Алексеевский монастырь в томске

Один из старейших монастырей в Сибири. Основан в 1605 году при устье реки Киргизки, в 9 верстах от Томского острога, и был назван в народе Усть-Киргизским или Богородицким. В первый же год только что отстроенные монастырские строения и церковь были разрушены льдами во время весеннего ледохода, после чего монастырь был перенесен на версту вверх по Большой Киргизке на возвышенное и защищенное от наводнений место. Пожар 1656 года уничтожил новоустроенный храм. Очередное строительство остановилось из-за отсутствия средств.

Старец Ефрем, бывший в то время строителем монастыря, принял решение о перенесении монастыря в город с совета воеводы и граждан Томска. В 1663 году постройку монастыря на новом месте завершил новый настоятель – схиигумен Исаия. Обитель располагалась рядом с церковью во имя Алексея Человека Божия, к тому времени более 30 лет стоявшей на Юрточной горе. После объединения обители с Алексеевской церковью, Усть-Киргизский Богородицкий монастырь стал именоваться Богородице-Алексеевским. Новый монастырь представлял собой крепость и стал частью оборонительных сооружений Томска.

К началу XVIII века обитель владела значительными земельными угодьями и рыбными промыслами. Монастырь не только обеспечивал рыбой всю братию, но и продавал ее в большом количестве. Доходы от продажи рыбы, особенно в сезон осеннего лова едва ли не равнялись доходам от продажи хлеба со всех монастырских наделов. Поэтому воеводским начальством Богородице-Алексиевский монастырь ценился как настоящий рыбопромышленник.

В 1830-х годах вокруг монастыря впервые была возведена каменная ограда с главными и экономическими воротами и угловыми башнями, что придало монастырю величественный вид. В юго-восточной башне находилась антиминсная часовня, в которой совершались поминальные службы. Другая старинная часовня располагалась на монастырском кладбище. Настоящей достопримечательностью монастыря стал необычный сад, устроенный стараниями епископа Афанасия (Соколова) в южной части обители. Со своим озером, горой, монашескими кельями и кладбищем он представлял символический образ Святой Палестинской земли. В 1882 — 1899 годах в монастыре размещалась духовная семинария. В 1898 году в монастырском флигеле была открыта школа грамоты, в которой, по сведениям 1900 года, обучалось 16 мальчиков.

Монастырь был закрыт летом 1923 года. Братия монастыря перешла на монастырскую заимку, т.н. «Архимандритскую». Здесь, на древнем месте расположения обители при устье р. Киргизки, находился загородный дом архимандритов и имелся деревянный Покровский храм. Вплоть до 1926 года здесь подвизалось 26 насельников монастыря, своим трудом добывая пропитание.

В 1980-х годах была предпринята попытка восстановить монастырский комплекс в качестве музея, ограничившаяся лишь частичной реставрацией храма обители. В 1991 году территорию обители посетил Святейший Патриарх Алексий II. В 1992 году епископ Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) совершил торжественное открытие монастыря. До 1994 года хозяином храма оставался художественный музей. В этом же году состоялось полное возвращение храма верующим. В 1995 году обители был передан отреставрированный Казанский собор. В этом же году состоялось обретение мощей св. прав. Феодора. В 1996 году был возвращен бывший настоятельский корпус, где теперь размещаются монашеские кельи.

Существует легенда об императоре Александре I: будто он не умер в Таганроге в 1825 году, а отрёкся от престола и отправился странствовать по Руси в облике праведного старца. Обстоятельства появления этого человека в Томске таковы: некий крестьянин, назвавшийся Федором Кузьмичом, был сослан в Сибирь за бродяжничество. Однажды старец познакомился с купцом Семеном Хромовым и переехал по его совету в Томск, где поселился на загородной заимке Хромова (сейчас поселок Хромовка), а позже – в келье, построенной купцом специально для старца в своей усадьбе на улице Монастырской (ныне улица Крылова).
Жил Федор Кузьмич затворником, не принимая никакого участия в общественной жизни города, время проводил в основном в молитвах и постах. Однако постепенно к старцу стали стекаться паломники. Современники отмечали, что Федор Кузьмич был очень проницательным, мог рассказать о посетителе всё, едва его увидев, а то и вовсе творил чудеса.
Старец умер в 1864 году, удостоившись за свою праведную жизнь похорон на почетном месте – на территории Богородице-Алексиевского монастыря.

Наместник монастыря игумен Силуан (Вьюров)
Адрес: г. Томск, ул. Крылова, 12/1.

Часовня прав. Феодора Томского и Казанский храм Богородице-Алексеевского монастыря г. Томска, нач. XXI в.

Томский Богородице-Алексеевский мужской монастырь Томской епархии

  • Адрес: Россия, 634050, г. Томск, ул.Крылова, 12/1
  • Тел.: (3822) 53 14 45, 52 74 23
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Зарождение обители

Один из старейших монастырей в Сибири. Основан в 1605 году при устье реки Киргизки, в 9 верстах от Томского острога, и был назван в народе Усть-Киргизским или Богородицким.

В первый же год только что отстроенные монастырские строения и церковь были разрушены льдами во время весеннего ледохода, после чего монастырь был перенесен на версту вверх по Большой Киргизке на возвышенное и защищенное от наводнений место.

На удалении от Томской крепости положение монастыря было опасным: несмотря на то, что он был хорошо укреплен и окружен оборонительными рвами и насыпью, он часто страдал от набегов кочевых киргизов и татар.

Пожар 1656 года уничтожил новоустроенный храм. Очередное строительство остановилось из-за отсутствия средств.

На новом месте

Старец Ефрем, бывший в то время строителем монастыря, принял решение о перенесении монастыря в город с совета воеводы и граждан Томска «…по их согласному выбору места». И поставили монастырь сызнова на Юрточной горе, самой возвышенной во всей окрестности.

В 1663 году постройку монастыря на новом месте завершил новый настоятель – схиигумен Исаия. Обитель располагалась рядом с церковью во имя Алексея Человека Божия, к тому времени более 30 лет стоявшей на Юрточной горе. После объединения обители с Алексеевской церковью, Усть-Киргизский Богородицкий монастырь стал именоваться Богородице-Алексеевским. Новый монастырь представлял собой крепость и стал частью оборонительных сооружений Томска. За несколько лет обитель выдержала множество осад «со стороны калмацкого прихода», самая значительная из которых была в 1668 году.

Место первоначального устроения монастыря на реке Киргизке было отмечено старцем Исаией большим памятным крестом. Надпись на нем гласила:

«Лета 7170 (1662) года устроен бысть си животворящий крест Господень, на нем же воображено распятие Господа нашего Иисуса Христа при державе благовернаго и благочестиваго Государя царя и Великаго князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца по вере и обещанию Томского города монастыря Богородицы Казанския: строителя Исиии, яже о Христе с братиею. Писан в Кузнецком остроге».

В 1662 году в монастыре был возведен первый (всего за историю обители их было четыре) деревянный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с северным приделом во имя свв. мчч. Флора и Лавра и южным во имя Алексия человека Божия.

В начале 1660-х годов строитель монастыря старец Исаия подал царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой просил пожаловать обитель деньгами и ежегодной ругой. Царь повелел выдавать служителям монастыря жалование годового руга, а также прислал из царской ризницы богослужебные книги, иконы, колокола, облачения и всю необходимую церковную утварь.

Хозяйственная деятельность

К началу XVIII века обитель владела значительными земельными угодьями и рыбными промыслами. Монастырь не только обеспечивал рыбой всю братию, но и продавал ее в большом количестве. Доходы от продажи рыбы, особенно в сезон осеннего лова едва ли не равнялись доходам от продажи хлеба со всех монастырских наделов. Поэтому воеводским начальством Богородице-Алексиевский монастырь ценился как настоящий рыбопромышленник.

Увеличение монастырских угодий требовало множества рабочих рук. Монастырь набирал крестьян и рассылал их для заселения своих земельных наделов в Верхотомском стане, около Иштанской протоки и на р. Шегарке. Уже в 1760-х годах на монастырских наделах жило более 400 «мужских ревизских душ».

На момент своего создания в 1605 году монастырь, как и вся Сибирь, входил в состав Вологодской епархии. В 1620 году с назначением в Тобольск первого сибирского архиепископа Киприана (Старорусенкова) монастырь входит в состав Сибирской и Тобольской архиепископии вплоть до открытия в 1834 году самостоятельной Томской епархии.

В 1681 году монастырь был принят под личное покровительство царя Феодора Алексеевича.

Миссионерская деятельность

С момента своего основания монастырь становится крупным миссионерским центром.

Уже в начале XVII века на острове Крестовом (Крещеном) при слиянии рек Томи и Оби монахами-миссионерами совершались первые крещения инородцев юга Сибири. А к середине XVII столетия на монастырских угодьях в Нагорном Иштане был устроен один из первых миссионерских станов.

В 1698 году настоятелем Ионой-греком в монастыре была основана русская школа, послужившая началом всей будущей образовательной системы Томска.

В 1744 — 1746 годах по благословению епархиальной власти в обители открывается первое на юге Сибири русское духовное училище.

В 1818 году трудами архимандрита Иеронима-«Гимназиарха» (Кириллова) была открыта первая в Томске русско-латинская гимназия. Через два года она была преобразована в Томское духовное училище.

В XVII веке при монастыре появилась первая в крае больница. В исторических материалах XVIII века монастырская больница описывается уже как «довольно обширная» и имеющая хорошее устройство.

Томский Богородице-Алексеевский монастырь. Фотография кон. XIX — нач. XX вв.

В синодальный период

После реформы 1764 года были утрачены значительные земельные владения монастыря, он был причислен к разряду третьеклассных монастырей с казенным жалованием, и в нем было упразднено архимандричье правление. Постепенно братия монастыря стала состоять из престарелых монахов.

С 1807 года Богородице-Алексиевский монастырь, как обитель губернского города, стал опять управляться архимандритом.

По указу Св. Синода от 30 сентября 1809 года, монастырь из штатного третьеклассного был обращен в общежительный.

С 1835 года монастырь являлся резиденцией томских архиереев. На его территории был построен архиерейский дом.

В 1830-х годах вокруг монастыря впервые была возведена каменная ограда с главными и экономическими воротами и угловыми башнями, что придало монастырю величественный вид. В юго-восточной башне находилась антиминсная часовня, в которой совершались поминальные службы. Другая старинная часовня располагалась на монастырском кладбище. Настоящей достопримечательностью монастыря стал необычный сад, устроенный стараниями епископа Афанасия (Соколова) в южной части обители. Со своим озером, горой, монашескими кельями и кладбищем он представлял символический образ Святой Палестинской земли.

В 1882 — 1899 годах в монастыре размещалась духовная семинария.

В 1898 году в монастырском флигеле была открыта школа грамоты, в которой, по сведениям 1900 года, обучалось 16 мальчиков.

Угловая башенка ограды Богородице-Алексеевского мужского монастыря в Томске, 1920-е годы

Закрытие монастыря

Монастырь был закрыт летом 1923 года. Братия монастыря перешла на монастырскую заимку, т.н. «Архимандритскую». Здесь, на древнем месте расположения обители при устье р. Киргизки, находился загородный дом архимандритов и имелся деревянный Покровский храм. Вплоть до 1926 года здесь подвизалось 26 насельников монастыря, своим трудом добывая пропитание.

В середине 1920-х годов началось полное уничтожение монастыря. В 1925-26 годах монахи, уже обреченные на смерть, проживали в братском корпусе. Им было запрещено выходить из келий под страхом смерти.

Судьба всех насельников монастыря неизвестна, однако наибольшая часть братии была схвачена и расстреляна на горе Каштак.

Со временем территория монастыря была передана в ведение Педагогического училища № 2 и застроена новыми домами, несмотря на то, что в 1923 году монастырь был взят на учет музейным отделом Главнауки как памятник старины, имеющий государственное значение.

Во время Великой Отечественной войны в монастыре размещались мастерские по пошиву военного обмундирования и школа санитарных инструкторов.

В начале 1960-х годов были разобраны угловые башни и святые врата обители.

В 1980-х годах была предпринята попытка восстановить монастырский комплекс в качестве музея, ограничившаяся лишь частичной реставрацией храма обители.

Возрождение обители

В 1991 году территорию обители посетил Святейший Патриарх Алексий II.

В 1992 году епископ Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) совершил торжественное открытие монастыря.

До 1994 года хозяином храма оставался художественный музей. В этом же году состоялось полное возвращение храма верующим.

В 1995 году обители был передан отреставрированный Казанский собор. В этом же году состоялось обретение мощей св. прав. Феодора.

В 1996 году был возвращен бывший настоятельский корпус, где теперь размещаются монашеские кельи.

Статистика

  • 1900 — настоятель-игумен, казначей, 2 иеромонаха, 1 иеродиакон, 2 монаха, 4 послушника, 1 заштатный священник, 1 запрещенный священник
  • 1 января 1902 — настоятель-архимандрит, казначей, 3 иеромонаха, 3 монаха, 12 послушников, 2 священника
  • 1914 — наместник-иеромонах, казначей, 3 иеромонаха, 5 иеродиаконов, 6 монахов, 22 послушника, 2 священника, 1 диакон
  • нач. 1920-х — 50 насельников, не считая живших в монастыре на покое вдовых священников
  • 1926 — 26 насельников

Реставрация монастырского храма, фотография 1980-х годов

Храмы

Казанский храм

Каменный храм был заложен в 1776 году по благословению свт. Варлаама (Петрова), архиепископа Тобольского и всея Сибири. В 1779 году были освящены боковые приделы храма, посвященные святым мученикам Флору и Лавру (северный) и преподобному Алексию человеку Божию (южный). И лишь через 10 лет, в 1789 году, был освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подлинным украшением монастыря стала колокольня храма, построенная в 1860 году. В 1863 году на нее был поднят «Торжественный» 303-пудовый колокол. Сначала во втором ярусе колокольни хотели разместить престол во имя св. прав. Лазаря Четверодневного, но впоследствии здесь были устроены архив и хранилище древностей монастыря.

После закрытия монастыря храм продолжал действовать как приходской. 17 декабря 1929 года решением Сибирского крайисполкома в г. Томске церковь была закрыта. Со временем она была частично разобрана.

В начале 1980-х годов храм, по отзывам корреспондентов местных газет, представлял собой «…обрубок старинного здания с остатками купола». Ко времени начала воссоздания монастыря в конце XX века не сохранились колокольня, апсида, завершения и покрытия самого храма.

В начале 1990-х годов были проведены масштабные реставрационные работы, в результате которых храм был полностью восстановлен.

Часовня прав. Феодора Томского, Богородице-Алексеевский монастырь г. Томска, нач. XX в.

Часовня св. Феодора Томского

В 1904 года над могилой всенародно почитаемого старца св. Феодора, расположенной по его завещанию в ограде монастыря, была построена каменная часовня. На главной часовенной иконе были изображены св. блгв. кн. Александр Невский – небесный покровитель Императора Александра I и св. Феодор Стратилат – покровитель старца Феодора Кузьмича.

В советское время была разобрана на кирпичи для сооружения светских зданий.

В 1997 — 1998 годах часовня-памятник была восстановлена по первоначальному проекту на прежних фундаментах.

Трехсвятительский храм

Построен в конце XX — начале XXI века.

Храм при вратах

Построен в конце XX — начале XXI века.

Святыни

в синодальный период

  • ковчег с частью Гроба Господня и частицами мощей 26 святых
  • запрестольная местночтимая Казанская икона Божией Матери, утрачена в советское время
  • деревянное резное распятие (высота — 3 аршина 14 вершков, ширина — 1 аршин 19 вершков), выполненное в Кузнецке в 1662 году по заказу строителя Исаии

в настоящее время

  • мощи святого праведного старца Феодора Томского, в Алексиевском приделе монастырского храма
  • Казанская икона Божией Матери, приобретена у одного из московских коллекционеров, перенесена в монастырь в ноябре 2004 года
  • икона преподобного Алексия Человека Божия с частицей его мощей, лежит на аналое в правом приделе монастырской церкви. Икона написана томским иконописцем Юрием Родионовым, частица мощей передана монастырю одним из московских храмов
  • ковчег с частицами мощей 12 Оптинских старцев
  • ковчег с частицами мощей двадцати святых: Иоанна Предтечи, Лазаря Четвертодневного, сщмч. Игнатия Богоносца, вмч. Евфимии Всехвальной, свтт. Феодосия Черниговского, Никиты Новгородского, Тихона и Митрофана Воронежских, Димитрия Ростовского, Филарета Московского, Иннокентия Московского, прпп. Иова Почаевского, Нила Столобенского, блжж. Василия Христа ради юродивого и Матроны Московской, благоверного князя Олега Брянского, праведных Артемия Веркольского и Симеона Верхотурского
  • икона с мощами свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста
  • новописанная икона Живоначальной Троицы, явившая чудо мироточения Великим Постом 2004 года

Настоятели

Наместники

Приписные монастыри

Приписными к Богородице-Алексеевскому монастырю числились:

  • Кузнецкий Рождественский
  • Туруханский Троицкий
  • Пачинский (Усть-Пачинский) Иоанно-Предтеченский (упом. перв. пол. XVIII в.)

Некрополь

На монастырском кладбище были погребены многие известные в Томске люди, в том числе епископ Томский и Семипалатинский Платон (Троепольский). В советское время это кладбище было полностью уничтожено, надгробий почти не осталось, уцелели только некоторые склепы под землей. В начале 2010-х годов из этих склепов были извлечены останки, которые впоследствии были вновь погребены в общей могиле за алтарем Казанского храма. На этой могиле в память о всех, кто погребен на территории обители, 8 сентября 2015 года был установлен крест .

Использованные материалы

Упоминается у Денисова.

Вторая дата — дата кончины.

В книге Нарымская Голгофа настоятелем в 1740 году указан поп Афанасий Григорьевич Шлехтин, 74 лет.

Помощником его был поп Михаил Григорьев.

Фактически монастырем управлял поп Симеон Шелковников.

Родился в 1731 году. Его помощником был протоиерей Прокопий Петров.

Умер в 1777 году, оставив монастырю в подарок очень богатую личную библиотеку с весьма редкими и ценными книгами.

Заказчик (благочинный) Красноярский и Томский.

Родился в 1746 году. Видный миссионер и церковный проповедник.

В книге Нарымская Голгофа настоятелем в 1791 году указан игумен Иосиф (Хмылев).

Родился в 1765, умер в 1818 году. Сотоварищем был свящ. Лапин.

Томские епархиальные ведомости, 1897, №17, отдел офиц., с.7.

Симбирские епархиальные ведомости. 1899. № 17, отдел офиц. С. 340.

Назначен инспектором Холмской духовной семинарии. См. Томские епархиальные ведомости, 1899, №21, отдел офиц., с.1.

Фамилия — по данным Справочной книги Томской епархии. Согласно Нарымской Голгофе — Петров.

Освящение креста, новостное сообщение на официальном сайте монастыря, 8 сентября 2015 —

Один из старейших монастырей в Сибири. Основан в 1605 году при устье реки Киргизки, в 9 верстах от Томского острога, и был назван в народе Усть-Киргизским или Богородицким. В первый же год только что отстроенные монастырские строения и церковь были разрушены льдами во время весеннего ледохода, после чего монастырь был перенесен на версту вверх по Большой Киргизке на возвышенное и защищенное от наводнений место. На удалении от Томской крепости положение монастыря было опасным: несмотря на то, что он был хорошо укреплен и окружен оборонительными рвами и насыпью, он часто страдал от набегов кочевых киргизов и татар. Пожар 1656 года уничтожил новоустроенный храм. Очередное строительство остановилось из-за отсутствия средств.

Старец Ефрем, бывший в то время строителем монастыря, принял решение о перенесении монастыря в город с совета воеводы и граждан Томска «…по их согласному выбору места». И поставили монастырь сызнова на Юрточной горе, самой возвышенной во всей окрестности. В 1663 году постройку монастыря на новом месте завершил новый настоятель – схиигумен Исаия. Обитель располагалась рядом с церковью во имя Алексея Человека Божия, к тому времени более 30 лет стоявшей на Юрточной горе. После объединения обители с Алексеевской церковью Усть-Киргизский Богородицкий монастырь стал именоваться Богородице-Алексеевским. Новый монастырь представлял собой крепость и стал частью оборонительных сооружений Томска. За несколько лет обитель выдержала множество осад «со стороны калмацкого прихода», самая значительная из которых была в 1668 году.

Место первоначального устроения монастыря на реке Киргизке было отмечено старцем Исаией большим памятным крестом. Надпись на нем гласила: «Лета 7170 (1662) года устроен бысть си животворящий крест Господень, на нем же воображено распятие Господа нашего Иисуса Христа при державе благовернаго и благочестиваго Государя царя и Великаго князя Алексия Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца по вере и обещанию Томского города монастыря Богородицы Казанския: строителя Исиии, яже о Христе с братиею. Писан в Кузнецком остроге».

В 1662 году в монастыре был возведен первый (всего за историю обители их было четыре) деревянный трехпрестольный храм в честь Казанской иконы Божией Матери с северным приделом во имя свв. мчч. Флора и Лавра и южным во имя Алексия человека Божия. В начале 1660-х годов строитель монастыря старец Исаия подал царю Алексею Михайловичу челобитную, в которой просил пожаловать обитель деньгами и ежегодной ругой. Царь повелел выдавать служителям монастыря жалование годового руга, а также прислал из царской ризницы богослужебные книги, иконы, колокола, облачения и всю необходимую церковную утварь.

К началу XVIII века обитель владела значительными земельными угодьями и рыбными промыслами. Увеличение монастырских угодий требовало множества рабочих рук. Монастырь набирал крестьян и рассылал их для заселения своих земельных наделов в Верхотомском стане, около Иштанской протоки и на р. Шегарке. Уже в 1760-х годах на монастырских наделах жило более 400 «мужских ревизских душ».

На момент своего создания в 1605 году монастырь, как и вся Сибирь, входил в состав Вологодской епархии. В 1620 году с назначением в Тобольск первого сибирского архиепископа Киприана (Старорусенкова) монастырь входит в состав Сибирской и Тобольской архиепископии вплоть до открытия в 1834 году самостоятельной Томской епархии. В 1681 году монастырь был принят под личное покровительство царя Феодора Алексеевича.

С момента своего основания монастырь становится крупным миссионерским центром. Уже в начале XVII века на острове Крестовом (Крещеном) при слиянии рек Томи и Оби монахами-миссионерами совершались первые крещения инородцев юга Сибири. А к середине XVII столетия на монастырских угодьях в Нагорном Иштане был устроен один из первых миссионерских станов.

В 1698 году настоятелем Ионой-греком в монастыре была основана русская школа, послужившая началом всей будущей образовательной системы Томска. В 1744-1746 годах по благословению епархиальной власти в обители открывается первое на юге Сибири русское духовное училище. В 1818 году трудами архимандрита Иеронима-«Гимназиарха» (Кириллова) была открыта первая в Томске русско-латинская гимназия. Через два года она была преобразована в Томское духовное училище. В XVII веке при монастыре появилась первая в крае больница. В исторических материалах XVIII века монастырская больница описывается уже как «довольно обширная» и имеющая хорошее устройство.

После реформы 1764 года были утрачены значительные земельные владения монастыря, он был причислен к разряду третьеклассных монастырей с казенным жалованием, в нем было упразднено архимандричье правление. Постепенно братия монастыря стала состоять из престарелых монахов.

С 1807 года Богородице-Алексиевский монастырь, как обитель губернского города, стал опять управляться архимандритом. По указу Св. Синода от 30 сентября 1809 года монастырь из штатного третьеклассного был обращен в общежительный. С 1835 года монастырь являлся резиденцией томских архиереев. На его территории был построен архиерейский дом.

В 1830-х годах вокруг монастыря впервые была возведена каменная ограда с главными и экономическими воротами и угловыми башнями, что придало монастырю величественный вид. В юго-восточной башне находилась антиминсная часовня, в которой совершались поминальные службы. Другая старинная часовня располагалась на монастырском кладбище. Настоящей достопримечательностью монастыря стал необычный сад, устроенный стараниями епископа Афанасия (Соколова) в южной части обители. Со своим озером, горой, монашескими кельями и кладбищем он представлял символический образ Святой Палестинской земли.

В 1882-1899 годах в монастыре размещалась духовная семинария. В 1898 году в монастырском флигеле была открыта школа грамоты, в которой, по сведениям 1900 года, обучалось 16 мальчиков.

Монастырь был закрыт летом 1923 года. Братия монастыря перешла на монастырскую заимку, т.н. «Архимандритскую». Здесь, на древнем месте расположения обители при устье р. Киргизки, находился загородный дом архимандритов и имелся деревянный Покровский храм. Вплоть до 1926 года здесь подвизалось 26 насельников монастыря, своим трудом добывая пропитание. В середине 1920-х годов началось полное уничтожение монастыря. В 1925-26 годах монахи, уже обреченные на смерть, проживали в братском корпусе. Им было запрещено выходить из келий под страхом смерти. Судьба всех насельников монастыря неизвестна, однако наибольшая часть братии была схвачена и расстреляна на горе Каштак.

Со временем территория монастыря была передана в ведение Педагогического училища № 2 и застроена новыми домами, несмотря на то, что в 1923 году монастырь был взят на учет музейным отделом Главнауки как памятник старины, имеющий государственное значение. Во время Великой Отечественной войны в монастыре размещались мастерские по пошиву военного обмундирования и школа санитарных инструкторов. В начале 1960-х годов были разобраны угловые башни и святые врата обители.

В 1980-х годах была предпринята попытка восстановить монастырский комплекс в качестве музея, ограничившаяся лишь частичной реставрацией храма обители.

В 1991 году территорию обители посетил Святейший Патриарх Алексий II. В 1992 году епископ Новосибирский и Бердский Тихон (Емельянов) совершил торжественное открытие монастыря. До 1994 года хозяином храма оставался художественный музей. В этом же году состоялось полное возвращение храма верующим. В 1995 году обители был передан отреставрированный Казанский собор. В этом же году состоялось обретение мощей св. прав. Феодора. В 1996 году был возвращен бывший настоятельский корпус, где теперь размещаются монашеские кельи.

Казанский храм. Каменный храм был заложен в 1776 году по благословению свт. Варлаама (Петрова), архиепископа Тобольского и всея Сибири. В 1779 году были освящены боковые приделы храма, посвященные святым мученикам Флору и Лавру (северный) и преподобному Алексию человеку Божию (южный). И лишь в 1789 году был освящен главный престол в честь Казанской иконы Божией Матери. Подлинным украшением монастыря стала колокольня храма, построенная в 1860 году. В 1863 году на нее был поднят «Торжественный» 303-пудовый колокол. Сначала во втором ярусе колокольни хотели разместить престол во имя св. прав. Лазаря Четверодневного, но впоследствии здесь были устроены архив и хранилище древностей монастыря. После закрытия монастыря храм продолжал действовать как приходской. 17 декабря 1929 года решением Сибирского крайисполкома в г. Томске церковь была закрыта. Со временем она была частично разобрана. В начале 1980-х годов храм представлял собой «… обрубок старинного здания с остатками купола». Ко времени начала воссоздания монастыря в конце XX века не сохранились колокольня, апсида, завершения и покрытия самого храма. В начале 1990-х годов были проведены масштабные реставрационные работы, в результате которых храм был полностью восстановлен.

Часовня св. Феодора Томского. В 1904 года над могилой всенародно почитаемого старца св. Феодора, расположенной по его завещанию в ограде монастыря, была построена каменная часовня. На главной часовенной иконе были изображены св. блгв. кн. Александр Невский – небесный покровитель Императора Александра I и св. Феодор Стратилат – покровитель старца Феодора Кузьмича. В советское время была разобрана на кирпичи для сооружения светских зданий. В 1997-1998 годах часовня-памятник была восстановлена по первоначальному проекту на прежних фундаментах.

Трехсвятительский храм. Построен в конце XX — начале XXI века.

Храм при вратах. Построен в конце XX — начале XXI века.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *