Ангела хранителя

  • Ангелы-хранители частных лиц Догматическое богословие. митр. Макарий
  • Ангелы-Хранители свящ. К. Пархоменко
  • Размышления христианина об Ангеле-Хранителе на каждый день месяца
  • Ангел Хранитель Богословско-литургический словарь
  • Ангел-Хранитель Энциклопедия изречений
  • Ангел-Хранитель хранит маленьких детей старец Паисий
  • Канон Ангелу-Хранителю
  • Акафист Ангелу-Хранителю

***

А́нгел-Хранитель – Ангел, приставляемый Богом к человеку при крещении для охраны от зла и помощи в добрых делах.

Об этом свидетельствуют слова Иисуса Христа в Новом Завете: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10).

***

Кому и когда даёт Бог Ангела-Хранителя?

Ангел-Хранитель даётся Богом человеку в Таинстве Крещения: «Тем, которые сподобились крещения и возносятся на высоту добродетелей, даны от Бога Ангелы, заботящиеся о них и содействующие им. В этом уверяет нас Господь, когда говорит, что есть Ангелы-Хранители у всякого, кто верует в Него» (преп. Анастасий Синаит).

Некрещеный человек находится под властью падших духов – демонов. Ангел-Хранитель пребывает рядом с верующим христианином, если только мы не прогоним его греховными делами, поскольку «как дым разгоняет пчел, так и грех прогоняет от нас Ангела-Хранителя» (свт. Василий Великий).

«Поскольку все, кроме Бога, имеет свое начало, – требуется выяснить: когда, по учению Церкви, к человеку приставляется Ангел-Хранитель? Заключительная молитва канона Ангелу-Хранителю говорит совершенно однозначно: «от святого крещения» – нового рождения водой и Духом… Причем песнь 7 этого канона указывает и на какой срок: «от Бога дарованного ми во веки», то есть Ангел-Хранитель сопровождает каждого христианина от св. крещения и до окончания земного пути, но и после, «в страшный же час смерти неотступен буди ми, благий хранителю мой,‹…› егда имам преходити воздушная мытарства» (молитва акафиста Ангелу-Хранителю), так как усопшего «обычно сопровождают два ангела ‹…›. Обязанность этих ангелов (Ангела-Хранителя и встречного ангела) – сопровождать душу умершего на его пути в загробную жизнь». И на Страшном Суде Ангел-Хранитель будет предстательствовать пред Христом, моля о прощении хранимого им человека, и в случае прощения – становится последнему неразлучным другом в вечности.

Что значит День Ангела?

Бытует мнение, что Ангел Хранитель есть святой, имя которого мы носим. Отсюда, мол, именины и называются днем Ангела. Это явное заблуждение. Оно легко опровергается утренним правилом: одна молитва обращена к Ангелу-Хранителю – совершенно другая – святому, во имя которого крещен христианин».

Участие Ангела Хранителя в жизни христианина

Если бы не было Ангелов-Хранителей и наставников у людей добрых, благочестивых, тогда демоны истребили бы весь род человеческий, – если бы, то есть, Господь попустил им делать что им угодно с людьми: ибо злоба бесов к людям безмерна и зависть их к человеку не имеет пределов, ибо человек сотворен по образу Божию и предназначен к наследию вечной жизни на место падших ангелов» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Близкие и родственные людям по духовной своей природе и по милостиво премудрому назначению Божию, Ангелы вообще и Ангелы-Xранители в особенности принимают живое и деятельное участие в нашей судьбе. Ангелы-Xранители делают для нас все, что служит к истинному нашему благу и спасению. Невидимо пребывая при нас постоянно, они, руководствуя нас ко спасению, не только по нашему желанию таинственно наставляют нас на все доброе и полезное, не только возносят наши молитвы к Богу, но еще и сами от себя охраняют и защищают нас от врагов видимых и невидимых и ходатайствуют за нас пред Богом. Поэтому-то Православная Церковь и учит нас почитать и призывать в молитвах наших Ангелов-Xранителей, как ближайших духовных наших наставников и покровителей. Но, как назначаемого к человеку в невидимые наставники, охранители и защитники Самим Богом, частного имени каждого Ангела-Xранителя в отдельности мы не знаем, и так как Ангел-Xранитель есть добрый дух, не живший человеческой земной жизнью, то Православная Церковь не может назначать каждому Ангелу-Xранителю отдельного дня общественного воспоминания его святой благотворительной, духовной жизни, а обязывает нас обращаться к его покровительству и защите частно, в домашних ежедневных наших молитвах.

Молитвы Ангелу-Хранителю

Тропарь, глас 6:
Ангеле Божий, / хранителю мой святый, / живот мой соблюди во страсе Христа Бога, / ум мой утверди во истиннем пути, / и к любви горней уязви душу мою / да тобою направляема / получу от Христа Бога велию милость.

Кондак, глас 4:
Явися мне милосерд, / святый Ангеле Господень, хранителю мой, / и не отлучайся мене сквернаго, / но просвети мя светом неприкосновенным / и сотвори мя достойна Царствия Небеснаго.

Из утреннего молитвенного правила:
«Святый Ангеле, предстояй окаянной моей души и страстной моей жизни, не остави мене, грешнаго, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякого искушения противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем, и достойна покажет мя раба Своея благости. Аминь».

Из вечернего молитвенного правила:
«Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми прости, елика согреших во днешний день: и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя. да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего: но моли за мя грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы и Матере Господа моего Иисуса Христа, и всех святых, аминь».

Канон Ангелу-Хранителю
Канон Ангелу-Хранителю обычно прочитывается накануне Причащения.

***

АНГЕЛ-ХРАНИТЕЛЬ

архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Ангелы-Хранители – это служители нашего спасения, так что мы не одиноки в нашей земной жизни, в наших трудах ради спасения своей бессмертной души. Мы твёрдо знаем, что с нами наши помощники, охраняющие нас от всевозможных бед, встречающихся на жизненном пути, и от заслуженного каждым из нас гнева Божия. Наш Ангел-Хранитель – это бесконечно любящее нас существо. Он любит нас всей полнотой своей любви. А любовь его велика, и действие её сильно, так как, созерцая Бога, он видит вечную Любовь, которая желает нашего спасения.

Наш Ангел-Хранитель – это как бы вторая наша мать. Он имеет о нас такое же попечение, и даже большее. Мать проявляет о нас особую заботу, пока мы в младенческом и детском возрасте. Ангел же наш Хранитель с момента нашего крещения и до последних дней жизни является заботливым нашим детоводителем. И, если мы сами не оттолкнём его от себя во время нашей земной жизни, он поведёт нашу душу и на поклонение Богу, когда наступит время разлучиться душе с телом.

Наши Ангелы-Хранители могущественны и своими личными доблестями, могущественны и силою, полученною ими от Бога, могущественны и молитвами, которые они воссылают за нас к Всевышнему Богу.

Всё, что есть в нас доброго, чистого, светлого: всякая хорошая мысль, всякое доброе движение сердца, наша молитва, покаяние, добрые дела – всё это в нас рождается и совершается по внушению незримого нашего Ангела-Хранителя. Действуя через нашу совесть и наше сердце, это он, наш Ангел, удерживает нас от греха и соблазна, это он помогает нам бороться с искушениями, это он внушает нам страх пред тяжким грехопадением.

Данный нам Ангел-Хранитель – это как бы расширенная и раскрытая наша совесть. Он всеми силами стремится спасти нас, и мы не имеем права мешать ему в этом. Мы должны помогать ему в его усилиях спасти нас. Мы должны просить его, чтобы он обогатил наш ум обилием святых мыслей, укрепил в нас навык к благочестивым размышлениям. Мы обязаны любить его как старшего и сильного нашего брата. А на самом деле мы так часто забываем о нём, не молимся ему, грехами своими оскорбляем его святыню, а он вновь и вновь проявляет свою заботу о нас. Он ходатайствует за нас пред милосердием Божиим, он умоляет Бога о наших нуждах, и Отец Небесный никогда не откажет ему в его просьбах.

Но почему Ангелы Божии проявляют такое попечение о людях?

Во-первых, потому что они служители Божии и получили от Бога повеление охранять и спасать людей. Во-вторых, они сами являются творениями Божиими, и к ним так же, как и к людям, относятся слова: Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк.6:36). Они понимают это и стараются, подражая своему Творцу и Богу, проявлять и своё милосердие, и своё долготерпение к людям..

Какую радость доставляет им спасать души, которые Христос искупил Своею Кровию и которые (с их помощью) будут вместе с ними разделять их славу и их блаженство!

Если бы мы были хоть немного более чуткими, мы заметили бы, как заботливо наш Ангел-Хранитель помогает нам вернуться через покаяние на путь спасения. Он не только побуждает нас к раскаянию, но он и обещает напомнить нам все наши грехи, все жизненные ошибки и оплошности.

Наши Ангелы-Хранители, посланники к нам от Бога, беспрепятственно и быстро совершают путь от Бога к нам и от нас к Богу (лишь бы дела наши не мешали этому). Они исходят от Бога к нам, чтобы принести нам Его благодать; они же и восходят от нас к Богу, чтобы передать Ему наши молитвы и благодарения.

Как же близок должен быть каждому из нас наш Ангел-Хранитель! Какое доверие мы должны питать к нему! Ему мы при жизни можем поведать самые сокровенные тайны своей души. Те тайны, которые мы не доверили бы самым близким людям. И это потому, что в Ангеле-Хранителе мы видим самого мудрого в советах, самого бескорыстного в любви и помощи, нежного в привязанности к нам, попечительного в наших нуждах.

Из книги «Ангел молитвы»

Ангела-Хранителя у Господа просим

aрхиепископ Волоколамский Питирим

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня, братия и сестры, мы совершаем празднование в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. В величании праздника, именуя Архангелов и Ангелов, Херувимов и Серафимов, славящих Господа, мы вспоминаем среди прочих Небесных Сил бесплотных и нашего Ангела-Хранителя. Задумаемся о том, как легко нам размышлять над примерами святых, примерами из Святого Евангелия и получать назидание и как трудно постоянно обращаться с молитвой к тому, кто ближе всех к нам, кто постоянно бдит о нашем спасении, размышлять и беседовать о святых Ангелах.

Много лет я совершаю службу Божию в храме. Сколько за эти годы совершено молебнов святым угодникам Божиим, к которым наши прихожане обращаются и с молитвенной благодарностью, и с просьбой о благодатной помощи, сколько прочитано записок о здравии, о спасении, о болящих… И буквально единичны просьбы совершить молебен Ангелу-Хранителю. А ведь святой Ангел-Хранитель неотступно пребывает с нами. Как и все Ангелы, слуги Божии, он поставлен служителем нашего спасения. Задумаемся над этим, братия и сестры, вспомним пример из Святого Евангелия.

Однажды ученики просили Господа: Научи нас молиться (Лк. 11:1), и Господь в Своей проповеди оставил всем нам священную молитву, которую каждый из нас знает на память. В ней есть слова: Отче наш, Сущий на Небесах… да будет воля Твоя и на земле, как на Небе (Лк. 11:2). Мы просим Бога, чтобы Его святая воля, исполняемая беспрекословно и в полноте святыми Ангелами на Небесах, так же исполнялась нами здесь, на земле.

Господь также сказал окружавшим Его людям: Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят Лице Отца Моего Небесного (Мф. 18:10). Значит, меньшие, смиренные имеют наибольшее дерзновение пред Богом, потому что их Ангелы-Хранители непрестанно ходатайствуют пред Лицом Божиим о них. Если не будете как дети, то есть не будете «меньшими», не войдете в Царствие Небесное. Еще Никодим, мудрый старец, учитель народа иудейского, спросил Господа Иисуса Христа: неужели второй раз родиться нужно для того, чтобы войти в Царство Небесное? Христос ответил ему с упреком: ты – учитель Израилев и не можешь понять, что нужно возродиться духом, чтобы войти в Царство Небесное (Ин. 3:3-11). И вот теперь, братия и сестры, соединим в одно эти три примера. Итак, мы молимся, мы хотим, чтобы здесь, на земле, было так, как в Царствии Небесном. Но Господь говорит, что в Царство Небесное войдут только те, кто уподобятся «меньшим», а это значит, нужно возродиться, как бы родиться вновь, стать столь же чистыми, столь же искренними, как дети. Тот, кто придет в это состояние, получит великое дерзновение пред Богом ходатайствами своего Ангела-Хранителя.

Наши церковные обычаи предоставляют одно очень назидательное свидетельство. В древности, когда постригали в монашество, давали скругленную, облегающую голову инока шапочку, наподобие такой, какую носят дети. Ныне только в одеянии Патриарха Московского, так называемом куколе, сохранена эта древняя традиция. Именно монашеское покаяние становится свидетельством второго рождения, именно такое одеяние, которое привычнее видеть на детях, является внешним выражением того, что прежде всего необходимо стяжать чистый и мирный дух. И пусть никто из нас не может сказать, что достиг такого состояния, но каждый должен помнить, что мы призваны обрести его. И потому мы молимся: Ангела мирна, верна, наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.

Дважды во время Литургии, когда совершается великое священное Таинство Евхаристии, мы просим об этом. За вечерней и утреней, во время домашней утренней и вечерней молитвы мы просим, чтобы Господь дал нам Ангела-Хранителя. Для чего? Для того, чтобы нам вторично родиться, чтобы в душе нашей были мир и незлобие, чистота и радость и чтобы эти чувства проявлялись искренно, непосредственно от сердца. И вот тогда, братия и сестры, молитва наша: да будет воля Твоя, яко на Небеси и на земли, – будет сильна, Господь услышит ее. Помолимся же сейчас ревнителю и грозному хранителю Престола Божия Архистратигу Михаилу, всем незримым Силам бесплотным и прежде всего нашему Ангелу-Хранителю, чтобы даны были нам чистое сердце, мирный дух, пламенная крепкая вера. Аминь.

Журнал Московской Патриархии. 1986. № 1. С. 41-42.

***

Если пробудишься раньше положенного часа, то, не обленяся, востани и немного помолись Богу твоему и святому, возбудившему тя, Хранителю. Веруй же точно, что Хранитель твой возбуждает тебя на это, посему ты и не должен лениться. Помолись, дабы ты не отогнал его от себя, а, помолясь, снова возляжи, творя молитву до прикосновения сна.
прп. Варсонофий Оптинский

сайт Горловской и Славянской епархии

К сожалению, далеко не все люди признают бытие добрых и злых духов как реальных представителей невидимого мира, воспринимая их лишь как метафорические литературные образы, олицетворяющие начала добра и зла. Между тем, Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, как и история Церкви, в особенности жития святых, свидетельствуют об обратном. Иные хотя и верят в реальность невидимого мира, но считают, что он существует как бы отдельно, обособленно от мира людей, а значит, и знание этого мира для нас не важно, поскольку ни на что не влияет.

Конечно, это не так, и дело вот в чём. Хочет человек или не хочет, он уже давно стал целью борьбы между духами добра и зла. В этой борьбе бранное поле — человеческое сердце. А поскольку никакое человеческое действие или даже бездействие никогда не остаётся без последствий, всегда склоняя человека либо к добру, либо ко злу, он не может оставаться нейтральным в этой борьбе и вынужден участвовать в ней всю свою жизнь.

Что мы знаем об ангелах?

Божественное Откровение не сообщает нам деталей и подробностей сотворения небесных духов. Однако из Предания Церкви известно, что невидимый ангельский мир создан прежде видимого. Ангелы — бесплотные личные духи, наделённые разумом и свободной волей, способностью к творчеству, богообщению и взаимообщению. В отличие от людей, произошедших от единого родоначальника Адама, ангелы созданы сразу в несметном количестве. А поскольку они ещё и бессмертны, то лишены некоторых потребностей, свойственных людям — в вещественной пище, питье. Они отличаются другим характером взаимоотношений и предметами радости. Это бестелесные духи, которые находятся здесь, с нами, но главная цель их — служение Богу.

У кого есть Ангел Хранитель?

Он даётся каждому крещёному человеку. Но мы не знаем весь замысел Божий. Церковное Предание не даёт ответа на вопрос, есть ли Хранители у христиан других конфессий, у некрещёных детей. Вполне возможно, что есть.

Как имя нашего Хранителя?

Нередко оккультные сайты пестрят заманчивыми предложениями узнать, какого пола ваш ангел, какой у него нрав и как его имя. Для этого предлагается сложить все цифры своей даты рождения, погадать, пройти тесты или воспользоваться какими-то таблицами.

Нужно ли пытаться узнать имя своего Ангела или что-то о нем? Православный человек не должен задумываться о таких вопросах. В том, что предлагают оккультисты, много догматических ошибок: например, у ангелов нет пола.

Можно ли выбрать себе Ангела?

Оккультисты учат, что у каждой стихии есть свой ангел. Они утверждают, что если вашим хранителем станет ангел радуги, света, воздуха или металла, вы будете неуязвимы для неприятностей.

Из Предания Церкви мы знаем о девяти ангельских чинах. Это серафимы, херувимы, престолы, силы, господства, власти, начала, архангелы и ангелы. Духов поднебесных очень много. Но мы не можем выходить за рамки Предания и придумывать свои человеческие классификации — говорить, что есть ангелы воды, металла и так далее. Какой-либо дух чего-то не может стать Ангелом Хранителем. Его человеку даёт Господь. Ангела Хранителя нельзя поменять. Он всегда находится с человеком, никуда не уходит, у него нет «отпуска».

Подобные предложения узнать что-то о своём Ангеле с помощью каких-то вычислений или «выбрать» себе ангела — либо просто мошенничество, либо оккультизм, когда человека пытаются вовлечь в общение с бесом, а не ангелом.

Где находится наш Ангел Хранитель?

Поскольку ангельская бестелесность не абсолютна, она всё же зависит от условий пространства. Например, они не могут одновременно находиться в разных местах. Часто приходится встречаться с мнением, что наши Ангелы непременно стоят по правую сторону от нас, поэтому нужно с осторожностью поворачиваться вправо, и даже спать только на левом боку, иначе небесным силам будет неудобно нас охранять. Отсюда и поверье, что вставать нужно непременно с правой ноги, а если встанешь с левой, то день не задастся — Ангел не сможет тебя охранять, а также убеждение, что поплевать через левое плечо — значит поплевать на беса.

Это суеверия, которые берут начало от убеждения, что правая сторона — благочестивая, а левая — якобы от бесов. Очень неправильное восприятие. Мы должны понимать, что ангел — бестелесный дух. И всерьёз рассуждать о том, что он находится всегда справа, а бес — всегда слева — не приходится. Ангел невидимо находится рядом с человеком — но в духовном мире, мире невидимом. Поэтому для православного христианина главное — всегда слышать голос своего Ангела Хранителя, а не думать, где именно он сейчас стоит. На какой бок ты лёг, какой ноги встал, через какое плечо поплевал — не имеет никакого значения. Лучше вообще не плевать, потому что это некультурно и можно в кого-то попасть.

Как узнать, что наш Ангел с нами?

Я очень мало встречал людей, которые действительно видели ангелов. Чаще всего те, кто так утверждает, — просто мнительные люди, которые во всём отыскивают какие-то знаки.

Неприятности, случающиеся в жизни — потекла ручка, оторвалась пуговица, упала со стола ложка — они приписывают действию Ангела Хранителя: мол, это знаки, которые он подаёт, чтобы предупредить о чём-то. Приятный запах, источник которого нельзя сразу объяснить, неожиданное затишье на улице, внезапная вспышка света, искры в закрытых глазах, покалывания в теле, давление в голове или в затылке мнительные люди воспринимают как физические проявления присутствия ангельских существ.

Не нужно этим заниматься. Надо во всём полагаться на волю Божию. Если вы увидели падающую звезду, это не приход ангела — это просто маленькое космическое тело, астероид, который, падая, раскаляется из-за трения о земную атмосферу…

Перестаньте в своей жизни искать знаки, просто молитесь, трудитесь, и вы увидите, что Господь Сам подскажет путь, по которому нужно идти. Даже если мы ничего не замечаем, мы всё равно узнаем путь, который подскажет Господь. А если человек начинает всюду искать тайные смыслы, это ведёт к оккультизму.

Подсказки Ангела

Нельзя действие Ангела Хранителя заключать в какие-либо рамки. Зачастую бывает, ты просыпаешься, что-то делаешь, и у тебя всё валится из рук, день не задался. Говорить о том, что это действие Ангела Хранителя, я бы не стал. Ведь человек обладает свободной волей. Ангел Хранитель — не какой-то рычаг, который направляет её в ту или другую сторону. Он может незримо подсказать, как правильно.

Мне вспоминается случай, описанный в мемуарах участника Великой Отечественной войны. Идёт бой, солдат лежит в окопе. И его как будто что-то подталкивает: встань и уйди. Он, вопреки приказу, вскакивает, перебегает в другое место, и туда, где он только что лежал, падает снаряд. Здесь мы можем наблюдать прямое действие Ангела Хранителя, когда он буквально заставляет человека поменять местоположение, чтобы сохранить ему жизнь.

Такие же истории есть и у строителей, работников МЧС, когда какой-то внутренний голос требует что-то сделать. Человек чувствует ужасный дискомфорт, если он не подчинится. Но такие случаи очень редки.

Если же мы начинаем прислушиваться к разговорам других, песням, звучащим по радио, читать все рекламные бигборды и вывески, чтобы узнать «послания» ангелов, недалеко до психического расстройства. Так поступают очень мнительные люди. Этим пользуются оккультисты. Они говорят: если настало внезапное затишье или вы ощутили аромат, то к вам пришёл ангел. Оккультисты человека напрямую подталкивают к бесу.

Если что-то не получается, можно отложить свои дела. Возможно, это действие Ангела Хранителя. Но нельзя говорить о том, что абсолютно всё, происходящее вокруг, подстроил ангел. Так мы будем постоянно искать себе отговорки, чтобы ничего не делать. Ангел не будет вмешиваться буквально в каждое наше действие. Действие Ангела Хранителя — другое. Он проявляет себя в более экстремальных моментах, ключевых событиях жизни, когда человек может совершить действительно серьёзный грех. Он подталкивает человека поступать по совести. В свою очередь, злой дух подталкивает человека ко греху. Но это не имеет отношения к бытовым вопросам. Думать, что если день не задался, ручка потекла, машина не завелась, снега много выпало, значит, так со мной общается ангел, было бы ошибкой.

Сны

Церковь очень неоднозначно относится к сновидениям. Святые отцы, как правило, не советуют верить снам. В Библии, особенно в Ветхом Завете, уделяется внимание пророческим и вещим снам. Ангелы предупреждают праведников во сне о чём-то и предсказывают грядущие события. Но мы не должны забывать, что наряду с добрыми ангелами есть злые духи, которые пытаются ввести нас в искушение. Именно через сновидения очень легко это сделать. Бесы могут являться даже в обличье добрых ангелов или святых угодников Божиих.

Очень много людей верит снам. Однако прежде чем поверить совету, данному во сне, мы должны задать себе вопрос: «Достоин ли я, чтобы мне явился Ангел? Неужели я живу настолько праведной жизнью?» Чаще всего снам верить не надо — очень велика вероятность того, что человек будет обманут бесами. Чтобы слышать Ангела, нужно прислушиваться к своему внутреннему голосу.

Слышать голос Ангела

Часто люди говорят, что слышат голос совести. Это, наверное, и есть голос Ангела Хранителя. Когда человек живёт по совести, поступает по законам Божиим, исполняет заповеди, Ангел Хранитель ему помогает. Но когда человек грешит, нарушает заповеди, Ангел от него отступает — человек сам его как бы отталкивает.

Не нужно пытаться услышать какие-то особенные «голоса». Если человек слышит голоса в своей голове, я как медик по первому образованию посоветовал бы ему обратиться к психиатру. Если ему кто-то таким образом что-то приказывает, советует, это, безусловно, психическое расстройство. Здоровый человек никаких голосов в своей голове не слышит.

Голос совести — совсем другое: когда мы чувствуем, что так поступать правильно или, наоборот, неправильно. У каждого человека он есть. Чем более христианскую жизнь мы ведём, тем этот голос отчётливее.

Ты торопишься на автобус, а впереди тебя упал пожилой человек. Голос совести говорит: «Подойди, помоги, протяни руку». Но ты сам себя успокаиваешь и говоришь: «Но я же спешу. Пусть кто-то другой подойдёт». И совесть начинает тебя мучить. Ты понимаешь, что поступил неправильно, чувствуешь внутренний дискомфорт. Совесть никогда не обманывает, она всегда подсказывает. Но здесь не идёт речи о каких-то голосах, которые мы могли бы ясно услышать.

Внушение ангелов и наша свобода

Когда Господь создавал человека по Своему образу и подобию, Он вложил в нас свободную волю — самое главное, что уподобляет нас Ему. Неверно говорить, что все добрые мысли нам внушает Ангел-Хранитель, а злые — бес. Где же тогда свободная воля человека? Господь создал нас, чтобы мы были наполнены радостью, любовью.

Я часто слышу рассуждения христиан о том, что в нашей жизни не должно быть никакой радости, мы не должны улыбаться, смеяться, а нужно каяться и оплакивать наши грехи. Я очень сильно сомневаюсь, что Господь хотел бы видеть таким человека — не улыбающимся, не радующимся жизни, природе вокруг себя, который всё время скорбит, а любое радостное чувство приписывает действию Ангела Хранителя. Не надо путать Божий дар и человеческое. Здесь действие ангелов абсолютно ни при чём. Наши мысли и чувства зависят от нашего внутреннего устроения и состояния.

Человек-оптимист благодарит Бога за то, что Он создал для него, за то, что у него есть возможность пойти в храм помолиться, сотворить добро, поделиться своей радостью с другими. Пессимист ходит и говорит всем, что мир погряз в грехе, что мы не должны радоваться и смеяться, шутить. Рядом с таким человеком находиться просто невыносимо, потому что он не сеет вокруг себя добро и радость, не приумножает их. Человек должен быть радостным. Тогда и Ангелу Хранителю с ним будет радостно.

Чей Ангел сильнее?

Если мы будем жить благочестиво, по тем законам, которые даёт Господь, тогда наши Ангелы Хранители будут становиться «сильнее». Это метафора, которую надо понимать так, что духовно сильнее становимся мы, получая их помощь. Ангел Хранитель ближе, и его голос мы слышим отчётливее. Если человек живёт во грехе, творит зло, его Ангел не становится «слабее» — он просто отступает. Человек его сам отталкивает от себя и остаётся наедине со своей жизнью. Слабее и духовно беднее становимся мы, а не Ангел. Это очень тяжело и страшно — остаться без поддержки своего Ангела Хранителя.

Какие изображения небесных духов можно иметь?

Сегодня очень распространены изображения ангелочков, всевозможные статуэтки. Некоторые считают, что иметь их у себя дома — привлекать небесные силы. Как относиться к ним христианину? Можно ли устанавливать такие статуэтки, например, на даче? Я считаю, с этим шутить не надо. На первый взгляд безобидные открытки с неканоническим изображением ангелов — таких себе амурчиков — могут послужить греху. Если ты ходишь в храм, не стоит их приобретать или принимать как подарок. Недолго впасть в грех.

Дети и ангелы

Могут ли дети видеть ангелов и общаться с ними? У меня трое детей. Со всеми тремя была одна и та же история. Когда им было по несколько месяцев, неоднократно я наблюдал одну и ту же картину. Ребёнок играет, потом поворачивается к святому углу и начинает смеяться. Он сидит спокойно, агукает, ничто его не смешит, но вдруг он поворачивается в сторону святого угла и на что-то реагирует. Я не знаю, что он видит. До двух-трёх лет у ребёнка незамутнённое сознание. Он не отягчён житейскими проблемами. Возможно, он действительно видит небесных духов.

Духовный мир разлит вокруг нас. Нам, взрослым, не дано его видеть, но не исключено, что дети умеют это делать.

Некоторые родители ищут признаки общения с ангелами у своего ребёнка. Например, они говорят, что веснушки — это следы от поцелуя небесного гостя. Но это всего лишь пигментация кожи, она передаётся по наследству и не имеет никакого отношения к ангелам.

Детей часто сравнивают с ангелами. Но они никогда не становятся ими — они остаются людьми. Если, не дай Бог, ребёнок умер, он не становится ангелом. Но у того, кто попал в рай, есть возможность молиться за своих сродников, оставшихся на земле.

Спасёт ли Ангел Хранитель из ада?

Часто приходится слышать благочестивые христианские истории о том, что Ангел Хранитель вытаскивает грешников из ада за косу или бороду, которые в таких историях советуется отрастить при жизни, либо за предметы, послужившие добрым делам, например, — луковичку, поданную нищему. Давайте будем относиться к ним как к сказкам и притчам, а не всерьёз. Для Ангела Хранителя важны не волосы или борода, а жизнь, которую ведёт человек, поступки, которые он совершает, и вера, которая есть в его сердце.

Если бы всё было так просто, достаточно бы было мужчинам отрастить бороду по колено, женщинам — волосы по пояс и говорить: «Мы спасены». Я знаю многих священников, у которых в силу наследственности борода просто не растёт. Это абсолютно нормальное явление, так бывает. Они прекрасные священники, внимательные пастыри, заботливые мужья и отцы. Те, кто поддается таким суевериям, сразу осуждают на ад этих людей. Давайте не будем веру в Бога упрощать до каких-то примитивных предрассудков.

В день памяти святых Небесных Сил бесплотных предлагается совершить особую молитву Архангелу Михаилу — якобы тогда он спустится во ад и окунёт своё крыло в огненную реку, на перьях вытащив тех умерших, о которых совершена молитва. Делать это советуется непременно ровно в полночь…

На иконе «Страшный Суд» мы видим изображение мучения грешников в аду. Грамотные люди понимают, что это метафора. Ад — это место без Бога, как рай — место, где пребывает Бог, Его благодать и Его любовь. Люди, которые стараются вести благочестивую жизнь, молятся, каются, живут с Богом. Но есть люди, которым Бог не нужен. Они не знают, что такое храм Божий, таинства Исповеди, Святого Причастия, любовь и прощение. Свою жизнь на земле они проживают без Бога. Соответственно, когда наступает смертный час, их душа к Богу не идёт. Она идёт в то место, где Бога нет. Оно и называется адом. Это место человек сам сознательно выбирает при своей жизни. Не Господь его наказывает и посылает в ад, а человек своей жизнью сам выбирает это место своего вечного пребывания.

Говорить, что там текут огненные реки, кипят-шкварчат сковородки, на них жарятся грешники, нельзя. Это может быть метафорой мучений, которые постигают душу в аду. Человек мучится без Бога, без любви Божией. Рассказы, что он там плавает в огненной реке или шкварчит на сковородке, относятся к церковному фольклору. Сказание о том, что Архангел Михаил сходит во ад, опускает перья в огненную реку, по ним вылезают грешники — также церковный фольклор.

Человек может быть спасён только Господом Богом. Только Христос может вывести душу из ада. Когда человек умирает, Бог выносит о нём временный суд и определяет место, где душа будет ждать Второго Пришествия Христова. За этого человека, если он был христианином, молится Церковь, молятся его родные и близкие. По их молитвам Господь может простить согрешения человека. Рассказы об этом мы часто встречаем в житиях святых. Это происходит только по усердной молитве и после множества добрых дел ради этого человека. А разговоры о том, что в какой-то определённый день и час, в полнолуние будут такие грешники прощены, конечно же, церковный фольклор.

В своих рассуждениях об аде и рае мы должны опираться на Святое Евангелие и учение отцов Церкви. Мы помним притчу о богаче и Лазаре, где звучат слова: «Между нами и вами пропасть очень велика». Просто так грешник, находящийся в аду, не может попасть в рай. Только по продолжительной молитве, творимой на земле, Господь может помиловать грешника и Сам его вывести из ада. Но не в определённый день и час и не после определённой молитвы.

Если мы будем говорить, что после такой-то молитвы Господь помилует, а после другой не помилует, мы скатимся в оккультизм, где практикуются заговоры. Заговор — это определённый набор слов, от которого нельзя отступить ни влево, ни вправо. Молитва Богу творится сердцем. Я сам часто молюсь своими словами. В храме, конечно, звучат определённые молитвы. Но любое наше прошение к Богу должно быть сердечным. Если мы произносим набор заученных фраз, это не молитва. Молиться надо сердцем и умом. А если мы твердим одно и то же в надежде, что Господь нас услышит, и в этом не участвуют наш разум, наше сердце, мы просто занимаемся заговорами.

Не нужно гоняться за «тайными молитвами». Есть молитвы, данные в молитвослове — если человек не знает, как молиться, молитвослов предлагает готовые шаблоны. Но молиться Богу и святым ангелам всегда нужно душой и сердцем.

Беседовала Мария Цырлина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *