Амфилохий почаевский

Преподобный Амфилохий Почаевский

Амфилохий Почаевский (1894 — 1971), схиигумен, преподобный

Память 29 апреля, 19 декабря (Укр.) и в Соборах Волынских и Галицких святых

В миру Яков Варнавович Головатюк, родился 27 ноября 1894 года в селе Малая Иловица в Волынской губернии (ныне Шумский район Тернопольской области) в в многодетной крестьянской семье. В крещении был назван Иаковом, в честь мученика Иакова Персиянина. С ранних лет Яков, погруженный в хозяйственные заботы, видя благочестие своих родителей, которые и из дому не выходили без молитвы, впитывал в себя все самое доброе и святое. В юношеском возрасте Яков не раз помогал отцу, к которому часто обращались как к хорошему костоправу «удерживать больных, когда тот направлял сломанные кости». Природная сила и приобретенные в юности навыки пригодились Якову в дальнейшем.

В 1912 году Яков был призван в армию. Во время Первой мировой войны служил в 165 стрелковом полку в городе Луцке, затем вместе с полком направлен в город Томск, исполнял обязанности фельдшера. Под конец войны попал в плен. Был отправлен немцами в Альпы, где три года работал на местного фермера. Яков заслужил доверие и любовь своего хозяина, так что тот даже намеревался женить его на своей дочери. Но в 1919 году Яков совершил побег и вернулся в родное село, где стал заниматься привычной крестьянской работой и помогал больным, обращавшимся за помощью.

В 1925 году был принят послушником в Почаевскую Лавру. Исполняя возлагаемые на него послушания, делал сани и колёса, пел на клиросе.

8 июля 1932 года был пострижен в монашество с именем Иосиф.

21 сентября 1933 года рукоположен во иеродиакона епископом Антонием (Марценко), 27 сентября 1936 года — во иеромонаха епископом Дионисием.

Окончил полный курс иноческо-богословской школы при Почаевской Лавре.

3 октября 1941 года назначен помощником эконома.

Исполняя различные работы и послушания в Лавре, отец Иосиф лечил больных — особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи, поток больных не прекращался ни днем, ни ночью. Чтобы не создавать неудобства для братии, отец Иосиф, по благословению наместника Лавры, перебирается в маленький домик на монастырском кладбище, здесь ему вместе с иеромонахом Иринархом, предстоит прожить около 20 лет. Каждый день в маленький домик приходили больные люди. Бывали дни, когда иеромонах Иосиф принимал до 500 человек, многие жаждали исцеления — кто телесного, кто духовного.

Во время Великой Отечественной войны отец Иосиф безбоязненно проповедовал о скором избавлении от фашистских захватчиков, призывал хранить верность Патриарху Московскому и всея Руси и обвинял раскольников-автокефалистов в предательстве.

В конце войны подвижник чудом избежал расправы. Как-то ночью четырнадцать вооружённых человек ворвались в его келию и потребовали еды, после того как их накормили, попросили, чтобы старец их проводил. У ворот командир партизанского отряда объявил о расстреле. Со смирением принял старец известие о скорой гибели, попросил только десять минут на молитву. Успел прочитал «Отче наш», «Богородицу», «Верую», начал читать «Отходную»… Прибежал отец Иринарх, обеспокоенный долгим отсутствием старца, когда увидел дуло нацеленное на праведника, не раздумывая, бросился на автомат, пригибая его к земле, стал просить о помиловании старца… Смерть миновала. Вскоре после этого отца Иосифа перевели обратно в Лавру.

10 мая 1951 года назначен помощником блюстителя Стопы Божией Матери.

18 июля 1952 года назначен садоводом лаврского сада с освобождением от прежнего послушания.

24 февраля 1953 года возведен в сан игумена.

4 мая 1954 года назначен на послушание при свечном ящике.

24 ноября 1955 года освобожден от прежнего послушания и назначен на клиросное;

6 апреля 1957 года освобожден от клиросного послушания и назначен духовником богомольцев.

25 января 1959 года назначен продавцом свеч в храмах Лавры.

С 1959 по 1962 год исполнял послушание духовника и др.

Схиигумен Амфилохий

В конце 1950-х годов начались хрущевские гонения на церковь. В стране массово закрывали монастыри и храмы, а самих монахов по ложным обвинениям выгоняли, выселяли, отправляли домой без права возвращаться. Осенью 1962 года, благодаря бесстрашию старца монахам удалось отстоять Троицкий собор: «У дверей церкви с десяток милиционеров со своим начальником стоят, старец неожиданно выхватил у начальника ключи, передал молодому наместнику Августину, сказал: «На, тримай і нікому не віддавай». Недоумевающим милиционерам кинул: «Архієрей — хазяїн Церкви! А ви? геть звідси! Люди, гонітъ їх!», — обратился он к присутствующим местным жителям. Воодушевленные призывом любимого батюшки, люди кинулись брать жерди и устремились на милиционеров, которые в испуге бросились бежать к Святым вратам. Отец Иосиф знал, что власть этот поступок ему не простит, знал, когда и как придут за ним, но ничего не предпринимал.

Через несколько дней за ним приехал «черный ворон», и его отвезли в психиатрическую больницу в Буданове, что за Тернополем. Его поместили в палату для самых «буйных» душевнобольных. Ему вводили лекарства, от которых распухало всё тело и трескалась кожа. Мучения закончились лишь с приездом в больницу Светланы Аллилуевой, дочери Сталина, которую он в своё время исцелил от душевной болезни. Ей удалось добиться освобождения старца.

Осенью 1965 года о. Иосиф вернулся в родное село и поселился у племянницы Анны, дочери покойного брата Пантелеимона, которая жила в этом же селе в новом небольшом доме. Во дворе он устроил высокую голубятню, а под ней маленькую часовню. За часовней поставили длинный обеденный стол для богомольцев, а также построили молельню. Узнав, где находится старец, начали съезжаться страждущие. Отец Иосиф ежедневно служил водосвятные молебны и исцелял людей.

Прп. Амфилохий Почаевский

Местные власти, обеспокоенные притоком больных людей в село, стали настраивать родственников против старца. В декабре 1965 года один из них, поддавшись уговорам, обманув старца, увёз его на своём тракторе за село к болотам, жестоко избив, бросил в воду и уехал. Восемь часов пролежал батюшка в ледяной воде, духовные чада нашли умирающего старца, отвезли в Почаевскую Лавру, где его в ту же ночь постригли в схиму с именем в честь святителя Амфилохия Иконийского, боялись, что он не доживет до утра. По милости Божией схимонах Амфилохий выздоровел. Оставаться в Лавре без прописки было опасно, он снова вернулся в родное село. Люди по прежнему шли и ехали к старцу за исцелением.

С северной стороны двора построили длинный корпус и в нем устроили трапезную и кухню, приемную для больных, спальню для послушниц и домовую церковь — длинный зал с двумя боковыми комнатами: в одной хранилось церковное облачение, в другой — отец Иосиф молился и отдыхал. Старец, с детства любивший природу, сам сажал цветы и фруктовые деревья, послушницы помогали в работах на участке.

О. Амфилохий предвидел свою скорую кончину, знал, что одна из его послушниц подсыпала в еду яд, подливала яд и в воду, которой он умывался (есть мнение, что послушница из Киева была агентом КГБ). Не раз с горечью старец говорил, что среди его послушниц есть «Иуда». Батюшка несколько раз на несколько часов терял сознание. Во время приступов отравительница под разными предлогами не подпускала никого к батюшке. Смиренный старец стойко переносил страдания, и призывал виновницу покаяться.

Скончался 1 января 1971 года.

Мощи преподобного Амфилохия Почаевского

3 апреля 2002 года канонизирован решением Священного Синода Украинской Православной Церкви. Чин прославления был совершён 12 мая того же года митрополитом Киевским Владимиром в Успенском храме Почаевской Лавры. 13 мая мощи преподобного были перенесены из Успенского собора в расположенную под ним церковь-крипту преподобного Иова Почаевского, где почивают и ныне рядом с мощами последнего.

8 декабря 2005 года имя прп. Амфилохия было внесено в месяцеслов Русской Православной Церкви по благословению патриарха Алексия II, его память отмечается 29 апреля.

Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания .

Молитвословия

Тропарь, гл. 4 (из Службы, утверждённой решением Священного Синода от 14 июля 2018 года, журнал № 61 )

Земли́ Волы́нския пресла́вна подви́жника/ и оби́тели Поча́евския досто́йна насе́льника,/ люде́й правосла́вных изря́дна цели́теля,/ яви́ тя́ Це́ркви Свое́й Христо́с Бо́г на́ш,/ преподо́бне о́тче Амфило́хие,/ Ему́же усе́рдно моли́ся// от наве́т вра́жиих свободи́тися и спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 2 (из Службы, утверждённой решением Священного Синода от 14 июля 2018 года, журнал № 61 )

Изволе́нием Де́вы Пречи́стыя/ в оби́тели Почае́встей всели́лся еси́,/ иде́же, подви́жническое и ско́рбное житие́ провожда́я,/ да́ром моли́твы у́мныя обогати́лся еси́/ и Ца́рствия Небе́снаго насле́дник яви́лся еси́./ Те́мже вопие́м ти́:/ ра́дуйся, Амфило́хие, о́тче блаже́нне,// целе́бниче и чудотво́рче.

Ин кондак, глас 3 (из Службы, утверждённой решением Священного Синода от 14 июля 2018 года, журнал № 61 )

Я́ко ве́ры Правосла́вныя ревни́тель/ и благоче́стнаго жития́ учи́тель,/ в боле́знех и ско́рбех изря́дный помо́щник (и защи́титель ),/ пред Го́сподем предстои́ши, преподо́бне Амфило́хие,/ сего́ ра́ди вопие́м ти́:/ защити́ оби́тель, в не́йже подвиза́лся еси́,// и спаса́й на́с моли́твами твои́ми, о́тче блаже́нне.

Награды

  • набедренник (1 июля 1941)
  • наперсный крест (26 октября 1941)
  • палица (6 апреля 1957)

Использованные материалы

  • Жизнь и прославление преподобного Амфилохия Почаевского // Портал Православие.Ru
  • Житие на официальном сайте Почаевской Лавры
  • Житие преподобного Амфилохия Почаевского

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых, 3 февраля 2016, официальный сайт Русской Православной Церкви,

Общая молитва преподобным отцам нашим Почаевским Иову, игумену и чудотворцу, и Амфилохию, исповеднику и целителю.

Ко преподобным и богоносным отцам нашим Иову и Амфилохию помолимся.

Преподобные отцы Иов и Амфилохий Почаевские. Современная икона.

О, преподобніи и богоносніи отцы наши Почаевстии Иове и Амфилохие, блаженного смиренія и спасительного послушанія, нелицемерного братолюбія и евангельскія кротости, усердного трудолюбія, безропотного терпенія и молитвенного бденія от раннея юности до позднея старости в духовней радости неутомиміи подвижницы, благоговейніи Божественныя литургии служителіе, бесов прогонителіе и многоразличных болезней целителіе, иноков ревностнаго подвижничества и всех чтущих память вашу богомудріи наставницы, Церкве Православныя велиціи защитницы, земли Волынскія и Галицкія светила благосветліи, святыя Почаевскія обители, всех подвизающихся в ней и на поклонение в ню приходящих, всех, заповедавших нам молитися о них , и всех православных христіан непобедиміи защитницы!

Призрите любовію вашею на нас, недостойных чад ваших, к вам усердно днесь притекающих и пред вашими духоносными и многоцелебными мощами благоговейно с вами Богу молящіхся, и испросите предстательством вашим ко Всевышнему Владыце всем нам и всем боголюбивым людем вся, яже к животу и благочестию полезная и благопотребная: заблудшія вразумите, юныя воспитайте, болящия исцелите, малодушныя ободрите, скорбящия утешите, обидимыя заступите, немощныя подкрепите и поверженныя долу возставите; всем вся просимая, благодатию от Бога данною, даруйте, по коегождо нужде и потребе, во спасение души и во здравие телу. Утвердите Церковь Православную в земле нашей во истине и избавите люди наши от расколов, ересей и латинства. Вознесите, угодницы Божіи, всемощную молитву вашу о стране нашей, да будет в ней мир и тишина, благочестіе и благоденствіе, в судах правда и милость, в советах мудрость и благое преспеяніе, да утверждается же во благих человецех верность, в злых же страх и боязнь, во еже престати им от зла и творити добрая, да тако в сердцах человеческих Царство Христово растет и множится, и да прославится в нас Бог, дивный во святых Своих: Емуже Единому Отцу и Сыну, и Святому Духу подобает слава, честь и поклоненіе во веки веков. Аминь.

В селе Малая Иловица, что на Шумщине, в многодетной крестьянской семье Варнавы Головатюка 27 ноября 1894 года родился сын, в святом крещении названный Иаковом — в честь великомученика Иакова Персянина. Мир и согласие, царившие в семье, невольно передавались маленькому Иакову. С раннего детства будущий подвижник, погруженный в хозяйственные заботы, видел благочестие своих родителей, которые и из дома не выходили без молитвы, впитывал в себя все самое доброе и святое.
В 1912 году Иаков Головатюк был призван в Царскую Армию, где лицом к лицу встретился с жизнью и смертью. Сначала была санчасть в Сибири, в которой молодой солдат исполнял обязанности фельдшера, а затем фронт, передовая, где лучшие друзья погибали в бою, и наконец — плен. Немцы отправили его в Альпы, где Иаков три года работал у фермера. Исполняя всякую работу с великим усердием и христианской покорностью, Иаков заслужил доверие и любовь своего хозяина. Но, тоскуя по родному краю, юноша в 1919 году осуществляет заветное желание своего сердца и совершает побег. С помощью добрых людей переходит границу и возвращается в родное село.
Молитвенная теплота отчего дома согрела душу скитальца. Дни потекли в привычной крестьянской работе. Помогал он и больным, обращавшимся за помощью. Повидав свет, хлебнув горя на фронте и в плену, Иаков глубоко усвоил, что жизнь есть непрестанная битва, в которой диавол борется с Богом, а поле этой битвы, по словам Достоевского, — сердце человеческое. И в этой битве не устоять, если на земле сердечного смирения не посеяны семена благочестия, орошенные слезами покаяния. В 1925 году Иаков Головатюк, избрав тернистый путь спасения, приходит в Почаевскую Лавру. В трудолюбии и смирении исполняет новоначальный инок возлагаемые на него послушания.
Пройдя монашеское испытание, 8 июля 1932 года послушник Иаков Головатюк был пострижен в монашество с именем Иосиф. Исполняя различные работы и послушания в Лавре, отец Иосиф лечил больных и особенно прославился как костоправ. К нему везли страждущих со всей округи; поток больных не прекращался ни днем, ни ночью. По благословению наместника Лавры он поселился в маленьком домике у ворот на монастырском кладбище, где вместе с иеромонахом Иринархом прожил около двадцати лет.
Проводя дни и ночи в труде и молитве, отец Иосиф возрастал духом, восходя от силы в силу. Сокрытыми для мира остались его многие тайные подвиги и борения. Постом, бдением смирял свою плоть, умерщвлял подвижник плотские пожелания и страсти, приводя малейшие движения ума и сердца в «руководство духом”. Посвятив жизнь служению Богу и ближним, отец Иосиф стяжал твердую веру и деятельную любовь, получив от Бога дар прозорливости и исцеления.
Он лечил, изгонял бесов, возвращал слух глухим, зрение — слепым, скорбным приносил отраду и утешение. «Где враг рода человеческого не успевает сам посредством помыслов и привидений, — говорят Святые Отцы, — там насылает злых людей”. Под конец Великой Отечественной Войны, после отступления немцев, в одну из весенних ночей бандеровцы ворвались в домик к старцу и объявили о расстреле. Отец Иринарх, по милости Божией, спас тогда его от напрасной смерти, уготованной ему диаволом. Вскоре после этого отца Иосифа переводят обратно в Лавру.
Все так же спешили к нему люди, получая врачевание телесных болезней и тайных недугов души. Исцелялись даже те, чьи болезни были запущены и, по мнению врачей, неизлечимы. Особый дар имел батюшка — изгонять бесов. К нему везли одержимых из самых дальних республик Советского Союза. Демонов старец видел наяву, так что часто, проходя по храму, строго повелевал им выйти из церкви и из людей. Горе, переполнявшее людские сердца, отец Иосиф переживал как свое, сострадая страждущим и снисходя к немощным. Почти все жители Почаева в разные периоды своей жизни — в детстве, юности или старости — обращались к отцу Иосифу.
Целый день проводя на послушаниях и с людьми, старец молился ночью. Отец Иосиф возлюбил смирение и, избегая суетной человеческой славы, всячески старался скрывать свои добродетели. Многие, даже неверующие люди, после встречи с отцом Иосифом глубоко переменяли свои взгляды и прославляли его.
Во времена гонений на Церковь власти планировали превратить Лавру в музей атеизма, а насельникам предлагали покинуть территорию. За всеми верующими, монахами и паломниками был установлен строгий контроль, а затем применены репрессии, высылки, тюрьмы… Но ничто не сломило стойкости монахов, которые переносили все мужественно и спокойно, желая, если нужно, умереть за Лаврские Святыни. В храмах монастыря круглосуточно теплилась лампада и возносились молитвы…
Отец Иосиф приходил в храм, где до утра служил акафисты, а с рассветом велел всем петь: «Слава Тебе, показавшему нам свет”, «Пресвятая Дево” и другие песнопения и молитвы.
В одно время своим мужеством и смелостью отстоял отец Иосиф Троицкий собор. Он знал, на что шел, и ожидал от злопамятных богоборцев жестокого отмщения. Через неделю его арестовали и поместили в психиатрическую больницу в Буданове, что в ста километрах от Почаева. Там его постригли и побрили, сорвали крест и ночью раздетого повели в палату буйных душевнобольных… Каждый день вводили ему лекарство, от которого распухало все тело и трескалась кожа. Все, кто знал отца Иосифа, не переставали хлопотать об его освобождении; надеялись и не отступали, просили везде, ездили даже в Москву. Наконец удалось его освободить. После этого поселился он у своего племянника в родной Иловице. Узнав, где находится старец, снова начали съезжаться к нему люди, одержимые разными недугами. Отец Иосиф ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Но враг в лице безбожных местных властей не дремал. Обеспокоенные притоком больных людей в село, они настроили против него родственников.
У отца Иосифа было девятнадцать племянников и племянниц. Как-то один племянник, работавший трактористом, заманил его на свой трактор и увез за село к болотам. А там столкнул с трактора на землю, избил до потери сознания, бросил в воду и уехал. Отец Иосиф восемь часов пролежал в холодной воде, а был декабрь месяц. Его нашли еле живого, он чудом не утонул. Срочно увезли подвижника в Почаевскую Лавру и в ту же ночь постригли в схиму с именем Амфилохий — в честь святителя Иконийского, память которого праздновалась Церковью в тот день. Никто тогда не надеялся, что он доживет до утра. Но Господь поставил отца Иосифа на ноги — он выздоровел.
Оставаться в Лавре без прописки было опасно. Приехали родственники и забрали его в Иловицу.
Люди по-прежнему шли и ехали к старцу за исцелением и получали его, о чем имеются многие свидетельства. Слава о чудесах исцелений разносилась повсюду. К отцу Иосифу ехали люди с севера и юга, с востока и запада, из Молдавии и Сахалина. Избегая человеческой славы, он старался скрывать от людей данный ему Божий дар исцеления от душевных и телесных болезней. И сам он часто высказывался: «Вы думаете, что я святой. Я грешник! А исцеления вы получаете по своим молитвам и по своей вере».
Приезжавшие в Почаевскую Лавру со всей страны обязательно старались посетить и отца Иосифа в его селе. Летом у него ежедневно бывало до пятисот человек, а иногда и больше. Всех он обязательно угощал обедом и ужином: многие исцелялись благословенной трапезой.
Отцу Иосифу открыты были души всех людей, их сердца и намерения, но ради терпения он держал у себя в доме и коварных, и лукавых, и одержимых. Часто садясь за стол, отец Иосиф пел: «Страха их не убоюся, ниже смущуся!”. Во дворе старец ежедневно служил Водосвятные молебны и исцелял людей. Как известно, «сей род” (демоны) изгоняются только молитвой и постом, поэтому отец Иосиф некоторых благословлял не вкушать пищу в среду и пятницу. «Чтобы вы знали, какой пост сладкий”, — говорил старец, имея в виду сладость духовную, которой услаждается душа постящегося. В дни строгого поста он велел рано утром, встав с постели, до начала утренней молитвы сразу класть три земных поклона с молитвой «Богородице Дево, радуйся…”, чтобы легко выдерживать пост в этот день.
Отец Иосиф исцелял разные недуги, но утверждал, что половина больных исцеляется, а половина уезжает от него не исцеленной — Богу не угодно это, ибо их телесное исцеление будет не на пользу им, а на погибель души.
Говоря словами отца Иосифа, земля во дворе была пропитана слезами молящихся людей, тяжелобольных, жаждущих всей душой исцеления. Он часто повторял, что дети в наши времена рождаются непокорными, гордыми и дерзкими, а потом станут бесноватыми. Смиряя таких детей, заставлял их просить прощения у родителей. Нужно было иметь великую любовь в сердце, чтобы никогда и никому ни в чем не отказывать. Старец Божий имел таковую. Он находил время для каждого. У него было неизменное правило: если привезут кого с переломом, то вызывать его в любое время дня и ночи.
Пожилой послушник Иоанн бывал у отца Иосифа в селе Малая Иловица не один раз и там видел чудеса исцелений. «Без стяжания благодатных даров Духа Святого, я думаю, — рассказывал этот очевидец, — трудно творить такие чудеса исцелений, какие творил этот великий угодник нашей Волынской земли”. Это подтвердит и любой житель Почаева, и те десятки, если не сотни тысяч людей отечества нашего, которых исцелил отец Иосиф. Обладал он и даром предвидения, о чем также многие свидетельствуют.
Как-то после утренней молитвы батюшка долго не выходил из келии к народу. Вдруг вышел и приветствовал всех словами пророка Исаии: «С нами Бог! Разумейте, языцы, и покоряйтеся, яко с нами Бог!”. А потом начал рассуждать о причинах, приведших стольких людей к нему. Главная причина, по словам старца, кроется в духе безбожия, насаждение которого начинается еще в школе. Учеников не пускают в храм, ведут идеологическую проработку, унижая человеческое достоинство. А человек, который не посещает церковь, не исповедуется, не причащается, лишается благодати Духа Святого. Это и приводит к тому, что большинство населения — духовно больные.

Отец Иосиф советовал молитвой лечить «недуг нынешнего века”. В его доме она совершалась круглосуточно. В молельне на полу, застланном соломой и ряднами (покрывалами), спали больные, одержимые злыми духами. Сонные, они среди ночи бормотали: «проснулся апостол лохматый, опять нас мучит! Уйдем! Уйдем!…”.
Подвижник по ночам плотно завешивал окна черными занавесками: ночью в полной схиме, с зажженным ладаном в руках он творил молитву, которую чувствовали и не терпели злые духи в спящих бесноватых людях. Часто утром рассказывал старец, как всю ночь бесы не давали ему покоя: ехали на подводах, шли легионами во двор с угрозой убить, застрелить, зарезать или отравить.
Приезжали к батюшке и современные молодые юноши, жаловались на душевную тоску, отсутствие сна и аппетита. Старец ставил их посреди двора и велел класть земные поклоны, велел, чтобы так и дома каждый вечер делали, да носили крестики, не выпивали, не курили, ходили в церковь, соблюдали посты, причащались. Тогда, по его словам, «все нервы выйдут” и вернется здоровье. При этом добавлял, что нервы чувствуют боль, но когда болит душа, то это не «нервы расстроены”, а бесы мучают, и надо постом и молитвою бороться с ними.
Имея доброе сердце, отец Иосиф не любил злых людей, ибо зло не свойственно природе человека. Оно возбуждается в человеке не без посредства демонов, потому-то злые люди им и уподобляются.
Старец говорил: «Любой грех опутывает сердце, как паутина, а злоба, как проволока — попробуй разорви ее. Злые люди убили царя, злые глумятся над православными”. «Великое счастье, что Господь сподобил нас родиться в православной вере и быть православными, а многие народы, к сожалению, не знают Православия” — неоднократно повторял подвижник.
Свою любовь к людям батюшка даровал всем, поэтому и шли к нему с верой, воспламенялись от него Святой благодатью. Духовной любви у него хватало на всех: он любил больных и страждущих, желал им исцеления и старался помочь. На вопрос одной рабы Божией о том, как достичь такой любви, он отвечал, что Бог дает благодать любви за смирение.
Божия Матерь для отца Иосифа была Небом, он постоянно в своих молитвах обращался к Ней. Иногда во время общего обеда он просил всех прервать обед, встать и пропеть молитву Божией Матери «Под Твою Милость…”.
Уныние и пустота в душе, считал старец, из-за многоглаголания, чревоугодия и любостяжания. Он велел тогда каждый час и день петь «Елицы во Христа креститеся” и «С нами Бог”. Сам он имел красивый баритон, хорошо понимал и любил церковное пение.
Как-то зимой, в начале 1970 года, отец Иосиф зашел в трапезную и строго спросил, кто принес ему цветы. Попросил не носить больше, ибо не цветы нужны, а молитва. Все удивились. Никто не видел цветов. Потом стала понятна эта притча: подвижник провидел, что на могилу ему будут приносить цветы, но ему приятнее молитва людей, а не украшение гроба.
Что чувствовал отец Иосиф в последние дни своей жизни, какие мысли тревожили его? Домашние часто видели, как преображалось его лицо: глубоко уходил он в себя в молитвенном созерцании. Он знал помыслы окружающих его: добрые и злые. Благодарил за добро, прощал зло. Ополчились против него не только злые духи, но и люди.
Летом 1970 года с батюшкой случались странные приступы: он лежал на лавке в саду как бы в бессознательном состоянии. Пролежав так некоторое время, он вставал совершенно здоровый. Повторились приступы и в октябре. Никто ни о чем не догадался тогда. Позднее стало известно, что отцу Иосифу в очередной раз дана была отрава.
Провидел старец, наверное, замыслы врага и знал его сообщников-исполнителей. Но кто мог представить себе, что может случиться что-то плохое! Несколько раз отец Иосиф собирал своих домашних в трапезной и просил пропеть некоторые молитвы из службы на Успение Божией Матери, а «Апостолы от конец, совокупльшеся зде” просил пропеть трижды. А сам, слушая, закрывал лицо руками и плакал…
Через четыре месяца в Лавре отпевали отца Иосифа. Умер он 1-го января, а хоронили его 4 января 1971 года (по новому стилю).
Годы летят, время продолжает свой неудержимый бег. Миновало уже более сорока лет со дня его кончины, а люди, которые помнят его живого, его голос, любящее сердце и добрые, умные глаза, из уст в уста передают друг другу о чудесах исцелений. Все эти годы день ото дня шли на могилку к подвижнику люди, зажигали свечи или возжигали лампадки, вели тихий разговор, доверяя старцу свои беды и болезни.
Вся жизнь отца Иосифа, в схиме Амфилохия, была самопожертвованным служением во имя любви к Богу и ближнему, ибо любовь — это главный плод духовного подвига христианина и цель монашеской жизни. Она есть закон жизни на небе и на земле и рождается от чистого сердца и непорочной совести. Любовь бессмертна, она идет с человеком за его гробом в вечную жизнь и взаимно связует души живых и умерших людей. Именно такою любовью старец стяжал глубокое уважение к себе.
Верой и милосердием к страждущим он явил для нас благостный пример жизни и оставил неизгладимую память в сердцах верующих людей, для которых был и остается скорым целителем, милостивым помощником и благопоспешным заступником. Он и по смерти лечит, утешает, назидает: люди и теперь ощущают эту любовь. Некоторые даже слышат его голос, зовущий молиться, каяться, исправляться и жить по заповедям Божиим. Народ убежденно верит в его святость. С того времени и по сегодняшний день на месте погребения схиигумена Амфилохия происходили чудеса и исцеления людей. Перед праздником Пасхи 2002 г. были обретены его нетленные мощи.
Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, 12 мая 2002 г. (в Неделю Фомину), схиигумен Амфилохий торжественно канонизирован как преподобный Амфилохий Почаевский. Мощи преподобного Амфилохия открыты для поклонения в храме преподобного Иова Почаевского.
Преподобный отче Амфилохие, моли Бога о нас!12 мая веселится Украинская земля о своем славном заступнике — преподобном старце, насельнике Свято-Успенской Почаевской Лавры, исповеднике и чудотворце схиигумене Амфилохии (Головатюке).

Когда 13 лет назад старца Амфилохия прославили, это вызвало удивление у знавших и помнивших его. Не удивился только один старец — архимандрит Сильвестр (Цьолка). Почему? Об этом и о подвиге прп. Амфилохия специально для PravLife — Сергей Епик.

Этот скромный и многострадальный муж родился в простом украинском селе Малая Иловица, что на Шумщине. Его житие сегодня знают многие украинцы и не только, ведь Почаевская Лавра — это мировая святыня, куда приезжают на молитву и поклонение миллионы богомольцев со всего света. Кстати, поэтому она и многонациональна, ведь сегодня в ней несут монашеский подвиг не одни лишь украинцы, но и молдаване, гагаузы, белорусы и другие ревнители благочестного жития.

Отец Амфилохий (Иосиф) при жизни

5 лет сподобился и я пожить на Святой Горе и из своего маленького опыта хочу поделиться увиденным и услышанным о старце: 13 лет исполняется в этом году со дня прославления в лике святых отца Амфилохия.

День памяти прп. Амфилохия

Это событие тогда, в 2002 году, потрясло старожилов Почаевской Лавры, еще помнивших отца Иосифа (так его звали до принятия великой схимы) живым. Особенно удивились они, поскольку знали его как «юродивого»и «бунтаря». Не удивлялся тогда только один старец — славный архимандрит Сильвестр (Цьолка), который много лет дружил с преподобным и даже нес послушание с ним в далекие 50-е годы.

Жизненный крест преподобного Амфилохия был крайне непростым — ему приходилось все свои добродетели и подвиги скрывать. Он однажды заметил, что молодой иеромонах Сильвестр в перерыве между работой на поле стал совершать молитвенное правило и заметил: «День для праці, а ніч для молитви!»

Пройдут годы, и вся Лавра будет знать, что отец Сильвестр молился ночами напролет.

Мне посчастливилось застать живым друга преподобного Амфилохия. Я тогда дежурил на экономских воротах и как раз видно было окно кельи, где жил о. Сильвестр. Приходилось ночью много раз выходить к воротам и наблюдать между прочим, что на фоне темного монолита корпусных окон одно из них на 2-м этаже сияло — там молился старец, поминая благословение своего святого друга.

Мало кто знает и помнит, как ревностно они, ветераны Великой Отечественной войны, тогда еще молодые монахи, защищали Лавру от «безумных крыс» Хрущевской системы. Это была самая настоящая травля верующих, а тем более — травля Лавры.

Бесстрашный старец

Вот сегодня все паломники, туристы и экскурсанты дивятся Троицкому собору Лавры, спроэктированному А.Щусевым в конце XIX в.

Троицкий собор Почаевской Лавры, наши дни

В 1957 году из органов пришли опечатать Троицкий собор. Об этом сообщили отцу Амфилохию, и тот молниеносно примчался в обитель, застав там скованных страхом братию Лавры и прихожан и милицию перед собором. Бесстрашный старец! Что могло быть тогда в его душе? Ведь он знал, что в СССР его поступок будет беспощадно наказан… И ринулся «на копья»! Он выхватывает ключи у милиции и организовывает восстание народа, выгоняя ту же милицию из Лавры, как свиней из огорода, палками… В ту же ночь за ним приехал «черный ворон»… Увезли в психушку и пол года жестоко издевались, надеясь уничтожить, сломать этого человека. Но в каждую минуту страданий о. Амфилохий молился, и с ним рядом был Христос.

Силою Христа преподобный совершил множество чудес как в Лавре, так и вне ее, живя изгнанником… Да! Его стыдились в Лавре!.. Ему не дали прописки в Почаеве власти после удивительного освобождения из клиники, по ходатайству дочери Сталина. Святой исцелил и ее силою Христовою от беснования.

Схиигумен Амфилохий

Как затворник, но среди людей

Жил он в Малой Иловице, терпя своих неверующих родственников, непонимаемый и непринимаемый братией Лавры. Жил как затворник среди бушующего житейского моря, принимая много людей в день… Ему не было покоя. Приходили и уполномоченные… Таковых старец встречал юродством, приглашая к столу и часто обличая их пороки.

Однажды пришел к Батюшке один из уполномоченных КГБ с большой собакой и стал грубо выпытывать старца о его деятельности, водоосвятных молебнах для страждущих, — и произошло чудо. В диалоге с грубияном отец Амфилохий снял со стены кадило (без угля и ладана) и держал в руках. Прозвучала фраза от уполномоченного «Твои молебны помогают, как мертвому кадило…» А старец кротко улыбнулся, все так же держа свое кадило в руках, и в миг собака зарычала на собственного хозяина, погнав его далеко прочь от кельи подвижника. А преподобный крикнул ему вдогонку: «Бачиш, як мертвому кадило допомогло?»

А однажды еще в 50-е был такой случай: местные лаврские рабочие решили в обеденный перерыв выпить, собравшись в комнатушке для отдыха (в лавре), тут случилось проходить мимо отцу Иосифу (Амфилохию), который заглянул к ним, перекрестил «зелье» и сказал: «Благословляю пити, як воду». И с этим ушел. Выпили все, что приготовили, даже послали за добавкой, но ничуть не захмелели те горе-рабочие, дивясь словам чудного монаха…

Жил как затворник среди бушующего житейского моря, принимая много людей в день… Ему не было покоя.

Старец Амфилохий жив!

Жив он потому, что наш Бог дал обетование жизни, дал не отчаянную слепую надежду на мираж, но Сам явил всему миру факт Своей личной победы над сметртью и диаволом. Христово Воскресение — это основа нашей веры, а мощи святых Иова и Амфилохия Почаевских — это кричащее свидетельство истины Христианской веры, это свидетельство Православия перед лицом латинского Запада, мощи Почаевских игуменов Иова и Амфилохия — это утешение всему миру, каждому страждущему человеку!

Будем помнить их в своих молитвах, ибо любовь их к нам не имеет границ! Они видят все, они скоры слышать наши мольбы и радостные восклицания! Сколько раз мне приходилось видеть эти молитвы у раки преподобных Иова и Амфилохия!.. Сколько и радостных молитв, и посещений Лавры, преподобных, творят по Почаевской традиции свадебные пары в день венчания. Это целое происшествие: туда приходит вся свадьба и хор, который поет тропари святым Иову и Амфилохию.

Мощи прп. Амфилохия Почаевского

Майские праздники в нашей жизни — это дни празднования памяти наших святых! И сегодня великое торжество в обители Почаевской собрало не только тысячи паломников на Святой горе, но это торжество зажигает сердца христиан по всему миру!

Вместе с тем, сегодня находятся наглецы, желающие оскорбить честь наших Святых Иова и Амфилохия, они хотят сделать Лавру музеем… Хотят прекращения молитв в обители, ибо свет преподобных не озаряет их грешные души, но обжигает. Те люди исповедуют не просто ересь, они живут во грехе и желают, чтобы все украинцы жили тем же образом! Всем нам необходимо всячески стоять на защите нашей Великой святыни от современных безумцев. Это новые украинские дети Хрущева, которые недостойны называться сынами Украинской земли, хотя и родились тут.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *