Амбидекстр ребенок

Наша жизнь стремительно изменилась за последние 20 лет, другими стали и наши дети. Многим из них очень тяжело дается обучение в школе. Они с трудом осваивают навыки, которые когда-то нам, их родителям, давались с легкостью. И многие мамы-отличницы не понимают, как же помочь ребенку, для которого выучить небольшое четверостишие превращается в огромную проблему.

Вот распространенная ситуация наших дней: «Учили с ребенком заданный в школе текст всей семьей — ребенок плачет, мама бьется в истерике, папа ушел курить на балкон, соседи уже давно все выучили, а собака пересказала».

В чем могут быть причины плохой памяти:

  • наследственность — считается, что интеллектуальные способности передаются по наследству. Если вы в детстве испытывали сложности в запоминании чего-либо, то, скорее всего, это будет происходить и с вашим чадом;
  • тяжелая беременность — если организм матери недостаточно здоров, если она испытывает дискомфорт в период вынашивания, то происходят нарушения и в развитии плода;
  • лекарства во время беременности — любые, даже гормональные средства для поддержания беременности отрицательно влияют на развитие плода;

  • плохая экология — загрязненный тяжелыми металлами воздух, которым дышит беременная женщина, а также питьевая вода плохого качества не прибавляют здоровья ни малышу, ни его матери;
  • родовая травма — травма головы или шейных позвонков нарушает кровообращение у младенца и жидкостный обмен в его теле, что пагубно сказывается на разных отделах головного мозга;
  • вирусы и бактерии — перенесенные в очень раннем возрасте заболевания вирусной или бактериологической природы разрушают еще не окрепший иммунитет новорожденного, нанося серьезный вред его здоровью;
  • прием лекарств — вынужденный прием лекарств в раннем возрасте провоцирует тяжелые побочные эффекты, особенно в неокрепшем организме младенца;
  • невроз — страдают нервная система и головной мозг;
  • недосыпание — пагубно сказывается на организме в целом: ухудшаются все основные процессы функционирования ребенка — внимание, память, адаптационная способность к меняющимся обстоятельствам, нарушается аппетит, появляются плаксивость и раздражительность, снижается успеваемость;
  • гиперактивность — заболевание центральной нервной системы: отсутствие концентрации внимания, которое не дает должным образом сосредоточиться на изучаемом материале.

Так или иначе, в результате вышеперечисленных причин мозг большинства детей не успевает созревать к 7–10 годам (как это происходило в советское время), то есть к тому времени, как они отправляются в первый класс.

Признаки недостаточного созревания мозга:

  • ребенок с трудом к шести годам научился читать (даже если знает все буквы), читает медленно и неохотно;
  • у малыша не получается раскрашивать предметы — он «вылезает» за контуры и неровно кладет штрихи, оставляя незакрашенные рваные «островки» внутри изображения;

  • ребенок не может ровно обвести контур буквы или цифры в прописях;
  • малыш медлителен в любых делах — заметно отстает от группы, если посещает любое детское учреждение;
  • у ребенка нет доминирующего полушария — он пишет, например, правой рукой, но мяч пинает левой ногой, пользуется левым ухом, но правым глазом при усвоении информации (определяется специальным тестированием) или наоборот, может оперировать левой и правой руками или ногами одновременно;
  • малыш не может найти свои игрушки или другие принадлежности, даже если он их недавно куда-то положил и даже если они лежат на видном месте;
  • ребенок к шести годам не может выполнить последовательную цепь ваших команд, теряется, если указаний несколько. Например, «возьми свой рюкзачок, открывай дверь и выходи из машины»;
  • малыш хочет только играть и прыгать и отказывается хотя бы 15 минут посидеть спокойно, чтобы послушать сказку;
  • ваш сын или дочь так и не научились завязывать шнурки.

Именно незрелость головного мозга — основная отличительная черта большинства первоклассников нашего времени. Отсюда исходят и все их проблемы с обучением и с памятью, поскольку подход к заучиванию материала с такими детьми должен быть особый. Современная школа даже стала разрабатывать специальную программу по обучению двуполушарных детей. У таких малышей, кстати, есть особое название — амбидекстры. И их сейчас очень много. Амбидекстры составляют бóльшую часть всех учеников в современной школе. Мозг таких учащихся, как выяснили ученые, созревает только к 14–16 годам.

Давайте рассмотрим, чем отличаются друг от друга люди с разными ведущими полушариями и как амбидекстры, в свою очередь, отличаются от них.

Дети с ведущим левым полушарием:

  • обладают развитым логическим мышлением;
  • легко усваивают грамотное письмо (даже не зная правил, интуитивно);
  • неважно пишут сочинения;
  • хорошо работают со знаковыми системами;
  • расчленяют целое на составляющие;
  • хорошо запоминают последовательность событий;
  • имеют высокий самоконтроль;
  • являются теоретиками в большей степени;
  • обладают развитой слухоречевой памятью;
  • любят проверять свою работу;
  • сначала читают, а потом просматривают фильм;
  • хорошо различают символы, части, но не видят объекта в целом;
  • совершают ошибки в безударных гласных, пропускают мягкий знак, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими, путают падежные окончания;
  • любят решать задачи и выполнять письменные опросы без ограничения во времени;
  • познают мир, опираясь на логику.

Как необходимо обучать левополушарных детей:

  • делать упор на слуховую память, давать материал вербально — в устном изложении;
  • давать много схем в качестве зрительных образов;
  • говорить логично, без лишних эмоций и пантомимики;
  • выделять паузами и громкостью смысловые части в речи;
  • мотивировать при помощи стимулирования познавательной деятельности, которую так любят левополушарные дети;
  • неоднократно повторять один и тот же материал;
  • использовать темную доску и светлый мел;
  • основную информацию размещать на правой стороне доски;
  • оставить классическую рассадку в классе.

Дети с ведущим правым полушарием:

  • с трудом осваивают грамотное письмо (даже если знают правила). Могут писать грамотно без раздумий, но стоит остановиться и подумать — и множество ошибок гарантировано;
  • пишут прекрасные сочинения без особых усилий;
  • легко общаются с окружающими;
  • обладают образной развернутой речью;
  • имеют творческие дарования различного рода (хорошо рисуют, рукодельничают и пр.);
  • обладают развитой интуицией;
  • обладают повышенной эмоциональностью и импульсивностью;
  • воспринимают мир целостно, одним образом, не расчленяя на составляющие;
  • отлично воспринимают музыку в целом;
  • хорошо запоминают образы;
  • обладают развитой зрительной памятью;
  • не любят проверять свои работы;
  • не обладают самоконтролем;
  • сначала просматривают фильм, а потом читают книгу;
  • любят отвечать устно, демонстрируя свои творческие способности;
  • хорошо видят целостный объект, но не видят его частей;
  • совершают ошибки в ударных гласных, словарных словах, пропускают буквы, делают описки, имена собственные пишут с маленькой буквы;
  • являются практиками в большей степени.

Как необходимо обучать правополушарных детей:

  • делать упор на образы и зрительную память;
  • говорить эмоционально и использовать выразительные жесты;
  • обогащать речь живыми сравнениями;
  • использовать зрительный материал в большом количестве;
  • максимально задействовать интерес учеников к предмету;
  • говорить по сути и кратко;
  • давать больше творческих заданий;
  • уместно музыкальное сопровождение;
  • лучше не ставить плохих отметок и не критиковать (иначе интерес к обучению тут же пропадает);
  • ориентироваться на высокую оценку их деятельности и похвалу;
  • мотивировать, делая упор на социальную значимость их деятельности;
  • использовать светлую доску и темный мел;
  • основную информацию размещать на левой стороне доски;
  • предпочтительно рассаживать детей на занятиях полукругом (иначе дети могут упускать около 30% информации).

Дети-амбидекстры отличаются от лево- и правополушарных деток тем, что они одинаково хорошо владеют и левым, и правым полушарием. При этом работа обоих полушарий не согласована между собой, то есть ребенок не умеет ими пользоваться осознанно, одним лишь усилием воли. Амбидекстры могут проявлять в разное время (в зависимости от того, какое полушарие у них «открыто» в данный момент) способности «левополушарников» и «правополушарников», отчего многие «нормальные» родители считают их психически неуравновешенными, «тяжелыми», капризными, упрямыми детьми, к которым никак не получается найти подход. Амбидекстры по-особенному обрабатывают поступающую извне информацию — в какой-то момент левым полушарием, а в какой-то момент правым, отсюда и происходят сложности в их обучении. Например, малыш-амбидекстр учит стихотворение в то время, когда у него «открыто» левое полушарие мозга. Стишок выучен, довольный ребенок лег спать, а утром проснулся и не может вспомнить ни одной строчки из того, что зазубрил накануне. Это произошло потому, что левое полушарие уже «закрылось» и «открылось» правое, в котором информации о стихотворении нет. Именно поэтому современным детишкам нужно учить заданное несколько дней подряд или, например, днем, вечером и еще утром, чтобы поступающая информация попала в оба полушария и была обработана должным образом.

Именно по причине нарушения согласованности в работе полушарий амбидекстры имеют множество проблем и в обучении, и в жизни. Они:

  • гиперактивны — их нервная система несовершенна, поэтому они постоянно в движении (болтают ногами, ерзают, грызут карандаши, производят шум), что очень раздражает современных учителей и других взрослых, считающих, что ребенок просто плохо воспитан. Если такому малышу удается заставить себя сидеть спокойно, то он почти не слышит, что говорит учитель, потому что полностью сконцентрирован на своем невероятном усилии сидеть неподвижно. Чем больше устает ребенок-амбидекстр, тем больше движений и шума он начинает производить;
  • часто имеют диагноз о задержке психомоторного развития;
  • не могут сконцентрироваться на чем-то одном;
  • очень медленно обрабатывают информацию (особенно если в ее принятии задействованы разные полушария, например левый глаз и правое ухо. Чтобы объединить полученные знания, поступившие в разные полушария мозга, и синтезировать их внутри себя, нужно довольно много времени);
  • не могут справляться с огромным объемом информации, получаемой в школе, отчего их мозг находится в усталом состоянии почти всегда;
  • переносят периодические головные боли от перенапряжения;
  • постоянно нервничают без видимой причины;
  • капризничают, чтобы снять напряжение (если появилась обидчивость, то, значит, у ребенка перенапряглось правое полушарие, если вы видите признаки неврастении, то левое);
  • отстают по математике, физике и химии в школе.

Как обучать детей-амбидекстров (рекомендации для родителей):

  • принимать детей такими, какие они есть;
  • запастись безусловной любовью, принятием и терпением;
  • всегда быть спокойными;
  • всегда быть готовыми оказать помощь в обучении (если нужно сидеть рядом и делать уроки с ребенком, попутно успокаивая его, если он капризничает и нервничает);
  • делать уроки и учить материал дробно, в несколько подходов, чтобы он отложился и в левом, и в правом полушарии);
  • делать так, чтобы ребенок хорошо высыпался;

  • обязательно посещать какую-то спортивную секцию для воспитания воли, дисциплины и просто чтобы ребенок мог «разрядиться»;
  • чаще отдыхать (можно договориться с учителем о дополнительном выходном дне для ребенка);
  • перевести ребенка на семейное обучение, чтобы он мог учиться в «своем» ритме и в спокойной обстановке;
  • не делать из учебы культа.

Необходимо помнить, что двуполушарные дети талантливы. Все, что им нужно для нормальной жизни, — это сделать работу правого и левого полушарий согласованной при помощи специальных занятий и спорта в том числе. Леонардо да Винчи — один из самых знаменитых амбидекстров, а также Джимми Хендрикс (музыкант), Пол Маккартни, Владимир Даль, Мартина Навратилова (знаменитая теннисистка) и др.

От редакции

Не только амбидекстрам, но и большинству детей непросто учиться в школе. Традиционное школьное образование вызывает все больше и больше вопросов. Почему вместо того, чтобы развивать в учениках инициативность, лидерские качества, ответственность за собственные решения, способность отстаивать свою точку зрения, школа учит детей сидеть неподвижно 45 минут, беспрекословно принимая точку зрения учителя? Если вы обдумываете переход на хоумскулинг, то как убедить в правильности своего решения родных и учителей? Знает Ольга Юрковская, психолог и мама троих детей на хоумскулинге: http://psy.systems/post/vy-reshilis-na-houmskuling.

Важная задача для родителя — увлечь ребенка чтением. Не просто научить технике, а научить читать книги с удовольствием, так, чтобы, забывая обо всем на свете, он тянулся к ним самостоятельно. Как привить ребенку эту страстную любовь к знаниям, рассказывает семейный психолог Софья Шевякова: http://psy.systems/post/kak-uvlech-rebenka-samostoyatelnym-chteniem.

Далеко не все предметы в школе преподаются на высоком уровне, особенно это касается изучения иностранных языков. Если вы ломаете голову, как вашему чаду освоить язык с интересом и без принуждения, вам будет полезна статья преподавателя английского Таты Кононовой: http://psy.systems/post/deti-i-inostrannyj-yazyk-kak-uchit-s-udovolstviem.

Все дети уникальны, у каждого — свои особенности. Порой родители не знают, как себя правильно вести: принять их или стараться исправить и переучить ребенка. В число таких особенностей входит детская амбидекстрия — врожденное (иногда — выработанное) одинаковое развитие и левой, и правой руки. Как лучше вести себя с таким ребенком, какие у него сильные и слабые стороны, как заниматься его воспитанием? Психолог из семейного центра «Печатники», кандидат психологических наук Ирина Кутянова отвечает на самые распространенные вопросы о детях-амбидекстрах.

Амбидекстрия — одинаково успешное владение обеими руками. Человек может как родиться с этим навыком, так и приобрести его. Примерно 1% младенцев появляются на свет уже с врожденной амбидекстрией. Чаще всего амбидекстрия развивается у левшей — из-за постоянных тренировок или переучивания.

Переучивать ребенка или оставить в покое

В семейный центр «Печатники» обратилась москвичка, воспитывающая семилетнего сына: «Как переучить ребенка, который выводит прописи и рисует то правой, то левой рукой?» Маме казалось, что если сын не переучится на правую руку, то ему будет сложно учиться в школе и быстро усваивать новый материал.

Психолог разъяснила маме, что амбидекстрия — это нормально, не нужно насильно переучивать ребенка, чтобы при письме он использовал только правую руку. Родителям ребенка-амбидекстра надо знать о некоторых особенностях, которые стоит учитывать при его развитии и воспитании.

«Если ребенок прекрасно владеет обеими руками, но одна доминирует, также не нужно паниковать. Понаблюдайте за ребенком: важно определить, какое полушарие головного мозга главнее. Для этого можно провести тесты с психологом. Результаты тестирования помогут спланировать дальнейшее обучение и развитие ребенка», — рассказала Ирина Кутянова.

Как амбидекстрия влияет на память и мышление

Дети-амбидекстры активны от природы. Они быстрее усваивают материал, могут выполнять дополнительные задания к нему. Эту активность необходимо грамотно направлять, иначе ребенок начнет скучать и капризничать. При этом эмоциональные вспышки и капризы у амбидекстров проявляются ярче, чем у обычных детей. Их нервная система быстрее истощается. Поэтому при работе с ними рекомендуется чаще их переключать на другую активность.

Важно знать: амбидекстры более ранимы, чем обычные дети. Не следует повышать голос и проявлять грубость по отношению к ним. Они воспринимают это болезненно. Лишь благодаря спокойному тону можно начать доверительное общение с ребенком-амбидекстром и сотрудничать с ним.

«С возрастом у ребенка качества, связанные с амбидекстрией, проявляются ярче. Самый сложный период для него — это подростковый возраст от 11 до 14 лет. В это время у школьников могут возникнуть проблемы с успеваемостью. Появляется повышенная утомляемость, раздражительность и тревожность. Возможны боли и тяжесть в голове. В этот период важно грамотно распределять школьную нагрузку и переключаться на творческую деятельность: прослушивание музыки, рисование, танцы», — советует психолог.

Сильные стороны ребенка-амбидекстра

  • Он быстрее учится, так как у него задействованы оба полушария головного мозга.
  • Может быстро переключаться с одной задачи на другую.
  • У него хорошо развиваются волевые качества.
  • Способен быстро оценивать ситуацию с разных сторон.
  • Успешно овладевает как логическим, так и образным мышлением.
  • Дети-амбидекстры могут успешно реализовать себя как в культурной, так и естественно-научной сферах.

Упражнения на развитие способностей

Если ребенок-амбидекстр является переученным левшой, его правополушарное мышление и творческие способности более развиты. Для гармоничного развития родителям рекомендуется обратить внимание на логику ребенка: необходимо давать ему решать задачки на логику и математику, обучить шахматам.

Если ребенок амбидекстр от рождения, то здесь акцент на разнообразные задания — и на творческую активность, и на логическое мышление. Так можно добиться максимально эффективного и всестороннего развития ребенка.

Для лучшей синхронизации работы полушарий головного мозга полезно следующее упражнение — его можно проводить для амбидекстров и обычных детей. Ребенок берет в обе руки карандаши или фломастеры и рисует одной рукой круг, а другой — квадрат. Можно делать это же упражнение, описывая разными руками разные геометрические фигуры в воздухе. Также можно менять фигуры, усложняя задания: рисовать ромб, прямоугольник, зигзаг и так далее.

Помните! Ребенок-амбидекстр быстрее учится новому, способен выполнять несколько задач одновременно, поэтому часто в детском саду или школе он начинает скучать. Родителям и педагогам стоит давать ему дополнительные задания: например, не только нарисовать рисунок, но и придумать к нему сказку или историю.

Компенсируем слабые стороны амбидекстра

К слабым сторонам ребенка-амбидекстра можно отнести:

  • быструю утомляемость,
  • снижение концентрации внимания из-за больших нагрузок,
  • гиперактивность,
  • головные боли из-за большого количества поступающей информации,
  • раздражительность и плаксивость.

Для амбидекстров полезны задания на концентрацию внимания и саморегуляцию. У дошкольников повышен исследовательский интерес ко всему, поэтому важно держать ребенка в поле зрения и мягко направлять.

Важно не срываться на ребенке, а направлять его энергию в конструктивное русло. Когда такой ребенок расстраивается, родителям нужно сохранить спокойную и ровную интонацию в голосе, успокоить его, выяснить причины расстройства. Папа и мама могут стать примером того, как правильно справляться со своими негативными эмоциями.

Не нужно оказывать давление на ребенка при выборе ведущей руки. Например, не говорите ему, какой рукой надо есть или учиться писать прописи. Важно прислушиваться к нему и замечать естественную склонность: какой рукой он сам тянется к ручке или фломастеру, какой рукой он ест.

Памятка для родителей

Важно знать и помнить, что у детей-амбидекстров могут возникнуть проблемы в обучении из-за их неусидчивости, гиперактивности, рассеянности внимания. Все это в совокупности приводит к ошибкам, в частности, по русскому языку и математике — везде, где требуется точность.

Если взрослые, учителя или родители начинают эмоционально подавлять таких детей, у них возникает утомляемость, забывчивость и раздражительность, которые могут сопровождаться головными болями. Эмоциональные всплески помогают амбидекстрам снимать излишнее напряжение, но становятся настоящим испытанием для близких.

Если родители испытывают сложности в общении с детьми-амбидекстрами, можно обратиться к специалистам за квалифицированной помощью через портал «Мой семейный центр». Психологи подскажут родителям, как лучше взаимодействовать с таким ребенком.

Автор Вероника Кирилюк, редактор WoMo

Ваш ребенок правша, левша или мастерски владеет обеими руками? Дети-амбидекстры, у которых синхронно и активно работают оба полушария мозга, в последние годы появляются все чаще. Родителям не о чем беспокоиться, наоборот, им следует помочь своему маленькому гению.

Одним из самых известных амбидекстров считается Леонардо да Винчи. Великий художник умел писать картины обеими руками. Причем многие его работы выполнены левой рукой справа налево. Мало того, недавно ученые обнаружили коды, зашифрованные в картинах гения. Существует даже феномен Леонардо да Винчи – уникальная способность человека писать не только обеими руками справа налево, но еще и зеркально, а также сверху вниз и наоборот. И это далеко не все умения амбидекстров.

Пройдите простой тест

Хотите узнать, кто вы на самом деле?

Тогда сделайте несколько заданий:

1. Переплетите пальцы обеих рук. Большой палец какой руки окажется сверху? Эта рука является ведущей.

2. Возьмите карандаш и вытяните вперед руку. Прицельтесь в какой-нибудь предмет. Теперь закройте поочередно каждый глаз, чтобы скорректировать прицел. Вы заметили, что при этом точка прицела немного смещается? Вот тот глаз, при закрытии которого мишень уходит в сторону, и будет ведущим. Данный тест называется проба Розенбаха.

4. Сложите вплотную обе ладони. Пальцы ведущей руки будут казаться на 2-3 мм длиннее пальцев второй руки.

3. С какой ноги вы переступаете порог? Эта нога и будет ведущей.

Очень часто у большинства людей данные таких тестов не совпадают. То есть оказывается, что ведущая – левая рука, а при выполнении другого задания – правая нога. Это говорит о том, что вы частично левша. А вот амбидекстрия – это врожденное умение одинаково эффективно использовать обе руки, обе ноги и оба глаза.

И это еще не все…

Существует еще такое понятие как амбицеребральность, то есть умение человека выполнять совершенно разные задачи одновременно обеими руками или ногами. Например, рисовать два абсолютно разных рисунка, писать левой рукой одну фразу, а правой – совершенно другую. То же самое люди с амбицеребральностью проделывают пальцами ног.

Кстати, эти умения можно развить в любом возрасте. Что для этого нужно? Постоянные тренировки. О таких способностях люди часто узнают, когда оказываются в трудной ситуации. Например, если они травмировали правую руку, поэтому приходится учиться писать левой рукой. А потом оказывается, что это легко – рисовать, писать или создавать что-то одинаково хорошо обеими руками. Многие психологи уверены, что все дети рождаются амбидекстрами, но затем в силу разных причин становятся либо правшами, либо левшами.

«Золотой шлем» в обе руки

Известно, что если человек все выполняет правой ногой и рукой, то в его случае доминирует левое полушарие. Если же он левша, то доминирует правое полушарие. У амбидекстров обе стороны тела ведут себя одинаково хорошо. Такие люди могут одновременно выполнять несколько задач и рассматривают ситуацию с разных сторон. В результате амбидекстры могут спонтанно выдавать совершенно неординарные решения какой-нибудь задачи или проблемы. Очень часто это помогает им в работе, в творчестве и… на теннисном корте. Самые известные теннисисты-амбидекстры – это Мария Шарапова и Рафаэль Надаль. Причем испанский спортсмен специально играет левой рукой, ведь известно, что это умение усложняет действия противника на корте.

В детстве Рафаэль Надаль одинаково хорошо играл обеими руками, причем и справа, и слева. Первая ракетка мира на сегодняшний день может похвастаться громкими достижениями благодаря своему таланту.

Том Круз, Пол Маккартни, Альберт Эйнштейн, Киану Ривз… Вот лишь некоторые знаменитости-амбидекстры.

Не мешайте ребенку

Как вести себя с детьми-амбидекстрами? Ведь они, проявляя уникальные способности, в первую очередь вызывают удивление у родителей. «Все ли в порядке с моим малышом?» – думают мама или папа, когда видят, что ребенок пишет буквы не просто левой рукой, а еще и зеркально отображая их на письме. Или вдруг начинает рисовать обеими руками одновременно.

1. Нередко близкие люди, особенно люди старшего поколения, считают, что это баловство, поэтому одергивают ребенка, забирают второй карандаш, заставляют писать или рисовать только одной рукой. Пресекайте такое поведение старших, объясните бабушкам или няне, что такое амбидекстрия и амбицеребральность

2. Не проявляйте негативное отношение к первым попыткам ребенка играть на музыкальном инструменте, рисовать или писать не так, как это делают другие дети. Хвалите его попытки, ребенок должен чувствовать вашу уверенность в том, что у него все получится.

3. Не принуждайте малыша писать только правой рукой. Он должен сам выбрать, как и какой рукой ему нравится что-либо делать.

4. Не драматизируйте ситуацию, если ребенок вдруг отстает от других детей, потому что стал писать левой рукой или обеими одновременно. К тому же амбидекстры очень быстро утомляются, они легко возбудимы, поэтому важно создавать спокойную атмосферу, не торопить ребенка и ни в коем случае не сравнивать его со сверстниками.

5. Амбидекстрам привычно делать сразу несколько дел одновременно. Не ругайте его, лучше понаблюдайте за действиями ребенка и подумайте, как ему можно помочь.

6. Если малыш стал рисовать, писать или выполнять что-либо двумя руками одновременно, дайте ему возможность раскрыться. Даже если его тетради из-за этого выглядят далеко неидеально, поговорите об этом с учителями, чтобы они поддержали ребенка.

Большинство детей-амбидекстров – творческие личности, им одинаково хорошо удается играть на нескольких музыкальных инструментах, писать картины, петь и сочинять удивительные истории. Поддержите их. Не навязывайте кружки и посещение различных студий. Пусть ребенок сам выберет, что он хочет. Как знать, может быть, в вашей семье родился гений, который удивит этот мир!

Читайте также: «Курс на самоустранение, или Почему мы боимся проводить больше времени с детьми»

Амбидекстр – это кто?
Существуют люди, которые одинаково могут совершать действия обеими руками. Их научное название звучит как «амбидекстры». Особенности этих людей заключаются в том, что во взрослом возрасте обработка информации, поступающей извне, происходит параллельно в двух полушариях. Взаимообмен импульсами может производиться поочередно или одновременно между долями головного мозга. Также люди с данными особенностями совершенно спокойно могут совершать любые действия, к примеру, есть пищу, удерживая ложку одинаково хорошо в правой и левой руке.
Левша, правша, амбидекстр
В научной практике считают, что данное свойство является, скорее, приобретенным, нежели врожденным. Однако существуют сведения, что это не совсем так. Дело в том, что от момента рождения и по достижении 5-6-летнего возраста ребенок совершенно спокойно может применять в процессе еды, рисования и прочих действий обе руки. Причем в эффективности использования разницы не наблюдается.
Выходит, что подавляющее большинство новорожденных – это дети-амбидекстры. Особенности, согласно данной теории, исчезают тем быстрее, чем быстрее новый член общества вливается в социум. Ведь в этот период ребенок видит пример взрослых и начинает ему подражать. Большинство людей все же являются правшами. Если нет явно выраженной склонности, то ребенок присоединится к их числу. Однако бывает, что дети сразу проявляют активность левой рукой. На сегодняшний день это не составляет никаких неудобств и тем более проблем. А раньше дела обстояли совсем иначе. Детей настойчиво переучивали на правую руку. Считалось, что так ребенку будет легче в школе, да и потом в жизни. Здесь действовал больше социальный аспект и общепринятые правила. Вот как раз на этапе усердного переучивания и появлялись отдельно левша и правша.
А действительно ли это так?
Далее ученые занялись вопросом о том, на самом ли деле левши появляются таковыми на свет. Или, возможно, это также сформировано одним их факторов воспитания? В процессе изучения выяснилось, что среди мужчин гораздо больше тех, у кого ведущей рукой является левая. Согласно статистике, у женщин, уровень гормона тестостерона которых превышал норму в период беременности, рождались левши либо дети-амбидекстры. Особенности и отличия способности выявлялись, естественно, в момент проявления самостоятельности ребенка: какой рукой он брал ложку, карандаш или зубную щетку. Другие данные свидетельствуют о том, что левшами появляются на свет те, которые входили в родовые пути весьма стремительно. Как известно, такой ход событий чреват образованием гематом, а иногда и повреждениями головного мозга, хоть и восстановимыми. Это лишь теория, но и она имеет право на существование.
Амбидекстры и их возможности
Может, и не совсем привычно в обществе, зато намного удобнее обладать необычными умениями, как, например, одинаково хорошо играть в теннис обеими руками. Левши и амбидекстры имеют множество преимуществ. Например, в спорте. Даже в тех его видах, где основные действия производятся по привычке правой рукой, игроки с ведущей левой оказываются, как правило, эффективнее. Здесь работает главное правило.

Пусть ведущей в игре остается все же правая рука или нога, зато левая у таких людей гораздо сильнее, чем у обычных. В этом и заключается их преимущество. Знаменитый амбидекстр – это талантливый и загадочный Леонардо да Винчи. Кроме этого, амбидекстерами были зажигательные Джимми Хендрикс и Гарри Трумэн, известная теннисистка Мария Шарапова и другие. Ходят слухи, что большинство, как правило, спортсменов, а на втором месте – музыкантов, тренируют данные навыки умышленно. Причина такому стремлению, конечно же, ясна – расширить границы профессиональных возможностей.
Тренировка

Амбидекстр – это не обязательно человек, эффективно совершающий действия обеими руками от рождения. Подобные навыки тренируют даже во взрослом возрасте. Конечно, чем старше человек, тем сложнее научить свой организм новому, особенно одним из непростых способов. Для тренировки подобных навыков подбирают для начала простейшие задачи. То есть то, что сделать рукой, которая не является ведущей, не составляет труда. Со временем задача усложняется, как и увеличивается время тренировок. Это также имеет большое значение. Постепенно, к примеру, левая, неведущая рука привыкает к ранее неудобным действиям. С тренировками картина более-менее ясна.
Положительные стороны и особенности развития
Многие считают, что амбидекстр – это заведомо талантливый ребенок или уже взрослый человек. Однако это не совсем так. Дело в том, что данный термин лишь характеризует принцип обработки информации в головном мозге. То есть она может как одновременно усваиваться полушариями, так и параллельно не восприниматься. Выходит, что ребенок-амбидекстр может при определенных условиях вырасти талантливым и весьма способным в некоторых областях, а может попросту быть невыносимо рассеянным и неспособным воспринять и совершить действие каким-либо из полушарий головного мозга.
Очевидно, что большое влияние оказывает именно воспитание. Если развивать в ребенке все то, что в нем заложено природой, тогда, безусловно, он вырастет целеустремленным и уверенном в себе человеком, который непременно осуществит все свои мечты.
Отрицательные моменты

Помимо положительных сторон данной особенности, которые проявляются в основном в раннем возрасте, в детстве с этим могут быть связаны многие отрицательные моменты. Гиперактивность, рассеянное внимание, длительное переваривание информации – со всем этим регулярно сталкивается в школе ребенок-амбидекстр. Развитие таких детей происходит особенным образом. На головной мозг с каждым годом обрушивается все больший объем нагрузки. И если обычному ребенку справиться в одиночку еще удается, то одаренным детям необходима помощь хотя бы родителей.
Следует быть готовым к тому, что мозг будет уставать чаще, чем это происходит у других. Признаками данного явления считаются головные боли с определенной периодичностью, рассеянное внимание, нервозность без явной причины. В данном случае симптомы перенапряжения каждого из полушарий имеют свои четкие признаки. В любом случае, когда после появления данных признаков ребенок начинает капризничать, то это служит эффективной разрядкой для сложившегося состояния.
Характерным симптомом перенапряжения правой части полушария головного мозга является обидчивость ребенка. А когда состояние больше напоминает неврастеническое, тогда налицо переработка информации левой половины. Универсальным способом для снятия всех видов напряжения является снижение умственной нагрузки, переключение внимания на отдых, наполненный положительными эмоциями.

В моменты обострений лучше посетить занятия танцами, пением, актерским мастерством и другими видами деятельности, где можно будет дать выход скопившимся эмоциям. Ведь когда напряжен мозг, нелегко и всему организму. Если такое состояние длится долго, это может привести к появлению неприятных диагнозов.
Небольшое заключение
Такое интересное явление, как амбидекстер, является признаком того, что природа не зря что-либо рождает на свет. Может, это и есть тот новый период эволюции человека, начинающийся с главного центра управления организма – головного мозга.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться, либо войти на сайт под своим логином и паролем.
Если Вы забыли пароль, то воспользуетесь формой для восстановления пароля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *