Античная риторика

1. Отметьте варианты слов с правильно поставленным ударением (ударная гласная обозначена заглавной буквой):
бУтик
бутИк
жалюзИ
жАлюзи
каталОг
катАлог

2. Раздел риторики, рассматривающий вопросы пластического решения произносимой речи
акция

3. Публичное выступление в обязательном порядке должно включать в себя:
отступление
вступление
заключение
основная часть
дискуссия

5. Психологические структурные компоненты акта речевой коммуникации:
намерение
код
контекст
цель

6. Речь, призывающая к действию: новому, к продолжению или прекращению прежнего.
эпидейктическая
информационная
воодушевляющая
агитационная

7. Система устойчивых формул общения, предписываемых обществом как правила речевого поведения – речевой …
этикет

8. Раздел риторики, античное учение о стиле
диспозиция
мемория
элокуция
инвенция

9. Выпишите слово, употребленное в неправильной форме: «Роман вскрывает всю глубину социального неравенства, господствующего до революции в Казахстане»
господствующего

10. Приятие личности собеседника, проявление уважения к нему, вне зависимости от его достоинств и недостатков – одна из установок … тактики общения
директивной
понимающей
защитно-агрессивной
принижающе-уступчивой

11. Соответствие характеристик коммуникации сфере общения:
Четко определена цель коммуникации — деловая коммуникация
Регламентация общения — деловая коммуникация
Количество тем для обсуждения ограничено повесткой дня — деловая коммуникация
Частый и немотивированный переход от одной темы к другой — повседневная коммуникация
Не связана с принятием решений — повседневная коммуникация

12. Нормы, призванные обеспечить одинаковое произношение каждого слова всеми говорящими, его «понятность» каждому, его однозначность — … нормы
орфоэпические

13. Выпишите слово, употребленное в неправильной форме: «Успеваемость в классе составляет 96, 5 процентов»
процентов

14. Отметьте варианты слов с правильно поставленным ударением (ударная гласная обозначена заглавной буквой):
дОговор
договОр
Оптовые рынки
оптОвые рынки
обеспечЕние
обеспЕчение

15. Отметьте варианты слов с правильно поставленным ударением (ударная гласная обозначена заглавной буквой):
намерЕние
намЕрение
делать мастерскИ
делать мАстерски
с дЕньгами
с деньгАми

16. Время официального зарождения риторики как науки
5 в. до н. э.
3-2 в. до н. э.
эпоха Средних веков
17 в.

17. Зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно-регулятивную функцию в общении (поза, жесты, мимика, походка) — … средства
вербальные
кинесические
паралингвистические

18. Найдите плеоназмы: В кадровом агентстве есть свободные вакансии
свободные вакансии

19. Отметьте правильный вариант написания и произнесения слова
будущий
будующий
прецедент
пренцедент
макулатура
мукалатура

20. Языковая игра – это …
намеренное нарушение норм речевого поведения
названия общеизвестных событий, имена или тексты, которые говорящие (пишущие) воспроизводят в своей речи
тексты, содержащие цитаты

21. Категория убеждения в риторике, апеллирующая к эмоциям аудитории:
логос
пафос
эпос

22. Языковые приметы научного стиля:
строгость
образность
логичность
использование терминов
экспрессивность

23. Отметьте варианты слов с правильно поставленным ударением (ударная гласная обозначена заглавной буквой):
зАвидно
завИдно
красИвее
красивЕе
танцОвщица
танцовщИца

24. Тип заключения, предполагающее подведение итогов, формулировку выводов — … заключение
суммирующее

25. Отметьте варианты слов с правильно поставленным ударением (ударная гласная обозначена заглавной буквой):
из аэропортА
из аэропОрта
бАлованный
балОванный
запломбИрованный
запломбирОванный

26. Выпишите слово, употребленное в неправильной форме: «Цветок без воды сохнул в вазе»
сохнул

27. Материал вспомогательного свойства в сообщении, являющийся источником цитирования
энциклопедический
эмпирический
компаративный

28. Выпишите слово, употребленное в неправильной форме: «До начала экзаменов осталось полтора учебного месяца»
учебного

29. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи – это …
рассказ о событиях
словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли
словесное изображение какого-либо явления действительности путем перечисления его характерных признаков

30. Отметьте правильный вариант написания и произнесения слова
юрисконсульт
юристконсульт
инциндент
инцидент
компроментировать
компрометировать

31. Диалог – это …
высказывание одного человека
беседа двух людей
разговор нескольких людей

32. … язык — форма общенародного языка, понимаемая говорящими на том или ином языке как образцовая
литературный

33. Соответствие жанров и функциональных стилей:
интервью — публицистический стиль
монография — научный стиль
курсовая работа — научный стиль
нота протеста — официально-деловой стиль
конституция — официально-деловой стиль
эссе — публицистический стиль
реферат — научный стиль
служебная записка — официально-деловой стиль

34. Соответствие стиля и текста
Гроза — атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися над ней предметами. Эти разряды — молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом и сильным ветром (иногда до шквала). – научный
Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья. В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии. К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение. – публицистический
Доводим до Вашего сведения, что вчера после полуночи над районным центром — городом Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местностью пронеслась сильная гроза, продолжавшаяся около получаса. Скорость ветра достигала 30—35 метров в секунду. Причинен значительный материальный ущерб жителям деревень Ивановка, Щепялово и Вязники, исчисляемый, по предварительным данным, в сотни тысяч рублей. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Человеческих жертв нет. Образована специальная комиссия для выяснения размеров причиненного стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему местному населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено. — официально-деловой
Ты не поверишь, какая гроза прошла вчера над нами! Я человек не робкого десятка, и то испугался насмерть. Сначала все было тихо, нормально, я уже собирался было лечь, да вдруг как сверкнет молния, бабахнет гром! И с такой силищей, что весь ваш домишко задрожал. Я уже подумал, не разломалось ли небо над нами на куски, которые вот-вот обрушатся на мою несчастную голову. А потом разверзлись хляби небесные… В придачу ко всему наша безобидная речушка вздулась, распухла и ну заливать своей мутной водицей все вокруг. А совсем рядом, что называется — рукой подать, загорелась школа. И стар и млад — все повысыпали из изб, толкутся, орут, скотина ревет — вот страсти какие! Здорово я перепугался в тот час, да, слава Богу, все скоро кончилось. — разговорно-бытовой
Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на ее краю висели большие, черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и на левом горизонте. Этот оборванный, разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то пьяное, озорническое выражение. Явственно и не глухо проворчал гром. Егорушка перекрестился и стал быстро надевать пальто. (…) – художественный

35. Отметьте правильный вариант написания и произнесения слова
индивидум
индивидуум
комфорка
конфорка
скурпулезный
скрупулезный

36. Найдите плеоназмы: Наш завод должен выпускать высококачественную и дешевую по стоимости продукцию
дешевую по стоимости

37. Невербальные сигналы, свидетельствующие о готовности вашего собеседника к общению
закрытая поза
открытая поза
суженые зрачки глаз
поворот тела и носка ноги в вашем направлении
поворот тела и носка ноги в сторону от вас

Форма проведения семинара: развернутая беседа.

Вопросы для обсуждения

  1. Особенности философии Нового Времени. Ее основные проблемы.

  2. Разработка методов научного исследования. Ф. Бэкон, Р. Декарт.

  3. Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века.

  4. Теория общественного договора в философии Нового времени и Просвещения.

Задания на самостоятельность мышления

1. Знание философской терминологии:эмпиризм, рационализм, сенсуализм, скептицизм, агностицизм, индукция, дедукция, субстанция, деизм, пантеизм, общественный прогресс, общественный договор.

Интеллектуальная разминка

    1. Центральными темами философских размышлений Нового времени были ________.

    2. Наука, оказавшая заметное влияние на философию Нового времени.

    3. Родоначальник новоевропейского материализма и опытной науки.

    4. У истоков европейского рационализма стоял ________.

    5. Раздел философии, изучающий познание.

    6. Философское направление, сторонники которого утверждали, что «нет ничего в разуме, чего бы прежде не было в опыте».

    7. Исходным пунктом, отправным началом для новых поисков в процессе познания Р. Декарт признавал _______.

    8. Основной труд Т. Гоббса, где он рассматривает государство как «политическое тело», созданное людьми.

    9. Формула: «Бог или субстанция, или природа» демонстрирует позицию _______. Она принадлежит голландскому мыслителю _______.

    10. Дуализм есть философское учение, считающее основой мира _______.

    11. Философ Нового времени, создавший концепцию множественности субстанций.

    12. Движение мысли от общего к частному или вывод по правилам логики.

    13. Умозаключение, идущее от фактов к некоторому обобщению.

    14. Кто из философов Нового времени уподобил сознание «чистой доске»?

    15. Патриархом Просвещения и автором первого в мире философского словаря был ______.

    1. Социально-философская концепция, согласно которой функционирование и развитие общества обусловливаются местоположением страны, ее климатическими условиями. Сторонником этой концепции в Новое время был _______.

    2. Какую линию в европейской философии разрабатывал Д. Беркли?

    3. Дайте философскую оценку позиции: «Идеи правят миром».

Упражнения и задачи

3.1. К. А. Гельвеций сравнивал процесс познания с судом, где пять органов чувств это пять свидетелей, которые только и могут дать истину. Его оппоненты, однако, возражая, заявили, что Гельвеций забыл судью.

Вопрос:

  1. Что имели в виду оппоненты Гельвеция под судьей?

  2. Как можно охарактеризовать гносеологическую позицию философа?

  3. В чем ее ограниченность?

  4. Что собой, по-вашему, представляет процесс познания в полном объеме?

3.2. «Человек – машина», — утверждал в одноименном произведении Ламетри. «Человек – не машина», возражал ему Дидро.

Вопрос:

    1. Какие мировоззренческие установки относительно человека здесь заданы?

    2. Что общего между машиной и человеком? Что их отличает?

    3. Правильно ли высшей ценностью человека считать его интеллект, разум?

    4. Ответ аргументируйте.

3.4. Ф. Де Ларошфуко писал: «С судьбой следует обходиться, как со здоровьем: когда она нам благоприятствует — наслаждаться ею, а когда начинает капризничать — терпеливо выжидать, не прибегая без особой необходимости к сильнодействующим средствам».

Д. Юм писал: «Случай» и «судьба» — это одни только пустые слова; упорное благоразумие — вот судьба человека».

Дени Дидро писал: «Либо Бог разрешил, либо всеобщий механизм, называемый судьбою, захотел, чтобы мы в продолжение жизни были предоставлены всякого рода случайностям; если ты мудр и лучший отец, чем я, ты с молодых лет убедишь своего сына, что он хозяин своей жизни, чтобы он не жаловался на тебя, даровавшего ему жизнь».

Александр Гумбольдт писал: «Гораздо важнее не судьба человека, а то, как он сам ее воспринимает».

Вопрос: Как вы считаете, существует ли судьба? И что она собой представляет?

Метки (тэги, tags):

    античная философияпониманиерациональностьфилософия

Как понималась рациональность в античной философии

Перестройка оснований науки, происходящая в ходе научных революций, приводит к смене типов научной рациональности. Нужно отметить, что рациональность не сводится только к научной. Но так как европейская рациональность уходит корнями в культуру античной Греции, рассмотрим специфику рациональности, рожденной в этой культуре. Скрытым или явным основанием рациональности является признание тождества мышления и бытия.

Само это тождество впервые было открыто греческим философом Парменидом. Отметим сущностные характеристики открытого Парменидом тождества мышления и бытия.

Во-первых, под бытием он понимал не наличную действительность, данную чувствам, а нечто неуничтожимое, единственное, неподвижное, нескончаемое во времени, неделимое, ни в чем не нуждающееся, лишенное чувственных качеств. Бытие — это истинно сущее Единое (Бог, Абсолют).

Поэтому, во-вторых, тождество мышления (ума) и бытия означало способность мышления выходить за пределы чувственного мира и «работать» с идеальными «моделями», которые не совпадают с обыденными житейскими представлениями о мире.

Говоря современным языком, античная рациональность признала возможность умозрительного постижения принципиально ненаблюдаемых объектов, таких как бытие (Парменид), идеи (Платон), Перводвигатель (Аристотель).

Идеальный план деятельности вообще стал в дальнейшем одной из главных характеристик рационального типа отношения к реальности и прежде всего научной рациональности. Открытая греками работа мысли с идеальными объектами заложила основы традиции теоретизма.

В-третьих, эту свою способность «работать» с идеальными моделями мышление может реализовать только в слове. Отсюда в европейской культуре, начиная с античности, повышенное внимание к слову, к его артикуляции. Тождество содержания мысли содержанию бытия предполагает возможность адекватно выразить то и другое содержание в слове. Такая возможность может быть реализована, если слова имеют точное и определенное значение. Рациональное знание нельзя построить с помощью слов, имеющих «размытые» значения. Определенность, точность, однозначность значений слов есть необходимое условие построения рационального знания.

В-четвертых, мышление понималось античными философами как «созерцание, уподобляющее душу Богу», как интеллектуальное озарение, уподобляющее ум человеческий уму божественному. Тезис Парменида «одно и то же — мышление и то, о чем мыслится», не допускал возможности сведения мышления только к логике. Действительно, «то, о чем мыслится» есть Божественное Единое, т.е. одновременно и Истина, и Добро, и Благо, а потому не может быть адекватно (тождественно) постигнуто и выражено с помощью только логических процедур. Парменид наделил мысль космическими масштабами. В-пятых, основная функция разума усматривалась в познании целевой причины. Только разуму доступны понятия цели, блага, наилучшего. Признание целевой причины вносило смысл в природу, которая рассматривалась как нечто целостное, включающее в себя объективную целесообразность. Разум, как высшая познавательная способность человека, был ориентирован прежде всего на понимание целесообразности природных явлений в их целостном единстве.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *