Греческое слово ангелос означает: «посланник», «вестник». Этим словом определяется, главным образом, отношение Ангелов к людям. Они, как наши старшие братья, возвещают нам волю Божию и помогают нам в деле спасения. Ангелы так утвердились в добре и любви Божией, что уже никогда не могут творить зла — не могут грешить, потому и называются Святыми Ангелами. Их ум возвышеннее сравнительно с умом человеческим; могуществом и силою, по изъяснению апостола Петра, они превосходят всех людей (2 Петр. 2, 11). Однако и они ограничены в своей силе и знании. Только Бог Всемогущ и Всеведущ.
Будучи без плоти, Ангелы меньше, чем люди, зависимы от пространства и места и мгновенно появляются там, где им нужно действовать. Однако нельзя сказать, чтобы они существовали независимо от пространства и места. Св. Писание изображает Ангелов то сходящими с неба на землю, то восходящими с земли на небо. Ангелы созданы бессмертными, как об этом свидетельствует Писание, они умереть не могут (Лк. 20, 36).
Ангелы различаются между собою по степени совершенства и по роду своего служения и разделяются на несколько чинов. Православная Церковь разделяет мир Ангельский на девять ликов, или чинов, а эти девять — на три иерархии, по три чина в каждом. В первой иерархии состоят находящиеся ближе к Богу, именно: Престолы, Херувимы и Серафимы. Во второй, средней, иерархии: Власти, Господства, Силы. В третьей, более близкой к нам: Ангелы, Архангелы, Начала. Ангелы не только воспевают Славу Богу, но и служат Ему в делах Его промышления о мире вещественном и чувственном. О таком их служении часто говорят св. отцы.
Ангелы-Хранители не только внушают нам благие помыслы к вечному спасению, они действительно охраняют нас в житейских обстоятельствах. Слово «хранитель» – совсем не аллегория, а живой и драгоценный опыт многих поколений христиан. Недаром, например, в молитвах о путешествующих мы просим у Господа особого попечения о нас Ангела-Хранителя. Да и правда, где, как не в путешествиях, нам необходимо особое попечение Божие.
Ангел-Хранитель дается человеку в Таинстве Святого Крещения на всю жизнь. Если человек ведет порочную жизнь, то Ангел-Хранитель отходит от такого человека, потому что с его святостью несовместим греховный смрад, который от такого человека исходит. Однако совсем такого человека Ангел-Хранитель не оставляет. Удалившись от него, он продолжает молиться за того, кто находится под его небесным покровительством. Когда человек духовно пробуждается, приносит покаяние и начинает исправлять свою жизнь, Ангел-Хранитель к нему возвращается.
Св. прав. Иоанн Кронштадский пишет о том, как защищают нас Ангелы-Хранители: «Если бы Ангелы-Хранители не охраняли нас от козней злых демонов, о, как часто бы тогда мы падали из греха в грех, как бы мучили нас тогда бесы, услаждающиеся мучением людей, что и бывает, когда Господь попускает на время отступить от нас Ангелу-Хранителю и кознодействовать над нами бесам. Да, Ангелы мира, верные наставники, хранители душ и телес наших, всегда с нами, если мы добровольно не отгоняем их от себя мерзостью плотоугодия, гордости, сомнения, неверия. Как бы чувствуешь, что они покрывают тебя крылами невещественной своей славы, и только не видишь их. Мысли, расположения, слова и дела добрые — от них».
Изображение Ангелов на иконе, то есть набор символов, которые передают не внешний вид, а идею Ангелов как посланцев Божиих: крылья – символ быстроты; посох – символ посланничества; зерцало (сфера в руке с изображением креста или аббревиатуры имени Спасителя) – символ дара предвидения, которым наделил Ангелов Бог; тороки (развевающиеся ленты в волосах) – символ особого слушания Бога и послушания воле Его; облик прекрасного юноши – символ совершенства.
Как действует Ангел-Хранитель
Несомненно, что в течение всей нашей жизни действует Ангел-Хранитель, ибо цель его служения есть помощь нам в достижении спасения. А некоторые указания позволяют сделать вывод, что и по отшествии из этого мира, Ангелы сопровождают нас в мир иной и там также нас не покидают. Сомневаться в том, что рядом с нами невидимо, но реально присутствуют духовные помощники, невозможно человеку, доверяющему Слову Божию и опыту Церкви. Святитель Филарет (Дроздов), когда слышал о сомнении в участии Ангелов в нашей судьбе, с недоумением говорил: как можно сомневаться в том, о чем сообщил нам Сам Царь Небесный: «Отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» И далее митрополит Филарет говорил: «Как в видимых явлениях люди нередко принимали Святых Ангелов за подобных им людей, так легко может случиться, что и невидимые их действия человек примет за собственные человеческие или обыкновенные, естественные действия.
Случайно ли, например, что среди недоумения или некоего бездействия ума вдруг, как молния, просияет чистая, святая и спасительная мысль? Что в смятенном или холодном сердце мгновенно водворяется тишина или возгорается небесный пламень любви к Богу? Если всякое явление по роду своему свидетельствует о присутствии действующей силы, то эти внутренние явления нашей души не свидетельствуют ли о присутствии Небесных Сил, по человеколюбию бросающих лучи в наш ум и искры в наше сердце…». «Как жаль, – вздыхает архипастырь 19-го столетия, – что мы не замечаем этой Ангельской помощи! Ибо, не замечая, не приемлем ее, как должно, и не пользуемся ею; не пользуясь, остаемся неблагодарными и виновными и не приготовляем себя к другим подобным посещениям – и таким образом даже удаляем от себя Хранителей наших».
Немало свидетельств в писаниях отеческих о том, что верующие не лишаются служения своих Хранителей и за пределами здешней жизни. Св. Феодор Студит в одном из утешительных писем к Ефросинии, похоронившей свою мать, писал: «Всегда содержи в уме своем мысль о смерти; ибо, где мысль о смерти, там удаление страстных расположений; размышляй о самом разлучении души от тела – о разлучении, которое будет под начальственным смотрением твоего Ангела; размышляй и о последующем отведении души в Страну Небесную».
Один из древних отцов составителй ответов о православной вере говорит: «По исшествии из тел, души праведников отделяются от душ нечестивых, именно, отводятся Ангелами туда, кто куда достоин; души праведников – в Рай, для блаженного общения с Ангелами и Архангелами и, как открыто, для лицезрения самого Спасителя Христа; а души нечестивых — в ад… И те, и другие блюдутся в подобающем им состоянии до Воскресения и Решительного воздаяния». Потому и Св. Церковь заповедует нам обращаться к Ангелу Хранителю с такой молитвой: «прежде Онаго (Страшного) Суда не забуди раба твоего, руководителю мой… покрый мя исходяща от тела. Еже не видети мерзкие лица демонские».
Мы веруем, что присутствие Ангела-Хранителя облегчит тяжелые минуты разлучения души с телом и успокоит доброго христианина, не лишившего себя этой помощи. Верует Святая Церковь и в то, что Ангел Хранитель остается покровителем христианской души и по разлучении ее от тела, во время прохождения ею мытарств. Потому и молимся мы, христиане, Ангелу Хранителю: «буди ми защититель и поборник непоборим, егда прехожду мытарства лютаго миродержца». То же свидетельствуют и отцы Церкви. Например, Св. Кирилл Александрийский в слове «На исход души» говорит: «Душа поддерживается Святыми Ангелами в шествии по воздуху и, возвышаясь, встречает мытарства, которые стерегут восход, удерживают и останавливают души восходящие».
Свидетельство тому, в чем именно и как может выражаться заступничество Ангела-Хранителя, мы находим в житии преп. Нифонта, епископа Кипрского. Молясь некогда в храме и возведя очи на небо, преп. Нифонт увидел отверстые Небеса и множество Ангелов, из которых одни на землю нисходили, а другие на небо восходили, вознося туда человеческие души. Два Ангела несли в высоту какую-то душу. Когда они приблизились к блудному мытарству, оттуда вышли бесы, с гневом говоря: «Это наша душа; как вы дерзаете нести ее мимо, когда она наша?» Ангелы отвечали: «Какой знак на ней имеете, называя ее своею?» Бесы отвечали: «Она до смерти грешила, осквернила себя, осуждала ближнего и, что еще хуже, и умерла без покаяния; а вы что скажете на это?» Ангелы отвечали: «Поистине, ни вам, ни отцу вашему, диаволу, не верим, пока не расспросим Ангела, души сей Хранителя». Ангел Хранитель сказал: «Правда, много согрешила душа эта; но с того часа, с какого разболелась, она стала плакать и грехи свои исповедывать Богу. Если Бог ее простил, то Он знает, почему; Он имеет власть, Его праведному Суду Слава»… И пошли Святые Ангелы с той душою в Небесные врата.
Но таким защитником Ангел будет лишь для каявшейся и старавшейся исправляться души. Он и приблизиться не сможет к душе, которая здесь, на земле, затворила для себя врата Царствия Небесного. Преп. Нифонт видел такую душу, влекомую бесами в ад. Это была душа некоторого раба, которого господин морил голодом и мучил. Раб же, не терпя мучений, будучи подучен бесами, взял веревку и удавился. Ангел этой души, идя издали, горько плакал, а бесы веселились – теперь душа принадлежала им, так тяжек грех самоубийства!
Ангел Хранитель, как может, борется за нашу душу, но его возможности ограничены количеством наших добродетелей. И только от нас, пока мы живы, зависит — будет ли Лик нашего верного и незаменимого друга радостным или омраченным горем от невозможности помочь нам. Наконец, вот о чем еще необходимо сказать: верующая христианская душа ждет от своего Ангела Хранителя утешения и помощи и в тот страшный день, «егда поставятся престоли, и книги разгнутся, и Ветхий Деньми сядет, и судятся человецы, и Ангелы предстанут, и земля восколеблется, и вся ужаснутся и вострепещут…».
Мы надеемся, что, когда произойдет Страшный Суд, на котором вечный приговор получат и люди, и демоны, Ангел Хранитель будет с нами. И будет ходатайствовать за нас. И веря в это, молимся ему: «Егда трубный страшный глас имать мя от земли воскресити на Суд, близ мене стани тогда тих и радостен, надеждею спасения отьемляй мой страх» («Канон Ангелу Хранителю»).
Ангел — Хранитель: Библия об Ангелах-Хранителях
Существует мнение, что Ангел -Хранитель дается человеку по Святом Крещении. Однако у Отцов Церкви в этом вопросе нет однозначного мнения. В ранней Церкви существовало мнение, что Ангел-Хранитель давался человеку при рождении, однако в более позднее время, мы видим учение, что Ангел-Хранитель оберегает человека только с момента его крещения. На самом деле два этих мнения никак не противоречат друг-другу и примиряются следующим образом — Ангел-Хранитель дается человеку с момента рождения, но вступает в свои полномочия только после Святого Крещения.
Профессор по догматическому богословию Протоиерей Сергий Булгаков, писал об Ангелах -Хранителях следующее — «»Блюдите, да не презрите единого от малых сих: глаголю бо вам, яко Ангели их на Небесех выну видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18, 10). Господь этими словами непреложно засвидетельствовал, что ни единый от малых сих не лишен Ангела-Хранителя своего. Прямой смысл этого текста, что все имеют своих Ангелов-Хранителей, и в эту мысль не вносится никаких ограничений. <…> Существование Ангелов-Хранителей и для ветхозаветного человечества (следовательно, также до искупления и до крещения) может быть подтверждено Свящ. Текстами- Быт. 24, 7,40: речь идет о сватовстве Исаака, на которое Авраам посылает раба своего: Господь «пошлет Ангела Своего пред тобою, и ты возьмешь жену сыну моему». Но также и наличие Ангела Божия около язычника Корнилия (деян 10, 3) свидетельствует о том, что оно распространяется и на язычников, по крайней мере, накануне крещения.
Является несомненным, что всякий крещеный получает Ангела-Хранителя, как и говорится в молитве: «Св. Ангел … преданный мне на соблюдение души и телу моему грешному от Святого крещения». (прот. Сергий Булгаков — «Лествица Иаковля. Об Ангелах» Париж, 1929)
Согласно учению Церкви, Господь дарует человеку Ангела-Хранителя не потому, что Сам нуждается в их помощи, но предоставляет Ангелам возможность участия в Своем Домостроительстве. Господь поручает Ангелам защищать праведных — «ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс.90:11-13). Аналогичную мысль можно увидеть у апостола Павла — «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр.1:14). В книге Товит мы находим повествование о том, как демон был связан Ангелом после того, как Товия исполнил послушание данное его Ангелом-Хранителем (Тов.8:3). В этой же книге приводится свидетельство Ангела о том, что он возносил молитвы человека перед Богом — «Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред Святаго, и когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою» (Тов.12:12).
Согласно Евангелию, Господь предоставил Ангелам провожать душу в загробную жизнь — «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его» (Лук.16:22). Существует большое количество свидетельств (в т.ч. святоотеческих) о том, что в момент смерти человека встречает его Ангел-Хранитель. Исходя из этого, мы не можем исключать, что в числе тех Ангелов, которые отнесли нищего на лоно Авраамово, не было Ангела-Хранителя… Именно Ангелам будет предоставлено в День Страшного Суда, отделить добрых людей от злых — «Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных» (Матф.13:49).
Святой Апостол Павел более детально описывает это событие — «а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от Славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во Святых Своих и явиться дивным в День Оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.» (2Фесс.1:7-10)
Священное Писание также говорит нам о том, что Бог поделил землю и установил пределы для каждого народа. Эти пределы были установлены по числу Ангелов-Хранителей, которых Бог дал каждому народу. Синодальный перевод не корректно отражает это место из Писания, однако в Церковно-Славянском переводе это событие сохранено — «Егда разделяюще вышний языки, яко разсея сыны Адамовы, постави пределы языков по числу Ангел Божиих» (Втор.32:8). Кстати Ангелом-Хранителей иудейского народа, был назначен Архангел Михаил (Дан. 10, 13, 21; 12, 1; Иуд. 9).
Согласно Преданию в настоящее время Архангел Михаил является Ангелом-Хранителем Христовой Церкви за которую он сражается с воинством падших духов. Именно поэтому в православной иконографии он изображается в одежде война с мечом и щитом. Существует также мнение, что своих Ангелов-Хранителей имеют все поместные Церкви…
Вера в Ангелов-Хранителей существовала уже в ранней Церкви. Книга Деяний святых Апостолов рассказывает о чудесном освобождении апостола Павла из темницы. Вернувшись назад в общину, апостол постучал в дверь. Одна из христианок, выйдя на стук, не поверила, что на пороге стоит их наставник и вбежав назад в дом рассказала христианам, что видела Ангела апостола Павла, т.е. его Ангела-Хранителя. «Когда же Петр постучался у ворот, то вышла послушать служанка, именем Рода, и, узнав голос Петра, от радости не отворила ворот, но, вбежав, объявила, что Петр стоит у ворот. А те сказали ей: в своем ли ты уме? Но она утверждала свое. Они же говорили: это Ангел его. Между тем Петр продолжал стучать. Когда же отворили, то увидели его и изумились.» (Деян. 12:13-16)
Сам Спаситель говорил про Ангелов-Хранителей — «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на Небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного.» (Матф.18:10).
Источник: Миссионерский проект “Дышу Православием”
Православие – Религия России!
Православная Россия
#ПравославнаяРоссия
http://pravoslavnajarossia.ru
Facebook Twitter Вконтакте Одноклассники Google+ Pinterest
Молитва — ангел моего рождения: Оберег от беды и напасти.Независимо от того, есть подозрение на порчу или нет, снимали вы её или не снимали, раз в году сделайте себе оберег, чтобы в будущем, вас не коснулось не только негативное влияние, но всякие напасти.
РАЗ В ГОДУ, В СВОЙ ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ, только встав с постели, проговорите (прочтите):
«Ангел моего рожденья.
Пошли мне своё благословенье,
От беды, горя избавленье,
От врагов моих девяти девятижды,
От оговора и хулы напрасной,
От болезни внезапной и ужасной,
От острия в темноте, от яда в чаше,
От зверя в чаще,
От взгляда ирода и войска его,
От гнева и наказания,
От звериного растерзания,
От вечного холода и огня,
От голода и чёрного дня —
Спаси, сохрани меня.
А придёт мой час последний,
Ангел мой, пребудь со мной,
Встань в изголовье, облегчи мой уход.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Аминь.»
Понравилось ? Поделись с друзьями !
> Понравилось? Присоединяйся к нашему сообществу:
Однокласники Вконтакте Facebook Twitter