Алипий воронов

Путешествия Морские приключения Боевик Вестерн Научная фантастика Космическая фантастика Юмористическая фантастика Историческая фантастика Боевая фантастика Эпическая и героическая фантастика Утопия Антиутопия Киберпанк Постъядерный мир Попаданцы Героическое фэнтези Эпическое фэнтези Историческое фэнтези Городское фэнтези Ироническое фэнтези Исторический детектив Иронический детектив Любовный детектив Фантастический детектив Детективный боевик Политический детектив Полицейский детектив Шпионский детектив Военный детектив Мистика Триллер Катастрофы Любовный роман Философский роман Исторический роман Авантюрный роман Готический роман Сага Отечественная классическая проза Классическая проза СССР Зарубежная классическая проза Авантюрная историческая проза Военно-историческая проза Альтернативная история Современная отечественная проза Современная зарубежная проза Самиздат Контркультура Античная литература Древнерусская литература Древнеевропейская литература Древневосточная литература Юмористическая проза Юмористическая поэзия Сатира Афоризмы Анекдоты Отечественная поэзия Современная отечественная поэзия Зарубежная поэзия Поэма Песенная лирика Басни Драма Комедия Трагедия Современный фольклор Народные песни Повесть Сборник Рассказ Новелла Очерк Эссе Детская проза Приключенческая проза для детей и подростков Детский детектив Детская фантастика Детское фэнтези Духовная литература для детей Детская поэзия Для самых маленьких Русские народные сказки Сказки народов мира Современные сказки Партитуры Вокал Сценарии Киносценарии Рукоделие Биология Биохимия Ботаника Зоология Астрономия Геология География Природа Животные Экология Общество Государство Право Политика Этнография Социология Политология Экономическая социология Обществоведение Педагогика Античная философия Отечественная философия Западная философия Восточная философия Политическая философия История философии Этика Эстетика Религиозная философия Метафизика Эзотерика Теория литературы Языкознание Русский язык Физика Химия Математика Информатика Христианство Буддизм Иудаизм Ислам Индуизм Религиозная публицистика Духовные движения История религий Священные тексты Религиоведение Язычество Астрология, хиромантия, гадания Организационная структура армии Военная документалистика Разведка Спецподразделения Военная аналитика Военная подготовка Военная техника Военная история Древняя Русь Российская империя СССР Современная Россия Дописьменная история Античная история Средневековая история История Нового Времени Новейшая история Металлургия Электроника Ценные бумаги Инвестиции Финансовый учёт Налогообложение Карьера История экономики Личные финансы Биржа Экономическая теория Бухгалтерский учет Банковское дело Макроэкономика Недвижимость Делопроизводство Рынок труда Ветеринария Базы данных Интернет и сети Программное обеспечение Программирование Справочники Словари Карты Энциклопедии Руководства Атласы Путеводители Самоучители Военные мемуары Политики Авантюристы Ученые Спортсмены Звезды и знаменитости Политическая публицистика Социальная публицистика Художественная публицистика Образовательная публицистика Историческая публицистика Научно-техническая публицистика Экономическая публицистика Юридическая публицистика Публицистика: этика и воспитание Спортивная публицистика Военная публицистика Медийная публицистика Учебная литература о компьютерах Учебная литература по искусству Учебная литература по социально-экономическим дисциплинам Школьные учебники Учебники и для среднего и специального образования Учебники для ВУЗов Латинский (Lingua Latina) Английский язык Славянские языки Итальянский язык Немецкий язык Французский язык Испанский язык Восточные языки Коллекционирование Рыбалка Охота Туризм Альтернативная медицина Теория и история психологии Психология восприятия и памяти Психология личности Психология управления Психология развития Психология семьи Социальная психология Клиническая психология Популярная литература по психологии

Ведущий представил гостя программы как «сотрудника Службы духовной безопасности Олега из Тамбова». Олег рассказал, что прослышал о том, что в Красном Лимане (город в Донецкой области на границе с зоной АТО, под контролем украинской власти, в 2016 г. переименован в Лиман) есть епископ Алипий (Погребняк), которому было пророчество о судьбах России. И он решил поехать к нему, чтобы узнать своё будущее и будущее российского народа, а также на месте понять, что происходит в «Донецкой народной республике», поскольку собрался встать на ее защиту.
По словам героя программы, донбассовцы не отождествляют себя с россиянами, воспринимая себя как равных среди славянских народов. Более того, их дома обстреливает не только украинская армия, но и армия «ДНР». Рассказывая о своей краткой беседе с архиепископом Алипием (см. видео с 12:43 минуты), паломник отметил, что владыка действительно «благодатный», который «стоит в истине», выступает «против экуменизма». Архиерей дал ему советы личного характера, а также приоткрыл будущее России, русского народа и вообще «русского мира».
Оказалось, что архиепископ Алипий ждет прихода русского царя. Приходу царя, по словам Алипия, будет предшествовать война в России. Поэтому он не благословляет местных жителей уезжать с Донбасса в РФ, ведь скоро там будет кровопролитие, еще похлеще, чем на Донбассе.

Герой программы, намеревавшийся помочь «ДНР» силовым участием, не без удивления поведал, что владыка Алипий не благословил его на это, сказав, что принимать участие в каких-то бунтах и подобных акциях не следует, «пока не появится царь» — тот «маяк, человек, которому будут доверять» и за которым нужно идти.
«Но явится он только во время войны, потому что русский народ может его принять только пострадав», — передал слова владыки Алипия несостоявшийся ополченец. А сейчас русский народ не готов принять царя — сейчас царь «попросту народу не нужен». Впрочем, гость программы сам же признал, что по свидетельству церковных людей, с которыми он общался в «ДНР», война не повлияла на местный народ — сколько ходило в храм до войны, столько ходит и сейчас. И хуже того, по словам паломника, в «ДНР» даже стали восстанавливать памятники Ленину (см. видео с 19:30 минуты).
Общий контекст беседы таков, что человек, ездивший к схиархиепископу Алипию, явно не считает Путина национальным лидером и настроен оппозиционно по отношению к Кремлю. В этом он получил духовную поддержку со стороны владыки Алипия, который убедил его не участвовать в силовых столкновениях, бунтах и т.п., а лишь ждать явления русского царя.

Видеопрограмма Валерия Сутормина привлекла внимание пользователей социальных сетей. Так, 6 апреля Татьяна Деркач комментирует в Фейсбуке: «Будет ли в России Царь-помазанник — не ведомо. Но в чем Погребняк прав — бунты надо заканчивать. Не за того правителя вписались люди русские. Обманули их. Так что передайте на оккупированную территорию, шо концепция поменялась и старцы донбасские их больше не поддерживают. Пора лавочку закрывать».
Следует отметить, что владыка Алипий до избрания митрополита Онуфрия предстоятелем УПЦ (МП) был в долгом заштате. Как только владыка Онуфрий пришел к власти, то, спустя 17 лет после ухода Алипия на покой, сразу вывел его из заштата и назначил епископом Краснолиманским.
По данным, которыми располагает портал «Религия в Украине», в епископате УПЦ (МП) имеется влиятельная группа архиереев — порядка десяти человек, в основном старого поколения, которые считают владыку Алипия своим духовником. В частности, именно к этой группе принадлежит так называемая «почаевская партия», представляющая соответствующее мировоззрение в епископате УПЦ (МП). Некоторые священнослужители УПЦ (МП) на условиях анонимности сообщили корреспонденту портала «Религия в Украине», что и сам нынешний глава УПЦ (МП) – митрополит Онуфрий (Березовский) – считает схиархиепископа Алипия своим духовным наставником. В 1992 г. владыка Алипий вместе с молодыми еще епископами Онуфрием и Сергием (Генсицким, нине – митрополит Тернопольский) фактически возглавил борьбу против Киевского митрополита Филарета (Денисенко), которая закончилась созывом Харьковского Собора и церковным расколом. С 1997 г. епископ Алипий находился за штатом и не принимал активного участия в церковном управлении. При этом он сохранял неформальное влияние на консервативное крыло епископата УПЦ (МП).
В 2014 г., после смерти митрополита Владимира (Сабодана), во время выборов нового предстоятеля УПЦ (МП) группа епископов, находящаяся под влиянием схиархиепископа Алипия, консолидированно отдала свои голоса за митрополита Онуфрия (Березовского). Это стало одним из факторов, позволивших митрополиту Онуфрию одержать на выборах победу.

После этого, в сентябре 2014 г., на первом же заседании Священного Синода УПЦ (МП), состоявшемся после избрания на пост предстоятеля митрополита Онуфрия, епископ Алипий был возвращен к активному церковному служению и назначен епископом Краснолиманским, викарием Горловской епархии. А спустя менее месяца – в октябре 2014 г. – владыка Алипий был удостоен сана архиепископа. Среди духовенства УПЦ (МП) это было воспринято как благодарность митрополита Онуфрия за поддержку, оказанную ему владыкой Алипием во время выборов.
Примечательно, что несмотря на переименование в 2016 г. Красного Лимана в Лиман титул владыки Алипия не был изменен. В церковной титулатуре и по сей день остается в употреблении название города, данное ему советской властью в 1938 г.
Следует отметить, что церковная позиция архиепископа Алипия не всегда была прямолинейной. Будучи одним из участников Собора УПЦ (МП) 1-3 ноября 1991 года, он подписал обращение к епископату РПЦ с просьбой о предоставлении Украинской Церкви автокефалии. Однако к 1992 году он уже занимал противоположную позицию, выступая против автокефалии и тогдашнего предстоятеля УПЦ (МП) митрополита Филарета.

На фото — скриншоты видеозаписи программы

Архимандрит Алипий (Воронов) фактически был «бескровным мучеником». На его долю выпало бороться за то, чтобы монастырь продолжал быть, с советской государственной машиной.

Не раз властьимущие пытались закрыть Псково-Печерскую обитель, подобные распоряжения поступали от самого Хрущева, стремившегося «показать стране последнего попа». Но благодаря выдержке архимандрита Алипия монастырь продолжал жить и нести свое служение. Против любых нападок властей архимандрит находил веские аргументы, нужное слово, при этом стараясь с присущей ему смекалкой выйти из трудной ситуации.

Ниже приведены «клейма жития» Алипия (Воронова), запечатленные В.Нарциссовым, С.Ямщиковым, В.Курбатовым, Арх. Нафанаилом.

Гости из Финляндии

Приезжают как-то в Псково-Печерский монастырь гости из Финляндии. Для них проводят экскурсию, рассказывают обо всех святынях обители, кормят обедом, поят монастырским квасом. Все довольны. И вдруг один финский товарищ, торжествующе ухмыляясь, говорит: «Космонавты-то на небо летали, а Бога не нашли». Отец архимандрит ему отвечает: «Такая беда может и с вами случиться: в Хельсинки бывали, президента не видали».

Монастырская дорога

Из Пачковского поселкового совета приходит в монастырь жалоба, что, дескать, к хозяйственным воротам обители ведет ужасная дорога: люди падают, калечатся, животные ноги ломают.

Архимандрит Алипий пишет ответ: «По той дороге никто, кроме монахов да монастырских коров не ходит, так что спасибо за трогательную заботу о нас. Рады будем исправить дорогу. Только зимой таких работ не проводят, а весной присылайте смету — какую делать: грунтовую, булыжную, асфальтовую. Но прежде пусть оформят эти земли как монастырские, а то ведь их отобрали. В общем, мы не отказываемся внести свой труд в дело общественного строительства и построить удобную дорогу к обители. Только как мы дерзнем противоречить главному редактору газеты «Печорская правда» Костомарову, который постоянно призывает, чтобы к монастырю и близко никто не подходил?»

Больше о той дороге не вспоминали.

Все коммунисты — в гости к нам!

У архимандрита Алипия звонит телефон. Из трубки раздается серьезный голос большого начальника: «Иван Михайлович (так он называл отца Алипия), мы не можем больше предоставлять монастырю пастбищ, которые принадлежат народу. Пасите коров, где хотите».

Через несколько дней снова звонок. Тот же голос говорит отцу Алипию: «Приехала большая делегация — коммунисты со всего мира. Монастырь — лицо Печор. Нужно провести экскурсию, показать Пещеры, потом накормить, угостить квасом — сами знаете. Надеюсь на ваше понимание».

И вот после сытного обеда гости прогуливаются по монастырю. Архимандрит Алипий отдает приказ выпустить всех коров и быков внутрь монастыря на клумбы. Это становится полной неожиданностью для заслуженных деятелей пролетарского движения, многие из которых впервые сталкиваются с подобными животными. Одна пожилая французская коммунистка влезает со страху на сторожевую будку. Старый никарагуанский марксист подвергается нападению племенного быка.

У архимандрита Алипия разрывается телефон. Все тот же голос негодующе кричит: «Что это за безобразие. Иван Михайлович? Что это за публичная оплеуха коммунистическому движению?» Отец Алипий спокойно отвечает: «Какая оплеуха? Вы же сами знаете — животные могут заболеть. Вот мы и решили, что раз другого выхода нет, будем их пасти внутри монастыря».

В тот же день монастырю были возвращены все пастбища.

«Советская» пещера

Советские ученые были очень обеспокоены отсутствием запаха от захоронений в монастырских Пещерах. Они говорили так: «Монахи обманывают народ, будто нет запаха. Советская наука открыла, что этот запах поглощается песком!» Между тем, мировой науке известно, что кварц — а в Пещерах кварцевый песчаник — в химические реакции не вступает.

Тогда советские ученые провели в Московской области научный эксперимент: нашли аналогичный песчаник, выкопали пещеру, положили в нее гроб с телом. Через несколько дней ученые, трудящиеся, мировая общественность были приглашены в ту пещеру на симпозиум. Однако симпозиум не состоялся: в пещере стоял такой смрад, что никто не мог туда даже войти.

«Зачем Вы клевещете на советский женщин?»

Вызывает архимандрита Алипия высокий начальник.
— Что это? Говорят, у ваших монахов у каждого по три бабы в келье. Почему допустили?
— Как? Неужели Вы не слышали о моральном облике строителя коммунизма?
— Почему же, слышал, знаю.
— Зачем же Вы тогда клевещете на советских женщин? Ни одна советская женщина, в отличие от загнивающего Запада, не позволит себе вступить в незаконную связь, тем более с каким-то мракобесом-монахом. А иностранкам Вы не даете виз. Так что это невозможно.
— Конечно. Значит, правильно говорят, что у вас женщина унижена.
— Как же унижена? Посмотрите, у нас женщины даже в службе участвуют: поют на клиросе, храмы украшают, следят за облачениями… Это у вас в военкомате они унижены — только мужчин берете.

«Яко да Царя всех подымем»

В Печорский райисполком поступает тайное донесение. В нем сообщается, что монахи хотят поднять царя в Пещерах.

Однако после тщательного исследования выяснилось, что информатор неправильно понял слова Литургии: «Яко да Царя всех подымем»

«А что, пионеры не люди?»

Как-то в монастыре на время закрыли Пещеры. И вдруг приезжают важные гости — высокие партийные начальники. Их, конечно, сразу накормили, угостили квасом, и повели в Пещеры. Только открыли дверь — подходят пионеры: можно и нам посмотреть?

«Конечно, можно», — говорит архимандрит Ириней. Партийцы начали было протестовать. «А что, пионеры не люди?» — этим вопросом пролетарская совесть была сражена.

Возвысим голос против неправды

Печерский иеромонах проводил экскурсию по монастырю для итальянских гостей. Один итальянец постоянно перебивает его, задает язвительные вопросы, вызывающе ведет себя. Наконец, иеромонах не выдерживает и громко делает ему замечание. Итальянец принимает вид оскорбленного самолюбия, с негодованием смотрит вокруг и восклицает: «Как? Вы повысили голос?» «Да, — отвечает иеромонах, — у нас во всех газетах призывают возвысить свой голос против всякой неправды!»

Квас в «логове контрреволюции»

Приезжает однажды в монастырь генерал. Для него провели экскурсию, показали Пещеры, потом его накормили, напоили монастырским квасом, сводили на Святую горку. Там генерал изъявил желание отдохнуть вместе с отцом архимандритом. Присели в беседке.
— Все у вас хорошо в монастыре, одно только плохо. С немцами вы сотрудничали во время войны.
— Не может быть! Вы — и клевещете на советское правительство!?
— Каким образом?
— Разве оно бы допустило, чтобы враг Отечества остался безнаказанным? Или Вы думаете, что доблестная советская разведка упустила такое вопиющее преступление?
— Это, конечно, невозможно…
— Но Вы же и на себя клевещете!
— Как?
— Могли бы Вы общаться с врагами народа? Стали бы пить квас в логове контрреволюционеров?

Последним доводом генерал был окончательно сломлен. Слишком сладок показался ему квас.

Святитель Николай

Праздник святителя Николая в монастыре. На службе проповедует отец Алипий: «Недавно «Печорская правда», ссылаясь на Евсевия Самосатского, написала, что святителя Николая никогда не существовало. Вопрос: у кого в Печорском районе есть книги вышеупомянутого Евсевия, чтобы проверить это утверждение? Далее — если историк о ком-то не пишет, это не значит, что этого человека не было. Известно, что Евсевий Самосатский был арианином. Между тем, на Вселенском Соборе святитель Николай дал Арию пощечину. Будет ли писать о нем Евсевий? Сомневаюсь. Я думаю, все дело в том, что святитель Николай не пришел в Пачковский сельсовет зарегистрироваться и не прописался в Печорском горисполкоме. Однако подтверждения того, что святитель Николай и был, и есть, мы знаем.

Как-то в Троице-Сергиевой Лавре, после реставрационных работ, я встретился и разговаривал с одним военным командиром. Он мне сказал так: «Есть ли Бог, не знаю, но что есть святитель Николай — это точно». И рассказал такую историю: «Во время войны наш корабль подбили в Черном море, и он начал тонуть. Видим — дело плохо. Однако атеистический страх не позволял молиться. И вдруг один из наших матросов предлагает помолиться святителю Николаю — покровителю моряков. Все согласились: встали на колени и, как могли, попросили его о помощи. И тут наш корабль выправляется и плывет, как ни в чем не бывало. Так и принес нас — с пробоиной — прямо до берега. И чудно сказать, я даже не успел приказа отдать, как вся команда бросилась в церковь — поставить по свечке святителю Николаю».

Вот что рассказал мне военный командир — это вам не Евсевий Самосатский».

«Лучше умру мучеником, но обитель не закрою»

Зима. Мороз. Архимандрит Алипий греется в келье у камина. Приходит келейник: «К Вам гости». Входят двое в штатском. Подают бумагу. Отцу Алипию приказывают объявить на братской трапезе о закрытии монастыря и роспуске братии. Стоит подпись Хрущева. Отец Алипий рвет бумагу и бросает в камин. Двое в штатском бледнеют как полотно: «Что Вы сделали?» Отец Алипий встает: «Я лучше пойду на мученическую смерть, чем закрою обитель».

Монастырь так и не был закрыт.

Сколько в России верующих?

Однажды был большой прием в Псково-Печерском монастыре, устроенный специально для представителей зарубежной прессы. Приехало около 150 корреспондентов самых разных газет, журналов, телевидения. В трапезной монастыря был накрыт праздничный стол, во главе которого сидел отец Алипий со своими помощниками.

Самый бойкий корреспондент одной американской газеты сразу вскочил и на довольно приличном русском спросил:
— Игумен, скажите, сколько у вас в стране верующих?

Алипий спокойно повернулся к одному из помощников и спросил:
— Скажите, сколько у нас в стране население?
— Около 230 миллионов.
— Вот столько у нас в стране и верующих, — ответил Алипий.
— Как! У вас же атеистическая страна?!
— Вера познается в трудные годы. Когда началась война, Сталин в своем первом обращении к народу сказал: «Братья и сестры» (не сёстры -!). Так я каждый день начинаю свои проповеди. Значит, в трудную минуту верят все, значит все верующие.

«Народный» контроль

Как-то народный контроль решил проверить финансовую деятельность монастыря.
— Скажите, а кто вас послал, — спросил Алипий.
— Вот мы, финансовые…
— Нет, у меня есть только один начальник. Это Владыка Псковский, епископ Иоанн. Поезжайте к нему за разрешением, и тогда я вас допущу до своих финансовых бумаг.

Народные контролеры уехали, через пару часов Иоанн позвонил Алипию и попросил допустить контролеров для проверки.
— Звонок к делу не пришьешь, пришлите мне телеграмму, — ответил Алипий.

Телеграмма пришла через час, а еще через час приехала делегация, и тогда Алипий, держа в руках телеграмму, спросил:
— Скажите, вы все коммунисты?
— Да, в основном коммунисты…
— И получили благословение у духовного отца??? У Псковского Владыки??? Ну вот, я сейчас пошлю-ка эту телеграмму в обком партии…

На этом история с финансовой проверкой монастыря и закончилась.

Выборы по-печерски

Как известно, в застойные годы все должны были принимать участие в выборах. Не исключая и монахов Псково-Печерского монастыря. Обычно ящик привозили прямо в монастырь, где и происходил обряд голосования. Но вот новый секретарь обкома, возмущенный неподобающей для чернецов честью, распорядился «прекратить безобразие». «Пусть сами приходят голосовать».

«Прекрасно», — сказал, узнав об этом, архимандрит Алипий, наместник монастыря. И вот наступило воскресенье, долгожданный день выборов. После литургии и братской трапезы монахи выстроились по двое и с духовными песнопениями отправились через весь город на избирательный пункт. Можно представить себе состояние мирных советских граждан, наблюдавших подобное зрелище. Когда же в довершение ко всему монахи начали служить молебен прямо на избирательном участке, чиновники пытались протестовать. «У нас так положено», — ответствовал отец Алипий. Проголосовав, монахи так же чинно, через весь город вернулись в монастырь. В дальнейшем, избирательную урну стали снова приносить на место.

«Научные аферисты»

Очень любил отец Алипий самолично проводить экскурсии по монастырским пещерам. Однажды в монастырь приехала делегация достаточно высокопоставленных чинов, и Алипий повел их в пещеры.

Перед экскурсией он неизменной просил своего келейника намочить носовой платок в аромате сирени. Во время экскурсии по пещерам почти всегда начинали раздаваться усмешки. И тогда Алипий, обратившись к насмешнику, сказал:

— Вот вы, молодой человек со средним образованием, не олух, как я слышал. Вот объясните мне — здесь, в шаге от нас, лежит, собственно говоря, разлагающееся тело монаха. А вы суньте нос и понюхайте, — есть запах тления?

Молодой человек начинает что-что невнятно объяснять об особых свойствах ущелья и пещер.

— Хорошо, — парирует Алипий, — а теперь нате вам платочек, понюхайте. Узнаете духи? А теперь понюхайте стоящие живые цветы. Узнаете? Вот так. Если бы вы, мерзавцы, были объективны. Мы лишенцы, у нас нет ничего… А вы, вы не научные атеисты, а научные аферисты.

Государственные нищие

Архимандрит Алипий, будучи наместником, мог ответить острым словцом кому угодно. Вызывали его как-то раз городские власти:
— Почему вы не можете навести у себя порядок? Ведь у вас нищие в монастыре!
— Простите, — отвечает отец Алипий, — но нищие не у меня, а у вас.
— Как это у нас?
— А очень просто. Земля, если помните, отнята у монастыря по Святые ворота. Нищие с какой стороны ворот стоят, с внешней или с внутренней?
— С внешней.
— Вот я и говорю, что они у вас. А у меня в монастыре вся братия напоена, накормлена, одета и обута. А коли уж вы так нищих не любите, так вы платите им пенсию рублей по 500. И если после этого милостыню будет кто-то просить — того, я думаю, можно и по закону наказать. А у меня нищих нет.

«Монастырская чума»

Один из самых интересных курьезов до сих пор вспоминают в монастыре. К приезду очередной государственной комиссии по закрытию монастыря архимандрит Алипий вывесил на Святых вратах извещение, что в монастыре чума и в силу этого он не может пустить комиссию на территорию монастыря. Во главе комиссии была председатель Комитета по культуре Медведева А.И. Именно к ней и обратился отец Алипий:

— Мне то своих монахов, дураков, простите, не жалко, потому что они все равно в Царствии небесном прописаны. А Вас Анна Ивановна, и ваших начальников — пустить не могу. Я ведь за вас, и ваших начальников на Страшном суде-то и слов не найду, как за вас отвечать. Так что простите, я вам врата не открою.

А сам — в очередной раз в самолет и в Москву. И опять хлопотать, обивать пороги, и в очередной раз побеждать.

Монашеские песни

Когда отца Алипия спросили гражданские посетители (экскурсанты), как живут монахи, то он обратил их внимание на Богослужение, которое совершалось в Успенском храме.
— Слышите, — спросил Алипий.
— Слышим, — ответили посетители.
— Что слышите?
— Монахи поют.
— Ну вот, если б монахи худо жили, то не запели бы, — подвел итог отец Алипий.

Свободный труд

Однажды увидев как верующие в монастыре разделывали клумбочки, оформляли цветники, один из представителей Печорских властей спросил:
— Кто работает у вас в монастыре и на каком основании?
— Это народ-хозяин трудится на своей собственной земле, — ответил Алипий.

Больше вопросов не последовало.

«Побеждает тот, кто переходит в наступление»

«Побеждает тот, кто переходит в наступление», — этот принцип отец Алипий принес еще из мирской жизни, из страшных времен Великой Отечественной. Впрочем, он следовал ему всегда, особенно когда вставал вопрос о несправедливом притеснении монастыря, верующих.

Во время эпидемии ящура отец Алипий объяснял властям, что служение в храме прекращаться не будет, потому что «коровы в храм не ходят, и ни одно учреждение не прекращает своей работы по случаю ящура».

Когда отец Алипий сжег бумагу о закрытии Псково-Печерского монастыря на глазах «государевых посланцев», он повернулся к ним и сказал:
— Лучше я приму мученическую смерть, но монастыря не закрою.

Когда пришли отбирать ключи от пещер, он скомандовал своему келейнику:
— Отец Корнилий, давай сюда топор, головы рубить будем!

После этих слов, видя решимость в глазах отца Алипия, пришедшие обратились в бегство.

«Бес обретет храмину пустую»

Пастырей церкви, прибывающих в обитель, отец Алипий наставлял прилежному служению в своем храме.
— Вот Вы, батюшка, от своего храма уехали, и в вашем храме бес будет служить.
— Как так?
— Бес обретет храмину пустую, — по-евангельски отвечал отец Алипий.

Алипий (Воронов)

«Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15: 13)

В конце шестидесятых два корреспондента из журнала «Наука и религии» попытались взять у наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Алипия (Воронова) разоблачительное интервью.

«Как вам не стыдно смотреть в глаза народа?» – задали они душераздирающий, по их мнению, вопрос. И услышали в ответ спокойное: «Так мы – народ и есть. Шестнадцать монахов – участники войны, в том числе и я. А если понадобится, ноги в сапоги, пилотку на голову: «Явился по вашему приказанию»… (цит.по публикации >>>)

И после войны они продолжали, по сути, оставаться воинами — защищая обитель, которая устояла, несмотря на попытки закрыть ее и прекратить многовековое служение вере. Псковская лента Новостей предлагает в дни 75-летия Великой Победы еще раз вспомнить живые свидетельства о войне, оставленные советскими солдатами, ставшими монахами Псково-Печерской обители.

Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов; 1914- 1975)

Начало войны застало его на заводе имени Ворошилова, недалеко от московской платформы Нижние Котлы, прекрасно знакомой многим поколениям домодедовцев, работающим в столице.

«Нас потрясло это известие, – рассказывал отец Алипий, – все надеялись, что война не продлится долго. Мы были молоды, а потому верили в мощь Советского Союза. Лишь люди старшего поколения молча покачивали головами».

Начались горячие трудовые будни. Москва постепенно переходила на военное положение. Очень скоро начались налеты вражеской авиации. Город оделся в светомаскировку. А с фронта приходили сводки, одна тревожнее другой. Заводские стены стали домом для Ивана Воронова. В декабре 1941 года завод, где трудился Иван, был эвакуирован. А его самого 21 февраля 1942 года призвали на фронт.

«Мне приходилось быть очевидцем, – говорил он, – как на войне некоторые, боясь голодной смерти, брали с собой на спину мешки с сухарями, чтобы продлить свою жизнь, а не сражаться с врагом. Эти люди погибали первыми. А те, которые отдавали сослуживцам последние гимнастерки и сражались с врагом, оставались живы».

Иван Воронов прошел боевой путь от Москвы до Берлина и Праги в составе 4-й танковой армии и участвовал во многих операциях на Центральном, Западном, Брянском и 1-м Украинском фронтах. «Уезжая на фронт, я прихватил и этюдник, — писал в автобиографии отец Алипий. — И так от Москвы до Берлина: справа — винтовка, слева — этюдник с красками. Я прошел всю войну, был участником многих боев. За написание истории Особой 4-й танковой армии генералиссимусом Иосифом Виссарионовичем Сталиным лично был удостоен высокой боевой награды — ордена Красной Звезды. Также был награжден медалями «За отвагу» и двумя медалями «За боевые заслуги»; свыше десятка медалей получил за участие в освобождении разных городов.

«Война была такой чудовищной, такой страшной, – вспоминал отец Алипий, – что однажды я дал слово Богу: если выживу в этой мясорубке, то обязательно уйду в монастырь. Представь себе, идет жестокий бой, на нашу передовую, сминая все на своем пути, лезут немецкие танки. И вот в этом кромешном аду я вдруг вижу, как наш батальонный комиссар срывает с себя каску, падает на колени и молится! А потом подымает нас в контратаку. Именно тогда я понял, что у каждого человека Бог в душе есть. Бог, к Которому он когда-нибудь – да придет. И еще я понял – Бог любит смелых».

9 мая 2003 года на братском захоронении в г. Печоры братией Псково-Печерского монастыря была отслужена традиционная заупокойная лития. Среди выступавших был ветеран Великой Отечественной войны Турков Алексей Богданович. В своем слове он рассказал удивительный случай спасения с помощью отца Алипия культурных ценностей Франции:

«Я, как и отец Алипий (Иван Михайлович Воронов) воевал в 4-й танковой армии…

Нашей армией был взят немецкий город Бельниц, лагерь Дебрицы, открылась дорога на Потсдам и Берлин. Все кругом в огне, в дыму, бомбят самолеты… Мы шли на БТРе. Вдруг всем команда: остановиться! По громкоговорителю объявляют, что слово предоставляется лейтенанту Ивану Михайловичу Воронову (будущему отцу Алипию). И тут раздается сильный такой голос:

— Слушайте, слушайте! Говорит представитель 4-й танковой армии Воронов.

И обращается к немцам:

— Враги наши, немцы, остановитесь и вспомните, что вы привезли из Франции «богиню красоты», которую мы не видели. И если сейчас, при взятии высоты мы разрушим эту скульптуру, то человечество нам этого не простит! Отступитесь, ради Бога, прошу вас, сохраните эту красоту, и вы тоже получите Божественную веру!

А переводчица Мария Волонец со слезами переводит его речь. Мы все просто остолбенели, настолько сильно он сказал. Через некоторое время началось наступление. Но там, где была эта богиня красоты, как мы ее называли, не было ни одного боя. Скульптура эта была у меня на фотографии, очень красивая. Ее по приказу Гитлера вывезли из Франции в Германию: на постаменте изображена Божия Матерь, а к ней слетает Ангел. А все ее называли просто «богиня красоты»…

Дошли мы до Берлина, развернулись у Бранденбургских ворот и вышли к городу Фрайбергу. И тут опять этот Воронов по громкоговорителю выступает. И так он крепко, сильно говорит, а переводчица Мария переводит немцам его слова:

— Дорогие граждане! Мы не будем разрушать этот город, потому что город ваш — город нашей славы! Здесь учился Михаил Васильевич Ломоносов. Он женился здесь на немке Лизе-Кристине (мы сначала не поняли, почему имя двойное, потом нам объяснили, что второе имя оно получила, когда была крещена в Православие). Если вы нас не встречаете, то мы вынуждены с боем взять ваш город!

Вышли нас встречать два немецких полковника и три дамы. Меня послали с ними разговаривать, так как я немножко по-немецки говорил. Подошел я к ним, вижу — они держат портрет, а на портрете Ломоносов в парике, а внизу даты — когда он приехал и уехал из этого города.

Договорились, что, несмотря на то, что в городе было много боеподготовленных подростков-гитлерюгенд, все сдаются и сдают оружие. Таким образом, Фрайберг был взят без единого выстрела, и в этом заслуга, безусловно, Ивана Михайловича Воронова, будущего архимандрита Алипия».

Схимонах Иринарх (Казанин Василий Григорьевич, 1908–1987 гг.)

С 1942 года был на фронте. Имел четыре ранения. Награждён орденами Славы III и II степеней.

«Бывало, – вспоминал он, – от батальона останется 16 человек, и в захваченных немецких окопах удерживали фронт…»

Готовя статью для газеты «Печорская правда» о монахах обители, архимандрит Тихон Секретарев

в канун 9 мая собирал воспоминания и спрашивал у всех: «Что вы делали, когда вам было страшно на фронте?» Все отвечали: «Мы молились». Кто «Отче наш…» читал, другие – «Богородице Дево, радуйся…», некоторые – «Символ веры», а научили их молитве верующие дедушки и бабушки или благочестивые родители. Статью я назвал «Сила молитвы».

Позднее он беседовал со схимонахом Иринархом (Казаниным) и задал ему ещё один вопрос: «Что самое страшное на фронте?» Он подумал несколько мгновений и ответил: «Паника». «А что такое паника?», — спросил тогда о.Тихон. Схимник объяснил: «Когда один человек своим страхом, трусостью лишает мужества всех остальных». «Как она преодолевается?» – поинтересовался архимандрит Тихон. Был ответ: «Молитвой «Господи, помилуй».

Монах Анания (Лисовский Максим Иванович, 1910–1998 гг.)

Монах Анания (Лисовский) был на фронте с первых дней Великой Отечественной войны. Его ранило за 9 дней до Победы. Служил связистом. Монах Анания вспоминал: «Бывало, вступаем в город, я при первой возможности иду в храм, оставляю винтовку у свечного ящика, а сам прошу батюшку исповедовать меня и причастить. Советовал так же делать и другим. Однажды вызывает меня комиссар и пистолет к груди: «Почему в церковь ходишь?» Я снимаю автомат и кричу: «Ну, начинай!» Ушел и больше не приставал. Награждён орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалями…».

Из наградного листа на ефрейтора Лисовского М.И.: «… 9 октября 1944 года при отражении контратаки противника в районе г. Аустогаллен, находясь в боевых порядках наступающей пехоты, в течение 3-х минут устранил порыв в линии связи, что дало возможность огнем батареи отразить контратаки противника».

Игумен Савва (Бондаренко Пётр Андроникович, 1909–1984 гг.)

Вспоминает архимандрит Тихон (Секретарев): «Игумен Савва, который жил в Псково-Печерском монастыре в период Наместничества Архимандрита Гавриила с 1982 года по 1984 год. Отец Савва приехал в Печоры из города Якутска. Он был в преклонном возрасте, со слезящимися глазами. О своей жизни игумен Савва рассказал мне, в то время Благочинному, следующее.

В годы Великой Отечественной войны он работал в полевом госпитале хирургом. Вспоминал, что во время ожесточённых боев были иногда случаи, когда он по две недели не спал, оперируя поступающих раненых воинов. В палатке было душно, раздавались постоянно стоны, крики, мало света. Для подкрепления сил ему за марлевую маску помощники заливали немножко жидкой пищи, и он снова шел к операционному столу. Войну закончил в звании полковника медицинской службы. По демобилизации у него появилось желание стать священником. Он обращался со своей просьбой к некоторым Правящим Архиереям, но никто его не мог принять в свою епархию. Точнее, хотели принять и рукоположить во Диакона и Пресвитера, но везде уполномоченные по делам религии в исполнительной власти не разрешали этого сделать. Наконец его мечта осуществилась в далекой Иркутской епархии. Владыка рукоположил его во Диакона, затем во Священника и дал приход в городе Якутске».

Схимонах Симеон

Вспоминал архимандрит Тихон (Секретарев) еще одного насельника обители – схимонаха Симеона. «Он был до прихода в монастырь старостой одного из храмов Нижнего Новгорода, — пишет настоятель. — Отец Симеон – словоохотливый, контактный, доброжелательный человек. Я с ним познакомился, когда был еще помощником Келаря. Схимонах Симеон обратил на себя мое внимание тем, что он не завтракал, два стаканчика чая с сахарком попьёт, и всё… Его дядя заведовал чайной в начале XX века в Нижнем Новгороде. Он, видимо, с того времени полюбил чай, не очень крепкий, но главное, чтобы горячий был. Прожил он более девяноста лет.

Помню его рассказ о том, как он в годы войны помогал женщинам посетить храм. В начале Великой Отечественной войны его призвали в Красную Армию, но так как ему было уже за пятьдесят лет, то его направили служить в железнодорожную милицию. Он сопровождал вагоны с военными грузами из какого-то близлежащего посёлка до Нижнего Новгорода. Человек он был добрый и общительный. Шла страшная война, у всех горе, у всех были погибшие на фронте или раненые. Голодно и скорбно… Многие стремились в храм подать записочку с именами для молитвы, помолиться о воинах и поставить свечку. Женщины, вспоминал он, соберутся человек десять и просят его подвезти в храм в Нижнем Новгороде. «Что делать? Я их сажаю в пустой вагон, – продолжал свой рассказ схимонах Симеон, – приезжаем в Новгород, на запасном пути поезд останавливается, я открываю дверь, старушки и женщины выходят. Строю их по двое, винтовку на плечо, и так идем в город. Проходим мимо вокзала, а там, естественно, дежурные военные наблюдают, спрашивают: «Кого ведешь?» Я отвечаю: «Арестованные». С ними я уходил от вокзала за два квартала и говорил им: «Так, бабы, вам на все два часа. Через два часа ровно на этом же месте строимся и идем обратно». Так схимонах Симеон помогал богомольцам попасть в храм в годы Великой Отечественной войны».

Воспоминания иеромонаха Хрисанфа

В октябре 2005 года, когда праздновалось 60-летие Победы, при храме св. благоверного князя Александра Невского города Пскова прошли Чтения, на которых свой рассказ о ветеранах Великой Отечественной войны, насельниках Свято–Успенского Псково –Печерского монастыря представил слушателям иеромонах Хрисанф.

В начале своей монастырской жизни отец Хрисанф нес послушание в монастырском лазарете, где частенько лечились от военных ран насельники, участники Великой Отечественной войны. И инок наблюдал общение братии, слушал их рассказы о военных историях.

Тем, что особенно сохранилось в памяти, иеромонах Хрисанф поделился со слушателями: «Затрагивая тему фронтового служения, надо отметить глубокое смирение наших фронтовиков, которое и помогало им выжить. Митрополита Феофана (Малявко), он принял постриг в 1939 году, насельника монастыря, на войне называли «Фома Андреевич», и он рассказывал: «Стою в карауле на передовой, переживаю и молюсь: «Господи! Кто придет с их стороны, а я маленький, слабый погибну, и мои погибнут, помоги сохраниться нам, как знаешь». А сам проходил каждый окопчик и крестил. Все живы были.

Монах Анатолий, участник войны, солдат, сорок лет занимал очень сложную должность в монастыре: был Уставщиком хора, и на каждой службе – и утром, и вечером, в течение сорока лет.

Были в монастыре три друга-фронтовика – монахи Паисий, Анатолий, Иероним, они ушли в монастырь после Победы.

!У монаха Анания я видел, — рассказывает отец Хрисанф,- следы от тяжелых ранений. И он рассказал, как при штурме Кенигсберга наши войска предварили свое наступление долгой артподготовкой, но, когда начался штурм, немцы встретили таким количеством орудийных залпов наших солдат, что все превратилось в сплошной огонь. Бежавший в атаку будущий монах Анания слышал, как вокруг падали убитые товарищи, посмотрел вниз и увидел, что пуговицы на его мундире были расплющены пулями, и подумал: «Господи, неужели это Ты?» И, как усомнился, так сразу и «поймал» две пули в бедро», — закончил свой рассказ о ранениях отец Анания».

Монах Дионисий рассказывал, как поднимался в атаку, и «все пули видел, а они, как пчелы на пасеке. В атаке кричишь одно, а молишься Господу про себя. И ни одна пуля не попала в меня. Поэтому я здесь».

Продолжая свое повествование о фронтовиках в монастыре, отец Хрисанф заметил, что на войне неверующих не было, и мысли о вечности приходят там особенно четко. Подводя итог своим воспоминаниям о военных ветеранах — монахах, отец Хрисанф сказал: «Всю нашу братию фронтовую отличало особенное смирение, не приобретенное монашеским опытом, наработанное, а выстраданное смирение, как результат прохождения через границу смерти. И этот дар смирения они принесли в монастырь, нам. И их опыт давал нам светлую надежду в перенесении скорбей, которые у них были великими».

В послевоенное время в Псково-Печерском монастыре среди насельников жили 14 участников Великой Отечественной войны. Ныне осталось двое: монах Мартирий и инок Александр, участник Парада Победы на Красной площади».

***

Сегодня отец Мартирий (Шубин) – последний из ныне живущих, а прежде – многочисленных насельников обители, в годы Великой Отечественной Войны защищавших свою веру и Отечество от немецко-фашистских захватчиков.

Видео сообщества https://vk.com/ppmonastery

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *