окна сидел угольщик, обладатель пьяных усов, уже замеченных нами; между буфетом и внутренней дверью зала, за яичницей и пивом, помещались два рыбака. Меннерс, длинный молодой парень, с веснушчатым скучным лицом и тем особенным выражением хитрой бойкости в подслеповатых глазах, какое присуще торгашам вообще, перетирал за стойкой посуду. На грязном полу лежал солнечный переплет окна.
Едва Грэй вступил в полосу дымного света, как Меннерс, почтительно кланяясь, вышел из-за своего прикрытия. Он сразу угадал, в Грэе, настоящего капитана, — разряд гостей, редко им виденных. Грэй спросил рома. Накрыв стол пожелтевшей, в суете людской, скатертью, Меннерс принес бутылку, лизнув, предварительно языком, кончик отклеившейся этикетки. Затем он вернулся за стойку, поглядывая внимательно то на Грэя, то на тарелку, с которой отдирал ногтем что-то присохшее.
В то время, как Летика, взяв стакан обеими руками, скромно шептался с ним, посматривая в окно, Грэй подозвал Меннерса. Хин самодовольно уселся на кончик стула, польщенный этим обращением, и польщенный именно потому,
Современная литературная критика: статьи, очерки, исследования
Александр Грин: современный научный контекст
Я. А. Кобзев (Симферополь)
Индивидуализация речевого стиля персонажей
начало::02::03::окончание
Диалог в романтической новелле Грина выполняет весьма ответственные задачи, особенно, когда автору необходимо показать какое-либо острое сюжетное противоречие. Примером тому могут служить моменты наивысшего напряжения действия в большинстве новелл нового направления («Трагедия плоскогорья Суан», «Пролив бурь», «Зурбаганскийстрелок»,»Жизнь Гнора», «Вокруг света», «Огонь и вода» и другие). Но не только кульминационные моменты воспроизводит Грин при помощи диалога.
Художественное действие насыщено у него острыми поворотами, сценами, ситуациями. Подавляющее большинство их зафиксировано в диалоге. Реализуя антиномию, диалог также стимулирует развитие самого романтического действия.
Тем не менее, диалог в романтической новелле Грина на первом этапе творчества носил унифицированный характер. Все внимание художника поглощалось тогда центральным романтическим героем. «Который был тесно слит с авторским идеалом, а потому говорил преимущественно языком писателя. Сопутствующие действующие лица тоже не имели индивидуальных речевых признаков.
И только в феерии «Алые паруса» герои Грина впервые заговорили на «своем» языке, впервые заявила о себе ощутимая индивидуализация речи действующих лиц.
Феерия — первое широко развернутое романтическое полотно Грина со многими действующими лицами. Это представители разных социальных слоев и разных профессий: безликие обыватели Каперны, торговцы, прачки, кухарки, угольщики, матросы, боцманы, плотники, музыканты и так далее. Этот заметный ряд второстепенных действующих лиц призван сообщить повести достоверность, а событиям реальность и убедительность. Наряду с ними в феерии крупным планом предстают главные герои — герои ярко выраженного романтического плана: Грэй и Ассоль. По духовному складу к ним приближены сказочнее Эгль, отец и мать Ассоль — Лонгрен и Мери.
Все участники событий говорят на своем, только им присущем языке. Вот, как, к примеру, Циммер рекомендует Грэю музыкантов: «—Вот, — сказал Циммер, — это тромбон; не играет, а палит, как из пушки. Эти два безусых молодца — фанфары; как заиграют, так сейчас же хочется воевать. Затем кларнет, корнета-пистон и вторая скрипка… А вот и главный хозяин нашего веселого ремесла — Фриц, барабанщик. У барабанщиков, знаете, обычно—разочарованный вид, но этот бьет с достоинством, с увлечением. В его игре есть что-то открытое и прямое, как его палки. Так ли все сделано, Капитан Грэй?
В словах Циммера заметно ощутим не только речевой стиль музыканта профессионала, но и юмористический склад ума, неиссякаемый оптимизм человека, видавшего виды, прожившего трудную жизнь. В тон Циммеру окрашивается и речь Грэя, раскрывая тем самым его способность хорошо понимать и чувствовать людей.
Герои «Алых парусов» обретают — неповторимый речевой колорит. Так, речь Хина Меннарса, трактирщика, груба («Опять ты нагрузился, вельбот проклятый! — закричал Меннарс. — Уходи вон!»), исполнена презрения к простым людям, выдает в нем «жутюе достоинство скопидома». Хитроватый и проворный матрос Летика говорит стихами, «на что был мастер к великому восхищению команды:
— Из шнурка и деревяшки я изладил длинный хлыст и, крючок к нему приделав, испустил протяжный свист…» . Примитивными стихами, с одной стороны, и замысловатой «прозой» («В соображении обстоятельств есть нечто располагающее…»), с другой, — он пытается замаскировать плутоватость своей натуры.
Речь погребщика Польдишока выдает в нем склонность к философскому осмыслению бытия. Он любит рассказывать родовую легенду Грэев об Аликанте выдержкой в сто лет. Его рассказ наполнялся поэтическими красками после «укрепления крана» на одной из больших бочек: «Его цвет темнее вишни, и оно не потечет из бутылки. Оно густо, как хорошие сливки. Оно заключено в бочки черного дерева, крепкого, как железо. На них двойные обручи красной меди. На обручах латинская надпись: «Меня выпьет Грэй, когда будет в раю» . Монолог погребщика свидетельствует не только о складе ума, о доброте его души, но и о преданности своим господам, которых любит и которым верно служит всю свою долгую жизнь.
Создание синтетических обстоятельств совершается у Грина в соответствии с принципами художественной правды. Писатель стремится к достижению жизненности в обрисовке своих героев. В этом плане особенно важны для него второстепенные действующие лица. Они выписаны, как пранило, хотя и лаконично, но броско и впечатляюще. И тут главным средством изображения у Грина является речевая характеристика.
Своеобразие речевых партий этого «народонаселения» феерии состоит в том, что в них запечатлены основные черты характеров. Таков Хин Меннерс в своих двух-трех фразах. Таковы Бетси, Летика, Пантен, капитан Гоп. Облик последнего колоритно раскрывается в форме внутреннего диалога. Это воображаемый диалог старого морского волка с пай-мальчиком Грэем, которого Гоп взял на свою шхуну юнгой «из некоего злорадства» . Гоп заранее торжествовал в ожидании того момента, когда Грэй «сломается» и явится к нему со словами: » Капитан Гоп, я ободрал локти, ползая по снастям; у меня болят бока и спина, пальцы не разгибаются, голова трещит, а ноги трясутся. Все эти мокрые канаты в два пуда на весу рук; все эти леера, ванты, брашпили, тросы, стеньги и салинги созданы на мучение моему нежному телу. Я хочу к маме».
на верх страницы — к началу раздела — на главную
Повесть «Алые паруса» — замечательная история о том, что не нужно забывать о мечтах и чудесах. Произведение покоряет читателей своими необычными образами, метафорическим языком и волшебным сюжетом. Конечно, автор, Александр Грин, приукрашает реальность, однако он не просто рисует мир таким, каким он бы хотел его видеть, — он рассказывает историю, которая может произойти на самом деле. Возможно, именно поэтому «Алые паруса» стали частью русской культуры, не переставая вдохновлять творческих людей. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор повести.
Содержание
История создания
История создания повести немного романтична. Об этом Грин напишет в черновиках романа «Бегущая по волнам», который выйдет несколькими годами позже «Алых парусов». Однажды писатель гулял по петербургским улицам и в витрине магазина увидел игрушечный кораблик с белыми парусами. Фантазия Грина разыгралась и начала создавать образы и события. Воображение подсказало сделать паруса красными, потому что для автора это был цвет счастья.
«Потому что в алом есть яркое ликование. – Считал писатель. — Ликование означает знание, почему радуешься».
Так, цвет, для многих символизирующий кровь, революции и страх, оказался для мечтательного Грина цветом радости.
Он работал над повестью четыре года – с 1916 по 1920 год. В мае 1922 года газета «Вечерний телеграф» опубликовала одну из ее глав – «Грэй». Впервые в свет отдельной книгой произведение вышло только в 1923 году.
История написания
В работе над созданием произведения есть немного романтики. Об этом Александр Грин укажет в аннотации к рассказу «Бегущая по волнам», который он опубликует через несколько лет после «Алых парусов».
В один из дней он прогуливался по улицам Петербурга и на витрине лавки с детскими игрушками случайно увидел корабль с белыми парусами. Воображение писателя разыгралось и начало придумывать события и основных героев. Фантазия подсказала сделать паруса алыми, поскольку для Грина этот цвет обозначал счастье.
Как говорил «В алом цвете присутствует ликование, а ликование обозначает знание, почему человек радуется». Так, этот оттенок, который для множества людей символизирует кровь, войны и ужас, оказался для писателя цветом счастья.
Грин работал над произведением 4 года — 1917−1921 гг. Весной 1923 г. журнал «Вечерний телеграф» издает одну часть — «Грэй». Полная книга выходит лишь в 1924 г.
Жанр и направление
Произведение «Алые паруса» относится к жанру «повесть-феерия». Произведение достаточно большое по объему, с несколькими сюжетными линиями и конфликтами и с довольно разветвленной системой сложных образов. Но почему Грин называл свою работу феерией? В некоторых источниках указывается, что феерия в литературе – это «использование волшебных элементов для раскрытия полноты сюжета, основной мысли текста». Однако каких-либо магических черт в «Алых парусах» мы не видим. Феерия – это театральный жанр, который до сих пор популярен. Он отличается зрелищными визуальными эффектами, роскошными декорациями и совмещает в себе театральное и музыкальное искусства. Это напоминает сказку, которую создает Грэй для Ассоль – пышные алые паруса, оркестр на палубе, приодетые и ухоженные моряки. Возможно, называя свое произведение феерией, Грин имел в виду именно этот эпизод, выделяя его как основной и заключительный.
В повести «Алые паруса» прослеживаются два направления – символизм и неоромантизм. Символизм обозначен в системе образов произведения (алые паруса, туман в голове, ровная швейная строчка), а неоромантизм – в характеристике героев (их одиночество среди людей, близость к природе, особенно — к морю, их отчужденность и исключительные события, происходящие с ними). Благодаря этому сюжет как будто находится на стыке сказки и реальности.
«Алые паруса»: краткое содержание
Ищете в Google — краткий пересказ «Алые паруса»? Действительно, он дает представление о ключевых и второстепенных героях, а также о перипетиях сюжета. Вот о чем произведение «Алые паруса» в сокращении:
- Одним из ключевых персонажей произведения является бывший моряк по имени Лонгрен, который живет с дочерью Ассоль в деревушке Каперна.
Он делает игрушки и этим зарабатывает на жизнь. Местные жители его недолюбливают, поскольку уверены, что он виновен в гибели Меннерса — местного трактирщика.
Был жестокий шторм, и трактирщик оказался в море. Он тонул и кричал о помощи. Единственным, кто наблюдал за его мучениями, был Лонгрен. Он спокойно стоял на берегу, потягивая трубку. На крики несчастного Лонгрен ответил, что когда-то Мери просила Меннерса о помощи, а тот ей отказал.
Композиция
Автор делит свое произведение на семь смысловых частей, которые идут достаточно последовательно относительно логики сюжета, что говорит о линейной композиции. В повести можно выделить следующие композиционные части:
- Экспозиция – момент знакомства читателей с отцом Ассоль, его историей и самой героиней.
- Завязкой становится предсказание незнакомца, Эгля, который представляется волшебником и говорит, что Ассоль встретит принца, который приплывет за ней на корабле с алыми парусами.
- Развитием событий является рассказ о мечтах подрастающей Ассоль и глава, посвященная Грэю.
- Кульминация – это встреча Грэя со спящей Ассоль и рассказы в трактире о «полоумной» девушке, которая ждет корабль с алыми парусами.
- Развязкой становится эпизод, когда Грэй приплывает к Ассоль на корабле из ее грез.
Для раскрытия образов Грин использует достаточно подробные портретные характеристики героев и пейзажные зарисовки, полные символов и метафор.
Особенности структуры
Писатель разделил повесть на 7 частей, идущие последовательно с учетом логики сюжетной линии, это указывает на линейную композицию. В произведении выделяется такая структура:
- экспозиция — читатель знакомится с отцом главной героини, историей его жизни и непосредственно с Ассоль;
- завязкой является предсказание Эгля, представившегося сказочником. Он сказал, что Ассоль повстречается с принцем, приплывшем на корабле с алыми парусами;
- развитие сюжета — повествование о мечтах юной Ассоль и часть, которая посвящена Грэю;
- кульминация — встреча Грэя и Ассоль, разговоры в трактире о «сумасшедшей» девушке, ждущей корабль с алыми парусами;
- развязка — сцена, когда Грэй приплывает к главной героине на корабле из ее мечтаний.
Чтобы раскрыть образы, писатель применяет довольно детальные портретные образы персонажей, а также пейзажные зарисовки, наполненные метафорами и символикой.
Главные герои и их характеристика
В повести присутствуют портретные образы героев, во внешности которых отражается многое из их характеров. Перед Вами таблица с характеристиками героев от Многомудрого Литрекона:
герои | их судьба | их характеристика |
ассоль | главная героиня повести. ее мать, мери, скончалась от болезни, когда девочке был около пяти месяцев. она очень любит своего отца, который вырастил и воспитал ее. к сожалению, местные жители каперны очень враждебно относились к ассоль и ее отцу. дети шугали и обзывали ее, в итоге все детство она провела без друзей. однажды девочка отправилась через лес продать игрушки, сделанные ее отцом, заигралась и забрела на дальний берег, где встретила эгля, странника, который представился ей волшебником и пообещал, что когда ассоль вырастет, за ней приплывет прекрасный принц на белом корабле с алыми парусами. одинокая героиня была в восторге от такого предсказания; романтичная по своей натуре, она запомнила эту историю и ждала чуда. жители каперны узнали про эту сказку и стали издеваться над ней, называя ее «ассоль корабельная». кроме того, ее считали «полоумной», «тронутой», потому что она мыслила нестандартно и часто предавалась фантазиям. | читатель узнает о внешнем облике ассоль на протяжении всей повести. с самого начала автор отмечал доброе, но немножко нервное лицо маленькой девочки пяти лет, с любопытными грустными глазами. эгль, встретив ассоль, заметил ее темные густые волосы, «темные, с оттенком грустного вопроса» глаза, неправильный мягкий овал лица и выразительно легкие и чистые черты. грэй, завидев спящую молодую девушку, почувствовал, как «все тронулось, все усмехнулось в нем». он увидел что-то уютное и родное в ее облике, в ее «нежных, выпуклых висках», в темных волосах. |
артур грэй | главный герой «алых парусов». он был родом из зажиточной и уважаемой семьи, которая считала своим долгом блюсти традиции, однако их сын не вписывался в их спокойный уклад жизни. грэй с детства был очень активным, добрым, сочувствующим и мечтательным ребенком. он строил свои маленькие крепости и разрушил их, представляя себя рыцарем, много читал и крутился среди крепостных. однажды мальчик зашел в библиотеку и увидел картину, на которой был изображен стоящий спиной к зрителям капитан корабля на палубе во время шторма. фантазия ребенка разыгралась, он вмиг представил себе историю, которая случилась, и тогда зародилась его мечта – стать таким же решительным капитаном со своим собственным кораблем. в пятнадцать лет он сбегает из дома и устраивается юнгой. выросший в роскоши, грэй тем не менее ни разу не пожаловался и не пожалел о своем решении. он трудился в поте лица, исполнял все указания и добился уважения среди членов экипажа. капитан корабля, где служил грэй, восхитился его стараниями и взял под свое крыло, чтобы воспитать в нем настоящего руководителя. в двадцать лет грэй вернулся навестить мать, и перед женщиной предстал уже не мальчишка, а гордый молодой человек. тогда же он решил обзавестись своим собственным кораблем, где и стал капитаном. | по натуре грэй такой же мечтатель, как и ассоль. он верит в чудеса и в то, что их нужно совершать самостоятельно. он педантичен: его корабль перевозил только изысканные грузы, а поиски нужного алого цвета заняли продолжительное время. в качестве ансамбля грэй выбрал уличных музыкантов, в мелодиях которых была душа. |
лонгрен | отец ассоль. он был моряком, но после смерти жены оставил службу, чтобы вырастить и воспитать дочь. однако после несчастного случая с трактирщиком, который перед смертью обвинил лонгрена, местные жители стали избегать и ненавидеть героя, распуская про него сплетни, например, что он ел человеческое мясо. мужчина является однолюбом, он так и не смог смириться с потерей жены. после морской службы он стал делать детские игрушки и модели кораблей. | он был нелюдимым и угрюмым, окружающие его уважали и не приставали, понимая его горе.лонгрен не переживал, что они с ассоль стали изгоями в деревне. |
эгль | известный путешественник, собирающий песни, сказки, мифы и предания. уже не молодой, с хитрыми глазами и густой бородой, мужчина прикидывается волшебником и обещает ассоль настоящее чудо. чуткий и внимательный старик рассмотрел в девочке живую душу и непроходимую грусть, поэтому он и решил порадовать ребенка. | в душе эгль — такой же романтик, как ассоль и грэй, и он привносит в жизнь людей радость, веселье и веру в чудеса. |
семья меннерсов | достаточно зажиточные владельцы трактира. меннерс-страший отказался дать денег матери ассоль, не получив от честной и гордой женщины любви. когда его уносило в открытое море, он трусливо предлагал лонгрену награду за свое спасение, но матрос ничего не сделал, припомнив тому ситуацию с мери. это происшествие меннерс не пережил – он умер в агонии, обвиняя отца ассоль в своей смерти. его сын хин вырос таким же хитрым лжецом, который любил распускать слухи и сплетни. | хитрецы, подлецы и лицемеры |
угольщик | он по-человечески относится к ассоль и даже стал защищать ее в трактире, опровергая слухи, рассказанные меннерсом-младшим грэю. он признавал, что девушка не такая, как все, однако он понимал, что это не от скудного ума, а наоборот, от большой фантазии и чуткой души. | единственный человек в каперне, который не считал семью лонгрена ненормальной. |
Смысл произведения Алые паруса — Грина
Добрая сказка о бедной девушке, верящей в чудо. Они обязательно встретит своего принца. «Алые паруса» считаются одним из лучших произведений Александра Грина.
Ищите нас здесь
В чём смысл названия
«Алые паруса» символизируют невозможные, но сбывшиеся мечты, сказку, ставшую реальностью, искреннюю веру в чудо, в этом смысл названия произведения.
О чём книга Алые паруса
Произведение рассказывает о двух молодых людях, с детства верящих в чудо и сказку. Артур Грэй, потомок знатного рода с детства мечтал о море, о собственном корабле и о звании капитана. Он с детства отличался благородным характером. Когда Артур узнал, что у горничной нет денег на свадьбу, он разбил копилку и отдал всё девушке. В поступке не признался. Его отец, полный снобизма, не поддерживал сына. И Артур покинул пышный замок. Он поступил простым матросом на обычное судно. Грэй шёл к своей цели, терпел насмешки и раны, но сумел стать хорошим моряком. Даже старый капитан, мечтавший о том, что дерзкий мальчишка не выдержит тяжестей судьбы моряка, попросится домой, признал его стойкость. Бывалый морской волк даже приготовил целую речь, полную издёвок, желая скорее послать Артура к маме, чтобы отмыться от матросской жизни выдуманным самим же капитаном одеколоном «Роза-мимоза».
Артур стал хорошим капитаном и плавал на своём корабле. Он любил перевозить фрукты, пряности и цветы, отказываясь от грубых и неприятных ему грузов.
Ассоль
Бедная девушка, рано потерявшая мать, жила с отцом, старым моряком по имени Лонгрен. Когда вдовец вернулся из рейса, соседка рассказала ему, что Мэри умерла от простуды. Она заболела, когда ходила в город. Жена Лонгрена заложила обручальное кольцо, потому что в её доме не осталось еды.
Бедная женщина просила о помощи трактирщика Меннерса, тот согласился помочь, но требовал за это любви.
Лонгрен считал Меннерса виновным в смерти жены, и отомстил ему. Он не помог трактирщику, когда того уносило на лодке без вёсел в открытое море.
С тех пор жители Каперны сторонились Лонгрена с дочерью.
Да и не вписывались люди, верящие в сказку и хотевшие сделать обычную игрушку так, чтобы лодка плавала сама. Мечтатели не вписывались в простой и грубый мир рыбацкой деревушки.
Жили они скромно, отец делал игрушки и продавал их в городе.
Однажды игрушки в лавку понесла Ассоль. По пути ей встретился собиратель сказок. Он и рассказал девочке, что за ней приедет принц под алыми парусами. С тех пор Ассоль ждала свою сказку.
Ищите нас здесь
Об этой истории узнали жители Каперны, они и дали девушке прозвище «Корабельная Ассоль», назвав её умалишённой.
Артур Грэй, случайно попавший в Каперну, узнал об этой истории и решил исполнить мечту Ассоль.
Он оснастил свой корабль парусами цвета утренней зари и увёз девушку к себе.
Смысл произведения Алые паруса
Смысл книги «Алые паруса» в том, что мечты должны сбываться, а ещё и в том, что любой человек в состоянии сам воплотить в жизнь грёзы другого человека.
Смысл концовки
Конец истории о сказочных парусах алого цвета наполнен скрытым смыслом. Грубые жители Каперны увидели, что алое чудо существует на самом деле. Финал истории заставляет всех задуматься о месте сказки в обычной жизни.
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 4.5 / 5. Количество оценок: 2
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Ищите нас здесь
Темы и проблемы
Основные темы повести «Алые паруса» – это мечта, чудо, природа, выбор жизненного пути и судьба. Тематика произведения действительно фееричная.
- Мечтами пронизано все произведение – это и грезы Ассоль, и грезы Грэя.
- В повести основную роль играют невероятно живые пейзажи, в которых растения становятся друзьями. Природа утешает Ассоль, а море дарит ей надежду на перемены к лучшему.
- Чудо обещает Эгль маленькой героине, чудо совершает Грэй, отдав служанке все свои сбережения для ее свадьбы и исполнив сказку для Ассоль.
- Молодой человек сам выбирает свой жизненный путь, осознанно отказавшись быть просто знатным человеком. Девушка так же самостоятельно творит свою судьбу, выбрав жизнь в мечтах, а не прозябание среди злых, завистливых и пустых местных жителей. Странных, не похожих на окружавших их людей героев сводит фатум, и никто из них не сомневается в том, что так надо. Грэй влюбляется в спящую Ассоль и готов ради нее совершить чудо; Ассоль, увидев корабль с алыми парусами, уверена, что приплывший на нем принц сделает ее счастливой.
Грин затрагивает в своей повести многие проблемы: зло, месть, гнет общества и мнение посторонних людей. Проблематика произведения не сказочная, а социальная. Так, на протяжении всего произведения читатель видит, насколько мерзкие люди живут в Каперне:
- никто не помог больной женщине с маленьким ребенком за просто так;
- одинокого и горевавшего Лонгрена обходили стороной;
- дети и взрослые издевались над маленькой Ассоль, потому что им нравилось думать, что они лучше нее.
- Лонгрен не помог Меннерсу из мести, ведь тот требовал от его жены любви за деньги, и все сразу же забыли, каким лжецом был трактирщик и как сильно любил моряк свою Мери, и стали презирать вдовца. Нищий, не получив от Лонгрена табака, потому что тот не хотел будить уснувшую у него на руках Ассоль, рассказал местным о чуде, которое пообещал Ассоль волшебник, добавив, что отец и дочь сошли с ума. По его словам, Лонгрен даже гнался за ним и угрожал расправой.
Волшебство, которое вложил в «Алые паруса» Грин: краткое содержание повести
Одним из писателей, чье творчество изучается в курсе школьной литературы, является Александр Грин. «Алые Паруса», краткое содержание которых ученики обязаны знать наизусть, иногда попадаются и в ЕГЭ по литературе.
Вера в волшебство помогает чудесам исполниться – именно этот принцип был взят за основу писателем Александром Грином при создании повести «Алые паруса». Главными героями книги являются моряк Лонгрен и его дочь Ассоль. Город Каперна, в котором они жили, не слишком любил их, потому что Лонгрена на протяжении долгих лет считали виновным в гибели местного трактирщика по имени Меннерс. Лонгрен просто смотрел, как Меннерса уносит в открытое море, хотя вполне мог помочь ему спастись. Справедливость и кара за все совершенные деяния — именно это вложил в свои «Алые паруса» Грин. Краткое содержание произведения тоже позволяет передать масштаб случившейся трагедии.
Жители Каперны были правы в своих подозрениях, однако они не знали об истории, предшествовавшей гибели трактирщика. Жена Лонгрена в свое время отвергла домогательства Меннерса, именно поэтому он отказал ей в просьбе занять немного денег для того, чтобы купить еду. Незадолго до этого в семье Лонгренов появилась Ассоль, причем роды были достаточно тяжелые, и ее матери потребовалось дорогостоящее лечение.
Не получив помощи от Меннерса, жена Лонгрена была вынуждена отправиться в город под проливным дождем и заложить свое обручальное кольцо, чтобы хоть как-то помочь своей семье. После прогулки она слегла с воспалением легких и в скором времени скончалась. Столь нелестное поведение Меннерса отвернуло от него моряка и сыграло с ним злую шутку. Возможности прощения поступка Меннерса нет, эту мысль вложил в «Алые паруса» Грин, краткое содержание произведения лишь слегка приоткрывает проблему.
После смерти жены Лонгрен перестал плавать по морям, поскольку ему не с кем было оставить маленькую дочь. Именно поэтому он стал создавать игрушки и продавать их на городском рынке. Со временем подросшая Ассоль начала помогать папе и стала сама носить игрушки в город. Игрушки хорошо раскупались жителями города, которые не узнавали в ней дочь моряка. Александр Грин, «Алые паруса», краткое содержание произведения — все это и по сей день актуально, поскольку способно пригодиться не только в образовании, но и в жизни.
В один прекрасный день среди безделушек в мастерской отца Ассоль нашла небольшой деревянный кораблик, на котором ярким пятном виднелись крохотные алые паруса из шелка. Девочка решила пустить его по расположенному неподалеку ручью, и кораблик резво поплыл вниз по течению. Легкость и непосредственность героини — важная черта, которую вложил в «Алые паруса» Грин. Краткое содержание произведения, к сожалению, не может описать подробно деталей путешествия главной героини.
Ассоль побежала за кораблем и встретила на своем пути незнакомца Эгля, поведавшего ей о том, что скоро за ней на похожем корабле приплывет принц. Девочка поверила в рассказ Эгля и, несмотря на насмешки окружающих, каждый день выходила на берег моря и выглядывала корабль с алыми парусами.
Один раз девочка гуляла по лесу и, решив отдохнуть на полянке, заснула. Спала она слишком крепко, поскольку даже не почувствовала, как на ее руку надевают прекрасное кольцо. Оно было надето Артуром Грэем, который, увидев спящую девушку, восхитился ее красотой и решил взять ее в супруги. Сын Меннерса рассказал Артуру о том, кто такая Ассоль.
Грэя слова трактирщика не убедили, и он решил исполнить мечту девушки. В местном магазинчике он купил много рулонов алого шелка, с помощью которого украсил собственный корабль.
Ассоль, проснувшись с кольцом на пальце, была очень удивлена, но сразу догадалась, что ее нашел долгожданный принц, и отправилась на берег. Прекрасное будущее, вера в него — эту мысль вкладывает в «Алые паруса» Грин. Краткое содержание позволяет получить представление о главных тезисах произведения.
На берегу удивленные жители городка рассматривали корабль с алыми парусами, не веря в то, что мечта Ассоль сбылась. Повесть-феерия «Алые паруса» с момента своей публикации стала очень популярной, и до сих пор многие девушки надеются на то, что за ними когда-нибудь приплывет принц на столь же прекрасном корабле.
Смысл
Основную идею, которую развивает Грин, можно выразить словами Грэя:
«Чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая — у тебя».
Так автор призывает людей сохранять свои светлые мечты, несмотря ни на что, а также совершать чудеса ради окружающих, просто так, не рассчитывая на какую-то выгоду для себя.
Но сидеть и ждать волшебства не стоит. Кроме того, что его нужно совершать самим, нужно развивать себя и оберегать свою душу, чтобы она оставалась живой и не черствела. Тогда человек откроется миру, откроется его магии. Так, Ассоль была близка природе, наблюдала за растениями и дружелюбно относилась к животным. И лес, и поля, и море откликались ей, создавая все новые фантазии и сюжеты. Грэй, имея в жизни с детства все, но чувствуя мертвенность места, в котором жил, сбегает из него, чтобы отправиться на поиски приключений и осуществить свою мечту – стать капитаном. Казалось бы, сама судьба свела героев, однако если проанализировать их образы, становится понятно, что и Грэй, и Ассоль как бы готовились к волшебству, которое может произойти. Мечты, чтобы осуществиться, все же требуют от нас каких-то действий и подготовки. Это и есть главная мысль повести «Алые паруса».
Чему учит?
Кроме идеи чуда, которое человек творит своими руками, Грин хотел призвать своих читателей быть добрее по отношению к другим людям и не судить их, слушая общественные толки. Ни Лонгрен, ни тем более Ассоль не заслужили тех косых взглядов, которые на них кидали жители Каперны. По настоянию своих родителей дети обижали маленькую Ассоль, даже кидали в нее камни и обзывали ее «висельницей» (то есть негодяйкой, той, кого собираются повесить). Соседи не думали о том, что можно было помочь Мери безвозмездно, что от их помощи зависит ее жизнь. После смерти женщины все дивились угрюмости и мстительности ее мужа, который остался с маленькой дочкой совсем один, абсолютно забыв, как подло они поступили с Мери и как сильно ее любил моряк. Мораль повести «Алые паруса» проста: нужно быть добрее к людям, и тогда всем будет лучше.
Автор показывает разных персонажей. Кто-то из них строит свою жизнь, основываясь на чужом мнении, например, жители Каперны. Так, Эгль, придя к ним в деревню, не увидел и не услышал ничего интересного, только грубость, пошлость, лицемерие и другие пороки, присущие пустым персонам. Поэтому путешественник сразу разглядел в Ассоль живость ее души. Такие люди, как она, выбирают свой путь, и к ним тянутся положительные персонажи, чувствуя в них что-то родное и прекрасное.
Конечно, писатель многое приукрашает в этой истории, создавая для читателей добрую сказку. Однако эта история не может оставить равнодушными, ведь в нее заложено так много добра и волшебства, что нам хочется верить – чудеса возможны и в наше время… Этот вывод сделал писатель из жизни, а мы — из его повести-феерии.
Альбина Исмаилова