Антифоны вседневные ноты обиход

, один из 3 типов антифонов, образующих энарксис (начальную часть) Божественной литургии. Как и 2 др. типа литургийных антифонов (изобразительные и праздничные), В. а. включают 3 антифона, перемежаемые ектениями; после 2-го поется тропарь «Единородный Сыне», в конце 3-го совершается малый вход.

Текст В. а. основан на Пс 91, 92 и 94. 1-й антифон состоит из стихов Пс 91. 2, 3, 4 и 16, и с припевом . 2-й антифон — из стихов Пс 92. 1ab, 1c, 5 с припевом ; на поется тропарь «Единородный Сыне». При исполнении первых 2 антифонов рус. богослужебные книги предписывают петь их 1-й стих дважды: сначала до половины, затем полностью (это след визант. практики исполнения антифонов). 3-й антифон состоит из стихов Пс 94. 1, 2-3, 4 и 5 с припевом , после чего поются входный стих (Пс 94. 6 с тем же припевом (см. также ст. «Приидите поклонимся»)), во время к-рого священнослужители входят в алтарь, и тропари и кондаки по входе, к-рых и является заключительным 3-го антифона.

Появление В. а. в составе литургии следует относить к VII-VIII вв.: если в «Мистагогии» прп. Максима Исповедника (ок. 630) еще говорится просто о том, что литургия начинается с малого входа, то в «Церковной истории» Псевдо-Германа К-польского (ок. 730) упоминаются В. а. (Mateos. Célébration. P. 42). Первоначально, вероятно, в состав службы вошел только 3-й из совр. В. а., образовавший входной псалом литургии (из-за слова «приидите» стихов Пс 94. 1 и 6, указывающего на момент входа); впосл. к нему были прибавлены еще 2 антифона, основанные на псалмах, предшествующих Пс 94 в Псалтири (Пс 93 пропущен как не соответствующий радостному характеру службы; см.: Ibid. P. 48-49). В рукописях Евхология, начиная с древнейших из сохранившихся (кон. VIII в. и далее), 3 антифона сопровождаются 3 молитвами (см. ст. Энарксис).

Структура из 3 антифонов была обычной для богослужения К-поля; в частности, во мн. дни года литургия предварялась шествием по К-полю с пением последования из 3 специально подобранных антифонов (Ibid. P. 34-40). В. а. могли быть включены в литургию для пения их в те дни, когда такого шествия не было,- в подражание 3 антифонам предлитургийных процессий. Еще одна возможная причина замены входного антифона из Пс 94 структурой из 3 В. а.- необходимость удлинить начальную часть службы из-за совершения в это время протесиса (проскомидии) (Ibid. P. 44-45).

Согласно к-польским памятникам IX-XII вв. (Типикону Великой ц., рукописям Евхология этого времени, описаниям очевидцев), в те дни, когда перед литургией совершалось шествие, В. а. отменялись (впрочем, существовали и исключения, когда пелись и процессиональные, и вседневные антифоны — напр., в понедельник Светлой седмицы); в дни нек-рых важнейших праздников В. а. заменялись праздничными; литургия начиналась без антифонов и в нек-рые особые дни года (напр., на Воздвижение Креста). В остальные дни исполнялись В. а., еще не воспринимавшиеся, однако, как обязательная часть службы,- архиерей во время их исполнения или еще не присутствовал в храме, или находился в притворе; мирная ектения читалась не перед В. а., а перед Трисвятым (Ibid. P. 40-41).

В послеиконоборческих визант. монастырских уставах — Студийском и Иерусалимском (первый получил в IX-XII вв. большое распространение в Византии, второй, основанный на первом, в XII-XIV вв. стал общепринятым в правосл. мире) — В. а. были в значительной степени вытеснены изобразительными. Служба изобразительных первоначально сформировалась в богослужении палестинского уединенного монашества как служба келейного самопричащения Преждеосвященными Дарами. В студийском послеиконоборческом богослужении, принявшем палестинский Часослов за основу суточных служб, эта служба потеряла практическое значение и была включена в литургию; вместо В. а. в качестве начальных антифонов стало обычным петь 2 начальных псалма изобразительных (102 и 145) без припевов (но с «Единородный Сыне» в конце Пс 145) и блаженны; в качестве обычного входного стиха, однако, остался Пс 94. 6 со своим припевом, происходящий из 3-го В. а. Для дней великих праздников монастырские Типиконы сохранили праздничные антифоны со своими входными стихами.

В. а. же используются Типиконами различных редакций по-разному. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., лучшим образом из сохранившихся памятников отражающем студийскую практику X в., В. а. встречаются лишь в неделю Антипасхи в качестве праздничных (Пентковский. Типикон. С. 261-262). Студийские Типиконы малоазийской редакции (напр., Евергетидский кон. XI в.) указывают В. а. в качестве праздничных в те дни, к-рые не имели праздничных антифонов в Типиконе Великой ц.: на Воздвижение Креста Господня, на Сретение Господне, на Преображение Господне, на Антипасху (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 274, 407, 481, 566-561). В студийских Типиконах афоно-италийских редакций — Георгия Мтацминдели Типиконе XI в. (Кекелидзе. Литургические груз. книги. С. 228-313), Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon) и др.- В. а. полностью получили статус полупраздничных, они поются по праздникам (кроме тех, что имеют праздничные антифоны) и по воскресеньям (перед литургией могут отдельно совершаться изобразительны). Практика использования В. а. как полупраздничных была известна и на Руси.

Иерусалимский устав, напротив, предполагает использование изобразительных антифонов за литургией всегда, кроме дней с праздничными антифонами. Однако даже в эпоху господства Иерусалимского устава во мн. Евхологиях и служебных Апостолах, а также в уставах литургий в качестве обычных антифонов литургии продолжали фигурировать В. а. (совр. рус. служебный Апостол не только приводит полностью текст В. а., но и косвенно предписывает петь их в воскресные дни (с заменой слов словами ) — Апостол. С. 525-526). Видимо, разногласием между практикой и уставными указаниями следует объяснять появление в послениконовских рус. изданиях Типикона особой главы о литургийных антифонах (Гл. 21), где В. а. упоминаются наряду с изобразительными и праздничными (впрочем, дни пения В. а. ограничены лишь самыми маловажными — когда нет не только среднего или великого праздника, но и пред- или попразднства и устав не указывает песнь на блаженнах).

В совр. практике Русской Церкви В. а. исполняются редко, лишь в те наиболее непраздничные из седмичных дней, когда пение В. а. предписано действующим Типиконом; распространена традиция заменять В. а. изобразительными даже и в эти дни. В совр. практике греч. Церквей В. а., напротив, исполняются практически ежедневно (Βιολάκης. Τυπικὸν. Σ. 31-32), кроме дней, имеющих праздничные антифоны, а также кроме тех праздников, когда поются изобразительные антифоны (к-рые считаются в греч. практике особо торжественными). При этом текст В. а. в греч. практике подвергся существенным изменениям: 1-й В. а. обычно состоит из стихов Пс 91. 2, 3, 4 и 16 и с припевом Ταῖς πρεσβείαις τῆς Θεοτόκου̇ ( ) (при этом псаломские стихи часто опускают, оставляя лишь повторяющийся неск. раз припев и ); 2-й — из стихов Пс 145. 1-2, 5 и 10 (т. е. из стихов 2-го изобразительного антифона) с припевом Σῶσον ἠμᾶς, Υἱὲ Θεοῦ, ὁ ἐν ἁγίοις θαυμαστός̇ ( ) в более праздничные дни или из стихов Пс 94. 1, 2-3 и 4 (т. е. из стихов 3-го В. а.) с тем же припевом — в дни менее торжественные (в любом случае в конце 2-го антифона, как обычно, поется и «Единородный Сыне»); 3-й — из стихов стиховных стихир или 2 др. особых псаломских стихов (соответственно лику святого) с тропарем святого или праздника (но в конце антифона — вход с обычным входным из Пс 94. 6 с припевом).

Напев В. а. в рус. традиции обычно тот же, что и у праздничных антифонов; в греч. традиции они нередко исполняются простым читком (тропари поются обычным напевом).

Лит.: Дмитриевский И. Изъяснение литургии. С. 138-139; Розанов. Устав. С. 284-286; Никольский. Устав. Т. 2. С. 348-350; Mateos. Célébration. P. 27-90.

Диак. Михаил Желтов

Богослужение – наиболее важная составляющая духовной жизни каждого человека. Каждый день мы стараемся побывать в храме, помолиться с другими верующими за богослужением. И такая молитва по мнению многих святых отцов – самая сильная. И здесь есть один важный момент – богослужение совершается на каком-то непонятном языке. Этот язык – церковнославянский – ввели святые равноапостольные Кирилл и Мефодий более тысячи лет назад. Он имеет огромное значение для Русской Православной Церкви: это язык, на котором молились наши отцы и прадеды, это язык Святоотеческого Предания, которое оставили нам наши святые и духоносные отцы Церкви, это язык Священного Писания, центральной части всего нашего богослужения. Поэтому понимать богослужение – основная задача христианина: и мирянина, и монаха.

Всё чаще обращаются к нам любознательные читатели за разъяснением этих самых вопросов по той или иной части богослужения. В связи с этим мы начинаем вести заметки для всех интересующихся богослужебным кругом. Вершиной всего нашего богослужения является Литургия, так как на ней совершается Таинство Евхаристии. С неё и начнём.

В данной статье мы собрали основные сведения об антифонах из разных источников. Стараясь сохранить авторский текст без изменений, мы внесли самые минимальные правки.

Антифоны на Литургии в греческой невменной нотации. Глас 7

Литургия настолько священная, «божественная» служба, что Православная Церковь не решается менять её даже для таких великих праздников, как Пасха. В своём обычном виде она торжественна для всех праздников, поэтому во все дни Великого поста, кроме субботы и недели (воскресения), и святого дня Благовещения, полная Литургия совершенно отменяется (52-е правило Трулльского Собора). Важнейшая часть Литургии (её Евхаристический канон), где она становится таинством Евхаристии, остаётся неизменной, в подготовительной же и заключительной части службы молитвословия меняются в зависимости от совершаемой в этот день памяти. Ввиду этого начало Литургии для будней и праздников может сильно отличаться.

Начинается Литургия св. Иоанна Златоуста и св. Василия Великого, кроме случаев соединения Литургии с вечерней, с трёх песнопений, называемых по способу исполнения их «антифонами», которые идут сразу после первой великой ектении.

Антифон (греч. ἀντίφωνον от ἀντίφωνος – звучащий попеременно) – псалом с обычно краткой фразой – припевом, который положен после каждого стиха псалма. Псалмы антифонов имеют своей общей темой хвалу и славословие Бога и тем самым готовят христиан к Божественной Евхаристии.

Антифоны бывают трёх типов:

  • изобразительные (или воскресные),
  • праздничные,
  • вседневные (или будничные).

Во всех трех разновидностях по три антифона (в честь Святой Троицы), которые поются попеременно солистом и хором, двумя хорами (правый и левый клирос) или двумя солистами.

Сводный праздничный хор Валаамского монастыря

Сходные между собой по местоположению на службе (перед малым входом), по структуре (после 2-го антифона следует гимн «Единородный Сыне») и по способу исполнения, различаются они по степени праздничности и содержанию текстов.

Согласно действующему в Русской Церкви типикону, изобразительные антифоны поются: в воскресные дни, в субботы, ежедневно от недели Фоминой до Пятидесятницы, в предпразднства, попразднства и отдания двунадесятых праздников, а также в праздники с бдением, полиелеем или славословием, или в дни, для которых в Типиконе назначены тропари на блаженнах. В качестве первых двух антифонов используются «изобразительные» псалмы (Пс. 102:1-5, 1; и весь Пс. 145-й), а вместо третьего – блаженны (Мф. 5:3-12а). В строгом смысле термина они не являются антифонами, так как Пс. 102 поётся без припева (однако, слова «Благословен еси, Господи», вставленные в начало и в конец псалма, могут быть следом припева), Пс. 145 – лишь однажды в самом конце антифона с припевом – тропарем «Единородный Сыне», заповеди блаженств – с изменяемыми в зависимости от дня и праздника припевами – тропарями на блаженнах.

Праздничные антифоны поются на Пасху (и в Светлую седмицу), в Господские двунадесятые праздники и на Сретение Господне. Для каждого праздника подобраны по смыслу свои псалмы, иногда они состоят из стихов разных псалмов. Припевами к ним служат соответственно: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас» к первому антифону; «Спаси ны, Сыне Божий, , поющия Ти: Аллилуия» ко второму; тропарь праздника к третьему. Последний стих 3-го антифона является входным стихом, после которого ещё раз поётся припев – тропарь праздника; далее следуют «Слава», «И ныне» и периссий (περισσή – «избыточный»: тот же или иной припев, в данном случае кондак) – кондак праздника (точнее, проимий кондака, от греч. προοίμιον – «вступление»).

Братский хор Валаамского монастыря

Во все остальные седмичные дни на Литургии поются вседневные антифоны: Пс. 91:2, 3, 16; Пс. 92:1, 5; и Пс. 94:1-5 соответственно, с припевом «Молитвами Богородице, Спасе, спаси нас» к первому антифону, «Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас» ко второму и «Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти: Аллилуиа» к третьему. После чего поются: входный стих «Приидите, поклонимся» (Пс. 94:6 с тем же припевом), во время которого священнослужители входят в алтарь; и тропари и кондаки по входе, «Слава», «И ныне» которых и является заключительным «Слава», «И ныне» 3-го антифона.

В настоящее время вседневные антифоны поются очень редко, так как они предписаны лишь для малых праздников (т. н. малые святые или святые без знака) богослужебного года, а по мере прославления святых и соответственного увеличения полиелейных служб, предусматривающих изобразительные и блаженны, число таких праздников уменьшается. Однако независимо от того, изобразительные ли поются или антифоны, после второго псалма следует гимн «Единородный Сыне» – тропарь, введённый в богослужение при императоре Юстиниане Великом в 535-536 гг., выражает учение Церкви о Домостроительстве спасения.

Продолжение: «История появления антифонов на Литургии»

Список использованных источников:

5. Коляда, Е. И. Антифон / Е. И. Коляда, С. И. Никитин, М. С. Желтов, С. Н. Лебедев, Н. И. Ефимова // Православная энциклопедия. – 2009. – Т. 2. – С. 554-560.

6. Лукашевич, А. А. Блаженны / А. А. Лукашевич, А. А. Турилов, З. М. Гусейнова // Православная энциклопедия. – 2009. – Т. 5. – С. 347-352.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *