Англиканские церкви

Задолго до начала протестантского движения на территории Европы реформаторские идеи ходили среди жителей Англии, так как во времена Средневековья диктатура Римской церкви была достаточно жесткой. Кроме репрессий и вмешательства в частную жизнь, церковь фактически управляла государствами, принимая активное участие в политических играх.

Развитие экономических отношений требовало и перемены линии взаимодействия церковной и светской власти, решения не только социальных, но и религиозных проблем. На основе появления разительных отличий между каноничными текстами и их трактовкой в лице служителей церкви в пятнадцатом столетии появляется новая религиозная община – Англиканская церковь.

Особенности Англиканской церкви

В отличие от других протестантских течений, новая церковь Англии сохранила основные традиции – к примеру, в вопросе преемственности церковной иерархии. При возведении в новый сан обязательно проходит священное таинство с молитвой и призывом Святого Духа. Так, по настоянию Елизаветы I, была создана и одобрена так называемая книга Англиканской веры, которая содержит всего тридцать девять статей и обрисовывает основные догмы новой веры. Но при это пространность основных пунктов допускает возможность неоднозначных трактовок, которые до сих пор являются предметом споров. Что интересно, присягу британские монархи приносят именно на этом своде догм.

Основные догмы

Основы Англиканской церкви не были такими категоричными, как в других странах Европы. В них можно достаточно явно отследить политические веяния шестнадцатого века. Так, главным достижением новой церкви является независимость от Ватикана. Главой же выступал не духовный наставник, а непосредственно монарх. Также не признавалось монашество, а спасать душу следовало не отказом от мирского, а путем личной веры. Такой подход помог поддержать казну страны – приходы и монастыри лишились своего имущества в пользу государства.

Еще одной особенностью именно Англиканской церкви стоит назвать признание только трех Таинств – это Покаяние, Крещение и Причащение. И, не смотря на реформаторские традиции, в церквях разрешено поклонение иконам, допускаются пышные наряды священнослужителей и использование органной музыки.

Основным достижением новой церкви стало решение проводить богослужение на родном языке прихожан, как и публиковать Библию – в отличие от католицизма, где везде используется исключительно латынь.

Церковь и государство

На определенном этапе развития любая религия сталкивается с необходимостью разделения церковной и светской жизни. В Англии церковная община является фактически еще одним государственным органом – это с учетом того факта, что страна является светской.

По нормам Англиканской церкви, правящий монарх не только юридически является главой, но также может назначать епископов и архиепископа. Большинство епископов, к тому же, члены Палаты лордов. Монарх может контролировать церковные доходы и решать догматические споры, инспектировать епархии. Изменения церковных канонов происходят только после согласования в Парламенте.

Сейчас Англиканская церковь достаточно распространена в мире – более девяноста миллионов верующих насчитывают ее приходы, и число приверженцев такой ветки христианства продолжает расти.

1. Прочитайте отрывок из «Акта о супрематии» (верховенстве), письменно ответьте на вопросы и выполните задание

1) Когда этот Акт был принят?

3 ноября 1534 года

2) В период правления какого английского короля появился данный Акт?

Генрих VIII

3) Какие новые порядки установил «Акт о супрематии»?

За королем закреплен титул «главы церкви»

4) Оформите логическую цепочку «Устройство английской церкви», вписав номера приведенных ниже понятий в квадраты: 1) священники; 2) верующие; 3) король; 4) епископы; 5) епископ Кентерберийский

Ответ:

2 1 4 5 3

5) Как изменение порядка управления церковью в Англии повлияло на положение королевской власти в стране?

Установился абсолютизм

2. Установите соответствие между правителями Англии и основными событиями, относящимися к их правлению, вписав в графы таблицы соответствующие цифры. Будьте внимательны: несколько событий могут относиться к правлению одного правителя. Заполните пропуски в столбце «Правители Англии (1485 — 1603)»

Правители Англии (1485-1603) Основные события
А) Генрих VII Династия Тюдоров

1) провозглашение английской церкви в качестве государственной

2) восстановление над Англией папской власти

3) казнь шотландской королевы Марии Стюарт

4) Закрытие католических монастырей

5) начало создания англиканской церкви

6) борьба с Испанией за морское первенство

Генрих VIII
Эдуард VI
Б) Мария I Кровавая
В) Елизавета I
Карл I Династия Стюартов

Ответ:

А Б В
5, 4 2 3, 1, 6

3. Каковы особенности англиканской церкви?

А) В основе учения — идея «оправдания верой»

Б) Повиновение распоряжениям папы римского

В) Перевод Библии на английский язык

Г) Верховный глава церкви — король

Д) Богослужение осуществляется на латинском языке

Е) Конфискация земель монастырей

Ж) Отказ от почитания икон

Правильный ответ:

1) АВГЕ

4. Перед вами рисунок необычного «забора». Под каждой его планкой в беспорядке разбросаны буквы и слоги. Если вы с учетом высоты планок в определенной последовательности расшифруете головоломку, то прочитаете высказывание Елизаветы 1. Запишите его, письменно ответьте на вопросы

Я лучше тысячу раз отстрою мессу, чем позволю совершиться тысяче подлостей во имя ее отмены

1) В чем смысл этого высказывания?

Елизавета 1 не стала отменять католической мессы

2) Каковы последствия религиозной политики Елизаветы 1?

Государственная религия — англиканская церковь. Усиление абсолютизма

Англ. Реформация опиралась на национальную традицию критики Римско-католической Церкви, изложенной в трудах теоретиков соборного движения, теологических трактатах и проповедях Дж. Уиклифа и лоллардов, в произведениях Дж. Фишера, Дж. Колета и др. на рубеже XV-XVI вв. Впервые идеи лютеран. Реформации стали проникать в Англию в нач. XVI в. Почва для восприятия протестант. учения была подготовлена, поводом к началу т. н. «королевской реформации», поддержанной кембриджскими богословами (Т. Кранмером, У. Тиндалом, М. Ковердейлом, Н. Ридли, Х. Латимером и др.), стал конфликт между кор. Генрихом VIII и папой Римским Климентом VII из-за нежелания последнего аннулировать брак короля с Екатериной Арагонской.

С 1529 по 1536 г. созванный по инициативе короля Парламент Реформации принял ряд законов, ограничивших юрисдикцию, финансовые права и влияние папы Римского в Англии: акты «Об ограничении аннатов» (SR 23 Hen Viii. P. 20) (1532), «О подчинении духовенства» (SR 25 Hen VIII. P. 19) (1534), «Об ограничении апелляций к Риму» (SR 24 Hen VIII. P. 12) (1533), «О церковных назначениях» (SR 25 Hen VIII. P. 20) (1534), «Об отмене папских диспенсаций и выплаты пенни св. Петра» (SR 25 Hen VIII. P. 21) (1534), «Об отмене папской юрисдикции в отношении английского духовенства» (SR 28 Hen VIII. P. 10) (1536). Парламент принял Акт о супрематии (1534), провозгласивший короля верховным главой Церкви, и впервые узаконил независимую от Рима национальную англикан. Церковь (Ecclesia Anglicana), управляемую примасом — Архиепископом Кентерберийским. Под контролем короля оказались конвокация англ. духовенства, назначение на церковные должности, финансовые поступления от церковных бенефиций и десятины. Земельные владения Церкви перешли к королю в результате проведенной им в 1535-1539 гг. секуляризации имущества Церкви. Роспуск мон-рей сопровождался уничтожением икон, скульптур, витражей и церковных реликвий. В результате «королевской реформации» А. Ц. превратилась в один из ин-тов гос-ва. Право утверждать ее доктрину, обряды и внутреннюю структуру было юридически закреплено за королем и англ. парламентом. На 1-м этапе преобразования не затрагивали вероучения Церкви, что определялось позицией Генриха VIII, отрицательно относившегося к лютеранству. Среди англикан. богословов большой вес имела группа епископов во главе со Стефаном Гардинером, стремившаяся сохранить в неприкосновенности католич. вероучение. Им противостояло крыло духовенства, возглавляемое Архиепископом Кентерберийским Томасом Кранмером, главным идеологом англ. Реформации в 1-й пол. XVI в. В 1536 г. Комитет Реформации под председательством Кранмера, поддерживавший тесные связи с нем. протестант. теологами Ф. Меланхтоном, М. Буцером, В. Ф. Капито, А. Озиандером и др., сформулировал основные принципы англикан. вероисповедания — «Десять статей», закреплявшие, несмотря на их компромиссный характер, разрыв с римско-католич. доктриной, поскольку в них признавались лишь 3 таинства — Крещение, Евхаристия и Покаяние, а также декларировался протестант. принцип оправдания верой. Под влиянием Кранмера и его единомышленников Генрих VIII разрешил в кон. 30-х гг. XVI в. издавать и распространять англ. переводы Библии (см. Библия, переводы), в 1539 г. вышло 1-е изд. т. н. Большой Библии (Greate Bible), но в результате победы традиционалистов, издавших в 1539 г. «Шестистатейный статут» (см. Шесть статей), возвращавший Церковь Англии к римско-католич. доктрине, Генрих VIII ввел ограничения на чтение и толкование Библии для мирян (1543). Сторонников кальвинизма, распространившегося в 30-40-х гг. XVI в. в Англии, не удовлетворял умеренный характер церковной реформы. Восшествие на престол кор. Эдуарда VI (1547-1553) ознаменовало начало нового, более радикального этапа Реформации Церкви Англии. Были отменены «Шесть статей», сняты ограничения на чтение Библии и создана комиссия для выработки англикан. символа веры. В 1547 г. под ред. Т. Кранмера была издана Книга гомилий (см. Гомилиарии), сыгравшая важную роль в истории англикан. богословия. Важнейшим шагом в англ. Реформации стало издание Книги общих молитв (1549, 2-я редакция — 1552), окончательно закреплявшей признание только 2 таинств и трактовку символического характера Евхаристии. Введение Книги общих молитв сопровождалось «Актами о единообразии», унифицировавшими литургическую практику англиканства. В 1552 г. комиссия Кранмера завершила работу над 42 статьями, утвержденными Эдуардом VI в качестве офиц. вероисповедания А. Ц., однако смерть короля и восшествие на престол Марии Тюдор (1553-1558) прервали развитие англ. Реформации. Ее правление было отмечено восстановлением католичества, возрождением монашеских орденов, реституцией церковных земель, преследованием протестантов и эмиграцией многих из них в Германию и Швейцарию.

С восшествием на престол королевы Елизаветы I (1558-1603) А. Ц. была восстановлена. Были приняты новый «Акт о супрематии» и «Тридцать девять статей» — изложение англикан. вероучения, сохраняющее свою силу и в наст. время, а также издана новая Книга гомилий (1571). Выработка доктринальных положений велась в острой полемике между сторонниками умеренной гос. А. Ц. в том виде, в к-ром она существовала при Генрихе VIII и Эдуарде VI (Р. Хукер, Р. Бэнкрофт, М. Паркер, Дж. Джоуэл, Дж. Уитгифт), и богословами, попавшими в годы эмиграции под сильное влияние кальвинизма и видевшими идеал церковного устройства в независимых кальвинист. общинах (Дж. Нокс, К. Гудмен, Э. Гриндал, У. Траверс, Т.Картрайт). При Елизавете I был окончательно сформирован компромиссный доктринальный облик А. Ц.- выбран срединный путь (via media) между католичеством и протестантизмом. Однако это не удовлетворяло как англ. католиков, так и пуритан — сторонников радикальной реформы Церкви. Репрессивное законодательство против католиков, выработанное в 70-90-х гг. XVI в., обязывало их посещать англикан. богослужение под страхом штрафов и тюремного заключения. Католики лишались права занимать гос. должности, поскольку это было связано с присягой правящему монарху как главе Церкви, а также не могли получать ученые степени в ун-тах. Почти одновременно, в 1571 г., Елизавета I издала антипуританский акт «О некоторых беспорядках в отношении священнослужителей». Пуритане в это время перешли к критике офиц. А. Ц., главными ее объектами были епископат, церковная иерархия и чрезмерная пышность богослужения. В пуританском движении наметилось разделение на умеренное пресвитерианское и радикальное индепендентское, или конгрегационалистское. Не выказывая открытого неповиновения властям, пуританские проповедники сохраняли видимость принадлежности к А. Ц., нелегально совершая при этом богослужение по «женевскому» кальвинист. молитвеннику, нарушая предписания Книги общих молитв. Для борьбы с подспудно распространявшимся пуританизмом был использован особый суд Высокой комиссии. В результате деятельности этой комиссии многие пропуритански настроенные священники лишились своих должностей. При первых Стюартах критика епископального устройства А. Ц. со стороны пуритан усилилась. При восшествии на престол кор. Якова I Стюарта (1603-1625) они вручили ему т. н. «Тысячную петицию» (т. е. подписанную тысячей священников) с жалобами на притеснения кальвинист. проповедников и лишение их бенефиций, с критикой Книги общих молитв и англикан. духовенства. Король созвал конференцию представителей пуритан и англикан. епископов во дворце Хэмптон-Корт и обещал провести реформы. Однако если в богословском плане шотландец Яков I вполне разделял кальвинист. взгляды, то политические претензии пресвитериан на независимость от гос. власти были для него неприемлемы. В критике епископата и иерархической структуры А. Ц. он видел подрыв его авторитета как главы Церкви. Обещания монарха при отсутствии реальных реформ вызвали разочарование пуритан: группа наиболее радикальных проповедников, открыто заявив о своем неприятии Книги общих молитв и незаконности церковных установлений, эмигрировала в Нидерланды, но большая часть пуритан пресвитерианского толка осталась в лоне А. Ц. При Якове I были изданы Свод канонов (Code of Canons, 1604) и новый перевод Библии, т. н. Библии короля Якова, или Дозволенной версии (Authorised Version, 1611) (см. Библия, переводы).

Новым явлением в А. Ц. XVII в. стало распространение арминианства, неприемлемого не только для пуритан, но и для более умеренных членов А. Ц., что осложнило отношения кор. Карла I, к-рый был его приверженцем, с англикан. духовенством. В 1633 г. Архиепископом Кентерберийским был назначен Уильям Лод — видный теоретик арминианизма. В литургической практике он начал возрождать традиции католич. богослужения, что вызвало обвинения Лода в папизме. Эти реформы вызвали широкую оппозицию не только в Англии, но и в Шотландии, где его попытка ввести англикан. Книгу общих молитв привела к широкому движению в защиту пресвитерианской Церкви, подписанию к 1638 г. Ковенанта и 2 антиангл. «Епископским войнам» (1639-1640). Негодование как умеренных англикан, так и пуритан привело к тому, что в 1640 г. т. н. Долгий парламент подверг Лода импичменту, осудил арминианский Свод канонов. По мере углубления конфликта между королем и парламентом пуритане усилили критику епископата, призвав «искоренить древо прелатства с корнем и ветвями». Под влиянием этих настроений, широко распространенных в об-ве, в 1641 г. парламент упразднил суд Высокой комиссии и в ходе начавшейся в 1642 г. войны с королем принял «Билль об исключении епископов», запрещавший не только епископам, но и любому духовному лицу занимать светские гос. должности. В 1643 г. была упразднена система епархиального управления в Англии и Уэльсе и секвестирована собственность всех капитулов, архиепископов, епископов, деканов и духовных лиц, поддержавших короля в его войне с парламентом. В июне 1643 г. по решению парламента была созвана Вестминстерская ассамблея богословов, на к-рой доминировали пресвитериане; плодом ее работы стали Вестминстерское исповедание и составленный на его основе катехизис. В 1646 г. процесс разрушения епископальной А. Ц. был доведен до конца ордонансом об уничтожении архиепископств и епископств.

В ходе гражданской войны и революции в Англии т. о. был совершен разрыв с традицией не только пост-реформационного епископального устройства англикан. Церкви, но и всего ее исторического развития на протяжении ср. веков и заложены юридические основы для создания в Англии национальной пресвитерианской Церкви. Однако у пресвитериан были оппоненты не только среди сторонников традиц. англиканства. Уничтожение офиц. Церкви и кризис церковной дисциплины в 40-50-х гг. XVII в. привели к усилению радикальных течений — индепендентов (конгрегационалистов), отрицавших идею единой национальной Церкви как таковой, сторонников независимости местных конгрегаций, самостоятельно избиравших пасторов и управлявших собственными делами без вмешательства светских властей, а также баптистов, браунистов (см. Р. Браун), бэрроуистов (см. Г. Бэрроу), меннонитов, квакеров, пятой монархии людей и др.

В период Республики и Протектората О. Кромвеля начавшаяся пресвитерианская реформа реализовалась не в полной мере: сформировалась пресвитерианская Церковь, но она не смогла вытеснить офиц. А. Ц. на территории всей страны. Элементы пресвитерианской системы были включены в состав Государственной Церкви (State Church), оформившейся при Кромвеле (1654), к-рый попытался осуществить компромисс между различными протестант. течениями в общенациональном масштабе. От служителей новой Церкви не требовалось согласия с к.-л. определенно сформулированными доктринальными положениями. Для контроля за назначениями духовенства в 1654 г. были созданы особые комиссии, в состав их вошли авторитетные служители пресвитерианского, индепендентского и баптист. толка. В результате 2500 англикан. священников из 9 тыс. лишились приходов. Период Протектората был отмечен толерантностью по отношению к диссентерам — протестант. сектам, не признавшим гос. Церковь (за исключением унитариев), а также к католикам и иудеям. В начале периода реставрации монархии, перед восшествием на престол, кор. Карл II (1660-1685) подписал Бредскую декларацию, обещая свободу вероисповедания всем христианам, и восстановил А. Ц. с ее прежним епископальным устройством. В ходе дебатов англикан. епископов и представителей пресвитерианского духовенства на Савойской конференции 1661 г. предложенный пресвитерианами вариант молитвенника принят не был. От священников, не получивших в эпоху Республики и Протектората должного посвящения, потребовали повторной ординации в присутствии епископов. Карл II утвердил Книгу общих молитв и «Акт о единообразии» (1662), к-рые не могли быть приняты пресвитерианами. В результате ок. 2 тыс. священников лишились своих бенефициев, они и стали первыми представителями движения нонконформистов в Англии. Яков II (1685-1688) издал «Акт о терпимости к католикам» (1688), вызвавший возмущение протестант. населения. В результате «Славной революции» на престол взошел Вильгельм III Оранский (1689-1702), стремившийся опереться на коалицию всех протестант. сил, включая диссентеров. Важным шагом в его политике стал «Акт о веротерпимости» (1689) по отношению к радикальным сектам, получившим право свободно отправлять свои культы. В кон. XVII в. богословская полемика утратила остроту.. Для умонастроений англикан. духовенства рубежа XVII-XVIII вв. характерен латитудинарианизм — относительное безразличие к спорам о доктринальных вопросах, принципах организации Церкви и литургической практике, толерантность и стремление к единству различных направлений внутри А. Ц.; в богословском отношении латитудинарии были сторонниками «естественной теологии» и последователями кембриджских платоников.

На рубеже XVII-XVIII вв. вошли в употребление понятия «Высокая» и «Низкая» Церковь. Термин «Высокая Церковь», встречающийся уже в XVII в., применяется к тем членам А. Ц., к-рые склонны подчеркивать ее общность скорее с католич., чем с протестант., традицией (в этом смысле он распространяется и на богословов более раннего, елизаветинского периода). В противоположность этому понятию в нач. XVIII в. возник термин «Низкая Церковь» — течение в англиканстве, идейно близкое к радикальному протестантизму и нонконформизму. С сер. XIX в. к этому направлению стали относить евангеликов (см. Евангелизм, Евангелики). Заметным явлением в жизни А. Ц. стало зарождение в XVIII в. методизма и близкого ему по духу евангелического движения. Их возникновение было следствием реакции широких слоев об-ва на индифферентность англикан. духовенства к постулатам веры, а также на распространение скептицизма и атеизма; негативные последствия такого состояния веры, с т. зр. англичан, привели к эксцессам Французской революции. Отличительными чертами методизма как движения за обновление А. Ц. были подчеркнутое благочестие, строгое соблюдение обрядов, систематическая проповедническая деятельность среди малоимущих. В 1795 г. методисты, создавшие собственную, хорошо организованную церковную структуру, выделились из Церкви Англии. Лидеры евангелического движения Дж. У. Флетчер, Г. Венн, У. Ромейн и Дж. Ньютон стремились использовать существующую приходскую систему, не порывая с А. Ц. В кон. XVIII-XIX в. евангеликам принадлежала ведущая роль в борьбе за социальные реформы и улучшение условий жизни, а также в миссионерстве. Об-во поощряло проповедническую деятельность, что было отчасти связано с изменениями в положении англ. католиков, чьи религ. и гражданские права постепенно восстанавливались в правление королей Георга III (1760-1820) и Георга IV (1820-1830) благодаря ряду «Актов об эмансипации католиков» (1777, 1791, 1793, 1829).. Эти нововведения порождали недовольство в среде англикан. духовенства и протестантов-мирян. Стремление укрепить позиции А. Ц., к-рым, с одной стороны, угрожало «наступление католиков», с др.- интеллектуальный либерализм, породило Оксфордское движение, чья деятельность парадоксальным образом привела к сближению с католичеством и возникновению англокатолицизма. Первоначальной целью группы оксфордских теологов, куда вошли Э. Пьюзи, Дж. Кибл, Дж. Г. Ньюмен и др., была апология А. Ц. как божественного установления, доказательство действенности ее епископата, обоснование истинности предписаний Книги общих молитв в серии трактатов, издававшихся ими с 1833 г. (см. Трактарианство). В 40-х гг. XIX в. осознание исторической связи А. Ц. с Римско-католической Церковью, их близости в отдельных доктринальных вопросах и в практике богослужения привело к обращению нек-рых членов движения в католичество, однако большинство их осталось в лоне А. Ц.

Одной из проблем, возникших перед А. Ц. в XIX в., стала необходимость определить ее отношение к новейшим достижениям естественных наук. Серьезным вызовом А. Ц. оказались открытия Ч. Дарвина в области эволюции и естественного отбора (1859), поначалу вызвавшие резкое осуждение и полемику с ним представителей Церкви, в частности еп. Самюэла Уилберфорса. Однако осторожность выводов самого Дарвина, не желавшего вступать в открытый конфликт, а также традиции рационализма в англикан. теологии позволили преодолеть кризис благодаря признанию либерально мыслящими богословами возможности развития физического мира, не противоречащей Божественному замыслу. К нач. XX в. многообразие живых организмов и их видов, сложность механизма естественного отбора стали восприниматься как доказательство величия Творца. Ряд новых проблем возник перед А. Ц. в связи с вопросом о допустимости исторического подхода к тестам Свящ. Писания и о применении новых методов в библеистике, к-рыми руководствовались в это время авторитетные ученые-библеисты Б. Ф. Весткотт, Ф. Дж. Хорт, Дж. Лайтфут, Дж. Робинсон, Ч. Додд, Ф. Морис. Результатом дискуссий и признания необходимости новых интерпретаций картины мира стало оформление в Англии либеральной теологии. В 1860 г. сторонники усиления рационалистического начала в богословии (Б. Джоуэтт, Ф. Темпл, М. Паттисон) изложили свои взгляды в сб. «Опыты и обзоры» (Essays and Reviews. L., 1860), к-рый вызвал критику представителей всех течений в А. Ц. К либеральным теологам, стремившимся интерпретировать англикан. вероучение с учетом историко-культурных исследований, психологии, сравнительной лингвистики и т. д. и, поместив богословскую проблематику в более широкий интеллектуальный контекст, сгладить тем самым противоречия «высокого» и «низкого» направлений, стали применять определение «Широкая Церковь». Позднее его распространили и на идейных наследников либеральной теологии — модернистов кон. XIX — нач. XX в.

Титульный лист первого издания Библии на английском языке. 1535 г.
Титульный лист первого издания Библии на английском языке. 1535 г.

В кон. XIX в. в кругах англокатоликов и Оксфордского движения также стали распространяться либеральные идеи. Одобрительное отношение к научным методам исследования и критической библеистике отразилось в издании Lux Mundi (1889), подготовленном группой богословов «Высокой Церкви». Сходные тенденции в среде евангеликов привели к выделению в этом течении либерального евангелизма, организационно оформившегося в Движение англиканской евангелической группы (Anglican Evangelical Group Movement) (1906-1967).

Либеральные и модернистские тенденции оказывали сильное влияние на настроения в А. Ц. в кон. XIX — нач. XX в. Они выразились, в частности, в деятельности Союза церковных деятелей (Churchmen’s Union, 1898), преобразованного в 1928 г. в Союз новых церковных деятелей (Modern Churchmen’s Union). Члены Союза считали, что богословие должно приспосабливаться к требованиям современности и идти в ногу с новыми научными теориями. Их мнение разделяли и поддерживали представители т. н. «нового реализма» — светские философы и богословы Дж. Э. Мур, Б. Расселл, Ч. Д. Брод, Г. Х. Прайс. Их отношение к религии варьировалось от индифферентности до резкого отрицания. В полемике с этой школой, но и под ее влиянием сложилось авторитетное направление т. н. «реалистической метафизики» (Ч. Л. Морган, С. Александер, А. Н. Уайтхед), стремившееся, опираясь на эволюционную теорию в биологии и достижения математики, создать новую картину мира, к-рая не противоречила бы основам христ. учения.

Др. ответвление «нового реализма», т. н. «логический эмпиризм» (А. Дж. Айер, Дж. Райл, Р. Брейтуэйт, Дж. Уиздом), продолжало традиции аналитической философии Б. Рассела. В результате появился ряд теоретических трудов о специфике «языка религии». Распространение либеральной теологии и модернизма и необходимость противостоять критике в адрес традиц. христ. доктрины привели в 30-40-х гг. ХХ в. к усилению неоконсерватизма в А. Ц. Однако его влияние в Англии не было столь сильно, как в континентальной Европе или США. Постлиберальная англикан. теология по-прежнему стремилась к продуктивному синтезу науки и веры исходя из единства Божественного Откровения и человеческого разума (У. Темпл, Дж. Бейли, Д. М. Бейли, Х. Х. Фармер).

Очередной кризис в англикан. богословии и взлет модернистских исканий наступил в 50-60-х гг. ХХ в. под воздействием, с одной стороны, достижений астрофизики и теоретической математики, а с др.- благодаря усилению интереса об-ва к проблемам личности и пола. Группа англикан. богословов выступила с резкой критикой А. Ц. и традиц. христ. доктрины в целом, не отвечавшим, по их мнению, реальным запросам об-ва. Еп. Вуличский Джон Робинсон в работе «Честно перед Богом», а также А. Видлер, Х. А. Уильямс и др. выдвинули идею «безрелигиозного христианства» (religionless Christianity), предельно широко истолковывая понятие Бога и принимая Свящ. Писание как собрание мифов, требующее осмысления и интерпретации его в историческом контексте (Дж. Хик, А. Макинтайр). Однако, если их призыв к А. Ц. найти свое место в совр. мире был поддержан частью духовенства и мирянами, то новая теология не получила признания.

Кризис в конституционных отношениях светского гос-ва и Церкви на рубеже XIX-XX вв. был вызван тем, что Церковь практически не имела возможности принимать самостоятельные решения по вопросам вероучения, внутреннего устройства и богослужебной практики. Попытки изменить ситуацию привели к созданию в 1919 г. Национальной ассамблеи Церкви Англии (The Church of England National Assembly, сокращенно — Ассамблеи Церкви), к-рая получила полномочия готовить законодательные предложения по вопросам церковной жизни — т. н. меры (Measures), но они по-прежнему должны были утверждаться парламентом и монархом, т. о. существование Национальной ассамблеи не изменило принципов взаимоотношений духовных и светских властей. С 1904 г. шла работа теологической комиссии по пересмотру Книги общих молитв (в редакции 1662). Представленный Национальной ассамблеей текст обновленного молитвенника на утверждение парламента был дважды отвергнут (1927, 1928).

Одновременно развивалась тенденция к демократизации внутренней жизни Церкви Англии. Активизация приходской жизни, участие мирян в просветительской и благотворительной деятельности Церкви привели к созданию системы представительства от мирян в органах церковного управления всех уровней. В 1885-1892 гг. палаты мирян (Houses of Laity) возникли при обеих конвокациях англ. духовенства — Кентерберийской и Йоркской. На основе конвокаций и обеих палат мирян в 1904 г. возник Представительный Церковный совет (Representative Church Council), преобразованный в 1919 г. в Национальную ассамблею. В 1921 г. была проведена реформа церковного самоуправления: в приходах в обязательном порядке создавались советы с участием мирян. В 1947-1967 гг. Национальная ассамблея получила функции верховного апелляционного суда в вопросах доктрины Церкви, богослужения и церковной дисциплины, принадлежавшие ранее светскому органу — юридическому комитету Кабинета министров. По Акту о синодальном управлении (Synodical Government Measure Act, 1965), одобренному парламентом, Национальная ассамблея в 1969 г. была преобразована в Генеральный синод Церкви Англии, получивший право законодательной инициативы в церковных вопросах.

Сохранив в силе Книгу общих молитв (в редакции 1662), Национальная ассамблея, а затем Генеральный синод и парламент приняли постановление о допущении альтернативных форм богослужения (Alternative and Other Services Measure, 1965) с последующими разъяснениями по этому поводу в 1967, 1968 и 1971 гг. В 1968 г. вышла 1-я Книга молитв альтернативной службы (Alternative Service Book). С 1974 г. альтернативные формы богослужения разрешены на постоянной основе. В том же году был принят. акт парламента «О Церкви Англии (ее богослужении и доктрине)» (The Church of England (Worship and Doctrine) Measure Act), впервые признающий юридическое право самой Церкви в лице Генерального синода вносить изменения в вероучение и изменять порядок богослужения.

Англиканство (от латинской фразы «ecclesia anglicana», что переводится как «английская церковь») — одно из направлений христианского протестантизма, возникшее в Англии в 16-м веке и в дальнейшем получившее распространение в Британских колониях.

Англиканство как религиозное течение занимает промежуточное положение между протестантизмом и католичеством, соединяя в себе черты того и другого. Причина этого заключается в исторических условиях возникновения англиканства — данная религия, как и другие протестантские течения, стала результатом борьбы с римской католической церковью, но в отличие от лютеранства, кальвинизма и других европейских движений, оно возникло не «снизу», а насаждалась «сверху» по воле монархии. Своим возникновением англиканство обязано одному из самых известных английских королей — Генриху VIII. Создавая в Англии собственную церковь, он ставил цель обрести независимость от римской курии. Формальным поводом стал отказ папы Климента VII признать незаконным брак Генриха с Екатериной Арагонской и соответственно аннулировать его, чтобы тот смог жениться на Анне Болейн. В результате противостояния в 1534 году английский парламент провозгласил независимость английской церкви. В дальнейшем англиканство стало опорой абсолютизма. Возглавляемое королём духовенство фактически стало частью государственного аппарата. В настоящее время главой англиканской церкви в Англии выступает парламент.

При королеве Елизавете I был сформирован англиканский символ веры, получивший название «39 статей». Он включал положения характерные как для протестантства так и для католичества. Например, наряду с другими течениями протестантизма англиканство признало догмат об оправдании верой и догмат о Библии как единственном источнике веры, а также отвергло католические учения об индульгенциях, почитании икон и мощей, о чистилище, институт монашества, обет безбрачия священников и др. Общим у англиканства и католичества стал догмат об единоспасающей силе церкви, а также многие элементы культа, характеризующиеся особой пышностью. Внешнее убранство англиканских храмов не сильно отличается от католических, в них также большое внимание уделяется декору — витражи, изображения святых и т.д.

В отличие от других церквей, англиканство, признавая все традиционные таинства, делает особый акцент на Святой Евхаристии (Святое Причастие).

Богослужения в англиканстве проходят на английском языке (есть исключения в странах, где английский не является национальным). Основа богослужения была закреплена в «Книге молитв», составленной в 1549 году.

Интересно, что в 19-м веке русскую православную церковь и англиканство связывали достаточно тесные отношения. До сих пор англиканство воспринимается православием более благосклонно, нежели католичество и протестантизм.

Организационная структура англиканства идентична католической — церкви имеют епископальное устройство. Священничество включает ряд степеней — диаконы, священники и епископы. Большое внимание уделяется вопросу апостольской преемственности священничества.

В настоящее время в мире проживают около 70 млн. адептов англиканства, представленных в Англиканском содружестве, включающем более 30 церквей и различных объединений в Англии (43,5% населения исповедуют англиканство), Уэльсе, Шотландии, Индии, ЮАР, США, Канаде и др. (всего существует более 450 епархий в 160 странах). При этом все эти религиозные субъекты являются независимыми и имеют достаточно существенные различия. В связи с этим принято выделять в англиканстве Высокую и Низкую церковь. Первая более близка к католичеству и православию, а вторая — к протестантизму. Прогрессивный характер англиканства проявился в ряде нововведений, например, установление женского епископата.

Кроме того, англиканство подразделяется на ряд направлений, таких как евангелизм, либеральные христиане и англо-католицизм.

Англиканство с момента своего возникновения было неотделимо от Британской государственности и в дальнейшем получило своё развитие в рамках колониальной экспансии Британской империи. Сейчас англиканство играет большую роль в сохранении единого культурного и религиозного пространства для англо-говорящих стран и бывших колоний британской короны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *