Крестный ход.Фото: Олег УКЛАДОВ
Благодатная земля Алтая знаменита не только своей природной красотой и радушием местных людей. Издавна люди черпали здесь энергию, искали просветления. Для кого-то это «места силы», для православных – святые.
До святых мест в Алтайском крае легко добраться, посещение их бесплатно, многие жители региона и приезжие посещают их просто по пути. Однако Александр Микушин, штатный священник храма в честь Иверской иконы Божией Матери города Барнаула, утверждает, что православные не должны относиться к паломничеству, как к экскурсии или таблетке от недуга.
— Ехать нужно с чистыми помыслами, покаянием, стараться жить по божьим заповедям, а не просто так, походя. В моей практике были случаи исцеления на святых местах даже от самых сложных заболеваний, — сказал отец Александр.
Отец Александр.Фото: Анна АДАМАЙТЕС
Отец Александр сравнил святые места с солнцем, которое несет в себе свет и энергию и в то же время неподготовленных людей может обжечь, нанести вред. Так и со святыми местами, к их посещению нужно готовиться: изменить свои помыслы, жизнь, покаяться в храме.
Традиционно омовение совершают в сорочке, желательно крестильной. Перед погружением православные крестятся и говорят «Господи, благослови». По словам священника, не важно – будете вы погружаться с головой или нет, трижды или один раз.
— Можно просто омыть лицо или облить себя из ведра, — сказал он.
Коробейниково
Село Коробейниково в Усть-Пристанском районе стало местом массового паломничества православных после того, как здесь открыли после восстановления храм Казанской иконы Божией Матери. Об этой иконе ходят легенды, ее считают чудотворной и главной святыней Алтайского края.
В 30-е годы 20 века в храме устроили склад для хранения зерна, а Казанскую икону Божией Матери просто кинули на пол вместо досок. Лик Богородицы топтал и скот, и грязные сапоги неверующих, постепенно священное изображение стерлось и покрылось толстым слоем грязи. В 70-е годы произошло чудо – икона самовосстановилась, изображение Богородицы стало прежним. Православные признали икону чудотворной, теперь к ней стекаются паломники со всего света. У Богородицы просят помощи, как страждущие исцеления от разных недугов, так и терзаемые духовными переживаниями, женщины молят о материнстве и помощи детям.
Село Коробейниково.Фото: Анна АДАМАЙТЕС
Недалеко от храма ближе к Оби есть святой источник, православные совершают в нем омовение. Монахи из мужского монастыря могут принять путников, накормить. Есть место для трапезы и даже гостиница.
Храм святого Великомученика и целителя Пантелеймона
Располагается на окраине Белокурихи (ул. Дальняя, 18). Храм современный, однако в нем множество старинных чудодейственных икон. И буквально в двух шагах – знаменитый глазной источник. В основном люди приезжают сюда за исцелением.
В храме есть несколько икон со святыми мощами: святого Великомученика Пантелеймона, преподобного Сергия Послушливого Печерского, святого Великомученика Антипы Пергамского, святого праведного Симеона Верхотурского.
Глазной источник известен своими целительными свойствами по всей России, поломники могут здесь набрать святой воды, искупаться в купели. Вода содержит большое количество серебра, известна тем, что исцеляет от глазных болезней. По легенде в древние времена остановился в этих местах боярский сын Михаил Ржицкий со своими воинами. Все они страдали неизвестной глазной болезнью. Увидев источник, Михаил наклонился над ним, чтобы попить воды и уронил в него икону, которую подарила ему мать. Икона растворилась в воде, а ночью к нему во сне явилась мать и сказала, чтобы он не расстраивался и умылся этой водой. Сын наказ выполнил, а болезнь у него и войска как рукой сняло.
Белокуриха у всех разная. Паломницы, ведомые отцом Александром)
На источнике есть купель с местом для переодевания. Воду набирают в специально отведенном месте. Бутыли для воды можно приобрести в храме.
Чудотворный источник в Сорочьем Логу
Сорочий Лог – небольшое алтайское село, рядом с ним есть святой источник и женский скит в честь Иоанна Предтечи. Находится в 60 км от Барнаула по Заринской трассе.
В 1920 году на месте святого источника массово казнили православных во главе с настоятелем местной церкви отцом Максимилианом. Говорят, что вместе с мучениками засыпали и сам источник, однако он все равно пробился наружу и вместе с тем приобрел целительные свойства. Рассказывают также, что иногда верующим является Богородица. Источник дарует верующим здоровье, избавляет даже от самых тяжелых и безнадежных недугов, многие говорят об исцелении суставов, болезней ног и рук. На источнике оборудована закрытая купель с отдельными входами для мужчин и для женщин.
Паломники.Фото: Анна АДАМАЙТЕС
Верующие, совершив омовение в источнике, поднимаются в храм. Здесь можно помолиться и заказать церковную службу.
Святые мощи Матронушки в Иоанно-Кронштадском монастыре
В храме на территории женского монастыря в селе Кислуха Первомайского района хранится множество православных святынь. Это частицы мощей святого Феодора, епископа Суздальского, святого Иоанна Новгородского, святого Игнатия Брянчанинова, мученика Авраамия Болгарского, преподобных Нила Столбенского, Иова Почаевского, Нектария Оптинского, Анатолия Печерского, Серафима Саровского, Елены Флоровской, страстотерпца благоверного князя Андрея Боголюбского, святых Дивеевских жен (семь частиц). Также есть дореволюционный портрет святого Иоанна Кронштадтского, икона с частицами мощей святого Александра Свирского и икона с частицами мощей святой блаженной Матроны Московской. Последняя собирает возле себя огромное число паломников, ведь о чуде, которое несла Матронушка в мир ходят легенды. Православные просят у святой Матроны помощи в борьбе с недугами, женщины молят о материнстве.
При монастыре есть паломническая гостиница, библиотека, музей истории монастыря и жизни Святого праведника Иоанна Кронштадтского, экспозиция картин «Библия в лицах».
Барнаульский Покровский собор
Барнаульская и Алтайская епархия Алтайской митрополии Русской Православной Церкви
Православие пришло на Алтай вместе с первыми русскими поселенцами. Первые деревянные храмы появились в первой половине XVIII века и находились в ведении Тобольской епархии. Первый каменный храм — Петропавловский собор — был построен в Барнауле в 1774 году.
Православие среди коренного населения алтайской земли стало распространяться и утверждаться благодаря деятельности Алтайской духовной миссии, основанной в 1830 году преподобным Макарием (Глухарёвым). Центром миссии стал город Бийск, сделавшийся центром Бийского викариатства.
С 1834 года алтайская земля вошла в Томскую епархию. Благодаря стараниям святителя Макария (Невского) в 1867 году было создано миссионерское училище в Улале, затем Бийское катехизаторское училище, а в 1869 году было открыто Барнаульское духовное училище.
Барнаульское викариатство Томской епархии было учреждено 17 октября 1908 года, по ходатайству архиепископа Томского свт. Макария (Невского) в связи с обширностью Томской епархии, «многочисленностью… православного населения и обилием церковных, просветительных и других учреждений, нуждающихся в ближайшем архипастырском руководстве» . Барнаульские викарии жили в Томске.
Революционными бурями XX века жизнь православных приходов на Алтае и деятельность духовной миссии были разрушены, большинство приходов, школ, библиотек прекратили свое существование. В 1920-1930-х годах все монастыри, миссионерские станы, часовни были закрыты, большинство — разорены и уничтожены. В 1924-1929 годах викариатство входило в Новосибирскую и Барнаульскую епархию.
В 1930 году была образована самостоятельная Барнаульская епархия во главе с епископом Александром (Бялозором), но в 1938 году епархия была упразднена и ее земли вошли в состав Новосибирской.
Возрождение Православия и миссионерской деятельности на Алтае началось в конце 1980-х. По всему Алтаю начали строиться и восстанавливаться храмы, создаваться приходы, возрождаться и возвращаться для всеобщего почитания святыни. Большую роль в возрождении православия на Алтае сыграл визит в 1991 году патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Барнаул и Бийск. В краевом центре патриархом было освящено место под строительство Александро-Невского собора, а также была возвращена верующим Никольская церковь.
Самостоятельная Барнаульская епархия была возрождена решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 февраля 1994 года.
2 октября 2013 года из состава епархии была выделена самостоятельная Горноалтайская епархия, после чего в ведении Барнаульской кафедры остались только районы Алтайского края.
5 мая 2015 года из состава епархии были выделены самостоятельные Бийская, Рубцовская и Славгородская епархии, после чего в ведении Барнаульской кафедры остались городские округа Барнаул, Новоалтайск, а также Залесовский, Заринский, Косихинский, Кытмановский, Первомайский, Тальменский, Тогульский районы Алтайского края. Одновременно Барнаульская епархия была определена центром новоучрежденной Алтайской митрополии .
Содержание
Исторические названия
Статистика
- Перед революцией 1917 — более чем 600 приходов в пределах Алтайского края
- 1945 — три храма в Алтайском крае: Барнаульский Покровский собор, Бийский Успенский собор, Рубцовский Михаило-Архангельский храм
- 1989 — действовали 8 приходов: в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Славгороде, Камне-на-Оби, Алейске, Новоалтайске и пос. Тальменка
- 1 января 2002 — 170 приходов, 63 храма, 6 монастырей, 177 священников и 13 диаконов
- кон. 2000-х — зарегистрировано 179 приходов; ок. 200 священнослужителей; 6 монастырей, 3 скита
- февраль 2011 — 156 приходов, 177 священнослужителей
- февраль 2013 — 5 монастырей (из них 4 женских); 266 приходов, 178 клириков и монашествующих
- август 2015 — 2 монастыря, 74 прихода, 132 клириков и монашествующих
Архипастыри
Барнаульское викариатство Томской епархии
Барнаульская епархия
Викарные епархии
- Заринская
- Рубцовская (ныне самостоятельная)
География благочиний
Монастыри
- Барнаульский Знаменский (женский)
- Сорочеложский Иоанно-Предтеченский скит, архиерейское подворье
- Кислухинский Иоанно-Кронштадтский (женский)
- Ребришенский Иверский скит (не упом. в 2013)
Ранее подчинённые епархии
- Алейский Димитриевский (мужской, ныне в пределах Рубцовской епархии)
- Каменский Богоявленский (женский, ныне в пределах Славгородской епархии)
- Коробейниковский Казанский (мужской, ныне в пределах Рубцовской епархии)
- Яровской Ксение-Покровский (женский, ныне в пределах Славгородской епархии)
Учебные заведения
- Барнаульская духовная семинария
- Барнаульское духовное училище (недейств.)
- Богословско-катехизаторская школа им. святителя Макария Алтайского, г. Барнаул
- Православная гимназия во имя св. прав. Иоанна Кронштадтского
Периодические издания
- Алтайская миссия (ежемесячная газета)
- журнал Барнаульской духовной семинарии «Покров»
Литература
- Документы по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998). Барнаул, 1999.
Использованные материалы
- Страницы официального сайта Барнаульской епархии:
- — История православия на Алтайской земле
- Ворсина В. Н., Борис Пивоваров, прот. Барнаульская и Алтайская епархия. Православная энциклопедия. Т. 4, С. 343-345:
- Борис Пивоваров, прот. Барнаульское викариатство. Православная энциклопедия. Т. 4, С. 346:
- Страница епархии на официальном сайте Московского Патриархата:
Учреждение второго викариатства в Томской епархии // ПрибЦВед. 1908. № 43. С. 2119.
Журнал № 5 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 мая 2015 года, официальный сайт Русской Православной Церкви —
Собор в честь Покрова Божией Матери в Барнауле. Фотография. 2001 г.
Собор в честь Покрова Божией Матери в Барнауле. Фотография. 2001 г. Барнаульская епархия была учреждена в 1930 г. с назначением еп. Александра (Бялозора) ее правящим архиереем, перемещенным на Ростовскую кафедру в 1931 г. Затем Барнаульской кафедрой управляли архиереи: в 1931-1932 гг.- еп. Тарасий (Ливанов), в 1932 г.- еп. Герман (Коккель), в 1933-1936 гг.- архиеп. сщмч. Иаков (Маскаев), в 1937 г.- еп. Григорий (Козырев). После 1937 г. Барнаульская кафедра не замещалась. 8 авг. 1943 г. указом Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) правосл. приходы Алтайского края вошли в состав Новосибирской епархии, правящий архиерей к-рой получил титул «Новосибирский и Барнаульский». В 1989 г. на территории Алтайского края действовало 8 приходов (в Барнауле, Бийске, Рубцовске, Славгороде, Камне-на-Оби, Алейске, Новоалтайске и пос. Тальменка).
26 февр. 1994 г. постановлением Свящ. Синода Барнаульская кафедра была возрождена с названием «Барнаульская и Алтайская». 19 марта 1994 г. во епископа Барнаульского и Алтайского был хиротонисан Антоний (Масендич). После кончины еп. Антония († 8 июля 2001) решением Свящ. Синода РПЦ от 27 дек. 2001 г. епископом Барнаульским и Алтайским определено быть игум. Максиму (Дмитриеву), хиротония к-рого состоялась 20 янв. 2002 г.
На 1 янв. 2002 г. территория Б. и А. е. включала Алтайский край и Республику Алтай. В епархии существовали 20 благочиннических округов (17 — в Алтайском крае, 3 — в Республике Алтай), 170 приходов, 63 храма, 6 мон-рей, служили 177 священников и 13 диаконов.
Определением Свящ. Синода от 2 окт. 2013 г. приходы в административных границах Республики Алтай, ранее входившие в состав епархии выделены в самостоятельную Горноалтайскую епархию. Решением Свящ. Синода от 29 мая 2013 г. на Барнаульскую кафедру назначен еп. Сергий (Иванников) (с 24 мая 2015 г. митрополит).
Решением Свящ. Синода от 5 мая 2015 г. из состава Барнаульской епархии выделены Бийская, Рубцовская и Славгородская епархии. Барнаульская епархия включена в состав Алтайской митрополии. Кафедральный город Б. и А. е — Барнаул. Кафедральный собор — Покровский собор в Барнауле (освящен в 1904, закрыт в апр. 1939, возобновлены богослужения в янв. 1944). Барнаульская епархия разделена на благочиния: Барнаульское, Белоярское, Заринское, Монастырское, Тальменское. В епархиальном управлении действуют отделы и комиссии: информационный отдел, отдел по взаимодействию Церкви и общества, миссионерский, по церковной благотворительности и социальному служению, по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, по взаимодействию с казачеством, по тюремному служению, по монастырям и монашеству, отдел религиозного образования и катехизации, отдел по делам молодёжи и православным молодёжным организациям, комиссия по культуре, по вопросам семьи, защиты материнства и детства, ставленническая, наградная, попечительская, Богословская комиссия, Архитектурно-строительно-реставрационная комиссия, комиссия по канонизации святых, Юридическая служба.
25 дек. 1997 г. постановлением Свящ. Синода пастырско-богословские курсы Б. и А. е. были преобразованы в Барнаульское ДУ, при уч-ще открыто псаломщическое отд-ние, в 2000 г.- сектор заочного обучения. К началу 2003/2004 учебного года было завершено строительство нового учебного корпуса училища. В 2006 г. Барнаульскому ДУ присвоен статус семинарии. При семинарии имеется Регентская школа (открыта в 1998 г.). Решением Свящ. Синода от 16 июля 2013 г. на должность ректора Барнаульской ДС назначен еп. Сергий (Иванников). С 22 нояб. 2010 г. в Б. и А. е. работает Богословско-катехизаторская школа им. свт. Макария (Невского), митр. Московского. При Алтайском гос. ун-те на фак-те политических наук ведется обучение студентов по специальности «теология» (бывш. теологическое отд-ние). С 1990 г. в высших учебных заведениях Алтайского края читаются спецкурсы по истории правосл. Церкви.
Собор в честь Успения Божией Матери в Бийске. Фотография. 1988 г.
Собор в честь Успения Божией Матери в Бийске. Фотография. 1988 г. Среди благотворительных учреждений епархии особое место занимает правосл. приют во имя св. равноап. кн. Ольги в Барнауле. Приют и региональная благотворительная орг-ция «Мать и дитя» проводят активную деятельность, направленную на помощь матерям, оказавшимся с малолетними детьми без крова. Развивается общественное движение «Церковная благотворительность».
Миссионерская деятельность в Б. и А. е. многообразна по формам и распространяется на всю территорию епархии, особенно активно она осуществляется в Республике Алтай, где живы традиции христ. просвещения, заложенные в XIX — нач. XX в. Алтайской духовной миссией
Епархиальные СМИ вслючают официальный сайт (http://altai.eparhia.ru), сайт еппечатный орган епархии — вестник «Алтайская миссия» — издается с 1996 г. В газете наряду с разнообразными материалами по церковной жизни публикуются статьи, посвященные истории Алтайской миссии и совр. проблемам миссионерской деятельности. Периодически выпускаются специальные приложения к газете: «Воскресная школа» (издание клуба правосл. педагогов), «Наследие» (историко-архивное), «Соборяне» (литературно-публицистическое), «Свет» (молодежное). Приложением к газете является издаваемый в епархии с 1997 г. церковный календарь памятных дат по истории Православия в Алтайском крае и Республике Алтай.
На юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. в числе новомучеников и исповедников Российских были прославлены священнослужители Барнаульской епархии: архиеп. Иаков (Маскаев), священники Иоанн Можирин и Петр Гаврилов, мон. Феодор (Никитин) и мирянин Иоанн Протопопов. Местночтимым святым прп. Макарию (Глухарёву) и митр. Московскому и Коломенскому свт. Макарию (Невскому) было установлено общецерковное почитание.
Святыни и крестные ходы
Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Коробейниково. Фотография. 2001 г.
Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Коробейниково. Фотография. 2001 г. Величайшей святыней Алтая является чудотворная Коробейниковская (Казанская) икона Божией Матери, в июле 1994 г. перенесенная из Барнаула в восстановленный Казанский храм в с. Коробейникове, приход храма был преобразован в Казанской иконы Божией Матери мужской монастырь. Ежегодный праздник в честь Коробейниковской иконы в первое воскресенье июля установлен по благословению Святейшего Патриарха Алексия II в 1997 г. С 1999 г. ежегодно совершается крестный ход из Покровского собора г. Барнаула до с. Коробейниково. 24 июня-1 июля 2018 г. состоялся юбилейный, 20-й, крестный ход.
Среди др. почитаемых на Алтае икон — образ вмч. Пантелеимона с частицей мощей святого (дар Покровскому кафедральному собору Барнаула от афонского Пантелеимонова мон-ря), икона Божией Матери афонского письма нач. ХХ в. в храме свт. Николая в Барнауле, образ Христа Спасителя в храме свт. Николая Чудотворца в г. Горняк, икона Божией Матери «Утоли моя печали» в церкви г. Заринска. На территории разрушенного барнаульского в честь Казанской иконы Божией Матери женского монастыря восстанавливается Никольский источник. Восстановлен св. ключ близ с. Сорочий Лог, где в 20-х гг. XX в. были замучены 11 благочестивых крестьян. На этом месте воздвигнута часовня во имя Иоанна Крестителя и устроен скит барнаульского Знаменского мон-ря.
В Б. и А. е. действуют 3 мон-ря. Постановлением Свящ. Синода от 19 июля 1994 г. Знаменский приход в Барнауле преобразован в барнаульский в честь иконы Божией Матери «Знамение» женский монастырь. Монастырь имеет подворье — Иоанно-Предтеченский скит в с. Сорочий лог Заринского района Алтайского края. 10 окт. 1996 г. в с. Кислуха был открыт Иоанна Кронштадтского женский монастырь.
Лит.: Макарова-Мирская А. Апостолы Алтая. М., 1997; Док-ты по истории церквей и вероисповеданий в Алтайском крае (XVII — нач. XX в.). Барнаул, 1997; Скворцова Т. Приговор приведен в исполнение // Алтайская миссия. 1998. № 5; Асеева Н. Открытие // Там же. № 8; Док-ты по истории церквей и религиозных объединений в Алтайском крае (1917-1998). Барнаул, 1999; Радуйся, Заступница земли нашея Алтайской // Алтайская миссия. 1999. № 10; Антоний (Масендич), еп. Барнаульская епархия на рубеже веков // Там же. 2000. № 10. С. 2-3; Кривоносов Я. Е., Скворцова Т. В. Православные храмы Барнаула. Барнаул, 2001.
В. Н. Ворсина, прот. Борис Пивоваров