Алфавит духовный старца Паисия Святогорца

Канонизирован Паисий Святогорец

13 января Вселенский Патриархат канонизировал старца Паисия Святогорца, одного из самых почитаемых подвижников современности.

Канонизация сама по себе ничего не говорит о святости того или иного человека. Но актом канонизации Церковь устанавливает общественное почитание святого, ставит его в пример всем верующим, запечатлевает своим авторитетом его жизнь, деяния и учение. Поэтому канонизация всегда — большой праздник, тем более, когда речь идет о нашем современнике, которого многие из ныне живущих помнят лично. Приведем его биографию и ряд произведений, которые помогут узнать святого получше.

Паисий Святогорец (в миру Арсений Езнепидис; 1924-1994) родился в Каппадокии, незадолго до обмена населением между Турцией и Грецией. По настоянию святого Арсения Каппадокийского, родители будущего старца дали ему имя Арсений.

По профессии Паисий плотник. Участвовал во Второй Мировой войне в качестве радиста. В 1950 году он пошел на гору Афон, стал послушником духовника Кирилла, будущего игумена монастыря Кутлумуш на Афоне. Затем Кирилл направил послушника в монастырь Эсфигмен, где Арсений, будучи также послушником в течение 4 лет, принял в 1954 году рясофор с именем Аверкий и перешел в обитель Филофей, где стал учеником отца Симеона. В 1956 году отец Симеон постриг Аверкия в малую схиму с именем Паисий, в честь митрополита кессарийского Паисия II, который тоже был родом из Фарасы Каппадокийской.

В 1958 году верующие города Стомио попросили помочь остановить распространение протестантизма. Старец согласился и жил в обители Рождества Богородицы в Стомио, откуда отправился в 1962 году на Синай. В 1964 году Паисий вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту.

В 1966 году он тяжело заболел, ему отняли большую часть легких. С мая 1978 года отец Паисий поселился в келье Панагуда монастыря Кутлумуш. Сюда к нему потянулись тысячи людей. В октябре 1993 года Старец поехал с Горы Афон в монастырь св. Иоанна Богослова в Суроти (г. Салоники). Там он скончался.

Характерный эпизод из жизни Паисия Святогорца (передает Митрополит Лимассольский Афанасий в статье «Голод по Богу»):

«Однажды старцу Паисию принесли кофеварку. У него не было ничего подобного, так как он не занимался приготовлением пищи. Была только банка из-под молока, которую он приспособил для кипячения воды, чтобы заваривать чай для гостей. Увидев, как он готовит чай, ему и принесли кофеварку. Старец Паисий сказал дарителю: «Зачем ты принес мне кофеварку, если мне даже некуда ее поставить? Значит, нужно, чтобы ты принес мне для нее полку, а также понадобятся и гвозди, чтобы прибить полку к стене. Затем понадобится средство для мытья этой посуды, да еще нужно будет узнать, какое… Так что оставь себе кофеварку, а я могу и дальше довольствоваться банкой, которая служит мне уже очень давно”».

Вот «случайное» наставление Паисия Святогорца:

— Скажите нам что-нибудь, геронда.

— Что я вам скажу?

— А что Вам Ваше сердце подсказывает.

— Мое сердце подсказывает мне вот что: «Возьми нож, изрежь меня на кусочки, раздай их людям и после этого умри».

Творения Паисия Святогорца

Письма

Для знакомства со старцем Паисием мы посоветовали бы его «Письма»: шесть писем к духовным дочерям старца в монастырь св. Иоанна Богослова в Суроти.

Короткая, яркая, при этом простая и пламенная книга, передающая самую суть Православия. Приведем несколько выдержек:

Те, которые стремятся к власти, хотя находятся еще во власти страстей, а также выдают свои личные интересы за духовные и даже прибегают к мирским властям, чтобы те решили церковные проблемы, уже оставлены благодатью Божией.

К сожалению, в наше время много людей, возмущающих Мать Церковь. Те из них, которые имеют образование, приняли догмат умом, а не духом святых отцов. Другие, неграмотные, ухватились за догмат зубами, а потому и скрежещут зубами, когда берутся спорить о церковных вопросах. И так от всех них Церковь получает больший вред, чем от врагов Православия.

Блаженны те, которые не проповедуют Евангелие словами, но живут им и проповедуют его своим молчанием, с помощью благодати Божией, которая и выдает их.

Блаженны радующиеся тогда, когда их несправедливо обвиняют, а не тогда, когда их справедливо хвалят за их добродетельную жизнь. Именно в этом заключается признак святости, а не в сухих телесных подвигах и не в великом множестве подвигов, которые, если не совершаются со смирением и с целью совлечения ветхого человека, производят лишь обманное впечатление на людей.

Блаженны родители, которые не используют слова «не» в разговоре со своими детьми, но удерживают их от зла своей святой жизнью, которой дети подражают, следуя с духовным мужеством за Христом в радости.

Счастливы, говорят в миру, те, которые могут насладиться благами мира. Однако блаженны те, которые все это отдают Христу и лишают себя всякого человеческого утешения — опять–таки ради Христа. Таким образом они сподобляются день и ночь пребывать со Христом, получая Его божественное утешение, которое часто оказывается столь великим, что они обращаются к Богу с такими словами: «Боже мой, нельзя вынести Твоей любви, потому что она велика и не вмещается в мое маленькое сердце».

Пять томов «Слов» в аудио и текстовом форматах

«Слова» — самое известные книги Паисия Святогорца: однако надо помнить, что само это выражение не совсем корректно. Старец Паисий не писал этих книг, они — компиляция бесед с ним. Как правило, это короткие диалоги «Геронды» с тем или иным его посетителем; яркие, доходчвые ответы на конкретные вопросы.

«С болью и любовью о современном человеке» — здесь собраны слова старца по поводу современных проблем.

«Семейная жизнь» — здесь собраны ответы старца Паисия касательно семьи, любви, отношения родителей и детей.

«Духовное пробуждение» — этот том продолжает «С болью и любовью о современном человеке», но ставит акцент на вопросах «выживания христианина в современных условиях», на том, как жить христианам сейчас. Например, старец говорит следующее: «Мы, духовные люди, часто ведем себя так, словно нет Бога — мы не даем Ему действовать. А Бог Свое дело знает. Я имею в виду, что мы хотим действовать по-мирски тогда, когда есть духовные средства для того, чтобы улаживать сложности по-духовному».

«Духовная борьба» — этот том посвящен борьбе со страстями, исповеди и покаянию. «Тот, кто правильно совершает над собой духовную работу, для всех находит смягчающие вину обстоятельства, всех оправдывает, в то время как для себя не ищет оправдания никогда — даже если прав».

«Страсти и добродетели» — здесь собраны наставления старца о страстях и добродетелях. «Геронда, что такое страсти? — Я думаю, что страсти — это силы души. Бог дает человеку не пороки, но силы. Но если мы не употребляем эти силы во благо, то приходит тангалашка (бес), начинает сам их направлять, и они становятся страстями, а потом мы ропщем и пеняем на Бога».

Все книги представлены в текстовом и аудио форматах.

Отцы-святогорцы и святогорские истории

Простые и короткие истории про афонских монахов, живших в недавнее время. Паисий Святогорец рассказывает о том, что видел сам или слышал от самих монахов.

Книга представлена в текстовом и аудио форматах.

Святой Арсений Каппадокийский

Житие св. Арсения Каппадокийского, одного из самых почитаемых современных греческих святых, написанное старцем Паисием.

«Отец Арсений (Хаджефендис) проповедовал Православие истинно православным своим житием.

Он изнурял подвигом плоть, истаивая от пламенной любви к Богу, и изменял души людей Божественной благодатью.

Имея сильную веру, он исцелял многих людей, верующих и неверных. Мало слов, но много чудес.

Он созерцал тайны Божии и хранил в себе большое богатство. Под грубой оболочкой скрывал он сладкий духовный плод.

Строгий к себе, нежный и снисходительный к чадам своим, он не принуждал их законом, но, пробуждая ревность, вёл к пониманию сути закона.

Совершая служение Вышнему, он ступал не по земле, а по воздуху и, сослужа у престола вместе с другими, просиял лицом перед всеми.

Бог прославил его, прославлявшего непрестанно святой своей жизнью Бога, Которому подобает всякая слава во веки.

Аминь.»

Фильмы и книги про Паисия Святогорца

«Архондарик под открытым небом»

Дионисий (Тацис)

Одна из первых книг о старце Паисии. Эта очень небольшая книга содержит в себе: воспоминания посетилей старца, поучения самого Паисия, обзор его книг, а также разные рассказы и случаи.

«Старец Паисий Святогорец: свидетельства паломников»

Собрание воспоминаний собеседников старца Паисия: епископов, игуменов, профессоров, клириков, монахов и мирян. Собрал их один из духовных чад Паисия Святогорца — Николаос Зурнатзоглу.

«Паисий Святогорец»

Шестисерийный фильм

Шесть фильмов последовательно расскажут о жизни старца от его рождения до кончины. Кроме самого рассказа о старце, фильм содержит множество свидетельств людей, лично его знавших.

«Старец Паисий Святогорец. Жизнь и духовные наставления». Документальный фильм

Греческий фильм о старце Паисии, длится чуть меньше часа. О старце рассказывают его соотечественники.

Интервью Афанасия Симонопетрита

Интервью Гимнографа Великой Церкви Христовой иеромонаха Афанасия Симонопетрита о старце Паисии Святогорце, которого отец Афанасий знал лично.

«Старец Паисий и я, стоящий вверх ногами». Художественный фильм

Художественный фильм по мотивам рассказов о старце Паисии. Жанр необычен, также как и материал: «игровой документальный фильм», «православная комедия».

Нетривиальными сценарными и режиссерскими приемами здесь решается сложнейшая задача: показать святость.

Порфирий Кавсокаливит

«У него цветной телевизор, а у меня только черно-белый» — говорил о Порфирии старец Паисий. Старца Порфирия канонизировали в прошлом году — Паисия в этом. Эти два афонских монаха, пожалуй, являются двумя самыми почитаемыми современными подвижниками.

В нашей медиатеке есть книги старца Порфирия в текстовом и аудио форматах: «Цветослов советов», «Автобиография».

Серафим Саровский

14 января был день памяти Серафима Саровского. Он также внутренне близок к греческим старцам: подвижник глубочайшего трезвения и смирения «внутри»; радость, простота, любовь — «вовне». И о всех троих ходит много мифов и домыслов.

Помимо прочего, все трое — и Серафим, и Порфирий, и Паисий, — учили трезвости, целомудренности в вещах духовных. «Культ» (не почитание!), возникший вокруг них, явно им бы не понравился. Не всему, что о них говорят, стоит верить (в том числе, может быть, и в фильмах и книгах, размещенных выше). По этому поводу, хотим предложить вам две книги.

Святителю Серафиму (Чичагову), одному из главных инициаторов канонизации преп. Серафима, принадлежит замечательная книна «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Помимо того, что «Летопись» — превосходно написанное житие («духовный роман»), она еще — великолепный исторический труд. Здесь свт. Серафим учит нас, как надо серьезно и трезво подходить к житиям и Преданию вообще, без «разоблачительства», но и без мечтательности и баек.

Более современная книга: «Преподобный Серафим: Саров и Дивеево» Всеволода Рошко. Здесь предпринимается попытка исследования источников агиографии преп. Серафима.

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Владимир Шалларь

Редактор медиатеки «Предание.Ру»

  • АЛФАВИТ ДУХОВНЫЙ СТАРЦА ПАИСИЯ СВЯТОГОРЦА

    Избранные советы и наставления

    ББК 86.372 П 129

    П 129 Алфавит духовный старца Паисия Святогорца. Избранные советы и наставления. — М.: Издательский Дом «Святая Гора», 2011. — 448 с.

    Милосердие любви

    Блаженной памяти схимонах Паисий Святогорец — один из благодатнейших старцев нового времени и один из самых ярких и неординарных духовных писателей второй половины XX века, известный и почитаемый во всем православном мире. Его наставлния написаны простым, образным языком, подчас с юмором, но проникнуты подлинно святоотеческим духом и содержат важнейшие духовные истины, ибо учение святых отцов он во всей полноте воплотил в своей собственной жизни. Простой монах, получивший лишь школьное образование, но с избытком наделенный Божественной мудростью, он воистину без остатка растратил себя ради ближнего. Его поучения не были отвлеченным проповедничеством или катехизаторством. Он жил по Евангелию сам, и советы его проистекали из его собственной жизни, главным содержанием которой была любовь — к Творцу и всему Его творению.

    Старец Паисий (в миру Арсений Эзнепидис) родился 25 июля 1924 года в Фарасах Каппадокийских, в Малой Азии, был десятым ребенком в семье. Святой Арсений Каппадокийский, крестивший младенца, дал ему свое имя, пророчески сказав: «Хочу оставить после себя монаха». Спасаясь от турецких гонений, семья вскоре переехала в Грецию. Детство Арсения прошло в городе Конице. Здесь он успешно окончил школу и работал плотником, желая и в этом подражать Христу. В 1945 году его призвали в армию, где он проявил незаурядное мужество. Много раз во время боев он занимал на передо–ной место своих семейных солдат–сослуживцев, говоря: «Вас ждут жены и дети, а я свободен». Уволившись из армии в 1949 году, он сразу же ушел на Святую Гору Афон.

    Сорок пять лет старец Паисий провел в суровых подвигах на Святой Афонской Горе, в монастыре Стомион в Кони це и на Святой Горе Синай. Всецело вручив себя Христу, он желал пребывать в безвестности, но Промысел Божий явил его людям. Тысячи паломников приходили к благодатному старцу и обретали руководство и утешение, исцеление и покой своим измученным душам. Несмотря на постоянно преследовавшие его тяжкие болезни, ежедневно от восхода до заката отец Паисий наставлял, утешал, решал людские проблемы, наполнял сердца верой, надеждой и любовью к Богу. Ночами, когда поток паломников иссякал, он молился и читал письма, приходившие в огромном количестве, и лишь на рассвете отдыхал два–три часа, чтобы восстановить силы перед новым днем. Для всей православной Греции — и не только для Греции — старец стал духовной опорой, целителем множества людских душ.

    В октябре 1993 года старец приехал в основанный им женский монастырь святого Иоанна Богослова в селении Суроти, неподалеку от Салоник. Здесь 12 июля 1994 года после поистине мученических страданий, которые, по его собственным словам, принесли ему пользу большую, чем подвижническое делание всей предыдущей жизни, он почил в Бозе. Место его погребения стало святыней для всего православного мира. А его духовное наследие продолжает приносить неоценимую пользу страждущим душам современных людей, которым с такой болью и любовью отдал всю свою жизнь блаженный старец.

    Алфавит духовный

    А

    Аборт

    Каждый день убивают несколько тысяч человеческих зародышей. Страшный грех аборт! Это убийство, и не простое, а очень тяжкое, потому что дети умирают некрещеными. Родителям необходимо понять, что человеческая жизнь начинается уже с момента зачатия.

    Самые уважаемые православные врачи должны постоянно объяснять женщинам, что наука выявила — около 95% тех, кто сделал аборты, страдают раком матки, груб, яичников, груди и т. д., потому что когда женщина забеременеет, организм настраивается так, чтобы привести все в готовность для развития малыша: например, грудь готовится производить молоко, меняются гормоны и т. д. Но если женщина делает аборт, все эти процессы сразу прерываются, и из‑за этого появляются нежелательные последствия, например, рак. Так пусть же врачи постоянно говорят о вреде аборта, о том, к каким он приведет проблемам.

    А политики пусть пишут и говорят о снижении рождаемости. Христиане рожают в лучшем случае одного ребенка, а мусульмане — десятерых, и вскоре появится проблема, которая обличает наши грехи и нарушение заповеди Божией («не убий»). И не другие виноваты перед нами — национальные меньшинства создают проблемы в Греции лишь с тех пор, как греческие женщины без войны начали убивать своих детей еще прежде рождения.

    Если женщина сделает аборт, другие ее дети заплатят за это несчастьями и болезнями. В наше время родители, убивая собственных детей с помощью абортов, лишают себя Божьего благословения. Раньше родившегося больным ребенка тут же крестили, он умирал как ангелок, и его загробная участь не вызывала беспокойства. У родителей оставались другие дети — здоровые, и при этом у них было Божие благословение. А теперь крепких младенцев родители убивают с помощью абортов, а больным детям многими усилиями стараются сохранить жизнь. И так от поколения к поколению дети становятся все менее здоровыми, потому что если у родителей получается вылечить своих детей и они не умирают и вступают в брак, то у них тоже могут родиться больные дети. А если бы супруги рожали не одного, а нескольких детей, то им не приходилось бы скитаться по врачам и заграницам, чтобы продлить жизнь своего больного ребенка. Больной ребенок шел бы к Богу как Ангел.

    — Можно ли что‑то предпринять, чтобы отменили закон, разрешающий аборты?

    — Да, но нужно, чтобы власти, Церковь «проснулись», чтобы людям рассказали о последствиях, к которым приведет снижение рождаемости. Священники обязательно должны объяснять, что закон об абортах противоречит евангельским заповедям. Врачи должны предупреждать о том вреде, который может причинить женщине аборт. Смотрите: европейцы обладали культурой поведения, и они передали ее по наследству следующим поколениям, а мы прежде имели страх Божий, а сейчас утратили его и не оставили своим детям никакого наследия. Поэтому сейчас мы разрешили аборты, легализовали гражданский брак. Когда евангельскую заповедь нарушит один человек, то и ответственность — на нем одном, но если что‑то противоречащее заповедям сделается государственным законом, то гнев Божий падет на весь народ, дабы его вразумить.

    Апостасия

    Когда мы с Христом, зачем нам бояться антихриста? Может быть, и вам доведется пережить многое из того, о чем сказано в Апокалипсисе. Положение ужасно! Безумие просто безгранично! Наступила апостасия, и теперь лишь остается прийти «сыну погибели». Мир станет сумасшедшим домом, будет царить полный хаос, каждое государство начнет делать все, что ему хочется. Мы все время будем узнавать что‑нибудь новенькое, станем свидетелями самых невероятных, безумных событий. Благо, что они будут происходить очень быстро.

    Их дьявольские планы — экуменизм, общий рынок, одно огромное государство, единая религия, скроенная на их лад. Грядут трудные времена, нам предстоят тяжелые испытания. Христиан ждут ужасные гонения. При этом ясно, что люди даже не понимают, что мы уже переживаем знамения последних времен, как будто не происходит ничего особенного, поэтому в Священном Писании говорится, что прельстятся и избранные. У кого нет благого расположения, того Бог не просветит, и он будет прельщен в годы апостасии, потому что нет духовной трезвости у того, в ком нет Божественной благодати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *