Комментарии (3)
Содержание
Храпа В. От адамова яблока до яблока раздора. Происхождение слов и выражений
Альфа и омега
Мне не совсем ясен смысл словосочетания от альфы до омеги. Понятно, что требуется выполнить что-то от начала до конца. Но при чем здесь греческий алфавит? Может быть, это какая-то греческая поговорка?
Выражение от альфы до омеги – не греческое, а скорее интернациональное. Его первоисточником (как и многих других) является Библия, текст которой пришел в христианскую культуру в древнегреческом переводе с древнееврейского языка. Отсюда и ссылки на буквы греческого алфавита, где альфа – первая буква, омега – последняя. Подобные выражения имеются во всех языках. Мы сейчас говорим: Выучи все от А до Я; а до революции говорили: от аза до ижицы (аз и ижица – названия букв старославянской азбуки). Выражение от альфы до омеги значит «всё целиком», «всё от начала до конца».
Стоит заметить, что в «Апокалипсисе» Иоанна Богослова, последней книге Библии, слова эти несут иной смысл. Там сказано: «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, – говорит Господь». Ясно, что речь идет о вещах куда более серьезных, чем мелкие людские дела, которые нужно всего лишь обстоятельно выполнить.
Фразеологизм – это устойчивое образное выражение, смысл которого не определяется значением отдельно взятых слов. Фразеология включает в себя:
- идиомы – фразеологизмы как переосмысленные образные значения;
- пословицы и поговорки, образовавшиеся в фольклоре;
- крылатые выражения – фразы афористического характера, относящиеся к какому-нибудь определенному автору, художественному, литературному или кинематографическому произведению.
Что значит «Альфа и омега»? Значение «Альфа и омега»
Что это такое означает?
«Альфа и омега» – это основа, сущность чего-либо, начало и конец, истоки.
Происхождение
Откуда и какое происхождение фразы?
Источник крылатого выражения «Альфа и омега»: Библия (Апокалипсис. 1:8). «Я есмь альфа и омега, начало и конец», – говорит Господь». Альфа и омега – первая и последняя буквы греческого алфавита.
Другие русские выражения
Другие значения и истории происхождения выражений, фразеологизмов, поговорок, пословиц и крылатых фраз на сайте из нашего словаря слов и выражений русского языка:
Альфонс (нарицательное)
Амалфеин рог
А подать сюда ляпкина-тяпкина! (шутливое)
Америка для американцев
Амфитрион (нарицательное)
, первая и последняя буквы греч. алфавита.
Господь Иисус Христос. Изображение в катакомбе св. Коммодиллы. Кон. IV — нач. V вв.
Господь Иисус Христос. Изображение в катакомбе св. Коммодиллы. Кон. IV — нач. V вв. Выражение «А. и О.» трижды встречается в Откровении св. Иоанна Богослова: дважды как самоназвание Бога Отца (Откр 1. 8; 21. 6) и один раз как самообозначение Иисуса Христа (22. 13). «В 8 ст. говорится о Боге Отце как первопричине Божественного ведения, который, по 1 ст., дал откровение Иисусу Христу для сообщения верующим» (Николай Орлов, свящ. Апокалипсис святого Иоанна Богослова. СПб., 1999. С. 45). По др. толкованию, в 3 указанных местах Апокалипсиса А. и О. именуется Иисус Христос — сторонники этого взгляда принимают толкование архиеп. Андрея Кесарийского († ок. 565): «Словами Алфа и Омега означается Христос как Бог, содержащий все, безначальный и бесконечный — Сый, и прежде сый и конца не имый, соприсносущный Отцу…» (Слово 1. 1); «Начало и конец есть Христос как первый по Божеству и последний по человечеству и как простирающий свое промышление от первой бесплотной твари до последних людей» (Слово 22. 66).Альфа и омега. Изображение на погребальной плите Сиберия. IVв. (Латеранский музей. Ватикан)
Альфа и омега. Изображение на погребальной плите Сиберия. IVв. (Латеранский музей. Ватикан)
Смысл этого имени Божия, к-рое использовано в Апокалипсисе и у ранних христ. писателей (Пруденций, Тертуллиан), очевиден из «описательных» имен, сопровождающих наименование А. и О.: «Который есть и был и грядет» (Откр 1. 8), «Начало и Конец» (1. 8; 21. 6; 22. 13), «Первый и Последний» (1. 10; 22. 13), «Вседержитель» (1. 8). Сопоставление первой и последней букв алфавита объединяет Божественный акт творения и эсхатологическое новое творение. Бог положил начало этому миру и приведет его к конечному завершению. А. и О., следов.,- Бог-Творец всего. Весь космос имеет начало и завершение в Боге. Не только начало и конец мира, но и вся его история пребывает под действием промышления Божия.
В Апокалипсисе А. и О. содержит идею всеобъемлющего господства и вечности Бога. «Первым и Последним» называет Себя Господь в Книге пророка Исаии (Ис 41. 4; 44. 6; 48. 12). Здесь это выражение является усиленной формулой единобожия. В Апокалипсисе также отдается предпочтение сходному смыслу формулы А. и О., ибо она к тому же связывалась с именем Божиим. Имя Божие (священный тетраграмматон) иногда вокализовалось как Yaho и транслитерировалось греч. буквами ΙΑΩ. В контексте иудейского богословия появление первой и последней буквы в имени Божием подтверждало, что само имя содержит в себе мысль о превечности Бога.
Изречение «Я есмь Альфа и Омега», приводимое в Апокалипсисе, отцы и учители Церкви толкуют применительно к Логосу и Иисусу Христу. В «Строматах» Климент Александрийский сравнивает Логос с кругом, в к-ром Его силы как бы «свиваются», а Его начало и Его конец (A и W ) сливаются, не оставляя между собой «ни расстояния, ни интервала» (PG. 9. col. 1365). В «Педагоге» он размышляет о духовной пище, называемой ап. Павлом «молоком», замечая, что «под образом молока иносказательно говорится о Логосе» как «об альфе и омеге, о начале и о конце», потому что Ипостасное Слово питает верных и в их земной жизни, и в жизни вечной (PG. 8. col. 292). Тертуллиан усматривает в Иисусе Христе, в Котором все сущее сходится и объединяется, вечное движение из альфы в омегу и из омеги в альфу (PL. 2. Сol. 985). Имя А. и О. применительно к Иисусу Христу Ориген объясняет двояким способом. Христос как Бог есть «Альфа», т. к. Он — Начало всего, а как человек есть «Омега», поскольку Сын Божий воплотился, когда «пришла полнота времени» (Гал 4. 4). Одновременно Он как Слово, чрез Которое «все… на́чало быть» (Ин 1. 3), является началом (A ) в Адаме, к-рого Он создал, и концом (W ) в Своем Втором пришествии в мир (PG. 14. col. 80-84). По замечанию блж. Иеронима, «Иисус, пришедший в конце времен, вернул (revolvit) A к W и соединил конец с началом» (PL. 23. col. 248).
Альфа и омега. Аворий Самагерского ларца. Ок. 430 г. (Археологический музей. Венеция). Фрагмент
Альфа и омега. Аворий Самагерского ларца. Ок. 430 г. (Археологический музей. Венеция). Фрагмент
Использование первой и последней букв алфавита, как и их эквивалентов «первый и последний», «начало и конец», для обозначения чего-либо абсолютного или целого восходит к древней традиции. В греч. философии эта формула передавала вечность высшего начала. Афинянин в «Законах» Платона свидетельствует: «Бог, согласно древнему сказанию, держит начало, конец и середину всего сущего» (IV 716a). Ее восприняли и эллинизированные иудейские писатели (Иосиф Флавий, Филон Александрийский). В раввинистической лит-ре первая и последняя буквы алфавита указывали на некую полноту между ними. Так, напр., об Аврааме утверждалось, что он до дарования Закона уже соблюдал Закон от «алефа» до «тава» (первая и последняя буквы евр. алфавита), т. е. Авраам был послушен всему Закону. Слово (евр. — истина), входящее в самооткровение Бога перед Моисеем (Исх 34. 6), начинается с буквы «алеф» и кончается буквой «тав». Раввинистический комментарий называет «печатью сущности Бога». Согласно иудейскому преданию, Божие благословение Израилю в Лев 26. 3-10 полно и неизменно потому, что оно начинается буквой «алеф» и кончается «тав».
Лит.: Marie-Michel O. M. Christus Alpha et Omega, seu de Christi universali regno. Lille, 1898; Bauckham R. The Theology of the Book of Revelation. Camb., 1933. P. 25-28; Kittel G. Alpha, Omega // TDNT. 1964. Vol. 1.
Архим. Ианнуарий (Ивлиев), М. С. Иванов
Употребление в христ. богослужении
Выражение «А. и О.» распространено в литургических текстах испано-мосарабского обряда: молитва Post Nomina на мессе воскресенья перед Богоявлением начинается словами: «Christe qui es alpha et ω: initium et finis» (лат.- Христе, Ты — Альфа и Омега, начало и конец — Lodi. P. 1162); оно встречается во многих молитвах мосарабского Бревиария (PL. 86. Col. 176, 182). Распространенность этого выражения в текстах испано-мосарабского обряда может быть связана с тем, что это — один из немногих древних обрядов, где Апокалипсис включен в систему лекционарных чтений. В литургических рукописях кельт. обряда сохранился причастен: «Alpha et Omega ipse,/ Christus Dominus,/ venit venturus/ iudicare homines» (лат.- Альфа и Омега, Христос Господь, грядет Грядущий судить людей — Lodi. P. 1102). Употребление выражения «А. и О.» в песнопении, сопровождающем Причащение, возможно, связано с тем, что в рисунок печатей просфор в древности могли вноситься буквы Α и Ω (см. Galavaris. Р. 75). Галаварис полагает, что появление в чине проскомидии визант. обряда Богородичной и девятичинной просфор идет от более древнего обычая вырезания букв Α и Ω из агничной просфоры (по мнению ученого, часть, вырезавшаяся по контурам буквы Α, соответствует части, изымаемой из Богородичной просфоры — Galavaris. Р. 100-101). Выражение «А. и О.» использовал в своих литургических сочинениях свт. Петр (Могила), напр., в молитве на основание храма, являющейся, по наблюдению свящ. В. Прилуцкого, переработкой аналогичной молитвы лат. Ритуала (Прилуцкий. С. 10-12), говорится: (Требник Петра Могилы. Ч. 2. Л. 61). В послереформенном (см. Novus ordo) богослужении рим. обряда наблюдается интерес к выражению «A. и О.»: в католич. храмах часто встречаются изображения монограммы Α и Ω на предметах церковной утвари; чин благословения пасхальной свечи включает в себя акт начертания на ней букв Α и Ω; в чине открывания дверей Латеранской базилики в юбилейный 2000 год (см. «Annus sanctus») содержится гимн «Christus heri et hodie, finis et principium, Christus Alpha et Omega, Ipsi gloria in saecula!» (лат.- Христос вчера и днесь, конец и начало, Христос Альфа и Омега, Ему слава во веки!).
Лит.: Прилуцкий В., свящ. Частное богослужение в Русской Церкви в XVI и первой половине XVII в. К., 1912. М., 2000р; Cabrol F. Α et Ω // DACL. Vol. 1. Col. 24-25; Galavaris G. Bread and the Liturgy: The Symbolism of Early Christian and Byzantine Bread Stamps. Madison, 1970; Lodi. Enchiridion; The Opening of the Holy Door of the Great Jubilee of the Year 2000 // http://www.vatican.va/news_services/liturgy/documents/ns_lin_doc_14121999_ porta-santa_en.html .
М. С. Желтов
Изображение букв Α и Ω
стало одним из самых важных и древних символов христ. иконографии. Изначально встречается в основном в эпиграфике как самостоятельная композиция или в составе молитвенных, благопожелательных и апотропеических (см. Апотропей) текстов. Древнейший пример — плита надгробия в катакомбах Каллиста в Риме (1-я пол. III в.), где символ повторен дважды: как отдельно стоящий и под ветвями креста с петлеобразной верхней ветвью, изображающей букву R (существует небольшое количество изображений Α и Ω вне христ. контекста, напр. в «магическом квадрате» из Помпей (до 192)). В доконстантиновский период символ известен в основном по памятникам лапидарной эпиграфики в Аттике, М. Азии и Римской Африке (в Цезарее Мавританской изображение Α и Ω в обрамлении венка включено в посвятительную надпись 258-304). В IV-V вв. эти изображения заполняют буквально все разделы эпиграфики и проникают во все географические области, где распространялось христианство: от Англии, Германии и Испании до стран Магриба, Нубии и Ближ. Востока. Среди ранних примеров — монета Констанция II (337-361) с изображением на реверсе Α и Ω по сторонам креста-хризмона и круговой надписью: «Salus Augusti Nostri»; Самагерский ларец из слоновой кости, ок. 430 г. (Археологический музей. Венеция) и др. Вполне сформировавшиеся изображения Α и Ω включены в рельефы крестов уже самых ранних саркофагов Равенны с христ. композициями (ок. 420) и широко воспроизводятся на них в V-VII вв., иногда повторяясь на одном памятнике неск. раз. Символ встречается также на порталах и стенах церквей, домов, городских воротах, литургической утвари, ларцах для реликвий, светильниках, монетах, измерительных приспособлениях, печатях, кольцах и т. д. В ср. века изображения станут особенно многочисленны в обиходе католич. Церкви. Широта распространения символа объяснима не только восприятием его семантической глубины, сопричастности ко Христу, но также тесной иконографической связью с изображением креста и верой в способность символа ограждать от зла. Уже в первых композициях обнаруживается тенденция сочетать 2 символа — Α, Ω — и крест как в сложных монограммических версиях, так и в простейших, вплоть до тау-образных. Известны композиции, где трижды повторенный крест перемежается буквами ( Α Ω ), но чаще Α и Ω фланкируют изображение креста или связаны с его боковыми ветвями (как бы подвешены к ним, иногда с помощью дополнительных маленьких крестиков). Разнообразие этих сочетаний, порожденное фантазией христ. художников, неисчерпаемо: буквы могут быть вынесены за пределы венка, в к-рый заключается хризма, или помещены в его окружность; располагаться справа налево или слева направо (особенно в репродукциях — на монетах, буллах, всевозможных штампах, приводящих к зеркальному отражению композиции, но, возможно, и в связи с вост. традицией чтения справа налево); соединяться с верхней ветвью креста и с др. буквами (напр., на монетах франк. королей VII в.) и т. д.
Палеографический состав изображений произволен и соответствует общему развитию написания букв, однако Α стремились изображать как заглавную, в то время как Ω часто бывает строчной, что может быть «палеографическим отражением» греч. текста Апокалипсиса. В областях, позволявших более детальную разработку сюжета, буквам придавалась дополнительная смысловая нагрузка, и они приобретали вид инициалов, пиктограммы, напр., в кодексе VII в. (Vat. 316) Α и Ω изображены соответственно в виде двух рыб и якоря, подвешенных на цепях к ветвям креста.
В собственно иконных изображениях Α и Ω являются устойчивыми символическими атрибутами Иисуса Христа и помещаются возле Его фигуры, непосредственно в нимбе или рядом с ним (погрудное изображение Иисуса Христа с начертаниями Α и Ω по правую и левую стороны нимба в катакомбах св. Коммодиллы в Риме, кон. IV- нач. V в.). Изображение Α и Ω вошло также в сцены земной жизни Иисуса Христа.
В наст. время единственной попыткой дать детальную сводку по эпиграфике А. и О. в раннехрист. и раннесредневек. период остается статья А. Леклерка в «Словаре христианской археологии и литургики» (см. таблицу). Состав приводимых в ней фактов сегодня не может считаться полным, но основные наблюдения сохраняют силу. См. также Крест, иконография; Иисус Христос, иконография, монограммы.
Символ алетиометра
Альфа и Омега (англ. Alpha and Omega) — сочетание первой и последней букв греческого алфавита; является одним из тридцати шести символов алетиометра.
Символ алетиометра Править
Кадр из фильма «Золотой компас»
Значения Править
- Завершенность (англ. Finality)
- Процесс (англ. Process), Действие
- Неизбежное (англ. Inevitability), Неизбежность
№…. Язык, слова (англ. Language)
Вопросы к алетиометру Править
- В Лаборатории по изучению скрытой массы Лира задавала вопрос о том, как настроить компьютер, чтобы понимать язык теней. При вопросе и ответе символ Альфа и Омега обозначал «язык» и «слова».
Отличия в фильмах Править
Кадр из фильма «Золотой компас»
«Золотой компас»
- Символ «Альфа и Омега» используется в вопросе о том, где прячут броню Йорека Бирнисона.
Видеоигры Править
«Золотой компас»
Поиск значений Править
- Поиск трёх значений символа «Альфа и Омега» в видеоигре : см. в Таблице.
Появления Править
- «Золотой компас» (фильм)
- «Золотой компас» (игра)
- «Чудесный нож» (книга)
Ссылки Править
- Альфа и Омега на Википедии
Примечания Править
- 1,0 1,1 Постер на обороте суперобложки изд.: Пулман Ф.»Северное сияние».—Москва:»АСТ»,2016
- 2,0 2,1 Перевод игры «Золотой компас»
- 3,0 3,1 «Она уже так хорошо их помнила, что ее руки, лежащие на коленях, невольно зашевелились, точно наводя воображаемые стрелки на свечу (означающую понимание), альфу и омегу (язык) и муравья (упорство), в то время как она формулировала в уме вопрос: что должны сделать люди этого мира, чтобы научиться понимать язык Теней?» — «Чудесный нож» — Глава 4. Трепанация