Цивилизация возникла 27 в. назад.
Цивилизация остановилась 23 в. назад.
Становление полисной цивилизации Древней Греции проходило в борьбе с Ахеменидской державой, осуществлявшей свою экспансию на Запад.
Экономика полиса базировалась прежде всего на сельском хозяйстве, представлявшем основную сферу занятий гражданина.
+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
Классический период цивилизации Древней Греции VI-IV вв. до н.э. был временем наивысшего подъема Греции, время господства социально-экономической и политической организации общества, как полис.
Полисной формой организации общества объясняются основные особенности развития древнегреческого общества, в том числе характер культуры и искусства.
Главная особенность античной гражданской общины заключалась в том, что в основе ее лежала античная форма собственности. Ее отличает от других форм собственности: двуединый характер, диалектическое единство государственного и частного принципов собственности.
Этой особенностью античной формы собственности объясняются основные черты древнегреческого полиса. Прежде всего совпадение в принципе политического коллектива (коллектива полноправных граждан) и коллектива земельных собственников, взаимообусловленность гражданского статуса и права собственности на землю. Все группы населения, не имеющие гражданских прав, отстраняются от права собственности на землю.
Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю.
В полисе действовали различные органы управления (совет, магистратуры), но верховным органом (даже в полисах с явно олигархическими тенденциями) всегда было народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов. Этим определяется демократическая тенденция в развитии древнегреческого общества. Еще одной важнейшей особенностью полиса было совпадение политической и военной организаций. Вооруженные силы гражданской общины — ополчение граждан. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивавшим неприкосновенность полиса и тем самым своей личной собственности.
Экономика полиса базировалась прежде всего на сельском хозяйстве, представлявшем основную сферу занятий гражданина. Даже в наиболее экономически развитых полисах, таких, как Афины, подавляющая масса граждан занималась сельским хозяйством. Основной экономический принцип полиса — идея автаркии, т. е. самообеспеченности. Автаркия выступала в качестве экономической основы свободы. Ни отдельно взятый индивид, ни полис в целом не чувствовали себя полностью свободными, если средства их существования зависели от кого-то другого. В соответствии с этими принципами вырабатывалась и полисная система ценностей, продолжавшая существовать и оказывать влияние даже тогда, когда менялись условия жизни.
Важнейший элемент этой системы ценностей составляла твердая уверенность в том, что полис — высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, что благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. Сюда же относились идея превосходства земледельческого труда над всеми иными видами деятельности, осуждение стремления к прибыли, желание сохранить неизменными и экономическую основу, и все остальные условия жизни, приоритет традиций. В целом полис предстает перед нами как своеобразная «крестьянская республика» со всеми свойственными такому социальному организму чертами.
В эпоху классической цивилизации древней Греции стало широко распространятся рабство типа илотии, засвидетельствованное не только в Спарте, но и в ряде других земледельческих областей, и рабство классического типа, наиболее распространенное в экономически развитых центрах.
При классическом рабстве (лучше всего известном на примере Афин) раб не только лишен собственности на орудия и средства производства, но и сам представляет «говорящее орудие» и как таковое полностью принадлежит своему хозяину. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничено. Дети рабынь назывались приплодом и также становились рабами. Рабы классического типа в Греции, как правило, не являлись ее уроженцами, их захватывали в других странах во время военных действий и пиратских набегов. Затем они поступали на невольничьи рынки, становясь живым товаром.
Полис превращается в «машину», обеспечивающую господство рабовладельцев над рабами. Сформировавшийся в силу ряда особенностей природных условий Эллады и своеобразия ее социально-экономического и политического развития полис был явлением, практически неизвестным в мире древних цивилизаций Переднего Востока, резко отличным от существовавших там форм организации общества. Формирование и развитие полиса было явлением всемирно-исторического значения, поскольку полисный мир создавал принципиально новую цивилизацию, новый вариант развития рабовладельческого строя.
Становление полисной цивилизации Древней Греции проходило в борьбе с Ахеменидской державой, осуществлявшей свою экспансию на Запад.
С 500 г. до н.э. вплоть до 479 г. до н.э., когда персы понесли два поражения — и на суше и на море. Персидские войска оставили Грецию, были освобождены греческие города Малой Азии. Военные действия продолжались еще 30 лет, но ход войны коренным образом изменился. Греция смогла отстоять свою независимость, мир полисов доказал свою жизнеспособность.
Успехи греков имели важное значение. Одно из них — психологическое. Греки, особенно из тех полисов, которые с самого начала боролись с персами, гордились своей победой над могущественной державой Ахеменидов, пребывая в убеждении, что победу дала им свобода, а персы понесли поражение потому, что все они — рабы «великого» царя. Ранее сформировавшееся представление о превосходстве греков над остальными народами в ходе этой войны перерастало в убеждение.
Греко-персидские войны оказали существенное влияние на социально-экономическое развитие Эллады. Особенно важным стал второй этап войны, когда греки одерживали победы и обращали в рабов многочисленных военнопленных. Цены на рабов падали, что позволяло людям среднего достатка приобретать их. Тем самым греко-персидские войны способствовали широкому распространению рабства в Греции.
++++++++++++++++++++
Во II тыс. до н. э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова.
На протяжении истории Древнего мира Эллада представляла собой множество городов-полисов. Конечно, с течением исторического времени один доминирующий полис сменял другой, но Древняя Греция никогда не была единым государством.
Характерным отличием древнегреческого (и вообще античного) рабовладения был его частный характер. Рабы принадлежали их конкретному владельцу и никогда — государству в целом. Земельные ресурсы также находились в частной собственности.
В Греции были все благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности.
Природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и делали невозможным и ненужным централизованное управление. Каждый полис имел свои естественные границы, которые в случае начала боевых действий имели стратегическое значение.
Так, естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств — полисов. Население полиса включало от нескольких сотен до двух тысяч человек. Сначала это была родовая община, но со временем она становилась соседской.
Географическая и политическая замкнутость полиса при дальнейшем разделении труда делала его зависимым от общегреческой и международной морской торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего — греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами и т. д. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру, цивилизацию. Несмотря на то, что в каждом городе были свои правители, все греческие полисы считали себя эллинами и имели общий пантеон олимпийских богов.
Античный полис представлял собой закрытое микрогосударство, выросшее на основе одной или нескольких соседских общин.
Простой народ уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой аристократии — крупным земельным собственникам.
Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией и народом (демосом).
К VI-V вв. до н. э. на первый план среди нескольких сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком соперничества в политической сфере этих двух полисов разворачивалась вся последующая история Древней Греции. Для Афин была характерна частная собственность на землю и частное рабовладение. В Спарте земля находилась в государственной собственности и рабы-илоты принадлежали не конкретному частному лицу, а всему государству-полису.
ПОЛИС (греческое πολις — город, государство) — основная форма политической организации древнегреческого общества.
Традиционное определение полиса как «города-государства» не может считаться вполне удовлетворительным, поскольку полис не всегда имел один городской центр и не всегда являлся государством. Более строгим может считаться определение полиса как гражданской общины античного типа. Главным для полиса являлось не наличие территории (в исключительных случаях полис мог существовать и совсем без территории), а наличие коллектива граждан. Понятия гражданства, участия в управлении, воинской повинности и земельной собственности в полисе были неразрывно связаны. Полисная государственность не предусматривала особых органов власти, оторванных от народа. Высшую власть в полисе (реально или номинально) осуществлял сам гражданский коллектив в форме народного собрания. Граждане противопоставлялись прочему населению, жившему на территории полиса, но не входившему в состав гражданской общины (метекам, рабам и тому подобным). Граждан запрещалось порабощать, они считались равноправными и должны были участвовать в полисном ополчении. При таких условиях греческий полис мог быть лишь очень небольшим по территории и численности населения. Средний полис имел территорию, не превышавшую 100-200 км2, и население 5-10 тысяч человек (порой оба показателя были ещё ниже). «Полисы-гиганты», такие как Спарта или Афины, всегда оставались исключениями.
Чаще всего полис включал в себя городской центр и его сельскую округу (хору). Город был центром полиса. Там находились основные общественные здания, храмы, функционировали органы полисного управления и проживало до половины (иногда и более) населения. Однако основой полисной экономики практически всегда являлось сельское хозяйство. В политической жизни греческого полиса впервые в мировой истории сформировалось стабильное республиканское устройство: в теории — с абсолютным политическим участием граждан; на практике в различных полисах на разных этапах их истории степень реального участия рядового гражданского населения (демоса) в общественной жизни не была одинаковой. В связи с этим выделяют несколько типов полисов. В полисах, развивавшихся медленными темпами, с явным преобладанием сельского хозяйства в экономике, по большей части консервировалось аристократическое (олигархическое) устройство (смотреть Аристократия). В более динамично развивавшихся полисах, в которых значительную роль играли торгово-ремесленные структуры, возникала тенденция к складыванию демократии (наиболее яркий пример — Афины). Однако обязательные взаимосвязи экономических и политических факторов не отмечалось. Так, Коринф, один из наиболее развитых торгово-ремесленных полисов, в течение почти всей своей истории управлялся олигархией.
Полисы начали складываться в Греции с начала 1-го тысячелетия до нашей эры, после гибели микенской цивилизации (смотреть Микенская культура, Микены). Полисы формировались на основе сельских общин, зачастую в результате синойкизма. В архаической Греции (VIII-VI веков) полис стал преобладающей формой политической организации. В это же время произошло значительное увеличение количества полисов в процессе Великой греческой колонизации (смотреть Колонии античные): вновь возникавшие греческие поселения практически всегда сразу конституировались как полисы. В V веке, в ходе греко-персидских войн, полисная организация греков показала своё превосходство над государственным устройством Персии. Пережив в V веке свой расцвет, система полисов вступила в IV веке, после Пелопоннесской войны, в полосу кризиса. Кризис классического греческого полиса, в чистом виде изжившего себя и требовавшего перехода к качественно новому типу государственного объединения, имел как внутренние, так и внешние признаки (распад гражданского коллектива, обострение противоречий между отдельными слоями населения, нарастание индифферентизма в политической жизни, вытеснение в войске гражданского ополчения наёмниками, практически не прекращавшиеся межполисные войны, бесплодная и изнурительная борьба крупнейших полисов за гегемонию в Греции). Кризис полиса стал одной из предпосылок эллинизма. В эллинистический период независимые полисы в большинстве своём поглощены или поставлены под контроль «мировыми империями» поздней античности (эллинистическими монархиями, затем — Римом). Однако свойственные полису структуры, образ жизни и система ценностей прочно укоренились в греческом мире и сохранялись вплоть до конца античности, несмотря на утрату политической свободы. Так, эллинистические правители, основывая поселения греков на своих землях, чаще всего придавали им статус полисов. В древне-греческой политической мысли, как и в политической практике, категория полис была ключевой. В частности, Аристотель считал полис наиболее совершенной формой объединения людей, признаком превосходства греков над «варварами».
Срок действия бланков временных свидетельств, выданных при оформлении до 27.03.2020 полиса ОМС, продлен до конца года. Изменение вступило в силу согласно постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 № 432 «Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией».
Ранее временное свидетельство заменяло полис ОМС в течение 45 рабочих дней (до выдачи постоянного).
Полис обязательного медицинского страхования — документ, подтверждающий, что гражданин застрахован и имеет право получать бесплатную медицинскую помощь в поликлиниках или больницах, работающих в системе ОМС.
Перед оформлением полиса, необходимо определиться со страховой компанией. Реестр и рейтинг страховых организаций опубликованы на сайте Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
На Портале госуслуг Санкт-Петербурга оформляются электронные полисы ОМС. Это электронная запись в реестре полисов ОМС, который централизованно ведет Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга.
Для получения государственной услуги в электронном виде нужно иметь подтвержденную учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА, ключ простой электронной подписи).
Текст: Пресс-служба МФЦ Фото: yandex.ru Тэги: полис ОМС
Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Специфика натурфилософских идей античности. Античность – период развития с 8 в. до н.э. по 4-5 в. н.э. С 8 до н.э. в Греции складывались полисы. Возникает высокий уровень развития культуры. Причины взлета: занятие земледелием, мореплаванием и торговлей. Греки д.б. совмещать несколько проф-сий, чтобы выжить. Соц-полит жизнь Др.Гр (8-6вв до н э) изначально характеризовалась социальным расслоением общества. Но в 7-5вв до н э укоренился принцип свободы и равенства как при получении доджностей, так и перед законом, что явилось еще одной предпосылкой становления теор Н Важн. результатом демократизации обществ-политической сферы явилось формирование аппар. логич. рац. обоснования. Было признано, что истина не является продуктом догматической веры, она д б доказана, рационально обоснованна. Греч. философов интересуют процессы мироздания. Первоначала ищут в огне, в воде. Пифагор видит основу в числе. В натурф-фии возникли первые образцы теор-кой науки: геометрия Евклида, учение Архимеда, медицина Гиппократа, атомистика Демокрита, астрономия Птолемея и пр. В античности больш. внимание уделялось постижению истины, т.е. логике и диалектике. Происходили всеобщ.рационализация мышл.-я.Постепенно натурф-фские сис-мы приобретали вид все более рационально оформлен. знания. Возникшая в контексте античной культуры Евкл. геометрия в качестве необх. условия получения истины выдвигала процедуру демонстрации док-ва. Античная наука столкнулась с феноменом несоизмеримости. Иррац,.числа указывали на наличие реальности, которая противоречила привычной логике упорядочивания. Появляется теорет. система математики; греки впервые ввели матем. док-во. Платон превозносил общ-ное значение стройного здания мат-ки, утверждая, что она имеет отн-ние к упр-нию гос-вом, воспитывая возвышенный строй души, научая душу отвращаться от хаотического и беспорядочного мира чувственного (становления) и приобщаться к миру вечного бытия, где царят порядок, гармония, симметрия.Антич. наука доказала динамичность физ. мира: тезис Гераклита «все течет, все изменяется».Гиппократ (460—377 до н. э.) ратовал за привнесение мудрости в медицину и медицины в мудрость. В тексте «О природе человека», взятом за основу «учения о темпераментах», он обсуждает понятия «фюзис» — природа и «динамис» — сила. Клятва Гиппократа, известная и по сей день как кодекс медицинской этики, имеет общий императив — «не навреди».Первую попытку систематизации того, что впоследствии стали называть наукой, предпринял Аристотель. Аристотель делил все науки на теоретические (имеющие целью само знание:философия, физика, математика), практические (руководящие человеческим поведением: этика, экономика, политика), творческие (направленные на достижение прекрасного: этика, риторика, искусство)..Изложенная Аристотелем логика господствовала более двух тысяч лет. В ней классифицировались высказывания выявлялась их модальность: возможность, случайность, невозможность, необходимость, определялись законы мышления: закон тождества, закон исключения противоречия, закон исключенного третьего. Аристотель создает учение о силлогизме, суть которого в том, что два крайних термина соединяются при посредстве среднего, общего обоим.