Античный полис

Цивилизация возникла 27 в. назад.

Цивилизация остановилась 23 в. назад.

Становление полисной цивилизации Древней Греции проходило в борьбе с Ахеменидской державой, осуществлявшей свою экспансию на Запад.

Экономика полиса базировалась прежде всего на сельском хозяйстве, представлявшем основную сферу занятий гражданина.

+++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Классический период цивилизации Древней Греции VI-IV вв. до н.э. был временем наивысшего подъема Греции, время господства социально-экономической и политической организации общества, как полис.

Полисной формой организации общества объясняются основные особенности развития древнегреческого общества, в том числе характер культуры и искусства.

Главная особенность античной гражданской общины заключалась в том, что в основе ее лежала античная форма собственности. Ее отличает от других форм собственности: двуединый характер, диалектическое единство государственного и частного принципов собственности.

Этой особенностью античной формы собственности объясняются основные черты древнегреческого полиса. Прежде всего совпадение в принципе политического коллектива (коллектива полноправных граждан) и коллектива земельных собственников, взаимообусловленность гражданского статуса и права собственности на землю. Все группы населения, не имеющие гражданских прав, отстраняются от права собственности на землю.

Полис как коллектив граждан обладал правом верховной собственности на землю.

В полисе действовали различные органы управления (совет, магистратуры), но верховным органом (даже в полисах с явно олигархическими тенденциями) всегда было народное собрание, которому принадлежало право окончательного решения всех важнейших вопросов. Этим определяется демократическая тенденция в развитии древнегреческого общества. Еще одной важнейшей особенностью полиса было совпадение политической и военной организаций. Вооруженные силы гражданской общины — ополчение граждан. Гражданин-собственник одновременно являлся и воином, обеспечивавшим неприкосновенность полиса и тем самым своей личной собственности.

Экономика полиса базировалась прежде всего на сельском хозяйстве, представлявшем основную сферу занятий гражданина. Даже в наиболее экономически развитых полисах, таких, как Афины, подавляющая масса граждан занималась сельским хозяйством. Основной экономический принцип полиса — идея автаркии, т. е. самообеспеченности. Автаркия выступала в качестве экономической основы свободы. Ни отдельно взятый индивид, ни полис в целом не чувствовали себя полностью свободными, если средства их существования зависели от кого-то другого. В соответствии с этими принципами вырабатывалась и полисная система ценностей, продолжавшая существовать и оказывать влияние даже тогда, когда менялись условия жизни.

Важнейший элемент этой системы ценностей составляла твердая уверенность в том, что полис — высшее благо, что существование человека вне его рамок невозможно, что благополучие отдельного лица зависит от благополучия полиса. Сюда же относились идея превосходства земледельческого труда над всеми иными видами деятельности, осуждение стремления к прибыли, желание сохранить неизменными и экономическую основу, и все остальные условия жизни, приоритет традиций. В целом полис предстает перед нами как своеобразная «крестьянская республика» со всеми свойственными такому социальному организму чертами.

В эпоху классической цивилизации древней Греции стало широко распространятся рабство типа илотии, засвидетельствованное не только в Спарте, но и в ряде других земледельческих областей, и рабство классического типа, наиболее распространенное в экономически развитых центрах.

При классическом рабстве (лучше всего известном на примере Афин) раб не только лишен собственности на орудия и средства производства, но и сам представляет «говорящее орудие» и как таковое полностью принадлежит своему хозяину. Право собственности рабовладельца на раба ничем не ограничено. Дети рабынь назывались приплодом и также становились рабами. Рабы классического типа в Греции, как правило, не являлись ее уроженцами, их захватывали в других странах во время военных действий и пиратских набегов. Затем они поступали на невольничьи рынки, становясь живым товаром.

Полис превращается в «машину», обеспечивающую господство рабовладельцев над рабами. Сформировавшийся в силу ряда особенностей природных условий Эллады и своеобразия ее социально-экономического и политического развития полис был явлением, практически неизвестным в мире древних цивилизаций Переднего Востока, резко отличным от существовавших там форм организации общества. Формирование и развитие полиса было явлением всемирно-исторического значения, поскольку полисный мир создавал принципиально новую цивилизацию, новый вариант развития рабовладельческого строя.

Становление полисной цивилизации Древней Греции проходило в борьбе с Ахеменидской державой, осуществлявшей свою экспансию на Запад.

С 500 г. до н.э. вплоть до 479 г. до н.э., когда персы понесли два поражения — и на суше и на море. Персидские войска оставили Грецию, были освобождены греческие города Малой Азии. Военные действия продолжались еще 30 лет, но ход войны коренным образом изменился. Греция смогла отстоять свою независимость, мир полисов доказал свою жизнеспособность.

Успехи греков имели важное значение. Одно из них — психологическое. Греки, особенно из тех полисов, которые с самого начала боролись с персами, гордились своей победой над могущественной державой Ахеменидов, пребывая в убеждении, что победу дала им свобода, а персы понесли поражение потому, что все они — рабы «великого» царя. Ранее сформировавшееся представление о превосходстве греков над остальными народами в ходе этой войны перерастало в убеждение.

Греко-персидские войны оказали существенное влияние на социально-экономическое развитие Эллады. Особенно важным стал второй этап войны, когда греки одерживали победы и обращали в рабов многочисленных военнопленных. Цены на рабов падали, что позволяло людям среднего достатка приобретать их. Тем самым греко-персидские войны способствовали широкому распространению рабства в Греции.

++++++++++++++++++++

Во II тыс. до н. э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова.

На протяжении истории Древнего мира Эллада представляла собой множество городов-полисов. Конечно, с течением исторического времени один доминирующий полис сменял другой, но Древняя Греция никогда не была единым государством.

Характерным отличием древнегреческого (и вообще античного) рабовладения был его частный характер. Рабы принадлежали их конкретному владельцу и никогда — государству в целом. Земельные ресурсы также находились в частной собственности.

В Греции были все благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, особенно морской торговли, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности.

Природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и делали невозможным и ненужным централизованное управление. Каждый полис имел свои естественные границы, которые в случае начала боевых действий имели стратегическое значение.

Так, естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств — полисов. Население полиса включало от нескольких сотен до двух тысяч человек. Сначала это была родовая община, но со временем она становилась соседской.

Географическая и политическая замкнутость полиса при дальнейшем разделении труда делала его зависимым от общегреческой и международной морской торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего — греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами и т. д. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру, цивилизацию. Несмотря на то, что в каждом городе были свои правители, все греческие полисы считали себя эллинами и имели общий пантеон олимпийских богов.

Античный полис представлял собой закрытое микрогосударство, выросшее на основе одной или нескольких соседских общин.

Простой народ уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой аристократии — крупным земельным собственникам.

Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией и народом (демосом).

К VI-V вв. до н. э. на первый план среди нескольких сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком соперничества в политической сфере этих двух полисов разворачивалась вся последующая история Древней Греции. Для Афин была характерна частная собственность на землю и частное рабовладение. В Спарте земля находилась в государственной собственности и рабы-илоты принадлежали не конкретному частному лицу, а всему государству-полису.

ПОЛИС (греческое πολις — го­род, го­су­дар­ство) — ос­нов­ная фор­ма по­ли­тической ор­га­ни­зации древнегреческого об­ще­ст­ва.

Тра­диционное оп­ре­де­ле­ние полиса как «го­ро­да-го­су­дар­ст­ва» не мо­жет счи­тать­ся впол­не удов­ле­тво­ри­тель­ным, по­сколь­ку полис не все­гда имел один городской центр и не все­гда яв­лял­ся го­су­дар­ст­вом. Бо­лее стро­гим мо­жет счи­тать­ся оп­ре­де­ле­ние полиса как гражданской об­щи­ны ан­тич­но­го ти­па. Глав­ным для полиса яв­ля­лось не на­ли­чие тер­ри­то­рии (в ис­клю­чительных слу­ча­ях полис мог су­ще­ст­во­вать и со­всем без тер­ри­то­рии), а на­ли­чие кол­лекти­ва гра­ж­дан. По­ня­тия гра­ж­дан­ст­ва, уча­стия в управ­ле­нии, во­ин­ской по­вин­но­сти и зе­мель­ной соб­ст­вен­но­сти в полисе бы­ли не­раз­рыв­но свя­за­ны. По­лис­ная го­су­дар­ст­вен­ность не пре­ду­смат­ри­ва­ла осо­бых ор­га­нов вла­сти, ото­рван­ных от на­ро­да. Выс­шую власть в полисе (ре­аль­но или но­ми­наль­но) осу­ще­ст­в­лял сам гражданский кол­лек­тив в фор­ме народного со­б­ра­ния. Гра­ж­да­не про­ти­во­пос­тав­ля­лись про­че­му на­се­ле­нию, жив­ше­му на тер­ри­то­рии полиса, но не вхо­див­ше­му в со­став гражданской об­щи­ны (ме­те­кам, ра­бам и тому подобным). Гра­ж­дан за­пре­ща­лось по­ра­бо­щать, они счи­та­лись рав­но­прав­ны­ми и долж­ны бы­ли уча­ст­во­вать в по­лис­ном опол­че­нии. При та­ких ус­ло­ви­ях греческий полис мог быть лишь очень не­боль­шим по тер­ри­то­рии и чис­лен­но­сти на­се­ле­ния. Сред­ний полис имел тер­ри­то­рию, не пре­вы­шав­шую 100-200 км2, и на­се­ле­ние 5-10 тысяч человек (по­рой оба по­ка­за­те­ля бы­ли ещё ни­же). «Полисы-ги­ган­ты», та­кие как Спар­та или Афи­ны, все­гда ос­та­ва­лись ис­клю­че­ния­ми.

Ча­ще все­го полис вклю­чал в се­бя городской центр и его сель­скую ок­ру­гу (хо­ру). Го­род был цен­тром полиса. Там на­хо­ди­лись основные об­щественные зда­ния, хра­мы, функ­цио­ни­ро­ва­ли ор­га­ны по­лис­но­го управ­ле­ния и про­жи­ва­ло до по­ло­ви­ны (ино­гда и бо­лее) на­се­ле­ния. Од­на­ко ос­но­вой по­лис­ной эко­но­ми­ки прак­ти­че­ски все­гда яв­ля­лось сельское хозяйство. В по­ли­тической жиз­ни греческого полиса впер­вые в ми­ро­вой ис­то­рии сфор­ми­ро­ва­лось ста­биль­ное рес­пуб­ли­кан­ское уст­рой­ст­во: в тео­рии — с аб­со­лют­ным по­ли­тическим уча­сти­ем гра­ж­дан; на прак­ти­ке в различных полисах на раз­ных эта­пах их ис­то­рии сте­пень ре­аль­но­го уча­стия ря­до­во­го гражданского на­се­ле­ния (де­мо­са) в об­щественной жиз­ни не бы­ла оди­на­ко­вой. В свя­зи с этим вы­деля­ют несколько ти­пов полисов. В полисах, раз­ви­вав­ших­ся мед­лен­ны­ми тем­па­ми, с яв­ным пре­об­ла­да­ни­ем сельского хозяйства в эко­но­ми­ке, по боль­шей час­ти кон­сер­ви­ро­ва­лось ари­сто­кра­тическое (оли­гар­хическое) уст­рой­ст­во (смотреть Ари­сто­кра­тия). В бо­лее ди­на­мич­но раз­ви­вав­ших­ся полисах, в ко­то­рых зна­чительную роль иг­ра­ли тор­го­во-ре­мес­лен­ные струк­ту­ры, воз­ни­ка­ла тен­ден­ция к скла­ды­ва­нию де­мо­кра­тии (наи­бо­лее яр­кий при­мер — Афи­ны). Од­на­ко обя­зательные взаи­мо­свя­зи эко­но­мических и по­ли­тических фак­то­ров не от­ме­ча­лось. Так, Ко­ринф, один из наи­бо­лее раз­ви­тых тор­го­во-ре­мес­лен­ных полисов, в те­че­ние поч­ти всей сво­ей ис­то­рии управ­лял­ся оли­гар­хи­ей.

Полисы на­ча­ли скла­ды­вать­ся в Гре­ции с начала 1-го тысячелетия до нашей эры, по­сле ги­бе­ли ми­кен­ской ци­ви­ли­за­ции (смотреть Ми­кен­ская куль­ту­ра, Ми­ке­ны). Полисы фор­ми­ро­ва­лись на ос­но­ве сель­ских об­щин, за­час­тую в ре­зуль­та­те си­ной­киз­ма. В ар­ха­ической Гре­ции (VIII-VI веков) полис стал пре­об­ла­даю­щей фор­мой по­ли­тической ор­га­ни­за­ции. В это же вре­мя про­изош­ло зна­чительное уве­ли­че­ние ко­ли­че­ст­ва полисов в про­цес­се Ве­ли­кой греческой ко­ло­ни­за­ции (смотреть Ко­ло­нии ан­тич­ные): вновь воз­ни­кав­шие греческие по­се­ле­ния прак­ти­че­ски все­гда сра­зу кон­сти­туи­ро­ва­лись как полисы. В V веке, в хо­де гре­ко-пер­сид­ских войн, по­лис­ная ор­га­ни­за­ция гре­ков по­ка­за­ла своё пре­вос­ход­ст­во над государственным уст­рой­ст­вом Пер­сии. Пе­ре­жив в V веке свой рас­цвет, сис­те­ма полисов всту­пи­ла в IV веке, после Пе­ло­пон­нес­ской вой­ны, в по­ло­су кри­зи­са. Кри­зис клас­сического греческого полиса, в чис­том ви­де из­жив­ше­го се­бя и тре­бо­вав­ше­го пе­ре­хо­да к ка­че­ст­вен­но но­во­му ти­пу государственного объ­е­ди­не­ния, имел как внут­рен­ние, так и внеш­ние при­зна­ки (рас­пад гражданского кол­лек­ти­ва, обо­ст­ре­ние про­ти­во­ре­чий ме­ж­ду отдельными слоя­ми на­се­ле­ния, на­рас­та­ние ин­диф­фе­рен­тиз­ма в по­ли­тической жиз­ни, вы­тес­не­ние в вой­ске гражданского опол­че­ния на­ём­ни­ка­ми, прак­ти­че­ски не пре­кра­щав­шие­ся меж­по­лис­ные вой­ны, бес­плод­ная и из­ну­ри­тель­ная борь­ба круп­ней­ших полисов за ге­ге­мо­нию в Гре­ции). Кри­зис полиса стал од­ной из пред­по­сы­лок эл­ли­низ­ма. В эл­ли­ни­стический пе­ри­од не­за­ви­си­мые полисы в боль­шин­ст­ве сво­ём по­гло­ще­ны или по­став­ле­ны под кон­троль «ми­ро­вы­ми им­пе­рия­ми» позд­ней ан­тич­но­сти (эл­ли­ни­стическими мо­нар­хия­ми, за­тем — Ри­мом). Од­на­ко свой­ст­вен­ные полису струк­ту­ры, об­раз жиз­ни и сис­те­ма цен­но­стей проч­но уко­рени­лись в греческом ми­ре и со­хра­ня­лись вплоть до кон­ца ан­тич­но­сти, не­смот­ря на ут­ра­ту по­ли­тической сво­бо­ды. Так, эл­ли­ни­стические пра­ви­те­ли, ос­но­вы­вая по­се­ле­ния гре­ков на сво­их зем­лях, ча­ще все­го при­да­ва­ли им ста­тус полисов. В древне-греческой по­ли­тической мыс­ли, как и в по­ли­тической прак­ти­ке, ка­те­го­рия полис бы­ла клю­че­вой. В ча­ст­но­сти, Ари­сто­тель счи­тал полис наи­бо­лее со­вер­шен­ной фор­мой объ­е­ди­не­ния лю­дей, при­зна­ком пре­вос­ход­ст­ва гре­ков над «вар­ва­ра­ми».

Срок действия бланков временных свидетельств, выданных при оформлении до 27.03.2020 полиса ОМС, продлен до конца года. Изменение вступило в силу согласно постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 № 432 «Об особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией».

Ранее временное свидетельство заменяло полис ОМС в течение 45 рабочих дней (до выдачи постоянного).
Полис обязательного медицинского страхования — документ, подтверждающий, что гражданин застрахован и имеет право получать бесплатную медицинскую помощь в поликлиниках или больницах, работающих в системе ОМС.

Перед оформлением полиса, необходимо определиться со страховой компанией. Реестр и рейтинг страховых организаций опубликованы на сайте Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
На Портале госуслуг Санкт-Петербурга оформляются электронные полисы ОМС. Это электронная запись в реестре полисов ОМС, который централизованно ведет Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга.

Для получения государственной услуги в электронном виде нужно иметь подтвержденную учетную запись в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА, ключ простой электронной подписи).

Текст: Пресс-служба МФЦ Фото: yandex.ru Тэги: полис ОМС

Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Специфика натурфилософских идей античности. Античность – период развития с 8 в. до н.э. по 4-5 в. н.э. С 8 до н.э. в Греции складывались полисы. Возникает высокий уровень развития культуры. Причины взлета: занятие земледелием, мореплаванием и торговлей. Греки д.б. совмещать несколько проф-сий, чтобы выжить. Соц-полит жизнь Др.Гр (8-6вв до н э) изначально характеризовалась социальным расслоением общества. Но в 7-5вв до н э укоренился принцип свободы и равенства как при получении доджностей, так и перед законом, что явилось еще одной предпосылкой становления теор Н Важн. результатом демократизации обществ-политической сферы явилось формирование аппар. логич. рац. обоснования. Было признано, что истина не является продуктом догматической веры, она д б доказана, рационально обоснованна. Греч. философов интересуют процессы мироздания. Первоначала ищут в огне, в воде. Пифагор видит основу в числе. В натурф-фии возникли первые образцы теор-кой науки: геометрия Евклида, учение Архимеда, медицина Гиппократа, атомистика Демокрита, астрономия Птолемея и пр. В античности больш. внимание уделялось постижению истины, т.е. логике и диалектике. Происходили всеобщ.рационализация мышл.-я.Постепенно натурф-фские сис-мы приобретали вид все более рационально оформлен. знания. Возникшая в контексте античной культуры Евкл. геометрия в качестве необх. условия получения истины выдвигала процедуру демонстрации док-ва. Античная наука столкнулась с феноменом несоизмеримости. Иррац,.числа указывали на наличие реальности, которая противоречила привычной логике упорядочивания. Появляется теорет. система математики; греки впервые ввели матем. док-во. Платон превозносил общ-ное значение стройного здания мат-ки, утверждая, что она имеет отн-ние к упр-нию гос-вом, воспитывая возвышенный строй души, научая душу отвращаться от хаотического и беспорядочного мира чувственного (становления) и приобщаться к миру вечного бытия, где царят порядок, гармония, симметрия.Антич. наука доказала динамичность физ. мира: тезис Гераклита «все течет, все изменяется».Гиппократ (460—377 до н. э.) ратовал за привнесение мудрости в медицину и медицины в мудрость. В тексте «О природе человека», взятом за основу «учения о темпераментах», он обсуждает понятия «фюзис» — природа и «динамис» — сила. Клятва Гиппократа, известная и по сей день как кодекс медицинской этики, имеет общий императив — «не навреди».Первую попытку систематизации того, что впоследствии стали называть наукой, предпринял Аристотель. Аристотель делил все науки на теоретические (имеющие целью само знание:философия, физика, математика), практические (руководящие человеческим поведением: этика, экономика, политика), творческие (направленные на достижение прекрасного: этика, риторика, искусство)..Изложенная Аристотелем логика господствовала более двух тысяч лет. В ней классифицировались высказывания выявлялась их модальность: возможность, случайность, невозможность, необходимость, определялись законы мышления: закон тождества, закон исключения противоречия, закон исключенного третьего. Аристотель создает учение о силлогизме, суть которого в том, что два крайних термина соединяются при посредстве среднего, общего обоим.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *