Анализ стихотворения ангел лермонтов

Стихотворение «Ангел» было написано М. Ю. Лермонтовым в 1831 году, когда поэту было всего шестнадцать лет. Замысел его возник в связи с детским впечатлением мальчика от песни рано умершей матери. Первоначальная редакция стихотворения на­зывалась «Песнь ангела». В 1839 году это произведение появилось в «Одесском альманахе на 1840 год». «Ангел» — единственное из юношеских стихотворений Лермонтова, опубликованное им при жизни с подписью своего имени.

Жанр произведения — лирическая миниатюра, стиль — романтический, мы можем отнести его к философской лирике.

Стихотворение построено на основе антитезы земли и неба. Композиционно мы можем выделить в нем две части. Первая часть включает в себя первые три строфы. Здесь обозначен мир небесный. Он покойный, радостный, безгрешный, правдивый. Мы слышим прекрасную «тихую песню» ангела, которой внимают и месяц, и звезды, и тучи, и «душа младая». Ангел возносит искреннюю, горячую хвалу Богу, безгрешным духам, и песнь его навеки остается в юной душе:

Он душу младую в объятиях нес Для мира печали и слез;

И…

звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой.

В последней строфе обозначен образ земли, противопоставленный небесам. Душа, воплотившись, долго томилась на свете, потому что слишком сильна в ней была тяга к Божественному, слишком незабвенна память о святой песне ангела:

И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли.

Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным амфибрахием, катренами, рифмовка — смежная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («песне святой», «желанием чудным»), олицетворение и многосоюзие («И месяц, и звезды, и тучи толпой Внимали той песне святой»), метафору («И долго на свете томилась она»), аллитерацию («И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли»), ассонанс («По небу полуночи ангел летел»).

Стихотворение имеет большое значение для всего творчества М. Ю. Лермонтова. Мы можем рассматривать его в контексте лирических размышлений поэта о вечности, о земном и небесном — стихотворений «Земля и небо», «Небо и звезды», «Я не для ангелов и рая», «Когда волнуется желтеющая нива».

Антитеза. Земное и небесное в стихотворении Ангел

В литературе авторами часто используется такое средство художественной выразительности, как антитеза. Поэты этого сайта не являются исключением, но некоторые, как я обратил внимание, используют антитезу необоснованно. Поэтому о ней и пойдет сегодня речь.
Антите;за — риторическое противопоставление — стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи ,заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Как средство усиления выразительности , антитеза чaщe всeго применяется при сопоставлении образов или понятий , контрастирующих между собой. Оттеняя контрастные черты сопоставляемых членов, антитеза именно благодаря своей резкости отличается слишком настойчивой убедительностью и яркостью, за что эту фигуру так любили романтики (М.Ю. Лермонтов в том числе).
Рассмотрим на примере, как использовал антитезу М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Ангел».
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел ;
И месяц, и звезды, и тучи
толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятия нес
Для мира печали и слез ,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов , но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
Думаю, что не стОит отвлекаться на определение идейно-тематического содержания: оно у Лермонтова всегда понятно даже школьнику,- а лучше сразу перейдем к делу и рассмотрим, что и — главное — как противопоставляет Лермонтов.
Ясно, что в центре повествования в стихотворении — ангел и его песня. Теперь нужно найти в тексте «Ангела», как и в любом романтическом произведении, нечто, что является контрастом. Возьмем шире. Ангел и его песня — это небесное, а все, что им противопоставлено,- земное.
1. Думаю, это можно выразить в нескольких словах. Ангел несет в наш грешный мир невинную душу и поет прекрасную песню. Душа не смогла запомнить этой песни, но осталось воспоминание о ней, настолько прекрасной, что все земные песни не могут заменить небесных звуков.
2. Проследим за настроением, которое передают строки стихотворения.
Оно меняется от радости до печали и грусти.
3. Далее рассмотрим средства художественной выразительности. Тут проблем не должно возникнуть, так как это будет «прямая» антитеза, то есть противопоставление будет понятно из значения употребленных слов. Возьмем эпитеты. Небесное: тихая песня, святая; безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание… И земное — скучные песни. Как видим, небесное преобладает над земным, но так и должно быть у романтиков. Теперь рассмотрим: метафоры. Например, небесное: месяц, эвезды, тучи внимали; земное: душа томилась.
4. Размер. Для подчеркивания контраста поэт использует чередование четырехстопного и трехстопного амфибрахия: 1 и 3 строки катренов написаны Ам4, а 2 и 3 Ам3. Этот прием усиливается смежной рифмовкой.
5. Рифма. Во всем стихотворении Лермонтов использует только мужскую рифму, однако и здесь можно найти контраст: в первых двух строках она закрытая, а во 2 и 3 — открытая или прикрытая. В 4 катрене рифма везде открытая. Почему, возникает вопрос? Все просто: в заключительной строфе говорится о только о земном, то есть нет противопоставления.
6. Лексика. Для передачи небесного используется высокая лексика, но не для земного. Небесное воспринимается более торжественно благодаря удивительной музыкальности звукописи.
7. Синтаксис. Для земного он обычный, однако для небесного поэт использует частое повторение союза «и», что должно напомнить о языкe, которым сделан славянский перевод Библии.
Таким образом, мы видим, что способов передачи антитезы в стихотворении очень много, это не простое противопоставление хорошего и плохого, а умело использованный пример примeнeния антитезы.

Тема

В стихотворении затронуто несколько тем: одиночество, поэт и толпа, вера. Тема одиночества развивается во всём творчестве Лермонтова: поэт, талант, изгнанник – всегда одинок; непонимание и осуждение, зависть и презрение – судьба талантливого человека. В стихотворении упоминается, что “младую душу” ждёт “мир печали и слёз”, “песни земли” будут ей неинтересны, она другого сорта. Эта тема сливается с темой поэта и толпы, ведь душа всю свою жизнь томилась желанием создать те чудные мотивы, которые когда-то слышала, человеческого счастья невозможно обрести, имея высокую и непонятную обычным людям цель. Тема веры особенно ярко звучит в стихотворении. Ангел, воспевает Бога живой, “непритворной” хвалой, чувствуется иная, лучшая реальность, сокрытая от человека. Лирический герой покорно отдаёт душу в мир, где его ждёт земная жизнь, понимая, какой нелёгкой будет его доля. Он выполняет волю Всевышнего, таков порядок. Главная мысль стихотворения – показать рождение новой души, чьё ремесло будет состоять в том, чтобы описать ту красоту и величие мира, которую когда-то показал ей ангел.

Анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Молитва», «Ангел»

  • Сенаторова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Цель урока: развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения.

Технология: мастерская, диалоговая.

Методические приемы: комментарии учителя, работа с текстом, выразительное чтение, беседа по вопросам, элементы анализа текста, словарная работа.

Оборудование урока. Портрет М.Ю.Лермонтова, Репродукция картин Леонардо да Винчи “Благовещение”, репродукция картины М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”, романс на стихи Лермонтов, музыка Дж. да Палестрина “Месса папы Марчелло”

Х О Д У Р О К А

Эпиграф урока:

Лермонтов безмерно рисковал,
Вызывая недругов к барьеру.
И когда не принимал похвал
И не ставил в грош свою карьеру.

Рисковал над начатым листом,
Чтоб душой с другими поделиться.
Но особый риск таился в том,
Чтоб в себе хранили те страницы.

Рисковал, когда являлся в свет,
Потому что был остер в беседах.
Не красавец, но лихой корнет,
Поразивший смертью напоследок.

Андрей Дементьев.

1. Слово учителя

.

(Читаю эпиграф урока).

Эти строчки написал поэт Андрей Дементьев. В принципе, они могут служить эпиграфом к изучению творчества Лермонтова. Мы сегодня заострим внимание на двух строках, которые как нельзя кстати подходят к нашей теме: “Рисковал над начатым листом, чтоб душой с другими поделиться”. Что же такое душа? Перед вами лежат печатные тетради. Посмотрите, пожалуйста, какое толкование дает нам С.И.Ожегов. Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание

2.

Как же тяжело говорить о том, что у тебя на душе, поделиться своими мыслями. Сегодня мы проанализируем стихотворения “Ангел”, “Молитва”, которые позволят нам заглянуть в душу поэта, открыть немного и свою.

Стихотворение “Ангел” датировано 1831годом, тогда Лермонтову было всего 17 лет. Поэт- юноша. Еще свежи воспоминания детства. “Ангел”- это та точка, где пробился наружу из глубин души родник поэзии величайшего нашего поэта. Это потом его поэзия превратится в поток, отразившая в себе и родные Тарханы, и Кавказ, и звезды, и облака, и луну, плывущую по небу, но сам родник, сам источник – стихотворение “Ангел”.

Выразительное чтение стихотворения.

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятия нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

— Итак, какие чувства у вас вызвало это стихотворение? О чем это стихотворение?

(Чувства заполняем ассоциативной таблицей, синквей)

“Ангел”

Доброты, жалости, радости, гармонии, умиротворения, свободы…

(В сущности, и строго говоря, биографический факт. Ангел несет душу, чтобы вселить ее в земного человека, и поет песню, душа не запомнила этой песни, но ощущение песни осталось. И вот земные песни не могут заменить ей небесных звуков. Душа в земной юдоли томится, вспоминая о них. Но разве не точно так же мать, молодая, красивая, нежная женщина (ангел!), лелеяла своей песней душу мальчика, готовя его к трудной и жестокой жизни, к земному пути! Стихотворение “Ангел” — ключ к пониманию почти всей поэзии Лермонтова. Вот именно – изначальный родник. Потом вольются в поэтический поток новые строки: лирические, эпические, социальные, но главный мотив таится здесь.

— Посмотрите, пожалуйста, на вашу тетрадь. (Раздаточный материал). Прочитайте, какое толкование слову ангел дает В.И.Даль.

Ангел – существо духовное, одаренное разумом и волею. Спаситель. Ангел – хранитель, приставленный Господом к человеку, для охраны его.

Кадило – церковный сосуд, курильница на цепочках, в которую на жар кладется ладан

3. Работа с печатной тетрадью.

Стихотворение

Строфа

Основная мысль

Настроение

По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
1 Ангел летел и пел. Радости, счастья, умиротворения, легкой грусти
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
2 Песня ангела о Боге. Печальное, легкая грусть,
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой
3 Ангел несет на землю душу Теплое. Уютное, немного тревожное
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.
4 Душа помнит песню ангела Печаль о прошлом.

— С помощью каких выразительных средств создаются образы стихотворения?

(Эпитеты: тихая песня, святая, безгрешные души, райские сады, душа младая, живой звук, чудное желание, скучные песни.)

Метафоры: месяц, эвезды, тучи внимали, душу нес, душа томилась.

— Давайте рассмотрим синтаксис стихотворения. Все предложения простые. Сколько раз употребляется союз И. (9), что напоминает о стиле славянского перевода Библии.

— Определите размер стиха (4 и 3 стопный амфибрахий)

— Определите рифму (мужская)

— Какая рифмовка стихотворения? (смежная)

4. Культуроведческий аспект.

Художники в своих произведениях не раз обращались к божественной теме. Давайте рассмотрим с вами картину М.Врубеля “Ангел с кадилом и свечой”. (Обращаемся к тетради для разъяснения слова кадило.)

Михаилу Александровичу Врубелю был дан великий дар подлинного художника, ему суждено было сказать о жизни то, что никем не было сказано, и говорить так, как никто до него не говорил. В 1887 г. Врубель работал над эскизами для росписи Владимирского собора в Киеве. Он написал акварелью “Ангела с кадилом и свечой”, но, увы, высокие художественные достоинства этого эскиза, который можно поставить в один ряд с великими произведениями мировой живописи, не были в то время оценены, и эскиз не получил воплощение в монументальной живописи. Ангел у Врубеля задумчивый, смотрящий вдаль и в то же время уходящий внутрь взгляд небесных глаз. Белый наряд, как облако. Покрывает тело. Ангел парит над землей, благославляя людей. Тихий, кроткий, и в то же время вечный, как вопрос о жизни и смерти. Он другой, чем у Лермонтова, и все же очень похож. Ангел, несущий благую весть.

Или еще одна картина великого Леонардо да Винчи на эту тему – это “Благовещение”, которая датируеся приблизительно 1472годом. Художник создал ее, когда ему было 20 лет. Перед нами таинство, весть Деве Марии о том, что скоро у нее родится ребенок. Вся картина дышит торжественностью. Черные деревья, цветы под ногами ангела создают эффект поэтичности и близости природы. И как всегда отличительный признак гения Леонардо – загадочность во всем: в образе будущей матери, ангела, природы.

— Какая картина, по вашему мнению, наиболее близка к стихотворению “Ангел”?

— Откройте, пожалуйста, учебник на странице 134, прочитайте из критической статьи высказывания поэта И.Бунина. (Ребята читают абзац)

— И вот, под впечатлением стихотворения “Ангел”, поэт пишет свое душевное откровение “За все тебя, Господь, благодарю!” (1901 г.) Его прочитает нам ученица, но фоном для данного творения я хочу поставить вам мессу, написанную итальянским композитором эпохи Возрождения Джакомо да Палестрина. В тетрадях вы можете прочитать об этом композиторе. (Звучит месса папы Марчелло, на этом фоне звучит стихотворение.)

За все тебя, Господь, благодарю!
Ты, после дня тревоги и печали,
Даруешь мне вечернюю зарю,
Простор полей и кротость синей дали.
Я один и ныне – как всегда.
Но вот закат разлил свой пышный пламень,
И тает в ней Вечерняя Звезда,
Дрожа насквозь, как самоцветный камень.
И счастлив я печальною судьбой,
И есть отрада сладкая в сознанье,
Что я один в безмолвном созерцанье,
Что всем я чужд и говорю – с тобой.

5.

В отличие от юношеского “Ангела”, “Молитва” написана в 1839 году уже зрелым поэтом. Такое же название Лермонтов давал двум другим стихотворениям – 1829 и 1837 годов. По свидетельству О.А.Смирновой, “Молитва” 1839, написана для княгини Марии Алексеевны Щербатовой: “Машенька велела ему молиться, когда у него тоска. Он ей обещал и написал эти стихи” Жанр стихотворения – лирического монолога, обозначен в самом заглавии. Выразительное чтение стихотворения “Молитва”.

В минуту жизни трудную
Теснится в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…

— Каковы ваши первые впечатления от стихотворения?

— В каком случае человек обращается к молитве?

— Давайте посмотрим толкование этого слова.

Молитва – у верующих: установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к Святым.

— Что происходит с лирическим героем стихотворения во время молитвы?

(Он получает силы, освобождается от тяжелого бремени, сомнения уходят…)

Почему во втором и третьем четверостишиях исчезает “я” лирического героя?

(Так как при чтении молитвы это происходит с каждым действительно верующим человеком).

Итог урока.

– Какие же душевные качества открыл перед нами Лермонтов в своих стихотворениях? (чистоту души, веру, честность и доброту). Это действительно так, только поистине верующий человек может обладать такими качествами.

– А какими душевными качествами вы хотели бы обладать?

В конце урока, в качестве подарка, я предлагаю прослушать романс на слова М.Лермонтова “Выхожу один я на дорогу”.

Домашнее задание:

  1. Одно из стихотворений Лермонтова выучить наизусть.
  2. Написать эссе на тему: “Что нового я открыла для себя в лирике и в личности Лермонтова”.

Список литературы:

  1. Энциклопедия для детей Аванта + по литератуте.
  2. М.Ю.Лермонтов. Точка зрения. Сост. И.И.Подольская. Серия “Классическая гимназия”. М.Лайда, 1993 г.
  3. В.И.Коровин “Творческий путь М.Ю.Лермонтова”, М., “Просвещение”,1973.
  4. Роберт Уоллэйс “Мир Леонардо”, М. “Терра”, 1997.

Приложение

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *