Аминь, это что?

Ами́нь (греч. от евр. истина) — слово, в еврейском языке означающее подтверждение и согласие (несомненно, воистину, бесспорно, или просто — да). Вошло в христианское богослужение без перевода.

Аминь — наречие, производное от древнееврейского корня, содержащего представление о твердости, верности. Сказать аминь — значит заявить, что то, что сказано, признано верным, дабы скрепить данное утверждение или выразить участие в произнесенной молитве.

В Ветхом Завете аминь может иметь смысл, соответствующий нашему «да будет» (Иер. 28, 6). В этом смысле аминь переводится в Вульгате, но лишь в Псалтири: в остальных книгах этого древнейшего латинского перевода Библии еврейское слово остается без перевода (amen).

Это слово произносят, когда берут ответственность за клятву и за Божий суд, который последует за ее нарушение: «Если ты изменила мужу твоему и осквернилась… тогда священник пусть заклянет жену клятвою проклятия… И скажет жена: аминь, аминь». (Числ. 5, 20, 22).

Еще более торжественно всеобщее обязательство, принимаемое при богослужебном возобновлении Завета. В 15-26 ст. 27 главы Второзакония говорится, что народ по произнесении левитами проклятия над нарушающими каждую из десяти заповедей произносит аминь в подтверждение того, что это проклятие должно исполниться.

В богослужении это слово может иметь и другое значение: если люди принимают обязательство перед Богом, то это значит, что Его слову доверяют и предаются Его всемогуществу и благости; такое полное согласие является вместе с тем благословением Того, Кому покоряются: «И благословил Ездра Господа Бога великого. И весь народ отвечал: аминь, аминь, поднимая вверх руки свои, — и поклонялись и повергались пред Господом лицем до земли» (Неем. 8, 6).

Когда первосвященник Иоаким и старейшины сынов Израилевых вошли к Иудифи, чтобы приветствовать и благословить ее, они сказали ей: «Ты величие Израиля, ты великая радость Израиля, ты великая слава нашего рода. Все это ты сделала твоею рукою; ты сделала добро Израилю, и да благоволит к нему Бог: будь же благословенна от Господа Вседержителя на вечное время. И весь народ сказал: да будет!» (Иудифь 15, 9-10).

Таким образом, аминь становится богослужебным возгласом, произносящимся после славословий: «Благословен Господь Бог Израилев, от века и до века! И сказал весь народ: аминь! аллилуиа!» (1 Пар. 16, 36).

Этот последний смысл аминь имеет часто и в Новом Завете (Рим. 1, 25; Гал. 1, 5; 2 Пет. 3, 18, Евр. 13, 21). Возгласом «Аминь», которым собрание присоединяется к молящемуся от его имени, предполагается понимание смысла слов произнесенной молитвы: «Если ты будешь благословлять духом, то стоящий на месте простолюдина как скажет: «аминь» при твоем благодарении? Ибо он не понимает, чтó ты говоришь» (1 Кор. 14, 16). И как выражение присоединения к молитве и как возглас, аминь завершает песнопения избранных в небесной Литургии: «И четыре животных говорили: аминь» (Откр. 5, 14). «Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь, аллилуиа!» (19, 4).

Значение, или смысл, свидетельства веры, слово аминь получало в устах приобщающегося Тела и Крови Христовой. В завершении древнехристианской Литургии, по свидетельству Апостольских Постановлений и других памятников, причастник на слова священника: «Тело Христово» и диакона: «Кровь Христова» отвечал: «Аминь».

В молитвах просительного характера данное слово служило выражением желания или просьбы об исполнении просимого. Таково, по словам Кирилла Иерусалимского, в V тайноводственном поучении значение слова аминь, в завершении молитвы «Отче наш».

Здесь апостол Павел передает слово аминь греческим словом, означающим «Да». Начиная свои поучения словом аминь, то есть истинно (Мф. 5, 18; 18, 3…), а в Евангелии от Иоанна даже в удвоенной форме (Ин. 1, 51; 5, 19), Иисус Христос выражается дотоле неслыханным в иудейской среде образом, надо думать, что Он пользуется литургической формулой, но произнося ее от Своего имени. Он по всей вероятности переносит на Себя возглашение: «Так говорит Иегова». Этим Он выявляет Себя как Посланника Бога истины, и потому истинны Его слова.

Вводимые таким образом слова имеют свою невыраженную предысторию, заключением которой является аминь (Истинно). Чем же другим оно может быть, кроме как диалогом Отца с Сыном? Но Господь наш Иисус Христос не только Тот, Кто говорит истину, говоря слова Божий, Он — Само Слово Бога Истинного Аминь в абсолютном смысле, «Свидетель верный и истинный» (Откр. 3, 14). Христианин, желающий быть верным, должен ответить Богу единением со Христом; ибо единственно действенный аминь это тот, который произносится Христом во славу Божию (2 Кор. 1, 20). Церковь произносит этот аминь в единении с избранными на небесах (Откр. 7, 12), и никто не может его произнести, если не имеет на себе благодати Господа Иисуса. Потому и Священное Писание заканчивается словами: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе! Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами»(Откр. 22, 20-21).

Когда человек слышит чье-то благословение, он произносит «Благословен Он и благословенно Имя Его» после упоминания Имени Всевышнего в начале благословения, а в конце говорит: «Амен».

Слова «Благословен Он…» являются обычаем, а не законодательным требованием, поэтому когда ведущий молитву произносит вслух благословение с именем Всевышнего, а молящийся в этот момент читает про себя такую часть молитвы, где нельзя прерываться, он не произносит эти слова.

Этот обычай основывается главным образом на стихе из главы «Дварим» (32:3): «Когда Имя Г-спода провозглашу, воздайте величие Б-гу нашему». Другим источником является учение в Мишлей (10:7): «Память праведника благословлена». Когда мы говорим о праведной личности, мы должны благословлять ее. Если это так в отношении человеческого существа, то тем более это справедливо, когда мы слышим Имя Самого Всевышнего!

С другой стороны, отвечать «амен» считается обязательным. Человек должен ответить «амен», хочет ли он выполнить обязательство с определенным благословением, или нет. Если его намерение состоит в том, чтобы выполнить это обязательство, не должно быть никаких перерывов во время произнесения благословения, поэтому слова «Благословен Он…» произносить не надо.

Каков же смысл слова «амен»? Иногда это утверждение: «Это благословение истинно, и я верю в это!» Это ответ на восхваления Б-га. Тем не менее, при ответе «амен» на просьбы, например, при ответе на «кадиш», «амен» связано с верой и ожиданием: «Я надеюсь и желаю, чтобы это исполнилось как можно быстрее».

Когда ведущий молитву произносит благословения, содержащие как восхваление, так и просьбу — все промежуточные благословения из «Шмонэ эсре», благословения «Возвращающий Свою Шхину в Сион» и «Благословляющий еврейский народ, даруя ему мир» — предпочтительно иметь в виду оба значения слова «амен».

АСТАНА, 16 мар — Sputnik. Дело жителей Жанаозена было рассмотрено на днях в суде по административным делам. Нарушителей приговорили к штрафам, сообщил адвокат Галым Нурпеисов.

По словам адвоката, государство и ДУМК борются с представителями нетрадиционных религиозных течений. Но, как считает защитник, официальное духовенство иногда «перегибает палку».

© Photo : из личного архива Болата Абдибекова Штраф за слово «аминь» («amen» — в пер. «да будет так!» — прим.) наложил Специализированный межрайонный суд по административным делам Жанаозена. По словам Галыма Нурпеисова, причина наказания — прихожане мешали имамам и «законной религиозной деятельности». Это отголосок нового метода борьбы государства и духовенства с представителями нетрадиционных течений, уверен Нурпеисов, ведущий дела обратившихся к нему жанаозенцев.

«Мы слышали только резолютивную часть, я не знаю обоснование суда. Но суд признал их всех виновными в административном правонарушении по статье 490 часть 2 «Воспрепятствование законной религиозной деятельности». Наложили на каждого штраф 50 МРП, то есть по 113,5 тысячи тенге», — рассказывает адвокат, скрывая имена клиентов, пожелавших остаться неизвестными.

Нурпеисов рассказал предысторию судебного разбирательства.

«В ноябре 2016 года советом ученых ДУМКа были приняты правила, которые распространяются на всей территории Республики Казахстан, в мечетях ханафитского мазхаба (одна из четырех правовых школ в суннитском исламе. — прим.). Согласно пункту 3.4, как утверждают в ДУМКе, запрещается говорить слово «аминь» вслух. Пытаясь следовать этим моментам, они в мечетях начали вылавливать людей в Актау, Атырау, которые говорили это слово после намаза. Имамы писали на них заявления в УВД с формулировкой «препятствование исполнению их религиозной деятельности». Так как когда слышат «аминь», они (имамы — прим.) путаются, забывают исполнение намаза и так далее», — сообщил адвокат. © Photo : Предоставлено адвокатом Галымом Нурпеисовым Часть правил ДУМКа о поведении в мечетях

После этого, по его словам, УВД направляло заявления и объяснительные в управления по делам религии области, где на базе этих документов составлялся административный протокол и дело направлялось в административные суды.

© Sputnik / Саид Царнаев В начале февраля к защитнику начали обращаться люди с этой проблемой.

«Я, соответственно, принял решение, что нужно выехать, для меня это было шоком, не понимал, что это так серьезно», — говорит Нурпеисов. К его удивлению, обращений граждан становилось все больше.

Нурпеисов узнал, что по Мангистауской области около двадцати таких дел возбуждено и направлено в суды.

«Ко мне обратилась группа, я взял пятерых. На одного уже было вынесено постановление. Я написал апелляционную жалобу, в суде отменили его. А на остальных заявления только поступили. Я ходатайствовал о назначении теологической экспертизы, ходатайствовал, чтобы дали нам пояснения по этим моментам», — продолжает адвокат.

Парадоксом, по мнению Нурпеисова, является то, что один из подзащитных, опоздав на намаз, самостоятельно его совершил и после этого произнес слово «аминь».

© Photo : Fotolia/Capifrutta «Во время процесса я спросил у имама: «Каким образом он воспрепятствовал вам, когда намаза уже не было?». «Он нарушил правила мечети, и все» — ответ. Это происходило в Центральной городской мечети Жанаозена. Все происходило в промежутке с конца декабря по начало января. Были случаи и других мечетях. Я просто физически не мог и в других районах работать, поэтому взял только один город», — заканчивает рассказ адвокат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *