он принес в церковь жареное яйцо для святого Георгия в качестве подарка и попросил у него сил и побед. В это время богатые греческие торговцы проходили через церковь, и когда они увидели перед дверью жареное яйцо, они сразу же начали его есть. В дороге они сильно заболели и пошли к монаху, чтобы узнать причину своей болезни. Монах сказал им, что это было связано с гневом святого Георгия. После того, торговцы дали обещание, что, если они будут излечены, построят большой храм. Фактически все они были исцелены и после того, торговцы выполнили обещание — они построили нынешний Храм Алаверди.

Есть грузинская пословица: «Никто не может взять жареное яйцо из святого Георгия». На вершине двери храма нарисованы юные игроки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *