Андреас конанос

12 3 4 5 6 7 …75 religion_orthodoxy religion_christianity religion_rel Андреас Конанос архимандрит Радиобеседы

Архимандрит Андреас (Конанос) родился в 1970 году в Мюнхене (Германия), с 1977 года живет в Афинах. Окончил классический лицей и богословский факультет Афинского университета. В 1990 году рукоположен в диакона, а 2000-м — в иерея, позже был возведен в сан архимандрита. С 2006 года отец Андреас ведет передачу «Невидимые переходы» («Αθέατα περάσματα») на радио Пирейской митрополии. Его приглашают для чтения лекций и бесед во многие города Греции, Кипра и США. Тексты его радиобесед были опубликованы в виде двух сборников на греческом языке; готовится издание сборников на английском и болгарском языках. Портал Православие. Ru предлагает своим читателям подборку из радиобесед отца Андреаса.

ru Maximus FictionBook Editor Release 2.6.6 27 February 2015 05938720-8E07-4EAD-A175-4FE8BC5EDCDD 1.0

Версия 1.0 — создание файла .fb2, форматирование, фрагментарная вычитка.

Архимандрит Андреас Конанос

Радиобеседы

Когда Христос станет для тебя всем

Православие. Ru, 4 декабря 2012 г.

Перевел с болгарского магистр богословия Виталий Чеботар.

Мне позвонил мужчина и спросил, можно ли ему на днях причащаться, так как он повздорил с друзьями из-за некоторых церковных вопросов. Звонивший сообщил, что приятели с ним никак не соглашались. И это его разозлило.

Я ответил ему:

— Чадо, что такое ты говоришь? Разве я не просил тебя не спорить об этом? Нельзя ругаться ради Христа и выходить из себя, убеждая другого. Оставь людей в покое. Знай: что бы ты ни сказал о Христе, как бы тебе ни ответили — никто не сможет избежать Его. Ты найдешь Христа, Он тебя найдет. Будешь искать Его, мучимый своей проблемой, — и Он найдет тебя. К кому придешь, если не к Нему? Разве не так? Не нужно ругаться ради Господа. И не говори много о своей вере. Не распространяйся. Я тоже не хочу этого делать; призна́юсь, я отягчаюсь от того, что говорю так много о Нем. Важно жить по законам Божиим, жить во Христе. Ведь Христос пришел, дабы мы могли наполнить Им нашу жизнь, жили Им, Им наслаждались.

Его целью было стать «жизнью нашей жизни», телом нашего тела, кровью нашей крови. Мы должны войти в Его дух до такой степени, чтобы Христос принял нас. И вот после этого мы вправе говорить о Нем. А мы лишь рассуждаем о Нем, не живя Им. И докатились до того, что только разглагольствуем, не имея опыта Христа.

Ты спросишь, к чему я клоню и что этим хочу сказать? Отвечу: я не знаю Христа. Это плохо, но такова правда. А насчет тех, которые осуждают Господа, не зная Его… Кого они обвиняют? Кого критикуют? Того, Кого не знают? Христос не такой, как о Нем говорят. Он другой. Он Тот, к Кому никто из обсуждающих Его и не приближался, Кого не касался, не видел. Если видишь Господа, а не здания, людей, общества, системы, то есть все то, что от человека, если видишь Самого Иисуса Христа — то не будешь обвинять Его. Да тогда это уже станет и невозможно. Когда Его увидишь — удивишься, изумишься, сдашься Ему, потому что Он Господь Бог, наш Создатель. Но скажи мне, как это будет происходить?

Нам исполняется 40, 50, 60 лет, но мы все еще не прикоснулись к Господу и все еще не можем произнести слова, которые сказал апостол Павел. Не ведаю, как ты, но я знаю, многие из нас не живут так. Что это за слова? «Для меня жизнь — это Христос, а смерть приобретение». То есть Христос для меня — это все. Моя жизнь бессмысленна без Христа. Он всему придает смысл, украшает мир, мою жизнь, мое сердце, мои шаги, планы, дела. Можешь ли ты произнести эти слова?

Можешь ли ты сказать, что это не ты живешь, а Христос — Он живет в тебе? И что это Он ходит, говорит, думает, пребывая в тебе, что Он просвещает твою душу, твою сущность, управляет твоими органами? Сможешь ли ты так сказать? И когда сможешь? В прошлом году ты говорил, что станешь добрее. Тот год прошел, наступил следующий. Когда ты сделаешь этот шаг? Когда изменишься?

Когда же мы проснемся? Когда выйдем из состояния подобия смерти, в котором живем? Вот ты хороший человек, но много таких, как я, кто живет в летаргии греха. И им необходимо что-нибудь, чтобы проснуться и идти вперед. Они испытывают усталость не только весной, но и зимой, и осенью. В течение всего года они в летаргии, безразличны, убивают клетки своего тела и души. Что же произойдет? Каким образом изменится наша жизнь? Как приблизим к себе нашего Творца и Судию, станем друзьями Христа? Я не понимаю и не знаю, как это произойдет.

Один человек недавно рассказывал мне, как шел он по дороге и так погрузился в мысли о своих заботах, что его чуть не сбил автомобиль: «Я задумался о своих проблемах, но гудок разбудил меня».

Вот и говорю я себе: когда же, Иисусе, я забуду все от любви к Тебе?

Если какая-то проблема может довести тебя до безумия, если мирская радость заставляет забыть обо всем, то представь себе, что ты будешь чувствовать, когда по-настоящему возлюбишь Бога. Ты улетал бы туда, переносился бы в другое место, переживал бы то, что пережил старец Софроний (Сахаров). Однажды, будучи во Франции, он потерялся и плутал целых три часа, потому что потерял память от усердной молитвы. Он потерялся, хотя был образованным, мудрым человеком, а не каким-то идиотом, чтобы не знать, где находится. Он был мудрым-премудрым. Однако молитва растапливает и мудрых. Молитва меняет и преображает даже самых мудрых и заставляет их забыть, где они находятся, и дает им почувствовать такую радость, что они забывают дорогу и не знают, где они сейчас. Пойми это! И я говорю тебе это все вовсе не для того, чтобы ввести тебя в отчаяние, а для того, чтобы ты задумался. Мы не коротаем здесь время за беседой. Все, что говорится тут, должно вразумить нас оставить наши дела, и не на день, думая хорошо провести время и послушать что-нибудь духовное. Это серьезные слова, которые, если мы их правильно поймем, оживят наше сердце, поменяют наше отношение к вере.

И это не просто красивые слова из тех, что приятно слушать, но если ты им не последуешь, то конец света не наступит. Это самые важные вопросы, по которым будут судить нас. Которые встают перед нами в тот миг, когда мы умираем. Понимаешь ли ты это?

Автопортрет Ф. Кондоглу в кн.: Астролябия. Керкира, 1935
Автопортрет Ф. Кондоглу в кн.: Астролябия. Керкира, 1935 Фотис (между 1892 и 1897, Айвалык, Турция — 13.07.1965, Афины), художник, с творчеством к-рого связывают возрождение визант. стиля живописи в Греции; писатель. В источниках указываются разные даты рождения К., наиболее вероятным можно считать 1895 или 1896 г. Его отец, Николаос Апостолелис, был моряком и умер, когда К. исполнилось 2 года, поэтому художник взял фамилию матери — Деспины Кондоглу. Воспитать мальчика помог брат матери Стефан (Кондоглу), игумен монастыря св. Параскевы. Он отправил племянника по окончании айвалыкской гимназии в Афины, в Школу изящных искусств при Политехнионе, т. к. у того с детства проявился талант к рисованию. Когда началась первая мировая война, К. уехал ненадолго в Мадрид, а затем в Париж и прожил там ок. 6 лет, зарабатывая на пропитание иллюстрированием книг и журналов. Он общался со скульптором О. Роденом и с писателем М. Метерлинком. Познакомившись с совр. течениями в изобразительном искусстве, К. не примкнул ни к одному из них, следуя реалистическим принципам живописи. Лишь впосл. в некоторых его работах заметно опосредованное влияние экспрессионизма. В 1918 г. К. написал 1-е лит. произведение — историю португ. пирата «Педро Казас». Ок. 1919 г. художник вернулся в Айвалык, преподавал франц. язык, искусство и рукоделие в жен. гимназии, а затем его призвали в греч. армию. Он был вынужден покинуть Родину во время переселения малоазийских греков из Турции в Грецию и обосновался в Афинах, где занялся написанием статей для энциклопедического словаря К. Элевтерудакиса и его иллюстрированием. Это событие было не случайным: К. отличался широким кругозором (одним из его лит. псевдонимов был Книгоед). В последние годы жизни К. участвовал в издании Религиозной и нравственной энциклопедии — 1-й правосл. энциклопедии на греческом языке.Старец Апостолос с сетями. Рисунок. 1923 г. (коллекция О. Иоанну)
Старец Апостолос с сетями. Рисунок. 1923 г. (коллекция О. Иоанну) До 25 лет К. не использовал красок: все сохранившиеся произведения выполнены карандашом, чернилами, сепией, восковой пастелью или углем. В 1923-1924 гг. К. создал первые работы в цвете (портреты С. Дукаса в технике фрески, М. Филинтаса и Н. Хрисохоса — маслом). Предпринятое К. в 1923 г. путешествие на Афон и соприкосновение с визант. искусством оказало огромное влияние на его творчество. С этого времени началось увлечение К. Византией, в т. ч. в области истории, агиографии, святоотеческого наследия.

Итогом поездки стали книги «Искусство Афона: Копии и реконструкции Фотиса Кондоглу» с копиями визант. и поствизант. икон и фресок и «Васанта» c текстами и иллюстрациями К., а также выставки в Митилини и Афинах рисунков монастырей, афонских пейзажей и портретов насельников. Оригинальные произведения, как и копии, были выполнены в черно-белом цвете (большинство копий сделаны кит. тушью). В 1923 г. К. создал первую большую композицию на религ. тему — «Крещение», в которой прослеживается влияние византийской живописи, в т. ч. и в технике (воскомастичная живопись). Иконография «Крещения» восходит к визант. образцам, но цветовое решение нетрадиционно: преобладает охра и жженая сиена. В 1924 г. К. снова отправился на Афон, где занимался копированием и созданием собственных произведений. Он периодически возвращается к монохромному рисунку в книжной графике (напр., иллюстрации к соч. П. Дельты «Жизнь Христа»: «Ап. Нафанаил молится под инжирным деревом» и «Христос, рисующий на песке»), в портретах и жанровых сценах из жизни квартала Неа-Иония в Афинах, где жили беженцы из М. Азии. В 1924 г. К. сделал 2 рисунка, в к-рых прослеживается влияние Эль Греко («Иоанн Предтеча» и «Христос с учениками»), в 1925 г.- пейзажи акварелью и темперой и копии мозаик ц. Успения Пресв. Богородицы в Дафни (ок. 1100) в технике фрески. С 1925 г. художник принимал участие в издании посвященного искусству ж. «Дружеское общество».

Мученичество св. Лукии. Роспись домовой церкви семьи Заимисов в Рио близ Патр. 1935 г.
Мученичество св. Лукии. Роспись домовой церкви семьи Заимисов в Рио близ Патр. 1935 г. С 1926 г. исследователи отмечают серьезные изменения в творчестве К.- он написал картину «Участник борьбы за Македонию» (масло) и портрет прозаика Н. Велмоса (темпера), в которых впервые использовал приемы визант. живописи для изображений светской тематики. В том же году им был сделан ряд акварельных пейзажей, а также иллюстрации к книге Н. Мелас «Павлос Мелас». В 1927 г. К. написал первые иконы в византийском стиле для митрополичьего собора о-ва Кимолос. Во 2-й пол. 20-х гг. К. сотрудничал как автор и художник в ж. «Греческая литература» и иллюстрировал кн. «Сказки: Сборник Г. Мегаса». В 1928 г. вышла в свет его книга «Путешествия», в к-рой лит. описания Греции сопровождены рисунками. Целью иллюстрирования К. собственных произведений было не украшение, а смысловое дополнение текстов.

Стилю К. под влиянием визант. живописи, произведений критской школы, а также «народного» искусства поствизант. периода были присущи схематичность, плоскостность, линеарность. Цветовая гамма его произведений отличается приглушенными, «блеклыми» оттенками, к-рые он считал характерными для фресок визант. периода. Лишь в нек-рых поздних храмовых росписях, выполненных вместе с учениками, заметен более яркий колорит (церкви вмч. Георгия Победоносца в Кипсели и свт. Николая Чудотворца в Като-Патисии). Притом что К. хорошо знал (учитывая ранний период копирования) и любил визант. искусство, творчество мастера нельзя назвать подражательным: он переосмыслял и перерабатывал визант. наследие.

Вмц. Екатерина. Икона. 1935 г. (ц. вмц. Екатерины при больнице «Красный крест» в Афинах)
Вмц. Екатерина. Икона. 1935 г. (ц. вмц. Екатерины при больнице «Красный крест» в Афинах) Чуть раньше К. в визант. стиле начали работать Д. Пелекасис, К. Карагацидис, А. Виагинис, но, по словам худож. Н. Энгонопулоса, они стремились к воспроизведению визант. образцов, что придавало их произведениям вид музейных экспонатов, а К. возродил визант. искусство, сделав его живым и современным (Μνήμη Κόντογλου. 1975. σ. 36). Интерес к Византии начал пробуждаться у представителей греч. интеллигенции, с к-рыми К. поддерживал дружеские отношения, среди них — занимавшиеся возрождением визант. архитектуры А. Орландос и А. Захос, исследователь визант. музыки С. Каррас, археолог и искусствовед-византинист А. Ксингопулос. Духовным отцом К. был известный старец архим. Филофей (Зервакос).Мч. Христофор. Роспись ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Лиопеси. 1946 г.
Мч. Христофор. Роспись ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Лиопеси. 1946 г. Изучение древней техники живописи позволило К. стать востребованным реставратором. В 1930 г. он был приглашен на должность реставратора в Византийский музей в Афинах. В 1931 г. К. участвовал в раскопках в Спарте, расчистил, отреставрировал и выполнил копии росписи рим. гробницы. В 1932 г. он расчищал фрески собора мон-ря Кесариани, а в 1933 г. работал по приглашению егип. властей в Коптском музее в Каире. Впечатление, произведенное на К. файюмскими портретами, отразилось на его творчестве. К. успел поработать и в жанре миниатюры, по сути возродив визант. искусство украшения рукописей миниатюрами: в 1934 г. написал книгу «Астролябия» и создал иллюстрации к ней (издана в 1935 на Керкире; часть изображений выполнил Я. Царухис). В 1934-1935 гг. художник был приглашен для реставрации икон в музей Керкиры.

Во 2-й пол. 30-х гг. ХХ в. начался этап освоения К. монументальной живописи: он расписал домовые церкви семьи Заимисов в Рио близ Патр (1935) и семьи Песмазоглу в афинском районе Кифисья (1939), начал росписи приходского храма в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Пеании (Лиопеси) в Аттике (1939-1940; прерваны из-за войны, возобновлены в 1946, завершены в 1951). Число икон, созданных в этот период, невелико; наиболее интересны 22 иконы иконостаса ц. Успения Пресв. Богородицы (или Пантанассы) в афинском квартале Монастираки (1932), образы «Вмч. Георгий» (1933, коллекция А. Кодзабасиса), «Три святителя» (1934, ц. Капникарея), иконы ц. вмц. Екатерины при больнице «Красный Крест» (1935-1937). В византийском стиле К. выполнил картины, посвященные античной и совр. тематике (напр., «Долина плача», 1930; «Аякс и Одиссей», 1935); 2 ансамбля светской живописи — в своем доме (1932, фреска) и сцены из истории греческого народа от мифологического периода до 1821 г. в здании Афинской мэрии (1937-1939, фреска и вмонтированные в стены картины).

Христос Пантократор. Икона. 1948 г. (коллекция А. Пападимитриу)
Христос Пантократор. Икона. 1948 г. (коллекция А. Пападимитриу) В кон. 30-х гг. ХХ в. (до 1940) К. работал в Мистре над расчисткой фресок ц. Пресв. Богородицы Перивлепты. В 1940 г. он написал кн. «Древние люди Востока» и сделал к ней 11 иллюстраций (изд. в 1945). Во время второй мировой войны К. не имел нормальных условий для работы, испытывал значительные материальные трудности, даже был вынужден продать свой дом. В 1942 г. он начал расписывать вост. часть ц. Капникарея, стремясь к тому, чтобы роспись по духу соответствовала архитектуре визант. храма. Впосл. наблюдается переход мастера от техники альфреско к клеевой живописи. Лит. сочинения, созданные в 40-х гг., посвящены героическим личностям прошлого («Мужи прославленные и забытые», 1942) или ужасам войны, которые он описывает символически, с помощью мифологических образов («Бог Конанос и его монастырь, называемый Потопление», 1943). Другая книга — «Таинственный сад» (1944) раскрывает духовное богатство Православия и содержит гл. обр. изображения святых.

В первые послевоенные годы им создано много икон, в т. ч. для иконостасов церквей свт. Николая Чудотворца (1947-1949) и ап. Андрея Первозванного (1948), расположенных в афинском районе Като-Патисия. Одновременно с церковной живописью в визант. стиле К. продолжал создавать реалистические портреты (напр., архиеп. Афинского Дамаскина, 1949). В 1947 г. он написал «Житие и подвижничество преподобного отца нашего Марка Отшельника из Афин» (с 12 миниатюрами) и «Жизнь и житие Блеза Паскаля, Христа ради юродивого».

Вмч. Феодор Стратилат. Рисунок. 1947 или 1948 г. (коллекция К. Диамандуру)
Вмч. Феодор Стратилат. Рисунок. 1947 или 1948 г. (коллекция К. Диамандуру) Наиболее активный творческий период К.- 50-е гг. ХХ в.: он создал много икон (напр., в 1955 — более 70), расписывал храмы: в 1948 г.- вмц. Екатерины при больнице «Красный Крест» (вост. стена над апсидой), в 1950 г.- ап. Андрея Первозванного в Като-Патисии и вмц. Варвары в Эгалео (сев. и зап. стены), в 1953-1954 гг. продолжил росписи Капникареи.

К. известен как публицист и популяризатор византийского наследия. С 1950 г. он сотрудничал в газ. «Элефтерия», в разд. «Воскресные темы» помещал свои рассказы о морских и других приключениях, о православных традициях, праздниках, писал на патриотические темы. Кроме того, в 1952-1954 гг. вместе с богословом Василисом Мустакисом выпускал ежемесячную брошюру «Кивот», призывающую к борьбе за православные ценности. В 1952 г. К. перевел на греческий язык сочинение Л. А. Успенского «Икона: Несколько слов о ее догматическом значении» (Ouspensky L. L’Iсône: quelques mots sur son sens dogmatique. P., 1948).

Свой опыт иконописца К. обобщил в 2-томной книге «Изложение православной иконописи» (1960), к-рая до наст. времени используется иконописцами в качестве руководства. Для К. характерно особое внимание к иконографии и к житиям святых. Многие жития пересказаны им трогательно и назидательно (книги «Незыблемая основа», «Смиренные гиганты» и др.), к другим он написал предисловия (Житие прав. Николая Планаса) или раздел о чудесах (Житие прав. Иоанна Русского). В 1962 г. изд-во «Астир» начало публиковать 10-томное собрание сочинений К. В его лит. творчестве на протяжении мн. лет основными оставались 2 темы — Византия и морские приключения. Просветительская деятельность К. была нацелена на освоение визант. наследия и ознакомление с ним греч. аудитории, подбор сведений и способ их изложения имели задачи приобретения правосл. читателем не только знаний, но и душевной пользы.

В последние годы жизни К. продолжал публицистическую деятельность, в т. ч. печатал статьи в газ. «Орфодоксос Типос», издавал брошюры против экуменизма и церковного модернизма; в дек. 1963 г. и апр. 1965 г. он опубликовал 2 открытых письма К-польскому патриарху Афинагору.

В 60-х гг. ХХ в. К. был удостоен премии писателей и художников Афинской АН и ордена Феникса. После травм, полученных в автомобильной аварии в 1963 г., для К. начался период болезней. Он похоронен на 1-м кладбище Афин, впосл. останки были перенесены в мон-рь св. Параскевы в Неа-Макри.

Соч.: ῎Εκφρασις τῆς ᾿Ορθοδόξου Εἰκονογραφίας. ᾿Αθῆναι, 1960, 20004. 2 τ.; ῎Εργα. ᾿Αθῆναι, 1962-1986. Τ. 1-11.

Лит.: Θεοδωρακόπουλος Ι. Μνήμη Κόντογλου. Αθήνα, 1975; Χατζηφώτης Ι. Μ. Θ. Κόντογλου (1895-1965): Πέντε μελετήματα για τον λογοτέχνη, τον καλλιτέχνη, τον άνθρωπο. Αθήνα, 1975; idem. Κόντογλου, ο μεταβυζαντινός: Δοκίμιο. Αθήνα, 1978; idem. Θώτιος Κόντογλου. Αθήνα, 1978; Βρεττάκος Ν. Μνημονάριον του Θώτη Κόντογλου. Αθήνα, 1985; Ζίας Ν. Θώτης Κόντογλου ζωγράφος. Αθήνα, 1991; Θώτης Κόντογλους, εν εικόνι διαπορευόμενος. Αθήνα, 1995; Αθανασόπουλος Β. Θώτης Κόντογλου: Σημείον αντιλεγόμενον. Αθήνα, 1998; Κόρδης Γ. Δ. Παράδοση και δημιουργία στο εικαστικό έργο του Θώτη Κόντογλου. Αθήνα, 2006; Σκοτεινιώτη Ε. Θώτης Κόντογλου: Η γραφή του ως διακείμενο. Αθήνα, 2009.

О. В. Л.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *