Антифон 1 ноты

Православные песнопения, ноты. Антифоны изобразительные ( Старинного напева в упрощ.ред.) 1. Антифоны изобразительные ( Старинного напева.

1-й Антифон : «(смешанный хор)». Первый и второй антифон на литургии ( Киевское № 1) для смешанного хора. смеш. хор, 719.8Kb.

Первый и второй антифон на литургии (Киевское № 1) для Скачать ноты : Первый антифон И. Флегменко для смешанного хора.

41 бесплатных нот и партитур для скачивания по запросу: Антифон 15, различные форматы, Ноты, партитуры, клавиры.

Ноты для церковного хора в формате нотного редактора Finale (mus), предпросмотр – Adobe Скачать раздел » Антифоны » одним файлом — letitbit.

АНТИФОНЫ ТСЛ ИЗЛОЖЕНИЕ О.МАТФЕЯ.pdf а у вас есть ноты — тропаря 6 гласа Грешником и мытарем и тропаря 5 гласа Явился.

Скачать книги в помощь регенту. Антифоны изобразительные — из псалмов 102 и 145, поются в начале литургии Ноты для смешанного хора.

Богослужение. Ноты. Антифоны Пятидесятницы. Догматик Троицы. Задостойник Троицы. Канон Троицы. Стихиры на Господи, воззвах. Стихиры на.

1339 бесплатных нот и партитур для скачивания по запросу: Антифоны, различные форматы, Ноты, партитуры, клавиры.

В Божественной Литургии три антифона, которые разделяются двумя я родился и живу в Словакии, Ваши ноты это для меня большая помощь.

некогда в обряде К-поля, а в наст. время в основном обряде правосл. Церкви, первоначально термином «А.» скорее всего обозначались припевы — или заимствованные из Свящ. Писания, или (чаще) написанные христ. гимнографами к исполнявшимся антифонно псалмам или библейским песням; впосл. (по крайней мере к VIII в.) А. стали называть псалом вместе с указанными к нему припевами (Mateos. Typicon. T. 2. P. 283-285; idem. Célébration. P. 13-14). Визант. А. состоял из стихов псалма или библейской песни, после каждого стиха повторялся припев, последними стихами А. обязательно были «Слава» и «И ныне». Стихи исполнялись поочередно 2 солистами, 2 хора пели поочередно один и тот же припев (или каждый из 2 хоров — свой припев, напр., на Пасху или Пятидесятницу — см. Mateos. Typicon. T. 2. P. 94, 138); к XII в. 2 хора уже пели не только припевы, но и сами стихи (Mateos. Célébration. P. 14-15). Припевами могли быть или тропарь (напр.: « «, » «, » » и т. п.), или 1-, 2- или 3-кратное «аллилуия». Тропари к псалмам были подобраны так, что первые дополняли и раскрывали смысл вторых. Тропарь после каждого стиха повторялся целиком или частично — в последнем случае пелось только окончание, а полностью тропарь звучал в начале и в конце А. (в совр. богослужении сохранились случаи такого исполнения А.: тропари между паримиями на вечернях Рождества Христова и Богоявления — Минея (МП). Декабрь. Ч. 2. С. 336-339, Январь. Ч. 1. С. 218-221; отчасти Трисвятое на литургии и др.). Часто вслед за последним стихом («И ныне») и тропарем пелся т. н. периссий (περισσή — избыточный) — тот же или иной тропарь (Mateos. Célébration. P. 15-23). Набор из 3 А. был одной из важнейших структурных единиц визант. богослужебных чинопоследований.

2. В монастырском богослужении, как по к-польскому Студийскому, так и по Иерусалимскому (ныне принятому в правосл. Церкви повсеместно) уставам, использовалась разделенная на 20 кафизм т. н. Иерусалимская Псалтирь, каждая кафизма к-рой в свою очередь разделена на 3 части, называемые «славами» или «А.» (Никольский. Т. 2. С. 65-80, 202). Прп. Феодор Студит (Ɨ 826) создал систему пения кафизм, состоящую из 72 моделей аллилуйных А.- по 9 моделей на каждый глас Октоиха (т. н. аллилуиарии прп. Феодора Студита — Скабалланович. Ч. 1. С. 404-406; I. Schkolnik). Употребление термина «А.» для обозначения частей кафизм может быть объяснено их сходством с А. песненного последования при пении с указанными аллилуиариями. В Иерусалимском уставе кафизмы исполняются без припевов (за исключением 1-й (Блажен муж) и 17-й (см. Непорочны)), поэтому их части не могут считаться А. в строгом, визант., смысле термина. Прп. Феодору Студиту приписывается также создание степенных А.- систем припевов к 18-й кафизме, пение к-рой было одной из главных частей студийской праздничной утрени. В Иерусалимском уставе степенны употребляются самостоятельно, без псалмов 18-й кафизмы (т. е. одни припевы без стихов), и являются важной составной частью полиелейной или воскресной утрени; степенны также входят в состав чинов отпевания монаха и священника (Требник большой. Л. 116 об.-120, 134 об.-138). Предположительно из песненного последования в Студийский устав вошло пение нек-рых псалмов вечерни и утрени (хвалитных и проч.) с припевами, частично перешедшее и в Иерусалимский устав (Н. Успенский). Особенностью Студийского устава (нехарактерной для Иерусалимского) была замена кафизм утрени в нек-рые праздничные дни 3 А. (примеры в Мессинском Типиконе: Arranz. Typicon. P. 328).

II. А. литургии. На основании анализа рукописных Евхологиев и Типиконов Х. Матеос показал, что в IV-V вв. к-польская литургия начиналась с возгласа «Мир всем», после к-рого следовали чтения (van de Paverd. P. 425-428); с VI в. литургия начиналась с Трисвятого, к-рое было одновременно входным А. (Mateos. Célébration. P. 112-115). В Великую субботу, когда совершалось Крещение оглашенных, роль Трисвятого выполнял Пс 31 с припевом «Елицы» (Mateos. Typicon. T. 2. P. 88). Богослужение в К-поле было стациональным: в торжественные дни в К-поле совершались шествия из к.-л. места города в тот храм, где должна была совершаться праздничная служба. Во время шествия из одного храма в др. (т. е. до литургии) на Форуме (или в церкви, находившейся на пути шествия) пелась особая праздничная служба с 3 А.; по прибытии в последний храм А. допевался и литургия начиналась с пения Трисвятого. В Типиконе Великой ц. указаны номера псалмов и припевы к этим А. на разные праздники (Mateos. Célébration. P. 34-40; см. Лития). В обычные дни литургия начиналась непосредственно с Трисвятого. В VIII-X вв. сложилась практика пения 3 обычных А.- Пс 91, 92, 94 с припевами — перед литургией в самом храме в те дни, когда шествие не совершалось (Ibid. P. 38-40); Матеос предположил (Ibid. P. 44-45), что их появление связано с удлинением проскомидии, первоначально совершавшейся во время А. В службе понедельника Светлой седмицы встречается необычное употребление одновременно А. шествия и А. перед литургией (Mateos. Typicon. T. 2. P. 96-98) (литургии на Пасху, Светлую седмицу, Отдание Пасхи до наст. времени сохраняют одновременно А. шествия — т. н. пасхальное начало — и А. литургии: Типикон. Т. 2. С. 940-941, 998). В XII в. А. уже всегда пелись перед литургией, но они еще не воспринимались как ее необходимая часть — духовенство во время их пения находилось вне алтаря, а Патриарх еще не входил в храм (Mateos. Célébration. P. 40-41). С XIII-XIV вв., с распространением монастырских уставов литургии, А. становятся неотъемлемой частью литургии (кроме случаев соединения ее с вечерней). С 3 А. связаны 3 «молитвы А.», являющиеся, по предположению Х. Матеоса и Р. Тафта, древними к-польскими молитвами верных, вместе с великой ектенией некогда начинавшими литургию верных. Впосл. ектения была перемещена и стала читаться вначале (по крайней мере с IX-X вв.) перед Трисвятым, а затем (окончательно с XIII в.) перед 1-м А.; вместе с ней были перемещены и молитвы (Mateos. Célébration. P. 27-61).

Впервые А. литургии, не являющиеся А. шествия, упоминаются у свт. Германа I К-польского († 733), к-рый назвал их «предречением пророков», цитируя при этом Книгу пророка Варуха (3. 38) и Пс 92. 1 (Сказание. Гл. 23). Исполнение пророчеств, по мысли свт. Германа, есть пришествие в мир Спасителя, к-рое символизируется малым входом (Гл. 24). В лат. переводе его сочинения, сделанном Анастасием Библиотекарем ок. 869-870 гг., названо 2 А.- Пс 92 и 94. Выбор Пс 94 для пения перед литургией скорее всего был обусловлен тем, что он прекрасно соответствовал входу народа в храм, некогда происходившему в это время. Два др. псалма, 91-й и 92-й, вероятно, были выбраны просто как ближайшие к 94-му (93-й псалом не соответствует радостному характеру литургии). Процесс развития обычая ежедневного пения А. перед литургией зафиксирован уже в древнейших литургических рукописях: в Россанском кодексе (Vat. gr. 1970, нач. XII в.) присутствует только 3-й из этих А.- Пс 94; молитвы 3 А. литургии содержатся в Барберини Евхологии (Vat. Barber. gr. 336, VIII в.); в Евхологии еп. Порфирия (Успенского) (РНБ. Греч. № 266, IX-X вв.) и в Иерусалимском списке Типикона Великой ц. в качестве А. указаны Пс 91, 92 и 94. Первоначально припевами 1-го были: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» или «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас»; 2-го — троекратное «аллилуия»; 3-го — «Единородный Сыне» (при повторениях мог петься только конец этого тропаря). Последний стих 3-го А.- Пс 94. 6 («Приидите, поклонимся») — использовался в качестве входного стиха, после к-рого повторялся припев 3-го антифона, затем пели «Слава», «И ныне» и периссий, развившийся впосл. в тропари и кондаки по входе. С XI в. припевом 3-го А. стали слова: «Спаси ны, Сыне Божий… поющия Ти: аллилуия» (взятые из праздничных А.- см. ниже); последний, входной стих 3-го А., к этому времени уже измененный в христологический текст («Приидите… ко Христу»), с присоединением к нему нового припева превратился в песнопение «Приидите, поклонимся»; бывший припев 3-го А.- «Единородный Сыне» — стали петь в конце 2-го А.; припевом псалмовых стихов 2-го А. стал 2-й припев 1-го А. (Mateos. Célébration. P. 46-61). См. также ст. «Вседневные антифоны».

В К-польской Церкви сложилась также традиция пения особых литургийных А. на Господские и Богородичные праздники. В списках Типикона Великой ц. IX-X вв. содержатся А.: Пасхи, Вознесения Господня, Пятидесятницы, Рождества Христова и Богоявления; впосл. их число умножилось. Первоначально пелся только один А., состоявший из псалма, содержание к-рого соответствовало смыслу праздника. Затем к нему прибавились 2 стоящие рядом с ним в тексте Псалтири, исходный А. оказался при этом ближайшим ко входу, т. е. 3-м. Припевы праздничных А.: 1-го — «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» или «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас»; 2-го — «Спаси ны, Сыне Божий, , поющия Ти: Аллилуия»; 3-го — тропарь праздника. Последний стих 3-го А. является входным стихом, после к-рого еще раз поется припев — тропарь праздника; далее следуют «Слава», «И ныне» и периссий — кондак (точнее, проимий кондака) праздника (Mateos. Célébration. P. 62-68). См. также ст. «Праздничные антифоны».

С влиянием Студийского устава связано появление в визант. чине литургии 3-го вида А.- изобразительных (τὰ τυπικά). В строгом смысле термина они не являются А.- они состоят из Пс 102 без припева (однако, слова » «, вставленные в начало и в конец псалма, могут быть следом припева), Пс 145 с исполняемым лишь однажды в самом конце А. припевом — тропарем «Единородный Сыне», заповедей блаженств (Мф 5. 3-12a) с изменяемыми в зависимости от дня и праздника припевами — тропарями на блаженнах. В практике палестинского савваитского монашества служба τυπικά была службой причащения монахов-келлиотов вне литургии (рукописный савваитский Часослов — Sinait. gr. 863, IX в.); в уставе городского студийского монашества, к-рое заимствовало Часослов у савваитов, такая служба была не нужна — монахи имели возможность посещать ежедневно литургию в храме, поэтому изобразительны были внесены в к-польскую литургию, что отражено в памятниках Студийского устава (Mateos. Célébration. P. 68-71).

В совр. правосл. богослужении за литургией, кроме случаев соединения литургии с вечерней, поются вседневные, праздничные или изобразительные А. (Никольский. Т. 2. С. 65-80, 202), сходные между собой по местоположению на службе (перед малым входом), по структуре (состоят из 3 А., после 2-го следует гимн «Единородный Сыне») и по способу исполнения. Различаются они по степени праздничности и содержанию текстов. Праздничные А. поются на Пасху (и в Светлую седмицу) и в Господские двунадесятые праздники; изобразительные — в недели (воскресенья), в субботы, в праздники, имеющие по крайней мере великое славословие (см. также ст. «Знаки праздников месяцеслова»), попразднства и в дни, для к-рых в Типиконе назначены тропари на блаженнах; вседневные — во все остальные дни (Типикон. Гл. 21: Т. 1. С. 76-77). В греч. приходской практике, отраженной в Типиконе Г. Виолакиса, гораздо чаще, чем в рус., используются вседневные А., при этом они поются практически без стихов (только припевы и «Слава», «И ныне»); праздничные А. поются, в дополнение к тем дням, когда они поются и в РПЦ, на Рождество Пресв. Богородицы, Введение, Благовещение, Успение, Обрезание Господне, Сретение, Неделю Православия, Крестопоклонную, Антипасху, Отдание Пасхи; в отличие от древних эти А. составлены из стихов разных псалмов (ср. со ст. «Избранный псалом»).

В совр. богослужении термин «А.» употребляется по отношению к А. литургии, «Славам» кафизм, степенным А., А. Великой пятницы; в чине великосхимнического пострига содержатся 3 А. с неск. стихами, взятыми из различных псалмов (Требник большой. Л. 81 об.-82).

Содержание и символика изобразительных антифонов

«Изобразительные» 102 и 145 псалмы представляют собою выходящее из глубины души восторженно-радостное прославление и благодарение Бога за Его милосердие, сказывающееся особенно в отношении грехов и помощи несчастным. Во время пения антифонов священник находится в алтаре и читает так называемые тайные священнические молитвы.

Раньше тайные молитвы читались вслух – никакой тайны в них нет; все дело в их непостижимости и величии. Однако, начиная с VI века, их тихо читают в алтаре, в чем проявляется некое внешнее разделение на тех, кто священнодействует у Престола, и тех, кто священнодействует как народ Божий. По мнению многих богословов, сила священнодействия таким образом ослабляется. К сожалению, сейчас мы пожинаем плоды этой редукции, потому что в сознании многих людей лишь священник совершает Литургию, лишь он молится, а все остальные только присутствуют при этом. На самом деле это не так – все молитвы во время Божественной литургии возносятся от лица всех собравшихся в храме. Каждому из нас следует знать и понимать их. Антифоны и ектеньи не заменяют священнические молитвы, но являются их продолжением.

После того как первый и второй антифоны «изобразили» Царство Божие с ветхозаветной точки зрения, третий антифон даёт новозаветную картину этого Царства, начиная её молитвою благоразумного разбойника о принятии нас в него: «Во царствии Твоем помяни нас, Господи». Прежде всего, звучащие заповеди блаженства рисуют нам образ Самого Господа Иисуса Христа, в Его земной жизни до явления народу, проведённой в неизвестности Назарета. Эти блаженны изображают ступени человеческого восхождения к Богу по лествице добродетелей на основании слов Самого Христа в Его нагорной проповеди (Мф. 5:1–12; Лк. 6:20–26). Пред мысленным взором слушающих пение одно за другим проходят состояния возвышения к Богу, каковы: нищета духа, плач о грехах, кротость, алчба и жажда оправдания, милосердие, чистота сердца, миротворение среди ближних, терпение гонений и поношений за исповедание Христова имени.

В конце пения блаженн совершается вход с Евангелием, так называемый малый вход, знаменующий, по общему мнению толкователей, Крещение и начало проповеди Спасителя, а также «вход святых» в Царство Небесное. Верующие приглашаются припасть и поклониться Христу и воззвать к Нему о личном спасении. При малом входе несут свечу, за нею Евангелие, и дальше идет священник. Свеча обозначает Предтечу Господа – Иоанна, Евангелие – Самого Иисуса Христа.

В классических византийских литургических комментариях приводятся следующие символические интерпретации малого входа. Прп. Максим Исповедник усматривает в нем указание на Боговоплощение и шире на всё Домостроительство совершенного Христом спасения, а также на обращение людей от греха к праведности. В «Церковной истории» св. Германа I Константинопольского (VIII в.) малый вход объясняется как знак пришествия в мир Сына Божия в Боговоплощении. Николай и Феодор Андидские видят в малом входе символ Крещения Господня; св. Николай Кавасила – указание на явление Христа; блж. Симеон Солунский понимает малый вход как знак участия ангелов в служении Христа и в совершении Литургии, а также видит в этом символ Воскресения Господа.

Праздник Всех Святых. Малый вход на блаженнах. Скит Всех Святых.

«Блаженны»

Под «Блаженнами» (греч. μακαρισμοί) разумеются: во-первых, евангельские стихи о блаженстве (Мф. 5:3-12), обещанном от Господа за разные добродетели; во-вторых, особые песнопения (тропари), которые поются на Литургии за стихами о блаженстве. В этом последнем значении слово «Блаженны» чаще всего и употребляется в Типиконе и других богослужебных книгах. Тропари, читаемые или поемые со стихами о блаженстве, служат подтверждением, примером, свидетельством того, как добродетели приводят людей к блаженству и уясняют силу заслуг Христовых.

Виды тропарей на блаженнах

Существующие циклы тропарей на блаженнах можно разделить на три категории: воскресные, будничные и праздничные. Самые древние – циклы воскресных тропарей на блаженнах (известны уже по греческим рукописям IX в.); вместе с написанными позднее циклами будничных тропарей (их происхождение связывают с деятельностью константинопольских песнотворцев прп. Иосифа Песнописца, прп. Феофана Начертанного) они относятся к песнопениям седмичного круга богослужения и помещаются в Октоихе в конце последования на каждый день. В используемом ныне в Православной Церкви Октоихе для служб недель (воскресений) приведены по 8, для остальных дней седмицы – по 6 тропарей на блаженнах.

Праздничные тропари на блаженнах посвящены различным памятям церковного года (подвижного и неподвижного богослужебных кругов). Эта категория тропарей на блаженнах была распространена меньше, чем первые две; особые праздничные тропари на блаженнах встречаются только в некоторых рукописях (Минеях и Триодях). С XIV в., после повсеместного перехода на Иерусалимский устав (который знает только тропари на блаженнах Октоиха, а для праздников годовых кругов использует отдельные песни утренних канонов), жанр праздничных тропарей на блаженнах исчезает из литургических книг. В используемой ныне в Православной Церкви Цветной Триоди такие песнопения находятся в конце последования недели (т.е. воскресения), по 4 тропаря на блаженнах, но в Минее и Постной Триоди нет таковых. Однако некоторые последования все же имеют специальные тропари на блаженнах – например, службы «Всех святых, в земле Российской просиявших», «Мч. Иулиана Египетского» (в Минее Московского Патриархата опубликована 2-й под 21 июня).

Из Минеи и Триодей поются на блаженны праздничные тропари песней канона, положенного на утрени, именно 3 и 6 песни или иные, которые Типикон нередко назначает для пения или взамен блаженн Октоиха, или совместно с ними. Такие песни в каноне выбраны, должно быть, в соответствии с нумерацией 3 и 6 часов, с которыми совершается Литургия. Эти времена дня особенно священны совершившимися в них таинствами смотрения: третий – сошествием Святого Духа на апостолов; шестой – пожрением (распятием) самого Спасителя на кресте. Если вникнуть в содержание песней канона, то мы увидим, что 3-я и 6-я песни (или их отдельные тропари) изображают скорбящих и потом получивших утешение и радость, подобно тому, как обещано в стихах библейских песней. Третья песнь канона имеет образцом песнь Анны: «Утвердися сердце мое во Господе». Шестая песнь имеет образцом песнь св. пророка Ионы: «Возопих в скорби моей ко Господу».

Структура циклов тропарей на блаженнах

Тропари на блаженнах относятся к сложным жанрам церковной гимнографии и состоят из множества небольших песнопений. Группы тропарей на блаженнах имеют структуру, сходную со структурой канона.

1-й тропарь обычно не связан по смыслу с воспоминанием дня или праздника и играет ту же роль, что и ирмос в каноне. В рукописях он регулярно обозначается как ирмос (в отличие от современных печатных литургических книг). Один и тот же ирмос может использоваться в разных группах тропарей на блаженнах. 1-й тропарь воскресных тропарей Октоиха на блаженнах используется как ирмос тропарей на блаженнах в будние дни седмицы соответствующего гласа. 1-й тропарь на блаженнах утрени Великой пятницы – это воскресный ирмос тропарей на блаженнах 4-го гласа. Существуют, однако, и исключения из этого правила: уникальны ирмосы тропарей на блаженнах в четверг Великого канона, в последованиях погребения мирского, монашеского и священнического и др.

После ирмоса следуют тропари, посвященные воспоминанию дня или праздника: воскресны, мученичны, мертвены, тропари в честь ангелов, святых и т. д. В этих тропарях раскрывается смысл праздника или воспоминания данного богослужебного дня. В конце цикла обычно приводятся троичен и богородичен. Троичен иногда отсутствует. Троичны – так же как и ирмосы на блаженнах – часто одни и те же для нескольких циклов. В древних славянских рукописях Октоиха троичен воскресных тропарей повторялся и в будние дни. В более поздних Октоихах появились разные троичны на каждый день; в современном печатном Октоихе остались некоторые следы древнего употребления воскресного троична во всю седмицу: воскресный троичен 1-го гласа поется также в понедельник и субботу, воскресный троичен 4-го гласа – во вторник, воскресный троичен 6-го гласа – в субботу.

Пение тропарей на блаженнах на Литургии

По Иерусалимскому уставу, принятому в настоящее время в Православной Церкви, изобразительные антифоны на Литургии, когда они положены, поются с тропарями на блаженнах.

1-м на блаженнах всегда поется или 1-й тропарь Октоиха, утративший в современных книгах название «ирмос», или ирмос Минеи или Триоди. Если на блаженнах поются вместе несколько (2 или 3) циклов тропарей, то все, кроме 1-го, должны петься без ирмоса, аналогично порядку пения песней канона вседневной утрени.

В неделю (воскресенье), если на нее падает память святого без праздничного знака (у которых обычно не бывает блаженн), на блаженнах поются тропари Октоиха на 8. Если же день имеет шестеричный знак и выше, на блаженнах поется 10 тропарей – к тропарям Октоиха (которые тогда поются на 6) прибавляется 3-я (иногда 6-я) песнь утреннего канона праздника или памяти святого (на 4). Если же память празднуемого святого в неделю приходится на попразднство двунадесятого праздника, то тропари на блаженнах поются на 12: 4 Октоиха, 4 праздника и 4 святого; этот порядок соблюдается всегда, когда на блаженнах надо спеть 3 цикла тропарей.

В седмичные дни при знаке шестеричной службы на блаженнах поются 4 тропаря Октоиха и 4 Минеи из 3-й песни канона (иногда 6-й) на 4. Несколько святых с шестеричным знаком (6 сент., 16 янв., 20 июля) имеют и 3-ю, и 6-ю песни на блаженнах (блаженны Октоиха тогда отменяются совсем). В дни со славословием и выше положено петь песни 3-ю и 6-ю на блаженнах. Если святой или праздник имеет 2 канона на утрене, тогда 3-я песнь берется из 1-го, а 6-я – из 2-го канона.

В субботу, если служба святому не имеет праздничного знака, на блаженнах поются 6 тропарей Октоиха; если есть тропари на блаженнах, устав их пения тот же, что и в седмичные дни, только тропари святого поются прежде тропарей Октоиха (если последние вовсе не отменяются). В дни памяти святых, имеющих шестеричную службу, когда сначала на блаженнах поется песнь канона Минеи с ирмосом, а затем – тропари Октоиха, причем 1-й тропарь Октоиха (т. е. ирмос тропарей на блаженнах) опускается, по аналогии с каноном. Это правило прямо указано в московском старопечатном Типиконе 1641 г. под 7 сентября.

В попразднства двунадесятых праздников, большинства недель периода Пятидесятницы и праздника Преполовения на блаженнах тропари Октоиха отменяются и вместо них поются т. н. рядовые песни на блаженнах – песни праздничного канона (или 2 канонов) по очереди, начиная с 1-й. Распределение песен праздничного канона по дням попразднства подчинено определенным закономерностям. Если попразднство с отданием охватывает 8 дней, что достаточно для пропевания всех песен праздничного канона, тогда песни канонов поются все подряд – с 1-й по 9-ю, по одной в день. 8-дневное попразднство имеют Богоявление, Вознесение и Успение. Попразднство других праздников короче: Воздвижение – 7 дней, Рождество Христово, Пятидесятница, Преображение – 6 дней, Рождество Богородицы, Введение во храм – 4 дня. Сретение Господне может иметь разное количество дней попразднства (от 0 до 7 – это связано с тем, что праздник зависит от подвижного годового круга). Если дней не хватает, в первую очередь пропускаются песни, уже пропетые в день праздника или в 1-й день попразднства (у попразднств Рождества Богородицы и Введения). Для пропевания всех песней праздничного канона в случае недостатка дней песни соединяются друг с другом (например, 4-я с 5-й, 5-я с 6-й, 7-я с 8-й). В Типиконе избегаются соединения песней, разделенных на утрене ектениями (т. е. песни 3-я с 4-й и 6-я с 7-й никогда не соединяются), а также любых песней с 1-й и 9-й. Чаще всего объединяются 7-я и 8-я песни (видимо, потому, что соответствующие библейские песни тесно связаны друг с другом). Если же дней все равно не хватает для пропевания всех песен праздничного канона, то в первую очередь поются песни 3-я и 6-я, если они еще не спеты, а если спеты – то 9-я. В день отдания праздника обычно поется 9-я песнь. Рядовые песни попразднства на блаженнах поются на 6, с ирмосом. Если праздник имеет 2 канона, на блаженнах должны петься оба, при этом все равно на 6. Когда к тропарям рядовой песни на блаженнах прибавляются тропари празднуемого святого, тогда всего на блаженнах поются 8 тропарей: 4 праздника (только одного из канонов) и 4 святого. В недели при празднуемом святом в попразднство на блаженнах поются 12 тропарей.

В воскресные дни периода Пятидесятницы (кроме 1, 5, 7 и 8-й) тропари на блаженнах поются не на 10, а на 8 (воскресные на 4 и Триоди (из канона) на 4). Здесь современная русская практика сближается с современной греческой, по которой во весь год и в воскресные дни, и в будни при наличии на блаженнах песни из канона тропари Октоиха поются на 4 и песнь канона Минеи или Триоди на 4. В первопечатном московском Типиконе, наоборот, тропари Октоиха указано петь на 6 (и в будни), а песнь канона – на 4.

Поются блаженны особым напевом чередного гласа, близким к тропарному и канонному.

Современная практика

Для некоторых праздников – Рождества, Введения и Успения Пресвятой Богородицы, Благовещения и Сретения, а также для Обрезания Господня и недель Православия и Крестопоклонной – в Константинопольском Патриархате были составлены особые праздничные антифоны, тогда как в Русской Церкви в эти праздники продолжают петься изобразительные псалмы и блаженны. Также, действующий в греческом мире Типикон Г. Виолакиса впервые предписал пение пасхальных антифонов ежедневно до отдания Пасхи. Однако в Валаамском монастыре в данном вопросе придерживаются греческой традиции, пропевая на двунадесятые праздники особые праздничные антифоны.

Типикон Великой Церкви 1888 г. (составленный протопсалтом Георгием Виолакисом), который действует и поныне, полагает петь изобразительные лишь в воскресные дни, с восемью тропарями на блаженнах. Тропари берутся из Октоиха, или из Октоиха и Минеи, если в воскресенье случится предпразднство или попразднство двунадесятых праздников или память великого святого. На Литургиях седмичных дней Типикон Г. Виолакиса предусматривает в качестве антифонов избранные стихи псалмов 91, 92 и 94, с припевами: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» к первому антифону, «Молитвами святых Твоих, спаси нас, Господи» ко второму и «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуиа» к третьему. Эти антифоны и припевы являются традиционными для константинопольского богослужения. Стоит заметить, что в Валаамском монастыре чаще всего в воскресения придерживаются указаний греческого типикона, т.е. блаженны поются на 8 независимо от знака праздника.

В приходской богослужебной практике изобразительные антифоны нередко вытесняют вседневные антифоны; данная практика получила распространение в Русской Церкви уже в XVIII в. Есть свидетельства о том, что в XIX в. на ранней Литургии (которая воспринималась как менее праздничная по сравнению с поздней) могли исполняться вседневные антифоны, а на поздней – изобразительные антифоны. Сейчас в Валаамском монастыре, когда служатся ранняя и поздняя Литургии, поступают именно так.

В современной русской традиции пение тропарей на блаженнах очень часто заменяется чтением (или тропари вообще опускаются), а поются одни блаженны (стихи).

Нигде в Литургии нет такого стечения специально-праздничных песней, какое представляют собою блаженны. Можно сказать, это самая праздничная часть Литургии. Поэтому иногда устав отменяет и антифоны двунадесятых Господских праздников для сохранения блаженн. К сожалению, обычно тропари на блаженнах опускаются. И это происходит на Литургии, службе такой краткой и настолько священной, что здесь менее, чем где-либо, позволительны пропуски. Опущение тропарей на блаженнах сводит праздничную Литургию на степень будничной, разоряет праздник. Ещё более делает это – чтение тропарей вместо пения.

Список использованных источников:

8. Коляда, Е. И. Антифон / Е. И. Коляда, С. И. Никитин, М. С. Желтов, С. Н. Лебедев, Н. И. Ефимова // Православная энциклопедия. – 2009. – Т. 2. – С. 554-560.

9. Лукашевич, А. А. Блаженны / А. А. Лукашевич, А. А. Турилов, З. М. Гусейнова // Православная энциклопедия. – 2009. – Т. 5. – С. 347-352.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *